Научная статья на тему 'Развитие конгрессно-выставочной деятельности в России'

Развитие конгрессно-выставочной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2692
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНГРЕССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MICE-ТУРИЗМ / ВЫСТАВКА / ЯРМАРКА / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / ИНСЕНТИВТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Екатерина Валерьевна

В статье проанализирована история развития и современное состояние выставочноярмарочной деятельности в России, рассмотрены потенциал и перспективы развития конгрессной и выставочно-ярмарочной деятельности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of congress and exhibition in Russia

In the article the history of the development and current state of exhibition activity in Russia, considered the potential and prospects of the congress and exhibition activities of Russia.

Текст научной работы на тему «Развитие конгрессно-выставочной деятельности в России»

о <

Е. В. Федорова E. V. Fedorova

Развитие конгрессно-выставочной деятельности в России

Development of congress and exhibition in Russia

Федорова Екатерина Валерьевна

санкт-Петербург

санкт-Петербургский государственный университет

экономики и финансов

Аспирант

socman.finec@mail.ru Ключевые слова:

выставочно-ярмарочная деятельность, кон-грессная деятельность, MICE-туризм, выставка, ярмарка, деловой туризм, инсентив-туризм

В статье проанализирована история развития и современное состояние выставочно-ярмарочной деятельности в России, рассмотрены потенциал и перспективы развития конгрессной и выставочно-ярмарочной деятельности России.

Fedorova Ekaterina Valerievna

Saint-Petersburg

Saint-Petersburg State University of Economics and Finance The graduate student socman.finec@mail.ru

Key words:

Exhibitions and fairs, congress activities, MICE-tourism, exhibitions, fairs, business tourism, incentive tourism

In the article the history of the development and current state of exhibition activity in Russia, considered the potential and prospects of the congress and exhibition activities of Russia.

Интеграция России в мировую экономику на рубеже ХХ века изменила взгляд на сущность организации выставок, как инструмента продвижения продукции, поставила новые ориентиры перед выставочной индустрией, выявила потребность в формировании инновационных подходов к организации комплексной услуги представления на рынок товаров посредством участия производителя в специализированных выставках [1]. Задачи разработки нового, отвечающего потребностям современного развития экономики инструментария формирования комплексного выставочного продукта, интеграции его в организационные формы предпринимательской деятельности во всей полноте ставятся перед исследователями не только в России, но и во многих странах мира.

Выставочно-ярмарочная деятельность является инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Сегодня выставки и ярмарки обеспечивают мобильность рынка, создают необходи-

мое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов российских организаций.

Наряду с выставочной, мощным инструментом для продвижения товаров и услуг, а также для обмена новейшей информацией, является конгрессная деятельность. Эта деятельность включает в себя организацию форумов, конгрессов, съездов, саммитов, конференций, симпозиумов, ассамблей, семинаров, бирж деловых контактов, и сопутствующих мероприятий, и таким образом является «событийной». В части «событийной» составляющей конгрессная деятельность корреспондирует с развитием национального и регионального туризма и часто классифицируется как конгресс-

ный туризм или как составляющая профессионально-делового туризма.

Необходимо отметить, что выставки также считаются частью индустрии делового туризма, так как они, по мнению специалистов Делового совета ЮНВТО (подробнее — см. www.academy.rmat.ru), стимулируют путешествия двух категорий людей: участников выставок, путешествующих с целью рекламы и продажи своей продукции; посетителей выставок, посещающих их с познавательными целями, в том числе с целью ознакомления с последними достижениями в разных областях народного хозяйства, заключения контрактов, осуществления покупок. Отметим, что согласно Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2016 гг.)», профессионально-деловой туризм является для России одним из приоритетных направлений развития. Общее экономическое развитие, строительство новых и модернизация существующих предприятий в различных отраслях экономики, интенсивный приход на российский рынок иностранных компаний будут определять дальнейший рост профессионально-делового туризма в большинстве городов-мегаполисов.

