Научная статья на тему 'Мировоззрение эпоса олонхо'

Мировоззрение эпоса олонхо Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
648
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОС ОЛОНХО / ФОЛЬКЛОР / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ДУАЛИЗМ / МИРОВОСПРИЯТИЕ / ПЕРСОНАЖИ / THE OLONKHO EPOS / FOLK-LORE / WORLD OUTLOOK / DUALISM / WORLD PERCEPTION / CHARACTERS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Новиков Анатолий Георгиевич

Вкратце изложено научное изучение олонхо и названы имена тех, которые внесли значительный вклад в это дело. В олонхо выражается целостное единое видение мира, т.е. традиционное мировоззрение саха. Показывается, что формирование самосознания саха тесно связано с возникновением и развитием якутского героического эпоса олонхо, признанного ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author briefly presented a scientific research of olonkho and named those who contributed to it.Olonkho expresses one integral version of the world, i.e. a traditional world outlook of the Sakha. It is shown that formation of self consciousness of the Sakha people is closely connected with the origin and development of the Yakutian heroic olonkho epos which was recognized by UNESCO as a masterpiece of the Oral and Non-Material Cultural Heritage of the Humanity.

Текст научной работы на тему «Мировоззрение эпоса олонхо»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2012, №3

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ФИЛОСОФИЯ

УДК 008(4/9)(571.56)

Мировоззрение эпоса Олонхо

А.Г. Новиков

Вкратце изложено научное изучение олонхо и названы имена тех, которые внесли значительный вклад в это дело. В олонхо выражается целостное единое видение мира, т. е. традиционное мировоззрение саха. Показывается, что формирование самосознания саха тесно связано с возникновением и развитием якутского героического эпоса Олонхо, признанного ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества.

Ключевые слова: эпос Олонхо, фольклор, мировоззрение, дуализм, мировосприятие, персонажи, пантеизм.

The author briefly presented a scientific research of olonkho and named those who contributed to it. Olonkho expresses one integral version of the world, i.e. a traditional world outlook of the Sakha. It is shown that ^ formation of self - consciousness of the Sakha people is closely connected with the origin and development of the Yakutian heroic Olonkho epos which was recognized by UNESCO as a masterpiece of the Oral and Non-Material Cultural Heritage of the Humanity.

Key words: the Olonkho epos, folk-lore, world outlook, dualism, world perception, characters, pantheism.

Одним из самых радостных событий 2005 г. стало провозглашение олонхо шедевром устного нематериального наследия человечества. По этому поводу Президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров подписал Указ о мерах по сохранению, изучению и распространению олонхо. Первым пунктом вышедшего указа стало объявление Десятилетия олонхо в республике (с этого года), вторым - назначение пожизненной персональной стипендии в размере 33,0 тыс. руб. «живым носителям эпической традиции» [1].

Олонхо - общее наименование героического эпоса саха, повествующего о далеком прошлом. К тому же по сравнению с эпосами других этносов в якутском эпосе больше архаичности.

Наша задача показать, что якутский героический эпос Олонхо выражает целостное традиционное мировоззрение народа и чрезвычайно философичен [2].

НОВИКОВ Анатолий Георгиевич - д. филос.н., проф., зав. каф. СВФУ, dissov54@ mail.ru.

Любые произвольные трактовки искажают содержание олонхо. Миф древнее, чем эпос. Мифология - первичная форма духовной культуры. Все другие формы произошли из мифологии. Так что мифологическое мировоззрение -самый первый исторический тип мировоззрения.

Олонхо содержит многое чувствуемое, но не осознаваемое народом и потому является фундаментом его духовной культуры.

В олонхо выражается все традиционное мировоззрение народа саха. Начинается олонхо с космологии - описания устройства Вселенной.

1. Любой эпос Олонхо начинается с описания устройства Вселенной.

В олонхо вообще употребляется архаический постоянный эпитет, указывающий на многообразие лика, граней Земли:

Восьмиободная,

Восьмикрайняя,

Величаво - прекрасная,

Великая (первозданная) Мать-земля

С раздорами - распрями.

