Научная статья на тему 'Стратегические подходы к управлению дополнительным бизнес-образованием в контексте международной конкуренции'

Стратегические подходы к управлению дополнительным бизнес-образованием в контексте международной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ / БИЗНЕС-ШКОЛА / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / BUSINESS EDUCATION / GLOBAL EDUCATIONAL MARKET / STRATEGIC BEHAVIOR / MANAGEMENT STANDARDS / BUSINESS SCHOOL / INTERDISCIPLINARY ASPECTS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INTERNATIONAL COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасименко Валентина Васильевна, Молчанова Ольга Петровна

Факторы, которые содействуют все более интенсивной конкуренции на российском рынке бизнес-образования, включают интернационализацию бизнес-практик и развитие международных стандартов менеджмента, которые повышают привлекательность образовательных услуг зарубежных бизнес-школ для российских потребителей. Результаты исследований, проведенных на экономическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова, показывают динамику изменений тех факторов, которые определяют конкурентоспособность на российском рынке бизнес-образования. Авторы показывают, что появляются новые характеристики стратегического поведения провайдеров дополнительного профессионального бизнес-образования в России: акцент на сетевых взаимодействиях и развитии образовательных программ совместно с бизнес-структурами и зарубежными бизнес-школами, растущее разнообразие образовательных программ, их структуры и содержания при увеличении внимания к управлению международными компаниями и сетями, кросс-культурной коммуникации в бизнесе, междисциплинарным аспектам и глобальным трендам в инновационном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors that contribute to more intense competition in the Russian business education market include the internationalization of business practices and the development of international management standards, which enhance the attractiveness of foreign business schools for the Russian consumers of educational services. The results of research carried out at the Faculty of Economics in Lomonosov Moscow State University illustrate the dynamic changes in the factors that determine the competitiveness in the Russian market for business education. The authors show that the new features of further professional business education providers’ strategic behavior appear in Russia: the emphasis is on network cooperation such as joint development of educational products with business organizations and foreign business schools, increased diversity of educational programs and new emphases in their content structure, with greater attention to international companies and networks management, cross-cultural communication in business, interdisciplinary aspects and global trends in the innovative development.

Текст научной работы на тему «Стратегические подходы к управлению дополнительным бизнес-образованием в контексте международной конкуренции»

УДК 378.1;338.462

стратегические подходы к управлению дополнительным бизнес-образованием в контексте международной конкуренции

ГЕрАСИМЕНко вАЛЕНтИНА вАСИЛЬЕвНА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга, заместитель декана по науке, экономический факультет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия vv_gerasimenko@mail.ru

МоЛЧАНовА оЛЬГА Петровна, доктор экономических наук, профессор кафедры управления организацией, заместитель декана по дополнительному образованию, экономический факультет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия opmolchanova@econ.msu.ru

Аннотация. Факторы, которые содействуют все более интенсивной конкуренции на российском рынке бизнес-образования, включают интернационализацию бизнес-практик и развитие международных стандартов менеджмента, которые повышают привлекательность образовательных услуг зарубежных бизнес-школ для российских потребителей. Результаты исследований, проведенных на экономическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова, показывают динамику изменений тех факторов, которые определяют конкурентоспособность на российском рынке бизнес-образования. Авторы показывают, что появляются новые характеристики стратегического поведения провайдеров дополнительного профессионального бизнес-образования в России: акцент на сетевых взаимодействиях и развитии образовательных программ совместно с бизнес-структурами и зарубежными бизнес-школами, растущее разнообразие образовательных программ, их структуры и содержания при увеличении внимания к управлению международными компаниями и сетями, кросс-культурной коммуникации в бизнесе, междисциплинарным аспектам и глобальным трендам в инновационном развитии. ключевые слова: бизнес-образование; глобальный рынок образования; стратегия; бизнес-школа, международная конкуренция.

Strategic Approaches to Further Business Education Management in the I nternational Competition Context

GERASIMENKo VALENTINA v., Doctor of Economics, Professor, Head of the Marketing Department, Deputy Dean for Scientific Affairs, Economic Faculty of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia vv_gerasimenko@mail.ru

MoLCHANoVA oLGA P., Doctor of Economics, Professor, Department of Organization Management, Deputy Dean for Supplementary Education, Economic Faculty of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia opmolchanova@econ.msu.ru

Abstract. Factors that contribute to more intense competition in the Russian business education market include the internationalization of business practices and the development of international management standards, which

enhance the attractiveness of foreign business schools for the Russian consumers of educational services. The results of research carried out at the Faculty of Economics in Lomonosov Moscow State University illustrate the dynamic changes in the factors that determine the competitiveness in the Russian market for business education. The authors show that the new features of further professional business education providers' strategic behavior appear in Russia: the emphasis is on network cooperation such as joint development of educational products with business organizations and foreign business schools, increased diversity of educational programs and new emphases in their content structure, with greater attention to international companies and networks management, cross-cultural communication in business, interdisciplinary aspects and global trends in the innovative development.

Keywords: business education; global educational market; strategic behavior; management standards; business school; interdisciplinary aspects; innovative development; international competition.

введение

Происходящая сегодня интернационализация деятельности бизнес-школ в России ставит перед ними сложную управленческую проблему — как сохранить свою идентичность в условиях глобализации рынка бизнес-образования. Поиск эффективного решения этой проблемы приводит к пониманию возрастающей роли стратегического менеджмента в сфере бизнес-образования, поскольку стремление к идентичности в сложной институциональной среде глобального рынка образования делает более ключевым вопрос «чем бизнес-школа желает стать», чем вопрос «чем бизнес-школа является» [1].

