Научная статья на тему 'Религия в мировоззрении атеистов (по материалам качественного исследования)'

Религия в мировоззрении атеистов (по материалам качественного исследования) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1751
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / АТЕИСТЫ / ЦЕННОСТИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЭМОЦИИ / ПОВЕДЕНИЕ / RELIGION / ATHEISTS / VALUES / CONCEPTIONS / EMOTIONS / BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малявина Светлана Сергеевна

В статье представлены предварительные результаты эмпирического исследования места религии в мировоззрении атеистов, представителей современной молодежи, а именно результаты изучения ценностного отношения, совокупности представлений, эмоционального принятия атеистами религии, поведения атеистов в контексте религии. Материалы исследования обнаружили, что особенности ценностного отношения к религии у представителей изучаемой группы характеризуются субъективизмом и номинативностью; их представлениям о религии свойственны поверхностность и бессистемность, при этом их осведомленность в отношении православного христианства несколько выше, чем в отношении других религий; эмоциональное отношение характеризуется неустойчивостью и противоречивостью с преобладанием негативных переживаний. Поведению некоторых атеистов свойственно наличие прошлого религиозного опыта, от которого они хотят отрешиться. Среди современной молодежи есть те, кто идентифицирует себя как атеиста, но его мировоззренческая позиция в отношении религии характеризуется стихийностью, фрагментарностью, демонстративным отвержением, в основе которых лежит опыт поверхностной религиозной инкультурации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religion in the atheistic worldview (according to the materials of a qualitative research)

The author presents an analysis of an empirical research concerning religion in the worldview of atheists, representatives of today’s youth. She focuses on the results obtained from studying their values and conceptions, emotional attitudes towards religion displayed by atheists and their behavior in religious context. The findings of the research have shown that the values that characterize the representatives of the group under study are subjective and nominative; that their conceptions of religion are characterized by superficiality and lack of system; that their emotional attitude can be defined as self-distancing and equanimity. The behavior of many atheists is predetermined by some kind of religious experience in the past, from which they would like to distance themselves. Among today’s young people, there are those who identify themselves as atheists, but their attitude towards religion is spontaneous and fragmentary, based on an experience of superficial religious enculturation.

Текст научной работы на тему «Религия в мировоззрении атеистов (по материалам качественного исследования)»

Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия

2014. Вып. 5 (55). С. 68-78

Малявина Светлана Сергеевна, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Волгоградский филиал) s.malyavina@yandex.ru

Религия в мировоззрении атеистов (по материалам качественного исследования)1

С. С. Малявина

В статье представлены предварительные результаты эмпирического исследования места религии в мировоззрении атеистов, представителей современной молодежи, а именно результаты изучения ценностного отношения, совокупности представлений, эмоционального принятия атеистами религии, поведения атеистов в контексте религии. Материалы исследования обнаружили, что особенности ценностного отношения к религии у представителей изучаемой группы характеризуются субъективизмом и номинативностью; их представлениям о религии свойственны поверхностность и бессистемность, при этом их осведомленность в отношении православного христианства несколько выше, чем в отношении других религий;; эмоциональное отношение характеризуется неустойчивостью и противоречивостью с преобладанием негативных переживаний. Поведению некоторых атеистов свойственно наличие прошлого религиозного опыта, от которого они хотят отрешиться. Среди современной молодежи есть те, кто идентифицирует себя как атеиста, но его мировоззренческая позиция в отношении религии характеризуется стихийностью, фрагментарностью, демонстративным отвержением, в основе которых лежит опыт поверхностной религиозной инкультурации.

В современном обществе религия — это не просто мировоззренческая система, в основе которой лежит вера в сверхъестественное, религиозная принадлежность личности становится критерием социальной дифференциации и интеграции общества. Это создает условия для изучения места религии в мировоззренческой системе личности религиозного человека (представителей отдельных религий) и сторонника атеистического мировоззрения.

