Научная статья на тему 'Тенденции и проблемы развития бизнес-образования в контексте международной безопасности образовательных технологий и предотвращения факторов негативного влияния'

Тенденции и проблемы развития бизнес-образования в контексте международной безопасности образовательных технологий и предотвращения факторов негативного влияния Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ / ГЛОБАЛИ-ЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПАРАДИГМА БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ / МВА-ПРОГРАММА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕГАТИВНОМУ ВЛИЯНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / BUSINESS EDUCATION IN COLLABORATION EURASIAN STATES / GLOBALIZATION OF EDUCATION / PARADIGM OF BUSINESS EDUCATION / MBA PROGRAM / COMBATING THE NEGATIVE EFFECTS OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Ирина Камильевна

В статье раскрыты тенденции и проблемы развития бизнес-образования в кон-тексте международной безопасности образовательных технологий и предотвращения факторов негативного влияния. Отмечены роль и место системы бизнес-образования в сотрудничестве евразийских государств и развитии современной экономики экономики инноваций, знаний и информации. На основе изучения опыта ведущих мировых школ бизнеса автор выявил предпосылки и закономерности смены парадигм бизнес-образования, обосновал взаимосвязь трансформаций национальных систем экономик и бизнес-образования, отметил проблемы противодействия негативному влиянию образовательных технологий на гражданскую бизнес-позицию и мировоззрение обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends and problems of development of business education in the context of international security, educational technologies and to prevent the negative impact of factors

The article reveals the trends and problems of development of business education in the context of international security, educational technologies and prevent the negative impact of factors. It noted the role and place of business education in collaboration Eurasian states and the development of modern economy the economy of innovation, knowledge and information. On the basis of the experience of the world’s leading business schools author reveals prerequisites and regularities of a paradigm shift of business education, grounded relationship transformation of the national economic system and business education, noting the problem of countering the negative effects of educational technology to the civil business position and outlook of students.

Текст научной работы на тему «Тенденции и проблемы развития бизнес-образования в контексте международной безопасности образовательных технологий и предотвращения факторов негативного влияния»

№3 2015

Тенденции и проблемы развития бизнес-образования в контексте международной безопасности образовательных технологий и предотвращения факторов негативного влияния

МАКАРОВА ИРИНА КАМИЛЬЕВНА

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента, проректор по учебно-воспитательной работе Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

Аннотация: В статье раскрыты тенденции и проблемы развития бизнес-образования в контексте международной безопасности образовательных технологий и предотвращения факторов негативного влияния. Отмечены роль и место системы бизнес-образования в сотрудничестве евразийских государств и развитии современной экономики — экономики инноваций, знаний и информации. На основе изучения опыта ведущих мировых школ бизнеса автор выявил предпосылки и закономерности смены парадигм бизнес-образования, обосновал взаимосвязь трансформаций национальных систем экономик и бизнес-образования, отметил проблемы противодействия негативному влиянию образовательных технологий на гражданскую бизнес-позицию и мировоззрение обучающихся.

Ключевые слова: бизнес-образование в сотрудничестве евразийских государств, глобализация образования, парадигма бизнес-образования, МВА-программа, противодействие негативному влиянию образовательных технологий.

Trends and problems of development of business education in the context of international security, educational technologies and to prevent the negative impact of factors

MAKAROVA IRINA KAMILEVNA

Head department of management, vice-rector for educational work, Institute of international law and economy of the name A.S. Griboedov, doctor of economics, professor

Abstract: The article reveals the trends and problems of development of business education in the context of international security, educational technologies and prevent the negative impact of factors. It noted the role and place of business education in collaboration Eurasian states and the development of modern economy - the economy of innovation, knowledge and information. On the basis of the experience of the world's leading business schools author reveals prerequisites and regularities of a paradigm shift of business education, grounded relationship transformation of the national economic system and business education, noting the problem of countering the negative effects of educational technology to the civil business position and outlook of students.

Key words: business education in collaboration Eurasian states, the globalization of education, paradigm of business education, MBA program, combating the negative effects of educational technology.

89

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

В условиях модернизации экономики, усиления рыночной конкуренции и процессов сотрудничества евразийских государств в качестве одного из ключевых элементов выступает образование. Как известно, в теории существует три механизма, с помощью которых образование может влиять на экономический рост. Во-первых, образование увеличивает объем человеческого капитала, а это повышает производительность труда; во-вторых, образование может повысить инновационный потенциал страны, что, естественно, также будет способствовать экономическому росту; и, наконец, в-третьих, образование способствует успешной реализации новых технологий, разработанных в других странах, что также ускоряет экономический рост.

