Научная статья на тему 'Роль профессиональных и социально-личностных качеств в практической деятельности медицинских работников со средним специальным образованием'

Роль профессиональных и социально-личностных качеств в практической деятельности медицинских работников со средним специальным образованием Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
781
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК / МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ / PROFESSIONAL AND SOCIAL-PERSONAL QUALITIES / EFFICIENCY OF WORKING ACTIVITY / WORKER WITH SECONDARY MEDICAL EDUCATION / MEDICAL COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лаптиева Л.Н., Рублевская Е.И., Дивакова Т.С., Лобан Д.С.

Успешность профессиональной деятельности и профессиональной адаптации медицинских работников определяется не только наличием у них профессиональных знаний и умений, но и умениями реализовывать эти знания и умения в своей практической деятельности за счет развития профессиональных и личностных качеств. Преподаватели и учащиеся медицинского колледжа придают большую значимость наличию и разнообразию профессиональных качеств в деятельности специалиста в сравнении с сотрудниками учреждений здравоохранения. Цель исследования провести оценку роли профессиональных и социально-личностных качеств в практической деятельности медицинских работников со средним медицинским образованием и для будущей практической деятельности по мнению учащихся выпускных групп медицинского колледжа. Материал и методы. Мотивационно анкетировано 335 человек: 202 медицинских работника со средним медицинским образованием; 31 преподаватель медицинского колледжа; 102 учащихся медицинского колледжа. Респондентам предлагалось оценить по степени значимости 11 профессиональных и социально-личностных качеств и параметров в деятельности медицинского работника от «0» до «2» баллов. Статистический анализ полученных данных выполнен с помощью пакета прикладных программ «Statistica 6.0». Результаты. Среди респондентов «работоспособность» и «состояние здоровья» признаны наиболее важными параметрами в профессиональной деятельности. Также для успешной профессиональной деятельности медработников, по мнению преподавателей колледжа, важны: память, моторные свойства, волевые качества, внимание, речевые способности, коммуникативные способности. Обучающиеся по специальности «Лечебное дело» отдали приоритет таким характеристикам, как «мышление», «организаторские способности», «волевые качества», «речевые способности». Обучающиеся по специальности «Сестринское дело» отметили важность характеристики «моторные свойства» (способность к совершению быстрых определенных движений). Заключение. Развитие профессиональных и социально-личностных качеств медицинских работников при обучении в медицинском колледже и их учет при распределении на конкретные рабочие места являются одним из факторов долговременности пребывания на рабочих местах и высокой эффективности трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лаптиева Л.Н., Рублевская Е.И., Дивакова Т.С., Лобан Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PROFESSIONAL AND SOCIAL-PERSONAL QUALITIES IN THE PRACTICAL ACTIVITY OF MEDICAL WORKERS WITH SPECIALIZED SECONDARY EDUCATION

The success of professional activity and professional adaptation of medical workers is determined not only by the availability of professional knowledge and skills, but also by the ability to realize this knowledge and skills in their practical activities at the expense of developing professional and personal qualities. Teachers and students of medical college attach great importance to the availability and diversity of professional qualities in the activities of a specialist in comparison with the staff members of health care institutions. Objectives. To assess the role of professional and social-personal qualities in the practical activity of medical workers with specialized secondary education and for future practical work in the opinion of final-year students of the medical college. Material and methods. A survey of 335 persons: 202 medical workers with specialized secondary education, 31 medical college teachers, 102 students of the medical college was conducted. Respondents were asked to assess in accordance with the degree of their significance 11 professional and social-personal qualities and parameters in the practice of medical workers from «0» to «2» points... The success of professional activity and professional adaptation of medical workers is determined not only by the availability of professional knowledge and skills, but also by the ability to realize this knowledge and skills in their practical activities at the expense of developing professional and personal qualities. Teachers and students of medical college attach great importance to the availability and diversity of professional qualities in the activities of a specialist in comparison with the staff members of health care institutions. Objectives. To assess the role of professional and social-personal qualities in the practical activity of medical workers with specialized secondary education and for future practical work in the opinion of final-year students of the medical college. Material and methods. A survey of 335 persons: 202 medical workers with specialized secondary education, 31 medical college teachers, 102 students of the medical college was conducted. Respondents were asked to assess in accordance with the degree of their significance 11 professional and social-personal qualities and parameters in the practice of medical workers from «0» to «2» points. The statistical analysis of the data obtained was made with the help of «Statistica 6.0» program. Results. Such parameters as «health status» and «performance» have been recognized as the most important professional qualities by the respondents. In the judgement of the teachers the following qualities: «memory», «motor properties», «strong will», «attention», «verbal abilities», «communicative skills» are also very important for the medical workers in order to be successful. Students of the speciality «General medicine», in addition to universal professional qualities, gave preference to such characteristics as «thinking», «organizational skills», «strong-will», «verbal abilities», future nurses gave priority to the characteristic «motor properties» (the ability to quickly perform certain manipulations). Conclusions. The development of health workers’ professional and social-personal qualities during their study in medical colleges and taking them into account while getting job appointment by them are one of the factors of long-term stay in the work place and high efficiency of their work. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Роль профессиональных и социально-личностных качеств в практической деятельности медицинских работников со средним специальным образованием»

