Научная статья на тему 'Роль бизнес-образования в подготовке кадров для России'

Роль бизнес-образования в подготовке кадров для России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ БИЗНЕСА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ / МОДУЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ADVANCED TRAINING / BUSINESS EDUCATION / RUSSIAN BUSINESS MODEL / QUALITY OF EDUCATION / STAFF DEFICIT / MODULE CURRICULA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алонцева Е. А., Хорина И. В.

Выявлены и рассмотрены основные формы бизнес-образования в России и за рубежом. Предложена классификация модульных бизнес-программ. Приведены данные результатов опроса кадровых агентств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS EDUCATION IN STAFF TRAINING FOR RUSSIA

The main forms of business education in Russia and abroad are revealed and examined in the article. The authors offer a classification of module business programs. They also provide with the employment agencies Q-date.

Текст научной работы на тему «Роль бизнес-образования в подготовке кадров для России»

УДК 37

РОЛЬ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ РОССИИ

© 2010 Е.А.Алонцева1, И.В.Хорина2

1 Самарский государственный архитектурно-строительный университет 2 Самарский государственный технический университет

Статья поступила в редакцию 16.11.2009

Выявлены и рассмотрены основные формы бизнес-образования в России и за рубежом. Предложена классификация модульных бизнес-программ. Приведены данные результатов опроса кадровых агентств.

Ключевые слова: повышение квалификации, бизнес-образование, российская модель бизнеса, качество образования, кадровый дефицит, модульные образовательные программы.

Темпы роста рынка бизнес-образования свидетельствуют о том, что знание - один из самых дорогих продуктов. В конкурентной борьбе выигрывают те, кто позаботиться о повышении квалификации персонала раньше. Бурно развивающаяся экономика повышает требования к компетенции участников рынка. Это заставляет бизнес искать новые инструменты, позволяющие не только поднять эффективность работы, но и адаптироваться к меняющимся условиям. Работодатели, ужесточая требования к персоналу, мотивируют его к росту профессионального уровня. В то же время у квалифицированного специалиста обостряется чувство независимости, он придирчиво выбирает место и условия труда. Так рождается спрос на услуги в сфере бизнес-образования.

Среди прочих сегментов рынка образования ударение в термине «бизнес-образование» следует ставить на слово «бизнес». Критерий здесь - практика применения знаний и навыков в предпринимательстве. Этим обусловлен жесткий подход к отбору преподавателей: они обязаны иметь не только обширные теоретические знания, но и успешный, передовой и даже инновационный опыт создания и ведения своего дела. Наполнение программ обязано отражать реалии бизнеса.

На сегодняшний день в РФ развивается два типа подготовки по программам МВА (Master of Business Administration): «дженералисты» (американская модель, подготовка специалистов широкого профиля, в первую очередь умеющих работать с людьми) и «специалисты» (европейская модель подготовки более специализированных, отраслевых менеджеров). Базо-

вая российская модель бизнес-образования тяготеет скорее к «немецкому варианту европейской модели»: немецкие специалисты самостоятельно развивают ряд элементов прикладного инструментария бизнеса и менеджмента, но в теории бизнеса и менеджмента активно используются американские разработки1.

Большинство западных программ реализуются совместно с российскими учебными заведениями. Наиболее распространена схема, когда модуль бизнес-образования функционирует на базе вуза, пользуясь его инфраструктурой и профессорско-преподавательским составом. Такая схема позволяет сравнительно легко получить лицензию на выдачу диплома российского образца наряду с международным. Филиалов западных бизнес-школ, самостоятельно осуществляющих подготовку по западным программам, в России крайне мало.

Западные вузы, реализующие в РФ свои программы, как правило, не относятся к числу крупнейших или лучших в мире школ. В основном это школы среднего уровня, за исключением только Школы бизнеса им. Хааса. Крупные западные бизнес-школы проводят политику привлечения студентов для обучения в США или Европе.

Но, несмотря на такое противоречие, количество желающих учиться и получать бизнес-образование в России не уменьшается, а только растет с каждым годом. Уровень конкуренции на рынке бизнес-образования возрастает, в среднем ежегодно появляется 5 - 10 новых компаний, в основном небольших. Такое увеличение заставляет крупных операторов рынка корректировать ценовую политику, поскольку новые небольшие компании привлекают неискушенных потребителей низкой стоимостью

Алонцева Елена Анатольевна, начальник учебного управления. E-mail: eagorlova@hotbox. ru Хорина Ирина Вениаминовна, старший преподаватель кафедры национальной и мировой экономики. E-mail: eagorlova@hotbox. ru

1 Новые формы образования // Эксперт. - 2005. -

№43.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №3(3), 2010

обучения2. В условиях конкуренции у клиентов появляется выбор - где пройти обучение, по какой программе. Поэтому данный рынок находится в фазе бурного роста и еще не достиг стабилизации. В связи с этим повышается качество образования, улучшается сервис, вводятся различные инновации.

Рост объемов сопровождается расширением преподавательского состава: за минувший год в целом по рынку он увеличился на 16% (до 1493 человек). Сдерживает рост рынка дефицит кадров: бизнес развивается быстрее, чем специалисты адаптируют системные знания и опыт для передачи другим. На данный рынок услуг наложил отпечаток и мировой экономический кризис, когда были приостановлены ряд бизнес-программ, слушатели которых не смогли в дальнейшем оплачивать данные курсы. Но однако на сегодняшний день ситуация на Российском рынке претерпевает большие изменения.

