Научная статья на тему 'Исследование становления готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов профессионального образования'

Исследование становления готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАНОВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНСТРУКТИВНЫЙ И ОРГАНИЗАТОРСКИЙ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / УМЕНИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / АНАЛИЗ СИТУАЦИИ / FORMATION OF READINESS / COMPONENTS OF READINESS FOR PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY / STRUCTURAL AND ORGANIZATIONAL COMPONENTS / THE ABILITY OF SELF-ORGANIZATION / PLANNING / ANALYSIS OF THE SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богинская Ольга Сергеевна

Исследование становления готовности к профессионально-педагогической деятельности проводилось в несколько этапов. На первом этапе было проведено соотнесение личностных особенностей студентов и профессиональных задач педагога, проанализирована структура готовности к профессионально-педагогической деятельности. Выявление на этой основе уровней сформированности компонентов готовности к профессионально-педагогической деятельности показало неравномерность: коммуникативный компонент готовности сформирован в достаточной степени уже к первому году обучения в вузе, а конструктивный и организаторский компоненты не имеют достаточной степени сформированности и на последних курсах обучения. На втором этапе были выявлены предикторы формирования у студентов компонентов готовности к профессионально-педагогической деятельности, имеющих недостаточную степень сформированности в ходе традиционного процесса обучения в вузе. В результате проведения оценки умений самоорганизации (которые являются предикторами формирования конструктивного и организаторского компонентов готовности к профессионально-педагогической деятельности) выявлена неравномерность: умение целеполагания и внесение корректив развито у студентов на достаточном уровне, а умение планирования и анализа ситуации не имеет достаточной степени развития. С целью формирования таких умений самоорганизации, как целеполагание, планирование и реализация выбранной стратегии, с 2010 г. в вузе проводятся занятия по дисциплине «Профессионально важные качества педагога».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INVESTIGATION OF THE READINESS FORMATION FOR PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITYOF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL EDUCATION

The study of the formation of readiness for professional pedagogical activity was held at the Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin (now part of the Russian State Agrarian University MTAA named after K.A. Timiryazev) in several stages. The first stage was conducted correlating the personality characteristics of students and subspecies of vocational and educational activities. The structure of readiness for professional-pedagogical activity was analyzed. Identification of the levels of forming readiness components for professional pedagogical activity showed unevenness: the communicative component of readiness is formed sufficiently for the first year of study at the University and the productive and organizational components do not have a sufficient degree of development and advanced training. At the second stage predictors of students’ readiness for professional-pedagogical activity were identified, who had an insufficient degree of development during a traditional learning process at the University. As a result of the content analysis of the constructive and organizational components of readiness for professional-pedagogical activity, self-organization skills were dedicated as a predictor. In the assessment of self-organization skills (which are predictors of the formation of the constructive and organizational components of readiness for professional-pedagogical activity) irregularity was identified: skills of goal setting and correct action are developed in students at a sufficient level, and the ability of planning and analyzing the situation are not sufficiently developed. With the aim of forming the skills of self-organization as goalsetting, planning and implementation of the chosen strategy, in 2010 the University held classes on the discipline "Professionally important qualities of the teacher."

Текст научной работы на тему «Исследование становления готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов профессионального образования»

УДК 378.147.88

БОГИНСКАЯ ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА

E-mail: nesterovaos19@gmail.com

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева, ул. Тимирязевская, 49, Москва, 127550, Российская Федерация

ИССЛЕДОВАНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследование становления готовности к профессионально-педагогической деятельности проводилось в несколько этапов. На первом этапе было проведено соотнесение личностных особенностей студентов и профессиональных задач педагога, проанализирована структура готовности к профессионально-педагогической деятельности. Выявление на этой основе уровней сформированности компонентов готовности к профессионально-педагогической деятельности показало неравномерность: коммуникативный компонент готовности сформирован в достаточной степени уже к первому году обучения в вузе, а конструктивный и организаторский компоненты не имеют достаточной степени сформированности и на последних курсах обучения. На втором этапе были выявлены предикторы формирования у студентов компонентов готовности к профессионально-педагогической деятельности, имеющих недостаточную степень сформированности в ходе традиционного процесса обучения в вузе. В результате проведения оценки умений самоорганизации (которые являются предикторами формирования конструктивного и организаторского компонентов готовности к профессионально-педагогической деятельности) выявлена неравномерность: умение целеполага-ния и внесение корректив развито у студентов на достаточном уровне, а умение планирования и анализа ситуации не имеет достаточной степени развития. С целью формирования таких умений самоорганизации, как целеполагание, планирование и реализация выбранной стратегии, с 2010 г. в вузе проводятся занятия по дисциплине «Профессионально важные качества педагога».