В современной науке существует опыт изучения сознания атеистов (В. О. Ви-ценко2, Т. Н. Голованова3, М. П. Мчедлов4 и др). Нами было проведено эмпирическое исследование отношения к религии молодежи в современной России.

1 Выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 10-06-20601 а/В.

2 Виценко В. О. Образ времени у представителей различных религиозных конфессий. Дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.

3 Голованова Т. Н. Формирование целостного понимания и объяснения действительности через религиозное и нерелигиозное отношение к миру (на примере студентов-педагогов). Дис. ... канд. психол. наук. Йошкар-Ола, 2004.

4 Мчедлов М. П. О религиозности российской молодежи // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 107-111.

Отдельные ракурсы исследования нашли отражение в предыдущих публикациях автора5. В данной статье представлен анализ места религии в мировоззрении современных молодых людей, позиционирующих себя в качестве атеистов, раскрываются особенности ценностного отношения, осведомленности и особенностей эмоционального принятия религии атеистами. Принадлежность личности к социальной группе атеистов определялась на основе субъективной оценки респондентов.

Эмпирическая работа велась с использованием фокус-группового и индивидуального интервью, которые позволяют выявить тенденции, мнения, позиции, существующие в социальной группе по изучаемому вопросу. Вопросы фокус-групповой дискуссии были направлены на изучение ценностного отношения атеистов к религии, их представлений о религии, особенностей эмоционального принятия или отвержения религии, а также наличия в их жизни религиозного поведения.

Будучи ограничены рамками статьи, мы не имеем возможности подробно описывать методику двух этапов отбора потенциальных участников исследования и применяемые фильтры. Отметим, что в итоге были проведены три фокус-групповые дискуссии с молодыми людьми, идентифицирующими себя как атеистов. Каждая из групп включала в себя по десять участников. Всего в исследовании приняли участие 17 девушек и 13 юношей, в возрасте от 19 до 24 лет, средний возраст 21 год. Все участники исследования являлись студентами очного отделения одного из вузов Волгоградской области (Волгоградский государственный университет, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоградский государственный медицинский университет). Эмпирическая работа проводилась в 2010 г.

Приступим к анализу полученных в исследовании результатов.

Особенности ценностного отношения атеистов к религии

Как показало наше исследование, все молодые люди, рассматривающие себя как атеистов, проявляют больший или меньший интерес к религии. Этот интерес они объясняют желанием понять устройство общественной жизни в целом и на современном этапе в частности. Они признают, что религия является важным аспектом (ценной составляющей) общественной жизни («Везде про религию слышишь. Церкви везде. Праздники церковные все отмечают»; «Я по телевизору все время про церковь слышу, или про секты, они же тоже религия»). При этом заинтересованность религией у сторонников атеистического мировоззрения характеризуется избирательностью и предвзятостью.

О существовании предубеждений атеистов в отношении религии свидетельствует некоторая пристрастность, однобокая оценочность, негативизм в отно-

5 Малявина С. С. Религиозная компетентность представителей современной молодежи, идентифицирующих себя в качестве православных христиан // Известия Смоленского государственного университета. 2012. № 1. С. 250—259; Она же. Особенности эмоционального отношения к религиозной культуре в среде современной молодежи (кросс-культурное исследование) // Сибирский психологический журнал. 2014. Т. 52. С. 115—128.

шении религии. Их позицию можно представить тезисом: «Я соглашаюсь с тем, что в современной общественной жизни религия занимает важное место, но я не согласен и не принимаю эту ценность в свою жизнь. И я могу развенчать ценность религии для общества и отдельного человека». В своем представлении о религии атеисты зачастую ориентируются только на информацию, которая носит критикующий, «разоблачительный» характер в отношении религий. В ходе дискуссии звучали следующие эпитеты религии: «ханжеская», «подавляет личность», «диктатура», «коррумпированная», «алчность», «лживая», «культ личности» и др.

