Научная статья на тему 'Классификация технологий имиджа государства'

Классификация технологий имиджа государства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1615
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ГОСУДАРСТВА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАНИПУЛЯЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ / КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / IMAGE OF A STATE / POLITICAL TECHNOLOGY / MANIPULATION / CONTROL OF MASS CONSCIOUSNESS / TECHNOLOGIES'' CLASSIFICATION / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Давыборец Елена Николаевна, Кузьмина Оксана Владимировна, Мефодьева Светлана Александровна

В статье отмечено, что имидж государства важный ресурс его стабильности и благополучия, при помощи которого обеспечивается поддержка своими гражданами и влияние на международной арене. Это также фактор инвестиционной привлекательности государства, оптимизации экономического сотрудничества, положения в геополитическом пространстве. Посредством имиджа формируется общественное мнение в заданном направлении, обеспечивающее оптимальное восприятие государства, мотивируя на эффективное взаимодействие с ним своих и иностранных граждан. Поэтому формирование имиджа государства в современном мире важная задача правительства всех цивилизованных стран. Различные аспекты имиджа интересуют также научное сообщество, исследующее проблемы в данной области теоретического и прикладного характера. Среди актуальных вопросов находятся технологии формирования привлекательного имиджа государства, посредством которых он создается, корректируется и осуществляется управление им. Дана классификация технологий по различным основаниям, применяемых для формирования и управления имиджем государства. Выделены информативные и дезинформирующие технологии, технологии, основанные на преобразовании информации и на преобразовании реальности, основные и дополнительные и др. Важное место в системе классификации технологий имиджа государства авторы отводят их делению по степени направленности к разуму либо чувствам на манипулятивные и рациональные. Сделан вывод, что в основе манипулятивных лежит «модифицированная» информация, скрыто воздействующая на общественное мнение, направляя его таким образом, как выгодно акторам политического процесса. Другие рациональные основаны на объективном информировании граждан, приближая имидж государства к реальности. Весь комплекс политических информационных технологий активно используется для создания имиджей государствам и является весьма эффективным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Давыборец Елена Николаевна, Кузьмина Оксана Владимировна, Мефодьева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF IMAGE TECHNOLOGIES OF THE STATE

The image of the state is an important resource for its stability and well-being, which supports its citizens and influence in the international arena. It is also the factor of investment attractiveness of the state, optimization and economic cooperation, the situation in the geopolitical space. By means of image public opinion is formed in a given direction, which calls for optimum perception of the state, motivating to effective interact with their own and foreign citizens. That is why the formation of the image of the state in the modern world is puzzled by the governments of all civilized countries. Various aspects of image also interest scientific community, investigating problems in the field of theoretical and applied nature. Among the topical issues are technologies of attractive image formation of the state through which it is created, adjusted, and managed by them. The article explores a classification of technologies on the various bases used for the formation and management of image of the state. So the authors distinguish an informative and misleading technology, technology, based on the transformation information, and based on the transformation of reality, basic and advanced, etc. The important place in the classification system of image technologies of the state the authors assign to their division according to the degree of focus to the mind or feelings on manipulative and rational ones. The conclusion is made that in the basis of manipulative «modified» information lies, covertly influencing public opinion, directing it in such a way that it is beneficial to the actors of the political process. The other rational is based on objective informing of the citizens, bringing the state's image to reality. The whole complex of political information technology is widely used today to create images of the States, and is very effective.

