Научная статья на тему 'Героический эпос олонхо как феномен духовности народа саха'

Героический эпос олонхо как феномен духовности народа саха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
857
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Героический эпос олонхо как феномен духовности народа саха»

РАЗДЕЛ VII ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 37.0+39

Н. Г. Никитина

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС ОЛОНХО КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ

НАРОДА САХА

Якутский эпос привлекал внимание крупных отечественных ученых-фольклористов В. М. Жирмунского (1), Е. М. Мелетинского (2), В. Я. Проппа (3), Б. Н. Путилова (4) и др. В. Я. Пропп, считая олонхо ярким образцом эпоса эпохи разложения первобытнообщинного строя, В. М. Жирмунский, рассматривая олонхо как богатырскую сказку, где герой выступает защитником семейно-родовых интересов, а Е. М, Мелетинский — как архаический эпос, который сохранял сказочный мифологический характер, отводили ему особое место как жанру, связанному с историей, культурой, бытом, верованиями народа саха.

Труды русских ученых пробудили интерес к олонхо первых представителей якутской интеллигенции Г. В. Ксенофонтова (5), А. Е. Кулаковского (6), П. А. Ойунского (7), А. Е. Мординова (8) и др. Изучение олонхо в трудах А. Е. Кулаковского тесно увязывается с осмыслением духовного пласта народной культуры. В его знаменитых «Материалах для изучения верований якутов» (1923 г.) повествуется о космогонических представлениях народа саха, мироздании, небесных светилах, добрых небожителях «Айыы» во главе с Юрюнг Айыы Тойоном и злых существах «абаасы», отраженных: в гениальном творчестве народа.

Крупный ученый-историк, этнограф и фольклорист Г. В. Ксенофонтов, обосновавший гипотезу о южном происхождении олонхо, считал, что все виды фольклора - «застывшие формы древнего сознания якутов», а олонхо отличается значительным богатством духовной культуры якутского народа. Якутский героический эпос занимает одно из ведущих мест в деятельности П. А. Ойунского. Он был крупным знатоком и тонким ценителем всего якутского фольклора и олонхо. В монументальном произведении «Нюргун Еоо-тур Стремительный» П. А. Ойунский сохранил в полном объеме стиль, дух народного эпоса и в то же время с неповторимым мастерством передал основные идеалы и сложный сюжет олонхо. В знаменитом труде «Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание» П. А. Ойунский не только анализировал содержание, сюжет, основных персонажей олонхо, но и раскрыл тра-

дидиоиное представление о сотворении мира, мировоззрение народа саха.

В своих научных трудах о религиозном и философском воззрении якутов известные философы Г. П. Башарин, А. Е, Мординов, А. Г. Новиков пишут, что с олонхо начинается философия народа саха.

В трудах ряда исследователей Н. В. Емельянова, А. И. Гоголева, Е. С. Сидорова, С. К. Колодезникова, 3. Ф. Семеновой и др. постоянно прослеживается мысль духовного единства человека и природы, макрокосма и микрокосма.

Постоянным приоритетом является изучение космогонических представлений народа саха о мироздании, трех мирах, мифологическом дереве Аал ЛуукМас, божествах, богатырях и других обитателях Верхнего, Среднего, Нижнего миров. Аналитический обзор дает понять, что с космогоническими представлениями развиваются антропогонические понятия о происхождении Айыы аймага - человечества, оформляются представления о душе-кут, проясняются религиозные воззрения якутов.

