емки документы должны быть осмотрены и признаны вещественными доказательствами. Если бухгалтер сам заполнил и подписал документы — основания для получения субсидии, необходимо закрепить его причастность к этим действиям путем проведения почерковедческой экспертизы, а также допросить сотрудников банка, организации, которая принимала решение о выдаче кредита и предоставлении субсидии, например Департамента по социально-экономическому развитию села. Необходимо также допросить сотрудников той организации, которой руководил обвиняемый.
Примечания
1. См.: Методика расследования преступлений, связанных с противоправными посягательствами на денежные средства, выделяемые на финансирование приоритетных национальных проектов: Методические рекомендации / С.Ю. Журавлев, М.Ю. Туранов. —
Н. Новгород, 2009. — С. 82—83.
2. См.: Уголовное дело по обвинению Шабалова В.И. в совершении преступления, предусмотренного п. «б»
ч. 2 ст. 2851 УК РФ, Акт исследования № 182 от 14 октября 2008 года, рапорт по результатам проверки, которая была проведена УНП ГУВД Нижегородской области по факту нецелевого расходования средств государственного внебюджетного фонда должностными
лицами Фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области.
3. Обвинительное заключение по уголовному делу № 13067 по обвинению Сулейманова Я.П. в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ // Приложение к Письму УВД по Тверской области № 6/7 от 18 января 2009 года.
4. См., например: Приговор Мартыновского районного суда Ростовской области от 19 марта 2008 года в отношении Беспаловой Л.П., Анистратова В.Ф., Анист-ратовой Е.Г., обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 159 и ч. 2 ст. 327 УК РФ.
5. См., например: Уголовное дело № 90701 , возбужденное 23 января 2008 года по ч. 3, ст. 159 УК РФ в отношении Журавлевой И.В. // Письмо МВД по Чувашской Республике № 8.2/2878 от 11 декабря 2008 года.
6. Обвинительное заключение по уголовному делу № 473172 по обвинению Сапожникова Г.В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ // Материалы наблюдательного производства СО при ОВД по Нововаршавскому району Омской области.
7. Справка по уголовному делу № 27141, возбужденному 5 сентября 2008 года по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ, в отношении директора ООО «Оленинский лен» Прохорова О.В. // Материалы наблюдательного производства СО при ОВД по Оленинскому району Тверской области.
И.Е. Золин
Золин Игорь Евгеньевич — доцент кафедры экономической теории Волго-Вятской академии государственной
службы (Нижний Новгород), кандидат экономических наук
E-mail: zolin@int.zsno.ru
Роль регионального законодательства в регулировании социально-экономических процессов и повышении эффективности политики занятости
Исследуются объективные основы усиления государственного регулирования экономики, рассматриваются эволюция взглядов и новые тенденции. Анализируются конкретные направления и формы законодательного регулирования экономики, обосновываются первоочередные задачи по минимизации негативных процессов в экономике и социальной сфере, предлагаются направления совершенствования государственной политики занятости населения.
Objective bases of strengthening of state regulation of economy are investigated, evolution of views and new tendencies are considered. Concrete directions and forms of legislative regulation of economy are analyzed, priorities on minimisation of negative processes in economy and social sphere are proved, directions of perfection of a state policy of employment of the population are offered.
В последние годы четко проявляется тенденция смещения центра тяжести управленческой деятельности и ответственности за решение важнейших социально-экономических проблем на
уровень регионов. Однако различные законодательные и нормативные акты,как показывает практика, как правило, не содержат какой-либо стройной системы мер в этой области.
Золин И.Е. Роль регионального законодательства в регулировании социально-экономических процессов и повышении эффективности политики занятости
о
55
£
сз
со
15
£
§
С
О
0
1
со
£
■©■
■©■
со
1 Ф
3
2 со О С
со
О
О
о
ф
5Г
0 &
1 о
0
1
со
0
1 -о
сз
5Г
О
0
1
сз
со
0 £
1 ф О. со сз Ра
§
сз
§
I
8
сз
со
0
1 -о
сз
I
0 £
О.
-о
1
иі
I
§
п
Поэтому необходима основательная исследовательская работа по совершенствованию системы социально-экономических отношений и механизма их регулирования с учетом преобладания в настоящее время негативных процессов в экономике.
