Научная статья на тему 'Морально-этический потенциал героического эпоса олонхо в дошкольных организациях республики саха (Якутия)'

Морально-этический потенциал героического эпоса олонхо в дошкольных организациях республики саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС ОЛОНХО / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТИ ОЛОНХО / ТЕХНОЛОГИЯ СЭДИП / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чехордуна Екатерина Петровна, Ефимова Диана Гаврильевна

В статье предпринята попытка провести анализ использования морально-этического потенциала героического эпоса олонхо в процессе этнокультурного дошкольного образования. Целью данной статьи является описание использования морально-этического потенциала героического эпоса олонхо в дошкольных образовательных организациях Республики Саха (Якутия) для дальнейшего отслеживания результатов духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Овладение родным языком считается духовно-нравственной ценностью народа, поскольку язык служит её средством. А крупный жанр устного народного творчества народа саха олонхо служит средством постижения жизнеутверждающей силы языка, основой морально-этических ценностей, знакомит детей с этнокультурными традициями, обычаями и обрядовой ритуальностью. В образовательном пространстве республики предлагается использовать богатейший морально-этический потенциал олонхо в виде общечеловеческих ценностей «ытык өйдөбүллэр», которые можно найти в содержании олонхо: предназначение человека, отношение к человечеству, чувство патриотизма, гражданственности, уважение к труду, взаимосвязь человека с природой, художественное слово. Авторы предлагают использовать моральноэтический потенциал эпоса как педагогики Олонхо и внедряют технологии СЭДИП. Технология СЭДИП это целостный непрерывный целенаправленный процесс социализации подрастающего поколения. Предположения исследования и первоначальные результаты по использованию морально-этического потенциала героического эпоса олонхо показывают состоятельность авторской образовательной технологии СЭДИП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral and Ethical Potential of the Heroic Epos Olonkho in Preschool Education in the Sakha Republic (Yakutia)

The article attempts to analyze the use of the moral and ethical potential of the heroic epos Olonkho in the process of ethnocultural preschool education. The purpose of this article is to describe the use of the moral and ethical potential of the heroic epos Olonkho in preschool educational institutions of the Sakha Republic (Yakutia) for further monitoring of the results of spiritual and moral education of preschool children. Learning one’s first language is considered as a spiritual and moral value of people, as the language serves as its means. A major genre of folklore of the Sakha people Olonkho serves as a means of understanding the life-affirming power of the language, the basis of moral and ethical values, introduces children to ethno-cultural traditions, customs and ceremonial ritual. In the educational space of the republic, it is proposed to use the richest moral and ethical potential of Olonkho in the form of “universal values” ytyk eidebyuller which can be found in the content of Olonkho: the person’s predestination, attitude towards humanity, patriotism, citizenship, respect for work, human relations with nature, artistic expression. The use of the moral and ethical potential of the epos today is characterized as the pedagogy of Olonkho and is being implemented by SEDIP (Russian abbreviation for Original Ethical Integrated Activity Approach) technology. SEDIP technology is a holistic, continuous, purposeful process of socialization of the younger generation. The research assumptions and initial results on the use of the moral and ethical potential of the heroic epos Olonkho show the consistency of the authors’ educational SEDIP technology.

Текст научной работы на тему «Морально-этический потенциал героического эпоса олонхо в дошкольных организациях республики саха (Якутия)»

УДК 373.2:398.22(=512.157) (571.56) Е.П. Чехордуна1, Д.Г. Ефимова2

Морально-этический потенциал героического эпоса олонхо в дошкольных организациях Республики Саха (Якутия)

