Научная статья на тему 'Роль научно-исследовательской деятельности студентов в процессе освоения образовательной программы'

Роль научно-исследовательской деятельности студентов в процессе освоения образовательной программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4079
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / НАУЧНАЯ РАБОТА / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / RESEARCH WORK OF STUDENTS / RESEARCH ACTIVITIES / PROFESSIONAL COMPETENCES / SURVEY / READINESS / SCIENTIFIC WORK / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосина Людмила Владимировна

Особое значение в системе высшего образования сегодня придается организации и участию студентов в научно-исследовательской деятельности. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения должен обеспечивать формирование целостного представления студентов о научно-исследовательской работе и ее организации в учебном заведении. Это обуславливает необходимость поиска оптимальных форм организации данной деятельности в вузе. С целью выявления представлений студентов о необходимости их вовлечения в научную деятельность в процессе обучения в вузе спланировано и проведено исследование. Для выявления мнений студентов проводилось анкетирование. Исследование показало, что у студентов сформировано первичное представление о научно-исследовательской работе, у них есть опыт участия в подобной деятельности. Студенты видят необходимость в собственной научноисследовательской деятельности, прежде всего, для решения текущих учебных задач. При этом научная карьера студентами рассматривается как вариант их профессиональной траектории развития в последнюю очередь. Также установлено, что большинство студентов понимают и высоко оценивают степень научно-исследовательской составляющей в различных самостоятельных учебных работах. Это, по их мнению, способствует углублению знаний, получению нового опыта, осознанию своих интересов и склонностей, правильности своего профессионального выбора. Результаты проведенного исследования показывают, что у студентов имеется потребность и интерес к включению в научно-исследовательскую работу в процессе обучения в вузе. В то же время у студентов невысока мотивация к активному участию в таком роде деятельности, ими слабо осознаются возможности и перспективы для карьерного и профессионального роста. Вузы обладают большим потенциалом в организации научно-исследовательской работы с привлечением студентов. Однако требуется разработка педагогически обоснованной адаптивной системы непрерывной подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сосина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STUDENTS' RESEARCH ACTIVITIESIN THE PROCESS OF MASTERING EDUCATIONAL PROGRAMS

Of particular importance in the system of higher education today is attached to the organization and participation of students in scientific research activities. In accordance with the requirements of the state standard, theprocess of preparing future teachers by vocational training is to ensure the formation of a holistic view of students' research work and its organization in an educational institution. This necessitates the search for optimal forms organization of the activity in the university. In order to identify students' perceptions of the need for their involvement in scientific activities in the course of study at the university, the study was planned and conducted. In order to identify the views of students, they were surveyed. The study showed that the students formed the initial idea of the scientific research work, they have an experience of participation in similar activities. Students understand the need for their own scientific research activities, first of all, to solve the current problems of education, at the same time a scientific career is considered as a variant of the professional trajectories of development in the last turn. It is also established that most students understand and appreciate the extent of the research component of the various independent study. On their opinion, it contributes to the deepening of knowledge, new experiences, awareness of their interests and aptitudes, the correctness of their professional choice. Thus, the results of the research show that the students have an interest in the research work during their studying at the university. However, students are not highly motivated to participate in such activities and they hardly understand the opportunities and prospects for their career and professional growth. Today, universities have great potential for the organizational scientific research work involving students. However, it is required to develop pedagogically-based adaptive system of continuous preparation students for scientific research activities.

Текст научной работы на тему «Роль научно-исследовательской деятельности студентов в процессе освоения образовательной программы»

al education Moscow State Agroengineering University named after VP. Goryachkin. 2013. Issue 4. Рр. 35-37.

10. Kubrushko P.F., Nazarov D.E. Tekhnologiya modul'nogo obucheniya [The technology of modular training: training and practice]. M.: MSAU named after VP. Goryachkin, 2001. 60 р.

