Научная статья на тему 'Роль досуговой деятельности библиотек в формировании личностной композиции социально-ценностных отношений (на примере библиотеки омского института водного транспорта)'

Роль досуговой деятельности библиотек в формировании личностной композиции социально-ценностных отношений (на примере библиотеки омского института водного транспорта) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Патылицына Ю. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль досуговой деятельности библиотек в формировании личностной композиции социально-ценностных отношений (на примере библиотеки омского института водного транспорта)»

УДК 027.7:37.034 Ю.Ю. Патылицына

Омский институт водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «НГАВТ», г. Омск

РОЛЬ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНОЙ КОМПОЗИЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕКИ ОМСКОГО ИНСТИТУТА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА)

В современных, быстро меняющихся условиях жизни остро стоит проблема подготовки не просто конкурентоспособного специалиста с глубокими научными знаниями и профессиональным мастерством, но и диалогической культурой, умением взаимодействовать с окружающей действительностью. Исторически сложилось, что весьма эффективным, одним из наиболее доступных средств получения знаний являлись библиотеки. Они расширяли интеллектуальный багаж общества, выполняли информационные, культурно-досуговые функции.

Интенсивная разработка деятельностной концепции досуга началась в 1950-1960-х гг.

В настоящее время под культурно-досуговой деятельностью понимается активная работа, направленная на организацию досуга населения; формирование, удовлетворение и возвышение жизненно-насущных потребностей человека в сфере свободного времени, связанных с самосозиданием, совершенствованием и развитием его личности (интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы).

В новых условиях развития цивилизации возрождается гуманистическая концепция жизненной стратегии человека, открытая еще античностью: 8 часов - труда, 8 часов - досуга,

8 часов - сон. Данное обстоятельство делает актуальной проблему создания социально-

249

культурными институтами благоприятных условий для организации свободного времени населения, а в особенности - подрастающего поколения.

Как отметил Л.С. Выготский, структура личности подростка динамична, в ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Наличие неорганизованного свободного времени и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к стрессовой ситуации, истощению психологических ресурсов, дальнейшей дезадаптации и, как следствие, девиантному поведению.

Культурно-досуговая деятельность библиотеки Омского института водного транспорта (филиала) ФБОУ ВПО «НГАВТ» осуществляется с учетом специфики учебного заведения, предполагающей, наряду с увеличивающейся учебной загруженностью, соблюдение требований к форменному обмундированию, четкую организацию рабочего дня, несение вахтовой службы и т.д. Она не только взаимосвязана с процессом обучения, но и осуществляется при поддержке социально-психологической службы института.

Деятельность библиотеки ОИВТ нацелена на:

- раскрытие адаптационного потенциала;

- формирование информационной культуры учащихся;

- совершенствование коммуникативных навыков студентов и курсантов;

- развитие положительной мотивации на обучение, профессиональный рост;

- активизацию познавательной деятельности.

Для достижения обозначенных задач разработаны и осуществляются следующие направления работы:

- поддержка образовательных программ учебного заведения. Его реализация заключается в проведении совместно с профессорско-преподавательским составом интегрированных занятий по образовательным дисциплинам для более углубленного их изучения. Нередко занятия выходят за пределы пространства учебной аудитории и находят точки соприкосновения с реальной жизнью. Так, например, в рамках мероприятий «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы не забывать» и «Набат памяти» курсанты и студенты смогли посетить места па-

мяти жертв политических репрессий в Омске, Народный музей славы омских речников. Встреча с писателем А.П. Токаревым позволила больше узнать о жизни и деятельности И.А. Бовина - первого начальника Омской профессионально-технической школы водного транспорта;

- культурно-нравственное развитие. К традиционным формам создания данной составляющей личностной композиции по праву можно отнести книжные выставки и обзоры литературы, классные часы в группах. Но более полноценному включению студентов и курсантов в широкий диалог с общественными, духовными ценностями, способствуют музыкальнопоэтические вечера (например, «Пасхальная радость» с участием омского композитора Л. Федорова и омских поэтов), художественные выставки («Что мило сердцу ветерана», «Химия и искусство», выставка микроминиатюр А. Коненко).

Все большее распространение получают дискуссионные беседы с элементами тренинговой работы, участники которых учатся не только умению вести диалог, но и управлять эмоциями. Они раскрывают свои внутренние резервы, активизируют переживание себя и окружающих как уникальных, самоценных личностей, способных к самоанализу и самораскрытию.

