Научная статья на тему 'Модели бизнес-образования в России и их основные конкурентные преимущества'

Модели бизнес-образования в России и их основные конкурентные преимущества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
619
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ / A BUSINESS EDUCATION / THE EDUCATIONAL STANDARD / A COMPETITION / THE BUSINESS EDUCATION MARKET / BUSINESS EDUCATION MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минасян Элла Карапетовна

В данной статье рассмотрены основные модели бизнес-образования в России. Автором выделены основные конкурентные преимущества представленных моделей. Кроме того, в статье произведён анализ конкуренции на рынке бизнес-образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS EDUCATION MODELS TO RUSSIA AND THEIR BASIC COMPETITIVE ADVANTAGES

In the given article the basic models of a business education in Russia are considered. The author allocates the basic competitive advantages of the presented models. Besides, in the article the competition analysis in the business education market in Russia is made.

Текст научной работы на тему «Модели бизнес-образования в России и их основные конкурентные преимущества»

Модели бизнес-образования в России и их основные конкурентные преимущества

Э.К. Минасян, аспирант Научный руководитель: Л.А. Данченок, д.э.н., профессор Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

В данной статье рассмотрены основные модели бизнес-обра-зования в России. Автором выделены основные конкурентные преимущества представленных моделей. Кроме того, в статье произведен анализ конкуренции на рынке бизнес-образования в России.

К пашей стране it течение достаточно долгого временног о периода существовала -германская» или традиционная модель образования. И только с 2000 г. после государственного признания программ МНА произошел официальный переход к -смешанной- модели. На сегодняшний момент можно выделить 4 модели бизнес-образования, характерных для России и имеющих значительные отличия друг от друга:

Модель 1 - Высшее образование.

Модель 2 - Профессиональная переподготовка (ПИ).

Модель 3 - Повышение квалификации (ПК).

Модель ч - Мастер делового администрирования (МВА)

Параметры каждой из моделей сопоставлены в табл. 1.

Модель 1 соответствует западным понятиям Undergraduate (Basic) Education по программам бакалавриата (4 года) и Graduate Education по программам магистратуры со специализацией: Master of Science. Master of Arts. Выпускники этой модели нередко достигают высокого профессионализма в своей области. однако их образование, ориентированное, главным образом, на приобретение знаний, не всегда побуждает их к нахождению работы с реальной ответственностью за управление компанией.

Модель 2 способна привлечь специалиста к практической работе, но по содержанию в большей степени может лишь обучить основам необходимых управленцу навыков, но не претендует на высокий уровень профессионализма и обучение в ее рамках не является продолжительным. Поэтому квалификация не присваивается. Однако за рубежом к этому типу бизнес-образова-ния относятся достаточно -сильные- программы "Executive Development", как. например. 3-месячная программа Гарвардской школы бизнеса по интенсивному обучению менеджменту.

Модель 3 представлена многочисленными краткосрочными программами и семинарами, дает возможность реальным руководителям постоянно совершенствовать свои знания, таким образом идя в ногу со временем. Обучение по этой модели соответствует зарубежным программам "Executive Development". "Management Development", "Management Training" и представлено в странах как с новой, американской системой бизнес-образования, лак и с традиционной, германской.

Модель i представляет собой как раз ту сферу бизнес-образования, которая максимальным образом приближает его к успешной американской модели: она направлена на подготовку профессионального менеджера - основу философии всей системы бизнес-образования США.

Реализация программ МВА в России началась по инициал иве отдельных учебных заведений в 1990-х гг. Однако тогда правовой основы для осуществления этих бизнес-программ не существовало. Выпускникам выдавались разные дипломы, государственный диплом о профессиональной переподготовке. негосударственные дипломы с названием -Master of Business Administration-и дипломы об окончании магистратуры. В таком положении диплом не отражал смысла МВА как серьезной академической программы, а включение МВА в перечень специальностей высшего образования потребовало бы бюджетного финансирования государством этих программ.