Текст научной работы на тему «Классификация технологий имиджа государства»

УДК 32.019.5

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВА CLASSIFICATION OF IMAGE TECHNOLOGIES OF THE STATE

E. H. Давыборец,

Дальневосточный федеральный университет, г. Находка westlake@yandex.ru

E. Davyborets,

Far Eastern Federal University, Nakhodka

O.B. Кузьмина,

Восточный институт — Школа региональных и международные исследований, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток oks7373@mail.ru

O. Kuzmina,

School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok

C.A. Мефодьева,

Восточный институт — Школа региональных и международных исследований, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток raize@inbox.ru

S. Mefodieva,

School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok

В статье отмечено, что имидж государства — важный ресурс его стабильности и благополучия, при помощи которого обеспечивается поддержка своими гражданами и влияние на международной арене. Это также фактор инвестиционной привлекательности государства, оптимизации экономического сотрудничества, положения в геополитическом пространстве. Посредством имиджа формируется общественное мнение в заданном направлении, обеспечивающее оптимальное восприятие государства, мотивируя на эффективное взаимодействие с ним своих и иностранных граждан. Поэтому формирование имиджа государства в современном мире — важная задача правительства всех цивилизованных стран. Различные аспекты имиджа интересуют также научное сообщество, исследующее проблемы в данной области теоретического и прикладного характера. Среди актуальных вопросов находятся технологии формирования привлекательного имиджа государства, посредством которых он создается, корректируется и осуществляется управление им. Дана классификация технологий по различным основаниям, применяемых для формирования и управления имиджем государства. Выделены информативные и дезинформирующие технологии, технологии, основанные на преобразовании информации и на преобразовании реальности, основные и дополнительные и др. Важное место в системе классификации технологий имиджа государства авторы отводят их делению по степени направленности к разуму либо чувствам — на манипулятивные и рациональные.

Сделан вывод, что в основе манипулятивных лежит «модифицированная» информация, скрыто воздействующая на общественное мнение, направляя его таким образом, как выгодно акторам политического процесса. Другие — рациональные — основаны на объективном информировании граждан, приближая имидж государства к реальности. Весь комплекс политических информационных технологий активно используется для создания имиджей государствам и является весьма эффективным

Ключевые слова: имидж государства; политические технологии; манипуляции; управление массовым сознанием; классификация технологий; общественное мнение

The image of the state is an important resource for its stability and well-being, which supports its citizens and influence in the international arena. It is also the factor of investment attractiveness of the state, optimization and economic cooperation, the situation in the geopolitical space. By means of image public opinion is formed in

a given direction, which calls for optimum perception of the state, motivating to effective interact with their own and foreign citizens. That is why the formation of the image of the state in the modern world is puzzled by the governments of all civilized countries.

Various aspects of image also interest scientific community, investigating problems in the field of theoretical and applied nature. Among the topical issues are technologies of attractive image formation of the state through which it is created, adjusted, and managed by them. The article explores a classification of technologies on the various bases used for the formation and management of image of the state. So the authors distinguish an informative and misleading technology, technology, based on the transformation information, and based on the transformation of reality, basic and advanced, etc. The important place in the classification system of image technologies of the state the authors assign to their division according to the degree of focus to the mind or feelings — on manipulative and rational ones.

The conclusion is made that in the basis of manipulative «modified» information lies, covertly influencing public opinion, directing it in such a way that it is beneficial to the actors of the political process. The other — rational — is based on objective informing of the citizens, bringing the state's image to reality. The whole complex of political information technology is widely used today to create images of the States, and is very effective.

Key words: image of a state; political technology; manipulation; control of mass consciousness; technologies' classification; public opinion

Чем меньше информации о стране, а также контактов с ней, тем большую силу имеют стереотипы, домыслы, слухи, то есть субъективная информация, не отражающая истинного положения дел и часто имеющая негативное содержание. При информационном вакууме имеет место тенденция заполнения «пустоты» мифами, потому как больше места остается для домысливания, игры фантазии и воображения, а также слухов. Поэтому целенаправленная работа по информационному сопровождению жизнедеятельности государства является важным шагом для очищения информационного пространства от мифов, стереотипов, негативной информации и наполнения его «нужным» содержанием.

Большую роль в формировании имиджа государства играет текущая информация о нем, складывающаяся на основе происходящих внутренних и внешних событий, которые могут быть позитивного, негативного и нейтрального содержания. Вместе с тем вне зависимости от «тональности» информации ее можно преобразовывать, наполняя новым смыслом и/или придавая эмоциональную окраску. Это можно делать при помощи разнообразных информационных технологий и психологических приемов, на основе которых формируют имидж государства. Имидж — стереотипи-зированный эмоционально окрашенный образ, целенаправленно формируемый по-

литическому объекту для определенных целей посредством специальных информационных технологий [11. Р. 13].