Вот почему в развитых странах и государствах евразийского пространства бизнес-образование давно стало инфраструктурным элементом бизнеса. Современный бизнес в развитых странах просто не может существовать без системы бизнес-образования, которой он формирует соответствующий запрос. На рубеже XXI в., по данным AACSB-lnternational, в мире насчитывалось около 7,5 тыс. школ бизнеса. В развитых странах их количество стабилизировалось, но в наиболее быстро развивающихся экономиках Евразийского пространства, Азии, Латинской Америки, Восточной Европы, включая Россию и другие страны СНГ, оно непрерывно увеличивается. Только в США ежегодный выпуск по программам МВА достигает 100 тыс. человек, в Великобритании -превышает 60 тыс., в Китае - 20 тыс. человек.

Однако образовательные технологии в условиях ведущейся против России и государств СНГ информационной войны в некоторых случаях могут стать и фактором, угрожающим национальной и региональной безопасности. Для предотвращения факторов возможного негативного влияния зарубежных образовательных технологий в российском образовательном секторе требуется анализ концептуальной направленности и воздействия того или иного вида образования на формирование «гражданской бизнес-позиции» обучающихся по защите экономических и социальных интересов бизес-сообщества в России.

Эффективное управление бизнесом в России с использованием полученных зарубежных навыков возможно и необходимо. Однако нужно понимание, что программы, например, Школ бизнеса Пенсильванского университета или Даремского университета и др., включают элементы внедрения конкурентных преимуществ американского бизнеса и права в ущерб применению, например, норм российского права и менеджмента.

Под бизнес-образованием мы понимаем образовательную деятельность, нацеленную на формирование и развитие у слушателей управленческих компетенций (практически значимых знаний и профессиональных навыков), необходимых им для эффективного управления деловыми организациями, функционирующими в условиях рыночной конкуренции и глобализации экономики.

Бизнес-образование прошло различные этапы, и фактически за последние пятьдесят лет совершилась смена парадигм формирования деятельности школ бизнеса, поскольку изменялись фундаментальные предпосылки деятельности. Как известно, школы бизнеса как символ бизнес-образования стали появляться в США в конце XIX - начале XX вв. Самая первая - это Школа бизнеса Пенсильванского университета (1886 г.), основанная Д. Уортоном, в 1901 г. в Даремском университете был выдан первый диплом МВА. Гарвардская школа бизнеса была основана в

90

№3 2015

1916 г., в 1919 г. - Американская ассоциация университетских школ бизнеса - AACSB. В течение длительного времени сложившаяся технократическая парадигма бизнес-образования была ориентирована на приобретение технической квалификации.

Новаторство американского подхода было основано на предпосылке о том, что в результате обучения формируется «профессиональный менеджер». Считалось при этом, что менеджмент -это не только вид деятельности, но и самостоятельная наука. Однако данный подход не бесспорный для защиты российских конкурентных интересов, поскольку он может быть эффективным после адаптации его к российским реалиям предпринимательского правоприменения.

Широкое распространение программы МВА получили после Второй мировой войны. С изменением политической и экономической ситуации в мире, появлением новых центров развития пришлось несколько поменять концепцию и адаптировать ее к новым условиям. Уже в 60-е годы прошлого столетия американские школы бизнеса стали ощущать конкуренцию со стороны европейских школ. В странах Западной Европы программы МВА стали распространяться в дополнение к уже существовавшей достаточно мощной системе высшего образования экономического и инженерно-экономического толка. Лидером в этом процессе стала Великобритания, но достаточно серьезные усилия были предприняты в Испании, Франции, Италии и некоторых других странах.

Последующие три десятилетия (вплоть до 1990-х гг.) ознаменовались бурным прогрессом управленческой науки, что сделало модель бизнес-образования наиболее эффективной и востребованной.

В начале XXI в. в мировом бизнес-сообществе заговорили о зарождении новой парадигмы бизнес-образования, связанной с развитием информационных технологий, появлением сети Интернет. Информатизация общества кардинально меняет облик современных и будущих организаций,

а также требования к менеджменту, а в конечном счете, и к содержанию бизнес-образования. Нельзя не согласиться с теми специалистами, которые назвали ее сетевой парадигмой.

В рамках сетевой парадигмы современное деловое предприятие рассматривается как корпорация, ориентированная на знания. Это в полной мере относится и к школам бизнеса, границы которых становятся неопределенными, поскольку знания осваиваются и передаются на виртуальном уровне с активным использованием информационных технологий.

В рамках инновационного и образовательного сотрудничества государств ЕАЭС и СНГ в интересах безопасности образовательных технологий можно определить следующие характерные черты новой парадигмы бизнес-образования: переход от пассивного восприятия знаний к интерактивному обучению посредством выполнения заданий, возникающих в реальном мире; трансформация содержания образовательных программ - от традиционного стандартизованного подхода к индивидуализированному подходу (например, четко прослеживается спрос на менее продолжительные и сконцентрированные программы).

