Лобковская Ольга Зориевна, канд. экон. наук, доцент, Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева, zor-27@ mail.ru
MARKETING ASPECTS IN BANKING
N.M Rudneva, Yu.V. Kulakova, O.Z. Lobkovskaya
The content of the principles of bank marketing determines its basic task of marketing research, forecasting, constructing and production of new banking products to meet the increased requirements of banks and their counterparties in profitableness.
Key words: bank marketin, bankproduc, marketing research, bank engineering, the value of the produc, pricing, risk of an innovative bank product.
Rudneva Natalya Mikhailovna, candidate of technical science, docent, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical- Technological University,
Kulakova Yuliya Vasilievna, candidate of economical science, docent, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University, ukulakova@gmail.ru,
Lobkovskaya Olga Zorievna, candidate of economical science, docent, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University, zor-27@ mail.ru
УДК 330
РОССИЙСКИЙ РЫНОК УСЛУГ АУТСОРСИНГА: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Т.Н. Переверзева, С.А. Попов, М.Н. Переверзева
Рассмотрен современный российский рынок аутсорсинговых услуг, выявлены основные проблемы его развития в России. Представлено исследование уровня популярности основных видов аутсорсинговых услуг в зарубежных и российских организациях, функционирующих в России. Проанализированы результаты деятельности организуемых в России международных форумов и конференций, посвященных проблемам применения и тенденциям развития аутсорсинга в нашей стране.
Ключевые слова: аутсорсинг, стратегия управления предприятием, аутсорсинговые услуги, ассоциация стратегического аутсорсинга, аутсорсинг бизнес-процессов.
Происходящие в нашей стране сложные процессы модернизации экономических отношений и совершенствование современных условий работы предприятий требуют адекватных подходов к осуществлению организации деятельности, а также разработке необходимых принципов и ме-
тодов управления компанией.
Промышленные предприятия России получили значительные изменения в своей деятельности в процессе осуществления экономических реформ, и с позиции экономического и социального происхождения собственности, и с позиции количественных и качественных показателей производственной деятельности. Экономическое развитие России показывает то, что экономические реформы, которые направлены на поддержание дальнейшего функционирования промышленных предприятий в рыночных условиях пока ещё в полной мере не получили ожидаемых показателей. Основные показатели деятельности предприятий не являются устойчивыми, а конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках очень слабая. Основной причиной подобного состояния российской экономики является продолжение соблюдения большим количеством организаций давно сложившихся принципов управления административно-командной экономики [1].
Практика работы многих успешных организаций показала, что при функционировании в условиях жесткой конкуренции ни одно предприятие не способно быть самодостаточным, использовать только собственные ресурсы. Некоторые процессы, которые обеспечивают функционирование крупной компании, целесообразно доверить специализированным предприятиям, т.е. передать на аутсорсинг.
Одной из ключевых проблем нашей страны в настоящее время является проблема развития конкурентоспособного технологического потенциала страны. Согласно ряда федеральных законов, принятых в последние годы, а также правительственных постановлений, положений из ежегодного послания Президента РФ Федеральному Собранию ГД Российской Федерации стало очевидным, что со стороны государства предпринимаются попытки обеспечить конкурентоспособность российской промышленности и науки на мировом рынке [2].
Рациональное использование интеллектуальных ресурсов и динамичное развитие технологической базы российских промышленных и научных предприятий являются важнейшими общенациональными задачами, требующими активной реализации принятых решений, дальнейшего развития государственных приоритетов научно-технологического и инновационного развития страны.
Решение данной проблемы в значительной степени зависит от возможности и способности применять современные технологии в области управления. В настоящее время в России одним из инструментов менеджмента является аутсорсинг, способный повысить статус-кво промышленной организации, за счет использования новейших мировых инновационных методов управления бизнес-процессами, увеличения инвестиционной привлекательности, снижения финансовых рисков и многих других факторов.
Между тем, аутсорсинг как способ передачи непрофильных процессов в организации сторонним специализированным предприятиям и возможность сосредоточиться на основном виде деятельности, позволяет:
- организовать постоянную работу на всех уровнях организации;
- сосредоточить ресурсы компании на основных перспективных видах деятельности;
- отказаться от подразделений организации, которые производят неконкурентоспособную продукцию (работы, услуги).
Развитие российского рынка аутсорсинговых услуг взаимосвязано и является составляющей интеграции существующей экономики России в международное пространство. Предприятия, функционирующие в российских условиях, которые хотят достичь высокой степени конкурентоспособности и производительности, применяют известные им методы, способы и технологии управления. Данному процессу помогает также взаимодействие с западными компаниями, которые работают на российском рынке.