11. Krivchansky I.F., Seaman A.S. Ispol'zovanie tekhnologii kompyuternogo testirovaniya pri itogovoy gosudarstvennoy attestatsii [Using the technologies of computer testing at the final state certification of graduates of universities] // Bulletin of the Federal state educational institution of higher professional education

Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin. 2010. Issue 3(42). Pp. 123-126.

12. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoy tekhnologii [Components of pedagogical technologies]. M.: Pedagogika, 1989. 190 р.

13. Kubrushko P.F., Sozinov S.V Osobennosti organ-izatsii uchebnogo protsessa v ucloviyakh distantsionnogo obucheniya na osnove setevoy tekhnologii [Peculiarities of organization of educational process in the conditions of distance learning based on networking technology] // Education and science. 2006. Issue 1. Рp. 67-72.

Received on September 6, 2016

УДК 378:631.3

СОСИНА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА, доцент

E-mail: lvsosina@mail.ru

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева, ул. Тимирязевская, 58, Москва, 127550, Российская Федерация

РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Особое значение в системе высшего образования сегодня придается организации и участию студентов в научно-исследовательской деятельности. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения должен обеспечивать формирование целостного представления студентов о научно-исследовательской работе и ее организации в учебном заведении. Это обуславливает необходимость поиска оптимальных форм организации данной деятельности в вузе. С целью выявления представлений студентов о необходимости их вовлечения в научную деятельность в процессе обучения в вузе спланировано и проведено исследование. Для выявления мнений студентов проводилось анкетирование. Исследование показало, что у студентов сформировано первичное представление о научно-исследовательской работе, у них есть опыт участия в подобной деятельности. Студенты видят необходимость в собственной научно-исследовательской деятельности, прежде всего, для решения текущих учебных задач. При этом научная карьера студентами рассматривается как вариант их профессиональной траектории развития в последнюю очередь. Также установлено, что большинство студентов понимают и высоко оценивают степень научно-исследовательской составляющей в различных самостоятельных учебных работах. Это, по их мнению, способствует углублению знаний, получению нового опыта, осознанию своих интересов и склонностей, правильности своего профессионального выбора. Результаты проведенного исследования показывают, что у студентов имеется потребность и интерес к включению в научно-исследовательскую работу в процессе обучения в вузе. В то же время у студентов невысока мотивация к активному участию в таком роде деятельности, ими слабо осознаются возможности и перспективы для карьерного и профессионального роста. Вузы обладают большим потенциалом в организации научно-исследовательской работы с привлечением студентов. Однако требуется разработка педагогически обоснованной адаптивной системы непрерывной подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, исследовательская деятельность, профессиональные компетенции, анкетирование, готовность, научная работа, самоопределение.

Введение. В настоящее время в системе высшего образования большое внимание уделяется вовлечению студентов в научно-исследовательскую деятельность.

С одной стороны, современному специалисту постоянно приходится сталкиваться с необходимостью проведения различных исследований (опросы, мониторинга, ана-

лиз предметной среды деятельности и т.п.), а с другой стороны, исследовательское обучение позволяет студентам приобретать опыт практической деятельности в выбранной ими профессиональной сфере [1-4].

Подготовка педагогов профессионального обучения предполагает формирование у студентов профессиональных компетенций, связанных со способностью организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся, а также с готовностью к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки специалистов среднего звена, способностью применять в учебном процессе колледжа современные инновационные технологии [5, 6]. Следовательно, образовательный процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения должен обеспечивать формирование целостного представления студентов о научно-исследовательской работе и ее организации в учебном заведении, а также получение первичного опыта исследовательской деятельности. Это обуславливает необходимость поиска оптимальных форм организации процесса подготовки будущих специалистов к научно-исследовательской работе.

Формирование готовности студентов организовывать и осуществлять исследовательскую деятельность возможно на различных этапах обучения как путем включения студентов в проектно-исследователь-скую деятельность, осуществляемую вузом, так и при освоении учебных дисциплин (целенаправленное формирование соответствующих умений) [7-10]. Ведущей дисциплиной, обеспечивающей формирование у будущих педагогов профессионального обучения необходимых научно-исследовательских умений, является дисциплина «Основы научно-исследовательской работы».

