Научная статья на тему 'Роль объективных факторов в формировании имиджа России'

Роль объективных факторов в формировании имиджа России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1035
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ГОСУДАРСТВА / ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ИМИДЖ / РОССИЯ / ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / IMAGE OF STATE / INTERNAL AND EXTERNAL IMAGE / RUSSIA / OBJECTIVE FACTORS OF FORMATION / POLITICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Давыборец Елена Николаевна, Радиков Иван Владимирович

Являясь важным фактором благополучия общества, имидж страны все больше привлекает внимание исследователей различных областей. От того, каким будет сформирован внешний и внутренний имидж, зависит уровень доверия граждан к власти, их уверенность в завтрашнем дне, положение государства на международной арене, его привлекательность для иностранных и внутренних инвестиций, а также стабильность в целом. Поэтому изучение различных аспектов имиджа страны: объективных факторов формирования, политических технологий, особенностей воспринимающей аудитории и др., является важной насущной проблемой.Исследуются объективные факторы формирования имиджа России. Показаны их место и роль в восприятии нашей страны российскими гражданами, а также гражданами других государств. Проанализированы условно-статистические территория, история, особенности социума, и условно динамические факторы экономика, политико-правовая и социальная сферы, социальные институты. Выявлены слабые стороны имиджа России, среди которых выступают экономические, политические, социальные проблемы, а также неблагоприятная динамика общественных изменений постсоветского периода. Выделены также благоприятные факторы создания имиджа, на которые руководству государства следует обратить особое внимание при его позиционировании как для мирового сообщества, так и для своих граждан. Сделаны выводы о том, что, не смотря на искусственную природу имиджа, его основой являются объективные условия, занимающие важное место в процессе его создания. Негативное восприятие России сегодня за рубежом закономерный процесс формирования имиджа, основанного во многом на объективных факторах, являющихся «каркасом» имиджа государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF OBJECTIVE FACTORS IN SHAPING THE IMAGE OF RUSSIA

As an important factor in the well-being of society, the image of the country is increasingly attracting the attention of researchers of different areas. After all, from what will form the external and internal image, depends on the level of public trust in government, their confidence in the future, the situation in the international arena, its attractiveness to foreign and domestic investment, as well as the stability of the whole. Therefore, the study of various aspects of the country’s image: formation of objective factors, political technologies, particularly receptive audience, etc., is an important pressing issue.The article examines the objective factors of the Russia’s image formation. Their place and role in the perception of our country by the Russian citizens and citizens of other states is shown. Conditionally statistical territory, history, characteristics of society, and conditionally dynamic factors economy, political, legal and social areas, and social institutions are anlyzed. The weaknesses of the Russia’s image, among which are economic, political, and social issues, as well as unfavorable dynamics of social change in the postSoviet period are identified. We have also provided favorable factors creating the image that the government should pay special attention to, as for the world community and its citizens. It is concluded that, despite the artificial nature of the image, it is based on objective conditions, which occupies an important place in the process of its creation. The negative perception of Russia abroad today is a natural process of image formation, based largely on objective factors, which «frame» the image of the state

Текст научной работы на тему «Роль объективных факторов в формировании имиджа России»

УДК 32.019.5

Давыборец Елена Николаевна Elena Davyborets

Радиков Иван Владимирович Ivan Radikov

РОЛЬ ОБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА РОССИИ

THE ROLE OF OBJECTIVE FACTORS IN SHAPING THE IMAGE OF RUSSIA

Являясь важным фактором благополучия общества, имидж страны все больше привлекает внимание исследователей различных областей. От того, каким будет сформирован внешний и внутренний имидж, зависит уровень доверия граждан к власти, их уверенность в завтрашнем дне, положение государства на международной арене, его привлекательность для иностранных и внутренних инвестиций, а также стабильность в целом. Поэтому изучение различных аспектов имиджа страны: объективных факторов формирования, политических технологий, особенностей воспринимающей аудитории и др., является важной насущной проблемой.