Значительный шаг вперед был сделан в 1996 г.. когда Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) поставила цель официального определения статуса программ МВА в России. Был разработан проект Положения РАБО об аккредитации программ МВА и в 1999 г. представлен европейскому совету EQUAL (European Quality Link), проводящему координацию стандартов бизнес-образования. Предложения РАБО по признанию в России программ МВА были вынесены на суд министра образования В.М. Филиппова, и начался

Таблица 1

Сравнительная характеристика моделей бизнес-образования в России

Параметры Модель I Модель 2 Модель 3 Мо ic.ii» 4

Цель Развитие личности Введение в профессию менеджера Формирование более квалифицированного руководителя Подготовка профессионального менеджера

Задача Достойное место на рынке труда в сфере би знеса и менеджмента I [раво заниматься новым видом профессиональной деятельности 1. Тематическое обучение в рамках семинара по месту работы 2. Углубленное изучение актуальных проблем в учреждении ПК 3. Краткосрочное изучение вопросов Ускорение карьерного роста, содействие успеху в предпринимательстве. начало карьеры менеджера для специалистов

Документы Диплом специалиста (5 лет), диплом магистра менеджмента (6 пет) Диплом о профессиональной переподготовке (без квалификации) 1. Государственное удостоверение о ПК 2. Государственное свидетельство о ПК 3. Сертификат об участии в программе (негосу-дарств.) Диплом о дополнительном образовании с квалификацией МВД

Контннгент Лица со средним образованием или с дипломом бакалавра Лица с профессиональным образованием и опытом Руководители и специалисты Лица с дипломом о высшем образовании и, как правило, опытом от 2 лет

Форма обучения I !ервое высшее (очно, заочно, очно-заочно, листант): второе высшее: магистратура С отрывом и без отрыва от pa6oi ы Очная, очно-заочная (вечерняя. модульная) Очная с отрывом от работы (1.5 года), очная без отрыва (вечерняя, модульная - 2 года)

Содержание По государственным стандартам По сог ласованию с клиентом По усмотрению образовательною учреждения или клиента Государственные требования

Финансирование 11ервое высшее бесплатно, частично - платно; второе высшее, магистрату ра платно Платное (кроме государственных ирофамм) I !латное, спонсируемое Платное

процесс создания правовой базы для реализации программ МВА. Этот процесс проходил в форме эксперимента в 1999-2003 гг. на основании приказов Министерства образования:

Ns 574 от 5 марта 1999 г. -Об организации профессиональной подготовки в области делового администрирования по программам МВА»;

N° 50 от 28 июня 1999 г. »0 введении профессиональной переподготовки специалистов по программам -Менеджер делового администрирования (Master of Business Administration)':

N» 224 от 30 августа 1999 г. -О проведении конкурсного отбора образовательных учреждений»;

Ns 278 от 10 сентября 1999 г. -О создании Экспертного совета Конкурсной комиссии по отбору образовательных учреждений /ия проведения профессиональной переподготовки специалистов по программам -Мастер делового администрирования» (МВА)».

Задачей эксперимента являлся отбор образовательных учреждений, готовых показать осуществимость и эффективность программ МВА в условиях России для подготовки кадров, способных управлять компаниями в современных условиях. Для первого этапа эксперимента было отобрано 15 учебных заведений, приступивших к реализации программ МВА с 1999 2000 учебною года, в числе которых был и Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). а для второго - еще 18. начавших обучение по программам МВА с 2000 2001 учебного года.

Полученные в результате эксперимента опенки показали, что почти все участвовавшие в нем учреждения получили интегрированную оценку соответствия программ МВА Государственным т ребованиям к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам «Мастер делового администрирования» на уровне выше среднего. 60% образовательных учреждений имели итоговую оценку выше 4 баллов, то есть приближенную к высокой степени соответствия требованиям. По содержанию программ 82% образовательных учреждений получили оценку выше 4 баллов, по общей характеристике - 70%.

Все программы МВА участников эксперимента показали самоокупаемость,

т. е. с их помощью происходит процесс привлечения внебюджетных средств от бизнеса в образовательную сферу, что положительным образом сказывается на развитии учреждений, реализующих эти программы.

В результате проведенного эксперимента была создана правовая основа лля распространения программ МВА. а также стало очевидным, что эти прог раммы имеют хорошие перспективы и на рынке бизнес-образования в России.

Каждая из четырех рассмотренных моделей бизнес-образования, характерных для России, обладает рядом конку-

рентных преимуществ, определяющих перспективы развития этих моделей в нашей стране.