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2019.1.92

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СО СРЕДНИМ СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

ЛАПТИЕВА Л.Н.1, РУБЛЕВСКАЯ Е.И.2, ДИВАКОВА Т.С.3, ЛОБАН Д.С.4

1Полесский государственный университет, г. Брест, Республика Беларусь

2Гомельский областной клинический кожно-венерологический диспансер, г. Гомель, Республика Беларусь

3Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

"Гомельский государственный медицинский университет, г. Гомель, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. - 2019. - Том 18, №1. - С. 92-98.

THE ROLE OF PROFESSIONAL AND SOCIAL-PERSONAL QUALITIES IN THE PRACTICAL ACTIVITY OF MEDICAL WORKERS WITH SPECIALIZED SECONDARY EDUCATION

LAPTIEVA L.N.1, RUBLEVSKAYA E.I.2, DIVAKOVA T.S.3, LOBAN D.S.4

1Polessky State University, Brest, Republic of Belarus

2Gomel Regional Clinical Dermatovenerologic Dispensary, Gomel, Republic of Belarus 3Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University, Vitebsk, Republic of Belarus "Gomel State Medical University, Gomel, Republic of Belarus

Vestnik VGMU. 2019;18(1):92-98.

Резюме.

Успешность профессиональной деятельности и профессиональной адаптации медицинских работников определяется не только наличием у них профессиональных знаний и умений, но и умениями реализовывать эти знания и умения в своей практической деятельности за счет развития профессиональных и личностных качеств. Преподаватели и учащиеся медицинского колледжа придают большую значимость наличию и разнообразию профессиональных качеств в деятельности специалиста в сравнении с сотрудниками учреждений здравоохранения. Цель исследования - провести оценку роли профессиональных и социально-личностных качеств в практической деятельности медицинских работников со средним медицинским образованием и для будущей практической деятельности по мнению учащихся выпускных групп медицинского колледжа.

Материал и методы. Мотивационно анкетировано 335 человек: 202 медицинских работника со средним медицинским образованием; 31 преподаватель медицинского колледжа; 102 учащихся медицинского колледжа. Респондентам предлагалось оценить по степени значимости 11 профессиональных и социально-личностных качеств и параметров в деятельности медицинского работника от «0» до «2» баллов. Статистический анализ полученных данных выполнен с помощью пакета прикладных программ «Statistica 6.0».

Результаты. Среди респондентов «работоспособность» и «состояние здоровья» признаны наиболее важными параметрами в профессиональной деятельности. Также для успешной профессиональной деятельности медработников, по мнению преподавателей колледжа, важны: память, моторные свойства, волевые качества, внимание, речевые способности, коммуникативные способности. Обучающиеся по специальности «Лечебное дело» отдали приоритет таким характеристикам, как «мышление», «организаторские способности», «волевые качества», «речевые способности». Обучающиеся по специальности «Сестринское дело» отметили важность характеристики «моторные свойства» (способность к совершению быстрых определенных движений).

Заключение. Развитие профессиональных и социально-личностных качеств медицинских работников при обучении в медицинском колледже и их учет при распределении на конкретные рабочие места являются одним из факторов долговременности пребывания на рабочих местах и высокой эффективности трудовой деятельности.

Ключевые слова: профессиональные и социально-личностные качества, эффективность трудовой деятельности, средний медицинский работник, медицинский колледж.