Особое значение при этом приобретают проблемы эффективного сочетания государственных и рыночных рычагов управления, формирования социально ориентированной экономики.
Какизвестно, основная задача теории государственного регулирования — найти ответ на вопросы, почему государство в той или иной степени ограничивает свободу действий экономических агентов и к каким последствиям приводит принятие решений о регулировании. В идеале эта теория должна определять, кому выгодно регулирование, в каких формах оно будет осуществляться, какие отрасли экономики наиболее вероятно будут регулироваться. Она должна давать практические рекомендации для принятия органами государственной власти решений в этой области. Тем не менее, формы и методы государственного регулирования экономической деятельности относятся к числу тех проблем экономической теории, вокруг которых вот уже более двух столетий не стихают споры.
Например, среди западных и отечественных исследователей постоянно ведутся дискуссии о том, решение каких проблем следует оставить рынку, а какие возложить на государство.
В западных экономических разработках даже сегодня достаточно много сторонников утверждения, что рынок является саморегулирующимся механизмом. Посредством только рыночных отношений достигается равновесие и сбалансированность экономики. Вмешательство же государства в экономику только препятствует ее поступательному развитию.
Классиком данной точкизрения выступал А. Смит с основополагающей работой «Исследование о природе и причинах богатства народов»1. Другой точкой зрения многих западных исследователей (Дж. М. Кейнс, К. Грей, Дж. Гелбрейт) было то, что любая экономика, в том числе капиталистическая, не может развиваться стихийно, в ее деятельность должно вмешиваться государство.
Вряд ли стоитожидать единства мнений по вопросам экономической роли государства в достаточно своеобразной российской ситуации. Но как бы ни качался маятник теоретических воззрений на роль государства в рыночной экономике, ясно одно — России предстоит пройти свой путь поисков наиболее оптимальных форм государственного регулирования экономики.
Следует иметь в виду, что в России с самого начала рыночных преобразований роль государственного регулирования была сведена к минимуму, а сами преобразования были отданы во власть рыночной стихии. Концепция саморегулирующегося рынка при реализации ее на практике привела к неравномерности экономического раз-
вития различных регионов страны, критической ситуации в стратегических отраслях отечественного производства, расслоению общества на очень богатых и бедных, гиперинфляции, безработице.
Масштабные рыночные реформы 90-х годов XX века ставили цели оздоровления экономики, роста благосостояния населения, укрепления мощи государства. Годы показали, что упрощенные подходы, излишняя вера в силу рынка так и не позволили достичь указанных целей. Многие из текущих проблем российской экономики возникли прямо или косвенно из-за того, что государство не сыграло надлежащей роли в организации рыночных отношений.
В настоящее время российская экономика также характеризуется преобладанием негативных процессов, что не может не учитываться при исследовании проблем государственного регулирования.
В то же время отечественная экономическая наука переживает новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, господствующего еще совсем недавно, она опять была вынуждена обратиться к теме, связанной с усилением регулирующего воздействия государства. Публикуемые исследования носят все более взвешенный характер, достаточно реалистично оценивают современные подходы государства в условиях кризисных явлений, пытаются определить, какую роль должны играть органы государственной власти в посткризисный период2. Другими словами, современный кризис способствует продвижению экономической науки на новую ступень развития. На это в свое время обратил внимание П. Самуэльсон, анализируя итоги Великой депрессии.
Похожая ситуация сложилась и в практическом плане. Благодаря принятым в последнее время государственным решениям впервые за многие годы рыночных реформ сформированы система плановых документов и долгосрочный стратегический план, которые наметили прорыв в социально-экономическом и инновационно-технологическом развитии страны3.
Современная система регулирования социально-экономических процессов представляется как сложный механизм, каждый компонент которого оказывает конкретное действие,направленное на достижение государством поставленных целей и минимизацию последствий кризисных явлений. Не последнее место в этом механизме занимают законодательные меры воздействия.
Проведенный нами анализ места и роли регионального законодательства в регулировании экономических и социальных процессов на примере Нижегородской области позволяет сделать следующие выводы.
1. Приоритетными направлениями развития законодательства Нижегородской области являются:
— социальная защита, содействие достижению адекватного уровня занятости населения;
— поддержка реального сектора экономики, малого и среднего предпринимательства;
Ш
Юридическая наука и практика
— повышение качества и уровня жизни граждан;
— формирование областного бюджета и контроль за его исполнением.