Исследуются объективные факторы формирования имиджа России. Показаны их место и роль в восприятии нашей страны российскими гражданами, а также гражданами других государств. Проанализированы условно-статистические — территория, история, особенности социума, и условно динамические факторы — экономика, политико-правовая и социальная сферы, социальные институты. Выявлены слабые стороны имиджа России, среди которых выступают экономические, политические, социальные проблемы, а также неблагоприятная динамика общественных изменений постсоветского периода. Выделены также благоприятные факторы создания имиджа, на которые руководству государства следует обратить особое внимание при его позиционировании как для мирового сообщества, так и для своих граждан. Сделаны выводы о том, что, не смотря на искусственную природу имиджа, его основой являются объективные условия, занимающие

As an important factor in the well-being of society, the image of the country is increasingly attracting the attention of researchers of different areas. After all, from what will form the external and internal image, depends on the level of public trust in government, their confidence in the future, the situation in the international arena, its attractiveness to foreign and domestic investment, as well as the stability of the whole. Therefore, the study of various aspects of the country's image: formation of objective factors, political technologies, particularly receptive audience, etc., is an important pressing issue.

The article examines the objective factors of the Russia's image formation. Their place and role in the perception of our country by the Russian citizens and citizens of other states is shown. Conditionally statistical territory, history, characteristics of society, and conditionally dynamic factors — economy, political, legal and social areas, and social institutions are analyzed. The weaknesses of the Russia's image, among which are economic, political, and social issues, as well as unfavorable dynamics of social change in the postSoviet period are identified. We have also provided favorable factors creating the image that the government should pay special attention to, as for the world community and its citizens. It is concluded that, despite the artificial nature of the image, it is based on objective conditions, which occupies an important place in the process of its creation. The negative perception of Russia abroad today is a natural process of image formation, based largely on objective factors, which «frame» the image of the state

важное место в процессе его создания. Негативное восприятие России сегодня за рубежом — закономерный процесс формирования имиджа, основанного во многом на объективных факторах, являющихся «каркасом» имиджа государства

Ключевые слова: имидж государства, внешний и внутренний имидж, Россия, объективные факторы формирования, политические технологии

Key words: image of state, internal and external image, Russia, objective factors of formation, political technologies

На сегодняшний день восприятие нашей страны как своими гражданами, так и гражданами других государств в целом не является позитивным. Изобилуют негативные высказывания о России относительно различных сфер и областей социально-политической и экономической жизни страны, в частности европейская пресса «наводнена» критическими публикациями, представляющими Россию в неблагоприятном «свете».

В своем послании Федеральному собранию 2014 г. Владимир Путин высказал недовольство по поводу негативного и предвзятого восприятия России международным сообществом и иностранными гражданами [5]. Россия на сегодняшний день напоминает страну-изгоя, имеющую негативный внешний имидж. Слабо привлекает Россия зарубежных, а также внутренних инвесторов, предпочитающих вкладывать деньги в развитие иностранных производств, что является неблагоприятным фактором развития нашей экономики. Вместе с этим по каналам отечественного телевидения мы регулярно слышим отчеты и прогнозы о том, что ситуация находится под контролем, все стабилизируется, развитие нашего государства вполне стабильно и идет в нужном направлении. Прослеживается парадоксальная двойственность в оценках России различными источниками информации.

Ответ видится в том, что, несмотря на множество нерешенных проблем в России, власти заинтересованы в позиционировании страны в лучшем «свете». Так как это дает ей «запас прочности», действуя на население «терапевтически», успокаивает,

повышает уверенность в завтрашнем дне, помогая мобилизовать граждан на исполнение проводимых государством реформ. При помощи специальных приемов и техник в общественное сознание руководство государства пытается внедрить позитивный имидж России. Действительно, от того, как страну целенаправленно либо непредвзято освещают средства массовой информации (как внутренние, так и иностранные) во многом зависит ее имидж. Вместе с этим, возникает вопрос, а каковы сегодня объективные факторы, влияющие на восприятие нашей страны как своими, так и иностранными гражданами? И каковы причины, способствующие формированию ее внешнего негативного имиджа?

Целью исследования является выявление объективных факторов формирования имиджа России.

Объектом исследования выступает внешний и внутренний имидж страны.

Предметом — объективные условия, формирующие в общественном сознании образ России.

Вся совокупность объективных и субъективных факторов, в той или иной степени влияющих на имидж государства, представлена на рисунке.