Целью исследования является классификация технологий, используемых для создания и управления имиджем государства. Объект, исследования — политический имидж. Предмет — информационные технологии создания имиджа государства.

Большинство информационных технологий являются общими не только для процесса политического имиджмейкинга, но и для различных направлений информационной политики государства — пропаганды, идеологизации массового сознания. Большинство известных информационных технологий, используемых для формирования общественного мнения, можно задействовать и для создания имиджа государства. Кроме того, с учетом многогранности имиджа, включающего всю совокупность объективно существующих характеристик государства, большинство политических технологий можно считать технологиями имиджа государства. Так, составной и важной частью имиджа государства является имидж лидера, вследствие чего специальные технологии по его созданию можно отнести к технологии имиджа государства.

Технологии имиджа государства можно классифицировать по различным основаниям. Виды имиджевых технологий государства представлены на рисунке. Так,

по степени объективности транслируемой информации они могут быть информативными и дезинформирующими. Первые направлены на передачу объективно существующих данных с целью информирования общественности о существующем положении дел. Это может быть информация о достоинствах государства, сильных его сторонах, выгодных положениях текущей политики. Посредством ее популяризации

в сознании общественности формируется положительное впечатление о государстве. Ряд технологий, напротив, основан на искажении существующей реальности посредством подмешивания фальсификации, намеренной передачи ложной информации. Их роль — приукрасить существующее положение дел, сгладить, упразднить негативную информацию и создать положительную.

Классификация имиджевых технологий государства

По характеру используемой информации технологии могут быть основаны на текущих событиях и на специально создаваемых событиях. Как правило, в процессе формирования имиджа государства активно используются обе этих группы технологий. С одной стороны, необходимо осуществлять управление новостями, чтобы информация доходила до аудитории в «нужном» свете, а с другой — для допол-

нительных «бонусов» в «копилку» имиджа оптимально не только обыгрывать текущие ситуации, но и создавать такие ситуации. Например, очень эффективны для имиджа государства различного рода масштабные мероприятия — грандиозные праздники, международные выставки, спортивные мероприятия мирового и общегосударственного масштаба и т.д. Они могут быть как текущими событиями жизни государства,

так и специально спланированными для создания положительного впечатления о государстве. Так, Россия традиционно участвует в гуманитарных миссиях и акциях за рубежом, что позиционирует его в благоприятном ключе среди мировой общественности. Правительства различных стран выделяют большие средства на проведение чемпионатов мира по спортивным состязаниям, Олимпийских игр, конкурсов «Мисс вселенная», «Евровидение» и пр., которые хорошо работают на создание яркого многогранного имиджа государства [6. С. 80].

Близкой к предыдущей классификации, но не тождественной ей является подразделение технологий по степени приближения/отдаления имиджа от реальности:

— основанные на преобразовании информации;

— на преобразовании реальности. Так, для создания благоприятного имиджа государства можно подвергать текущую информацию обработке посредством информационных технологий, технических средств и психологических приемов. При этом может меняться как ее форма (эмоциональная окраска, тональность восприятия, степень выраженности каких-либо качеств объекта и т.д.), так и содержание, в зависимости от целей субъектов политического процесса. Вместе с тем такими методами формируется «дутый» имидж, рознящийся с реальностью. Для государства это не оптимальный вариант создания его имиджа, так как он может быть не устойчивым. Другой способ сформировать привлекательный образ — преобразовывать не информацию, а реальность. Не приукрашать с помощью различных приемов и технологий, а изменять различные характеристики государства, нуждающиеся в обновлении, преобразованиях: проводить реформы соответствующих сфер и областей социальной, экономической, политической жизни общества.