Abstract.

The success of professional activity and professional adaptation of medical workers is determined not only by the availability of professional knowledge and skills, but also by the ability to realize this knowledge and skills in their practical activities at the expense of developing professional and personal qualities. Teachers and students of medical college attach great importance to the availability and diversity of professional qualities in the activities of a specialist in comparison with the staff members of health care institutions.

Objectives. To assess the role of professional and social-personal qualities in the practical activity of medical workers with specialized secondary education and for future practical work in the opinion of final-year students of the medical college. Material and methods. A survey of 335 persons: 202 medical workers with specialized secondary education, 31 medical college teachers, 102 students of the medical college was conducted. Respondents were asked to assess in accordance with the degree of their significance 11 professional and social-personal qualities and parameters in the practice of medical workers from «0» to «2» points. The statistical analysis of the data obtained was made with the help of «Statistica 6.0» program.

Results. Such parameters as «health status» and «performance» have been recognized as the most important professional qualities by the respondents. In the judgement of the teachers the following qualities: «memory», «motor properties», «strong will», «attention», «verbal abilities», «communicative skills» are also very important for the medical workers in order to be successful. Students of the speciality «General medicine», in addition to universal professional qualities, gave preference to such characteristics as «thinking», «organizational skills», «strong-will», «verbal abilities», future nurses gave priority to the characteristic «motor properties» (the ability to quickly perform certain manipulations). Conclusions. The development of health workers' professional and social-personal qualities during their study in medical colleges and taking them into account while getting job appointment by them are one of the factors of long-term stay in the work place and high efficiency of their work.

Key words: professional and social-personal qualities, efficiency of working activity, worker with secondary medical education, medical college.

Наличие определенных личностных качеств у медицинских работников является одним из условий их успешной профессиональной деятельности и скорейшей адаптации на рабочих местах. Важно не только формирование профессиональных знаний и умений, но и развитие личностных качеств морально-нравственной сферы индивидуума [1, 2].

Под профессионально важными качествами принято понимать ряд качеств субъекта, включенных в процесс деятельности и обеспечивающих ее успешность. Так, А.В. Карпов считает, что профессионально важные качества - это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне [3]. Согласно В.Д. Шадрикову, профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, а также другие качества личности. Профессионально важные качества выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности. Они являются узловым моментом формирования психологической системы деятельности [4].

Формирование кадров начинается в стенах медицинского учреждения образования, затем на первых рабочих местах, при перемещении на разные должности и основывается на принципах единства, взаимосвязи, последовательности и непрерывности мероприятий. Актуальным является изучение и развитие личностных качеств, важных для повседневной профессиональной деятельности. Е.А. Климов утверждает, что труд эффективен, если личностные особенности субъекта труда соответствуют требованиям профессии [5]. Согласно М.В. Григорьевой, профессионально важные качества представляют собой отдельные динамические черты личности, способствующие успешному овладению этой профессией [6].

Успешность периода адаптации к медицинской профессии определяется индивидуально-психологическими свойствами и характеристиками личности, соответствием этих характеристик и свойств избранному виду профессиональной деятельности, межличностными отношениями в трудовом коллективе [7, 8]. Важно наличие гуманизма, чувства долга, альтруизма. Дефекты речи, замкнутость, медлительность, равнодушие к людям являются противопоказаниями к медицинской деятельности.

В настоящее время перед медицинскими колледжами стоит задача по индивидуальному развитию способностей личности [5, 9-11]. В связи с этим исследование индивидуально-психологических личностных качеств медработников, необходимых для успешной профессиональной деятельности и профессиональной адаптации, приобретает первостепенное значение. Для более качественного кадрового обеспечения медицинскими работниками УЗ необходимо учитывать профессиональные и личностные качества при направлении выпускников медицинских колледжей на первые рабочие места.

Целью настоящей работы явилась оценка роли профессиональных и социально-личностных качеств в практической деятельности медицинских работников со средним медицинским образованием и для будущей практической деятельности учащихся выпускных групп медицинского колледжа.

