ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
УДК 316.6
Л. Б. МИХАЙЛОВА Ю. Ю. ПАТЫЛИЦЫНА
Омская гуманитарная академия
Омский институт водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «НГАВТ»
ИЗМЕНЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ РЕЧНОГО УЧИЛИЩА В ПРОЦЕССЕ ПОГРУЖЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СРЕДУ
В статье показаны изменения жизненных ценностей курсантов Омского командного речного училища им. капитана В. И. Евдокимова. Полученные результаты могут применяться в профессиональных колледжах в системе работы с юношами для оптимизации самоопределения, помощи в формировании будущего жизненного пути.
Ключевые слова: жизненные ценности, курсант, речное училище, психолого-педа-
гогическое сопровождение.
Проблема формирования жизненных ценностей личности, острота ее проявления, вопросы становления представлений о будущем жизненном пути, о психологическом содержании и механизмах формирования жизненных стратегий личности являются слабо разработанными в современной науке. В научных исследованиях описаны типологии жизненных стратегий, но остается недостаточно ясным, каким образом происходит формирование жизненных ценностей личности, какие внутренние психологические механизмы задействованы в этом процессе и какие причины стоят за выбором того или иного варианта жизненного пути особенно у подростков и юношей, в частности курсантов речного училища.
Четырнадцать морей омывают Россию. Она имеет военный и гражданские флоты, проявляющие наибольшую приверженность к сохранению и преумножению своих исторических и геральдических традиций. Военно-морские, речные ритуалы и церемониалы, корабельные флаги и вымпелы, флотская форма с ее особыми знаками отличия и различия всегда вызывали восхищение не только у простых людей, но и у коронованных особ. «Книга устав морской, о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море» Петра I не просто регулировала внутреннюю жизнь и порядок службы на военных кораблях и судах, но по существу своему стала сводом кодифицированных морских обычаев и традиций [1]. Воля к победе, ненависть к врагу и любовь к родному кораблю, недопустимость спуска флага и сдачи противнику — буквально все, чем был наполнен этот исторический документ, переходило, как эстафета, от одного поколения русских моряков к другому.
В современных, быстро меняющихся условиях жизни в учебных заведениях Федерального агентства морского и речного транспорта ежегодно сотни темно-синих воротничков с тремя белыми полосками дружно взмывают вверх, чтобы плавно опуститься на плечи будущих «стражей морей и рек». Не является исключением Омское командное речное училище имени капитана В. И. Евдокимова — структурное подразделение среднего профессионально-
го образования Омского института водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «НГАВТ». Основанное по инициативе Сибирского бюро ЦК профсоюзов водников, оно уже 92 года готовит не просто конкурентоспособных специалистов с глубокими научными знаниями и профессиональным мастерством, но и диалогической культурой, умением взаимодействовать с окружающей действительностью, знать и чтить флотские боевые и культурные традиции. Увеличивающаяся учебная загруженность, четкая организация рабочего дня дополняются необходимостью соблюдения требований к форменному обмундированию, строевой подготовки и несения вахтовой службы. Воспитательный процесс направлен на формирование духовно-нравственных ценностей личности. Совместный быт в «кубриках», утренний развод на плацу, прием пищи в «кают-компании» и наряд по «камбузу» позволяют курсантам ощутить себя частью одного судового экипажа, флотской семьи.
Обозначенная специфика учебного заведения вносит определенные коррективы в процесс формирования жизненных ориентиров: многое, что было важно до поступления в училище, изменяет свое значение. Все, что связано с будущей профессией, флотом, его традициями, историей развития, становится более весомым. Исследование изменений ценностей курсантов при этом представляет научную и практическую значимость.
На основе имеющихся данных и методик о формировании ценностных ориентаций (М. Рокич, А. Вардомацкий, Е. Бордина, Г. Олпорт, М. Гудман, С. Шварц), проведенных исследований К. С. Лисец-кого, Е. В. Литягиной и исходя из психологических особенностей юношеского возраста, своеобразия профессий речника и моряка, нами был разработан и модифицирован опросник по ранжированию жизненных ценностей для курсантов речного училища, состоящий из пятнадцати пунктов [2 — 7].
В исследовании приняло участие 92 юноши, учащиеся второго и четвертого (выпускного) курсов. Для ранжирования были взяты следующие ценности: семья (родители, родственники); здоровье;
коммуникативные ценности (друзья, общение); самореализация; учеба — карьера — работа, лидерство (училище готовит специалистов для работы на судах в командном составе); спорт; свобода — независимость; любовь; признание (уважение окружения); «флотское (курсантское) братство» (поддержка друг друга в сложных ситуациях, долг перед сокурсниками, командой); «честь мундира» (принадлежность к флоту и его традициям, защита чести учебного заведения); здоровый образ жизни (без вредных привычек); ценность самого себя как личности; духовные (моральные и нравственные) ценности.