В настоящее время услугами аутсорсинга пользуются около 70% российских предприятий. В значительной степени этоуслуги в сфере IT-аутсорсинга; бухгалтерское обслуживание, программное сопровождение складского учета, обслуживание серверов, локальных сетей и компьютерного оборудования. Динамичный рост рынка телекоммуникационных услуг обеспечивает в свою очередь соответствующий рост рынка услуг аутсорсинга в данном сегменте. Существуют достижения в развитии электронной коммерции. Многие российские консалтинговые организации оказывают услуги аутсорсинга целых бизнес-процессов, предлагают отдать на аутсорсинг человеческие ресурсы организации (IT-аутсорсинг), разработку и сопровождение аутсорсинговых проектов для организаций различных форм собственности. Постоянно находится в развитии рынок транспортных и логистических услуг, услуг индустриального питания, обслуживания промышленного сервиса и разных частей производственной инфраструктуры.
Рынок услуг аутсорсинга в России постоянно развивается в связи с существованием поставщиков мирового уровня, предлагающих свои услуги. Например, активно развивают экономические связи с российскими предприятиями такие компании как EDS, PricewaterhouseCoopers, Emst&Young, ICG (International Computer Group)[3].
Рассмотрев российский рынок услуг аутсорсинга, можно сделать вывод, что структура российской экономики существенно изменилась после вхождения в неё аутсорсинга в качестве технологии менеджмента.
Г лавными проблемами применения аутсорсинга российскими организациями являются:
- низкое качество производимой продукции и оказываемых услуг;
- отсутствие развития культуры контрактных взаимодействий;
- не достаточно высокая производительность;
- нехватка ресурсов для финансирования стратегических проектов по техническому перевооружению предприятий;
- отсутствие законодательного регулирования аутсорсинговых контрактов;
- недостаточное количество данных о возможных поставщиках аутсорсинговых услуг;
- реорганизация управления.
Крупнейшая российская компания БДО Юникон Бизнес Сервис, специализирующаяся в области бухгалтерского аутсорсинга, и РБК. Рейтинг подвели итоги проведенного исследования с целью определения уровня популярности основных видов аутсорсинговых услуг в зарубежных и российских организациях функционирующих в России. Исследование проводилось с участием около 3500 предприятий, в том числе 200 предприятий крупного бизнеса, представителей малого и среднего бизнеса (1700 компаний), а также 500 организаций страхового и банковского сектора экономики, около 1000 организаций представляющих зарубежные компании в нашей стране.
На протяжении 3,5 месяцев используя опрос и анкетирование участников выборки (в основном, топ-менеджеров компаний, руководителей отделов по персоналу и главных бухгалтеров) представители данной фирмы изучали общественное мнение, оценивая количественные показатели по 10-балльной шкале (1 - не популярен, 10 - популярен). При оценке использовались и качественные показатели, которые ранжировались по количеству полученных положительных и отрицательных отзывов.
В итоге, по результатам проделанной работы, прояснилось, что руководители, которым часто приходится принимать какие-либо решения, в целом, часто использовали аутсорсинг в работе, часть внутренних функций постоянно переводится для исполнения сторонним организациям, потому что это помогает переключить внимание на основные бизнес-процессы, а вспомогательные поручить надежному поставщику [4].
Аутсорсинг как инструмент и стратегия управления предприятием еще не имеет достаточного развития в России (положительно высказались 58% участников выборки), но используется и в российских и в иностранных организациях (37%). «Для России аутсорсинг - понятие сравнительно новое, - резюмирует генеральный директор БДО ЮБС С.Тиунов. В отличие от США, где на первое место по популярности в 80-е годы вышел 1Т-аутсорсинг, в нашей стране этот вид не был так востребован.
В России быстро развивался сектор логистических и клининговых услуг. Вместе с выходом многих российских компаний из теневого сектора экономики высоким спросом стали пользоваться аутсорсинговые услуги в области бухгалтерского учета. Многие компании в посткризисные времена начали задумываться о необходимости наличия огромного штата собст-
венного персонала и приступили к сокращению затрат на персонал. В связи с этим использование аутсорсинга возрастет».