В условиях глобализации бизнес-школы часто вынуждены одновременно следовать различным «правилам игры», которые нередко прописаны в различных и порой противоречивых нормативных документах, что ставит управленческую проблему соответствия различным институциональным предписаниям. Практически отсутствуют эмпирические исследования, посвященные тому, как бизнес-школы в условиях глобализации, усложнения институциональной среды могут справиться со все усиливающейся множественной логикой, как можно достигнуть баланс между коммерческой логикой и логикой развития. В своей работе мы учитываем рекомендации, полученные исследователями при поиске ответов на этот вопрос по отношению к организациям из других сфер [2].

Одним из следствий глобализации образовательного рынка является усиление институционального давления на бизнес-школы, включая принудительное / силовое давление (coercive pressures) — например, аккредитационные схемы, подражательное / имитационное давление

(mimetic pressures) — например, ведущие бизнес-школы, нормативное давление (normative) — например, профессиональные сети и религиозные конфессии [3]. Нормативное давление является одной из ключевых причин, стимулирующих бизнес-школы в различных странах адаптировать успешные зарубежные модели образования, например американскую MBA-модель1 (US MBA) [4-6]. Однако нередко влияние рыночной логики заслоняет нормативные призывы к адаптации, что находит отражение в копировании и заимствовании американской MBA-модели.

Необходимо также учитывать, что программы МВА имеют культурную специфику, характерную для североамериканской модели управленческой практики, что нередко противоречит социальным нормам, например, Китая [7] или Малайзии [8]. Это подчеркивает важность адаптации американской MBA-модели. Студенты бизнес-школ часто полагают, что жесткие функциональные навыки (hard functional skills) намного больше им полезны, чем навыки межличностного общения (interpersonal skills), студенты желают обучаться практико-ориентированных техникам, которые могут быть немедленно применены [6]. Российские исследователи управленческих компетенций пытаются интегрировать различные аспекты профессионализма управленцев, показать востребованность разных управленческих навыков на определенных ступенях карьерного роста [9].

Наше исследование ставит целью показать, какие приоритеты в выборе бизнес-школы и получении знаний по программе МВА имеют сегодня студенты российских бизнес-школ на примере

1 MBA (Master of Business Administration) — магистр делового администрирования.

университета-лидера, какие из компетенций выпускников наиболее востребованы на российском рынке труда. Это поможет понять, насколько сильно глобализация оказывает влияние на стратегии бизнес-школ, развитие моделей бизнес-образования в России и какие тенденции должны стать приоритетными, исходя из развития спроса и параметров потребительского выбора: стремление к копированию и заимствованию или к адаптации глобальных моделей.

современные параметры спроса на бизнес-образование в россии (результаты исследования)

Наше исследование показывает, как глобальные модели программ МВА соотносятся с требованиями российского рынка труда и параметрами спроса на бизнес-образование на примере программ МВА ведущего университета России. Исследование проводилось в течение 3 лет, с 2014 по 2016 г. В опросах приняли участие 358 выпускников программ МВА Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, обучающихся в России и Казахстане, в том числе 78 человек в 2016 г.

Проведенные опросы показали, что в 2016 г. почти половина опрашиваемых (49%) проводила сравнение программ МВА в российских и зарубежных университетах при выборе места обучения, несмотря на экономический кризис и двукратное повышение валютного курса доллара США и евро по отношению к рублю. Другая половина респондентов на вопрос: «Почему не рассматривалось обучение за рубежом?» — выделяет три основные причины отказа от обучения за рубежом: наличие языкового барьера; высокую стоимость; отсутствие возможности оставить на время работу. Кросс-культурные барьеры в коммуникациях и обучении не отмечались в качестве значимых причин. На прямой вопрос: «Почему предпочли обучение по программе MBA в МГУ по сравнению с обучением за рубежом?» — ос -новной причиной выбора в пользу программы МВА в МГУ слушатели назвали высокое качество обучения, которое соответствует международным стандартам. Стоит отметить, что более доступная стоимость обучения была отмечена в качестве причины только в половине случаев, т.е. она не является основной причиной выбора. Зато многие отметили такой фактор, как близость образования

к реальным условиям бизнеса (66%), а именно специфику знания национальных рынков, условий регулирования и форм предпринимательства.

Насколько глобализация проникает в содержание программ и их реализацию, становится понятно из ответов на вопрос: «Важно ли для Вас, чтобы получаемое образование в МГУ было международным?» Ответы показывают очень высокую значимость этого вопроса для студентов МВА. Около 80% отметили, что для них важно, чтобы получаемое в российском университете образование было международным. При этом треть слушателей отметила, что это будет важно для их будущей работы. Свыше половины (54%) планировали в 2017/2018 учебном году воспользоваться возможностями программы МВА экономического факультета МГУ и выбрать дополнительные учебные модули, предлагаемые в зарубежных университетах. При этом студенты, обучающиеся по программам МВА, скорее ориентировались не на место нахождения зарубежного университета, а на предложенную специализацию обучения. Это выдвигает на первый план вопросы о необходимых им знаниях и компетенциях в современных условиях. Надо иметь в виду, что студентами, желающими получить степень МВА на экономическом факультет МГУ, могут стать только люди, имеющие высшее образование не ниже бакалавра и стаж практической работы в менеджменте не менее 3 лет. Практические знания, полученные во время работы, дают им представление о необходимых для карьеры управленческих компетенциях. Мы попросили выпускников, завершающих обучение по программам МВА из числа опрошенных, ответить, насколько полезными оказались для них результаты обучения. На вопрос: «Какие результаты, достигнутые после окончания программы МВА, для Вас наиболее важны?» — в течение 3 лет были получены ответы, приведенные на рисунке.

