Научная статья на тему 'Один из путей повышения качества профессионального образования студентов медицинского колледжа'

Один из путей повышения качества профессионального образования студентов медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО" / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / MEDICAL COLLEGE STUDENTS / "NURSING PROCESS" / PROFESSIONAL APPLIED PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенкина Ирина Сергеевна, Аксёнов Владимир Павлович

Представлены результаты научных исследований, посвященных повышению эффективности профессионального образования студентов медицинских колледжей, обучающихся по специальности «Сестринское дело». Выявлены особенности профессиональной деятельности специалистов-медиков среднего звена, определена специфика профессионально-прикладной физической подготовки учащихся медицинских колледжей. Разработана и экспериментально обоснована программа ППФП студентов, обучающихся по специальности «Сестринское дело».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенкина Ирина Сергеевна, Аксёнов Владимир Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONE OF THE WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION FOR MEDIKAL COLLEGE STUDENTS

The article tells us about result of scientific researches that are showed us increasing of efficiency of professional education of medical college students that are trained in “Nursing process ”. It was discovered features of professional activity of nurses and the specificity of professional applied physical training of medical college students. It was developed and experimental proved program of professional applied physical training (PART) students that are trained in “Nursing process ”.

Текст научной работы на тему «Один из путей повышения качества профессионального образования студентов медицинского колледжа»

Borisova Vera Valeryevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, borisovav5@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Petrushina Galina Anatolyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, petrushinagalina@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Arkhipova Svetlana Anatolyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Arkhipov777@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Leontieva Maria Sergeevna, doctor of pedagogical Sciences, associate professor, leontyeva72@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.011:371

ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

И.С. Гребенкина, В.П. Аксёнов

Представлены результаты научных исследований, посвященных повышению эффективности профессионального образования студентов медицинских колледжей, обучающихся по специальности «Сестринское дело». Выявлены особенности профессиональной деятельности специалистов-медиков среднего звена, определена специфика профессионально-прикладной физической подготовки учащихся медицинских колледжей. Разработана и экспериментально обоснована программа ППФП студентов, обучающихся по специальности «Сестринское дело».

Ключевые слова: студенты медицинских колледжей, специальность «Сестринское дело», профессионально-прикладная физическая подготовка.

Перестройка современной системы образования, а именно переход на компетентностный подход, ставит перед учреждениями среднего профессионального образования СПО важнейшую задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки будущих специалистов.

Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно лишь при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом.

Исследования показывают, что общая физическая подготовка специалистов не может полностью решить этих задач, так как современный высококвалифицированный труд требует, кроме того, определенного профилирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Поэтому физическое воспитание студентов в учреждениях СПО имеет свои специфические особенности. Физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий и характера их предстоящей

профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), то есть использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к негативному воздействию внешней среды. В итоге многолетних исследований убедительно доказано, что ППФП является важным социально-экономическим фактором современного этапа научно-технического прогресса. Применение ППФП в системе физического воспитания учащихся профессионально-технических училищ, техникумов, колледжей, студентов вузов, всех сфер хозяйствования позволяет при сравнительно небольших временных и материальных затратах добиться высоких социальных и экономических результатов. Занятия ППФП эффективно способствуют адаптации к профессиональной деятельности, условиям труда, сокращают сроки овладения сложными специальностями, обеспечивают формирование профессионально важных качеств и навыков, значительно повышают профессиональную дееспособность, производительность труда, устойчивость к профессиональным и профессионально обусловленным заболеваниям, существенно снижают риск профессионального травматизма, поднимают конкурентоспособность прошедших курс ППФП, «...занятия ППФП эффективно способствуют также приобщению студентов к здоровому образу жизни.» [3].

Однако далеко не все вопросы ППФП студентов нашли равное отражение в проведенных исследованиях. Недостаточно разработаны вопросы ППФП студентов тех учебных заведений, выпускники которых преимущественно заняты малоподвижным, умственным трудом. Не полностью исследованы вопросы вооружения прикладными знаниями будущих медицинских работников о возможностях двигательного аппарата человека, о путях его совершенствования и др. В то же время уже сейчас имеется целый ряд работ, прямо или косвенно указывающих на положительное влияние регулярных занятий физической культурой и спортом на совершенствование профессионально-прикладной подготовки медиков [2, 4].

В настоящее время в российской системе образования заметными темпами идет процесс преобразования. Динамично меняются образовательные стандарты, структура и спектр специальностей.

Тем не менее, в современных Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) проблемам формирования физической культуры студентов уделяется недостаточное внимание, что подтверждается минимальными требованиями к объемам необходимых для освоения ими знаний, умений и компетенций по дисциплине «Физическая культура» по сравнению с требованиями к дисциплинам по другим предметам. Это одна из причин, не

позволяющих достичь достаточного уровня развития физического потенциала студентов. «Необходимо подчеркнуть, что действующие государственные стандарты и учебные планы не способствуют развитию профессионально важных личностных характеристик по следующим основным причинам:

- в них, как правило, не отражены задачи профессионально -прикладной подготовки;

- в данных документах отсутствует перечень профессионально-прикладных компонентов, способствующих результативному и эффективному выполнению производственных обязанностей;

- отсутствует дифференциация контрольно-учетных нормативов по общей и профессионально-прикладной подготовленности» [2].