Цель исследований - выявление представлений студентов о необходимости их вовлечения в научную деятельность в процессе обучения в вузе.

Методика. Для выявления мнений студентов проводилось анкетирование. В исследовании приняли участие 217 студентов гуманитарно-педагогического факультета РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева 2-5 курсов.

Результаты и обсуждение. В результате обработки данных были получены следующие результаты. На вопрос о наличии опыта участия студентов в разных формах учебно-исследовательской работы (олимпиада, творческий конкурс, научный кружок, научно-практические конференции и др.) в процессе обучения в школе, колледже и университете студенты чаще отмечали, что у них есть опыт такого участия в школе (олимпиада, творческий конкурс и научный кружок). В университете студенты принимали участие преимущественно в научно-практических конференциях. В то же время студенты отмечали, что у них есть желание принимать участие и в других формах научной работы.

Необходимость заниматься в университете научно-исследовательской работой студенты в среднем оценили в 6,5 балла по 10-балльной шкале. Также 53% опрашиваемых отметили, что приняли бы участие в научном исследовании, треть студентов отметила отсутствие интереса к этой деятельности (34%), а 12% ответили, что «не задумывались об этом». Таким

образом, половина студентов испытывает потребность в расширении сферы своих интересов за счет их участия в научно-исследовательской работе.

При выявлении представлений студентов о цели научно-исследовательской деятельности в вузе большинство из них полагают, что научно-исследовательская деятельность необходима для развития вузовской науки, а также для повышения качества образования, в научных интересах преподавателей, для повышения престижа вуза. Студенты видят необходимость в собственной научно-исследовательской деятельности, прежде всего - для решения текущих учебных задач, и плохо представляют, как применяются результаты исследования в реальной профессиональной деятельности.

Основными целями осуществления научной работы для студентов являются глубокое изучение дисциплины для получения знаний по профессии и установление контактов с будущими работодателями, а также получение высоких оценок и освобождение от экзамена. Получение материального вознаграждения и творческая самореализация также важны для студентов. При этом научная карьера студентами рассматривается как вариант их профессиональной траектории развития в последнюю очередь. Это можно объяснить тем, что во время учебы приоритетным для студентов является своевременное и успешное освоение основной образовательной программы, а перспективы дальнейшей самореализации на рабочем месте для них еще не актуальны.

Для большинства студентов не является важным повышать свой авторитет среди сверстников с помощью выполнения научных работ, поступать в аспирантуру для получения отсрочки от службы в армии, а также разрабатывать коммерчески эффективный проект для своего собственного дела.

При освоении дисциплин в университете большинство студентов не задумывались о том, что помогало им в усвоении материала. Это касается и знакомства с научными достижениями в той или иной области научного знания. В то же время студенты понимают и высоко оценивают роль научно-исследовательской составляющей в такого рода работах, как творческое задание, реферат, курсовая работа, практика, выпускная квалификационная работа. Они видят в качестве итога данной деятельности свое профессиональное и личностное развитие: углубление знаний, получение нового опыта, понимание своих интересов и склонностей, осознание правильности своего профессионального выбора.

Разделились мнения студентов разных курсов относительно значения научно-исследовательской работы для их личностного и профессионального роста. Так, студенты 2 курса оценивали участие в исследовательской деятельности как средство профессионального самоопределения и возможность получить новый опыт (8,2 и 8 баллов из 10). Студенты 3 и 4 курсов преимущественно рассматривали такую деятельность как возможность получения нового опыта и осознания своих склонностей (8 и 7,8 балла из 10). Старшекурсники же преимуществом такой работы выделяли возможность углубления знаний (8,1 балла из 10).

Подготовка будущих педагогов профессионального обучения в плане формирования их готовности к организации научно-исследовательской работы студентов колледжей обеспечивается главным образом освоением дисциплины «Основы научно-исследовательской работы». Студенты оценили значимость данной дисциплины в среднем на 6 баллов по 10-балльной шкале. Большинство опрошенных студентов считают полезным изучение данной дисциплины на 3 курсе.

