Научная статья на тему 'Рынок конгрессно-выставочных услуг: масштабы, тенденции, регулирование'

Рынок конгрессно-выставочных услуг: масштабы, тенденции, регулирование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3307
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОГО БИЗНЕСА / ИНДУСТРИЯ ДЕЛОВЫХ ВСТРЕЧ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CONGRESS AND EXHIBITION BUSINESS / BUSINESS MEETING INDUSTRY / EXHIBITION SERVICES MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпова Галина Алексеевна, Хорева Любовь Викторовна, Попова Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются вопросы организации выставочной деятельности, масштабы и особенности функционирования выставочного бизнеса, специфика регулирования выставочной деятельности в международной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карпова Галина Алексеевна, Хорева Любовь Викторовна, Попова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The market of exhibition services: scale, trends and management

In the paper we consider how exhibition industry is managed worldwide. The main interest is focused on features of congress and exhibition business, as well as on exhibition services management.

Текст научной работы на тему «Рынок конгрессно-выставочных услуг: масштабы, тенденции, регулирование»

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИИ УПРАВЛЕНИЯ

ГА. КАРПОВА, Л.В. ХОРЕВА, Т.Н. ПОПОВА

Галина Алексеевна КАРПОВА — доктор экономических наук, профессор, декан факультета туризма СПбГЭУ, первый вице-президент Национальной академии туризма.

Окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского.

Автор более 140 работ, опубликованных в российских и зарубежных научных изданиях.

Сфера научных интересов — экономика и управление в сфере услуг, экономика и управление туристской деятельностью, рекреационная сфера.

Любовь Викторовна ХОРЕВА — доктор экономических наук, профессор, и. о. директора института туризма и сервиса СПбГЭУ, действительный член Национальной академии туризма.

Окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского.

Автор более 120 публикаций.

Сфера научных интересов — экономика и управление в сфере услуг, международная торговля услугами, экономика туризма, культуры и образования.

Татьяна Николаевна ПОПОВА — аспирантка кафедры экономики и управления в сфере услуг СПбГЭУ.

В 2012 г. окончила Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова.

Область научной специализации — управление в сфере услуг, конгрессно-выставочная деятельность.

^ ^ ^

Г.А. Карпова, Л.В. Хорева, Т.Н. Попова

77

РЫНОК КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНЫХ УСЛУГ:

МАСШТАБЫ, ТЕНДЕНЦИИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ

Глобализационные процессы в мире непосредственным образом влияют на наращивание деловых обменов. Сегодня резко возросло число контактов между участниками международных рынков, увеличивается количество международных корпораций, и взаимодействие между участниками подобных структур становится все более интенсивным. В связи с этим повышается значение разнообразных деловых встреч, которые могут быть организованы как в виде конференций, конгрессов, форумов, так и в виде выставок, салонов (автомобильный, авиасалон и т. п.), показов новой техники, технологий и других форм деловых митингов. Тем самым конгрессно-выставочная деятельность приобретает новое звучание в интегрированном мировом экономическом пространстве.

По статистике Всемирной туристской организации (UNWTO), доля конгрессно-выставочного сегмента в общем объеме деловых поездок составляет более 10 %. Индустрия конгрессных услуг за последние десятилетия во всем мире развилась в развернутую и самодостаточную сферу бизнеса. Мировой рынок конгрессных и выставочных услуг сегодня является одним из самых динамичных. По различным оценкам, среднегодовой оборот этого рынка составляет 40-60 млрд долл. США [10]. Как отмечалось на конгрессе Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) в 2012 г., выставочная деятельность сегодня превращается в лидера глобальной экономики, становится основным драйвером бизнеса, поскольку объединяет все известные средства продвижения товаров и услуг.

Следует указать, что, с одной стороны, выставки призваны обслуживать бизнес, продвигая новые идеи, решения, товары, но, с другой стороны, это самостоятельная сфера хозяйственной деятельности, построенная на тесном взаимодействии со всеми участниками как национального, так и мирового рынков. Выставочный бизнес призван проводить опережающий анализ тенденций развития базовых отраслей хозяйства (и без этого не будет его роста); формировать деловые сообщества и ассоциации производителей товаров и услуг предоставлять заинтересованным во взаимодействии структурам возможности продвигать собственные продукты с использованием маркетинговых возможностей выставочных компаний. Хотя участники выставок (экспоненты) и участники выставочного бизнеса (производители выставочных услуг) всегда ориентируются на получение прибыли, на расширение сегмента потребителей и на другие традиционные рыночные результаты, но все отчетливее формируется понимание, что выставки — это важный инструмент наращивания нематериальных активов: вхождение в определенное бизнес-сообщество, рост узнаваемости компании, укрепление репутации, формирование позитивного социального имиджа.