«Основным методом разработки программы профессиональной двигательной подготовки к различным видам труда является составление профессиограмм. Профессиограмма - это описание параметров, характеризующих ту или иную профессию, включая перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией к работнику. Строится профессиограмма, главным образом, исходя из результатов анализа трудовой деятельности, а также опроса наблюдателей, экспертов в данной профессии и специалистов» [1].

Описание профессии разными авторами отличается в зависимости от того, каким требованиям или качествам профессионала уделяется большее внимание. Труд медицинских работников принадлежит к числу наиболее сложных, напряженных и ответственных видов человеческой деятельности. Работа ночью, а иногда и круглосуточно, стрессовые ситуации, психоэмоциональные и физические перегрузки негативно воздействуют на состояние здоровья медиков, поэтому эффективность и качество работы медицинского работника во многом зависит от состояния его здоровья, функциональной и физической подготовленности.

В профессии «Медицинская сестра» доминирующим способом мышления является способ «приложение-процедура», при котором человек быстро, точно и пунктуально выполняет известные процедуры для решения поставленной задачи, а качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности, следующие:

- способности: развитые переключение, концентрация и распределение внимания (способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности, предмета на другой, умение сосредоточиваться на одном объекте или виде деятельности, отвлекаясь от других, и способность удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или параллельно выполнять несколько видов деятельности); высокий уровень развития аналитического мышления: тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность; способность быстро реагировать на ситуацию; способность работать в напряженных условиях (работа в

ночное время, военно-полевые условия работы и т. д.); способность к самоконтролю; способность переносить большие физические нагрузки; ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур.

- личностные качества, интересы и склонности: терпеливость и выдержанность; доброжелательность и приветливость; ответственность; аккуратность; тактичность; чуткость; внимательность; добросовестность [4].

В медицинском колледже студенты обучаются по единой специальности «Сестринское дело». Однако будущая профессиональная деятельность более специализирована. Рассмотрим особенности профессиональной деятельности операционной медицинской сестры и участковой медицинской сестры.

Трудовая деятельность операционной медицинской сестры предъявляет значительные требования к ее физической подготовленности -общей и статической выносливости позных мышц, которые способствуют многочасовой работе, а также высшей нервной деятельности, зрительной чувствительности, дифференцированным, точным по пространственным параметрам движениям, развитию функции внимания и мышления, эмоциональной устойчивости и волевым качествам.

Рабочий день участковой медицинской сестры длится 6-8 часов, рабочая поза - свободная. В труде участковой медицинской сестры преобладает умственная деятельность: лечебно-диагностическая. Ритмичность в работе отсутствует, автоматизированность рабочих действий низка. Работоспособность падает через 3,5-4 часа после начала работы в связи с наступлением утомления, а к концу рабочего дня большинство ощущают значительное утомление и раздражительность. Особенно нарушается функция внимания.

Поскольку характер труда существенно определяет содержание ППФП будущих медицинских работников, задачи подготовки, учитывая специфику профессиональной деятельности, будут различны.

Так, задачи ППФП операционной медицинской сестры следующие:

- преимущественное развитие прикладных основных физических качеств - общей выносливости, силы и статической выносливости мышц спины и ног, ловкости, быстроты;

- преимущественное развитие прикладных специальных качеств -устойчивости к гипокинезии и прямостоянию, быстрого зрительного различения и подвижности нервных процессов;

- преимущественное развитие прикладных психических качеств -внимания, эмоциональной устойчивости и волевых качеств (самообладания, уверенности в своих силах).

Задачами ППФП участковой медицинской сестры являются:

- преимущественное развитие прикладных основных физических качеств - общей выносливости, силы, ловкости, гибкости;

- преимущественное развитие прикладных специальных качеств -

устойчивости к гиподинамии и гипокинезии;

- преимущественное развитие прикладных психических качеств -внимания, эмоциональной устойчивости, волевых качеств: уверенности в своих силах, выдержки, настойчивости и самообладания.

В 2006 г. на базе медицинского колледжа г. Ефремова Тульской области (в настоящее время Ефремовский филиал ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России) нами был проведен предварительный эксперимент.

Цель: повысить эффективность процесса общей и профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинского колледжа г. Ефремова Тульской области, обучающихся по специальности «Сестринское дело».

Гипотеза: если увеличить долю ППФП до 30-50 % от общего количества часов, отведенных на дисциплину «Физическая культура», то уровень профессионально-важных двигательных способностей студентов медицинского колледжа повысится, а степень сформированности остальных двигательных качеств не ухудшится.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; анализ документов; педагогическое наблюдение; хронометрирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики; тестирование. Мы применяли следующие тесты для определения уровня развития физических качеств: прыжки через скакалку за 1 мин; прыжок в длину с места; сгибание-разгибание рук в упоре лежа; поднимание туловища из положения, лежа на спине (руки за головой) за 1 мин; бег 100 м, бег 500 м, кросс 2 км.