1 СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия 2 Институт национальных школ Республики Саха (Якутия), г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье предпринята попытка провести анализ использования морально-этического потенциала героического эпоса олонхо в процессе этнокультурного дошкольного образования. Целью данной статьи является описание использования морально-этического потенциала героического эпоса олонхо в дошкольных образовательных организациях Республики Саха (Якутия) для дальнейшего отслеживания результатов духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Овладение родным языком считается духовно-нравственной ценностью народа, поскольку язык служит её средством. А крупный жанр устного народного творчества народа саха - олонхо - служит средством постижения жизнеутверждающей силы языка, основой морально-этических ценностей, знакомит детей с этнокультурными традициями, обычаями и обрядовой ритуальностью. В образовательном пространстве республики предлагается использовать богатейший морально-этический потенциал олонхо в виде общечеловеческих ценностей - «ытык eйдeбYллэр», которые можно найти в содержании олонхо: предназначение человека, отношение к человечеству, чувство патриотизма, гражданственности, уважение к труду, взаимосвязь человека с природой, художественное слово. Авторы предлагают использовать морально-этический потенциал эпоса как педагогики Олонхо и внедряют технологии СЭДИП. Технология СЭДИП - это целостный непрерывный целенаправленный процесс социализации подрастающего поколения. Предположения исследования и первоначальные результаты по использованию морально-этического потенциала героического эпоса олонхо показывают состоятельность авторской образовательной технологии СЭДИП.

Ключевые слова: героический эпос олонхо, морально-этический потенциал, базовые национальные ценности, ценности олонхо, технология СЭДИП, трансформация, дошкольная организация, возрастная периодизация, взаимодействие.

E. Chekhorduna1, D. Efimova2

Moral and Ethical Potential of the Heroic Epos Olonkho in Preschool Education in the Sakha Republic (Yakutia)

1M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia 2 Institute of National Schools of the Sakha Republic (Yakutia), Yakutsk, Russia

Abstract. The article attempts to analyze the use of the moral and ethical potential of the heroic epos Olonkho in the process of ethnocultural preschool education. The purpose of this article is to describe the use of the moral and ethical potential of the heroic epos Olonkho in preschool educational institutions of the Sakha Republic (Yakutia) for further monitoring of the results of spiritual and moral education of preschool children. Learning

ЧЕХОРДУНА Екатерина Петровна - кандидат педагогических наук, ведущий специалист учебно-научной лаборатории этнокультурного образования им. А.Д. Семеновой, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.

CHEKHORDUNA Ekaterina Petrovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Leading Specialist of the A.D. Semenova Educational and Scientific Laboratory of Ethnocultural Education, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University, Yakutsk, Russia.

ЕФИМОВА Диана Гаврильевна - старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)».

EFIMOVA Diana Gavrilievna - Senior Researcher, Institute of National Schools of the Sakha Republic (Yakutia), Yakutsk, Russia.

one's first language is considered as a spiritual and moral value of people, as the language serves as its means. A major genre of folklore of the Sakha people - Olonkho - serves as a means of understanding the life-affirming power of the language, the basis of moral and ethical values, introduces children to ethno-cultural traditions, customs and ceremonial ritual. In the educational space of the republic, it is proposed to use the richest moral and ethical potential of Olonkho in the form of "universal values" - ytyk eidebyuller - which can be found in the content of Olonkho: the person's predestination, attitude towards humanity, patriotism, citizenship, respect for work, human relations with nature, artistic expression. The use of the moral and ethical potential of the epos today is characterized as the pedagogy of Olonkho and is being implemented by SEDIP (Russian abbreviation for Original Ethical Integrated Activity Approach) technology. SEDIP technology is a holistic, continuous, purposeful process of socialization of the younger generation. The research assumptions and initial results on the use of the moral and ethical potential of the heroic epos Olonkho show the consistency of the authors' educational SEDIP technology.

Keywords: heroic epos Olonkho, moral and ethical potential, basic national values, Olonkho values, SEDIP technology, transformation, preschool organization, age periodization, interaction.

Введение

В условиях глобальных изменений естественным является стремление народа сохранить свою самость, не утратить национальную и культурную идентичность, выраженную духовно-нравственными ценностями, вековыми прогрессивными традициями народа. Источником духовно-нравственного воспитания любого народа являются традиционная культура, этнопеда-гогика, т.к. «этнопедагогика исследует педагогический опыт трудящихся, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа...» [1, с. 8].

По Федеральному закону .№ 273 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация имеет право разработать свою программу с учетом «региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации» (ст. 8, п. 1) [2].