На первом месте среди наиболее важных результатов после обучения по программам МВА остается повышение профессиональной квалификации. Обращает на себя внимание резкое падение значимости получения новых управленческих полномочий. В 2014 г. признавали этот пункт значимым 77%, в 2015 г.— 45%, а в 2016 г.— только 37%. По-видимому, это стало отражением общей неуверенности в перспективах карьерного роста в период кризиса. При этом, если сравнивать пока-

Повышение профессиональной квалификации Опыт эффективного решения бизнес-ситуаций Методы эффективного управления компанией

Интеллектуальное самовыражение

Получение новых управленческих полномочий Установление долгосрочных деловых

контактов Увеличение степени ответственности после обучения по программам МВА

Навыки достижения Work-Life-Balance

Разнообразие служебных заданий после обучения по программам МВА

Международное продвижение

SSSSSSSSSSSSSS^^ 91%

85%

SSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSS 4.5%

SSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSS: 53%

58%

38%

ШШШШШШШШШШ 77%

45%

37%

81%

52%

63% 65%

ШШШ.28%.

35%

42%

26% 26% 28%

26%

27%

26% 19%

17% 19%26%

19%

10%

39%

SS Выпуск 2014 г. : :: Выпуск 2015 г. Выпуск 2016 г.

оценка важности результатов обучения по программам MBA

затели 2014 и 2016 гг., то возросло значение таких результатов, как методы эффективного управления компанией и установление долгосрочных деловых контактов. В то же время возможности продвижения в глобальном мировом бизнес-окружении пока не рассматриваются большинством выпускников как важный результат (10% в 2016 г.). Это также является аргументом в пользу усиления доли знаний и практических навыков управления бизнесом в национальной экономике.

В контексте анализа спроса на рабочую силу, понимания того, насколько жесткие функциональные навыки (hard functional skills) стандартных программ МВА ценятся на рынке труда выше, чем навыки межличностного общения (interpersonal skills), мы поставили перед выпускниками наших программ МВА в России и в Казахстане вопрос: «На какие качества работодатели обращают внимание в первую очередь при приеме на работу управленца среднего и высшего звена организации?» Наши выпускники сказали, что из их опыта общения с потенциальными работодателями при поиске новой вакансии наиболее важен ряд компетенций. Первое место в течение всех 3 лет проведения опросов занимает практи-

ческий опыт, что снова и снова обращает наше внимание на важность практических знаний о конкретном предпринимательстве и менеджменте, главным образом, на российском рынке, где получает работу большинство выпускников. Неизменно важен также статус диплома, т.е. место полученного образования (диплом ведущего университета страны). Жесткие функциональные навыки стандартных программ МВА ценятся на рынке труда выше, чем навыки межличностного общения, этот показатель занимает третье место. Однако на втором месте в рейтинге качеств менеджера оказались личные качества, на четвертом месте — способность к коммуникациям, а на шестом — социальная активность менеджера. Понятно, что это уже не жесткие функциональные навыки менеджмента, а новые параметры так называемых мягких навыков и навыков межличностного общения (soft skills and interpersonal skills).

Далее мы попробовали посмотреть на вопрос о мягких навыках и навыках межличностного общения более конкретно и дифференцировать те навыки межличностного общения, которыми должен обладать выпускник программ МВА. На вопрос: «Какие навыки, на Ваш взгляд, должны

характеризовать выпускника МВА?» — были получены очень дифференцированные ответы. Такое качество, как мышление, сфокусированное на принятых решениях, стабильно удерживает лидирующие позиции 80-90% ответов. Но стоит отметить очевидный тренд на повышение значимости способности работать в команде (с 36% в 2014 г. до 48% в 2016 г.) и снижение значимости способности к самостоятельным независимым действиям (с 64 до 39%).

в поиске новых стратегий российских бизнес-школ

Названная нашими выпускниками структура качеств выпускника выдвигает серьезные вызовы к содержанию и стандартам программ МВА в глобальном контексте, а также с учетом культурного кода нации, проявляющегося в практике ведения бизнеса. Глобализированные и востребованные рынком специальные управленческие знания сегодня явно в приоритете у выпускников. Это — стратегический вызов для российского бизнес-образования [10].

Системы международной аккредитации бизнес-школ должны не только распространять лучшие стандарты образования, но и стимулировать конкуренцию национальных бизнес-школ на создание лучшей потребительской ценности для студентов на базе релевантных управленческих практик. Российские работодатели считают, что современное качество подготовки выпускников отечественных вузов среднего (55%) или низкого (28%) уровня. Таковы результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [11]. В опросе ВЦИОМ 16.05.2016-24.05.2016 приняло участие 1,6 тыс. человек. По результатам опроса недостаток практических навыков у выпускников российских вузов признает и большая часть молодых специалистов (56%), и абсолютное большинство работодателей (91%). Это означает, что необходимо искать пути внедрения практических знаний в преподавание в системе LLL-образования через всю жизнь.

При разработке стратегий бизнес-школ возрастает значение дизайна и интегрированного мышления, большее внимание стало уделяться новым инновационным моделям управленческого образования [8, 12-14]. Это становится все более актуальным в условиях быстрого изменения технологической основы бизнес-образования,

активной интеграции в образовательный процесс современных информационных и коммуникационных технологий, которые способствуют развитию новых когнитивных стилей, способов того, как студенты читают и думают [15].

Проведенное нами исследование было полезно для понимания современных требований к структуре и содержанию программ управленческого образования современных бизнес-школ, раскрытия особенностей их стратегического развития в условиях международной конкуренции. Как показало это исследование, параметры спроса на управленческое образование российских бизнес-школ существенно усложнились, появились новые силы глобального конкурентного давления, что вынуждает университеты соответствующим образом корректировать и пересматривать свои стратегии, соответствовать международным стандартам глобального рынка бизнес-образования.