При этом речь идет не только о «внутреннем имидже», нацеленном на национальные рынки, но и, несмотря на сложности текущего момента, о важности деловой репутации на международных рынках. Конгрессно-выставочные мероприятия призваны привлекать в страну не только и не столько готовые продукты, а, прежде всего, технологические решения и инновации, которые позволяют отечественному производителю занять лидирующие позиции на отраслевых рынках, а также продвинуть российские компании на высокотехнологичные глобальные рынки. Данная задача особенно актуальна в современной политико-экономической ситуации.

Здесь не обойтись без понимания того, каким именно образом организована выставочная деятельность в мировой практике, каковы масштабы и особенности функционирования выставочного бизнеса, тенденции и перспективы его развития. Важно представлять, в чем состоит специфика регулирования выставочной деятельности, какие структуры включены в процесс подобного регулирования, и гармонизировать отечественное законодательство с международными нормативными актами.

Исходя из этих задач, прежде всего, отметим, что наиболее популярными странами, в которых проводятся разнообразные бизнес-форумы, конференции, выставки и другие деловые встречи, согласно данным рейтинга Международной ассоциации конгрессов и конференций (International Congress and Convention Association — ICCA), в 2013 г. были: США (829 бизнес-выставок), Германия (722 выставки ) и Испания (562 выставки). В данном рейтинге Россия находится на 40-м месте (после Гонконга и Китая) с 83 выставками, проведенными в 2013 г. (см. табл. 1).

ГРНТИ 06.71.57

© Г.А. Карпова, Л.В. Хорева, Т.Н. Попова, 2014

78

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

Интересно, что российские организации, включенные в анализ данного рынка, несколько иначе оценивают количество выставок в нашей стране. Так, по данным департамента маркетинга Выставочного объединения «РЕСТЭК», в России ежегодно проводится около 1700 выставок [6]. Расхождение в статистических данных легко объяснимо различными принципами организации статистического учета, однако такое расхождение может свидетельствовать и о недостаточно активном продвижении российских выставок на международный рынок.

Таблица 1

Рейтинг стран мира по количеству форумов, проведенных в 2013 г. [19]

Место в рейтинге Страна Количество форумов

i США 829

2 Германия 722

3 Испания 562

4 Франция 527

5 Великобритания 525

6 Италия 447

7 Япония 342

8 Китай 340

9 Бразилия 315

10 Нидерланды 302

39 Гонконг 89

40 Россия 83

В США, согласно оценкам экспертов, темпы развития выставочной индустрии опережают рост ВВП в стране: в 2013 г. темпы роста ВВП составили 1,6 % [21], в то время как средние темпы роста выставочного бизнеса в мире, по данным Международного агентства стратегического консалтинга компаний (AMR International), составляют около 4 % в год [11]. Выставочный бизнес рассматривается как важный, если не важнейший, инструмент продвижения товаров и услуг. Ежегодно на участие в торговых и иных бизнес-выставках и форумах в США тратится около 60 млрд долл., это больше, чем предприятия в стране тратят на наружную рекламу и рекламу в СМИ, вместе взятых. Выставки в Германии обеспечивают более 40 % контактов в формате B2B. В бюджетах немецких компаний 42 % затрат на бизнес-коммуникации приходится на участие в выставках, а в сфере тяжелой промышленности этот показатель достиг 47 % [1].

По экспертным оценкам, индустрия деловых встреч приносит крупным городам в 4 раза больше средств, чем организация других массовых мероприятий [18]. Тем самым в развитии подобного бизнеса заинтересованы не только собственно участники выставок и бизнес-сообщество, но и региональные власти, поскольку крупные международные бизнес-мероприятия пополняют бюджет и одновременно способствуют активному развитию инфраструктуры территории, создавая дополнительную инвестиционную привлекательность города. Как отмечает С. Трофимов, сегодня «в Германии 80 % доходов казны Ганновера составляют доходы от выставочной деятельности, в Дюссельдорфе — 15 %, а в Петербурге, по нашим подсчетам, — только 0,7 %» [15]. Согласно некоторым оценкам в Германии, например, оборот конгрессной индустрии составляет 50 млрд евро в год, в Канаде — около 32 млрд канадских долл., конгресс-центр в Лейпциге ежегодно приносит в бюджет города более 30 млн евро [9]. В немецких выставках ежегодно участвуют более 160 тыс. экспонентов, 9-10 млн посетителей, общая площадь стендов составляет 6,5 млн кв. м. Почти 50 % экспонентов приезжают из-за рубежа [5].