Интерпретируя происхождение подобных образов, участники исследования ссылались на СМИ (телевизионные передачи, статьи в периодической печати, ресурсы Интернета), которые привели их к подобному мнению. Вероятно, в современных СМИ достаточно передач, критикующих и порочащих религию. Но в современных СМИ существует информация, культивирующая ценность религии в жизни человека и общества. Однако молодые люди, позиционирующие себя атеистами, игнорируют подобную информацию, возможно потому, что она противоречит сформировавшейся у них позиции.

Мы полагаем, что интерес к религии, о котором сообщали участники исследования, выполняет для них не столько мировоззренческую, сколько прикладную, потребительскую функцию — позволяет молодым людям, позиционирующим себя атеистами, самоутвердиться, продемонстрировать себе и другим свою позицию.

Их отношение к религии можно обозначить как «активно критикующее». Вероятно, подобная позиция позволяет им поддерживать гармоничное состояние собственной мировоззренческой позиции, чувствовать свою уникальность, высокомерие по отношению к религиозному миру. В процессе дискуссии участники исследования неоднократно подчеркнули, что, по их мнению, верить в Бога, быть религиозным — глупо, скучно («Я вообще не понимаю зачем они (религии. — С. М.) нужны, человек все делает сам, религия ни на что не влияет»; «В Бога верят только слабые люди, которые не могут сами влиять на свою жизнь»; «Верить в Бога глупо, это все выдумка, чтобы людьми управлять»).

Создается впечатление, что среди молодых людей, называющих себя атеистами, существует довольно устойчивая позиция, которая заключается в негативном оценочном отношении к религии, сопряженном с интересом, вниманием к данной системе, поиску информации, подтверждающей существующую позицию.

Одним из фактов, подтверждающих это мнение, является следующая закономерность, выявленная в ходе исследования. Участникам исследования было предложено найти ассоциации на религиозные объекты (вера, молитва, Библия, Коран, секта, религиозный культ, религиозное учение, ритуал, пост, храм, паломник, атеизм). Все предложенные участниками ассоциации представляют собой образы двух типов: содержательные и оценочные. Первые характеризуются наличием информации, в большей или меньшей степени близкой к сути объекта. В ходе исследования участники дискуссии назвали следующие содержательные ассоциации: молитва, икона, мощи святых, Библия, церковные свечи и др.

Попытка интерпретации, выяснения факторов, породивших подобные ассоциации, вызвала замешательство, затруднение среди респондентов.

Ассоциации второго типа демонстрируют оценочное отношение личности к объекту. Эти ассоциации пронизаны эмоциональным отношением личности. Наше исследование выявило, что ассоциации с негативной оценкой респонденты демонстрировали значительно чаще, чем ассоциации с позитивной оценкой. В частности, религиозные объекты вызвали у респондентов ассоциации культа личности, диктатуры, коррумпированности, денег, недвижимости, ханжества и др. Позитивные ассоциации встречались в единичных случаях. Например, объект «молитва» вызвал у одной из опрашиваемых ассоциацию с «запахом ладана», которую она объяснила прошлым опытом: молитвами в церкви, которую она посещала в детстве с бабушкой. Таким образом, ценностное отношение атеистов к религии связано с эмоциональным отношением к ней, которое зачастую характеризуется негативизмом.

Анализ содержания ассоциаций атеистов обнаружил, что религиозные объекты нередко вызывают у них образы, имеющие отношение к христианству. Например, религиозный объект «святыня» среди прочих вызвал у участников исследования образы мощей святых, Иконы Божией Матери; религиозный объект «вера» вызвал ассоциативные образы церкви, христианства; «молитва» выявила образы Библии, свечей (церковных), монастыря. Существование у атеистов устойчивых образов, напрямую связанных с христианством, свидетельствует о том, что данная религия оказывает определенное влияние на мировоззренческую систему молодых людей, идентифицирующих себя атеистами.