Дадим некоторые пояснения того, что относится к указанным в схеме объективным факторам имиджа государства. Фактор «территория» включает размер территории, геополитическое положение, полезные ископаемые, природно-рекреационные ресурсы, климат, ландшафт, морские, речные пути и пр. К фактору, обозначенному как «история», относятся различного рода исторические события, запечатлевшиеся

в памяти народа, выдающиеся личности, открытия, изобретения, «маркеры», т.е. яркие текущие события, которые запомнились гражданам и т.д. К «особенностям социума» можно отнести такие его характеристики как этнический, половозрастной состав, язык, ментальность населения, культура, традиции, обычаи, религия и др. «Экономика» включает уровень экономического развития государства и условия, так или иначе с этим связанные: ВВП, уровень развития производства, нанотехнологии, инвестиционный климат, экспорт, импорт и пр. При анализе политико-правовой сферы как фактора имиджа государства

необходимо учитывать политическую систему, политического лидера, особенности органов власти и управления, армию, а также систему законодательства и судебную систему. Социальная сфера — это уровень жизни, уровень образования, интеллектуальный уровень населения, здоровье нации, социальные болезни, социальная поддержка и др. И, наконец, среди важных объективных факторов имиджа находятся социальные институты: СМИ, институты демократии, гражданское общество, институт образования, институт здравоохранения и т.д.

Объективные и субъективные факторы имиджа государства

Проанализируем состояние объективных факторов имиджа России, определим их имиджевый потенциал и позитивную или негативную роль в формировании привлекательного имиджа нашего государства

среди своих сограждан, а также за рубежом.

Прежде всего, отметим, что условно-статический фактор имиджа России — территория является весьма привлека-

тельным, способствующим ее уважению и позитивному восприятию. Наша страна лидирует по размеру территории среди всех 194 государств, существующих в мире. Ее территория после присоединения Крыма составляет 17124442 км2 [13] и превосходит в разы территории многих других стран. Населению других государств это может внушать страх или благоговение, в зависимости от особенностей позиционирования нашего государства. Так, в 90-х гг. в СМИ ряда европейских государств Россия представлялась по преимуществу как дикая нищая страна с ядерным потенциалом. Дополняясь масштабами территории, имидж тем самым формировался весьма зловещим, отталкивающим. Тем не менее, именно территория России — это задел гордости наших граждан за свою страну, и фактор уважения на международной арене.

Богата Россия и природно-географи-ческими ресурсами: уникальная природа с высоким рекреационным потенциалом на всей ее территории — центральная, северная и южная части, включая Камчатку и Дальний Восток. Различные виды природ-но-рекреационных ресурсов: леса, моря, реки, озера, водопады, источники минеральных вод, пещеры, целебные грязи, потухшие вулканы. Разнообразна флора и фауна России. Одиннадцать российских природных объектов включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Золотые Алтайские горы, Центральный Сихотэ-А-линь, Западный Кавказ, вулканы Камчатки, озеро Байкал, леса Коми и др., «причём 4 из них признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности» [14]. Вместе с этим, следует отметить, что иностранный туризм на территории России распространен слабо, в связи с неразвитостью инфраструктуры и холодным климатом большую часть года, а также отсутствием целенаправленной политики государства в этом направлении.

На территории нашей страны сосредоточены большие запасы сырьевых и топливно-энергетических ресурсов: крупные месторождения нефти, угля, газа, олова, никеля, алюминиевого сырья, калийных

солей, золота, платины, вольфрама, слюды, графита и др. Это с одной стороны благоприятный фактор восприятия России, обуславливающий интерес к сотрудничеству иностранных государств. Но в то же время, исследователи говорят о том, что Россия превратилась в «сырьевой придаток» более развитых государств. Экономика сегодня во многом зависит от экспорта нефти и газа (более половины российского экспорта занимают нефть и газ), являющихся важными, но недостаточными для нашей страны источниками доходов. Кроме того, по мнению многих россиян, существует несправедливое распределение доходов от продажи природных ископаемых, «утекающих» в основном в «карманы» олигархов. Тем самым, сырьевые природные ресурсы в России являются источником недовольства граждан и напряженности между социальными стратами. Поэтому, не смотря на то, что природные ресурсы являются необходимым сырьевым источником для развития государства, данный фактор не работает на создание благоприятного внутреннего имиджа России. А напротив ведет к латентным конфликтам и разобщенности среди российских граждан.

Важным объективным фактором восприятия любого государства является уровень его экономического развития как сущностная основа жизнедеятельности социума. Экономика России на 2013 г. была на шестом месте среди стран мира по объему ВВП и ППС, в то же время по ВВП на душу населения по ППС Россия занимала 44-е место (по данным ВБ), по номинальному ВВП на душу населения — 47-е место (по данным МВФ) [16]. И эти показатели резко ухудшились в 2015 г. в связи с экономическим кризисом в России, главными причинами которого явились снижение мировых цен на нефть, антироссийские санкции Евросоюза, а также низкое развитие отечественного производства [3].