2. В Нижегородском регионе принято более 1,5 тыс. законов, регулирующихпрактически все сферы экономической и социальной жизни области. В настоящее время действуют 159 стратегических(ба-зовых) законов Нижегородской области, 37 из которых регулируют отношения в сфере бюджета и налогов, 23 — в сфере экономики и промышленности, 32 — в социальной сфере, 43 — в сфере государственной власти области и местного самоуправления, 10 — в сфере Агропромышленного комплекса и земельных отношений, 7 — в сфере природопользования и экологии, 7 — в сфере жилищной политики и градостроительства.
Подчеркнем, что не существует идеальных законов. Закон — это лишь правовой путь решения существующихв реальной жизни проблем. Поэтому одной из задач законодательной ветви власти представляется повышение результативности применения уже существующих законов. Она должна решаться путем внесения в законы необходимых изменений, основой для которыхявляется мониторинг действующего законодательства. Именно с помощью данного инструмента воплощается в жизнь принцип «обратной связи» с населением, уменьшается количество трудно реализуемых нормативных актов, совершенствуется законодательная база регулирования социально-экономических процессов.
В настоящее время Россия и регионы находятся в крайне непростых экономических условиях. Но, в отличие от ситуации середины 90-х годов XX века, современные процессы в экономике выходят далеко за национальные границы и имеют глобальную основу. Особенности кризиса состоят в том, что сильнее всего он сказался на развитых индустриальныхрегионах, ккоторым относится, в том числе, Нижегородская область. В силу исторических факторов и структуры экономики область оказалась сильно зависима от мировой конъюнктуры, отэкспорта, от цен на продукцию обрабатывающих отраслей.
По данным Минрегионразвития России, Нижегородская область вошла в число семи регионов России, в наибольшей степени подвергшихся влиянию кризиса. К этой группе отнесены также такие регионы, как Пермский край, Вологодская, Кемеровская, Орловская, Самарская и Челябинская области. Сегодня негативные тенденции в региональной экономике проявляются в машиностроении, металлургии, ряде другихотраслей промышленности, в строительном комплексе. Снижение (по сравнению с прошлым годом) показателей промышленного производства, строительных работ, объемов грузового товарооборота, а также рост уровня безработицы (впервые за последние годы) — прямое следствие негативныхпроцессов.
С появлением первых симптомов приближающегося кризиса в регионе был подготовлен комп-
лекс мероприятий превентивного характера, в первую очередь, для базовых отраслей экономики области. Среди принятых за последнее время мер законодательного характера — утверждение программы государственныхгарантий Нижегородской области, принятие законов области «О залоговом фонде», по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Все антикризисные меры направлены на восстановление динамики роста в отраслях реального сектора и сохранение высоких параметров социальной политики, которых удалось достигнуть за последние годы. Анализ динамических процессов, происходящих в экономике, показывает, что сделать это будет непросто, поскольку поступления в областной бюджет в текущем году существенно сократились.
Следует отметить, что на протяжении последних лет наблюдалась устойчивая положительная тенденция роста доходов областного бюджета.
В 2005 году доходы областного бюджета составили 26,5 млрд рублей. В 2008 году доходная часть увеличилась до 63,5 млрд рублей; рост составил 240%.
Высокая бюджетная наполняемость была связана с периодом серьезного подъема экономики страны, улучшением инвестиционного климата, укреплением национальной валюты. Это находило непосредственное отражение в поступлениях в доходную часть областного бюджета. Так, в 2008 году в Закон Нижегородской области «Об областном бюджете на 2008 год» изменения вносились 11 раз, и каждый раз прогнозные показатели по доходным источникам менялись в сторону увеличения. В 2009 году ситуация изменилась. В силу объективныхпри-чин налоговые и неналоговые поступления в областной бюджет существенно сократились.
Для последующей минимизации негативных процессов в экономике, на наш взгляд, необходимо решить следующие первоочередные задачи.