Из анализа полученных результатов было выявлено, что наиболее значимыми ценностями для курсантов второго курса стали: любовь, лидерство, «флотское (курсантское) братство» и общение. Для курсантов четвертого курса приоритеты несколько изменились. Приоритет переходит на профессиональную деятельность, что во многом связано с прохождением оплачиваемой производственной практики в период навигации. Наиболее существенными для них стали: любовь, «честь мундира», «флотское (курсантское) братство», спорт и здоровье. Неизменной осталась ценность любви, так как особенности профессии предполагают длительную изоляцию в ограниченном пространстве (на корабле, теплоходе) и будущим речникам и морякам важно, чтобы их ждали на берегу. В этом они видят жизненную опору (табл. 1).
Расхождения в иерархии жизненных ценностей у второго и четвертого курсов вполне закономерны. К четвертому курсу рейтинг здоровья повысился на 6 пунктов. Это объяснимо наличием определенных требований к состоянию здоровья: если обследуемый курсант не пройдет обязательную медицинскую комиссию, то не будет допущен к работе на судне. Однако респонденты не связывают такие близкие ценности, как здоровье и здоровый образ жизни. Самый незначимый на втором курсе здоровый образ жизни поднимается всего на одну позицию к четвертому курсу и стоит на 14 месте!
Лидирующая ценность любви к четвертому курсу приподнимает с 13-го места на 8-е ценность семьи. Происходит взросление подростков, наступает жизненный этап, с которым традиционно связывают время создания семьи или мыслей об этом. Любовь теперь для курсантов понимается несколько по-другому и ассоциируется именно с будущей семьей.
«Флотское (курсантское) братство» по-прежнему занимает высокие позиции (с 3-го переходит на 2-е), что преимущественно вызвано процессом слияния курсантов со своей социальной ролью, осознанием чувства долга, которое, как отметил русский писатель И. С. Тургенев, есть якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься.
Потеря значимости процесса самоутверждения на завершающем этапе учебы у будущих речников приводит к снижению ценности «лидерства» с 4-го на 15-е место. Ценность «самого себя» является несущественной, так как курсанты до конца не осознают глубину этого понятия. Возможно, это вызвано как возрастными особенностями и социальной средой, в которой находятся учащиеся, так и предпочтением иных аспектов жизни.
Обследуемые курсанты излишне самокритичны. Из-за этого возникает повышенная потребность к любви извне (постановка ценности любви на 1-е место), являющаяся, по сути, компенсаторным процессом. Курсанты идеализируют непоколебимую,
Таблица 1
Сравнительная таблица жизненных ценностей курсантов второго и четвертого курсов
Процентный Процентный
Жизненные ценности показатель показатель
2 курс 4 курс
Любовь 69 % 65 %
Коммуникативные ценности 57 % 30 %
«Флотское (курсантское) братство» 42 % 47 %
Лидерство 40 % 9 %
«Честь мундира» 37 % 33 %
Спорт 35 % 41 %
Признание 33 % 31 %
Самореализация 33 % 37 %
Свобода - независимость 32 % 10 %
Учеба-карьера-работа 10 % 35 %
Здоровье 10 % 40 %
Семья 10 % 31 %
Ценность себя как личности 9 % 10 %
Духовные ценности 9 % 10 %
Здоровый образ жизни 8 % 10 %
всепобеждающую любовь, наделяют своего партнера возвышенными качествами (по образному выражению респондентов, как Ассоль или Грей в «Алых парусах» у А. Грина»). Но эти ожидания не всегда успешны. Наблюдения показывают, что только в 30 % взаимоотношения сохраняются. В остальных случаях имеет место разочарование, которое в итоге приводит к депрессивным состояниям и недоверию к людям.
Таким образом, формирование жизненных ценностей курсантов Омского командного речного училища имени капитана В. И. Евдокимова подвержено влиянию возраста и латентных структурных ограничений, обусловленных спецификой учебного заведения. Динамика психологических проблем смысла жизни требует непрерывного психолого-педагоги-ческого сопровождения становления личности курсанта, так как позволяет курсантам быть подготовленными к сложным жизненным ситуациям и уметь их преодолевать.
