Научная статья на тему 'Интеграция науки, образования и бизнеса новая парадигма бизнес-образования'

Интеграция науки, образования и бизнеса новая парадигма бизнес-образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС-УНИВЕРСИТЕТ / КРИЗИС / ШКОЛА БИЗНЕСА / MODERNIZATION / BUSINESS EDUCATION / BUSINESS UNIVERSITY / CRISIS / BUSINESS SCHOOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савин Станислав Леонидович

Повышение качества (профессионализма) трудовых ресурсов страны в настоящее время во всем прогрессивном мире зависит от бизнес-образования. Предлагается концепция создания бизнес-университетов, способных обеспечить совершенно новое качество профессиональной подготовки кадров, достигающих в процессе обучения всех необходимых для высококвалифицированного специалиста компетенций и знаний на основе интеграции науки, образования и бизнеса.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

mproving the quality of (professional) labor force is given at the present time the whole progressive world of business education. The concept of creating a business of universities that can provide a completely new quality of training, reaching the learning process all the necessary highly skilled specialist skills and knowledge through the integration of science, education and business.

Текст научной работы на тему «Интеграция науки, образования и бизнеса новая парадигма бизнес-образования»

с

МОДЕРНИЗАЦИЯ

МИР

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА - НОВАЯ ПАРАДИГМА БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

С. Л. Савин, доктор экономических наук, профессор

Повышение качества (профессионализма) трудовых ресурсов страны в настоящее время во всем прогрессивном мире зависит от бизнес-образования. Предлагается концепция создания бизнес-университетов, способных обеспечить совершенно новое качество профессиональной подготовки кадров, достигающих в процессе обучения всех необходимых для высококвалифицированного специалиста компетенций и знаний на основе интеграции науки, образования и бизнеса.

Improving the quality of (professional) labor force is given at the present time the whole progressive world of business education. The concept of creating a business of universities that can provide a completely new quality of training, reaching the learning process all the necessary highly skilled specialist skills and knowledge through the integration of science, education and business.

Ключевые слова: модернизация, бизнес-образование, бизнес-университет, кризис, школа бизнеса.

Key words: modernization, Business Education, Business University, crisis, business school.

В условиях перехода Российской экономики на путь модернизации и инновационного экономического развития как единственно правильный в современных условиях мирового системного кризиса и углубления и ускорения процессов глобализации всех сфер жизнедеятельности человеческой цивилизации, ключевым ресурсом социально-экономического прогресса неизбежно становится сам человек. При этом именно качество трудового потенциала России (общеизвестно, что в связи с объективным демографическим прогнозом до 2050 года количественное (экстенсивное) направление развития и использования этого главнейшего производственного фактора в нашей стране исключается) и будет определять успешность достижения выше указанной цели.

Особая роль в повышении качества (профессионализма) трудовых ресурсов страны отводится в настоящее время во всем прогрессивном мире бизнес-образованию. В этой сфере только в России сегодня работают более сотни учебных заведений различного типа. Это и бизнес-школы, и различные учебные центры, корпоративные институты и университеты, и тренинговые центры, и консалтинговые компании, и др.

Более того, программы бизнес-образования реализуют и высшие учебные заведения, которые, однако, ориентированы в большей степени на подготовку специалистов по программам высшего образования, тогда как программы бизнес-образования в них предлагаются как дополнительные направления деятельности, часто «фрагментарно», и почти всегда несистемно. Низкая степень ориентированности обучения в них на практику,

традиционные технологии, малый объем прикладных дисциплин - все это не в состоянии обеспечить необходимый уровень профессиональной квалификации выпускников.

В связи с изложенным выше, остро возникла необходимость, наряду с укоренившимися типами учебных заведений, создания новых их видов, адекватно отвечающих новой модели учебного заведения, ориентированного на систему интегрированного с наукой и бизнесом образования. Наиболее совершенными из таких моделей могут стать бизнес-университеты, способные обеспечить совершенно новое качество профессиональной подготовки кадров, достигающих в процессе обучения всех необходимых для высококвалифицированного специалиста компетенций и знаний на основе интеграции науки, образования и бизнеса.

