Научная статья на тему 'Роль олонхо в формировании ценностных ориентаций у школьников'

Роль олонхо в формировании ценностных ориентаций у школьников Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
688
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ОРИЕНТАЦИЯ / ОЛОНХО / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИЯ / ПАМЯТЬ / ОБРЯД / РИТУАЛ / ЭТНОСЫ / МОДЕЛЬ / VALUES / ORIENTATION / OLONKHO / CULTURE / TRADITION / RECOLLECTION / RITE / CEREMONY / ETHNOS / MODEL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Карпова Н. П.

Олонхо культурная память, которая выступает источником философских размышлений о мире и месте человека в нем. Отмечена необходимость реконструкции ценностных ориентаций, характеризующих якутский этнический тип восприятия мира, которые могут быть выведены из материалов олонхо. Ценностные ориентации личности формируются в процессе социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Olonkho as formation of schoolchildren"s value orientation

Olonkho is the cultural recollection being a source of philosophic reflection of the world and place of mankind there. There is necessity to revise the value orientations characterizing the Yakut ethnic type of the world perception and could be found in Olonkho. The value orientations are known to be formed in the process of socialization.

Текст научной работы на тему «Роль олонхо в формировании ценностных ориентаций у школьников»

УДК 37.01 : 39

Н.П. Карпова

роль олонхо в ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ у школьников

Олонхо - культурная память, которая выступает источником философских размышлений о мире и месте человека в нем. Отмечена необходимость реконструкции ценностных ориентаций, характеризующих якутский этнический тип восприятия мира, которые могут быть выведены из материалов олонхо. Ценностные ориентации личности формируются в процессе социализации. Ключевые слова: ценности, ориентация, олонхо, культура, традиция, память, обряд, ритуал, этносы, модель.

В современном обществе происходят значительные преобразования, ориентированные на глубокое переосмысление роли и значения человека, признание человеческой личности в качестве важнейшей общественной ценности.

Речь идет не о той переоценке ценностей, которая происходит в жизни каждого человека и является закономерным результатом самой диалектики жизни, перестройки его взаимоотношений с миром и другими людьми. Речь идет о том, что в течение одного десятилетия произошла коренная переоценка всего прошлого сознания и бытия, т.е. возникла необходимость резкого изменения образа жизни, мышления, взглядов, стиля деятельности. Этот процесс, повлекший за собой перемену в жизни миллионов людей, неминуемо ведет к кризису ценностнонормативных структур общественного и индивидуального сознания.

Главными несущими элементами системы отношений человека к социальному миру служат ценностные ориентации. Они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, задают критерии, используемые для оценки общества, и регулируют поведение человека, определяя стратегию социальной жизни личности.

Ценностные ориентации - одна из наиболее важных психологических характеристик зрелой личности. О степени гражданской и социальной зрелости личности можно судить по тем ценностям, на которые она ориентируется. Ценности составляют фундамент, на котором строятся пути и средства, выбираемые человеком для достижения своих целей, удовлетворения потребностей, т.е. на что будет направлена социальная активность индивидуума. Они формируются при интериоризации личностью групповых (общественных) идеалов и принципов в процессе социализации. Ценности формируются как идеалы, т.е. модели должного, задающего спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразований действительности. Чтобы разобраться в механизме формирования и последующей трансформации ценностей в

КАРПОВА Наталья Петровна - ст. научный сотрудник ФГНУ «НИИ национальных школ республики».

E-mail: also2002@mail.ru

человеческом обществе, необходимо рассмотреть ценности в культурном контексте.

Основными функциями культуры являются: мнемоническая (культура - это коллективная память; текст, коммуникативная (передача культурных текстов по различным каналам связи) и креативная (создание новых культурных текстов). При этом новое является новым лишь на фоне старого, оно всегда связано диалогическими отношениями со старым, хранит в себе память о нем. Отсюда и определение культуры, данное Ю.М. Лотманом: «Культура - это совокупность ненаследственной информации, которую накопляют, хранят и передают разнообразные коллективы человеческого общества» [1, с. 56 ].

На основании данного определения Ю.М. Лотман делает вывод о том, что «весь материал истории культуры может рассматриваться с точки зрения системы социальных кодов, которые позволяют эту информацию выражать в определенных знаках и делать достоянием тех или иных человеческих коллективов» [1, с. 57]. То, что культура в определенном смысле может быть названа исторически сложившейся иерархией кодов, позволяет ему говорить о том, что «каждый тип кодирования историкокультурной информации оказывается связанным с коренными формами общественного самосознания, организации коллектива и самоорганизации личности» [1, с. 57 ].