В настоящее время в условиях растущего единства и взаимозависимости мира, расширения международных контактов в сфере экономики, усиливается инвестиционный аспект туризма [2]. Профессионально-деловой туризм является неотъемлемой частью современного производственного процесса, став самой доходной отраслью туризма. По оценкам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), доля профессионально-делового туризма в мире составляет около 20%. Он является одним из самых высокодоходных и перспективных видов путешествий, который характеризуется высоким и стабильным ростом и относительной устойчивостью к воздействию экономических, политических, погодных и других факторов [3, с. 203].

Еще в 70-ых гг. XX в. специалисты Всемирной ассоциации центров международной торговли пришли к выводу, что темпы экономического роста каждой

страны, а также ее бизнес-привлека- g тельность напрямую зависят от уровня ^ развития в ней профессионально-де- о лового туризма [4, с. 16]. Деловой ту- о ризм способствует развитию междуна- m родного и межрегионального сотруд- х ничества, обмену опытом по лучшим н практикам управления бизнесом, а также < инвестиционными и инновационными m проектами. По оценкам экспертов Росту-ризма, в течение ближайших пяти лет самые быстрые темпы роста делового туризма будут демонстрировать Китай (+11,2%), Индия (+10,8%), Россия (+7,1%) и Бразилия (+7%). По данным Росстата, за 9 месяцев 2011 г. Россию со служебными целями посетило 4,126 млн. иностранных граждан, что превышает аналогичный показатель 2010 г. на 26%.

В России индустрия делового туризма наиболее активно развита в Москве и Санкт-Петербурге, что объясняется наличием необходимой инфраструктуры и хорошей транспортной доступностью. Все более востребованными становятся такие российские города как Казань, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Самара, Челябинск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск и Владивосток. Потенциальными центрами делового туризма являются города Золотого кольца России, а также Прибайкалье.

К профессионально-деловому туризму относится: конгрессно-выставочный туризм; деловые поездки (командировки); инсентив-туризм. В международной практике используется понятие MICE-туризм, которое расшифровывается как: Meetings Incentives Conferences Events (встречи, поощрительные поездки, конференции, выставки, события). Продвижение российской индустрии MICE-туризма на базе новейших информационных технологий, последних мировых достижений в этой сфере может стать одним из эффективных направлений развития отечественных компаний и их интеграции в мировой экономический процесс.

Инсентив-туризм включает в себя два вида инсентив-туров: индивидуальные туры, которыми фирмы награждают своих сотрудников за высокие показатели

2 в работе [5] и проведение выездных се-^ минаров, совещаний, конференций, диез лерских школ, тренингов по формирова-о нию сплоченной команды. По данным го Европейской ассоциации инсентив-туриз-х ма, среди основных стран-поставщиков н инсентив-туристов основную долю за-< нимают США (60%), Великобритания т (20%) и Германия (11%). В то время как, основными направлениями инсентив-туров являются: Европа (80%), США (10%) и страны Юго-Восточной Азии (6%). В России инсентив-туризм начал развиваться сравнительно недавно и представляет собой единичные случаи на международном рынке. В секторе делового туризма доля инсентива невелика и составляет порядка 8%, однако рост числа инсентив-туров послужил толчком к расширению тематики конгрессно-выставоч-ной деятельности и проведению специализированных форумов по поощрительному туризму [5].

Довольно сложно провести грань между различными видами делового туризма, так например, участие в конференции (конгрессный туризм) может одновременно сочетать в себе и поощрение (инсентив-тур), и работу (проведение встреч, переговоров во время выставки или конференции — характерный признак бизнес-туризма). Так, по данным Делового совета ЮНВТО, примерно 20% выставок проводятся одновременно с соответствующими конференциями и наоборот. По статистике ЮНВТО, доля конгрессно-выставочного туризма в общем объеме деловых поездок составляет 10-12%. По доходности конгрессные мероприятия уступают выставкам, поскольку рассчитаны на меньшее количество участников. Однако в отличие от выставок конгрессы, особенно международные, ориентируются на эксклюзивное обслуживание, тем самым обеспечивая загрузку лучших гостиниц города. Конгресс- и конвент-отели, способные одновременно принять до 2 тыс. и более участников, стали привычным явлением в Америке, Китае, Сингапуре.

