Научная статья на тему 'Социальные представления студентов и среднего медицинского персонала о профессионально важных личностных качествах медицинского работника'

Социальные представления студентов и среднего медицинского персонала о профессионально важных личностных качествах медицинского работника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
620
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / СТУДЕНТЫ / CODEPENDENCY / ADOLESCENCE / PERSONALITY / COPING-BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Потапова Юлия Викторовна, Речкина Анастасия Леонидовна

В статье проведен анализ социальных представлений студентов медицинского вуза, медицинского колледжа и среднего медицинского персонала (фельдшеров, медицинских сестер, акушеров) о важнейших личностных качествах работников здравоохранения. Было выявлено, что студенты колледжа имеют четкие представления о необходимых качествах и ориентированы в основном на моральный облик медицинского работника. Студенты университета основное внимание уделяют интеллектуальным особенностям будущего врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Потапова Юлия Викторовна, Речкина Анастасия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Attitudes of Students and Secondary Medical Personnel About the Most Important Personal Qualities of Health Workers

In this article analyzes the social attitudes by students and secondary medical personnel (medical assistants, nurses, midwives) about the most important personal qualities of health workers. It was found that college students have a clear understanding of the need for quality and focused primarily on the moral character of a health professional. University students are focusing on cognitive features of the future doctor.

Текст научной работы на тему «Социальные представления студентов и среднего медицинского персонала о профессионально важных личностных качествах медицинского работника»

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 4. С. 49-53. УДК 159.923

Ю. В. Потапова, А. Л. Речкина

Омский государственный медицинский университет

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВАХ

МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

В статье проведен анализ социальных представлений студентов медицинского вуза, медицинского колледжа и среднего медицинского персонала (фельдшеров, медицинских сестер, акушеров) о важнейших личностных качествах работников здравоохранения. Было выявлено, что студенты колледжа имеют четкие представления о необходимых качествах и ориентированы в основном на моральный облик медицинского работника. Студенты университета основное внимание уделяют интеллектуальным особенностям будущего врача.

Ключевые слова: личность; профессиональное развитие; средний медицинский персонал; студенты.

Yu. V. Potapova, A. L. Rechkina

Omsk State Medical University

SOCIAL ATTITUDES OF STUDENTS AND SECONDARY MEDICAL PERSONNEL ABOUT THE MOST IMPORTANT PERSONAL QUALITIES OF HEALTH WORKERS

In this article analyzes the social attitudes by students and secondary medical personnel (medical assistants, nurses, midwives) about the most important personal qualities of health workers. It was found that college students have a clear understanding of the need for quality and focused primarily on the moral character of a health professional. University students are focusing on cognitive features of the future doctor.

Keywords: codependency; adolescence; personality; coping-behaviour.

Во все времена актуальной остается потребность общества в высококвалифицированных специалистах со средним и высшим медицинским образованием, работающих в различных лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждениях. Объединяя различные направления среднего и высшего медицинского образования, колледж и университет стремятся выпустить из своих стен не только профессионалов своего дела, но и полноценных граждан своей страны.

Становясь на путь получения медицинского образования, студент имеет свои собственные представления о том, какими личными качествами должен обладать человек, чтобы успешно развиваться в этой сфере. Поня-

© Потапова Ю. В., Речкина А. Л., 2016

тие «медицинский работник» включает в себя совокупность профессий, связанных с лечением, диагностикой и профилактикой заболеваний. Медицинские работники уделяют особенное внимание физическому, а также психологическому и социальному аспектам здоровья человека. Специфика труда каждой категории медицинских работников накладывает отпечаток на перечне требований к личностным качествам, актуальным в той или иной сфере. Такие перечни качеств существуют для каждой значимой профессии и входят в систему профессионально важных качеств. Это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно

заданном уровне и коррелируют хотя бы с одним ее основным результативным параметром (качеством, производительностью, надежностью) [2]. Совокупность профессионально важных качеств составляет основу профессиональной пригодности человека, т. е. профпригодность - это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью [2]. К примеру, существуют обобщенные представления о том, что врачу необходимо иметь такие качества, как высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость, ответственность. Требования к среднему медицинскому персоналу несколько отличаются: для них важны такие качества, как сочувствие, сопереживание, коммуникабельность, наблюдательность, высокая концентрация внимания, хорошая память, собранность, выносливость, ответственность, поскольку они напрямую поддерживают контакт с пациентом и отношения со средним медицинским персоналом являются важнейшим фактором, влияющим на скорость выздоровления больного и качество его жизни в стационаре. Однако существование перечней профессионально важных качеств, составленных на основе анализа профессиональных задач работника, еще не означает, что конкретный специалист принимает их для себя и будет активно перестраивать свою личность и менять поведение, чтобы соответствовать некому идеальному образцу. Данный процесс всегда опосредуется установками, которые содержатся в сознании работника, относительно того, что является действительно значимым качеством. Этот процесс формируется благодаря наличию определенных ценностей, позволяющих создать образ идеального работника. И из-за особенностей воспитания, специфики характера, круга общения этот образ может различаться у разных людей. Поэтому мы в своем исследовании постарались выяснить, какими же личными качествами, по мнению настоящих и будущих работников сферы здравоохранения, должен обладать медицинский персонал, в частности медицинская сестра, фельдшер, акушер и врач. Для решения этой задачи нами были опрошены представители медицинского сообщества (акушеры, фельдшеры, медицинские сестры), а также студенты, получающие высшее и

среднее профессиональное медицинское образование.