Число «восемь» здесь - «эпическое число», указывающее на четыре основные стороны света, а «четыре» - промежуточные. На Востоке число «восемь» обычно означает восемь углов под одной крышей. Якутский эпос всегда начинается с описания необъятной Вселенной - Аан Ийэ дойду:

Осьмикрайняя,

Об осьми ободах,

Бурями обуянная

Земля - всего живущего Мать

Предназначенно - обетованная,

В отдаленных возникла веках.

Таежный сказитель-олонхосут начинает сказывать свои думы о смысле бытия и небытия с архаического не меняющегося эпитета, указывающего на разнообразие лика Земли - восьми-крайняя (а5ыс иилээх - са5алаах) имеет определенное значение.

Исследователь народной мудрости Д. С. Макаров в своей книге высказывает оригинальную точку зрения: «Слова а5ыс иилээх - са5алаах обозначают не какую-то гористость или не какие-то восемь обручей, или восемь ободьев, а восемь горизонтальных пространственных направлений, по которым распростерты Земля и Небо, весь мир» [3].

Вот это обстоятельство - космологическое описание - наполняет эпос глубоким философским содержанием. Космология якутов отражает многоярусность мира, которая в эпосе передается очень красочно и с помощью воображения.

2. В олонхо отражен философский принцип дуализма - непримиримая борьба Добра и Зла, где абсолютное добро - Айыы (творец), а абсолютное зло - абаасы.

Зло ничего сотворить не может. Айыылар и абаасылар представляют главных героев -сверхъестественные существа. Они основаны на сверхразумной вере, т.е. на представлениях и понятиях, которые не могут ни быть доказаны, ни опровергнуты.

Дуализм - здесь не может быть никакого примирения, только абсолютная борьба. Урун Айыы Тойон - творец, который создал Средний мир людей. Абаасылар (зло) исцарапали гладкую красивую землю так, как они могут только портить.

К созданию Вселенной причастны также и абаасы, а не только айыы. Это наглядно обрисовано в мифе, записанном, скорее всего, позже. Творец Айыы создал Землю очень красивой и ровной, но спустился злой дух абаасы и стал роптать и царапать руками землю, от этого остались следы рук злого духа в виде рек, озер и гор [4].

И вот исполины - абаасы, Как огромные ели, зимой Покрытые грузным снегом и льдом Играли, прыгали тяжело, Лишь метались темные тени их. И от их тяжелых прыжков, От чудовищной их игры Балками раскололась Земля, Оврагами разорвалась [5, с. 51].

Дуализм служит философской основой мировосприятия якутского эпоса.

3. Олонхо имеет религиозное содержание.

Эпос мифологичен. Олонхо содержит мифологические и религиозные сюжеты и в существенной мере основано на вере. Наука и философия подвергают мифы теоретическому осмыслению и не принимают на веру. Однако эти религиозные представления органичны вписаны в содержание олонхо. Дело в том, что эпос многих народов проникнут мировоззрением мировых религий, идеологий. Так, в киргизском эпосе «Манас» чувствуется, хотя и слабое, влияние ислама, в бурятском «Улигер» - влияние буддизма, в якутском эпосе влияние мировых религий абсолютно отсутствует.

Якутский этнос унаследовал верование от этносов-субстратов. Учение Кут-Сур - обожествление Айыы, поклонение иччи является богатейшим наследством наших предков.

Во всех трех мирах живут сверхъестественные существа: айыы, абаасы, иччи. При этом абаасы Среднего мира видимы, в то время как абаасы Верхнего и Нижнего миров скорее невидимы. В то же время отважные богатыри рода айыы-айма5а могут проникнуть как в Верхний мир, так и в Нижний:

Кистенями размахивая, крича, Шумно устремлялись они В погибельный Нижний мир; С копьями наперевес, Толпами подымались они По склону бурных небес В грохочущий Верхний мир [5, с. 51].

Поскольку основными персонажами олонхо являются сверхъестественные существа, то якутский эпос имеет религиозное содержание.

Источник сюжета якутского эпоса - устное народное предание, образы здесь идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, мировоззрение не могло быть не религиозным; форма стихотворная. Одним из замечательных идеализированных образов, обрисованных эпосом, является образ Крылатого коня (К.Д. Уткин). Якутского богатыря невозможно представить без его со-

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЭПОСА ОЛОНХО

ветчика - Коня. Богатырь абаасы не имеет Коня. Недаром этот образ - сочетание Богатыря с Конем - представляют в виде кентавра.