Ключевые слова: становление готовности; компоненты готовности к профессионально-педагогической деятельности; конструктивный и организаторский компоненты готовности; умение самоорганизации; планирование; анализ ситуации.

Введение. Соответствие качества профессионального образования перспективным потребностям рынка труда рассматривается сегодня как приоритетное направление модернизации системы подготовки рабочих и специалистов [1, 2]. Поэтому предъявляются новые требования к профессиональным образовательным организациям, которые нуждаются в способных к реализации поставленных задач педагогах (коммуникабельных, творческих, умеющих организовывать свой труд, образовательную среду и деятельность обучающихся).

Представлены результаты исследования, проводимого с 2009 г. на базе Московского государственного агроинженерного университета имени В.П. Горячкина (ныне Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева), направленного на оценку качества становления готовности студентов к профессионально -педагогиче ской деятельно сти.

Цель исследования - обобщение и интерпретация результатов исследования становления готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности.

Методика. В ходе оценки уровня сформиро-ванности профессионально важных качеств личности преподавателя у студентов инженерно-педагогического факультета Московского государственного агроинженерного университета имени В.П. Горячкина проводилось изучение личностных качеств обучающихся, и соотнесение этих качеств со структурными компонентами педагогической деятельности с целью определения видов педагогических задач, имеющих наибольшую и наименьшую трудность для реализации в будущей профессиональной деятельности [3, 4]. Исследование проводилось в несколько этапов, которые отличались методами оценки. На первом этапе проводилась субъективная оценка студентами степени выраженности определенных личностных качеств, на втором этапе был использован стандартизированный опросник Р. Кеттела.

Для выявления уровня сформированности профессионально важных качеств, необходимых для реализации профессионально-педагогических задач, проанализирован структурный состав готовности к деятельности по специальности будущих

педагогов профессионального образования и выявлен ряд компонентов: мотивационный, конструктивный, коммуникативный, организаторский, оценочно-рефлексивный [5-7].

Результаты и обсуждение. Результаты диагностики показали, что компоненты развиты неравномерно: коммуникативный компонент развит в достаточной степени уже на момент поступления в вуз, а конструктивный и организаторский компоненты готовности к педагогической деятельности не развиты в достаточной мере и на момент окончания вуза.

Анализ структурного состава конструктивного и организаторского компонентов позволил сделать вывод, что на успешность выполнения конструктивной и организаторской деятельности педагога влияет профессиональная самоорганизация [8, 9].

Как показало дальнейшее исследование, направленное на выявление уровня сформированности умений самоорганизации, именно вопрос планирования и целенаправленного действия по выбранной стратегии вызывает у студентов педагогических факультетов наибольшую сложность [10].

Одним из инструментов повышения качества подготовки педагогов к будущей профессиональной деятельности является внедрение дисциплины, формирующей навыки эффективного планирования и использования стратегического подхода к решению профессиональных задач.

Навыки эффективного планирования в первую очередь подразумевают способность расставлять приоритеты в своей деятельности и эффективно распоряжаться временем, отведенным на выполнение деятельности, т.е. связаны с умением рационального использования времени. Другими словами, видится целесообразным перенос некоторых технологий, используемых в практике планирования работы сотрудников организации («Тайм-менеджмент»), в систему подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности. Задача тайм-менеджмента - упорядочить использование времени, чтобы успевать самое главное [11, 12].

Термин «тайм-менеджмент» отражает наиболее распространенное определение сферы организаторской деятельности, включает в себя всю совокупность технологий планирования работы сотрудника организации, которые применяются самостоятельно для повышения эффективности использования временных ресурсов. Изначально идея управления временем приписывалась только бизнесу или трудовой деятельности, но со временем термин расширился, включив в себя и учебную деятельность [13].