Библиографический список
1. Книга Уставъ морской. О всемъ, что касается къ доброму управлешю въ бытности флота на моръ. Напечатлся повелъшем ЦАРСКАГО ВЕЛ1ЧЕСТВА въ санктъттербургской Тшографш лъта Господня 1720 Апръля въ 13 день. — 245 с.
2. Вардомацкий, А. Ценности социальной группы и личности : автореф. дис. ... канд. социол. наук / А. Вардомацкий. — Минск, 1992. — 36 с.
3. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. — СПб. : Речь, 2004. — 70 с.
4. Леонтьев, Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д. А. Леонтьев // Психологическое обозрение. - 1998. - № 1. - С. 13-25.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
5. Олпорт, Г. Становление личности : избр. труды / Г. Ол-порт ; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. — М. : Смысл, 2002. — 462 с.
6. Психология зависимости: профессиональный тезаурус / под ред. К. С. Лисецкого, Е. В. Литягиной. — Самара : Самарский университет, 2011. — 138 с.
7. Rokeach, M. The Nature of Human Values / M. Rokeach. — N. Y. : Free press., cop., 1973. — 438 p.
МИХАЙЛОВА Лариса Борисовна, аспирантка кафедры социальной психологии, педагогики и со-
циальной работы Омской гуманитарной академии, педагог-психолог Омского института водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «НГаВт». ПАТЫЛИЦЫНА Юлия Юрьевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Омского института водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «НГАвТ».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.04.2013 г.
© Л. Б. Михайлова, Ю. Ю. Патылицына
УДК 37 015 Н. Н. ЗАВЬЯЛОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО И ОТЦОВСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА__________________________________
В статье рассматриваются психологические особенности материнского и отцовского отношения к ребенку дошкольного возраста. Показаны отклонения в проявлении эмоций и чувств к ребенку, а также в действиях и поступках. Обоснована необходимость обучения матерей и отцов конструктивному проявлению отношения к ребенку, чтобы способствовать развитию личности дошкольника.
Ключевые слова: материнское и отцовское отношение, ребенок дошкольного возраста, конструктивное отношение, личность, эмоции и чувства, действия и поступки.
Изменения, произошедшие в последнее время в российском обществе, в экономической и в других сферах, привели к изменению отношений между людьми. Коснулись они и семьи, влияя на отношения родителей и детей. Не составляют исключение и полные семьи, в которых матери и отцы любят своих детей, но не умеют конструктивно, т. е. позитивно для развития личности ребенка проявлять свое отношение к сыновьям и дочерям. В результате ребенок либо испытывает недостаток внимания, либо негативное отношение со стороны родителей. Исследование психологических особенностей проявления материнского и отцовского отношения к ребенку-дошкольнику имеет практическое значение для Омской области. Важно устранить недостатки в проявлении материнского и отцовского отношения к сыну или дочери и научить матерей и отцов конструктивному отношению, чтобы способствовать конструктивному развитию личности ребенка-дошкольника.
Дети — это наше будущее. Дошкольный возраст — важнейший период в целостном процессе личностного развития ребенка, когда закладывается базис личности: формируется самосознание, происходит развитие восприятия, воображения, речи и образного мышления, начинает формироваться понятийное мышление. Дошкольный возраст является сензитивным периодом, когда дети открыты всему новому, любознательны, способны импровизировать, позитивно относятся к родителям, которые
выступают образцом для подражания [1-5]. Ребенок — «зеркальное отражение» своих родителей (Ч. Кули). Посредством проявления родительского отношения матери и отцы учат ребенка уже в дошкольном возрасте образцам проявления любви как отношения в будущем к своим детям (Р. В. Ов-чарова, М. И. Розенова, Г. Г. Филиппова). Но, чтобы вырастить социально успешную, самостоятельную личность, имеющую предпосылки создать счастливую семью и конструктивно относиться к своим будущим детям, родителям необходимо самим научиться конструктивно проявлять свое отношение к ребенку.
Мы рассматриваем материнское и отцовское отношение как чувство родителя к своему ребенку, транслируемое в особого рода переживании кровного родства, ответственности за его судьбу и подверженное динамическим изменениям (вслед за Р. В. Овчаровой) и выделяем следующие компоненты: биологический (стремление родителя к психофизиологическому контакту с ребенком), эмоционально-чувственный (эмоциональное отношение родителя к ребенку, определяющее характер их взаимоотношений), когнитивный (образ родительского отношения к ребенку) и поведенческий (совокупность реакций, действий и поступков при проявлении отношения к ребенку).
Неконструктивное отношение родителей может проявляться либо в чрезмерной опеке ребенка,