Согласно якутскому героическому эпосу олонхо, верхний мир заселен светлыми божествами Айыы. В олонхо отражается развитый пантеон богов -бессмертных и благосклонных к людям антропоморфных существ. Как объясняет А. Е. Кулаковский, самым главным из них является Юрюнг Айыы Тойон. При этом он отождествляет его с Юрюнг Айьгы Тойоном (Белый господин старец). Во многих исследованиях именно Айьгы Юрюнг Тойон признается самым главным среди божеств. Верхний мир, где живут божества, состоит из девяти ярусов. В олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» Юрюнг Аар Тойон, владыка неба, творец мира, отец всего живого, отец сотворенных добросердечных людей, солнечного рода айьгы, живет «в самом центре девятого слоя блистательного светлого неба, на его желто-белом раздолье». Юрюнг Айыы Тойон посылает плодородие, благосостояние, добро всем людям. Кроме Юрюнг Айыы Тойона, важное место в пантеоне богов занимают Одун-Хаан, Чынгыс Хаан - обитатели восьмого неба, божества судьбы и рока. Они олицетворяют материальность мира и интуиции человека; Дьылга Хаан Тойон, Танха Хаан Тойон, Билгэ Тойон - боги, живущие на седьмом ярусе. Они предугадывают, предопределяют судьбу человека. Дьылга предрешает, Танха предугадывает, Билгэ предузнает судьбу человека; Аан Дъааьын - бог грома и молнии, который живет на шестом ярусе. Он - вестник благодати, дарует людям огонь; Улуу Суорун, бог с вороными лошадьми, родоначальник шаманов, олонхосутов, кузнецов; живет на пятом ярусе; Хомпоруун Хотой Айьш, покровитель птиц, живет на четвертом ярусе. Он олицетворяет власть, солидарность, организованность; Дьэьэгэй Тойон - бог, покровитель конного скота, хранитель домашнего очага, живущий на третьем ярусе, дарующий отважных мужчин, ретивых коней и тяглых быков. Он олицетворяет физическое здоровье, хозяйственность людей; Иэйиэхсит - богиня-хранительница, Она отвечает за гармонию человека и природы, оберегает человека, роженицу и новорожденного от всего

недоброго и заботится о их безопасности в течение всей жизни. Она живет на втором ярусе; Айыысыт - богиня плодородия, творчески способствующая размножению людей, покровительница родильниц, семьи, дарующая ребенку ийэ-кут (мать-душа). Как пишет Г. У. Эргис, «Божества, творцы, создатели - это высшие существа, олицетворяющие творчество и добро. Согласно поверьям якутов, они дают людям те или иные блага, но могут и не дать, если недовольны ими. Поэтому люди относятся к ним со страхом и трепетом, с благоговением и благодарностью, обращаются к ним с молитвами, просьбами и приносят жертвы» (8, с 125).

С. В. Ястремский с большой достоверностью отмечает, что в олонхо «гениями, духами полон весь Средний мир» (9, с. 130). Якуты считали, что вся живая природа, горы, реки имеют своих духов, которые независимы, бессмертны и наделены сознанием. Дух-иччи требуют к себе благосклонного отношения. Среди них особенно значительна Аан Алахчьш Хотун, праматерь Земли, дух великих деревьев, прорицательница судьбы героев олонхо.

К. Д. Уткин, изучая мифологические основы олонхо, подчеркивает созидающую, природосберегающую функцию иччи: «В древних сказаниях якутов духам-иччи придается большое значение. По их верованиям, без благосклонного отношения духов жизнь людей, тем более, героев олонхо не может торжествовать» (10, с. 67). Все духи-иччи божественного происхождения, они спущены на Землю для нокровительствования племени айыы, их хозяйства и промыслов. В эпическом наследии народа саха духи-иччи относятся к разряду сверхъестественных существ, они не являются ни божествами, ни материализованными существами. Все иччи имеют душу и олицетворяют жизненную силу природы. Их функция - охрана природы и тех объектов, в которых они живут.

Образы персонажей олонхо многочисленны и разнообразны. Г. У. Эргис писал: «В образе богатырей Айыы, в их физической и моральной красоте, силе, храбрости, благородных целях их подвигов воплощен идеал древних людей. Эстетический идеал включал понятия и представления о совершенной жизни, о цели стремлений и деятельности героев олонхо» (8, с. 197).

Богатыри Айыы представлены носителями функции добра и вносят упорядоченность в мир. А. Е. Кулаковскнй по этому поводу выразил свое отношение следуют,им образом: «...идеямногих сказок заключается именно в борьбе доброго начала со злым, боги создают сильных героев со специальной целью обуздать «абаасы» (злое начало) .. .за обиды, причиненные последними людям «айыы» (доброе начало)» (6, с. 9). Борьба земных богатырей с богатырями нижнего мира- абаасы - составляет основу сюжета героического эпоса якутов, Абаасы как личность формируются в холодном, сыром нижнем мире, где «нет растительности, солнце и луна щербаты». Именно в олонхо богатыри абаасы являются носителями разрушительной силы и вносят хаос.

В соответствии с законом диалектики основная парадигма жизни - это

единство и борьба противоположностей. И в якутском героическом эпосе — олонхо - главной идеей является победа добра над злом, искоренение зла на земле и установление счастливой жизни (8, с. 186). На наш взгляд, в олонхо как феномене духовности народа саха торжество идей выявляется борьбой двух противоборствующих сил добра и зла.