Одним их ключевых факторов, влияющих на изменение конкурентного ландшафта, является появление провайдеров образовательных услуг, предлагающих новые форматы обучения, применяющих инновационные бизнес-модели. Аналогично тому, как в 1990-х гг. на рынке гражданских авиаперевозок конкурентная среда ведущих мировых авиакомпаний претерпела существенное изменение с появлением лоукостеров (малобюджетных компаний, предложивших потребителю новый тип услуг, в основе которых лежала новая бизнес-модель), современный этап развития рынка бизнес-образования характеризуется окончанием доминирования бизнес-школ, основным продуктом которых являлись программы МВА. Потребности в бизнес-образовании стали во все возрастающей степени удовлетворяться на основе очень сфокусированных, узкоспециализированных образовательных продуктов, направленных на формирование конкретного навыка или овладения отдельным аспектом конкретной управленческой технологии и т.п.

В отличие от своего рода пакетного подхода, когда при проектировании образовательной программы ее авторы определяют компетентностный профиль, на формирование которого направлено обучение по данной программе, новые форматы бизнес-образования, как правило, основаны на крайне кастомизированном подходе, когда сам потребитель создает «мозаику» своего компетен-тностного профиля, складывая ее из «мельчайших

фрагментов» знания и навыков, приобретаемых посредством достаточно коротких модулей / курсов и других типов образовательных продуктов. К достоинствам такого кастомизированного подхода можно отнести высокий потенциал построения индивидуальной образовательной траектории, возможность всестороннего учета предыдущего образовательного и профессионального опыта человека. Однако такой подход несет в себе и значительные риски, связанные с существенной информационной асимметрией (обучающийся по сравнению с экспертами, как правило, обладает недостаточной информацией о том, что является новыми ключевыми знаниями, навыками в определенной области и т.п.). Поэтому самостоятельное формирование компетентностного поля может приводить к значительным пробелам в необходимых знаниях, умениях и навыках. Безусловно, два эти подхода являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, что в целом приводит к развитию и расширению рынка бизнес-образования. Однако стратегические вопросы позиционирования становятся для акторов этого рынка более комплексными и многогранными.

В чем отличительные особенности новых игроков на рынке бизнес-образования и предлагаемых ими форматов обучения?

В России, как и в других странах, в последние годы активно развиваются провайдеры бизнес-образования, которые по сути представляют собой образовательные платформы на основе интернет-технологий (так называемые «эдтех» платформы ("edtech" platforms), аналогичные известным в глобальном образовательном пространстве платформам Udemy, Pluralsight и др. К таким российским образовательным платформам можно отнести Courson (www.courson.ru), «Бизнес-молодость» (http://molodost.bz/), «Деловая среда» (www.dasreda. ru), Eduson (www.eduson.tv) и др.

Развитию «эдтех» платформ в бизнес-образовании во многом способствовало быстрое распространение начиная с конца 2000-х гг. массовых открытых онлайн-курсов — МООК (Massive Open Online Courses — MOOCs). МООКы не только способствовали совершенствованию технологической основы для дальнейшего развития моделей образовательных платформ, но во многом формировали новую культуру обучения по «курсам по требованию» (courses "on demand"), т.е. по заказу, запросу или по желанию потребителя.

Таким образом, при развитии «эдтех» платформ на смену «курсам по выбору», которые в определенной степени в рамках традиционных образовательных программ позволяют индивидуализировать образовательную траекторию человека, приходит модель «курсов по требованию», когда обучающийся получает намного большую степень выбора содержательного контента, большую гибкость формата доступа к нему и графика обучения. Поэтому некоторые «эдтех» платформы позиционируют себя как образовательные платформы по требованию (on-demand platform).

В качестве еще одной привлекательной характеристики «эдтех» платформ в бизнес-образовании следует отметить то, что компании, пользующиеся их услугами, как правило, могут быть потребителями как их образовательного контента, так и инструментов, позволяющих проводить он-лайн-курсы на основе собственных материалов этих компаний. Встречается и более разнообразный спектр отношений между основными стейк-холдерами образовательного процесса.

Например, «эдтех» платформа Courson предполагает гибкую разнообразную структуру взаимоотношений между:

1) производителями образовательных продуктов и услуг на основе интернет-технологий, к которым при данной образовательной модели относятся:

• носители содержания образовательных дисциплин (эксперты-практики, квалифицированные преподаватели);

• методисты в области образования, основанного на интернет-технологиях;

• специалисты по информационным технологиям, производству видеоматериалов;

• специалисты по технологиям, сопровождающим процесс производства обучающих интернет-модулей (визажисты, осветители, дизайнеры офиса и др.);

2) потребителями образовательных услуг (различные целевые аудитории);

3) посредниками (например, дилеры образовательных продуктов и услуг).

Можно выделить следующие основные модели взаимодействий этих сторон:

1. Courson выполняет роль посредника, предоставляя платформу для взаимодействий производителей и потребителей разнообразных образовательных продуктов и услуг. Например,

автор курса обращается в Courson с уже готовым видеокурсом и использует Courson исключительно как площадку для нахождения потребителей и взаимодействий с ними.

2. Носители образовательного контента обращаются в Courson для совместной разработки и производства видеокурсов, маркетинга и предоставления соответствующих образовательных услуг. При этом коммерческие отношения между сторонами могут строиться различным образом, например:

а) автор курса (носитель содержания) не платит за производство учебного видеоматериала и другие виды работ, связанные с производством образовательного продукта, что снижает его долю в будущих доходах от образовательной деятельности. Разработка финансируется платформой Courson после одобрения ее экспертным советом предлагаемого автором курса;

б) носитель содержания оплачивает затраты Courson, связанные с производством видеокурса на основе данной «эдтех» платформы, что увеличивает его долю в будущих доходах.