Выводы

Результаты проведенного исследования показывают, что у студентов имеются потребность и интерес к включению в научно-исследовательскую работу в процессе обучения в вузе. Однако у студентов невысока мотивация к активному участию в таком роде деятельности, ими слабо осознаются возможности и перспективы для карьерного и профессионального роста.

Сегодня вузы обладают большим потенциалом в организации научно-исследовательской работы с привлечением студентов. В частности, функционирующий в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева Центр технологической поддержки образования обеспечивает возможности организации учебно-исследовательской деятельности студентов университета на всех этапах обучения. В рамках реализации научно-образовательных проектов центра студенты могут осваивать основы планирования, организации и поведения исследований на различных уровнях: от осуществления деятельности в качестве помощника при сборе эмпирических данных до разработки собственных инновационных проектов [11, 12]. Однако требуется разработка педагогически обоснованной адаптивной системы непрерывной подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности.

Библиографический список

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р.Н. Методоло-гия и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие. М.: ИЦ Академия, 2012. 208 с.

2. Кубрушко П.Ф., Козленкова Е.Н. Идея объектной и деятельностной детерминант в теории структуры содержания профессионально-педагогического образования // Образование и наука. 2003. № 3(21). С. 48-54.

3. Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.: МГАУ, 2002. 120 с.

4. Козленкова Е.Н. Становление и развитие теории структуры содержания профессионально-педагогического образования: Дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08; 13.00.01. М., 2003. 174 с.

5. Бакштанин А.М., Симан А.С. Особенности развития дополнительного профессионального образования // Вестник учебно-методического объединения по образованию в области природообу-стройства и водопользования. 2015. № 7 (7). С. 5-8.

6. Жукова Н.М., Шингарева М.В. Разработка модели системы компетентностно-ориентирован-ных задач // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В .П. Горячкина». 2011. № 4 (49). С. 68-72.

7. Кубрушко П.Ф., Мелентьева А.И., Назаро -ва Л.И. Формирование профессионально-познавательной активности студентов. М.: МГАУ имени В.П. Горячкина, 2010. 42 с.

8. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И. Педагогическая инноватика: теория и практика: Учебно-практ. пособие. М.: МГАУ имени В.П. Горячкина, 2001. 40 с.

9. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 128 с.

10. Балашов В. В. Управление научно-исследовательской деятельностью в высшем учебном заведении: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Балашова. М.: ГУУ 2008. 131 с.

11. Попова Е.В., Козленкова Е.Н. Особенности профессиональной ориентации школьников, направленной на формирование интереса к профессиям космической отрасли // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». 2014. № 1(61). С. 141-145.

12. Мазуркин П.М. Самоорганизация студента в инновационном обучении и изобретательской деятельности: Научно-учебное издание. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011. 254 с.

Статья поступила 6.09.2016 г.

THE ROLE OF STUDENTS' RESEARCH ACTIVITIES

IN THE PROCESS OF MASTERING EDUCATIONAL PROGRAMS

LYUDMILA V. SOSINA, Associate Professor

E-mail: lvsosina@mail.ru

Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev, Timiryazevskaya str., 49, Moscow, 127550, Russian Federation

Of particular importance in the system of higher education today is attached to the organization and participation of students in scientific research activities. In accordance with the requirements of the state standard, the

— ВЕСТНИК № 6 2016 --33

process of preparing future teachers by vocational training is to ensure the formation of a holistic view of students' research work and its organization in an educational institution. This necessitates the search for optimal forms organization of the activity in the university. In order to identify students' perceptions of the need for their involvement in scientific activities in the course of study at the university, the study was planned and conducted. In order to identify the views of students, they were surveyed. The study showed that the students formed the initial idea of the scientific research work, they have an experience of participation in similar activities. Students understand the need for their own scientific research activities, first of all, to solve the current problems of education, at the same time a scientific career is considered as a variant of the professional trajectories of development in the last turn. It is also established that most students understand and appreciate the extent of the research component of the various independent study. On their opinion, it contributes to the deepening of knowledge, new experiences, awareness of their interests and aptitudes, the correctness of their professional choice. Thus, the results of the research show that the students have an interest in the research work during their studying at the university. However, students are not highly motivated to participate in such activities and they hardly understand the opportunities and prospects for their career and professional growth. Today, universities have great potential for the organizational scientific research work involving students. However, it is required to develop pedagogically-based adaptive system of continuous preparation students for scientific research activities.