Кроме того, процесс обучения перестает быть дискретным, а становится непрерывным во времени и пространстве; все менее оправданным становится полный отрыв обучающегося от бизнеса с целью получения дополнительного образования, что приводит к повсеместной переориентации на форматы «part-time» и модульный; развивается сегментирование потребителей бизнес-образования: появляются программы «Executive MBA», функциональные специализации («МВА - финансы» и т. д.).

Итак, к настоящему времени можно констатировать существование в мировой практике и практике евразийских государств нескольких типов учебных заведений, в той или иной форме обеспечивающих предоставление услуг в области бизнес-образования.

91

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

1. Бизнес-школы при классических университетах. Они тесно связаны с университетским образованием и дают широкое образование. Развиваемые ими программы (прежде всего МВА) являются по сути своей магистерскими или исследовательскими - если речь идет о PhD (Harvard Business School, MIT Sloan Business School, Wharton и др.). В настоящее время подавляющее большинство школ бизнеса США работает в рамках этой организационной формы. Естественно, по мере распространения бизнес-образования по миру именно эта форма была принята за основу во многих странах.

2. Самостоятельные (как правило, частные) бизнес-школы, возникшие в основном в Европе в середине XX столетия и по своей организации близкие к университетским школам.

3. Бизнес-школы, создаваемые корпорациями (группами корпораций), но не являющиеся их структурными подразделениями. Это гораздо более динамичные заведения, поскольку критериями их успеха являются, как правило, не чисто академические результаты (например, количество публикаций или проведение конференций), а способность привлекать студентов и тем самым генерировать прибыль. Они предоставляют разнообразные образовательные продукты, ориентированные на решение актуальных сегодня проблем или задач отдельных корпораций. Такого рода бизнес-школы сближаются с консалтинговым бизнесом - но они идут к консалтингу от образования. Среди подобных школ наиболее известна «IMD-Lausanne». В России по этому пути, по-видимому, пойдет Московская школа управления «Сколково».

4. Корпоративные университеты - учебные заведения, создаваемые внутри крупных корпораций. Они начали возникать в конце 80-х г. XX в. Новый подход позволил ориентировать процесс обучения и его результаты на стратегические цели самой компании, обеспечивая прикладную направленность программ в соответствии с потребностями современного динамично ра-

стущего рынка. Они нацелены на подготовку кадров для самих корпораций и в какой-то мере на проведение исследований «in house» преимущественно социологического или экономико-политического характера. Эти школы не ориентированы на выдачу формальных дипломов и степеней, однако по мере их развития выдаваемый такими учебными заведениями сертификат может становиться весьма привлекательным не только внутри данной корпорации, но и в кадровых службах других фирм.

5. Учебные подразделения, создаваемые консалтинговыми фирмами. Они не ориентируются на подготовку собственного персонала, предпочитая нанимать сотрудников с дипломами классических бизнес-школ или направлять в них на обучение своих сотрудников. Здесь учебные подразделения должны работать с клиентами, обучать их персонал воспринимать предлагаемые консультантом идеи. Примером такого рода структуры является образовательное подразделение «McKinsey». А в качестве российского примера можно привести ФБК.

6. Разного рода тренинговые компании, которые оказывают разнообразные услуги фирмам и организациям - как частным, так и государственным. Как правило, они специализируются на небольших по продолжительности программах, связанных с новыми формами менеджмента, освоением новых программных продуктов, используемых в управлении организацией. Клиентами могут быть самые разные организации, включая налоговые службы и крупные частные корпорации.

Таким образом, при всем разнообразии организационных форм бизнес-образование, отражая общие закономерности развития общества, экономики и производства, сегодня обслуживает интересы глобальной элиты и является эффективным инструментом формирования современного бизнес-мышления управленцев - от руководителей среднего звена до топ-менеджеров. Феномен бизнес-образования нельзя понять вне

92

№3 2015

рамок эволюции мировой экономики, тем более ее финальной фазы - глобализации. В последние годы все более ощутимым становится усиление конкуренции со стороны бизнес-школ Китая и Индии. По некоторым оценкам, уже в ближайшие годы примерно семь китайских бизнес-школ достигнут мирового уровня.

Развитие бизнес-образования в этом азиатском регионе началось в 1990-х гг. Экономический рост и, как следствие, рост потребности в квалифицированных управленческих кадрах активно стимулировал этот процесс. Простейшим решением данной насущной проблемы казалась массовая отправка персонала на обучение за границу. Однако неэффективность такого метода в большом масштабе стала очевидна довольно быстро. Одновременно с этим бурный рост экономики в регионе привлек серьезное внимание международного бизнеса. Довольно быстро вместе с компаниями в регион пришли и школы бизнеса, и в первую очередь американские. Они стали создавать там свои филиалы и совместные программы. Вскоре к процессу подключились и европейцы (достаточно вспомнить французскую INSEAD и испанскую IESE). На данный момент в регионе оперируют как полностью местные школы (китайские, индийские), так и совместные проекты.