Доля России на мировом выставочном рынке не превышает 2 %, в то время как доля рынка Германии — 20 %, половина крупнейших выставок мира проходит именно в Германии. Но, несмотря на небольшую долю России в мировом объеме выставочных услуг, страна находится в русле мировых тенденций. По оценкам специалистов, сегодня в выставках, проходящих на территории нашей страны, принимает участие около 140 тыс. российских и 20 тыс. зарубежных фирм и организаций [3]. По данным Российского союза выставок и ярмарок, в 2013 г. был отмечен значительный рост числа иностранных участников (на 11,4 %), при одновременном снижении количества российских участников выставок

Г.А. Карпова, Л.В. Хорева, Т.Н. Попова

79

(-3 %) [17]. Как указывает С.П. Алексеев, мы, безусловно, находимся в тренде, несмотря на то, что по масштабам выставочно-конгрессной деятельности пока, конечно, отстаем от стран-лидеров [7].

Наиболее популярными городами для проведения выставок в мировом рейтинге 2013 г., составленном ICCA, были: Париж — 204 выставки, Мадрид — 186, Вена — 182, Барселона — 179, Берлин — 178, Сингапур — 175, Лондон — 166 выставок соответственно. Москва в этом рейтинге занимает 68-е место с 34 выставками, наряду с Манчестером и Роттердамом; Санкт-Петербург провел в 2013 г. 32 выставки и оказался на 79-м месте вместе с Бухарестом, Краковом и Тулузой (см. табл. 2).

Таблица 2

Рейтинг городов мира по количеству форумов, проведенных в 2013 г. [19]

Место в рейтинге Город Количество форумов

1 Париж 204

2 Мадрид 186

3 Вена 182

4 Барселона 179

5 Берлин 178

6 Сингапур 175

7 Лондон 166

8 Стамбул 146

9 Лиссабон 125

10 Сеул 125

68 Манчестер, Москва, Роттердам 34

79 Бухарест, Краков, Санкт-Петербург, Тулуза 32

Несмотря на относительно низкие позиции в указанном рейтинге выставочной активности, в России, между тем, наблюдается рост интереса к данной сфере бизнеса. По оценкам экспертов, рынок выставочной деятельности в стране достигает 1,5 млрд долл. США. Основные конгрессно-выставочные мероприятия сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге — это примерно 60 % рынка, оставшаяся часть — региональные операторы. Знак Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) имеют 89 российских выставок, в том числе 62 московские, а членами UFI являются 22 московские выставочные компании, занимающиеся организацией и проведением торгово-промышленных выставок, при этом последние 2-3 года столичные выставочные мероприятия устойчиво посещают около 8,5 млн посетителей, из которых порядка 2 млн — специалисты практически всех отраслей российской экономики [4].

Среди наиболее популярных городов России, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, которые, однако, не попали в рейтинг ICCA, находятся Казань, Новосибирск, Екатеринбург, Владивосток [16]. В перспективе более быстрыми темпами будут расти именно региональные рынки выставочной индустрии. Тенденция развития регионального рынка выставочных услуг обусловлена замедлением роста московского рынка. Согласно оценкам экспертов он будет расти приметно на 2 % в год, в то время как темпы роста регионального выставочного бизнеса по числу проводимых мероприятий будут прирастать на 7 % ежегодно [6].