Участники рынка бизнес-образования ожидают изменений в отраслевой структуре рынка в сторону увеличения спроса со стороны производственных и сервисных компаний. То есть, потенциальными клиентами центров бизнес-обучения станут развивающиеся отрасли промышленности - приборостроение, машиностроение, добыча природных ресурсов, производство стройматериалов, мясопереработка и производство молочной продукции. Качественные изменения в этих отраслях обуславливают появление потребности в обучении. В сегменте сервисных компаний ожидается рост спроса со стороны авторынка и связанных с ним сервисом, логистики, перевозок, инжиниринга, рекламы, полиграфии, СМИ и т.д.

Пережив экономический кризис, население России и особенно регионов начинает понимать всю значимость процесса получения образования. Постепенно появляется тенденция к увеличению спроса на образовательные услуги: повышение квалификации или переквалификация и получение новой профессии. Особенно это проявляется со стороны физических лиц: люди стремятся быть более независимыми на рынке труда. Это приведет к тому, что за свой счет будут учиться больше. Но юридические лица пока остаются основными клиентами центров бизнес-обучения.

По результатам опроса кадровых агентств, проведенного в ходе исследования, видно, что затраты на программы бизнес-обучения МВА окупаются в течение одного - двух лет: например, Санкт-Петербурге зарплата управленца,

2 Логинова О. Время точить топоры // Эксперт Урал.

- 2006. - №13.

имеющего диплом МВА, выше на 500 - 1000 долларов. А наиболее активный карьерный рост происходит у менеджеров среднего звена. Ежегодное количество выпускников МВА в России - примерно три тысячи человек, при этом рынок сильно централизован: львиная доля (80%) приходится на Москву, 10% - на Санкт-Петербург, еще 10% - на регионы3. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга школы МВА есть во многих городах: Саранск, Воронеж, Казань, Самара и т.д. Основное направление развития данных образовательных программ - модульные программы столичных МВА в регионах.

Одной из модульных программ является создание корпоративных университетов. Особенностью корпоративного университета, отличающего его от обычного Training Department или вуза, считается целенаправленность его образовательной политики: обучение именно тому, что необходимо для реализации стратегии компании. Серьезных корпоративных университетов в РФ немного, они существуют при крупных предприятиях, при этом полноценно не функционирует ни один из них.

Крупные компании - «Сибнефть», «Русский алюминий», «Татнефть», «Вимм-Билль-Данн», «Северсталь», «Вымпелком» - ставят себе системы дистанционного обучения. Такая модель образования сейчас стремительно распространяется по всему миру. На этот шаг компании подвигает оценка перспектив образования для сотрудников: когда выясняется, что за несколько лет более 80% сотрудников должны пройти переподготовку, установка системы дистанционного образования оказывается дешевле и эффективнее.

Особое место среди учебных модульных программ занимают тренинги, возникшие на Западе в 40-х годах XX века. Тренинг - один из способов ускоренной подготовки к работе в условиях гипердинамичного рынка труда. В нем не просто передаются знания о тех или иных объектах, а приобретаются практические навыки обращения с ними. Появились тренинги в России в начале 90-х годов с приходом крупных западных корпораций, которые и были поначалу единственными заказчиками тренингов. Сегодня тренинговые программы как способ быстрого достижения результатов наиболее популярны среди методов повышения квалификации.

Однако достаточно трудно сделать бизнес-образование в России рентабельным. Хотя большинство отечественных компаний понимают, что их управляющим не хватает знаний в области общего менеджмента, но тем не менее

3 Новые формы образования...

платить за образование сотрудников не готовы. Во-первых, не считают эту задачу приоритетной, во-вторых - из-за психологических факторов (многие русские предприниматели боятся быть не компетентными в вопросах развития бизнеса, нежели чем подчиненные). В-третьих, компании зачастую не могут адекватно использовать специалистов уровня МВА в силу плохой организации бизнеса в целом.

Сделать бизнес-образование в России рентабельным может лишь кадровая революция, когда владельцы и руководители компаний при-

дут к убеждению, что дальнейший рост экономики невозможен без хорошо образованных менеджеров. На первые позиции в компаниях выходит все больше выпускников бизнес-школ, хорошо понимающих истину в дальнейшем прогрессе образования. Поэтому на сегодняшний день модернизация управления компаниями, обеспечивающая адекватное использование образованных менеджеров, идет весьма интенсивно, так же как и обновление производственных кадров.

BUSINESS EDUCATION IN STAFF TRAINING FOR RUSSIA

© 2010 E.A.Alontseva1, LV.Khorina2°

1 Samara State University of Architecture and Civil Engineering 2 Samara State Technical University

The main forms of business education in Russia and abroad are revealed and examined in the article. The authors offer a classification of module business programs. They also provide with the employment agencies Q-date.

Key words: advanced training, business education, Russian business model, quality of education, staff deficit, module curricula.

Alontseva Elena Anatolievna, Head of Studies. E-mail: eagorlova@hotbox. ru Khorina Irina Veniaminovna, Senior Teacher of the National and world economy department. E-mail: eagorlova@hotbox. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.