На основании данного положения в настоящее время в Республике Саха (Якутия) идет процесс трансформации жизнеутверждающих идеалов героического эпоса олонхо, признанного ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества, подрастающему поколению через современные формы и методы воспитания детей.

Воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

В современных условиях модернизации образования необходимо трансформировать сущностные основы воспитания. Это означает, что категория воспитания определяет ценностное состояние, пути и средства решения проблем экономики, образования, культуры, обеспечения безопасности, качества жизни граждан. Среди факторов формирования личности (среда, обучение, воспитание, развитие, наследственность, социализация) приоритетное значение имеет воспитание, т.е. речь идет о целенаправленном воздействии на личность с целью получения желаемых результатов, тех или иных качеств личности человека.

Якутский героический эпос олонхо - древняя сокровенная мудрость народа саха

Великие педагоги считали, что моральные качества человека, его думы и чаяния особенно ярко проявляются в жанрах устного народного творчества, фольклоре, что художественное слово организует духовную жизнь человека, формирует его внутреннюю культуру; особо выделяли роль родного языка как важнейшего фактора воспитания.

Якутский героический эпос олонхо - древний жанр устного народного творчества. Как отметил основатель этнопедагогики Г.Н. Волков: «.олонхо самое концентрированное выражение духовной жизни якутского народа. Если по словам Платона, Гомер воспитал Элладу, то олонхо воспитал народ страны Саха. Его, действительно, можно сравнить с древнегреческим эпосом - по силе, стройности, размаху и красоте. Какая масштабность мыслей и чувств!» [3, с. 326].

Народ саха на протяжении тысячелетий воспитывался на образе защитника племени саха - богатыря айыы. Богатырь айыы обладал могучей силой, непоколебимой волей, отличался верностью родной земле, семье, человечностью, умом. Красавица Куо была эталоном целомудрия, женственности, красоты, здоровья. Она хорошая мать, мудрая жена, сестра.

Люди Срединной земли дружелюбные, честные, храбрые. Они выручали друг друга из беды. В семье почитали родителей, уважали детей. Многодетные семьи находились в почете. Люди племени айыы, преклоняясь перед природной силой, понимая тесную связь человека с космосом, умели жить по законам природы. И, действительно, как отметил исследователь олонхо, китаевед Е.С. Сидоров: «Из глубины тысячелетий олонхо несет к нам древнюю сокровенную мудрость» [4, с. 65].

В олонхо люди племени айыы как олицетворение светлой силы строят мирную изобильную жизнь, создают уютный дом, богатство, а абаасы как представители черной силы разрушают то, что создано человеком. Люди и абаасы - непримиримые, противоборствующие силы.

В эпосе олонхо четко выраженные ценности способствуют формированию морально-этической, духовно-нравственной, ценностно-ориентированной личности.

Например, одной из важных ценностей человечества является ценность «Природа». В олонхо четко обозначена динамическая равновесная система в живой природе. По воззрению обитателей Срединной земли Верхние божества строго следят за соблюдением порядка во всех трех мирах и не позволяют никому «взбудоражить бегущую твердь необъятных гулких небес, пошатнуть основу вселенной, опорную ось кружащихся трех миров, обиталище трех родов» [5, с. 17]. Люди племени айыы Верхних божеств, исполинов-богатырей на всех 9 небесах, духов (иччи) Срединной земли воспринимали как олицетворение взаимоотношений человека с космосом и средой своего обитания, что обеспечивает непременное условие существования человека на Срединной земле [6, с. 212].

Таким образом, мир олонхо, созданный творческим гением народа саха, всеобъемлющий. В нем отражены все пласты духовной культуры народа. Как отметил профессор А.М. Лобок, «олонхо... - это культурная память, которая создает смысловое, мировоззренческое поле для процесса живой мыследеятельности современных якутов, выступает живым источником философских размышлений о мире и месте человека в нем» [7, с. 25].

Таким образом, для выявления использования морально-этического потенциала эпоса олонхо рассмотрены воспитательный потенциал (Г.Н. Волков, К.С. Чиряев, М.И. Баишева, А.А. Григорьева) и культурологический аспект (А.М. Лобок). Академик К.С. Чиряев ввел термин «педагогика олонхо» [8, с. 56].