Развитию этой тенденции способствовало и будет способствовать строительство и ввод в действие новых современных площадей в таких городах, как Санкт-Петербург (Конгрессно-выставочный центр «ЭКСПОФОРУМ», один из современнейших в России выставочных комплексов), Новосибирск (крупнейший за Уралом выставочный комплекс «Новосибирск Экспоцентр»), Екатеринбург (Международный выставочный центр «Екатеринбург-Экспо») и др. При этом региональные выставки становятся все более привлекательными ввиду высокого профессионализма в организации событий любой направленности. Строительство подобных комплексов повышает в целом инвестиционную привлекательность региона. Например, строительство в Санкт-Петербурге нового выставочного центра «ЭКСПОФОРУМ» в районе аэропорта Пулково, по мнению инвесторов, позволит придать новый импульс конгрессно-выставочной активности в городе и даст существенный толчок развитию перифе-

80

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

рийной городской территории. Во всем мире уже давно наблюдается тенденция вытеснения из центральных районов городов промышленных предприятий, а «оставленные» индустриальные объекты становятся открытыми общественными пространствами для творчества, на которых, в том числе, возможно проведение форумов и выставок соответствующей направленности (например, Лофт «Этажи», открывшийся в 2007 г. в Санкт-Петербурге в здании бывшего хлебозавода на Лиговском пр., 74. Сегодня это одно из крупнейших выставочных пространств в городе, где на площади в 3000 кв. м расположились 2 галереи современного искусства, 4 выставочных площадки, кофейня «Зеленая комната», открытая крыша и Локейшн Хостел [22]).

В целом развитие выставочного бизнеса оказывает позитивное влиняие на экономику города как участника мирового экономического пространства. Например, в 2014 г. в Санкт-Петербурге прошел ряд международных специализированных промышленных выставок, в том числе: Петербургская техническая ярмарка и Петербургский промышленный конгресс; «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции (Hi-Tech)»; Международный строительный форум; Международная специализированная выставка энергетической промышленности и электрооборудования и др. Кроме того, проходит крупнейшая туристическая выставка на Северо-Западе России INWETEX-CIS TRAVEL MARKET, объединяющая большое число туристических мероприятий [12]. Кроме того, в октябре 2014 г. к официальному открытию выставочного центра «ЭКСПОФОРУМ» приурочено проведение такого статусного мероприятия, как IV Петербургский международный газовый форум.

Отметим, что открытие новых выставочных площадей обусловлено как ростом собственно выставочного бизнеса, так и мировой тенденцией комплексного развития выставочных услуг, что возможно только с применением инновационных технологий экспонирования. Именно комплексное предоставление как основных, так и сопутствующих услуг дает высокий мультипликативный эффект, выражающийся в увеличении объема налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, развитии городской инфраструктуры и смежных с выставочной сферой отраслей, повышении в целом инновационной и инвестиционной привлекательности территорий и регионов, где проводятся подобные мероприятия.

Развитие выставочного бизнеса невозможно без сильных и профессиональных операторов. Так, сегодня крупнейшими операторами на рынке выставочных услуг являются две российские компании — группа компаний ITE и Выставочное объединение «РЕСТЭК». При этом группа компаний ITE в 2014 г. вошла в пятерку мировых лидеров по объему выручки от организации выставочных мероприятий, попав в ежегодный аналитический отчет о состоянии мирового рынка выставочных услуг (Globex Market Report), представленный AMR International. Группа компаний ITE, согласно исследованию Globex Market Report, прочно занимает лидирующие позиции с долей в 22 % на российском рынке выставочных услуг. Следует отметить, что, по данным этого отчета, российский рынок выставочных услуг вырос в 2013 г. более чем на 8 % по сравнению с предыдущим периодом и является в настоящее время 6-м по объему рынком экспоуслуг в мире [20].

Мы хотели бы сослаться на данные Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), которые дают некое обобщенное представление об инфраструктуре и емкости выставочного рынка в России. Так, по данным РСВЯ, общий объем выставочных площадей еще недостаточно велик и едва достигает 600 тыс. кв. м, при этом, по подсчетам AMR International, объем выставочных площадей в России примерно в 4 раза больше — 2,7 млн кв. м, но в любом случае заметно меньше, чем в странах с более развитым рынком подобных услуг: в США, по оценкам, порядка 41 млн кв. м выставочных площадей, в Китае — 13 млн, в Германии — 9 млн, во Франции — 6 млн [6].

Эффективное создание и функционирование выставочного бизнеса во всем мире невозможно без выстроенной системы его нормативного регулирования. В международной практике организация выставочно-ярмарочной деятельности — довольно сложный процесс, именно поэтому существует большое разнообразие документов и организаций, которые в той или иной степени определяют основные правила ведения данного бизнеса. В большинстве сран конгрессно-выставочная деятельность активно поддерживается государством, однако все еще нет единого подхода к ее законодательному регулированию.