Задача 1. В условиях сложившейся социально-экономической ситуации в стране необходимо продолжить оказание финансовой помощи градообразующим предприятиям, поддерживать развитие предпринимательства. Это имеет особую социальную значимость для территорий, прежде всего для монопрофильных городов (городов, в ко-торыхболее 25% населения занято на одном предприятии или группе предприятий одной отрасли). В России насчитывается более 400 монопрофильных городов, 10 из которых находятся в Нижегородской области4.
Кроме того, формирование стратегических направлений требует дальнейшего совершенствования законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности в целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций. В Нижегородской области был принят Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области» от 31 декабря 2004 года № 180-З5, который по оценке независимых экспертов признан одним из луч-
Золин И.Е. Роль регионального законодательства в регулировании социально-экономических процессов и повышении эффективности политики занятости
о
55
£
сз
со
15
£
§
С
О
0
1
со
£
■©■
■©■
со
1 Ф
3
2 со О С
со
О
О
о
ф
3
0 &
1 о
0
1
со
0
1 -о
сз
3
О
0
1
сз
со
0 £
1 ф О. со сз Ра
§
сз
§
I
8
сз
со
0
1 -о
сз
I
0 £
О.
-о
1
иі
I
§
п
ших в России. За время его действия принято 30 законов о предоставлении государственной поддержки в виде налоговых льгот предприятиям, реализующим инвестиционные проекты; 16 предприятий воспользовались правом получения нефинансовых мер государственной поддержки.
Общий бюджетный эффект с начала реализации проектов составил более 1 млрд рублей, планируемые налоговые поступления по окончании срока окупаемости проектов — 1,5 млрд рублей ежегодно, в ходе реализации проектов в области создано более 4,5 тыс. рабочих мест.
Задача 2. Оптимизировать затраты на предоставление государственных услуг, на обеспечение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Главное здесь — эффективно использовать финансовые ресурсы, усилить контроль за целевым расходованием бюджетных средств.
Задача 3. Искать и использовать все возможные пути для сохранения социальной направленности бюджета, исполнения взятых социальных обязательств, сохранения приоритетности бюджетных расходов в здравоохранении, образовании, строительстве социального жилья.
Возможно, актуальным в сложившейся ситуации станет введение такого понятия, как «защищенные статьи расходов». Аналогичное понятие существовало раньше в законодательстве, регулирующем бюджетный процесс. В связи с этим ежегодно к закону о бюджете формировалось приложение, в котором указывался перечень защищенных статей расходов бюджета, например: заработная плата с учетом начислений; стипендии, государственные пособия, другие социальные и компенсационные выплаты населению; расходы на питание, приобретение медикаментов и перевязочных средств; коммунальные услуги.
Расходы на указанные статьи секвестрованию в течение финансового года не подлежали.
Задача 4. Проводить эффективную политику занятости населения.
Относительно вопроса об оптимальных моделях государственного регулирования сферы занятости следует обратиться к опыту развитых стран мира. В целом, активность государства в этой области там воспринимается позитивно. Государственное регулирование, по мнению Международной организации труда, объективно способствует большей занятости населения и стабильности рабочих мест, так как обеспечивает психологическую уверенность работника в гарантированном трудоустройстве (на Западе понятие «достойный труд» неотъемлемо от понятия «защита труда»). Бельгия, Дания, Ирландия и Швеция, к примеру, являются странами с хорошо развитой и структурированной политикой и инфраструктурой в сфере занятости, иными словами, эти страны лучше всего защищают своего работника.
Применительно к России политика занятости, на наш взгляд, должна быть направлена на обес-
печение социально приемлемого уровня безработицы при активном содействии переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста производительности труда, при максимально возможной социальной поддержке безработных.
Актуальной становится задача профессиональной подготовки специалистов и повышения их квалификации соответственно современным требованиям. При этом образовательные программы должны предусматривать не только прохождение начальной подготовки, но и постоянное совершенствование навыков. При проведении политики занятости следует уделить также пристальное внимание программам создания рабочих мест, которые имеют ярко выраженную антикризисную направленность.
В то же время необходимо иметь в виду, что впоследствии экономический кризис, очевидно, приведет к изменению структуры экономики, и в частности структуры спроса на рабочую силу. Это неизбежно потребует значительного отраслевого и территориального перераспределения трудовых ресурсов. Поэтому так важно уже сейчас детально спрогнозировать масштабы и направления структурных изменений, а значит, и то, какие профессии и рабочие места будут наиболее востребованы на послекризисном рынке труда.