Материал и методы

В исследовании приняли участие 335 человек: 68 сотрудников УЗ «Мозырская центральная городская поликлиника» и УЗ «Калинковичская центральная районная больница» из числа администрации, старших и наиболее опытных медицинских сестер; 134 медицинских работника УЗ, проходивших повышение квалификации на базе УО «Мозырский государственный медицинский колледж»; 31 преподаватель УО «Мозырский государственный медицинский колледж»; 27 обучающихся по специальности «Лечебное дело» и 75 обучающихся по специальности «Сестринское дело» УО «Мозырский государственный медицинский колледж».

Использованы методы исследования: анализ документации, мотивационное анкетирование, наблюдение, опрос, шкалирование, анализ программ подготовки медицинских работников со средним медицинским образованием, метод экспертных оценок, статистические методы.

Статистический анализ полученных данных выполнен с помощью пакета прикладных программ «Statistica 6.0» (StatSoft Statistica v6.0 Multilingual, регистрационный № 31415926535897). Сравнение качественных признаков проводили с использованием критерия с2. При сравнении двух групп, когда учитывалось более двух качественных признаков, использовался критерий с2. Критический уровень значи-

мости нулевой статистической гипотезы принимали равным 0,05. Результаты анализа считали статистически значимыми при р<0,05.

Результаты и обсуждение

Подготовка медицинских работников среднего звена для УЗ Республики Беларусь осуществляется медицинскими колледжами по следующим специальностям: «Сестринское дело», квалификация «медицинская сестра»; «Лечебное дело» квалификация «фельдшер-акушер»; «Медико-профилактическое дело», квалификация «фельдшер-гигиенист, эпидемиолог»; «Медико-реабилитационное дело», квалификация «инструктор по лечебной физкультуре. Медицинская сестра по массажу»; «Медико-диагностическое дело», квалификация «фельдшер-лаборант» и др.

К специалистам каждой квалификации в зависимости от типа УЗ (поликлиника, диспансер, амбулатория врача общей практики, больница скорой медицинской помощи, родильный дом и др.) в ходе профессионального становления предъявляются определенные профессиональные и личностные требования.

Важные качества личности для профессии определяются следующими параметрами:

- уровень физического и психического здоровья (определяет уровень работоспособности личности). При поступлении в медицинский колледж состояние здоровья определяется медицинской комиссией;

- квалификация работника (медицинские знания, навыки и умения, предусмотренные программой обучения). Отражается квалификационной характеристикой;

- индивидуально-психологические особенности личности.

В ходе исследования оценку роли профессиональных и социально-личностных качеств для медицинских работников определяли по результатам анкетирования сотрудников УЗ, преподавателей медицинского колледжа. В итоге были определены 11 профессиональных и социально-личностных качеств и параметров: внимание, наблюдательность, память, мышление, коммуникативные способности, организаторские способности, моторные, волевые, речевые свойства, работоспособность, состояние здоровья.

Респондентам предлагалось оценить по степени значимости 11 профессиональных и социально-личностных качеств и параметров в дея-

тельности медицинского работника от «0» до «2» баллов:

0 баллов - качество безразлично для конкретного вида профессиональной деятельности;

1 балл - качество желательно;

2 балла - качество необходимо для успешной профессиональной деятельности.

Результаты анкетирования приведены в таблицах 1 и 2. Максимально возможная общая сумма баллов на одного респондента составила 22 (100%).

Проведенный анализ результатов анкетирования показал, что максимальная сумма баллов для сотрудников УЗ составила 404, для преподавателей медицинского колледжа - 62. По мнению средних медицинских работников, наи-

более важными профессиональными и социально-личностными качествами и параметрами при трудовой деятельности медицинского работника со средним специальным образованием являются состояние здоровья (97,5%), работоспособность (87,1%), память (81,9%), внимание (73,8%) и мышление (72,3%). В меньшей степени оценена важность наличия организаторских способностей и волевые качества. По мнению преподавателей медицинского колледжа, важны состояние здоровья (100%), память (96,8%), внимание (88,7%), работоспособность (88,7%), моторные свойства (83,9%), речевые способности (82,3%). Итак, преподаватели колледжа значимо чаще оценивали более высокими баллами следующие качества для успешной профессиональной деятельности

Профессиональные качества и параметры Сумма баллов, (%)

Сотрудники УЗ (п=202) Преподаватели колледжа (п=31)

Внимание 298 (73,8) 55 (88,7) *

Наблюдательность 265 (65,6) 47 (75,8)

Память 331 (81,9) 60 (96,8) *

Мышление 292 (72,3) 48 (77,4)

Коммуникативные способности 252 (62,4) 48 (77,4) *

Организаторские способности 203 (50,2) 35 (56,5)

Моторные свойства 243 (60,1) 52 (83,9) *

Волевые качества 210 (51,9) 46 (74,2) *

Речевые свойства 264 (65,3) 51 (82,3) *

Работоспособность 352 (87,1) 55 (88,7)

Состояние здоровья 394 (97,5) 62 (100,0)

Примечание: значимость различий между группами по х2: * - р<0,05.