Key words: research work of students, research activities, professional competences, survey, readiness, scientific work, self-determination.

References

1. Zagvyazinsky V.I., Atakhanov R.N. Metod-ologiya i metody psikhologopedagogicheskogo issle-dovaniya [Methodology and methods of psychological and pedagogical research]: Textbook for students of higher education establishments. M.: Akademiya, 2012. 208 p.

2. Kubrushko P.F., Kozlenkova E.N. Idea ob'ek-tnoy i deyatel'nostnoy determinant v teorii struktury soderzhaniya professional'no-pedagogicheskogo obra-zovaniya [The idea of the object and activity-related determinants in the theory of the structure of the content of vocational teacher education] // Education and science. 2003. Issue 3(21). Pp. 48-54.

3. Lednev V.S. Nauchnoe obrazovanie: razvitie sposobnostey k nauchnomy tvorchestvu [Science education: the development of skills for scientific work]. M.: MSAU named after K.A. Timiryazev, 2002. 120 p.

4. Kozlenkova E.N. Stanovlenie i razvitie teorii struktury soderzhaniya professional'no-pedagogich-eskogo obrazovaniya [Formation and development of the theory structure of maintenance of professional pedagogical education]. М., 2003. 174 p.

5. Bakshtanin A.M., Seamаn A.S. Osobennosti raz-vitiya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovani-ya [Features of the development of additional professional education] // Journal of educational-methodical association on education in the field of environmental engineering and water management. 2015. Issue 7(7). Pp. 5-8.

6. Zhukova N.M., Shingareva M.V Razrabotka modeli sistemy kompetentnostno-orientirovannykh zadach [Development of model of system of the competence-based focused tasks] // Bulletin of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Moscow State Agroengineering Univer-

sity named after VP. Goryachkin. 2011. Issue 4 (49). Pp. 68-72.

7. Kubrushko P.F., Melentyeva A.I., Nazarova L.I. Formirovanie professional'no-poznavatel'noy ak-tivnosti studentov [Formation of professional-informative activity of students]. M.: Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin, 2010. 42 p.

8. Kubrushko P.F., Nazarova L.I. Pedagogich-eskaya innovatika: teoriya i praktika [Pedagogical in-novatics: theory and practice]. M.: MSAU named after V.P. Goryachkin, 2001. 40 р.

9. Berezhnova E.V., Krajewskiy VV. Osnovy uchebno-issledovatel'skoy deyatel'nosti [Fundamentals of educational and research activities]: Studies allowance. M.: Akademiya, 2016. 128 p.

10. Balashov VV. Upravlenie nauchno-issledova-tel'skoy deyatel'nostyu v vysshem uchebnom zavedenii [Management research activities in higher education]: Studies allowance for training. M.: SUM, 2008. 131 p.

11. Popova E.V, Kozlenkova E.N. Osobennosti professional'noy orientatsii shkol'nikov, napravlen-noy na formirovanie interesa k professiyam kosmich-eskoy otrasli [Features of the professional orientation of schoolchildren, aimed at the formation of interest to the space industry professions] // Bulletin of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Moscow State Agroengineering University named after VP. Goryachkin. 2014. Issue 1(61). Pp. 141-145.

12. Mazurkin P.M. Samoorganizatsiya studenta v innovatsionnom obuchenii i izobretatel'skoy deyatel'nosti [Self-organization of student learning in innovative and inventive activity]: Scientific textbook. Yoshkar-Ola: MarSTU, 2011. 254 p.

Received on September 6, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.