Использование педагогического, психологического, аксиологического, эстетического и других потенциалов героического эпоса олонхо в учебно-воспитательном процессе характеризуется сегодня как педагогика олонхо.

Технология педагогики олонхо СЭДИП

Основной целью системы педагогики олонхо являются трансформация мировоззренческих установок целостной картины мира, морально-этических ценностей, трансляция ключевых слов и понятий эпоса олонхо в современные формы, методы и способы образования. В реальной жизни педагогика олонхо внедряется технологией СЭДИП (далее - технология СЭДИП).

Технология СЭДИП - это целостный непрерывный целенаправленный процесс социализации подрастающего поколения. Термин СЭДИП - это аббревиатура процесса социализации: самобытный этнический деятельностный интегративный подход к духовно-нравственному воспитанию личности человека-саха, гражданина России. Иными словами, составными компонентами технологического процесса педагогики олонхо являются: С - самобытность, Э - этничность, Д - деятельность, И - интеграция, П - подход [9, с. 6].

Весь процесс социализации современных детей строится во взаимодействии семьи - детского сада - школы - учреждений социума с учетом особенностей природно-климатических условий северного края, окружающей природной и общественной среды детей. А деятель-

ность по технологии СЭДИП проводится по семи этапам возрастной периодизации, где духовно-нравственное воспитание базируется на ценностях героического эпоса олонхо, которые адекватны национальным российским базовым ценностям. Ведь олонхо «изустно передаваемый из поколения в поколение, заменял и литературу, и историю, и семейную хронику, сохранял драгоценные крупицы народного опыта» (И.В. Пухов)

Мы, опираясь на работы Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Б.Т. Лихачева, А.П. Оконешнико-вой, Е.П. Чехордуной, определили семь возрастных ступеней в развитии современного якутского ребенка и молодежи [10, с. 61-64].

1 этап. 0-3 лет называется «Материнская, отцовская любовь» («Ийэ, а§а таптала»). Эпос олонхо. Отец - «властный, великий, седовласый отец-тойон» (аар тойон а§а), мать - «величавая мать-хотун» (кун кубэй ийэ). Социализация детей по технологии СЭДИП. Родители - первые воспитатели, учителя ребенка. Они наблюдают за развитием, ростом своих детей, своим личным примером воспитывают во всем, прививают навыки гигиены и труда. Методы и приемы воспитания опираются на народную и научную педагогику.

2 этап. 4-6 лет - «Родительская школа» («Тереппут Yерэ5э»). Эпос олонхо. В олонхо отец и мать как основатели семьи являются примером, проводником в реальную жизнь. Они имеют непререкаемый авторитет в семье во всем. Технология СЭДИП. В дошкольном возрасте в основном закладывается фундамент личности ребенка. В этот период многие дети посещают организацию дошкольного образования. Это наиболее приемлемый возраст для начала интенсивной совместной деятельности детей и взрослых. Семья и дошкольная организация комплексно и системно работают над развитием речи ребенка, его интеллекта и состояния здоровья. К каждому ребенку подбирается наиболее подходящий ему темп развития. Дети приобщаются к национальной культуре, традиционным промыслам и ремеслам.

3 этап. 7-9 лет - «Дитя природы» («Айыл^а о^ото»). Эпос олонхо. Природа Срединного мира, как близкая окружающая среда, способствует становлению физически развитого, смышленого ребенка, сметливого человека. Технология СЭДИП. Данный возраст соответствует периоду начального образования и характеризуется любознательностью, активностью, эмоциональностью детей. Ребенок подвижный, физически развитый. В учебно-воспитательном процессе из нравственно-этической, эстетической составляющей эпоса олонхо преобладают такие ценности, как «Природа», «Семья», «Труд», «Родной язык». Уточняются направления и уровень интеллектуального развития детей. Ребенок учится бережливому отношению к природе. Умелое формирование национального самосознания, привитие основных понятий родной культуры способствуют уважению к людям, приводят к понятию «всё, что есть на свете связано с природой».