Таблица 2 - Степень важности профессиональных качеств для учащихся медицинских колледжей

Профессиональные качества и параметры Сумма баллов, (%)

Специально сть «Лечебное дело» (п=27) Специальность «Медицинские сестры» (п=75)

Внимание 47 (87,0) 130 (86,7)

Наблюдательность 45 (83,3) 124 (82,7)

Память 52 (96,3) 146 (97,3)

Мышление 50 (92,6) * 98 (65,3)

Коммуникативные способности 46 (85,2) 118 (78,7)

Организаторские способности 39 (72,2) * 85 (56,7)

Моторные свойства 42 (77,7) 127 (84,7)

Волевые качества 47 (87,0) * 97 (64,7)

Речевые свойства 44 (81,5) * 101 (67,3)

Работоспособность 47 (87,0) * 101 (67,3)

Состояние здоровья 52 (96,3) 140 (93,3)

Примечание: значимость различий между группами по х2: * - р<0,05.

Таблица 1 - Степень важности профессиональных качеств для средних медицинских работников и преподавателей медицинских колледжей

медработников: память (р<0,05), моторные свойства (р<0,05), волевые качества (р<0,05), внимание (р<0,05), речевые способности (р<0,05), коммуникативные способности (р<0,05).

Результаты анкетирования показали, что для обучающихся по специальности «Лечебное дело» максимальная сумма баллов степени важности профессиональных и социально-личностных качеств и параметров составила 54 балла, для обучающихся по специальности «Медицинская сестра» 150 баллов. Имели место значимые отличия в оценке отдельных показателей профессиональных качеств учащимися разных специальностей. Анализ ответов будущих фельдшеров-акушеров показал, что наиболее важными для своей профессиональной деятельности в будущем они считают состояние собственного здоровья (96,3%), память (96,3%), мышление (92,6%), внимание (87,0%), работоспособность (87,0%), волевые качества (87,0%), коммуникативные способности (85,2%), наблюдательность (83,3%), речевые свойства (81,5%). Будущие медицинские сестры в своих ответах отметили как наиболее значимые: память (97,3%), состояние здоровья (93,3%), внимание (86,7%), моторные свойства (84,7%), наблюдательность (82,7%). Более низкими баллами оценены организаторские способности (56,7%), волевые качества (64,7%), мышление (65,3%), работоспособность (67,3%), речевые свойства (67,3%). Так, обучающиеся по специальности «Лечебное дело» значимо чаще указывали на важность таких характеристик, как мышление (р<0,05), организаторские способности (р<0,05), волевые качества (р<0,05), речевые способности (р<0,05), работоспособность (р<0,05). Важность в медицинской профессии коммуникативных способностей отметили и будущие фельдшера-акушеры (85,2%), и медицинские сестры (78,7%) при р>0,05. Важный показатель «моторные свойства» составил 84,7% у будущих медицинских сестер и несколько ниже (77,7%) у будущих фельдшеров-акушеров (р>0,05). Об-

учающие по специальности «Сестринское дело» считали, что показатель «работоспособность» не имеет приоритетного значения (67,3%) и отметили важность «моторных свойств» (способность к совершению быстрых определенных движений) (84,7%, при р>0,05). В целом учащиеся медицинского колледжа считали, что все предложенные в анкете характеристики важны в их будущей профессиональной деятельности.

Примечательно, что наличие «организаторских способностей» не выделили в приоритет ни сотрудники учреждений здравоохранения (50,2%), ни преподаватели медицинского колледжа (56,5%), ни будущие медицинские сестры (56,7%). Будущие фельдшера-акушеры отметили важность «организаторских способностей» значимо чаще (72,2%, при р<0,05).