Таким образом, Courson осуществляет два основных вида деятельности:

• производство коротких онлайн-курсов (протяженностью не более 2 ч), состоящих главным образом из видеолекции и небольшого количества практических заданий;

• распространение / продажу коротких он-лайн-курсов (как непосредственно через сайт, так и с помощью так называемых «партнеров» — дилеров, которые занимаются рекламой и привлечением клиентов / обучающихся).

В качестве инновационной характеристики стратегического поведения провайдеров бизнес-образования следует отметить распространение абонементной бизнес-модели или бизнес-модели «по подписке» (subscription business model — SBM).

Эта модель, как известно, давно и активно применяется, например, компаниями, издающими журналы и газеты, симфоническими оркестрами, оперными театрами, фитнес-клубами и др. Однако в образовании она получила распространение только последнее время, благодаря в основном новым возможностям, предоставляемым интернет-технологиями. Логика этой модели в образовании аналогична пакетному лицензированию объектов интеллектуальной собственности, но, в отличие от последней, набор элементов «образователь-

ного пакета» не фиксируется при заключении договора, а остается, как правило, на усмотрение потребителя в течение определенного периода (месяца, года и т.п.). Таким образом, при этой модели осуществляется не однократная продажа образовательного продукта или услуги, а пакетная, что нередко способствует развитию лояльности к бренду провайдера. Но, в отличие от традиционной образовательной программы, которую в этом контексте можно рассматривать как своего рода пакет образовательных услуг, структуру и отдельные элементы такого образовательного пакета определяет сам потребитель.

Одно из основных преимуществ бизнес-модели «по подписке» кроется в оптимальном балансе между ценностью для провайдера услуги и для потребителя, что характерно не только для образования, но и для других сфер применения этой модели. Для потребителя ценность заключается в удобстве, так как подписка обладает «простотой автопилота», освобождая потребителя от необходимости регулярно принимать решения о покупке; у потребителя появляется чувство, то он получит услугу еще до того, как фактически в ней будет нуждаться; подписка предполагает фиксированную цену, что помогает потребителю управлять своим бюджетом. Для провайдера услуги ценность подписки заключается в возможности предсказать доходы при повторяющихся продажах. Организация, работающая по такому типу бизнес-модели, гарантирует себе предсказуемые и постоянные доходы от подписчиков в течение соглашения о подписке.

Бизнес-модель «по подписке» в определенной степени способствует проникновению в сферу бизнес-образования модели freemium, которая получила широкое распространение в различных отраслях интернет-экономики (например, компьютерные игры, антивирусные программы и другие типы прикладного программного обеспечения). Модель freemium (free + premium) предполагает, что базовый уровень услуги предоставляется бесплатно (free), но улучшенную по каким-то характеристикам версию услуги (premium) можно получить на платной основе, иногда по платной подписке. Например, профессор экономического факультета МГУ разрабатывает дистанционный модуль по управленческой тематике, по которому могут бесплатно обучаться все желающие при условии их регистрации на сайте. Если же

обучающийся захочет получить удостоверение МГУ о повышении квалификации, то ему надо будет выполнить дополнительные задания и поучаствовать в интерактивном взаимодействии с профессором. Такой пакет образовательных услуг уже предоставляется на платной основе.

В качестве перспективной инновационной черты образовательных услуг, предоставляемых на основе новых бизнес-моделей, можно отметить развитие новых форм индивидуального наставничества. В российских «эдтех» платформах предпринимаются первые шаги по их развитию, при этом в качестве своего рода best practice (лучшей практики) рассматривается подход к наставничеству, практикуемый в компании Pluralsight (www. pluralsight.com). Нередко, когда обучается практикующий менеджер, у него возникают уникальные вопросы, связанные с конкретным контекстом его работы. В Pluralsight каждый обучающийся может усилить свое обучение, воспользовавшись индивидуальной помощью эксперта «по требованию». Это позволяет:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• сэкономить время, поскольку альтернатива — поиск в Интернете ответа на проблему;

• решить проблему — этому способствует возможность связаться с наставником в течение нескольких минут в режиме «24/7» для получения профессионального совета по работе, прояснить какие-то вопросы по учебным материалам.

Алгоритм платформы Pluralsight позволяет объединять потребителя услуг с наставником, который обладает профессиональным опытом в технологиях, которые изучаются или используются обучающимся. Поскольку индивидуальное наставничество накладывает определенные требования к профессиональной совместимости, то важно, что в данном алгоритме предполагаются 5 первых минут «свободных от риска» (risk free) (т.е. можно отказаться от данного наставника и продолжить поиск другого наставника в данной сети). Услуги индивидуального наставника оплачиваются отдельно.

Таким образом, «эдтех» платформа может служить основой для создания сети сотрудничающих экспертов, при этом возможно, что один и тот же человек может выступить и в роли наставника, и в роли обучающегося. Такая форма наставничества фактически объединяет в себе черты трех современных типов наставничества:

ситуационного, реверсивного и флэш-наставничества. Кроме того, индивидуальное наставничество в рамках образовательного процесса позволяет осуществлять обучение на основе новейших знаний, которые в силу их новизны еще не представлены, как правило, в какой-то форме (в виде методических рекомендаций, учебников, инструкций и т.п.), т. е. знаний, которые существуют в неявной форме (tacit knowledge), или обучения навыкам, которые существуют только в каком-то контексте, нюансам деятельности, что можно передать только в непосредственном деятельностном взаимодействии. Но именно эти «неуловимые» компетенции позволяют обучать новым, инновационным технологиям, осваивать нюансы управления, которые нередко относят к «искусству» управления.