4 этап. 10-12 лет «В поле зрения» («Харах дала»). Эпос олонхо. Взаимодействие богатыря Айыы с верхними богатырями, родичами и представителями противоборствующих сил. Технология СЭДИП. С этого периода методом этнокультурной коннотации на уроках любых предметов используется нравственно-этическая, философско-эстетическая составляющая эпоса олонхо. Учащиеся вместе с родителями, товарищами, наставниками вовлекаются в созидательный труд и с законченным продуктом деятельности выходят на социум: выступают перед классом, школой, на районном, республиканском, российском уровнях; входят в среду трудовых коллективов. Учащиеся 5-7 классов приобщаются к навыкам планирования собственной жизнедеятельности, проектирования исследовательской работы по героическому эпосу олонхо.

5 этап. 13-14 лет - «Возраст будущего» («Кэскил саас»). Эпос олонхо. В олонхо человек, появившись на Срединной земле, начинает организовать свою жизнь, преодолевая различные препятствия. В возрасте 13-14 лет он вполне определившаяся личность. Технология СЭДИП. В этом возрасте у подростка формируются чувства патриотизма, гражданственности. По психолого-педагогическим особенностям этот возраст самый критический. Для того, чтобы более эффективно организовать индивидуально-дифференцированную работу с каждым

подростком, данный период выделен как отдельная самостоятельная возрастная ступень развития детей.

6 этап. 15-17 лет - «Возраст надежды» («Эрэл саас»). Эпос олонхо. Богатырь племени айыы должен очистить свою страну от чудовищ и создать изобильную, прекрасную, счастливую жизнь. Богатырь айыы с такой высокой целью, предопределенной свыше судьбой, защищает «улусы солнечные». Технология СЭДИП. Выпускник школы верит в лучшее будущее, полон желания и стремления претворить мечту в жизнь. Хотя он ещё не полностью определился с будущим, вырабатывает свой взгляд на жизнь, укрепляется в своем мнении о будущем. Формируются основные черты характера у молодого человека.

7 этап. 18-22 лет - «Благоразумный возраст» («Оттомноох саас»). Эпос олонхо. Богатырь является главным героем олонхо. Он самый сильный, красивый, статный, величественный, грозный. Внешний облик отражает его внутреннюю силу. Женщина-героиня олонхо олицетворяет воплощение женственности, красоты, человеческой доброты, целомудрия, а женщина-богатырка находчива, изобретательна, в быту она хорошая хозяйка и мать. Технология СЭДИП. Молодой человек относится к жизни осознанно, с благоразумием, готов к семейной жизни. Он стремится определиться в жизни во всем: получить специальность, создать семью, служить Отечеству.

Основные направления деятельности дошкольных организаций по технологии СЭДИП

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обеспечивает «равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».

В образовательной системе республики технология СЭДИП реализуется по программе «Тосхол» этнокультурного дошкольного образования.

Мудрость народной педагогики заключается в целенаправленном воспитании у ребенка духовно-нравственных ценностей с раннего возраста. Ознакомление детей младшего возраста с материальной и духовной культурой своего народа содействует нравственно-этическому, эстетическому и трудовому воспитанию.

В дошкольном образовании использование морально-этического потенциала олонхо раскрывается в трех факторах: традиционные знания, морально-нравственные ценности, традиционные промыслы:

- традиционные знания достигаются с раннего возраста постепенно, так как смысл ключевых слов и понятий заложены в поэтических формульных выражениях олонхо;

- морально-этическая, философско-эстетическая составляющая олонхо, выраженная ценностями передаются ключевыми понятиями, успешно внедряемыми в образовательных учреждениях РС (Я). «Ключевые понятия олонхо исходят из глубинного философского восприятия мира, вселенной и места человека в нем, из извечного противопоставления жизни и смерти, добра и зла, высокого и низменного, прошлого и будущего» [11, с. 34].