Развитие личностных качеств учащихся на протяжении всего периода обучения привело к положительным результатам, отмечалось снижение оттока молодых специалистов из профессии после распределения и необходимого срока отработки. Данные о профессионально-личностных качествах выпускников были направлены в учреждения здравоохранения Гомельской области для более качественного укомплектования отрасли медицинскими кадрами. Ввиду разнообразия должностей медицинских работников, в учреждениях здравоохранения молодые специалисты направлялись на конкретные рабочие места с учетом персональных профессионально-личностных характеристик, предоставленных медицинским колледжем. Частота закрепления молодых специалистов на первых рабочих местах после обязательной 2-годичной отработки с 2012 года представлена в таблице 3. Как видно из нее, отмечено снижение оттока молодых специалистов из профессии после распределения и обязательного срока отработки с 2012 по 2016 годы в 7,7 раза. По мнению администрации УЗ, в 75% случаев профессиональная подготовка выпускников признана «хорошей» и «удовлетвори-

Годы Закрепление на рабочем месте молодого специалиста (п) Уволилось (п)

2012 108 (100%) 35 (32,4%)

2013 125 (100%) 36 (28,3%)

2014 134 (100%) 19 (13,8%)

2015 155 (100%) 6 (4,1%)

2016 142 (100%) 6 (4,2%)

Таблица 3 - Частота закрепления на первом рабочем месте молодых специалистов медицинских сестер и фельдшеров-акушеров

тельной». Наиболее проблемным остался аспект проведения профессионального отбора абитуриентов при поступлении в учреждение образования с последующим распределением выпускника на конкретное рабочее место.

Заключение

1. Преподаватели медицинских колледжей отмечают важность разнообразия профессиональных качеств для профессии «медицинский работник» и в своей трудовой деятельности руководствуются этим принципом. Однако сотрудники учреждений здравоохранения со средним медицинским образованием отмечают в своей трудовой деятельности важность таких качеств, как состояние здоровья, работоспособность, память, внимание и мышление.

2. Наиболее важными для успешной профессиональной деятельности, по мнению большинства респондентов, отмечены «состояние здоровья» и «работоспособность», в то же время «организаторские способности» не были выделены в ранг значимо важных для реализации в медицинской профессии как средними медицинскими работниками, преподавателями колледжа, так и будущими медицинскими сестрами.

3. Обучающиеся по специальности «Лечебное дело», кроме указанных как наиболее важные профессиональные качества, отдали приоритет таким характеристикам, как «мышление», «организаторские способности», «волевые качества», «речевые способности». Обучающиеся по специальности «Сестринское дело» отметили важность «моторных свойств».

4. Развитие профессиональных и социально-личностных качеств медицинских работников при обучении в медицинском колледже и их учет при распределении на конкретные рабочие места

References

1. Kukharchuk AM, Lyakh VV, Shirokova AB. The man and his profession. Minsk, RB: Sovrem slovo; 2006. 544 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Laptieva LN, Rublevskaya EI, Divakova TS. The problem of professional adaptation of medical college graduates and the prospects of its solution. Med Novosti. 2013;(11):48-51. (In Russ.)

3. Karpov AV, red. General psychology: uchebnik. Moscow, RF: Gardariki; 2005. 232 p. (in Russ.)

являются одним из факторов долговременности

пребывания на рабочих местах и высокой эффективности трудовой деятельности.

Литература

1. Кухарчук, А. М. Человек и его профессия / А. М. Ку-харчук, В. В. Лях, А. Б. Широкова. - Минск : Соврем. слово, 2006. - 544 с.

2. Лаптиева, Л. Н. Проблема профессиональной адаптации выпускников медицинских колледжей и перспективы ее решения / Л. Н. Лаптиева, Е. И. Рублевская, Т. С. Дивакова // Мед. новости. - 2013. - № 11. - С. 48-51.

3. Общая психология : учебник / под общ ред. А. В. Карпова. - М. : Гардарики, 2005. - 232 с.

4. Шадриков, В. Д. Профессиональные способности / В. Д. Шадриков - М. : Унив. книга, 2010. - 320 с.

5. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. - М. : Академия, 2004.

- 304 с.

6. Григорьева, М. В. Психология труда : конспект лекций / М. В. Григорьева. - М. : Высш. образование, 2006. -192 с.