Активное развитие на глобальном рынке бизнес-образования новых форматов, т.е. провайдеров образовательных услуг, которые придерживаются новых стратегий, новых бизнес-моделей, ставит перед крупными известными бизнес-школами серьезную стратегическую управленческую задачу — как реагировать на эти управленческие инновации? Сохранять свой традиционный подход, который позволил бизнес-школе построить свое конкурентное преимущество и, концентрируясь на нем, прикладывать свои усилия к повышению эффективности его реализации? Или одновременно совершенствовать образовательные программы, разработанные и реализуемые в рамках традиционного управленческого подхода, и при этом активно развивать новые форматы, которые доказывают свою востребованность на примере деятельности инновационных провайдеров услуг в области бизнес-обучения?

Второй подход представляется предпочтительным, поскольку позволяет сочетать традиции и инновации, использовать текущие преимущества и способности организации и при этом развивать новые с целью одновременного достижения повышения эффективности и инновационного развития. Однако при такой стратегической ориентации бизнес-школы могут сталкиваться с напряжением между инновациями и эффективностью, часто конфликтующими управленческими задачами. Какова может быть реакция менеджмента бизнес-школы, позволяющая справиться с этим напряжением, проистекающим из необходимости одновременно балансировать между эффектив-

ным текущим функционированием и развитием новых видов деятельности? Формы реализации этих направлений развития и их эффективность

в контексте конкуренции игроков глобального рынка бизнес-образования должна стать предметом дальнейшего исследования.

Литература/References

1. Kodeih F., Greenwood R. Responding to Institutional Complexity: The Role of Identity. Organization Studies, 2014, vol. 35 (1), pp. 7-39.

2. Battilana, J., Dorado S. Building sustainable hybrid organizations: The case of commercial microfinance organizations. Academy of Management Journal, 2010, vol. 53 (6), pp. 1419-1440.

3. Moratis L. Decoupling Management Education: Some Empirical Findings, Comments, and Speculation. Journal of Management Inquiry, 2016, vol. 25 (3), pp. 235-239.

4. Blass E., Hayward P. Developing globally responsible leaders: What role for business schools in the future? Futures, 2015, vol. 66, pp. 35-44.

5. Gerasimenko V., Razumova T., Echenique V. Discussing "MBA crisis": current challenges and trends in business as evidenced by the educational experience. ICERI2015 Proceedings: 8th International Conference of Education, Research and Innovation, Seville, Spain. 18-20 November, 2015, IATED Academy Ceville, Spain, pp. 8174-8181.

6. Lamb P., Currie G. Eclipsing adaptation: The translation of the US MBA model in China. Management Learning, 2011, vol. 43 (2), pp. 217-230.

7. Currie G., Knights D. Reflecting on a critical pedagogy in MBA education. Management Learning, 2003, vol. 34 (1), pp. 27-50.

8. Sturdy A., Gabriel Y. Missionaries, mercenaries or car salesmen? MBA teaching in Malaysia. Journal of Management Studies, 2000, vol. 37 (7), pp. 979-1002.

9. Герасимов Б. Н. Развитие профессионализма управленцев // Управленческие науки. 2016. № 4 (17). С. 90-101 / Gerasimov B. N. Razvitie professionalizma upravlencev [The development of professional managers]. Upravlencheskie nauki — Management Sciences, 2016, vol. 4 (17), pp. 90-101 (in Russian).

10. Виханский О. С. Концептуальное изменение бизнес-образования // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 10. С. 33-40 / Vihanskij O. S. Konceptual'noe izmenenie biznes-obrazovaniya [Conceptual change in business education]. Problemy teorii i praktiki upravlenija — Theoretical and Practical Aspects of Management, 2014, vol. 10, pp. 33-40 (in Russian).

11. Высшее образование: контроль не ослаблять, качество повышать. Пресс-выпуск. 2016. № 3151. 13 июля. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115775 (дата обращения: 13.07.2016) / Vysshee obrazovanie: kontrol' ne oslablyat', kachestvo povyshat' [Higher education: control not to weaken, the quality to improve]. Press-vypusk — Press-vipusk, 2016, no. 3151, 13 July. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=115775 (accessed: 13.07.2016) (in Russian).

12. Lancione M., Clegg S. The lightness of management learning. Management Learning, 2015, vol. 46 (3), pp. 280-298.

13. Gerasimenko V., Razumova T., Echenique V. Rethinking further professional education: search for multidisciplinary and new technological approaches. Proceedings of 9th International Technology, Education and Development Conference (INTED2015), IATED Academy, Madrid, Spain, pp. 3270-3276.

14. Эвенко Л. И. Заметки о развитии бизнес-образования // Бизнес-образование. 2016. № 1 (37). С. 40-43 / Jevenko L. I. Zametki o razvitii biznes-obrazovaniya [Notes on the development of business education]. Biznes-obrazovanie — Business Education, 2016, vol. 1 (37), pp. 40-43 (in Russian).

15. Cavanaugh M., Giapponi C. and Golden T. Digital Technology and Student Cognitive Development: The Neuroscience of the University Classroom. Journal of Management Education, 2016, vol. 40 (4), pp. 374-397.