Пристальное внимание уделяется важной составляющей нравственного воспитания -здоровому образу жизни. В читальном зале библиотеки проводятся показы фильмов, акцентирующих внимание на социальных проблемах («Реквием по мечте», «Игла»). Для профилактики болезненных зависимостей приглашаются сторонние специалисты из Центра планирования семьи, некоммерческого партнерства «Надежда есть» и т.д.

250

- воспитание патриотизма, гражданственности. В ОИВТ с особым уважением относятся к прошлому, пытаются привить студентам и курсантам понимание того, что история -коллективная память, сокровищница опыта многих поколений, содержащая богатейший материал для раздумий, примеры самоотверженного служения Отечеству. Это особенно чувствуется при встречах с ветеранами Великой Отечественной войны. Среди наших выпускников их осталось не так много и мы стараемся уделять им максимум внимания.

«Горячие точки», локальные войны - еще одна страница современной военной истории. Среди тех, кто служил «за речкой», прошел дорогами Кавказа много омичей. Есть среди них и речники. Учащиеся ОИВТ постоянно являются непосредственными участниками городских и областных событий, посвященных памятным датам страны (День памяти воинов, погибших в Северокавказском регионе, 23 годовщина вывода войск из Афганистана). Уже не первый раз в стенах филиала, по инициативе известного сайта «Автомат и гитара», участников локальных войн, сотрудников правоохранительных органов и при организационной поддержке библиотеки, проходят мероприятия под общим названием «Автомат и гитара: пусть память говорит...». Попытка, максимально используя творческий потенциал ветеранов боевых действий и действующих военнослужащих, популяризировать героическую историю нашего народа, вооруженных сил, а также сохранить и приумножить художественное военно-патриотическое наследие, является необычайно значимой на этапе становления личности. Ведь, как поется в одной песне: «без прошлого будущего нет.».

С целью создания условий для «мягкой» адаптации, возможности наблюдения успешной модели поведения лиц, прошедших специальный отбор, сотрудниками библиотеки организуются выездные экскурсии в Омский танковый инженерный институт имени Маршала Советского Союза П.К. Кошевого, 242 учебный центр воздушно десантных войск, посещение Омского областного отделения «Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». Они неизменно вызывают большой интерес, положительную отдачу у студентов и курсантов института.

Названные направления не отражают весь спектр работы библиотеки Омского института водного транспорта. Но они во многом позволяют не только организовать полезный и эффективный досуг, но и развить у студентов и курсантов филиала умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке целей и выбору путей достижения; помогают повысить внутригрупповое доверие между профессорско-преподавательским составом и

учащимися; стимулировать интерес к учебному процессу. Согласно данным психологической диагностики, многие студенты и курсанты изначально оценивали себя как пассивных, послушно-зависимых, часто неуверенных в себе и неудовлетворенных собой. Но после участия в названных мероприятиях, как показали наблюдения, они стали более самостоятельными, менее тревожными, ориентированными на успех и личностный рост.

Таким образом, интерактивные занятия библиотеки способствуют созданию положительного настроя к условиям обучения и жизни в филиале, сплочению коллектива, повышению внутригруппового доверия, внимания к себе и другим. За счет своих информационных ресурсов, интеллектуального потенциала библиотека вносит довольно значимый вклад в формирование микроклимата вуза, становится полноправным действующим звеном формирования личностной композиции социально-ценностных отношений.

Библиографический список

1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т.- Т. 4 : Детская психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - 432 с.

251

2. Жаркова, Л. С. Методика организации работы библиотеки в сфере социальнокультурной деятельности : науч.-практ. пособие / Л. С. Жаркова. - М. : Литера, 2009. - 111с.

3. Качанова, Е. Ю. Инновационно-методическая работа библиотек : учеб. пособие / Е. Ю. Качанова. - СПб. : Профессия, 2007. - 335 с.

4. Матлина, С. Г. Публичная библиотека: пути инновационного развития: избр. / С. Г. Матлина. - СП- Т.1б. : Профессия, 2009. - 391 с.

5. Олзоева, Г. К. Массовая работа библиотек: учеб.-метод. пособие / Г. К. Олзоева. - М. : Либерея-Бибинформ, 2006. - 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.