Программа подтверждала свою эффективность в течение последующих шести лет. Введение с 2009 года государственных стандартов образования в системе СПО предопределило модернизацию данной программы и проведение формирующего эксперимента. Модернизированная программа была разработана для студентов 2-5 курсов специальности «Сестринское дело». Была увеличена аэробная составляющая, в программу был включен курс плавания. Изменилась батарея тестов для определения уровня физической подготовленности: бег 100 м, кросс 1000 м, прыжок в длину с места, прыжки через скакалку за 1мин., опускание и поднимание туловища из положения лежа на спине (руки за головой) за 30 с, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, лыжная гонка на 3 км, плавание вольным стилем на 50 м.

Остальные методы исследования остались прежними. Всего в исследовании приняли участие 30 чел. (экспериментальная группа - 14 чел., контрольная группа - 16 чел.). Экспериментальная группа занималась по разработанной нами программе, а контрольная - по традиционной. Эффективность процесса обучения определялась по результатам

тестирования. Достоверность полученных результатов определялась по t-критерию Стьюдента.

Одним из критериев эффективности экспериментальной программы был уровень успеваемости в обеих группах по профильным дисциплинам и практикам. В течение трех лет эксперимента была выявлена устойчивая тенденция преимущества экспериментальной группы над контрольной по данному показателю. В двигательных тестах достоверное преимущество экспериментальной группы над контрольной в конце эксперимента было зафиксировано в 4 тестах из 8 (при выполнении сгибания-разгибания рук в упоре лежа (Мэ=26,29, Мк=23,50, t=2,45, при Р<0,05); при поднимании туловища из положения лежа (руки за головой) за 30 с (Мэ=25,93, Мк=22.43, t=4,18, при Р<0,05); в кроссе 1000 м (Мэ= 4,95, Мк=5,66, t=2,51, при Р<0.05); в лыжной гонке на 3 км (Мэ=17,67, Мк=18,91, t=2,92, при Р<0,05),что дает, на наш взгляд, основание утверждать о большей эффективности экспериментальной программы по сравнению с традиционной.

В связи с вышеизложенным продолжение исследования проблем, связанных с ППФП студентов медицинского колледжа, является, на наш взгляд, весьма актуальным.

Перспективой дальнейших исследований в этом направлении является научно обоснованное усовершенствование методик ППФП с учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов-медиков и современных требований к образованию в системе СПО.

Список литературы

1. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. М.: Академия, 2011. 304 с.

2. Ефремова Т.Г. Формирование физической культуры студентов медицинских колледжей на основе интенсификации самостоятельной работы: автореф. дис. .канд. пед. наук. Краснодар, 2011.

3. Раевский Р.Т., Канишевский С.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов высших учебных. Одесса: Наука и техника, 2010. 380 с.

4. Романова Е.С. 99 популярных профессий. СПб.: Питер, 2003.

464 с.

Гребенкина Ирина Сергеевна, преподаватель, grebenkina. irinaamail.ru, Россия, Тульская область, Ефремов, Ефремовский филиал Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова,

Аксёнов Владимир Павлович, канд. пед. наук, проф., grebenkina. irinaamail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого

ONE OF THE WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION

FOR MEDIKAL COLLEGE STUDENTS

I.S. Grebenkina, V.P. Aksenov

The article tells us about result of scientific researches that are showed us increasing of efficiency of professional education of medical college students that are trained in "Nursing process". It was discovered features of professional activity of nurses and the specificity of professional applied physical training of medical college students. It was developed and experimental proved program of professional applied physical training (PART) students that are trained in "Nursing process".

Key words: medical college students, "Nursing process", professional applied physical training.

Grebenkina Irina Sergeevna, teacher, grebenkina. irina@,mail.ru, Russia, Tula Region, Efremov, Efremovsky branch of the Ryazan State Medical University of the academician I.P. Pavlov,

Aksenov Vladimir Pavlovich, candidate of pedagogical Sciences, professor, grebenkina.irina@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy

УДК 796.01

ПРИОРИТЕТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗАХ

В.П. Губа, М.С. Леонтьева, С.А. Архипова, В.Н. Егоров

Рассмотрена специфика организации занятий по физическому воспитанию в гуманитарных вузах на основе приоритетного применения метода круговой тренировки. Представлена динамика показателей физического развития студентов гуманитарных вузов с учетом организации занятий по методу круговой тренировки на занятиях по физическому воспитанию.

Ключевые слова: студенческая молодежь, физическое воспитание, физическое развитие, круговая тренировка.

Одним из важнейших факторов для реализации физической культуры в вузе, представленной в государственных документах как учебная дисциплина, является обеспечение гармонизации телесно-духовного потенциала, формирования у студентов здорового стиля жизни, физического и психического здоровья и достижение их необходимого уровня функциональных возможностей, общей физической подготовленности, высокой работоспособности и творческого долголетия [1-3].

Однако по свидетельству многих специалистов [4, 5], значительная часть студентов, обучающихся в вузах, имеет низкий уровень физического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.