Традиция разными специалистами (культурологами, этнографами, фольклористами, искусствоведами) интерпретируется по-разному. С точки зрения этнографа Р.Ф. Итса: «Традиция - явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса» [2, с. 112].

Этносы сохраняют архетипические культурные стереотипы, из которых строится их целостность, именуемая культурой. И в этом смысле они как бы адаптируют среду своего обитания под этническую картину мира, которая была создана в самом начале их этногенеза. Затем этносы проносят традиции в более или менее сохраненном виде через все стадии этногенеза, как его инерцию.

Процесс трансформации культурных архетипов, который постоянно происходит на протяжении всей жизни той или иной культуры, М. Элиаде называет иерофаниче-ским [3]. И, в первую очередь, по его мнению, иерофани-

чески (т.е. предельно полно раскрываясь) трансформируются архетипы, несущие сакральную смысловую нагрузку. Считая, что в глубине человеческой психологии лежат древние архетипы, он предлагает рассматривать все отклонения от культурной нормы в свете архаических культов. К тому же, согласно так называемому «золотому правилу саморегуляции», сформулированному П.К. Анохиным, «само отклонение от нормы служит стимулом возращения к норме» [4, с. 23], т.е. любая инновация рано или поздно стабилизируется на новом уровне и служит основанием для новой нормы. Иначе говоря, новая норма - всегда трансформация старой. П.К. Анохин говорил, что «жизнь была бы просто невозможна во Вселенной с «простой последовательностью событий» [4, с. 23]. Следовательно, ради того, чтобы культура жила и развивалась, практически нельзя оставаться на одном реконструкционном уровне творчества без применения инновационных способов деятельности, основывающихся на трансформации существующих стереотипов, т.е. «сигнальной наследственности» или традиции (связанной, в первую очередь, с теми или иными ценностными ориентациями).

Ценностные ориентации передаются как отпечатанный в памяти народа «образ мира», и каждый носитель этой народной памяти передает его следующему поколению. Но здесь, как отмечал П.Г. Богатырев, неизбежны импровизации. «Особенно ярко, - писал он, - проявляется тесная связь обязательного следования нормам традиции с ярко выраженным импровизационным началом в тех видах народного искусства, в которых создание произведения органически связано с исполнительством. Естественно, подобное исполнение по памяти влечет бессознательное или сознательное изменение услышанного или увиденного произведения. Вместе с тем следует подчеркнуть, что творец-исполнитель, импровизируя, строго придерживается рамок традиции» [5, с. 394].

Таким образом, мы можем утверждать, что ценностные ориентации, передающиеся из поколения в поколение как народная традиция - это регулируемая народным сознанием система, в рамках которой происходит развитие культуры.

Передача информации (в первую очередь, ценностной) от эпохи к эпохе, от поколения к поколению семиотикой культуры воспринимается как «тенденция культурной самоорганизации коллектива». И, как подчеркивает Ю.М.Лотман, «на вершине культурной системы, видимо, необходимы тексты, которые в пределах данной культуры воспринимаются как абсолютные» [1, с. 57].

В настоящее время многие этносы продолжают бережно сохранять те культурные архетипы, из которых складывались их архаические космогонические культы. В первую очередь, это относится к так называемым «младописьменным» народам, которые в своем историческом развитии благодаря соседним этносам были вынуждены «перескакивать» через целые исторические эпохи (как,

например, якуты). Благодаря таким «перескокам» первичная схема сохраняется в более «чистом» виде. Так, якуты, приняв христианство, на протяжении двух столетий продолжали нести в себе культ поклонения своим языческим божествам, продолжая обрядовые взаимоотношения с силами природы, сохраняя шаманизм и бережно относясь к фольклору и, в первую очередь, к сфокусировавшему и воплотившему в себе квинтэссенцию духовной культуры саха и героическому эпосу олонхо.

В олонхо описывается изначальная жизнь человека с первого появления его на земле. Человек, появившись на земле, начинает организовывать жизнь на ней, преодолевая различные препятствия, встающие на его пути. Препятствия эти создателям олонхо представляются в виде чудовищ, заполнявших прекрасную землю. Они разрушают и уничтожают на ней все живое. Человек должен очистить страну от этих чудовищ («абаасы») и создавать в ней изобильную, мирную и счастливую жизнь. Таковы высокие дела, стоящие перед первым человеком. Он должен быть готовым для созидания. Поэтому им должен быть необыкновенный, чудесный герой с предопределенной свыше судьбой.

Герой (богатырь) и его племя - божественного происхождения. Поэтому племя героя называется «айыы-айма±а». Под именем этого племени подразумеваются наши предки - предки якутов. Соответственно высокому назначению герой (богатырь) изображается не только самым сильным, но и красивым, статным. Внешний облик человека в олонхо отражает его внутреннее содержание. Например, положительный герой Нюргун Боотур Стремительный описывается так:

Стремителен, как стрела,

Был он лучшим среди людей,

Сильнейшим среди людей,

Красивейшим среди людей,

Храбрейшим среди людей.