конгрессы, конференции, семинары

определяющие драйверы развития

-28 апреля 2017 г. в Санкт-Петербурге прошла XII Международная научно-практическая конференция «Современный менеджмент: проблемы и перспективы», организованная Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом (СПбГЭУ) при поддержке Комитета по науке и высшей школы Правительства г. Санкт-Петербурга и Евразийской ассоциации университетов. В работе конференции приняли участие более 300 человек из 11 стран и 25 городов России. При этом впервые конференция была проведена в двух регламентах: при личном участии специалистов и заочно, когда участники предварительно представили свои доклады, которые были размещены на портале университета, что обеспечило возможность активного их обсуждения на конференции.

По традиции на конференции обсуждались теоретико-методологические аспекты развития менеджмента в условиях современной экономики и лучшие практики управления крупными хозяйственными системами — регионами, корпорациями, предприятиями разных масштабов и направлений деятельности. Кроме того, в рамках заседаний достаточно активно рассматривались вопросы совершенствования экономического образования в рамках укрупненных учебных заведений, усиления интеграции образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности, что привело к развитию крупных классических университетов, активизации сотрудничества вузов с производством и развитию многоуровневой системы образования — бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, которая готовит специалистов высшей квалификации для проведения научных исследований и преподавания в средних специальных и высших учебных заведениях.

В пленарном заседании, в секциях и круглых столах приняли участие представители более 50 вузов России, стран Евразийского экономического союза, Франции, Китая, Индии; пред-

ставители Правительства г. Санкт-Петербурга и руководители крупных корпоративных структур.

Открыл пленарное заседание конференции ректор СПбГЭУ доктор экономических наук, профессор (далее — д.э.н., проф.) И.А. Максимцев. Он подчеркнул необходимость укрепления традиций высшей школы по проведению международных конференций, на которых ставятся наиболее острые дискуссионные проблемы, проблемы развития науки и совершенствования практики управления. Именно в рамках высшей школы наиболее полно реализуется системный подход к исследованиям, поскольку в этом случае нет отраслевых и ведомственных барьеров к решению различных задач и в большей мере, чем в отраслевых и территориальных научных организациях, может быть реализован междисциплинарный аспект и стратегическая направленность исследования. Было даже отмечено, что это связано с требованиями опережающего научного потенциала, который формируется в вузах, готовящих специалистов будущего.

Эта мысль была активно развернута в докладе д.э.н., проф. Е. А. Горбашко (СПбГЭУ) «Управление качеством высшего образования: современные тенденции развития». Докладчик провел анализ развития и наметила основные направления совершенствования образовательного процесса, перехода на многоуровневую систему образования, подчеркнув, что его идея состоит не в получении образования на всю жизнь, а пополнения знаний в течение всей жизни, что требует не только тесной связи организации учебного процесса с практикой и учетом требований работодателей по подготовке кадров, но и развития дополнительного профессионального образования, т.е. его органическое включение в учебный процесс вузов. Особо было обращено внимание на задачи гармонизации учебного процесса вузов с требованиями профессиональных стандартов, которые в настоящее время активно используются при формировании кадровой политики корпоративных структур. Е. А. Горбашко отметила, что

конгрессы, конференции, семинары

в рамках Евразийской ассоциации университетов разрабатываются единые профессиональные стандарты в области экономических подразделений. В частности, четко прозвучала задача усиления менеджерской подготовки специалистов всех уровней и функциональных направлений, а также возрождения подготовки специалистов инженерно-экономического профиля.

В докладах на пленарном заседании были поставлены интересные вопросы о вызовах профессионализации в системе управления персоналом предприятий (д.э.н., проф. В.К. Потемкин, СПбГЭУ), расширении задач и становлении социального менеджмента (д.э.н., проф. И.В. Федосеев, СПбГЭУ); представитель индийского государственного университета Санживан Бажаж осветил весьма интересную модель жизненного цикла устойчивого потребления, направленного на заботу о будущих поколениях при использовании природных богатств, что органически связано с усилением социальной и экологической ответственности бизнеса. Большой интерес вызвал доклад проф. Фуко Жан-Паскаля и проф. Бутана Яна Мульера (Парижский университет Сорбонна) о проблемах развития городского хозяйства, которое ориентируется на интеллектуальное производство, нормализацию экологического состояния крупных городов и создания благоприятных условий для жизни человека.

Доклад д.э.н., проф. А.Е. Карлика (СПбГЭУ) по управлению развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), которые активно возрождаются в настоящее время. Докладчик подчеркнул, что ОПК позволит не только существенно расширить возможности технического перевооружения других производств, но и обеспечит за счет ускоренного восстановления других предприятий города возрождение импортозамещающих отраслей, будет способствовать созданию новых рабочих мест, более стабильной загрузке действующих производств. Очень интересно была подчеркнута мысль, как за счет активизации государственного регулирования развития ОПК может быть повышена эффективность деятельности коммерческих средних и малых предприятий. Этот доклад практически определил направление работы двух секций конференции.

Активное внимание вызвал доклад д.э.н., доцента Ю. В. Лудиновой (СПбГЭУ), посвященный

переходу от классического государственного управления (отраслевого) к проектному. Докладчик отметил межотраслевой подход к решению проблем при проектном управлении, показал, как развитие рационального кооперирования содействует лучшему использованию средств государственного бюджета и повышает возможности частного капитала — бизнеса. Это позволяет более четко ориентироваться на получение конкретного результата, оценивать все виды рисков и более объективно определить эффективность использования ресурсов за счет ликвидации непроизводительных затрат и потерь. Большое внимание было уделено совершенствованию управления рисками и дальнейшему развитию теории риск-менеджмента. Этот доклад также определил направленность работы ряда секций и круглых столов. Вопросы, поставленные на пленарном заседании, нашли дальнейшее развитие в дискуссиях, которые проходили в рамках секций и круглых столов:

• «Менеджмент качества: драйверы роста в современной экономике» (модератор: д.э. н., проф. Е. А. Горбашко);

