Научная статья на тему 'Изменение социального и личностного статуса курсантов речного училища г. Омска'

Изменение социального и личностного статуса курсантов речного училища г. Омска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕСТРОЙКА ЛИЧНОГО СТАТУСА / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / ПСИХОЛОГОВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Лариса Борисовна

Статья посвящена анализу социального положения курсантов речного училища г. Омска. Отмечены основные тенденции и показатели социального поведения учащихся, подкрепленные данными статистических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Лариса Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение социального и личностного статуса курсантов речного училища г. Омска»

Национальные приоритеты России. 2012. № 1 (6)

для студентов институтов физической культуры. - Омск: ОГИФК, 1986. - 87 с.

9. Донской Д. Д. Законы движений в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 176 с.

10. Файдыш Е. А. Гомеостаз и синергизм в процессах поведения живых систем // Гомеостатика

живых, технических, социальных и экономических систем. - Новосибирск: Наука, Сибирское отд-е, 1990.

- С. 250 - 266.

11. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии.

- М.: Физкультура и спорт, 1991. - 286 с.

Щербаков Евгений Павлович - доктор психологических наук, академик Статья поступила в редакцию

ПАНИ, профессор Омской гуманитарной академии; 25 мая 2012 г.

Посашкова Ирина Петровна - кандидат психологических наук, доцент,

заведующая кафедрой педагогики и психологии общего и специального

образования Института развития образования Омской области;

Ветренко Светлана Владиславовна - старший преподаватель кафедры

психологии ИГПИ им. П.П. Ершова

© Е. П. Щербаков, И. П. Посашкова, С. В. Ветренко, 2012

ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО СТАТУСА КУРСАНТОВ РЕЧНОГО УЧИЛИЩА Г. ОМСКА

УДК 159

Л. Б. Михайлова

Омский институт водного транспорта -

филиал Новосибирской государственной академии водного транспорта

Статья посвящена анализу социального положения курсантов речного училища г. Омска. Отмечены основные тенденции и показатели социального поведения учащихся, подкрепленные данными статистических исследований.

Ключевые слова: перестройка личного статуса, процесс обучения и воспитания, психолого-воспитательная система.

В последнее десятилетие при поступлении в Омский институт водного транспорта (подразделение СПО «Омское командное речное училище») наблюдается тенденция снижения образовательного и интеллектуального уровня абитуриентов. Это обусловлено рядом объективных причин как социального, так и психологического характера.

Основным контингентом поступающих на обучение являются жители отдаленных районов небольших населенных пунктов. Данное учебное заведение находится в крупном мегаполисе, что вносит ряд особенностей в становление личности курсантов.

Выбор учебного заведения и будущей профессии в большинстве случаев осуществляется родителями, а не абитуриентами по следующим причинам: полный пансион (питание, обмундирование), наличие в штате командиров-воспитателей (здесь предполагается надзор, опека). Подавляющее большинство поступающих - это подростки, лица мужского пола в возрасте 15 - 16 лет, требующие постоянного контроля. Основная социальная среда, из которой приходят курсанты, - семьи с малыми доходами и низким социальным статусом, многодетные семьи, дети-сироты, дети, воспитывающиеся одним родителем, чаще матерью. В факторе выбора не

Духовное и физическое здоровье нации

последнюю роль играет романтизм профессии, а также «социальный лифт»: возможность в будущем продвигаться по службе и иметь высокую оплату труда. Исходя из этого, предполагается, что в процессе обучения происходит положительное изменение в самосознании, динамическая перестройка личностного статуса курсанта и дальнейшая адаптация в социуме.

Наблюдение за процессом обучения, воспитания и становления курсантов с лета (т. е. с момента поступления) 2008 года по декабрь 2011 года (последний курс обучения) позволяют сделать определенные выводы. Если сравнить исходные данные по курсантскому составу на начало и конец обучения, можно увидеть следующую картину.

По половому признаку поступающих лиц мужского пола - 94 %, лиц женского пола - 6 %. По образовательному уровню соотношение поступающих распределилось следующим образом: после 9 класса (неполное среднее образование) - 65 %,после 11 класса (полное среднее образование) - 30 %, пришедших после службы в армии - 5 %. География мест обучения была такова: городские школы - 30 %, сельские школы - 59 %, детские дома, школы-интернаты -11 %. Статус семьи поступающих: полные семьи - 12 %, неполные - 88 %. На начало обучения в общежитии проживало - 70 % от общего количества курсантского состава.

Психологические проблемы, наличие которых было выявлено, в процентном соотношении выглядели так: личностные проблемы

- 52 %, проблемы общения - 17 %, асоциальное поведение (поставленные на внутренний учет за различные правонарушения) - 19 %.

За наблюдаемый период с 2008 по декабрь 2011 года определились следующие тенденции:

Произошло общее снижение количества обучающихся на 20 %. Лиц мужского пола на

- 17, женского - на 3 %. Курсантов, пришедших из детских домов, было отчислено 5 %.

Снизилось количество эпизодов асоциального поведения, что позволило снять с учета «группы риска» 14 % (из 19). На настоящий момент данные курсанты переосмыслили свое поведение, научились отвечать за свои поступки, чему способствовала комплексная психолого-воспитательная система сопровождения учебного процесса.

Происходила поступательная социализация курсантов данной группы. В процентном

соотношении по результатам психологической диагностики после снижения числа курсантов было выявлено 18 % учащихся, имеющих личностные проблемы, они уменьшились на 34 %, имели проблемы общения 3 % курсантов, они уменьшились на 14 %. Психологический срез свидетельствует также, что у большинства «проблемных» курсантов выявленные в начале обучения психологические отклонения были конструктивно устранены в результате тренингов и индивидуальных занятий.

На конец декабря 2011 года имел место факт уменьшения проживающих в общежитии - 25 % от первоначальных данных. Это, безусловно, является результатом взросления, появления большей самостоятельности, уверенности в себе, возросшему уровню самооценки.

На момент поступления в Омский институт водного транспорта (подразделение СПО «Омское командное речное училище») контингент характеризуется как слабоподготовленный. Наблюдается низкий уровень социальной адаптации с демонстрацией девиантного поведения, слабая мотивация к обучению, низкий уровень развития морально-этических норм.

Динамика за 4 года обучения имеет положительные тенденции. 90 % курсантов хорошо адаптируются к предъявляемым требованиям данного учебного заведения. Система воспитательной работы позволяет повысить уровень морально-этических представлений о жизни и обществе. Сглаживание девиантного поведения происходит за счет погружения в конкретную социальную среду. У 61 % курсантов повышается мотивация к обучению, которое они решают продолжить в высших учебных заведениях. 42 % выпускников продолжают обучение в институте водного транспорта. Данный процесс прослеживается в последние 5 лет.

Социальные достижения курсантов (длительное нахождение в навигации, на оплачиваемой практике) определяют обретение положительного социального статуса. Оно дает возможность курсантам повысить свой личностный статус (обретение внутреннего стержня, повышение самооценки, уверенности в своем будущем).

Таким образом, наблюдения подчеркивают важность создания системы воспитания в учреждениях, принимающих учащихся из неблагополучной социальной среды, в современных условиях.

Михайлова Лариса Борисовна - аспирант, психолог ФБОУ ВПО Статья поступила в редакцию

«ОИВТ» (филиал) «НГАВТ» 15 марта 2012 г.

© Л.Б. Михайлова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.