В процессе исследования было выявлено, что среди позиционирующих себя атеистами есть те, кто ранее был «религиозным человеком» («Меня с детства водили в церковь»; «Бабушка очень религиозная и меня хотела сделать такой»; «У меня в детстве вокруг везде мусульмане были, я стал интересоваться, мама дала Библию, потом в церковь стал ходить, а потом надоело.»). Они отметили, что раньше были религиозны, но постепенно их отношение к религии стало более отстраненным, дистантным. Они отказались от религиозного мировоззрения в пользу атеистического понимания мира (в нашем исследовании участники исследования полагают, что атеизм это неверие в Бога, отказ от религии). В нашем исследовании все, высказавшие подобную позицию, ранее идентифицировали себя как православные христиане.

Есть среди атеистов и те, кто никогда не был последователем религиозного культа в силу атеистического семейного воспитания, но ощущают связь с религией через понимание и принятие существования титульной религии, религии предков («У нас в семье никогда про религию не говорили, в школе рассказывали. Я и сейчас дома это не обсуждаю, нас это не касается»; «Я в религию не верю, ну принято так, что православие у нас государственная религия, ну и что»).

Таким образом, молодые люди, позиционирующие себя как атеисты, имеют определенную связь с религией, основанную или на личностных детерминантах (прошлый опыт) или на внешних детерминантах (принятие существования объективной реальности — религиозного окружения).

Как показало наше исследование, среди атеистов есть такие, кто выбирает атеизм как мировоззренческую систему «лишь бы не быть верующими», при этом они не имеют глубоких и системных представлений о сущности атеизма («Я атеист, я ни во что такое не верю»; «Я в себя верю, в свои силы»). Следует отметить, что хотя участники исследования позиционируют себя атеистами, их мировоззрение продолжает испытывать определенное влияние религии. Об этом свидетельствует наполненный религиозным смыслом ассоциативный ряд, который они создали. Как показало наше исследование, молодые люди, называющие себя атеистами, не столько в действительности являются атеистами, сколько хотят таковыми быть. Для них свойственно ищущее сознание, поиски смысла жизни.

Итак, изучение особенностей ценностного отношения молодых людей, идентифицирующих себя атеистами, показало, что, с одной стороны, представители этой социальной группы проявляют устойчивый интерес к проблеме религии; с другой стороны, они обнаруживают ярко выраженный скептицизм и высокомерие в отношении религиозного мира. На наш взгляд, подобная дуали-стичная позиция атеистов свидетельствует о противоречивости, неустойчивости их мировоззренческой позиции, что, скорее всего, объясняется максимализмом и нигилизмом юношеского возраста.

Представления атеистов о религии

Проведенное исследование показало, что у всех молодых людей, называющих себя атеистами, довольно противоречивые представления о том, что такое религия. По мнению участников исследования, религия — это форма мировоззрения, вера в Абсолют, сверхъестественное, вера во «что-то», но не в себя, система моральных убеждений, средство объединения людей, средство манипулирования людьми, бизнес, орган власти, политика. Подобное разнообразие идей еще раз свидетельствует о значимости данной проблемы и противоречивости ее понимания атеистами.

Как мы уже отметили выше, участники исследования практически отождествляют понятия «религия» и «христианство (православие)». Анализ универсальных религиозных объектов вызывал у респондентов ассоциативные образы, характеризующие православное христианство. Кроме того, современные атеисты имеют опыт ознакомления с каноническим произведением христианства — Библией. Мотивом для чтения Библии стал интерес, стремление к познанию («Нашла Библию дома, взяла почить»; «На каникулах делать было нечего»; «Хотел понять, что в ней особенного»). Подобная тенденция свидетельствует о том, что христианство оказывает влияние на мировоззренческую систему молодых людей, идентифицирующих себя как атеисты. Есть среди атеистов и те, кто подчеркивает, что в их мировоззренческой системе все религии занимают равное место, и они одинаково в них не осведомлены. В нашем исследовании подобная позиция стала скорее исключением, чем правилом. Из трех фокус-групп (30 участников) только одна участница высказала подобную позицию («никогда не интересовалась ими (религиями. — С. М.), для меня они одинаково неизвестные»).