4. Аал Кудук мас, мировое древо, соединяет три мира в Единую Вселенную. Оно доброжелательно к людям. Из своих корней источает илгэ (жизнетворную влагу).

Аал Кудук мас отражает структуру Вселенной, ибо оно растет в Среднем мире, корни уходят в Нижний мир, крона выходит в Верхний мир. Аал Кудук мас - существо сознательное и высоконравственное и думает о благе людей.

Священное дерево Аал Кудук мас растет в плодородной и красивой местности. Это дерево способно заниматься философскими размышлениями. При этом исходный философский вопрос начинается обычно с представления об акте перехода из небытия к бытию, с превращения идеального в материальное.

Рассуждения о родовом древе встречаются во всех олонхо:

На вершине кургана того, Между тремя холмами его, Посреди седловины крутой По велению неба В начале времен -Раскинув пышные восемь ветвей, Выросло древо Аал Луук [5, с.49].

Почитание священных столбов зародилось намного раньше, чем приручение животных. Священный столб (ба5ана) означает Мировое древо, которое помогает людям и отпугивает нечистую силу. Выполняет еще одну функцию: к нему привязывают коня. Здесь видно, что в мифологии не различают магическое и обыденное.

Итак, Аал Луук мас, будучи существом сугубо философским, отражает структуру Вселенной.

5. Всеодухотворенность природы постепенно переходит в неразрывное единство материи и сознания.

Эта всеодухотворенность странным образом сочетается с политеизмом (множество богов). Поскольку природа одушевлена, ею управляют айыылар.

Вера Айыы - один шаг до монотеизма.

С точки зрения всеодухотворенности природа в целом обладает разумом. Сознательное творит само себя. Ставит перед собой цели и добивается их, т.е. природа - Бог, а вне природы ничего нет. Говорят о космическом разуме. Пантеизм утверждает, что Бог создал природу из ничего. Бог находится в природе и вне природы.

Атеизм - поскольку Бога нет, то природа не имеет разума. Отсюда: «natura» - дура, судьба -злодейка, а жизнь - копейка». С точки зрения

атеизма природа не имеет сознания. Д. Бруно отвергает атеизм, полагая, что духовная субстанция находится во всех без исключения вещах и составляет их движущее начало. Мировоззрение Д. Бруно принимает форму размывания Бога в природе. Во всеодухотворенность природы глубоко верил русский ученый К.Э. Циолковский.

В героическом эпосе вся природа одушевлена и одухотворена, т.е. якутское мировоззрение -абсолютная вера во всеодухотворенность природы, где материальное и идеальное существуют только в единстве. Например, понятие иччи. Все предметы имеют иччи (весьма условно -душу). Но здесь идеальное не может существовать вне материального. Так, иччи имеют дерево, дом, озеро, растения и т.д.

Так что существование иччи отражает богатство и разнообразие мира и придает эпосу динамизм и философичность, ибо здесь кроме физического мира существует и мир нематериальный, метафизический.

Олонхо содержит многое чувствуемое, ощущаемое, но не осознаваемое народом, в силу чего его содержание является сугубо иррацио-налистическим. Здесь нет каких-либо рациональных элементов.

В эпосе всем природным явлениям, а затем всему миру придается статус священного, божественного.

Таким образом, в традиционном мировоззрении якутов управляют Айыылар во главе с Урун Айыы Тойоном.

Породил он в начале времен Светлое племя айыы -Красивых богатырей - сыновей, Красивых дочерей С поводьями за спиной В лучах солнца они живут, Стремянные - шаманы у них, Удаганки - служанки у них [5, с.9].

В традиционном обществе эпос - основа духовной жизни народа. Олонхо сыграло огромную роль в зарождении и развитии якутской письменной литературы и театра, как драматического, так и музыкального. В заключительном слове на I республиканской научно-практической конференции «Олонхо в театральном искусстве» (29 марта 2006 г., АГИКиИ) режиссер А. Борисов на знаковый вопрос: «Олонхосу-ты XXI века - миф или реальность? Возможна ли преемственность традиций и в какой форме -устной или письменной?» ответил так: «я после полемики на конференции еще больше укрепился в мысли, что олонхо продолжит свою жизнь именно в театре». Действительно, первая поста-

новка олонхо «Кыыс Дэбилийэ» (артистка С. Борисова) вселяет надежду, что олонхо в XXI веке получит вторичную жизнь в театральном искусстве.