По объему используемой информации технологии можно подразделить на те, которые основаны на:

— предоставлении информации;

— ограничении информации. Большинство технологий базируются на определен-

ном количестве информации, задействованной в большем или меньшем объеме. Эта информация, как отмечалось ранее, может быть производной естественного хода вещей, а может создаваться целенаправленно. Она может передаваться в неизменном виде, но, как правило, существенно преобразуется, иногда получая прямо противоположную направленность. В основе некоторых имиджевых технологий государства лежит информационная перегрузка — предоставление чрезмерной информации с целью дезориентировать, запутать. Для нормального усвоения информации она должна выдаваться дозированно, чтобы индивид мог в ней разобраться, подвергнуть критическому анализу.

С другой стороны, существенным имид-жеобразующим блоком может стать сокрытие, утаивание информации о государстве, его структурных элементах, происходящих событиях, конкретных личностях, что является важным оружием в руках власть имущих. В тоталитарных государствах на этом во многом базируется их сакральный имидж. Уменьшение объема доступной информации, использование секретности, преднамеренное утаивание информации — технологии, основанные на ограничении информации, используются и в современных демократических государствах. Так, распространенной информационной технологией является «умолчание», посредством которой производится преобразование информации в заданном субъектом политического процесса направлении [2. С. 296].

По степени важности для имиджа государства технологии можно подразделить на основные и дополнительные. Основные внедряют в его образ ключевые характеристики и занимают важное место в их формировании. На них основан имидж. Дополнительные играют вспомогательную роль в создании имиджа государства, с их помощью закрепляются уже существующие черты и обогащаются другими характеристиками, что делает образ устойчивым и многогранным.

Особое место в классификации имиджевых технологий государства занимают

рациональные и манипулятивные. В основе данной классификации лежит критерий — степень обращенности к разуму либо манипуляции эмоциональной сферой граждан. Рациональные информационные имиджевые технологии направлены на информирование общественности без внесения информационных искажений. Однако в политической практике имиджмейкинга рациональные технологии в их чистом виде встречаются редко. В них, как правило, для усиления желаемого результата «подмешиваются» психологические приемы воздействия, что делает их уже манипулятив-ными. Например, теледебаты, изначально относящиеся к рациональным технологиям имиджмейкинга, включают целый комплекс психологических приемов, связанных как с их участниками (применение лингвистических приемов, эмоциональность речи, мимика, жесты; использование физиогномических особенностей), так и с техническими средствами записи и трансляции информации. Так, в США с учетом роли и значения данной технологии в избирательном процессе с целью минимизации манипулятивного воздействия на граждан разработаны специальные правила их проведения, однако и это не исключает применения психологических приемов влияния на аудиторию их участниками.

Не менее эффективными являются манипулятивные приемы формирования имиджа политическому объекту. Ученые считают, что «манипулирование — неотъемлемая часть нашей жизни; общество не может без него обойтись. Манипулятивные приемы незаменимы для преодоления косности и инертности мышления, издержек неинформированности...» [4]. На основе манипулятивных технологий и психологических приемов можно «усилить» имеющиеся черты государства, придать его образу яркости, привлекательности, эмоциональной насыщенности. Тем самым имидж способен презентабельно позиционировать государство, выполняя важную функцию оптимизации его восприятия в общественном сознании. Манипулятивные техники и технологии в современной политической

практике широко известные и применяемые методы воздействия на граждан с целью управления массовым сознанием [8. С. 3].

Негативной стороной манипулятивных приемов и техник является то, что на их основе возможно сформировать имидж государству, отличающийся от его реальных характеристик, и тем самым ввести общественность в заблуждение, ставя под угрозу информационно-психологическую безопасность личности. Под информационно-психологической безопасностью понимают защищенность личности и общества, а также их жизненно важных интересов в информационной сфере от негативных информационно-психологических воздействий [5. С. 175]. Можно сформировать «дутый» имидж, существенно отличающийся от своего «прототипа» и не соответствующий истинному положению дел. Но общественностью, подвергшейся манипуляционным воздействиям, такой имидж будет восприниматься как реальность. Причем он весьма устойчив и не подвергается сомнению. «В настоящее время наблюдается колоссальный рост эффективности средств информационного воздействия на психику людей и общественное сознание» [10. С. 22].