Объектом исследования выступают профессионально важные качества медицинского работника, предметом - социальные представления студентов и медицинских работников о профессионально важных личностных качествах медицинского персонала.

Цель исследования: сравнить представления студентов разных ступеней обучения и среднего медицинского персонала о профессионально важных личностных качествах медицинского работника.

Задачи исследования:

1. Исследовать представления студентов медицинского колледжа и университета о профессионально важных личностных качествах медицинского работника.

2. Изучить представления среднего медицинского персонала о профессионально важных личностных качествах медицинского работника.

3. Провести сравнительный анализ социальных представлений о личностных качествах медицинского работника у студентов и младшего медицинского персонала.

Среди организационных методов был выбран сравнительный, среди эмпирических - анкетирование. Методики, используемые в исследовании - это анкета «Личностно важные качества для среднего и высшего медицинского персонала» [3]. В анкете было представлено 21 личностное качество, среди которых испытуемому предлагалось выделить сначала 7 самых важных, затем 7 самых важных из оставшихся. При анализе полученных данных вычислялся общий показатель и средний балл по каждому качеству. Таким образом, методы математической статистики включали первичные описательные статистики (вычисление среднего).

Всего в исследовании приняло участие 201 человек, среди них:

1) Студенты 1-го курса медицинского колледжа по специальности «Лечебное дело» N = 59 человек), «Акушерское дело» N = 14 человек), «Сестринское дело» N = 21 человек).

2) Студенты 2-го курса медицинского университета педиатрического факультета N = 23 человека), лечебного факультета N = 23 человека).

3) Средний медицинский персонал: акушеры N = 23 человека), фельдшера (Ы = 20 человек), медицинские сестры N = 18 человек).

Базой для исследования выступил Омский государственный медицинский университет и Курганский базовый медицинский колледж.

При анализе результатов изначально были сравнены друг с другом группы студентов

Следует отметить, что во всех списках такое качество, как ответственность занимает лидирующее или по крайней мере достаточно высокоранговое место. Это может свидетельствовать об осознанности в подходе студентов к выбору своей профессии, понимании высокой значимости ее для общества и важности того склада, которое средний медицинский персонал вносит в работу системы здравоохранения в целом. Упоминание доброты также встречается в двух случаях из трех, и это качество высоко ценится испытуемыми. Вероятно, это отражает понимание студентов особенной роли среднего медицинского персонала в процессе лечения - это посредники между врачом и пациентом, они находятся в самом напряженном взаимодействии, в котором легко утратить человечность, альтруистическое отношение к окружающим. Остальные качества, вероятно, отражают в какой-то мере уникальность специальности. Для «Лечебного дела» - это коммуникабельность, поскольку фельдшер в своей работе сталкивается ежедневно с большим количеством разных людей, и к каждому необходим индивидуальный подход. Будущие медсестры обозначили, что необходимым качеством является терпение и трудолюбие. Эта категория медицинских работников не просто общается с пациентом, но и реализует конкретные предметные действия, устанавливает контакт и ежедневно ухаживает за больными, которые в условиях стационара могут проявлять раз-

колледжа, обучающихся на разных специальностях, и выделены три предпочитаемых качества для каждого направления подготовки (табл. 1).

Таблица 1

личные виды негативных эмоций - гнев, тоску по дому, печаль, отчаяние. Умение сдерживаться, стойко переносить каждодневные стрессовые ситуации является базовым качеством для медицинских сестер. Будущие акушеры обозначили честность в качестве одного из важных качеств. В целом, честность - это избегание обмана, и в частности мошенничества, в отношениях с другими людьми. По сравнению с правдивостью, понятие честности подчеркивает отсутствие корыстных мотивов дезинформации и вместе с тем снисходительное отношение к непредумышленному введению в заблуждение человека. Также личные качества - важнейшие показатели нравственности: правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит [1]. Доверие, которое люди оказывают, вверяя акушеру самое дорогое - собственного ребенка, накладывает большую ответственность на этого специалиста, предъявляет особенные требования к его личности.

На основании полученных результатов был проведен общий анализ данных среди студентов 1-го курса, обучающихся по трем разным специальностям. В целом на 1 место студенты ставят ответственность (средний

Профессионально важные личностные качества медицинского работника с точки зрения студентов 1-го курса медицинского колледжа

Специальность Качества Средний балл

«Лечебное дело» Ответственность 9,4

Доброта 8,9

Коммуникабельность 8,4

«Сестринское дело» Терпение 9,04

Ответственность 9,0

Трудолюбие 8,9

«Акушерское дело» Ответственность 9,3

Доброта 9,0

Честность 8,8

балл - 9,3), на 2 место - доброту (средний балл - 8,9), а на 3 - трудолюбие (средний балл - 8,7, рис.).