Дети с раннего возраста приобщаются к трудовым навыкам традиционных промыслов, соблюдается гендерный подход: мальчики с отцом, девочки - с матерью. Дети выполняют простейшие виды работ, таких как уход за домашними животными, зверюшками, сбор ягод, помогают по хозяйству, наблюдают за процессом труда.

В дошкольном образовании данные факторы развития личности ребенка обеспечивается следующими образовательными областями: социально-коммуникативным развитием; познавательным развитием; речевым развитием; художественно-эстетическим развитием; физическим развитием [12, с. 66 -73].

В настоящее время по технологии СЭДИП в республике работают многие детские сады и центры развития детей. Например, сетевая общественная организация «Арылы кустук» объединяет более 10 детских садов и центров из пяти улусов республики. Опорными организа-

циями являются: Центр дошкольного детского развития (ЦДДР) «Сулусчаан» («Звездочка») с. Ытык-Кюель, тема «Технология СЭДИП: художественный язык олонхо», ЦДДР «Аленушка» с. Черкех, тема «Технология СЭДИП: ценности героического эпоса олонхо», ЦДДР «Ми-чил» («Улыбка») с. Боробул, тема «Технология СЭДИП: предметно-развивающая среда по педагогике Олонхо», детский сад «Сардаана» с. Кыйы, тема «Технология СЭДИП: морально-этическое качество племени айыы - человечность».

Заслуживает внимание их опыт работы по внедрению технологии СЭДИП по следующим направлениям:

1 направление. Создание условий для круглогодичной жизнедеятельности детей по календарной культуре народа саха. Круглогодичная жизнедеятельность детей по календарной культуре народа саха развивает такие личностные и физические качества детей, как сила, воля, выносливость, гибкость, ловкость, эмоции, самооценка. При этом учитываются антропологические и физиометрические показатели каждого ребенка. Например, в некоторых детских садах разработаны программы «Физические упражнения с использованием сюжетов Олонхо».

2 направление. Создание предметно-пространственной, развивающей образовательной среды. В дошкольных образовательных организациях технология СЭДИП способствует формированию предметно-пространственной, развивающей образовательной среды этнокультурного образования; выделяются сферы развития ребенка. Основными составляющими компонентами развивающей среды по педагогике Олонхо являются: организация повседневного быта, развитие родной речи, общение со взрослыми и между собой, приобщение к традициям предков, национальной культуре.

А предметную среду в дошкольных учреждениях составляют: режим функционирования детей с учетом особенностей детского организма, климатических условий; национальные игрушки и игры: подвижные, умственные, настольные; специально разработанные комплексные занятия; адаптированные традиционные народные праздники.

Формирование основ ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста включает такие сферы, как личностные качества: мотивация, произвольность, стремление, эмоции, самооценка; физические качества: волевые навыки, выносливость, преодоление препятствий; интеллектуальные качества: формирование высших психических функций, умственные способности, накопление социального опыта.

Предметно-пространственная этнокультурная образовательная среда развивает у детей образное мышление, умение фантазировать, описать словами действия героев олонхо; любоваться прелестью родной природы, окружающей среды; знакомиться с традициями и обрядами своего народа; обогащение родной речи; различать зло и добро. Тем самым создается условие для обеспечения этнокультурной и российской идентичности ребенка.

3 направление. Воспитание духовно-нравственной личности детей дошкольного возраста формирует такие качества, как умение слушать отрывок (олук) из эпоса олонхо; запоминать сюжеты олонхо, восторгаться богатырями Айыы, прекрасной девушкой-куо, перенять нравственные ценности племени Айыы. Исполнение олук из олонхо, разных жанров детского фольклора, устного народного творчества (народные песни, тойук, чабыр^ах, басня), игра на хомусе, на национальных инструментах, участие на осуохае содействуют приобщению их к истокам национальной культуры.

4 направление. Языковая культура детей дошкольного возраста. Художественный язык эпоса олонхо, отличаясь богатством, образностью, системностью и внутренней структурированностью, содействует развитию памяти и формированию языковой культуры у детей дошкольного возраста: правильному произношению звуков, чистоте речи, связному образному высказыванию собственного мнения. Изучение и запоминание олук из олонхо, участие в этнокультурных мероприятиях создают эффективное условие для взаимодействия семьи, детского сада, народных наставников, мастеров промыслов, ремесел социума (олонхосуты, носители традиционной культуры народа).