• «Логистические инновации в современном менеджменте: глобальные и региональные аспекты» (модератор: д.э.н., проф. В. В. Щербаков, СПбГЭУ);

• «Стратегические проблемы развития предприятия на макро-, мезо- и микроуровнях» (модератор: д.э.н., проф. А. Е. Карлик);

• «Государственное управление и местное самоуправление в современных условиях: проблемы повышения эффективности» (модератор: д.э.н., проф. И. В. Федосеев);

• «Клиентоориентированные бизнес-модели: модели устойчивого потребления и модели вовлечения потребителей» (модератор: д. э. н., проф. О. У. Юлдашева, СПбГЭУ);

• «Менеджмент и инновации: вопросы теории и практики», с двумя подсекциями (модераторы: д.э.н., проф. А. Г. Бездудная, д.э.н., проф. Ю. И. Растова, СПбГЭУ);

• «Интернационализация бизнеса в нестабильной деловой среде» [модераторы: кандидат экономических наук (к.э.н.), доцент Н. В. Трифонова, к.э.н., проф. М. З. Эпштейн, СПбГЭУ];

• «Управление персоналом: современные вызовы и механизм модернизации» (модератор: д.э.н., проф. В. К. Потемкин);

• «Развитие общего образовательного пространства государств — участников СНГ» (модератор: к.э.н., доцент Н. В. Мюллер, СПбГЭУ);

• «Инклюзивное образование» (модератор: к.э.н., доцент Н. В. Мюллер);

• «Перспективы социологического и психологического осмысления проблем современного менеджмента» (модератор: д.п. н., проф. И. Н. Пашковская).

Перечень секций позволяет оценить всесторонность и широту обсуждения проблем менеджмента. Однако, несмотря на все многообразие вопросов, можно выделить основные направления дискуссий:

• стратегическая направленность задач менеджмента в тесной увязке с принципиальными изменениями структуры национального хозяйства, ускоренным развитием наукоемких производств и модернизацией базовых видов экономической деятельности, ускоренным переходом к более высокому технологическому укладу, нацеленностью на повышение эффективности;

• ориентация на устойчивое развитие экономики на основе совершенствования экономического механизма на макро-, мезо- и микроуровнях, обеспечение сохранности природных богатств для будущих поколений, повышение социальной и экологической ответственности бизнеса;

• поиск новых механизмов управления, обеспечивающих четкую ориентацию на достижение поставленных целей, минимизацию рисков, потерь, сокращение сроков реализации поставленных задач при рациональном использовании привлекаемых ресурсов;

• совершенствование интеграционных процессов внутри страны (межрегиональные и межобъектные связи) и внешних связей с учетом активного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, между странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Афри-

канская Республика) и других международных союзов, обеспечивающих рациональное размещение производительных сил, создание новых рабочих мест, лучшее использование всех видов ресурсов;

• актуализация управления персоналом, повышение междисциплинарной подготовки специалистов всех уровней и направлений;

• роль высшего образования и системы дополнительного профессионального образования в подготовке высокообразованных кадров, способных обеспечить инновационное развитие экономики.

Как итог работы секции были подготовлены рекомендации, в которых:

• выделены наиболее актуальные, востребованные практикой направления развития научных исследований в области менеджмента;

• внесены конкретные предложения формирования новых методов и механизмов управления на макро-, мезо- и микроуровнях, обеспечивающих ускоренное развитие реализации инноваций, создание наукоемких производств, позволяющих сохранить экономическую безопасность страны и повысить эффективность использования инвестиций и ресурсов действующих экономических субъектов на основе ускорения их оборачиваемости, устранения непроизводительных затрат, роста отдачи от привлеченных средств.

Следовательно, результатом данной конференции стал поиск драйверов развития менеджмента как в научных исследованиях, так и на практике, которые позволят решить поставленные перед экономикой страны задачи.

М. В. Мельник,

доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента учета, анализа и аудита Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

ПРЕСС-РЕЛИЗ

8 июня 2017 г. в Финансовом университете при Правительстве РФ состоится ежегодный Международный круглый стол «СИСТЕМнАЯ ЭКОнОМИКА, СОЦИАЛЬнО-ЭКОнОМИЧЕСКАЯ кибернетика, МЯГКИЕ измерения в ЭКОнОМИКЕ-2017».

В рамках работы круглого стола ведущие ученые российских и зарубежных вузов, научных организаций посредством нескольких интерактивных онлайн-площадок вузов-партнеров поделятся опытом исследований и результатами своих работ по следующим направлениям:

• системная экономическая теория и реальная практика;

• качество жизни как предмет социально-экономической кибернетики;

• социально-экономические измерения в условиях неопределенности;

• моделирование экономического времени и динамики социально-экономических систем.

Организаторы круглого стола

• Финансовый университет при Правительстве РФ.

• Центральный экономико-математический институт РАН.

• АНО «Институт научных коммуникаций».

• Международная гильдия профессионалов качества.

• Международная академия организационных наук.

• Межрегиональная общественная организация «Академия проблем качества». Информационные партнеры

• Научно-практический журнал «Управленческие науки».

• Научный журнал «Российский журнал менеджмента».

• Научный журнал «Экономическая наука современной России».

• Издательский дом «Научная библиотека».

• АО «Коммерсантъ-Пресс».

• Сетевое научно-исследовательское периодическое издание «Хроноэкономика».

Предусмотрена публикация материалов круглого стола в отдельном томе научно-практического журнала «Экономика и управление: проблемы, решения» (список ВАК).

Регистрация участников: 9.30 Круглый стол: 10.00-18.00 Адрес: Россия, г. Москва, ул. Олеко Дундича, д. 23.

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.