Бизнес-образование само по себе представляет специфическую сферу бизнеса. и к этой области применимы те же принципы достижения успеха, что и к другим отраслям. Поэтому образовательное учреждение, принимающее решение о реализации программ в рамках той ичи иной модели, должно обязательно учитывать факторы, способные обеспечить конкурентные преимущества на рынке образования. Обозначим условия, наличие которых может в максимальной

N°1. 200Я

степени способствовать значительной отдаче от реализации той или иной модели бизнес-образования в России2.

Модель 1 (Высшее образование) обеспечивает конкурентные преимущества при существовании следующих условий:

большая численность населения, значительный контингент молодых людей с потребностью в высшем образовании (демографической фактор);

высоко развитый научно-методический потенциал:

достаточная масса штатного высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава.

благоприятный имидж образовательного учреждения:

развитая материально-техническая база;

государственная аккредитация, выдача дипломов государственного образна (как необходимое подтверждение качества).

Модель 2 (Профессиональная переподготовка) имеет существенные перспективы, если есть:

устойчивые связи с бизнесом или сосредоточение значительного числа профессиональных работников, нуждающихся в переподготовке:

участие в государственных и международных программах развития человеческих ресурсов;

высококвалифицированные преподаватели с опытом работы;

потенциал для разработки новых программ и их адаптации к потребностям клиента;

развитая материально-техническая база;

эффективный менеджмент и маркетинг учебных программ;

государственная аккредитация (как дополнительное конкурентное преимущество).

Эта модель в гораздо большей степени, нежели модель -Высшее образование- связана с требованиями отдельных отраслей деятельности, поэтому-ключевое значение приобретает наличие контактов с конкретными компаниями, которые планируют обучение персонала по необходимым для переподготовки программам. Следовательно. зависимость обучения по этой модели от реального бизнеса диктует и потребность не просто в профессорах,

а в квалифицированных преподавателях с опытом работы в областях осуществления переподготовки.

Модель 3 (Повышение квалификации) будет реализована успешно при наличии:

уникальной информации, материалов и методик обучения;

высококвалифицированных специалистов в определенных отраслях, выступающих в качестве преподавателей и тренеров:

отработанной методики проведения занятий с использованием интерактивных методов обучения и информационных технологий;

стабильные связи с клиентами: активный маркетинг программ: лицензия на дополни тельное образование.

Группы клиентов в этой модели бизнес-образования достаточно разнообразны: это могут быть как представители одной компании, так и наоборот, отдельные специалисты, поэтому важнейшую роль в обеспечении конкурентных преимуществ при реализации данной программы играет активный маркетинг. способный организовать эффективный поиск клиентов и донесение информации о программах до потенциальных их потребителей.

Наконец, модель 4 (МВА) принесет плоды при существовании следующих условий:

наличие развитого рынка дорогостоящих программ, спроса на них;

понимание руководством образовательного учреждения специфики программ МВА:

наличие достаточного количества преподавателей бизнеса и менеджмента с высоким академическим уровнем и опытом работы;

готовность к широкому использованию интерактивных методов обучения;

развитый научно-методический потенциал;

активное участие преподавателей в консультировании и научных исследованиях:

высокая степень самостоятельности подразделения, реализующего программы МВА. или создание отдельной высшей школы бизнеса; эффективный маркетинг; участие в международном образова-тельном сообществе;

связи с федеральным органом управления образованием, лицензия по дополнительному (к высшему) образованию.

Очевидно, что для достижения реально высокого качества программ МВА, для приближения их к мировым стандартам, необходимо постоянное привлечение дорогостоящих ресурсов, важнейшим из которых являются преподаватели. а также проектируемые современными методами учебные материалы. Это. естественно, повышает стоимость обучения по программам. Диплом МВА. несомненно, относится к числу дорогостоящих. Поэтому бессмысленно открывать программы в тех регионах, где у населения просто пет возможностей осуществить такие вложения.