По расчетам, стоимость создания одного рабочего места в малом бизнесе составляет сегодня 67 тыс. рублей6. Сказанное является подтверждением того, что, создавая рабочее место, органы государственной власти должны нести определенную ответственность за его сохранение в течение определенного периода времени.
Неотъемлемой частью программ создания и сохранения рабочих мест должна стать разработка четкой системы, направленной на организацию общественных работ, возможности которых по обеспечению занятости недооцениваются.
Не обойтись нам и без дальнейшего привлечения иностранного капитала. Иностранный капитал, вложенный в экономику в любом виде (совместные предприятия, акции, иностранные фирмы), создаетрабочие места, привноситновые формы организации труда.
Таким образом, государственная политика регулирования занятости должна включать совокупность разного рода мер — как активного, так и пассивного характера.
Координация усилий органов власти всехуровней в реализации политики в отношении регулирования рынка труда невозможна без научно обоснованной долгосрочной программы содействия занятости населения, предусматривающей достижение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы и обеспечение на этой основе эффективной занятости населения. Такая программа должна быть результативна в трех аспектах. Во-первых, она должна быть полезной на индивидуальном уровне, возвращая конкретного
120
Юридическая наука и практика
безработного к занятости или сохраняя его контакт с рынком труда. Во-вторых, эффект от программ должен сказываться на рабочей силе в целом. В-третьих, все направления программы должны быть оправданы с точки зрения общественных затрат на них.
Важно при этом уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую координацию и взаимо-увязку решения проблем занятости как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Таким образом, для того, чтобы антикризисная политика оказалась результативной и экономика вышла из кризиса, необходимо в стратегии рыночных преобразований на среднесрочную перспективу большее внимание уделять методам, используемым в государственном регулировании происходящих процессов, то есть проведению активной экономической политики. Ее осуществление подразумевает осторожное и гибкое, но вместе с тем настойчивое и целенаправленное регулирование государством экономических и социальных процессов в интересах большинства населения.
При этом принятие антикризисных мер по поддержке реального сектора и обеспечению занятости населения важно совместить с работой на перспективу — совершенствованием законодательной базы для развития в посткризисный период.
Примечания
1. См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства наров: В 2 т. — М.; Л., 1935.
2. Осадчая И. Постиндустриальная экономика: меняется ли роль государства? // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 5. — С. 31.
3. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики // Экономист. — 2009. — № 6. — С. 3.
4. Письменная Е. Помогут не всем / Е. Письменная, Ю. Федоринова, А. Терентьева // Ведомости. — 2009. — 29 сентября.
5. Нижегородские новости. — 2005. — 22 января.
4. Сапожников О. Минэкономики назвало цену поддержки малого бизнеса // Коммерсант. — 2009. — 29 сентября.
М.В. Карпычев, А.Ю. Карпычева
Карпычев Михаил Владимирович — доцент кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии
МВД России, кандидат юридических наук, доцент
E-mail: jurius-nn@yandex.ru
Карпычева Анна Юрьевна — начальник отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда
Нижегородской области
E-mail: jurius-nn@yandex.ru
Кондикционные обязательства, возникающие при оказании посреднических услуг (проблемы цивилистической теории и арбитражной практики)
Настоящая статья посвящена обязательствам из неосновательного обогащения, возникающим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения посреднических договоров (поручения, комиссии, агентский, дилерский и др.). Авторы на основе практики Арбитражного суда Нижегородской области, других судов, научной юридической литературы высказывают свое мнение относительно теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы.
The present article is devoted to obligations arising from the enrichment, owing to default or inadequate execution of intermediary contracts (the commission contract, the agency contract, the dealer contract,
etc.). Authors on the basis of practice of Arbitration court of the Nizhniy Novgorod region, other courts, the scientific legal literature express the opinion concerning theoretical and practical aspects of the considered problem.
Говоря о посреднических услугах нужно различать экономическое и юридическое понимание данного термина. Следует отметить, что и в юри-
дической литературе, и в законодательстве многих стран зачастую посредничество смешивают с отношениями представительства, несмотря на их
Карпычев М.В., Карпычева А.Ю. Кондикционные обязательства, возникающие при оказании посреднических услуг...