Таким образом, олонхо имеет большое воспитательное значение. В нем выражаются нравственные идеалы народа. Борьба Айыы и абаасы - борьба Добра и Зла. Мироощущение олонхо оптимистично. Добро всегда побеждает, хотя победы богатырям айыы достаются нелегко.

Оптимистическое мироощущение олонхо

Главная тема героического эпоса - борьба добра и зла. Словом «абаасы» (злой дух) обозначаются не только сверхъестественные существа, но и абсолютное зло. Допустим, в обыденной жизни говорят: «абаасы керуу», что означает ненависть и абсолютное зло. Что касается айыы (светлое божество) - это абсолютное добро. Онтологические корни олонхо начинаются с описания обустройства Вселенной. А гносеологические корни - это отражение таких явлений, как природные стихии в сознании олонхосутов, которые, оформляясь в виде субъективных образов, становятся персонажами олонхо: богатыри, айыылар, иччилэр, абаасылар и т.п. Немаловажную роль играет и тема борьбы добра и зла, а это уже этические корни. Здесь следует отметить нравственные качества олонхосутов, которые сами тоже являются яркими личностями. Возьмем такое явление, как кровная месть. Безусловно, у якутов она была, однако в олонхо не упоминается, потому как нравственное сознание олонхосутов ее отрицает. Богатырь не мстит за гибель невесты, сородичей и друзей, ибо он успевает спасти их от гибели.

Вера - неизбежность победы добра над злом -есть выражение оптимистического мироощу-ще-ния.

В мифологическом мировоззрении многих народов, отраженном в их эпосах, предсказываются вселенские катастрофы, потопы, конец старого мира и рождение нового. А в олонхо ничего не говорится о грядущих катастрофах. В этом тоже выражение позитивного оптимистического мироощущения народа саха. И потому эпос имеет неисчерпаемый творческий потенциал, создает условия для духовного развития подрастающего поколения.

В олонхо человек рассматривается как самоценный персонаж, ему отведено центральное место. При этом человек в якутском эпосе оценивается как личность, а не только как представитель определенной группы. В самом деле, богатырь ярко выражает свою героическую сущность, осознающую долг перед народом и чело-

вечеством. С одной стороны, богатырь - личность, а с другой, он не противопоставляет себя обществу. Здесь нет подавления индивидуума коллективом, но нет и противопоставления личности коллективу. Примером подобного противопоставления может служить скандинавский эпос «Старшая Эдда», где главным мотивом действия героев является стремление к личной славе, тогда как в олонхо - защита народа и даже человечества.

В таком случае якутский богатырь вполне может быть примером в воспитании и развитии положительных духовных качеств молодого человека. В скандинавской мифологии героиня, имеющая основания ненавидеть мужа, убила своих детей, сварила их и дала съесть ничего не подозревающему мужу. Этим она отомстила ему. Здесь господствует грубо коллективистское отношение к человеку. Индивидуум оценивался только как представитель рода-племени, а не как личность. В условиях жесткого патриархата дети, рожденные в законном браке, полностью принадлежали роду отца, происхождение матери значения не имело. Для жены Аттилы ее дети были чужеродцами-гуннами.

В якутском эпосе ничего подобного нет, хотя в жизни имели место родоплеменное деление и межплеменные браки, патриархат и родовые конфликты.

Взаимодействие природного и социального

Олонхосуты пропагандировали идеи единства народа саха и даже человечества.

Человек в олонхо рассматривался как часть природы и ее сын (айыл5а о5ото), в эпосе нет страха перед природой, как враждебной силой, нет и желания преобразовывать природу.

В то же время идея покорения природы идет из Библии. Английский философ Нового времени Ф. Бэкон утверждал: «Цель науки - увеличение власти человека над природой. А покорять природу можно, только покоряясь ей». По сути это христианская идея.