Следует отметить, что государству, исходя из масштабов межкультурного взаимодействия в современном информационном мире, сформировать «дутый» имидж сложнее, чем другому политическому объекту (лидеру, партии, органу власти), с которым у граждан будет намного меньше «живых» контактов. Имидж государства во многом основан на его реальных характеристиках. Так, положительный имидж государства является свидетельством его богатства, силы, уровня развития [3. С. 51].

Однако практика показывает, что, несмотря на реальные характеристики государства, «модифицировать» его образ в соответствии с целями манипулятора вполне возможно. Например, внутренние и внешние имиджи Украины, США, России, которые кардинально отличаются у своих и иностранных граждан, а также в различных зарубежных аудиториях. Причиной тому является целенаправленная работа

заинтересованных лиц, преследующих диаметрально противоположные цели, а также разница в интерпретации и донесении информации до потребителя различными каналами ее трансляции. Идеологизация массового сознания населения указанных стран дает широкую поддержку общественностью политики, проводимой властями, зачастую идущую вразрез с интересами общества и порождающую международные конфликты и напряженность.

Также показателен имидж закрытого общества — Северной Кореи, который имеет совершенно различную тональность восприятия внутри государства и за рубежом. В глазах мировой общественности Северная Корея — тоталитарное зловещее государство с ядерным потенциалом, представляющее угрозу миру. Среди своих граждан проводится мощная идеологическая обработка посредством тотальной манипуляции массовым сознанием, сформировавшая сакральный имидж государства и ее лидера. Тем самым, «имидж представляет собой важнейший политический инструмент, с помощью

Список литературы_

которого властвующие субъекты пытаются оказывать на общественное мнение целенаправленное воздействие» [9. С. 154].

Таким образом, в современной политической практике применяются разнообразные технологии по формированию имиджа государства, с помощью которых возможно сформировать яркий привлекательный эмоционально насыщенный образ, который, воздействуя на массовое сознание, будет работать на государство в заданном направлении. Можно выделить различные виды технологий имиджа государства в зависимости от тех или иных характеристик, которые могут быть положены в основу классификации. Проблема видится в манипулятивных технологиях информационного воздействия на граждан, способных сформировать искаженную картину и таящих в себе угрозы информационно-психологической безопасности личности. Несмотря на это, имидж государства — важное условие его успешности в реалиях нового информационного пространства, широко применяемое в политической сфере общества.

1. Доценко Е.Л. Манипуляция: феномен, механизм, защита. Феноменологическое описание [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks7.html (дата обращения: 12.12.2015).

2. Копылова Т.Р. Умолчание как стратегия в формировании имиджа России в испанских СМИ // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2013. Вып. 80. № 21 (312). С. 295-299.

3. Крылов С.М. Формирование международного имиджа государства / / Вологдинские чтения. 2006. № 58. С. 48-51.

4. Манипулятивные приемы — шесть принципов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. ekb-security.ru/publications/5740-2012-10-09-09-10-27.html (дата обращения: 20.12.2015).

5. Манойло A.B., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М.: Горячая линия-Телеком, 2009. 320 с.

6. Мельник Г.С., Виноградова С.М. Внешнеполитический имидж России в медийном пространстве посткризисного периода // Управленческое консультирование. 2009. № 3. С. 75—84.

7. Мучкин С.А. Физиогномика. Самопознание.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// samopoznanie.ru/schools/fiziognomika/#ixzz3sxQJ2SR3 (дата обращения: 12.12.2015).

8. Рудаков А.В. Медийные манипулятивные технологии и проблемы государственного управления массовым сознанием (на примере веб-ресурсов высших органов власти России): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. Воронеж, 2011. 23 с.

9. Суворова И.С. Государственная политика как инструмент формирования имиджа страны // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. Вып. 10. С. 150—162.