Евразийские государства и государства Азии сегодня испытывает бум популярности бизнес-образования (особенно программ Executive MBA в Казахстане). Например, на Тайване, где численность населения составляет 23 млн человек, действуют целых 36 бизнес-школ! Среди них как совместные с европейскими и американскими образовательными учреждениями программы, так и собственно национальные бизнес-школы Тайваня, Сингапура, Южной Кореи, Китая, Индии, Филиппин и Японии.

Например, японцы в наибольшей степени отходят от американских принципов бизнес-образования и готовят менеджеров посредством получения опыта на фирмах. Их модель совершенно

иная, а методика непрерывного обучения сосредоточена на освоении инструментов бизнеса и менеджмента, а также на освоении эмпирического материала своей страны. В «японской модели» жесткая организационная культура с сильной национальной спецификой и внутрифирменными особенностями занимает центральное место.

Таким образом, можно говорить о том, что глобальный рынок образования сегодня представлен тремя основными конкурирующими рынками: североамериканский рынок; европейский рынок; Австралия, Новая Зеландия, Япония. Это делает вопросы евразийской и российской безопасности в целях защиты образования от негативных факторов извне еще более актуальными.

К началу перестройки и радикальных реформ 1990-х гг., Россия, имевшая достаточно развитую в экстенсивном отношении, но совершенно не соответствующую требованиям рыночной экономики систему подготовки управленческих кадров, столкнулась с реальной проблемой профессионального образования и обучения людей, участвующих в процессе управления в новых условиях и ставящих своей главной целью получение прибыли. Возникла необходимость освоения форм и методов обучения, ориентированных на потребности рынка, удовлетворение запросов регионов, муниципальных образований, предприятий и организаций различных форм собственности на получение качественных образовательных услуг, которые необходимы менеджерам и предпринимателям, ориентированным на личную инициативу, рыночные условия ведения хозяйства.

93

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Уже более двадцати лет отечественная система бизнес-образования упорно преодолевает все еще имеющиеся барьеры на пути развития программ МВА, осуществляет поиск путей повышения их качества, приближения к требованиям потребителя и вхождения в мировое образовательное пространство в сфере бизнеса и менеджмента. Безусловно, пока Россия отстает от лидеров по численности выпускников МВА, приближающейся к 5000-7000 человек в год, а, по оценке фирмы «McKinsey», для радикального улучшения российского менеджмента этот показатель должен составлять 30-50 тыс. человек в год.

С точки зрения соотношения экономической конъюнктуры и спроса на услуги бизнес-школ в современных дискуссиях сталкиваются два различных наблюдения, две противоположные точки зрения. В соответствии с первой гипотезой на коротком временном интервале может наблюдаться обратная зависимость между показателями роста национальной экономики и численностью слушателей школы бизнеса. Аргументация здесь сводится к следующему. В период экономических спадов ухудшается финансовое состояние коммерческих организаций. Руководство компаний приходит к осознанию необходимости каких-либо нестандартных управленческих решений, способных исправить положение на уровне отдельной компании. Для этого нужны соответствующие знания и навыки, которые можно получить в школах бизнеса. Соответственно, спрос на услуги бизнес-образования возрастает.

Другая гипотеза утверждает, что экономический рост и спрос на услуги школ бизнеса нахо-

дятся в прямой зависимости. Повышение темпов развития бизнеса в большинстве сфер экономики в свою очередь повышает потребность компаний в управленческих кадрах, соответственно растут доходы менеджеров. Данная сфера профессиональной деятельности становится все более привлекательной, что и обусловливает рост наборов в бизнес-школах.

Таким образом, выделение бизнес-образования из ранее доминировавшего экономического образования - это одна из характерных черт приспособления образования к рыночной экономике. В условиях усиления конкуренции и развития процессов глобализации бизнес-образование является важным инфраструктурным элементом бизнеса, обеспечивающим цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов. Системная конвергенция процессов воспроизводства общественного интеллектуального капитала предопределяет необходимость уменьшения неравенства и барьеров доступа к глобальным рынкам образовательных услуг, более равномерного развития национальных систем образования. Глобализация и информатизация современного общества, нарастающая конкуренция в сфере бизнес-образования требуют от всех национальных бизнес-школ более быстрого реагирования на изменяющиеся потребности рынка, активного внедрения инновационных образовательных технологий, установления долговременных партнерских отношений с клиентами на основе маркетингового (клиентоориентированного) подхода.

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.