Основной объем рынка конгрессного туризма приходится на Европу, где наряду с лучшими профессиональными ка-

драми, и опытом проведения подобных мероприятий, сосредоточены различные архитектурные, культурные, исторические экскурсионные объекты. Однако доля рынка Европы сокращается на протяжении последних десяти лет, и все большую относительную популярность приобретает Северная Америка, Азия (Ближний Восток) и Латинская Америка, в основном из-за увеличения аттрактивной привлекательности этих регионов. За последние десять лет США и Германия сохранили свои лидирующие позиции среди стран-рекордсменов по проведению на своей территории конгрессных мероприятий. В первой пятерке стран-лидеров 2011 г. по организации на своей территории конгрессов и конференций, проводимых международными Ассоциациями, следующие страны, сохранившие свои позиции с 2010 г.: США — 759 мероприятия, Германия — 577 мероприятия, Испания — 463 мероприятия, Великобритания — 434 мероприятия, Франция — 428 мероприятия. Первая десятка мирового рейтинга стран 2011 г. по количеству проведенных мероприятий выглядит так: США, Германия, Испания, Великобритания, Франция, Италия, Бразилия, Китай, Нидерланды, Австрия. Их популярность объясняется благоприятной конъюнктурой во многих отраслях промышленности этой страны, повышенным спросом на инвестиционные товары и развитой инфраструктурой. Россия в мировом рейтинге стран 2011 г. по количеству проведенных мероприятий занимает лишь 40 место.

По оценкам Международной Ассоциации конгрессов и конференций (ICCA) за 2011 г. рейтинг ведущих городов и стран по проведению крупных MICE-мероприятий (Country and city rankings Report 2011) выглядит следующим образом: список главных конгрессных городов возглавила Вена, где в 2011 г. прошло 181 мероприятие. За ней следуют: Париж (174), Барселона (150), Берлин (147). На верхних строчках рейтинга стран-лидеров по проведению MICE-мероприятий — США, (с более чем четырехкратным ростом объемов за год), Германия, Испания, Великобритания и Франция.

Россия и российские города не вошли в Топ-20 ни одного из рейтингов 1ССА. В 2010 г. Москва в этом списке занимала 100 место, а Санкт-Петербург — только 119. В 2011 г. ситуация изменилась в лучшую сторону: Москва (27 мероприятий) поднялась на 76 место в списке дестинаций, наиболее популярных для проведения конгрессов и конференций, разделив его с такими городами как Бусан и Монтевидео, Санкт-Петербург (26 мероприятий) — поднялся на 79 место разделив его с Бордо, Манчестером и Ригой. Вообще в мире в 2011 г. по данным 1ССА наблюдается рост международных деловых событий: так в 2010 г. в мире было проведено 9120 мероприятий, а в 2011 г. уже 10 070 деловых событий.

В России темпы развития событийного туризма не столь стремительны, что объясняется рядом как субъективных, так и объективных факторов. Среди основных факторов можно назвать следующие: недостаточное информирование о конгрес-сно-выставочных возможностях нашей страны на мировом рынке; отсутствие государственной концепции развития кон-грессно-выставочной деятельности [6]; недостаточное количество высококвалифицированных профессиональных кадров, обеспечивающих организацию конгрес-сно-выставочных мероприятий; сложность получения российской визы; недостаточное обеспечение безопасности пребывания туристов в стране (в частности, отсутствие специальных пунктов для обращения иностранных туристов); недостаточное финансирование развития инфраструктуры в целом, и как следствие — недостаточное количество кон-грессно-выставочных площадей, гостиничного номерного фонда, авиаперевозок, линий метрополитена и др.

Необходимо отметить, что ряд задач уже привлек с себе внимание органов государственной власти и начал находить свое решение, так, например, в 2011 г. в России площадь выставочных мероприятий составила порядка 3 млн м2 (в том числе было построено 884 000 м2 закрытых площадей), в ближайшие годы планируется увеличить площадь выста-

вочных комплексов еще на 752 000 м2. 2 Однако на международном конгрессно- ^ выставочном рынке Россия занимает о всего 1% от общего объема данной услу- о ги и одновременно со строительством т новых конгрессно-выставочных площа- х док, необходимо продумывать и воз- н можности привлечения крупных между- < народных мероприятий в страну. Для т выхода на глобальный рынок необходимо создать национальное конгрессное бюро, которое будет представлять Россию в ведущих международных организациях.