По некоторым существующим в организациях функциям, например, таким как экономическая и информационная безопасность, бизнес-планирование организации принимают решение достаточно осторожно. Поэтому, эти виды аутсорсинговых услуг расположены в рейтинге на 10 и 12 месте. Если анализировать отдельно опыт аутсорсинга по учетным функциям, то наиболее часто компании сталкивались с передачей стороннему провайдеру функций по бухгалтерскому учету в целом (27% положительных ответов), расчету заработной платы (17%) и документальному кадровому учету (17%). В рейтинге популярности эти виды находятся во второй половине списка.
Для малого бизнеса, не последнюю роль в принятии решений о передаче на аутсорсинг той или иной функции будет играть стоимость услуг. При определении возможности передачи на аутсорсинг каких-либо процессов необходимо учитывать специфику бизнеса: его размеры, сферу и динамику развития. Многие функции организации предпочитают передавать на аутсорсинг, так как это экономически выгодно со всех сторон. К ним относятся: физическая охрана (1 место, 7.71 баллов), сфера обслуживания (2 место, 7.70 баллов) включающая уборку помещений и территории, курьерскую службу и организацию питания сотрудников, логистика и транспорт (3 место, 7.28 баллов). Пользоваться логистическими услугами аутсорсинговых компаний гораздо выгоднее, чем иметь собственный парк автомобилей. По мнению руководителя адвокатской практики С.Кима, цели и задачи аутсорсинга разнятся в зависимости от «оседлости» компаний в России. В понимании зарубежного менеджмента основная прерогатива аутсорсинга - выполнение специализированных и специфичных задач на высоком профессиональном уровне. В российских компаниях специфичность задачи и высокий профессионализм консультантов отодвигается на второй план, первичным становится материальная сторона вопроса.
Таким образом, мнение руководителей компаний, принимавших участие в исследовании функционирования и развития аутсорсинга в России, однозначно - в нашей стране аутсорсинг развивается в различных сферах деятельности компаний и его использование позволяет получить не только экономическую эффективность, но и повысить качество выполнения необходимых функций и задач.
О развитии аутсорсинга в России свидетельствуют регулярно проводимые в последние годы международные форумы и конференции. С 2010 года проводится Международный форум, посвященный вопросам аутсорсинга [5]. В июне 2012 в Москве состоялся уже III Международный Форум «Стратегия аутсорсинг: вро russia 2012. Эффективное управление предприятием. Глобальные решения для российского рынка». Подобные форумы являются деловой площадкой, на которой осуществляется анализ
основных мировых аутсорсинговых тенденций, демонстрируются примеры эффективного функционирования аутсорсинга в России и за рубежом, решаются вопросы трансформации корпоративной и деловой среды с целью формирования и развития российского рынка аутсорсинговых услуг. Основной задачей форума служит содействие развитию, трансформации и модернизации российских предприятий для укрепления экономического потенциала, роста конкурентоспособности и прибыли при функционировании в новых экономических условиях. Разработанная специалистами программа форума помогает проанализировать практический опыт организаций и разработать комплексную стратегию для предприятий по эффективному управлению основными бизнес-процессами в существующих современных экономических условиях. Организация докладов и круглых столов затрагивают самые актуальные вопросы реализации аутсорсинга бизнес-процессов в трёх главных направлениях: Финансы, ИТ, Управление персоналом.
В международных форумах принимают участие такие компании как: Nestle, QUELLE, группа компаний RAIDEN, аутсорсинговое подразделение группы BDO в России, Siemens, Kelly OCG (США), LG Electronics, Организационный комитет СОЧИ 2014 и многие другие крупные организации различных сфер деятельности [6].
В феврале 2012 года в Москве состоялась конференция, посвященная аутсорсингу (I Международная конференция «Аутсорсинг 2012: от хорошего к великому» [6]. Ведущие международные и российские эксперты рынков маркетинга, финансов, информационных технологий и кадрового менеджмента, выделяя основные на сегодня аутсорсинговые направления, обозначили три массовых блока - бухгалтерский, IT и кадровый аутсорсинг. Также участники отметили, что очень активно за последние годы развивается рынок логистического аутсорсинга.
В нашей стране существует также российская ассоциация стратегического аутсорсинга (АСТРА), основным направлением деятельности которой является анализ тенденций развития российского рынка услуг аутсорсинга. Большая часть эмпирического материала сводится к рынку ИТ-аутсорсинга. Наиболее популярными в России видами услуг ИТ-аутсорсинга являются поддержка ИТ-инфраструктуры и аутсорсинг услуг помощи [7].