Интересным фактом оказалось то, что схожие результаты были получены и в группе фельдшеров, акушеров и медицинских сестер, имеющих опыт работы около 20 лет (табл. 2).

Сравнив результаты ответов студентов 1-го курса специальности «Лечебное дело», «Сестринское дело» и работающих фельдше-

ров, мы сделали вывод, что личностные качества в большинстве своем совпадают, что свидетельствует о том, что студенты обладают четким пониманием того, какими качествами должен обладать медицинский работник. Наиболее точным совпадение было в группах фельдшеров. Также исследование социальных преставлений о профессионально важных качествах было проведено среди студентов медицинского университета (табл. 3).

а « N ®

я &

л

Я -й

Z £

о £

9.4

9.3 9,2 9,1

9 8,9 8,8 8,7 8,6

8.5

8.4

9,3

8,9

8,7

Ответственность Доброта Трудолюбие

Профессионально важные качества

Предпочитаемые профессионально важные личностные качества медицинского работника с точки зрения студентов 1-го курса медицинского колледжа

Таблица 2

Профессионально важные личностные качества медицинского работника, по мнению среднего медицинского персонала

Профессия Качества Средний балл

Фельдшер Доброта 8,9

Ответственность 8,5

Коммуникабельность 7,7

Медицинская сестра Доброта 9,2

Ответственность 8,3

Честность 7,3

Акушер Честность 9

Ответственность 8,3

Трудолюбие 7,5

Таблица 3

Профессионально важные личностные качества медицинского работника, по мнению студентов медицинского университета

Факультет Качества Средний балл

Педиатрический Ум, интеллект 9,9

Ответственность 9,5

Целеустремленность 7,9

Лечебный Внимательность 10,0

Ум, интеллект 9,5

Ответственность 9,4

Особенное место среди важных качеств будущие врачи отводят высокому интеллекту, внимательности. Это говорит об общей направленности студентов на качества, связанные с процессом познания, ценностями, которые концентрируются на когнитивной сфере. Так же, как и предыдущие группы, студенты вуза отмечают высокую значимость ответственности. В качестве важного также обозначена была целеустремленность. В список самых популярных не попали качества, отражающие морально-нравственный облик человека, его альтруистические цели и ценности. Подобный результат можно объяснить общей направленностью студентов вуза на теоретическую подготовку, а не на выполнение конкретных обязанностей, связанных с общением с пациентами, поскольку на 2-м курсе мало кто из будущих врачей задумывается о непосредственной работе, их ориентация идет на запоминание большого числа фактов, накопление знаний. Вместе с тем, если такая тенденция будет иметь продолжение, это может привести к тому, что молодые врачи в своих обязанностях будут забывать о немаловажном для укрепления доверия пациента значении личностного отношения к людям, учета их особенностей, милосердного восприятия ситуации общения с пациентом.

Подводя итоги, можно заключить, что студенты, обучающиеся на 1-м курсе медицинского колледжа, имеют достаточно четкие и схожие с ответами профессионалов представления о том, какими личными качествами они должны обладать. Этот вывод был сделан на том основании, что выбранные ими качества почти полностью совпадают с выбором среднего медицинского персонала с большим стажем. Вероятно, меньшая длительность обучения стимулирует студентов уже на 1-м курсе формировать четкий образ будущей профессии, составлять для себя представления о том, чем они будут заниматься и что

для этого необходимо. Студенты медицинского вуза в своем выборе очень сильно отличаются от всех остальных групп. Возможно, это связано с тем, что направленности среднего и высшего медицинского персонала отличаются. Для врача более актуальна умственная работа - это постановка диагноза, выбор корректного лечения, а медицинская сестра выполняет назначения и проводит конкретные предметные манипуляции. Именно средний медицинский персонал находится в постоянном контакте с пациентами и им необходимо обладание такими качествами, как доброта, честность, коммуникабельность. Возможной перспективой нашего исследования является изучение социальных представлений студентов старших курсов и работающих врачей о личностных качествах работников здравоохранения. Это позволит выявить, действует ли в этих группах выявленная у студентов 2-го курса тенденция к повышенной интеллектуализации и игнорированию морально-нравственных основ работы врача, или это лишь временная особенность, обусловленная дистанцированностью студентов младших курсов от общения с реальными пациентами. Исследования подобного рода позволяют сформировать представление об основных проблемах и противоречиях образовательного процесса и подготовить корректирующие действия для предотвращения возникающих в педагогическом процессе проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева В. Г. Молодой рабочий: Формирование ценностных ориентаций. - М. : Мысль, 1983. - 222 с.

2. Карпов Л. В. Общая психология : учебник / под общ. ред. проф. Л. В. Карпова. - М. : Гардарики, 2005. - 232 с.

3. Поварницын А. П. Ценностные ориентации специалистов физической культуры и спорта в процессе учебы в вузе : монография. -Курган : Кург. гос. ун-т, 2004. - 300 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.