Целью использования технологий тайм-менеджмента в системе подготовки будущих педагогов профессионального образования является развитие способности максимально использовать свой личностный потенциал через организацию жизненного пространства, управление собственным

временем, планирование и создание комфортных условий для выбора приоритетных направлений саморазвития.

Второй неотъемлемой составляющей способности эффективно справляться с поставленными педагогическими задачами является умение осознанно двигаться в направлении определенной цели. Очевидно, что можно говорить о необходимости развития стратегического мышления [14].

Стратегия (др. греч. - «искусство полководца») - составная часть военного искусства, представляющая ее высшую область; охватывает вопросы теории и практики подготовки вооруженных сил к войне и ее ведение. Первоначальное использование понятия расширилось до способа достижения сложной цели, позднее - вообще какой-либо деятельности человека [15].

Тактика (др. греч. - «искусство построения войск») является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «Ресурсы-цель» [15].

Выводы

Можно говорить о двух направлениях развития умений самоорганизации у будущих педагогов:

- формирование и развитие умения использования технологии выбора приоритетов, планирования и рациональной траты временных ресурсов;

- формирование и развитие стратегического мышления.

С целью развития профессионально важных личностных характеристик педагога, связанных с целеполаганием, планированием и реализацией выбранной стратегии, с 2010 г. в вузе проводятся занятия по дисциплине «Профессионально важные качества педагога».

Библиографический список

1. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И. Формирование инновационного мышления студентов университета // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». 2012. № 4 -1 (55). С. 25-28.

2. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И. Педагогиче-ская инноватика: теория и практика: Учебно-практ. пособие. М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 2001. 40 с.

3. Лысенко Е.Е., Нестерова О.С. Анализ профессионально важных личностных качеств у буду -щих педагогов // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». 2011. № 4 (49). С. 77-79.

4. Лысенко Е.Е., Нестерова О.С. Возможности формирования профессионально важных личностных качеств у студентов инженерно-педагогического факультета // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». 2012. № 4 -1 (55). С. 72-74.

5. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога: Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун.-та, 2000. 219 с.

6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2007. 240 с.

7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 224 с.

8. Нестерова О.С. Самоорганизация как ведущее профессионально-важное качество личности педагога // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». 2014. № 1. С. 88-91.

9. Зеер Э.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: Монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 194 с.

10. Богинская О.С. Диагностика уровня развития самоорганизации студентов: второй этап // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». 2015. № 4 (68). С. 34-38.

11. Архангельский Г. А. Корпоративный тайм-менеджмент: Энциклопедия решений. 2-е изд. М.: Альпина БизнесБукс, 2009. 211 с.

12. Крогерус М., Чеппелер Р. Книга решений. 50 моделей стратегического мышления. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2014. 208 с.

13. Камалетдинова Е.В. Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектности старшеклассников в профильном обучении: Дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2008. 210 с.

14. Громыко А.А. О стратегическом мышлении // Современная Европа. 2016. № 2 (68). С. 6-9.

15. Почепцов Г.Г. Стратегия. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2005. 384 с.

Статья поступила 06.09.2016 г.

THE INVESTIGATION OF THE READINESS FORMATION FOR PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL EDUCATION

OLGA S. BOGINSKAYA

E-mail: nesterovaos19@gmail.com

Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev, Timiryazevskaya str., 49, Moscow, 127550, Russian Federation

The study of the formation of readiness for professional pedagogical activity was held at the Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin (now part of the Russian State Agrarian University -MTAA named after K.A. Timiryazev) in several stages. The first stage was conducted correlating the personality characteristics of students and subspecies of vocational and educational activities. The structure of readiness for professional-pedagogical activity was analyzed. Identification of the levels of forming readiness components for professional pedagogical activity showed unevenness: the communicative component of readiness is formed sufficiently for the first year of study at the University and the productive and organizational components do not have a sufficient degree of development and advanced training. At the second stage predictors of students' readiness for professional-pedagogical activity were identified, who had an insufficient degree of development during a traditional learning process at the University. As a result of the content analysis of the constructive and organizational components of readiness for professional-pedagogical activity, self-organization skills were dedicated as a predictor. In the assessment of self-organization skills (which are predictors of the formation of the constructive and organizational components of readiness for professional-pedagogical activity) irregularity was identified: skills of goal setting and correct action are developed in students at a sufficient level, and the ability of planning and analyzing the situation are not sufficiently developed. With the aim of forming the skills of self-organization as goalsetting, planning and implementation of the chosen strategy, in 2010 the University held classes on the discipline "Professionally important qualities of the teacher."