В России на сегодняшний день слабо развита промышленность и сельское хозяйство, являющиеся важным фактором экономического развития, высок уровень инфляции (6,2 %), крайне не стабилен

курс рубля, существует резкая поляризация доходов населения и многие другие нерешенные проблемы в экономической сфере. Такое положение дел, на наш взгляд, не соответствует культурному и интеллектуальному потенциалу России, а также богатым территориально-природным ресурсам, и негативным образом сказывается на восприятии России внутри государства и за рубежом.

Для позитивного имиджа государства в современном мире важным условием является демократичность политической системы, распространенность демократических политических институтов — демократические выборы, свободные СМИ, политические и гражданские свободы людей и пр. Демократия — широко пропагандируемая среди высокоразвитых государств, является неотъемлемой частью сознания многих граждан. Что касается России, современные исследователи, как отечественные, так и зарубежные, отмечают неразвитость институтов демократии. Есть мнение, что существующие у нас институты демократии являются не чем иным как «прикрытием» антидемократического режима. Так выборы из-за длительного периода их фальсификации в новейшей российской истории воспринимаются мировой общественностью как «ширма», не имеющая под собой демократических основ. Говорят также об отсутствии четвертой власти и важнейшего института демократии — свободных СМИ. Большинство ведущих каналов вещания в России, оказывающих наибольшее влияние на общественное сознание, ангажировано государством (например, телевизионные каналы — «Первый», с охватом аудитории 98,8 %, «Россия 1», «Россия 2», «Россия 24» и др.; информационные агентства — ИТАР-ТАСС, РИА Новости; печатные СМИ - «Российская газета», «Московские новости», «Парламентская газета» и др. [7]) и идеологизирует массовое сознание. Это, с одной стороны, способствует формированию благоприятного имиджа России среди своих сограждан и накладывает негативный отпечаток ее восприятия мировой общественностью.

Среди «болезней» политической системы самым негативным образом сказывающихся на восприятие России как иностранными, так и своими гражданами, является коррупция. Высокий уровень коррупции в России является общеизвестным фактом. Так, Россия регулярно попадает в последние десятки коррупционного рейтинга международной неправительственной организации Трансперенси Интернешнл

[11]. О необходимости бороться с ней неоднократно говорил В. Путин. Имидж нашего государства как коррумпированного прочно вошел в сознание соотечественников и мировой общественности. Вдобавок к этому исследователи отмечают низкое качество государственного управления. По данным ученых Legatum Institute, по эффективности государственного управления Россия находится на 115 месте среди 142 стран [12]. Это неблагоприятный фактор для имиджа России как внутреннего, так и внешнего, негативным образом сказывается на развитии экономики, не способствуя привлечению инвестиций, и обусловливая отток капитала за границу.

Рассмотрим положение дел в России по имиджевому фактору «социальная сфера». Уровень жизни в России длительное время является низким. По данным исследования ученых британского аналитического центра Legatum Institute Россия занимает 61-е место по уровню жизни среди 142 стран

[12]. По прогнозам, названный показатель в 2015 г. будет снижаться.

Данная ситуация во многом связана со сложившейся политической системой. По оценкам аналитиков, «4% населения навязали остальным 96 % социально-властные отношения исключительно в интересах собственного обогащения. При этом функционеры правящего режима, убеждая население в своей безальтернативности и «стабильности» созданного ими «порядка», намерены воспроизводить его до бесконечности, не брезгуя никакими средствами» [8]. Большинство зарубежных аналитиков определяют политический режим в России как олигархию, то есть такую форму устройства власти, при которой небольшая

группа лиц фактически управляет государством в угоду собственным интересам и в ущерб интересам общественным.

Среди объективных факторов восприятия России в негативном ключе следует назвать такую социальную болезнь нации как алкоголизм, а также специфику менталитета и культурные особенности определенных категорий российских граждан. Что касается первого, то Россия относится к числу одной из самых пьющих наций (по данным ВОЗ, находится на четвертом месте в мире [1]). Высокая степень алкоголизации населения ставит под угрозу здоровье нации, в том числе психологическое благополучие, порождает иные социальные болезни — детскую безнадзорность и беспризорность, бедность, преступность и пр. Это, соответственно, не прибавляет «очков» к внешнему имиджу нашего государства, а напротив формирует негативный оттенок восприятия, как спившейся нации.