В ряду международных актов выделим следующие.

1. Парижская конвенция 1928 г. о международных выставках, описывающая вопросы проведения всемирных выставок, в ряду прочего в данной конвенции описаны права и обязанности организаторов

Г.А. Карпова, Л.В. Хорева, Т.Н. Попова

81

и участников выставок, предложена классификация выставочной деятельности и возможная периодичность всемирных выставок.

2. В рамках Европейского Союза как регулирующий документ используется Объяснительное сообщение Комиссии европейских сообществ «О применении правил Единого рынка к сектору ярмарок и выставок», в котором отмечается, что выставки и ярмарки представляют собой сектор активной экономической деятельности в Европейском сообществе и каждое государство — член ЕС вправе создавать условия проведения выставочно-ярмарочных мероприятий и механизм участия в них экспонентов при условии их соответствия положениям Римского договора о свободе движения товаров, капиталов и услуг в рамках ЕС и принципам функционирования Единого рынка [13].

3. На пространстве государств — участников СНГ действует «Соглашение о развитии выставочноярмарочной и конгрессной деятельности в Содружестве Независимых Государств» от 26 мая 1995 г., уточненное и дополненное в Минске в 2008 г. [8].

4. Кроме международных и региональных соглашений на национальном уровне разрабатываются и применяются нормативные и правовые документы, специально регламентирующие конгрессно-выставочную деятельность. Так, в США разработано два законодательных акта: «Об участии Соединенных Штатов в международных выставках» и «О торговых ярмарках»; в Италии действует «Рамочный закон о выставочной отрасли»; во Франции — ордонанс «О выставочно-ярмарочных мероприятиях» [2]. В Испании принят закон «Об упорядочении выставочной деятельности Автономной области Мадрида». В Германии, несмотря на ее ведущие позиции в данной сфере деятельности, не предусмотрено государственного регулирования выставочного бизнеса. Тем не менее действует документ, который назван «Самодисциплинирующие правила» (Добровольный кодекс профессиональной этики). В рамках этого документа подробно описаны подходы к типологии ярмарок и выставок, содержатся базовые определения [7].

К основным организациям, которые занимаются вопросами регулирования конгрессно-выставочной деятельности на международных и национальных рынках, относятся следующие.

1. Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI), созданная в 1925 г. В настоящее время она насчитывает 635 членов из 228 городов, 85 стран.

2. Международное бюро выставок, созданное в 1931 г. для наблюдения за выполнением Парижской конвенции 1928 г. и успешно функционирующее до сих пор.

3. Одной из ведущих в сфере организации международных мероприятий, самой крупной профессиональной ассоциацией на рынке международных встреч является Международная ассоциация конгрессов и конференций (ICCA), объединяющая в своей структуре авиакомпании, профессиональных организаторов конгрессов, конференций и выставок, отели, агентства, занимающиеся бизнестуризмом, и многие другие структуры. Эта организация насчитывает свыше 1 тыс. членов из 90 стран мира.

4. На пространстве СНГ в рамках соглашения о развитии выставочной деятельности был создан постоянно действующий Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности стран — участниц СНГ, основными функциями которого являются разработка и осуществление мер по развитию и поддержке выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий в государствах — членах СНГ и содействие продвижению на международный рынок научно-технических, инновационных разработок, ноу-хау, товарной продукции и ряд других функций, призванных обеспечить поступательное развитие этого рынка в СНГ [8].

5. Помимо этого большую активность в деле развития международных контактов в сфере конгрес-сно-выставочных мероприятий проявляют такие структуры, как: Международная ассоциация конгрес-сных и туристических бюро (IACVB), одна из старейших организаций, основанная в 1914 г., в настоящее время организация насчитывает 410 членов из 32 стран мира; Международная ассоциация распорядителей деловых встреч (MPI) — ассоциация, объединяющая специалистов — организаторов мероприятий различного масштаба, а также представителей организаций — поставщиков услуг для этой сферы бизнеса (гостиниц, авиакомпаний, ресторанов и т. д.), насчитывает сегодня около 15 тыс. членов; Международная ассоциация конгресс-центров (AIPC), участниками которой являются 120 ведущих конгресс-центров из 43 стран; Международная ассоциация организаторов выставок (IAEM), собравшая в своих рядах более 3200 участников и ряд других правительственных и неправительственных организаций.