10. Федорова О.Н. Информационно-психологическая безопасность личности в информационном обществе // Вестник Дальневосточного государственного технического университета. 2009. № 2 (7). С. 21—34.

11. Davyborets E.N. Constructing images of American presidents. Germany: Lambert, 2014. 177 р.

List of literature_

1. Dotsenko E.L. Manipulyatsiya: fenomen, mehanizm, zashita. Fenomenologicheskoe opisanie (Manipulation: phenomenon, mechanism, protection. Phenomenological description) Available at: http://www. aquarun.ru/psih/ks/ks7.html (accessed: 12.12.2015).

2. Kopylova T.R. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie (Bulletin of the Chelyabinsk State University. Philology. Art study.), 2013, vol. 80, no. 21 (312), pp. 295-299.

3. Krylov S.M. Vologdinskie chteniya (Vologdin readings), 2006, no. 58, pp. 48-51.

4. Manipulyativnye priemy — shest printsipov (Manipulative techniques — six principles) Available at: http://www.ekb-security.ru/publications/5740-2012-10-09-09-10-27.html (accessed: 20.12.2015).

5. Manoilo A.V., Petrenko A.I., Frolov D.B. Gosudarstvennaya informatsionnaya politika v usloviyah in-formatsionno-psihologicheskoy voyny [State information policy in conditions of information-psychological war ]. Moscow: Hot line-Telecom, 2009. 320 p.

6. Melnik G.S., Vinogradova S.M. Upravlencheskoe konsultirovanie (Management consulting), 2009, no. 3, pp. 75-84.

7. Muchkin S.A. Fiziognomika (Physiognomy) Available at: http://samopoznanie.ru/schools/ fiziognomika/#ixzz3sxQJ2SR3 (accessed 12.12.2015).

8. Rudakov A.V. Manipulative Media technologies and issues of state control of mass consciousness (on the example of web resource of the highest authorities of Russia) [Mediynye manipulyativnye tehnologii i problemy gosudarstvennogo upravleniya massovym soznaniem (na primere veb-resursov vysshih organov vlasti Rossii) ]: dis. ... cand. philologic. sciences: 10.01.10. Voronezh, 2011. 23 p.

9. Suvorov I.S. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronny vestnik (State management. Electronic Bulletin), 2013, issue 10, pp. 150—162.

10. Fedorova O.N. Vestnik Dalnevostochnogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta (Bulletin of the Far Eastern State Technical University), 2009, no. 2 (7), pp. 21—34.

11. Davyborets E.N. Constructing images of American presidents [Constructing images of American presidents]. Germany: Lambert, 2014. 177 p.

Коротко об авторах_

Давыборец Елена Николаевна, канд. полит. наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, г. Находка, Россия. Область научных интересов: политические технологии, политическая система westlake@yandex .ru

Кузьмина Оксана Владимировна, канд. полит. наук, доцент кафедры «Политология», Восточный институт — Школа региональных и международных исследований, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия. Область научных интересов: политическая система, актуальные проблемы политического управления в России oks7373@mail.ru

Мефодьева Светлана Александровна, канд. филос. наук, доцент кафедры «Политология», Восточный институт — Школа региональных и международных исследований, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия. Область научных интересов: политические процессы и технологии raize@inbox.ru

Briefly about the authors_

Elena Davyborets, candidate of political sciences, associate professor, Far Eastern Federal University, Nakhodka, Russia. Sphere of scientific interests: political technologies, political system

Oxana Kuzmina, candidate of political sciences, associate professor, Political Sciences department, Eastern Institute, School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. Sphere of scientific interests: political system, actual problems of political governance in Russia

Svetlana Mefodieva, candidate of philosophical sciences, associate professor, Political Sciences department, Eastern Institute, School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. Sphere of scientific interests: political processes and technologies

Образец цитирования _

Давыборец E.H., Кузьмина О.В., Мефодьева С.А. Классификация технологий имиджа государства // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 5. С. 60—66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.