Успешная реализация программ МВА невозможна без понимания специфики этого вида бизнес-образования, его главных потребителей. Как правило. это взрослые люди, весьма скепт ически настроенные к «сухому- изложению преподавателем теоретических аспектов и требующие активных методов обучения, рассмотрения проблем в конкретных бизнес-ситуациях (ca.se-8Чк1у). Поэтому дополнительное конкурентное преимущество способно обеспечить привлечение к работе со студентами ведущих специалистов в той или иной сфере бизнеса, практиков, готовых поделиться реальными задачами, возникавшими в процессе их трудовой деятельности, и механизмами их решения.

Эта модель представляет собой наиболее серьезный сдвиг в бизнес-образовании в России. Данная его форма максимально заставляет бизнес-школы действовать по правилам рынка, серьезно продумывать способы конкурентной борьбы и. учитывая постоянный отток студентов для обучения за рубежом. стремит ься к реальному совершенствованию качества программ МВА. Развитие моделей бизнес-образования неразрывно связано с конкуренцией на рынке образования. Проанализируем особенности конкуренции на российском рынке бизнес-образования.

Стоит отметить, что определить характеристики рынка бизнес-образования, такие как. например, его емкость, достаточно сложно. Проблема обуслов-

лена отсутствием либо разбросанностью статистической информации. Поэтому при характеристике параметров этого рынка приходится зачастую полагаться на исследования отдельных маркетинговых агентств и организаций, занимающихся проблемами бизнес-образования в России - РАБО. Российской Лиги МВА. Невозможность приведения официальных статистических данных об объеме рынка российского бизнес-образования объясняется элементарным отсутствием итоговых цифр, объединяющих в себе сразу все сегменты рынка - от краткосрочных тренингов до высшего образования.

По материалам «РБК. Исследования рынков», объем рынка бизнес-образо-вания в России составляет 170-200 млн. долл. США. 50-70% этих средств сосредоточено в Москве. Величина потребления услуг бизнес-образования в России существенно ниже, чем. например, в Европе: 1,5 долл. в год на человека против Ж) долл.

Проиллюстрировать прогноз развития рынка бизнес-образования в России представляется возможным, используя независимый расчет, опубликованный на сайте www.mba.su \ В качеств отправной точки использовался прогноз роста рынка бизнес-образования. выполненный агентством -Качалов и Коллеги-. (Доклад на конференции РАЮ, 25 ноября 2005, Челябинск).

Как указывают аналитики агентства, ими было построено три сценария: два из них являются оптимистическими. Еще один сценарий можно назвать пессимистическим Авторы прогноза считаю!, что можно прогнозировать, что в 2016 году размер рынка бизнес образования сложится минимум 1.2 млрд долл., максимум 1.6 млрд. долл., или даже выше. Весь рынок бизнес-образования (включая продукты тренинговых компании. краткосрочные и среднесрочные программы, корпоративные программы и открытые программы МВА) вырастет примерно на 15% - к 2006 г.. на 30% - к 2007 г.. на 20% - к 2008 г.. на 23% - к 2009 г., на 20% - к 2010 г.

Приведенные цифры позволяют сделать вывод о наличии в России сложившегося рынка бизнес-образования и о его действительной перспективности.

Описывая рынок бизнес-образования в России, стоит от метить характер

конкуренции на нем. Попробуем оценить конкурентную среду на рынке бизнес-образования. используя модель пяти сил конкуренции Майкла Портера.'

Соперничество между конкурирующими компаниями.

На рынке бизнес-образования эта сила имеет наиболее сильное действие. Иод конкурирующими компаниями в данном случае, разумеется, понимают различные бизнес-школы. Увеличению этой силы конкуренции способствует большое число конкурирующих образовательных учреждений - их более 1000 (от небольших тренинговых компаний до крупнейших университетов страны). Конкурентная борьба за потребителя между отдельными бизнес-школами в этой отрасли усложняется еще и развитием такого ее сегмента, как внутрикорпоративное бизнес-обучение.

Конкурентное взаимодействие бизнес-школ проявляется, в первую очередь, в борьбе за выгодную позицию и в грамотной разработке конкурентной стратегии. В борьбе за позицию бизнес-шко-ла стремится, во-первых, улучшить ее (путем, например, внедрения в свои программы большего числа интерактивных методов обучения, организации стажировок для студентов за рубежом, привлечения именитых преподавателей и др).