Особое место в понимании категории пространства в мировоззрении якутов занимает Аал Луук Мае - Мировое дерево. Оно пронизывает все три мира сознаваемой Вселенной снизу вверх и соединяет тем самым все миры в единое целое. По мнению философа А. С. Поповой, священное дерево Аал Кудук Мае, являющееся моделью мира, представляет собою образ магнитных полей, когда крона и корни дерева загибаются назад. К тому же полная картина мира достигается с помощью вращения мирового дерева вокруг своей оси (11, с. 35).

С. К. Колодезников отмечает: «Аал Луук Мае - осязаемая модель сложного строения сознаваемого мира Вселенной. Это модель активна и выполняет определенные функции, как мост между мирами, центр всех пространственных плоскостей Вселенной, коновязь богов-айыы, обитель Духа - хозяйки мира» (12, с. 21). Священное дерево Аал Кудук мае - существо мыслящее и нравственное, которое заботится о благополучии всех живых существ Среднего мира. Аал Луук Мае отражает всеобщую гармонию е мире и олицетворяет вечно живую растительность, питающую людей и животных.

Нам представляется, что именно, одухотворяя природу и мир, народ саха обеспечивал не только открытость ребенка миру, но и обратное - открытость самого мира и природы ребенку. Философской формой анимизма (с лат. дух) являются пантеизм и панпсихизм народа саха. В пантеизме природа одухотворена и наделена сверхъестественными свойствами, «растворяя» божественное в природе. По утверждению известного философа А. Г. Новикова (13), панпсихизм является философски разработанной формой анимизма и народной философией, согласно которой природа обладает одушевленностью и психикой. Следовательно, в теории иччи (с якутского -дух) народ отразил свой анимистический способ осмысления мира, а также философское размышление о дуальности мира, в основе которого лежат две независимые субстанции - материальная и идеальная, физическая и духовная. Потому одна из ведущих идей олонхо - всеобщая гармония мира.

Огромное влияние фольклорного эпоса на духовную жизнь общества объясняется глубиной осмысления философских вопросов о смысле жизни и предназначении человека на земле, о противоборстве добра и зла, об основах мироздания, о взаимоотношениях природы и человека.

Философский анализ работ, посвященных исследованию героического эпоса олонхо как духовной культуры якутского народа, анализ содержания олонхо позволили нам сделать следующие выводы.

—Героический эпос якутов олонхо является вершиной устного народного творчества якутов, уникальным явлением его духовной культуры, сопоставимым с великими эпическими творениями народов мира.

- Огромное значение олонхо на духовную жизнь общества объясняется глубиной осмысления философских вопросов о смысле жизни и предназначении человека на земле, о противоборстве добра и зла, об основах мироздания, о взаимоотношениях природы и человека,

- Освоение подрастающим поколением традиционного мировоззрения народа саха способствует формированию духовности современных людей, прежде всего молодежи, школьников.

Библиографический список

1. Жирмунский, В, М. Тюркский героический эпос /В. М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1974.

2. Мелетинский, Е. М, Происхождение героического эпоса. Ранние формы и археологические памятники. - М.: Изд-во вост. лит., 1963. - 462 с.

3. Проян, В. Я. Поэтика фолькора. — М.: Лабиринт, 1998.

4. Путилов, Б. Н, Эпос народов Сибири и его историческая типология // Вопросы языка и фольклора народностей Севера. — Якутск: Кн. Изд-во, 1972.

5. Ксенофонтов, Г. В. Эллэйада. — М., 1977.

6. Кулаковский, А. Е. Материалы для изучения верований якутов. Якутск, 1923,

7. Ойунский, П. А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание. I/ Сб. трудов исследовательского общества «Саха кэскилэ». - Вып. 1 (4). - Якутск, 1927.

8. Морднпов, А. Е, Возникновение философского мышления у якутов // Полярная звезда. — 1982. - № 7,8.

9. Эргис, Г. У. Очерки по якутскому фольклору. - М.: Наука, 1974.

10. Ястремский, С. В. Образцы народной литературы якутов / Тр. Комиссии по изучению Якутской АССР. - Л.: Изд-во АН СССР, 1929. - т,7-226с.

11. Уткин, К. Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии. — Якутск: Бичик, 2000. - 224.

12. Полова, А. С. Олонхо киэн киэлитигэр / На просторах олонхо. - на якут, яз. - Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 1995. -128 с.

13. Духовная культура в жизни этноса: Сборник научных трудов, - Якутск: ЯНЦ СО РАН СССР, 1991.

14. Новиков, А. Г. О менталитете саха: Монография, - Якутск, 1996. - 147 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.