В буддизме и индуизме тоже нет противопоставления природы и человека: он - частичка природы. Восточные философы не собираются что-либо менять подобно западным: пусть она остается сама собой, какая есть.

Взаимоотношение природного и социального можно истолковать и в другом качестве. Человек, прежде всего биологическое существо. Он питается, удовлетворяет свои потребности, имеет инстинкты, размножается... Мозг ему дан от природы, а мышление - умение писать, рассуждать, мыслить - это уже явление социальное. И посему говорят: «Человек - биосоциальное су-

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СОЗДАНИИ ОБРАЗА РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА

щество». Таково соотношение природного и социального.

Взаимоотношение естественного и сверхъестественного

Боги Айыы антропоморфны, абаасы, хоть и безобразные, но имеют вполне материальные, доступные ощущению тела, именно поэтому человек может их победить. Нижний мир, по описанию, напоминает болотистые тундры Арктики. Ярусы Верхнего мира напоминают различные сферы околоземного пространства. В Среднем мире обитают не только люди, животные и растения, но и абаасы. А человек может подыматься в Верхний и спускаться в Нижний миры.

Итак, якутский героический эпос имеет очень философское осмысление. События, как природные, так и социальные, даны в динамике, непрерывности, борьбе противоположностей, в отрицании отрицания, переходе количества в качество и обратно, в контрастном перевоплощении образов. Здесь диалектика коллективного бессознательного и личности выступает как диалектика общечеловеческого (общего) и национального (единичного).

«Общечеловеческое» и «национальное» в олонхо выступают как категории диалектики. С одной стороны, они крайне разнятся друг с другом, а с другой, не могут существовать друг без друга.

Именно олонхо явилось мостиком для вхождения народа саха в мировое сообщество.

Якутский эпос Олонхо выражает целостное традиционное мировоззрение народа [6]. В эпо-сах народов мира много и красочно изобража-

ются битвы. Якутский эпос всегда начинается с описания необъятной Вселенной - Аан Ийэ дойду. При этом Мать-земля называется «вось-миободной», «восьмикрайней».

Якутское мировоззрение предстает как достаточно философски разработанное учение панпсихизма, ибо вся природа считается одухотворенной и одушевленной. В то же время традиционное якутское мировоззрение и политеи-стично (множество богов Айыылар во главе с Урун Айыы Тойоном). Якутский эпос философичен и потому, что здесь отражается философский принцип дуализма - противостояние Добра и Зла, взаимосвязь и борьба между которыми придают произведению оживленность персонажей и динамику сюжета.

Литература

1. Устойчивое развитие стран Арктики и северных регионов Российской Федерации в контексте образования, науки и культуры: тез.докл. Междунар. форума. 24-25 июля 2006 г. - Якутск: ИГИ АН РС (Я), 2006.

2. Винокуров В.В. Троя, Зевс и Аал Луук масс // Илин. - 1998. - №1.

3. Макаров Д. С. Народная мудрость: знания и представления. - Якутск, 1983.

4. Миддендорф А. Ф. Путешествие на северо-восток Сибири. Ч.У1. Коренные жители. - СПб., 1878.

5. Нюргун Боотур Стремительный / Пер. В.В. Державина под ред. П. А. Ойунского. - Якутск, 1975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Новиков А.Г. Мировоззрение якутского эпоса Олонхо // Якутия. - 2006. - 11 апреля.

Поступила в редакцию 12.07.2012

УДК 32.019.51:654.19

Культурологический компонент в создании образа регионального политического лидера (на примере Якутии)

НС. Шкурко

Анализируется практика создания на основе архетипа культурного героя образов современных политических лидеров Республики Саха (Якутия). Проецируя на архаическую основу «культурного героя» востребованные региональным сообществом элементы образа правителя и защитника, полит-технологи выстраивают в СМИ образ сильного политика - «хозяина территории», способного вести избирателей к новым достижениям и удерживать от сползания в пропасть конфликтов.

Ключевые слова: политическая мифология, СМИ, архаический тип, культурный герой Нового времени, историко-культурная память, «отец нации», деятельная забота, этнорегиональная элита.

ШКУРКО Наталья Сергеевна - к.филос.н., доцент СВФУ, nat-shkurko@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.