Что касается менталитета и культурных особенностей поведения некоторых категорий населения, следует отметить первые два десятилетия открытия «железного занавеса», предоставившие гражданам широкие возможности путешествий по разным странам и, соответственно, межнационального взаимодействия. Наши соотечественники выезжали в туристические путешествия, чтобы отдыхать «по полной программе» и зачастую вели себя аморально, что надолго и нужно признать заслуженно наложило негативный отпечаток на восприятие русских.

Показательными для постсоветских времен являются любимые и популярные среди многих граждан фильмы «Особенности национальной охоты» и «Особенности национальной рыбалки» героизирующих пьяницу-русского, делая его предметом гордости и возвышения над представителями других наций, которые не могут выпить столько, сколько русский человек. «С гордостью говорили наши граждане о «загадочности русской души», являющейся не более чем политкорректным выражением неадекватности и невысокого интеллекта среднестатистического русского в недавнем

прошлом» [4]. Поэтому существующий в массовом сознании мировой общественности негативный оттенок восприятия русской нации во многом связан с поведением наших сограждан за границей, а также алкоголизацией общества. Должно пройти немало времени, а также произойти позитивные изменения, чтобы поменять сложившийся стереотип.

Необходимо отметить, что постсоветский период нашего государства способствовал формированию отрицательного имиджа России. Данный период характеризуется сепаратистскими тенденциями (что болезненно воспринималось российскими гражданами и восторженно конкурирующими государствами), экономическим упадком, разгулом криминальных группировок, военными конфликтами (Чеченские войны), крайней нестабильностью практически во всех сферах жизни общества, по мнению многих аналитиков, резким снижением морально-нравственных ценностей и многими другими отрицательными тенденциями. «Смутное время» постсоветского периода способствовало превращению России в глазах мировой общественности в «слабое и нестабильное государство с тысячами ядерных боеголовок» [9; С. 332]. Вдобавок к социальным болезням общества Россия данного периода демонстрировала стагнацию и отсутствие позитивного движения: не было сделано выдающихся достижений и открытий в тех или иных сферах и областях политической, экономической и общественной жизни. Тем самым резко понизился и внутренний имидж России, обусловив упадок патриотизма и массовый отток граждан в другие более стабильные и экономически благополучные государства. В том числе в данный период происходила «утечка» интеллектуальной элиты российского общества.

Необходимо отметить, что Россия является интеллектуальным донором для многих стран мира. Так, США, Канада, многие высокоразвитые страны Европы длительное время с охотой принимали ученых из России, создавая благоприятные условия для их миграции. В целом образовательный

уровень населения России на сегодняшний день остается высоким: с одной стороны, доставшееся с советских времен общеобязательное среднее образование, поддерживаемое современной государственной политикой, с другой, создание общедоступной системы высшего образования постсоветского периода, благодаря чему более половины граждан (53,3 % [14] имеют дипломы вузов. Негативной стороной массовости высшего образования стало понижение его качества, на что руководство нашего государства последнее время обращает особое внимание, пытаясь устранить данную проблему.

Что касается законности и правопорядка, необходимо отметить улучшение криминогенной ситуации в России по сравнению с 90-ми гг. XX в., когда наше государство характеризовалось многими аналитиками как полукриминальное. Уровень преступности заметно снизился. В то же время в менталитете российских граждан не сформировалось уважительное отношение к закону. Своеобразной представляется правовая культура России. Ее характерными особенностями, отличными от культур многих высокоразвитых государств (например, Германия, Англия, США), являются правовой нигилизм, восприятие права и правовой системы как нечто чужеродного, поиск путей обхода права. Правовое поведение граждан можем обозначить как «уклоняющееся». Такая специфика правовой культуры возникла во многом как ответная реакция на несовершенства права и судебной системы постсоветского периода, низость авторитета законов, принимаемых непопулярной и «не чистой на руку» властью. Также среди причин данного явления следует отметить недостаток целенаправленной пропаганды права и законопослу-шания со стороны государства, в том числе через систему образования, в которой длительное время постсоветского периода отсутствовало правовое воспитание.