Не было равных ему В мире богатырей... [6, с. 413]

Образы олонхо резко контрастны. Если герой (богатырь) - добрый защитник людей, спасающий всех попавших в беду, то представители племени «абаакы-айма±а» (отрицательные персонажи) рисуются как злые и безобразные чудовища - это однорукие, одноногие циклопы. Вокруг героев и богатырей абаасы группируются все остальные персонажи олонхо: родители и родственники, добрые и злые божества, духи, шаманы и шаманки, вестники, рабы, «стражи» разных мест и множество других второстепенных персонажей. Среди этих персонажей особо выделяется образ женщины-героини - невесты, жены, сестры или матери героя и других богатырей айыы. Героиня олонхо идеализируется как воплощение женственности, красоты и человеческой доброты. Она может быть и сама очень сильной и вести бой, защищая себя и других. Такая характеристика женщины прочно вошла в традицию олонхо и представляет идеализацию

героини - символ борьбы в соревнованиях богатырей олонхо.

Кроме того, в среднем мире кроме людей живут духи («иччи»). В олонхо каждое живое существо, каждый предмет имеет свой дух («иччи»). Особенно значительна богиня Аан Алахчын Хотун - дух земли («Великое Дуб-дерево»). Богиня земли помогает герою и его людям, ходатайствует перед богами в пользу людей, благословляет идущего в поход героя, вселяет в него силу, дав выпить молоко из своей груди. Значительное место в олонхо занимает говорящий и поющий богатырский конь - помощник и советчик героя, активный участник всех событий, в которые в ходе действия вовлекается герой.

Таким образом, сюжеты олонхо (в котором много и фантастического, и мифологического) раскрывают героический характер подвигов главных богатырей. Подвиги героев олонхо не ограничиваются пределами семьи. Проблематика олонхо намного шире, в ней речь идет о борьбе за счастье и благополучие всего племени - высшей общественной организации своего времени. Носителем этой идеи счастья является герой олонхо, который ведет борьбу против сил зла и находится в центре всего происходящего; все сфокусировано вокруг его судьбы.

Таким образом, в проблематике якутских олонхо гармонически сочетаются общечеловеческие и национальные идеалы. С одной стороны, в них провозглашается идея планетарного единства обитателей «срединного мира», их согласия, терпимости, толерантности. Кроме того, актуальной является идея гармонического бытия людей с окружающей природой. С другой стороны, сквозной мотив олонхо - взаимопомощь и взаимоподдержка людей племени «айыы», их стремление к мирной созидательной жизни, защита рода от поползновений «абаасы», злых демонов нижнего мира.

Олонхо является значимой частью народной педагогики, что говорит о необходимости систематического использования его образовательного потенциала в учебно-воспитательном процессе. Без этого немыслимо адекватное формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения, что подтверждается результатами многолетнего исследования автора настоящей статьи. Автором разработана и апробирована организационнопедагогическая модель формирования духовнонравственных ценностных ориентаций школьников на примере олонхо.

В этом плане в лаборатории этнопедагогики НИИ национальных школ РС(Я) нами разработан проект преемственного обучения олонхо. Так, для старшей группы детского сада и в 1 классе якутской школы разработана программа «Знакомство с олонхо», на занятиях по которой используется учебное пособие «Мин дойдум - олонхо дойдута» («Моя родина - земля олонхо»), 2-4 классы обучаются по программе «Уроки языка олонхо». Занятия ведутся 1 час в неделю. В более старших классах якутской школы олонхо изучается на уроках национальной

культуры и родной литературы (раздел «Фольклор»). Кроме того, при изучении олонхо используется интеграция разных предметов. Например, в учебном предмете для начальных классов «Окружающий мир» (при изучении тем «Вселенная», «Вода», «Земля»).

В образовательных программах якутских школ по воспитательной работе предусмотрена организация деятельности кружков и студий «Олонхо», где дети обучаются традиционному, кукольному и театрализованному исполнительству якутского героического эпоса.

На республиканском этапе традиционной научнопрактической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» в последние годы обязательно работает секция исследователей олонхо. Кроме того, Министерством образования РС (Я) ежегодно проводится фестиваль «Олонхо дойдутун о±ото» («Дети земли олонхо»).