7. Rowson, R. An introduction to ethics for nurses / R. Rowson. - Harrow : Scutari Press, 1990.

8. Code of professional conduct for the nurse, midwife and health visitor / United Kingdom Central Council for Nursing, Midwifery and Health Visiting. - 3rd ed. - London : UKCC, 1992.

9. Витовская, Г. Н. Развитие личностных качеств учащихся медицинского колледжа, как основа профессиональной деятельности / Г. Н. Витовская, Е. И. Рублевская // Современные проблемы общественного здоровья и здравоохранения : сб. материалов науч.-практ. конф. с междунар. участием, 21 окт. 2016 г - Гродно : ГрГМУ, 2016. - С. 29-32.

10. Васильева, Л. А. Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа / Л. А. Васильева // Проблемы и перспективы развития образования : материалы Меж-дунар. заоч. науч. конф., Пермь, апр. 2011 г - Пермь : Меркурий, 2011. - Т. 2. - С. 7-9.

11. Динамика коммуникативных умений выпускников медицинских колледжей в ходе профессиональной адаптации / Л. Н. Лаптиева [и др.] // Мед. новости. - 2014.

- № 11. - С. 91-95.

Поступила 26.11.2018 г.

Принята в печать 28.01.2019 г.

4. Shadrikov VD. Professional ability. Moscow. RF: Univ kniga; 2010. 320 р. (In Russ.)

5. Klimov EA. Psychology of professional self-determination: ucheb posobie dlia studentov vyssh ped ucheb zavedenii. Moscow, RF: Akademiia; 2004. 304 р. (In Russ.)

6. Grigor'yeva MV. Work psychology: konspekt lektsii. Moscow, RF: Vyssh obrazovanie; 2006. 192 р.(1п Russ.)

7. Rowson R. An introduction to ethics for nurses. Harrow: Scutari Press; 1990.

8. United Kingdom Central Council for Nursing, Midwifery and Health Visiting. Code of professional conduct for the

nurse, midwife and health visitor. 3rd ed. London: UKCC; 1992.

9. Vitovskaya GN, Rublevskaya EI. Development of personal qualities of students of medical college as a basis for professional activity. V: Sovremennye problemy obshchestvennogo zdorov'ia i zdravookhraneniia: sb materialov nauch-prakt konf s mezhdunar uchastiem, 21 okt 2016 g. Grodno, RB: GrGMU; 2016. P. 29-32. (In Russ.)

10. Vasil'yeva LA. Competent model of a medical college graduate. V: Problemy i perspektivy razvitiia obrazovaniia: materialy Mezhdunar zaoch nauch konf, Perm', apr 2011 g. Perm', RF: Merkurii; 2011. T 2. P. 7-9. (In Russ.)

11. Laptieva LN, Rublevskaya EI, Divakova TS, Ampilova NV. Dynamics of communication skills of medical college graduates in the course of professional adaptation. Med Novosti. 2014;(11):91-95. (In Russ.)

Submitted 26.11.2018 Accepted 28.01.2019

Сведения об авторах:

Лаптиева Л.Н. - к.п.н., доцент кафедры оздоровительной и адаптивной физической культуры, Полесский государственный университет;

Рублевская Е.И. - к.м.н., главный врач Гомельского областного клинического кожно-венерологического диспансера;

Дивакова Т.С. - д.м.н., профессор, заведующая кафедрой дерматовенерологии, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;

Лобан Д.С. - студентка 3 курса лечебного факультета, Гомельский государственный медицинский университет. Information about authors:

Laptieva L.N. - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Chair of Health-Improvement & Adaptation Physical Training, Polessky State University;

Rublevskaya E.I. - Candidate of Medical Sciences, head doctor ofGomel Regional Clinical Dermatovenerologic Dispenensary; Divakova T.S. - Doctor of Medical Sciences, professor, head of the Chair of Obstetrics & Gynecology of the Faculty for Advanced Training & Retraining, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University; Loban D.S. - the third-year medical student, Gomel State Medical University.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210009, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра акушерства и гинекологии ФПК и ПК. E-mail: prof_dts@mail.ru - Дивакова Татьяна Семеновна.

Correspondence address: Republic of Belarus, 210009, Vitebsk, 27 Frunze ave., Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University, Chair of Obstetrics & Gynecology of the Faculty for Advanced Training & Retraining. E-mail: prof_dts@mail.ru - Tatyana S. Divakova.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.