Следует отметить, что благоприятно на имидж нашей страны повлияло проведение Олимпийских игр в Сочи в 2014 г., которые были организованы по высшему классу, по-

зволив показать мировой общественности потенциал России. Также ярко позитивными явились достигнутые российскими спортсменами результаты на них. «Олимпийская сборная России возглавила общекомандный медальный зачет Олимпиады в Сочи. Российские спортсмены завоевали 33 медали. Из них 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых наград» [6]. Настоящим подвигом, по словам президента России Владимира Путина, стали результаты наших па-раолимпийцев [5]. Это явилось предметом гордости многих россиян за свою страну. А также добавило баллов для улучшения внешнего имиджа России.

Всплеск патриотизма также наблюдался в России после присоединения к ней Крыма [10]. Большинством населения это было воспринято как восстановление справедливости по возвращению соотечественников и исторически российских территорий «домой». Вместе с этим со стороны граждан многих стран данное событие было воспринято в резко негативном ключе, как экстремизм, сепаратизм и беззаконие со стороны России, что обусловило введение против нее санкций Евросоюза.

Подведем итоги. Несмотря на «преломление» происходящих событий средствами массовой информации как внутренними, так иностранными, существует некий «прототип» страны, состоящий из ряда объективных условий ее жизнедеятельности, и прямо влияющий на ее внутренний и внешний имидж. В России есть все благоприятные условия для ее успешного восприятия и своими, и иностранными гражданами — большие территории, богатые полезными ископаемыми, уникальная природа, самобытная история и традиции русского народа, широкий слой интеллектуальной элиты населения. Не смотря на это, на данном этапе развития нашей страны условно-динамические факторы формирования имиджа сложились неблагоприятным образом — экономическая отсталость, низкая эффективность политического управления и преобладающие многие социальные болезни общества задают яркий негативный тон восприятия нашей страны мировым

сообществом, а также своими гражданами. Это усиливается негативным стереотипом отсталой и опасной России, сформированным постсоветской историей в сознании мирового сообщества. Согласно психологическим закономерностям социальной перцепции, уже сформированный имидж преломляет все дальнейшее восприятие России, накладывая отрицательный «отпечаток» на другие, в том числе позитивные

события. Необходима целенаправленная политика со стороны государства, которая, с одной стороны, должна быть сосредоточена на решении многочисленных проблем, с другой, необходимо позиционирование нашей страны в лучшем «свете», формирование благоприятного ее восприятия как среди своих граждан, так и на геополитическом пространстве.

Литература-

1. Всемирная организация здравоохранения. Официальный сайт. Режим доступа: http://apps. who.int/gho/data/node.main.A1041?lang=en (дата обращения 12.05.2015).

2. Горшков М.К. Российское общество в социологическом измерении / / Мир России. 2009. № 2. С. 3-21.

3. Давыборец E.H. Причины финансового кризиса в России / / Экономика и социум. 2014. № 4 (13). Режим доступа: http://iupr.ru/domains_data/ files/zurnal_ 13_2014/Davyborec %20E.N.%201.pdf (дата обращения 10.05.2015).

4. Давыборец E.H., Заярная И.А. К вопросу о негативном внешнем имидже России // Экономика и социум. 2014. № 4 (13). Режим доступа: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_13_2014/ Davyborec%20Zayarnaya.pdf (дата обращения 10.05.2015).

5. Ежегодное послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию (полная версия). Режим доступа: http://www.1tv.ru/news/ polit/273180 (дата обращения 09.05.2015).

6. Итоги Олимпиады: победы и поражения сборной России. Инфографика. Режим доступа: http: //www.aif.ru/olymp2014/reviews/1111811 (дата обращения 10.05.2015).

7. Кто владеет основными российскими СМИ. «РИА Новости». Режим доступа: http://inosmi.ru/ infographic/20120127/184115162.html (дата обращения 12.05.2014).

8. Магарил С. Единодержавие Путина: итоги и «перспективы». Режим доступа: http://gosgra.ru/ articles/1277/ (дата обращения 12.05.2015).

9. Олбрайт М. Госпожа госсекретарь. Мемуары Мадлен Олбрайт / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Бук, 2004. С. 688.

10. Опрос Левада-центр. Режим доступа: http://www.levada.ru/category/tegi/natsionalizm (дата обращения 13.05.2015).

_References

1. Vsemirnaya organizatsiya zdravoohraneniya. Ofitsialny sait (The World Health Organization. Official site) Available at: http://apps.who.int/gho/data/ node.main.A1041?lang=en (accessed 12.05.2015).