5 направление. Взаимодействие семьи - детского сада - социума в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. В этом периоде закладывается фундамент личности ребенка. Поэтому взаимодействие и сотрудничество трех поколений в семье (старшее поколение - бабушки, дедушки, среднее - матери и отцы и младшее - дети), как участников образовательных отношений, формируют духовно-нравственные, материальные ценности детей. Они и характеризуют основы семейной ценностной ориентации у детей дошкольного возраста.

Ребенок, находясь в кругу сверстников и взрослых, приобщается к коллективной жизни. При этом взрослые каждому ребенку подбирают наиболее подходящий ему темп и условия развития.

В современных дошкольных организациях республики действуют такие формы деятельности, как «Эбэ Y0рэ5э» («Школа бабушек»), «Эhэ Yeрэ5э» («Школа дедушек»), «9бYгэ Yгэhэ» («Традиции предков»), «вбугэ Yeрэ5э» («Уроки предков»), где члены семьи старшего поколения учат детей-внуков народным мудростям и передают опыт жизни молодым воспитателям. Этому способствует создание «воспитательных сообществ», т.е. творческие группы не только из числа родителей и воспитателей, но из бабушек и дедушек. Такие творческие группы создают наиболее комфортные условия для повседневной жизни.

Заключение

Результатом реализации основных образовательных программ по использованию морально-этического потенциала героического эпоса олонхо посредством технологии СЭДИП является социальный портрет ребенка 7 лет.

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; имеющий гармоничное физическое развитие в соответствии индивидуальным особенностям каждого ребенка.

2. Любознательный, активный. Ребенок интересуется персонажами героического эпоса олонхо, их отношением к окружающей среде. В различных видах своей деятельности способен самостоятельно действовать по этическим нормам человека Айыы, принимает активное участие в мероприятиях по фольклорным жанрам, в том числе и по героическому эпосу олонхо.

3. Эмоционально отзывчивый. Посредством эпоса олонхо у ребенка развивается образное мышление, воображение. Он душою воспринимает содержание олонхо, сопереживает героям племени Айыы, подражает их поступкам. Эмоционально реагирует на произведение изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения по эпосу олонхо, фольклору.

4. Овладевший средствами общения. В общении со сверстниками и взрослыми наряду с нормами общепринятого этикета, владеет конструктивными способами взаимодействия человека Айыы: приветствие «Аламай ^нунэн!», обращение к родителям «Ийэкээм!», «А^акаам!», со сверстниками «YгYPY-CYГYPY» и т.д.

5. Способный управлять своим поведением. Формируется мотивация в поведении согласно духовно-нравственным ценностям людей племени Айыы и ребенок их умеет использовать в регулировании своих эмоций.

6. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе. По технологии СЭДИП ребенок имеет представление о себе и собственной принадлежности к определенному полу, этносу, народу; о близких и дальних родственниках, о культурных ценностях семьи; о ближайшем социуме и о своем месте в них, о Республике Саха (Якутия) и Российской Федерации.

7. Овладевший необходимыми умениями и навыками. Формируются умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов трудовой деятельности, по жанрам фольклора, изобразительному и музыкальному искусствам, конструкторским игрушкам и моделям.

Таким образом, использование морально-этического потенциала героического эпоса олон-хо в дошкольных организациях способствует духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Литература

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика : учебник. - М. : Академия, 2000. - 175 с.

2. Закон Российской Федерации N 273 «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Проспект, 2015. - 160 с.

3. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2-х т. - М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. - Т. 1. - 460 с.

4. Сидоров Е.С. Олонхо и тайное учение // Илин. - 2001. - № 3-4. - 58с.

5. Ойунский, П.А. Ньургун Боотур Стремительный : Якутский героический эпос олонхо / Перевел на русский язык Владимир Державин. - Якутск: Кн. изд-во, 1975. - 432 с. с ил.