Таким образом, бизнес-университет - это многопрофильное, многофункциональное высшее образовательное и научно-исследовательское учреждение, как бы вертикально интегрированный образовательный холдинг, в котором возможна реализация целостной системы непрерывного профессионального образования в сфере экономики и менеджмента на основе принципов преемственности, открытости, доступности, гибкости, предлагающий разработанный на основе собственных образовательных стандартов полный набор комплексных программ всех уровней подготовки специалистов: от программ для школьников до программ для топ-менеджеров- национальных лидеров.

Такой комплексный образовательный и научноисследовательский центр (холдинг) должен быть способен реализовывать не только образователь-

С. Л. Савин

Интеграция науки, образования и бизнеса - новая парадигма бизнес-образования

ные услуги высшей категории, но и предлагать и качественно выполнять такие сопряженные с ними виды деятельности, как: консалтинговую, рекрутинговую, издательскую, оказание деловых услуг и непрофильные направления деятельности. В этом научно-образовательном комплексе студенты и слушатели, работая в реальной бизнес-среде, одновременно проходят «обучение действием», т.е. имеют возможность совмещать процесс получения теоретических знаний и компетенций с закреплением их в реальной практике (критерий истины), а то и создавать свои частные компании и фирмы.

Безусловно, это совсем другая парадигма профессионального обучения, успешная реализация которой возможна только на основе широкого партнерства учебных заведений с отечественными и зарубежными бизнес-структурами, органами государственной власти, профессиональными объединениями и т.д. Подобные многопрофильные консорциумы способны решать крупные комплексные задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов, проводить масштабные научные исследования и конструкторские разработки, имеющие важное инновационное народнохозяйственное значение. Поэтому, наряду с образовательной, научно-исследовательская деятельность в бизнес-университете, направленная на изучение фундаментальных и специфических особенностей реального бизнеса и внедрения в него новых прогрессивных методов и систем научной организации производства, труда и управления, также должна иметь приоритетный характер. Само собой разумеется, что в эту деятельность должны быть вовлечены руководящие работники и специалисты ведущих отечественных и зарубежных компаний. Таким образом, глубокая интеграция бизнес-университета в мировое образовательное и научно-исследовательское пространство является одним из важнейших факторов его международной известности и успешности.

Безусловно, изложенные выше основы новой биз-нес-образовательной парадигмы родились не сразу и не на пустом месте. К этому привело длительное накопление по крупицам очень трудного, но и очень ценного опыта первой у нас в стране Московской международной высшей школой бизнеса «МИРБИС» (Институт) - первопроходца по «вспахиванию целины» в сфере бизнес-образования. И теперь вновь коллектив высшего учебного заведения под руководством ректората и в содружестве со своим стратегическим партнером - конгломератом «Эволюция» возложили на себя тяжелую пионерную роль по созданию и развитию

в России инновационной модели первого в мире Международного бизнес-университета.

Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт) основана в 1988 году в соответствии с межправительственным соглашением между СССР и Италией. Ее инициаторами были ректор тогда еще Московского института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова (ныне - Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова) профессор В.П. Грошев и Президент итальянского Общества экономических исследований «НОМИЗ-МА», премьер-министр Италии в 1996-1998 гг. и 2006-2008 гг., профессор Романо Проди.

С первых дней «МИРБИС» был ориентирован на программы международных экономических исследований и подготовку высокого уровня профессионалов в области научной организации производства, труда и управления. Впервые в России были разработаны и стали успешно реализовываться программы МВА с привлечением зарубежных партнеров, представителей крупного российского бизнеса, академического сообщества. Сегодня программы МВА МИРБИС занимают более 20% московского рынка бизнес-образования и более 30% регионального рынка. Бизнес-школа реализует программы МВА по 15 специализациям, программы ЕМВА, корпоративные программы МВА. Одной из первых в России бизнес-школа получила аккредитацию международной ассоциации МВА - АМВА.

За более 20-ти лет поступательного развития бизнес-школе удалось создать уникальную образовательную систему непрерывного профессионального образования, состоящую из самостоятельных и, в то же время, взаимодополняющих программ. Такая система позволяет обучающимся свободно «включаться» в обучение на любом его уровне, получать профессиональные знания по управленческой и экономической специализации, развивать конкретные навыки.