2. Gorshkov M.K. MirRossii (World of Russia), 2009, no. 2, pp. 3-21.

3. Davyborets E.N. Ekonomikaisotsium (Economy and society), 2014, no. 4 (13) Available at: http:// iupr.ru/domains_data/files / zurnal_13_2014/Davy-borec%20E.N.%201.pdf (accessed 10.05.2015).

4. Davyborets E.N., Zayarnaya I.A. Ekonomika i sotsium (Economy and society), 2014, no. 4 (13) Available at: http://iupr.ru/domains_data/files/zu-rnal_13_2014/Davyborec%20Zayarnaya.pdf (accessed 10.05.2015).

5. Ezhegodnoe poslanie Prezidenta RF Vladimira Putina Federalnomu Sobraniyu (An annual message of the Russian President Vladimir Putin to the Federal Assembly) Available at: http://www.1tv.ru/ news/polit/273180 (accessed 09.05.2015).

6. Itogi Olimpiady: pobedy i porazheniya sbor-noy Rossii. Infografika (The results of the Olympics: winning and losing of the team. Infographics) Available at: http://www.aif.ru/olymp2014/reviews/1111811 (accessed 10.05.2015).

7. Kto vladeet osnovnymi rossiyskimi SMI. «RIA Novosti» (Who owns major Russian MEDIA. Ria Novosti) Available at: http://inosmi.ru/ infographic/20120127/184115162.html (accessed 12.05.2014).

8. Magaril S. EdinoderzhaviePutina: itogii «per-spektivy» (Monocracy of Putin: results and «perspectives») Available at: http://gosgra.ru/articles/1277/ (accessed 12.05.2015).

9. Albright M. Gospozha gossekretar. Memuary Madlen Olbrait [Secretary of state. Memoirs of Madeleine Albright]. Moscow: Alpina Business Book, 2004. P. 688.

10. Opros Levada-tsentr (The Levada Center Poll) Available at: http://www.levada.ru/category/ tegi/natsionalizm (accessed 13.05.2015).

11. Официальный сайт Центра Антикоррупционных исследований и инициатив. Режим доступа: http://www.transparency.org.ru/ (дата обращения 10.05.2015).

12. Рейтинг 2014 стран мира. Рейтинг России в мире и мировом рейтинге. Режим доступа: http:// www.7sekretov.ru/world-ranking-2014. html (дата обращения 22.04.2015).

13. Самые большие страны мира (по площади и населению). Режим доступа: http://topmira.com/ goroda-strany/item/39-samye-bol (дата обращения 10.05.2015).

14. Страны с наиболее образованным населением 2013. Режим доступа: http://rate1.com.ua/ obshchestvo/obrazovanie/2768/ (дата обращения 20.06.2014).

Коротко об авторах _

Давыборец E.H., канд. полит. наук, доцент филиала ДВФУ в г. Находка, Дальневосточный федеральный университет, г. Находка, Россия westlake@yandex.ru

Научные интересы: политические технологии, политическая система

Радиков И.В., д-р полит. наук, профессор, профессор кафедры «Теория и философия политики», заместитель декана факультета политологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия irrad@gmail.com

Научные интересы: международные отношения

11. Ofitsialny sait Tsentra Antikorruptsionnyh issledovaniy i initsiativ (Official site of the anti-corruption research and initiatives) Available at: http:// www.transparency.org.ru/(accessed 10.05.2015).

12. Reiting 2014 stran mira. Reiting Rossii v mire i mirovom reitinge (The world 2014 Rating. Rating of Russia in the world and world ranking) Available at: http://www.7sekretov.ru/world-ranking-2014. html (accessed 22.04.2015).

13. Samye bolshie strany mira (po ploshhadi i naseleniyu) (The greatest country in the world (by area and population) Available at: http://topmira. com / goroda-strany/item/39-samye-bol (accessed 10.05.2015).

14. Strany s naibolee obrazovannym naseleniem 2013 (Countries with the most educated population of 2013) Available at: http://rate1 .com.ua/obshchestvo/ obrazovanie/2768/(accessed 20.06.2014).

_Briefly about the authors

E. Davyborets, candidate of political sciences, associate professor, Branch of the Far Eastern Federal University, Nakhodka, Far Eastern Federal University, Nakhodka, Russia

Scientific interests: political technologies, political system

I. Radikov, doctor of political sciences, professor, professor, Theory and Philosophy of Politics department, deputy dean, Political Science faculty, St. Petersburg State University, St.-Petersburg, Russia

Scientific interests: international relations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.