Во-вторых, бизнес-школа стремится к сохранению уже завоеванных конкурентных преимуществ. Так, например. если бизнес-школа славится хорошо налаженной системой обратной связи со студентами, она продолжает политику организации встреч и форумов выпускников, создания возможностей для общения студентов в неформальной обстановке и т.п. Что же касается конкурентных стратегий, то их выбор зависит от многих параметров, например, от положения фирмы на рынке. Стратегия бизнес-школы, относимой по классификации ролевых функций фирм-конкурентов Филиппа Котлера к лидерам (например. АНХ при Правительстве РФ), будет существенным образом отличаться от бизнес-школ - новичков, занятых еше только поиском рыночной ниши. Последние тяготеют к выбору ценовых методов конкурентной борьбы путем заметного снижения цен по отношению к ценам школ-лидеров рынка. И. наоборот, низкая цена на

программы в крупной бизнес-школе способна вызвать подозрения в среде покупателей относительно качества обучения, потому что в современных условиях доступности информации любой потенциальный студент может сопоставить пены российской бизнес-школы с западными. Поэтому высокая стоимость обучения в ведущих бизнес-школах России уже становится не просто отражением реально масштабных затрат самого образовательного учреждения на реализацию программ, но и своего рода индикатора качества обучения и престижности диплома.

Угроза появления заменителей.

Эта сила на рынке бизнес-образования не столь опасна, как. например, предыдущая. Это можно объяснить тем фактом, что уже на современном этапе у людей достаточно чет ко сформировалось осознание существенных отличий бизнес-образования от. например, образования экономического, описанных в главе 1 данной дипломной работы. Принципиально другие преимущества. приобретаемые в процессе получения бизнес-образования, их определенная уникальность позволяет говорить о малой вероятности легкого перехода потребителя на другой вид образования для удовлетворения тех же потребностей.

Угроза появления новых конкурентов.

Эт а сила дейст вует неодинаково в различных сегментах рынка бизнес-образования. Например, в сегменте тренинговых компаний, требования к которым значительно слабее, чем к образовательным учреждениям, реализующим программы в рамках модели 1 (высшее образование) или модели ч (МВА). Соответственно, барьеры для входа па этот сегмент рынка меньше и вероятность появления новых конкурентов больше.

Однако в сегменте программ МВА. как это было рассмотрено в предыдущей части данной главы, важнейшим фактором обеспечения конкурентных преимуществ является наличие большого опыта обучения взрослых людей, применения современных интерактивных методов обучения, наличие значительною научно-методического потенциала и даже престижность диплома бизнес-школы, которая, разумеется, зарабатывается годами. Поэтому только

что появившиеся бизнес-школы, скорее всего, не скоро могут превратиться в реальных конкурентов для давно существующих на рынке школ. Должно будет пройти время, пока сформируется определенное доверие к программам новой школы, в сознании потребителя сформируется представления об особенностях предлагаемых ею программ.

Однако в этом элитном сегменте рынка бизнес-образования существенной является угроза возможной экспансии на российский рынок иностранных учебных заведений. Конкуренция с зарубежными программами наиболее сложная rio способам борьбы для российских бизнес-школ. Традиционное (и. разумеется, не безосновательное) представление о западных (а с недавнего времени и об азиатских) программах как о гарантии качественного образования, престижном дипломе и блестящих перспективах серьезно подрывают шансы российских школ на успех в «неравной борьбе». К тому же иностранные конкуренты проводят активную политику привлечения клиентов из России. Так, например, в Москве ежегодно при содействии Британского Совета проходит выставка образования "Educación UK".

Такая глобализация бизнес-образова-ния. конечно, усиливает конкуренцию на российском рынке, однако одновременно стимулирует совершенствование программ российскими бизнес-школами.

Рыночная сила поставщиков.

Сила конкурентного воздействия поставщиков определяется тем, насколько важным являются эти составляющие затрат для покупателя.

Можно сделать предположение, что на рынке бизнес-образования одним из ключевых ресурсов, от »поставки- которого зависит конкурентный успех компании (бизнес-школы), являются квалифицированные преподаватели. Их состав играет важнейшую роль в имидже бизнес-школы в глазах потребителей образовательных услуг. Именно поэтому сейчас обострилась конкуренция между лидерами рынка бизнес-образования за лучших преподавателей. Понятно, что преподаватели обладают способностью «торговаться», при наличии разных предложений они могут принять решение в пользу бизнес-школы, готовой платить больше. Такая угроза заставляет бизнес-школы повы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шал ь ставки (соответственно, повышается стоимость обучения по программам). В Москве, например, с 2001 г. максимальная ставка почасовой оплаты выросла с 30 до ~5 и даже 100 долл. США.