Наиболее серьезные исследования проводятся в образовательных учреждениях Верхоянского улуса. Очень интересен опыт Батагайской средней общеобразовательной школы Усть-Алданскогго улуса по использованию олонхо в учебной и воспитательной работе по проекту «Школа - центр этнокультуры». Погружение учащихся в мир олонхо не прекращается и летом, как, например, в «Летней школе олонхо» Кюкяйской средней общеобразовательной школы Сунтарского улуса.

В последнее время появился целый ряд республиканских экспериментальных площадок по педагогике олонхо. Наибольший интерес представляет опытноэкспериментальный проект Чурапчинской улусной гимназии «Воспитание лидерских качеств на примере олонхо».

Олонхо для якута - это не просто набор каких-то древних сказаний и былин, «неотчужденная культурная память». Олонхо - это то, что продолжает жить сегодня и способно в сердце каждого человека вызывать священный трепет; это культурная память, которая создает смысловое, мировоззренческое поле для процесса живой мыследеятельности современных якутов, выступает живым источником философских размышлений о мире и месте человека в нем. Известный российский психолог А.М. Лобок отмечает: «Как греческая мифология была, по словам А.Ф. Лосева, живой почвой греческой философии, так мифология олонхо - живая почва для якутского мировоззренческого философствования» [7, с. 23].

Л и т е р а т у р а

1. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. -СПб., 2002, - 768 с.

2. Итс. Р.Ф. Введение в этнографию. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

- 160 с.

3. Элиаде Мирча. Шаманизм: архаические техники экстаза.

- Киев, 1997. - 224 с.

4. Анохин П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. - 1948. - Т. 26. - № 8. - С. 81-99.

5. Богатырев П.Г. К вопросу о сравнительном изучении на- 6. Нюргун Боотур Стремительный (якутский героический

родного словесного, изобразительного и хореографического эпос). - Якутск: Якутское книжное изд-во, 1982. - 544 с.

искусства у славян // Вопросы теории народного искусства. - 7. Лобок А.М. Алмазная земля педагогики Олонхо. - Якутск:

М.: Искусство, 1971. - С. 394-395. Бичик, 2007. - 176 с.

N.P Karpova

The role of Olonkho as formation of schoolchildren’s value orientation

Olonkho is the cultural recollection being a source of philosophic reflection of the world and place of mankind there. There is necessity to revise the value orientations characterizing the Yakut ethnic type of the world perception and could be found in Olonkho. The value orientations are known to be formed in the process of socialization.

Key words: values, orientation, Olonkho, culture, tradition, recollection, rite, ceremony, ethnos, model.

-------4НН*--------------

УДК 37 М.К. Эверстова

воспитание экологической КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ на основе традиций и обычаев народов Якутии

В настоящее время резко возросла необходимость воспитания у детей дошкольного и школьного возрастов экологической культуры, формирования их мировоззрения и нравственности. Приведены материалы по воспитанию экологической культуры на основе организации и ведения природоохранных мероприятий в комплекте с традициями и обычаями народов Якутии и предметами, преподаваемыми в школе.

Ключевые слова: народные традиции и обычаи, опыт организации, экологическая культура, экология, шумовое загрязнение, тотемные животные, природа.

С каждым годом требования к экологической образованности и экологической культуре становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Процесс их формирования и развития является стимулом для духовной и практической деятельности и направлен на гармонизацию взаимоотношений общества и окружающей среды. Экологический кризис и его последствия, а также поиск новых путей выхода из него - это остро стоящая глобальная проблема человечества на данном этапе его развития. Однако в сознании многих граждан, экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к нему, а не как то, что имеет прямое к нему отношение. Современные взгляды на особенности взаимоотношений общества и природы выражаются в форме представлений неизбежности поиска путей их совместного развития как необходимого условия сохранения жизни на Земле. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения лич-

ЭВЕРСТОВА Марина Константиновна - учитель биологии, руководитель детского экологического научноисследовательского общества учащихся «ДЭНИО», МОУ «Сангарская гимназия», п. Сангары, РС (Я).

E-mail: m.k.everstova_sg@mail.ru

ности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования [1, 2, 3, 4 и др.].

Одним из методов воспитания экологической культуры и экологического сознания учащихся Якутии является ознакомление с народными традициями во взаимосвязи с природой. Основой народной педагогики является природа, она не только среда обитания, но и лаборатория, где теоретические знания находят свое подтверждение в практической жизни. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания, поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества об окружающей среде, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. Из этих начал произошли и наша духовность, и наша психологическая и физиологическая приспособленность к суровым условиям Якутии.

Окружающая среда оказывает огромное влияние на формирование личности человека. Человек и природа неразделимы, именно их единство порождает любовь к родной земле. Этому способствует воспитание школьников через народные традиции и обычаи. Поэтому необходим поиск такой системы, методических подходов, приёмов, средств и форм работы, которые способство-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.