6. Чехордуна Е.П. Педагогика олонхо в системе регионального этнокультурного образования / Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации: коллективная монография; [сост.: д.соц.наук, к.психол.наук, проф. УА. Винокурова, к.п.н. С.С. Семенова]. - Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015. - 416 с.

7. Лобок А.М. Алмазная земля педагогики олонхо: опыт педагогического эпоса. - Якутск : Компания «Дани-Алмас», 2007. - Ч.1. - 176 с.

8. Чиряев К.С. Педагогика жизни. - Якутск, 1999. - 496 с. (на языке саха).

9. Чехордуна Е.П. Технология СЭДИП / Е.П. Чехордуна. - Ытык-Кюель : Ред. газеты Татта, 2016. -82 с. (на языке саха)

10. Чехордуна Е.П. Педагогическое и этнокультурное взаимодействие микросоциумов якутского тёлбэ (села) в воспитании и развитии детей / Е.П. Чехордуна; М-во образование Респ.Саха (Якутия). -Якутск: Бичик, 2002. - 88 с.

11. Педагогика олонхо / Чехордуна Е.П., Филиппова Н.И., Ефимова Д.Г. - Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2016. - 144 с.

12. Формирование ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста / Чехордуна, Е.П., Филиппова Н.И., Ефимова Д.Г. - Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2016. - 75 с. (на языке саха)

References

1. Volkov G.N. Etnopedagogika : uchebnik. - M. : Akademiia, 2000. - 175 s.

2. Zakon Rossiiskoi Federatsii N 273 "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii". - M.: Prospekt, 2015. - 160 s.

3. Volkov G.N. Pedagogika liubvi. Izbrannye etnopedagogicheskie sochineniia: V 2-kh t. - M.: Izdatel'skii Dom MAGISTR-PRESS, 2002. - T. 1. - 460 s.

4. Sidorov E.S. Olonkho i tainoe uchenie // Ilin. - 2001. - № 3-4. - 58s.

5. Oiunskii, P.A. N'urgun Bootur Stremitel'nyi : Iakutskii geroicheskii epos olonkho / Perevel na russkii iazyk Vladimir Derzhavin. - Iakutsk: Kn. izd-vo, 1975. - 432 s. s il.

6. Chekhorduna E.P. Pedagogika olonkho v sisteme regional'nogo etnokul'turnogo obrazovaniia / Etnokul'turnoe obrazovanie v Dal'nevostochnom federal'nom okruge Rossiiskoi Federatsii: kollektivnaia monografiia; [sost.: d.sots.nauk, k.psikhol.nauk, prof. U.A. Vinokurova, k.p.n. S.S. Semenova]. - Iakutsk: Media-kholding «Iakutiia», 2015. - 416 s.

7. Lobok A.M. Almaznaia zemlia pedagogiki olonkho: opyt pedagogicheskogo eposa. - Iakutsk : Kompaniia «Dani-Almas», 2007. - Ch.1. - 176 s.

8. Chiriaev K.S. Pedagogika zhizni. - Iakutsk, 1999. - 496 s. (na iazyke sakha).

9. Chekhorduna E.P. Tekhnologiia SEDIP / E.P.Chekhorduna. - Ytyk-Kiuel' : Red. gazety Tatta, 2016. -82 s. (na iazyke sakha)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Chekhorduna E.P. Pedagogicheskoe i etnokul'turnoe vzaimodeistvie mikrosotsiumov iakutskogo telbe (sela) v vospitanii i razvitii detei / E.P. Chekhorduna; M-vo obrazovanie Resp.Sakha (Iakutiia). - Iakutsk: Bichik, 2002. - 88 s.

11. Pedagogika olonkho / Chekhorduna E.P., Filippova N.I., Efimova D.G. - Iakutsk: Kompaniia «Dani-Almas», 2016. - 144 s.

12. Formirovanie tsennostnykh orientatsii u detei doshkol'nogo vozrasta / Chekhorduna, E.P., Filippova N.I., Efimova D.G. - Iakutsk: Kompaniia «Dani-Almas», 2016. - 75 s. (na iazyke sakha)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.