Key words: formation of readiness; components of readiness for professional pedagogical activity; structural and organizational components; the ability of self-organization; planning; the analysis of the situation.

References

1. Kubrushko P.F., Nazarova L.I. Formirovanie innovatsionnogo myshleniya studentov universiteta [The development of innovative thinking agroengi-

neering university students] // Bulletin of the Federal state educational institution of higher professional education Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin. 2012. Issue 4-1 (55). Pp. 25-28.

2. Kubrushko P.F., Nazarova L.I. Pedagogichesk-ie innovatsii: teoriya i praktika [Pedagogical inno-vatics: theory and practices]. M.: MSAU named after V.P. Goryachkin, 2001. 40 р.

3. Lysenko E.E., Nesterova O.S. Analis profession-al'no vazhnykh lichnostnykh kachestv u budushchikh pedagogov [Analysis of professionally important personal qualities of future teachers] // Bulletin of the Federal state educational institution of higher professional education Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin. 2011. Issue 4 (49). Pp. 77-79.

4. Lysenko E.E., Nesterova O.S. Vozmozhnosti formirovaniya professional'no vazhnykh lichnistnykh kachestv u studentov inzhenerno-pedagogicheskogo fakulteta [The possibility of forming professionally important personal qualities at students of engineering-pedagogical faculty] // Bulletin of the Federal state educational institution of higher professional education Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin. 2012. Issue 4-1 (55). Pp. 72-74.

5. Glukhanyuk N.S. Psikhologiya professionalizat-sii pedagoga: Monografiya [Psychology teacher profes-sionalization: Monograph]. Ekaterinburg, 2000. 219 p.

6. Zeer E.F. Psikhologiya professional'nogo raz-vitiya [Psychology of professional development]. M.: Academy, 2007. 240 p.

7. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: in-novatsionnaya deyatel'nost [Pedagogics: innovation activity]. M.: Magistr, 1997. 224 p.

8. Nesterova O.S. Samoorganizatsiya kak vedush-chee professional'no-vazhnoe kachestvo lichnosti ped-agoga [Self-organization as a leading professionally important quality of a teacher's personality] // Bulletin of the Federal state educational institution of higher professional education Moscow State Agroengineering

University named after V.P. Goryachkin. 2014. Issue 1. Pp. 88-91.

9. Zeer E.F. Teoretiko-prikladnye osnovaniya psikhologii professional'nogo razvitiya: Monografiya [Theoretical and applied foundations of psychology of professional development: Monograph]. Ekaterinburg,

2015. 194 p.

10. Boginskaya O.S. Diagnostika urovnya razvitiya samoorganizatsii studentov: vtoroy etap [Diagnostics of level of development of the self-organization of students: the second stage] // Bulletin of the Federal state educational institution of higher professional education Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin. 2015. Issue 4 (68). Pp. 34-38.

11. Arkhangelsk G.A. Korporativniy taim-mened-zhment: entsiklopediya resheniy [Corporate time management: an encyclopedia of solutions]. M.: Alpina Biznesbank, 2009. 211 р.

12. Krogerus M., Kappeler R. Kniga resheniy. 50 modeley strategicheskogo myshleniya [The book of solutions. 50 models for strategic thinking]. M.: Olympus-Business, 2014. 208 p.

13. Kamaletdinova E.V Samoorganizatsiya ucheb-noy deyatel'nosti kak factor stanovleniya sub'ektnosti starsheklassnikov v profelnom obuchenii [Self-organization of educational activity as the factor of formation of the subjectivity of pupils in profile education]: Dis. cand. ped. sciences: 13.00.08]. M., 2008. 210 p.

14. Gromyko A.A. O strategicheskom myshlenii [On the strategic thinking] // Contemporary Europe.

2016. Issue 2 (68). Pp. 6-9.

15. Pocheptsov G.G. Strategiya [Strategy]. M.: Re-fl-Buk; K.: Vakler, 2005. 384 p.

Received on September 6, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.