82

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

6. В России в числе наиболее влиятельных организаций следует назвать Российский союз выставок и ярмарок (РСВЯ), основными задачами которого являются продвижение отечественной продукции на рынки различных стран, содействие развитию торговых и экономических связей, обеспечение прозрачности российского выставочного рынка, анализ законодательства с целью совершенствования нормативной и правовой базы конгрессно-выставочной деятельности.

Следует отметить, что в России до сих пор поле регулирования конгрессно-выставочной сферы находится на этапе становления. В 2014 г. была одобрена Концепция развития выставочноярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации и утвержден план мероприятий по ее реализации [14]. При этом актуальным остается вопрос о разработке и принятии федерального закона о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ, который должен стать основой правового регулирования отрасли на национальном рынке, определить порядок отношений межу всеми участниками рынка, а также зафиксировать роль государства в его развитии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С.П. Выставочная деятельность: лидерство и Marketing Mix в цифровую эпоху // Инициативы XXI века. Всероссийский научный и общественно-просветительский журнал. URL: http://www.ini21.ru/ about/

2. Аналитические материалы для Парламентских слушаний в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу «Правовые основы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как механизма повышения конкурентоспособности и продвижения отечественных товаров и услуг на внутренний и внешний рынки». М., 2014. URL: http://rusraport.ru/tpp/2014/2/20

3. Выставки как двигатель российской торговли // Торгово-промышленные ведомости. Тематический дневник. URL: http://politobzor.net/show-14968-vystavki-kak-dvigatel-rossiyskoy-torgovli.html

4. Выставочная деятельность: лицом к инвесторам // Промышленник России. 2012. Май. URL: http://promros. ru/magazine/2012/may/vystavochnaya-deyatelnost-licom-k-investoram.phtml

5. Выставочный бизнес России и других стран. URL: http://expomap.ru/artide_info.php/articles_id/40/artide/ vystavochnyi-biznes-rossii-i-drugih-stran

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Грибцова Ю. Выставочный бизнес постепенно восстанавливается // Ведомости. 2013. 27 марта. URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news/10472421/pokazhut_vsem

7. О состоянии нормативно-правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности и путях ее совершенствования. Портал Торгово-промышленной палаты РФ. URL: http://www.tpprf.ru/ru/exhibition_activity/coordination/ framework/state/

8. Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. URL: http://vvcentre.ru/mgs/

9. Педыч Л.П. Управление конгрессной деятельностью как фактором инновационного развития региона. URL: http://doc2all.ru/article/18102012_95895_pedych

10. Портал ИнформЭКСПО. URL: http://www.informexpo.ru/new/view_content.php?id=1065

11. Портал Международного агентства стратегического консалтинга компаний (AMR International). URL: http://www.amrinternational.com/

12. Портал «Международные туристские выставки». URL: http://travelexhibition.ru/ index/

13. Портал российского союза выставок и ярмарок. Объяснительное сообщение Комиссии европейских сообществ «О применении правил Единого рынка к сектору ярмарок и выставок» —98/с143/02. URL: http://www.uefexpo.ru/?id=62448

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. № 1273-р «О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

15. России есть куда расти: индустрия встреч и ее потенциал развития. URL: http://expocom.ru/ news/rossii-est-kuda-rasti-industriya-vstrech-i-ee-potentsial-razvitiya/

16. Российские города в международных туристических рейтингах 2014. Портал Центра гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/05/23/6783

17. Смородова Л. Выставки России: прибыль растет, площадь сокращается... // Экспо-ведомости. 2014. № 1. С. 10-11.

18. Хорева Л.В., Федорова Е.В. Конгрессные бюро как инновационный метод продвижения российских дести-наций на рынке услуг конгрессно-выставочного туризма // Известия СПбГЭУ. 2013. № 1. С. 39-46.

19. ICCA Statistics Report 2013. Country & City Rankings. International Association Meetings Market. URL: http://www.iccaworld.com/npps/story.cfm?nppage=3537

Г.А. Карпова, Л.В. Хорева, Т.Н. Попова

83

20. ITE вошла в пятерку лидеров мирового выставочного рынка. URL: http://www.ite-russia.ru/ru-RU/office/ news/21122.aspx

21. The World Factbook — CIA. URL: https://www.cia.gov/...world-factbook/.../us.htm]

22. URL: http://www.loftprojectetagi.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.