Портфель Института включает программы всех образовательных уровней: допрофессионально-го, высшего профессионального, дополнительного и послевузовского. Программами охвачены самые разные группы учащихся: от школьников до руководителей крупнейших компаний и предприятий. Программы института (бакалавриат, магистратура, МВА) аккредитованы ведущими международными ассоциациями (АМВА, EFMD, ЕРАБ). Отличительной особенностью подготовки специалистов в «МИРБИС» является сочетание принципов ориентированности на реальную практику и направленности на гармоничное развитие личности уча-

щегося. Вершиной же пирамиды многочисленных программ бизнес-образования является программа «Национальный лидер».

Одним из ключевых факторов успешной деятельности бизнес-школы является партнерство с широким кругом российских и зарубежных вузов, бизнес-структур, профессиональных сообществ, государственных структур. Партнерами МИРБИС являются 16 вузов в РФ и СНГ, 87 зарубежных вузов в 47 странах мира, более 400 крупных предприятий, банков, корпораций. «МИРБИС» является членом 46 профессиональных ассоциаций.

В институте «МИРБИС» создан «Клуб почетных профессоров», членами которого являются такие широко известные государственные деятели, выдающиеся представители науки, культуры и бизнеса, как: Ренат Сулейманович Акчурин - академик Российской академии медицинских наук, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела сердечно-сосудистой хирургии Института клинической кардиологии имени А.Л. Мясникова Российского кардиологического научно-производственного центра РАМН; Шамиль Анвярович Тарпищев - академик Международной академии информатизации, академик-вице-президент Академии народов мира при ООН; сэр Родерик Лайн и Энтони Раселл Брентон - экспослы Ее Величества Королевы Великобритании в России; доктор Сюй Чжимин - председатель и президент 26 компаний и проектов в КНР и Гонконге; Анатолий Евгеньевич Карпов - заслуженный мастер спорта СССР, 16-кратный чемпион мира по шахматам (1975— 1985 гг.), президент Международной ассоциации фондов мира; профессор Романо Проди - премьер-министр Италии (1996-1998 гг., 2006-2008 гг.), президент Еврокомиссии (1999-2005 гг.), президент Фонда Всемирного сотрудничества, председатель Верховного Совета ООН по поддержанию мира в Африке и ряд других.

С 2008 года «МИРБИС» является первой и до сих пор единственной Российской школой бизнеса,

вошедшей в состав консорциума 6-ти ведущих бизнес-школ мира: «Международный образовательный альянс» (WEEA). Консорциум разработал и реализует программу Global MBA.

«МИРБИС» ведет активную благотворительную деятельность, реализует социально значимые проекты, такие как: программы переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей по программе ДЕМОС (Демилитаризация. Образование. Сотрудничество); программы Правительства Москвы по обучению безработных граждан г. Москвы и Московской области; программы по оказанию шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны; активно участвует в реабилитации тяжело раненых военнослужащих в госпиталях имени Н.Н. Бурденко и МВД России.

И вот теперь, вооруженный 22-летним опытом прокладывания в России широкой магистрали бизнес-образования коллектив «МИРБИС» разработал стратегию эволюционного преобразования первой Международной высшей школы бизнеса в России в первый в мире Международный университет бизнес-образования. Его миссией будет подготовка на основе интеграции науки, образования и бизнеса менеджеров нового поколения как всесторонне развитых личностей, способных наращивать эффективность руководимых ими отечественных компаний, преумножая тем самым национальное богатство России и обеспечивая повышение благосостояния ее народа. Владея современными проактивными методами управления предпринимательскими структурами различных уровней (от малого и среднего бизнеса до крупных предприятий-гигантов) и обладая высокими морально-волевыми принципами, нравственными устоями, базирующимися на соблюдении важнейших человеческих ценностей, выпускники Международного бизнес-университета «МИРБИС» будут способны создавать конкурентоспособные организации и успешно руководить ими в условиях ускоряющейся глобализации мировой экономики и серьезного ужесточения конкурентной борьбы на внутренних и внешних рынках.

Савин Станислав Леонидович - доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, ректор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» (Институт)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.