По общему мнению участников Форумов и I Международной конференции, посвященной аутсорсингу, а также российской ассоциации стратегического аутсорсинга, в российской экономике существует потенциал для дальнейшего развития аутсорсинга, его роста в различных сферах деятельности, но также присутствуют и сдерживающие факторы, такие как общеэкономическая ситуация в стране, способы организации бизнеса, нехватка профессиональных кадров и долгосрочных соглашений. К данному
выводу можно добавить, что развитию аутсорсинга в России мешает отсутствие законодательной базы в рассматриваемой области.
Список литературы
1. Аникин, Б.А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций [Текст]: учеб. пособие / под ред. проф. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2003. 354 с.
2. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечень критических технологий Российской Федерации. Проект Министерства образования и науки. 30 сентября 2009 г. // ПСС Гарант-Плюс. - 2012.
3. Аутсорсинг: вчера, сегодня, завтра [Текст] // MD Менеджмент [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mdmworld.ru
4. Аутсорсинг [Текст]. - Режим доступа: http:// www.ust-
co.ru/services/outsourcing/.
5. Как делают аутсорсинг в России [Текст] // Портал для менедже-ров-профессионалов E-xecutive [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.е-xecutive.ru.
6. Аутсорсинг 2012: от хорошего к великому. I Международная конференция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/info/infopartner/385061/.
7. Российский аутсорсинг в зеркале мирового опыта [Текст] // Официальный портал «Аплана Софтвер» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aplana.ru/ua/publications 85.htm.
Переверзева Т.Н., старший преподаватель, pereverzeva.t@mail.ru, Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева,
Попов С.А., канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой, spopov@rambler.ru, Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева,
Переверзева М.Н., канд. экон. наук, доцент кафедры, pereverzeva_rita@mail. ru, Россия, Новомосковск, НИ (ф) РХТУ им. Д.И. Менделеева
RUSSIAN MARKET OF OUTSOURCING: CHALLENGES AND TRENDS T.N. Pereverzeva, S.A. Popov, M.N. Pereverzeva
The modern Russian market of outsourcing services , the basic problems of its development in Russia. Presented research level the popularity main types of outsourcing services in Russian and foreign organizations operating in Russia. The results of the activities organized by Russia in international forums and conferences on problems of application development and outsourcing trends in our country.
Key words: outsourcing, enterprise management strategy, outsourcing services, association of strategic outsourcing , business process outsourcing.
Pereverzeva Tatyiana Nikolaevna, senior teacher, pereverzeva.t@mail.ru, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical- Technological University,
Popov Sergey Anatolyevich, candidate of technical science, docent, manager of department, spopov@rambler.ru, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute (subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University,
Pereverzeva Margarita Nikolaevna, candidate of economic science, docent, pereverzeva rita@mail.ru, Russia, Novomoskovsk, The Novomoskovsk’s Institute
(subdivision) of the Mendeleyev Russian Chemical-Technological University
УДК 330.322
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ПОИСКУ И ОТБОРУ ПРОЕКТОВ В СЕКТОРЕ НЕФОРМАЛЬНОГО РЫНКА ВЕНЧУРНОГО КАПИТАЛА
М.Н. Переверзева, С.А. Попов, Т.Н. Переверзева
Рассмотрено современное состояние российского рынка венчурного инвестирования. Особо отмечена роль «посевной» стадии в повышении общей эффективности инвестирования. Выявлен набор основных факторов, сдерживающих ее развитие, и их взаимосвязь. Предложены общие принципы построения системы информационного обеспечения взаимодействия объектов и субъектов венчурного инвестирования на «посевной» стадии, как институционального метода повышения эффективности венчурной деятельности в России.
Ключевые слова: бизнес-идея, венчурный проект, бизнес-ангел, реципиент венчурных инвестиций, информационное обеспечение среды «посевных» инвестиций.
Аксиоматичным является факт, что Россия богата разнообразными идеями, но до практической реализации доводится лишь малая их часть. Очевидно, что именно формирование того механизма, который бы, с одной стороны, эффективно отбирал наиболее перспективные идеи для последующей реализации, а с другой - способствовал всемерному участию в ней как государственного, так и частного капитала, необходимо рассматривать как один из «горячих» вопросов экономической стратегии современной России [1, 2, 3].
В основе подходов к созданию такого механизма лежит понимание общепринятого разделения процесса развития перспективных идей на функциональные стадии («посевную», «старт-ап» и т.д.) [4, 5]. На начальной («посевной») стадии, закладывающей будущий успех идеи, основным активом является лишь проект (бизнес-идея). Производство, рынок и стратегия сбыта еще только формируются. Именно в этот определяющий пери-