В рамках рассмотрения этой силы конкуренции, хотелось бы остановиться еще па одной проблеме. С развит ием информационных технологий и их стремительным проникновением в последние годы и в сферу образования получает постепенное распространение такая форма обучения, как e-leaming (или дистанционная форма). Ее суть заключается в реализации образовательных программ целиком -на расстоянии-. Студент обучается через Интернет с помощью специально создаваемых прог раммистами Систем дистанционного обучения. например, таких как СДО -Прометей», применяемой в МЭСИ. Одним из ключевых принципов реализации е-learning-программ является подготовка качественного контента - учебных материалов - ятя СДО. Процесс разработки электронных курсов существенно отличается от традиционных схем создания учебных материалов. Он несет существенные затраты. В данной ситуации бизнес-школа может попасть и под влияние поставщиков программного обеспечения для реализации e-learning, а также разработчиков контента. Б МЭСИ с 2004 года началась реализация магистерских прог рамм в дистанционной форме. Для осуществления этой задачи была закуплена у российского разработчика -ЗАО -Виртуальные технологии» - СДО -Прометей», а также создано специальное подразделение МЭСИ - Центр проектирования контент а для разработки электронных курсов с использованием технологий, отвечающих мировым стандартам IMS и SCORM. Этот пример доказывает возникновение дополнительных статей затрат в бюджете современной бизнес-школы и ее уязвимость во взаи-моотаошениях с поставщиками необходимых для реализации дистанционных программ ресурсов.

Рыночная сила покупателей.

Эта сила, наряду с первой, является одной из наиболее значимых, если не самой значимой. Сила влияния существенна, во-первых, в том случае, если объем потребления представляет собой значительный процент от всех продаж. На рассматриваемом нами рынке биз-

нес-образования можно говорит ь о полной зависимости бизнес-школ от уровня потребления предлагаемых ими образовательных услуг. Успешная реализация программ слушателям, по сути, главная цель существования любой бизнес-школы. Поэтому потеря каждого потенциального потребителя - прямая угроза прибыли бизнес-школы.

Во-вторых, сила воздействия способности потребителей торговаться, велика в том случае, если товары услуги. предлагаемые разными фирмами, относительно хорошо стандартизированы и потребитель может найти альтернативный вариант. Для рынка бизнес-образования это тоже актуально, поскольку большинство школ действительно предлагает, например, программы МВА, обязанные соответствовать Государственным требованиям. Кроме того, существует достаточно ограниченное число предлагаемых специализаций. Все это, а также легкий доступ к информации в современном мире обеспечивают потребителю образовательных услуг реальную возможность выбирать из значительного числа альтернативных вариантов без серьезного ущерба для себя. Поэтому такой острой является на рынке бизнес-образования борьба за клиентов.

Потребители на рынке бизнес-образования несут серьезную для бизнес-школ угрозу возможного отступления, если найдут более приемлемую для них в ценовом или ином отношении программу обучения. Но этой причине борьба за клиента ведется бизнес-школами на всех этапах: от планирования эффективной рекламы, разработки удобного по навигации. содержательного и эстетически приятного Web-сайта до непосредственно постоянного совершенствования самого процесса обучения.

Ссылки:

' По материалам книги Бизнес-образование: специфика, программы, i ехно.тогой. организация Пол общ. pel. СР. Филоновича.-М: ГУ ВПК). 200-». С. 100-108.

1 По материалам книги Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация . Под общ. ред. С.Р. Фи;юновича.-М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 112-11».

' hup www.inba.su, main.phprid "research

1 Теория и практика конкуренции. Учебник дли студентов 3 курсам ж< »комических специальностей Ответственный редактор Рубин Ю.Г>. Мос-коискийгосуиа|хтвенн1л^улшве|хше1"жономики. статист ики и информатики. - М„ 2001. С 36. _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.