Как отмечалось, в прошлом году в Санкт-Петербурге состоялось 26 мероприятий высокого международного уровня, которые отвечают требованиям 1ССА. Главным конкурентным преимуществом Санкт-Петербурга по сравнению со многими европейским конгрессно-выставочными столицами является его уникальная история, архитектура, культурное наследие. Однако для дальнейшего продвижения Санкт-Петербурга как крупного делового центра международного уровня и повышения интереса со стороны ведущих игроков кон-грессного рынка, городу необходима современная инфраструктура. Одним из ее элементов станет новый конгрессно-выставочный комплекс «ЭкспоФорум». В 2013 г. планируется ввести в эксплуатацию его первую очередь.

Проект включает в себя шесть выставочных павильонов общей площадью 100 000 м2, конгресс-центр с основным залом на 3000 делегатов, две гостиницы, два бизнес-центра, таможенных терминал, склады, рестораны и другие объекты [7]. Предполагается, что Петербургский международный экономический форум в 2014 г. пройдет уже на площадках КЦ «Экспофорум». Однако для того, чтобы полностью загрузить такие площади предстоит разработать стратегию привлечения в Санкт-Петербург крупных европейских и международных конгрессов и выставок, и распределение их между «Экспофорумом», «Ленэкспо» и другими площадками. Необходимо также усиленное развитие туристской инфраструктуры: транспорта (в том числе раз-

о <

витие сети авиамаршрутов, увеличение индустрии. Введение визовых «коридо-

количества линий метро, и в частности ров» для делегатов конгрессов, позво-

подведение их непосредственно к аэро- лило бы существенно увеличить присут-

порту и КЦ «Экспофорум» и др.), сферы ствие иностранных участников конгрес-

общественного питания, гостиничной сов и форумов.

Литература

1. Карпова Г. А., Хорева Л. В. Классификация в туризме: практика и методология // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 2. С. 64-69.

2. Попов А. И., Плотников В. А. Инновационно-креативный потенциал — основа наукоемкой экономики // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 4. С. 134-136.

3. Карнаухова В. К., Краковская Т. А. Сервисная деятельность. Ростов-на-Дону: МарТ, 2008.

4. Быстров С. А., Воронцова М. Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. СПб.: Герда, 2007.

5. Мозокина С. Л. Перспективы развития оздоровительного туризма // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 2. С. 89-93.

6. Миропольский Д. Ю., Дятлов С. А., Плотников В. А., Попов А. И. Государство и рынок: проблемы выбора подходов к управлению развитием национальной экономики // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 1. С. 141-145.

7. Новый конгрессно-выставочный центр «Экспо-форум» // Visit-Petersburg.ru. Выпуск от 5.12.2010.

References

1. Karpova G. A., Horeva L. V. Classification in tourism: practice and methodology // Izvestya of St. Petersburg University of Economics and Finance. 2012. N 2. P. 64-69.

2. Popov A. I., Plotnikov V. A. Innovative and creative potential — a basis of the knowledge-intensive economy // Izvestya of St. Petersburg University of Economics and Finance. 2011. N 4. P. 134136.

3. Karnaukhova V. K., Krakovskaya T. A. Service activity. Rostov-on-Don: March, 2008.

4. Bystrov S.A., Vorontsova M. G. Tourism: macroeconomic and microeconomics. SPb. : Gerda, 2007.

5. Mozokina S. L. Prospects of development of health tourism // Izvestya of St. Petersburg University of Economics and Finance. 2012. N 2. P. 89-93.

6. Miropolsky D.Yu., Dyatlov S.A., Plotnikov V. A., Popov A. I. State and market: problems of a choice of approaches to management of development of national economy // Izvestya of St. Petersburg University of Economics and Finance. 2011. N 1. P. 141-145.

7. New congress and exhibition center "Expo-forum" // Visit-Retersburg.Ru. Release of 5.12.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.