Как показало наше исследование, имеющиеся у атеистов представления о религиозных объектах зачастую сопровождаются негативными (оценочными) ассоциациями. Например, образ «религиозного культа» вызвал среди атеистов ассоциации с культом личности, диктатурой; образ «религиозного храма» пробудил в атеистах ассоциации с недвижимостью, деньгами, коррумпированностью; объект «религиозное учение» вызвал у атеистов образ ханжества, пропаганды, внушения и др.

Таким образом, имеющиеся у атеистов знания о религии представляют собой две когнитивные системы: систему, включающую в себя содержательные религиозные образы (чаще о православном христианстве), и систему, включающую в себя нерелигиозные образы, зачастую оценочного (негативного) характера. С одной стороны, атеисты проявляют некоторую осведомленность о содержании религии (чаще о православном христианстве), что является подтверждением интереса к данной сфере человеческой жизни, с другой стороны, они акцентируют свое внимание именно на негативных оценках данных объектов. Подобная ситуация свидетельствует об особенностях мировоззрения представителей данной социальной группы, которое характеризуется неприятием, отвержением всего, что связано с религией.

По мнению атеистов, их знания в области других религий (ислама и буддизма) отличаются меньшей системностью и глубиной. При этом среди атеистов есть те, кто проявляет интерес к исламу и буддизму. В частности, они пробовали читать священную книгу мусульман Коран, по разным источникам осваивали основы буддизма. Другие атеисты не имеют практически никаких представлений об исламе и буддизме и не испытывают интереса к их изучению, так как эти религии не оказывают влияния на их жизнь («А зачем мне их знать, это чужая религия»; «Ладно, еще про православие надо знать, у нас страна православная, а про эти религии зачем»). Своей позицией участники исследования еще раз подчеркнули, что православное христианство оказывает влияние на их жизнь.

Обобщая анализ изучения представлений о религии, существующих у молодых людей, называющих себя атеистами, можно резюмировать, что о православном христианстве они осведомлены несколько лучше, чем о других религиях. Основой этой осведомленности является их личный опыт (религиозное прошлое участников исследования), заинтересованность проблемами религии, внимательное отношение к данной теме (отслеживание информации в СМИ, социальной практике).

Описанное выше сочетание интереса к информации о религии с избирательным отношением к ней позволяет предполагать, что эти молодые люди, отказавшись от религиозной веры, создают для себя новую религию — веру в информацию. Рассуждая о сущности религии (а именно о ее несовершенствах), они неоднократно упоминали, что знания, которыми они владеют, получены из различных информационных источников. При «научном» преподнесении какой-либо информации они верят в нее. Атеисты отказываются от религиозной веры в пользу веры в информацию. Им кажется, что информация дает им личностную свободу, свободу понимания мира. В действительности они создают для себя новую религию. Теперь они могут стать легкой добычей для желаю-

щих манипулировать людьми с помощью информации. Мы предполагаем, что попытка через знание, информацию прийти к гармоничному пониманию мира приводит атеистов в тупик, где они, доверяясь информационному потоку, теряют в нем собственную свободу мысли. Но мы не исключаем, что тяга к знанию и пониманию, свойственная этим молодым людям, может снова привести их к религии. Возможно, движение к религиозной вере этих молодых людей осуществляется не через эмоциональное принятие, а через знание, понимание, т. е. через когнитивную сферу личности.

Эмоциональное отношение атеистов к религии

Проведенное исследование обнаружило, что молодые люди, позиционирующие себя в качестве атеистов, испытывают довольно разнообразную гамму эмоциональных переживаний (позитивных, негативных, нейтральных) в отношении религии. Нам не удалось обнаружить устойчивой закономерности проявления у атеистов позитивных и негативных чувств. Вероятно, данная тенденция объясняется эклектичностью и противоречивостью их мировоззренческой позиции (демонстративным пренебрежением). Они не столько являются атеистами, сколько хотят ими казаться.

Противоречивость их эмоционального отношения проявляется в том, что некоторые испытывают противоположные чувства в отношении одного и того же религиозного объекта. Например, один из участников исследования отметил, что в отношении «святыни» испытывает чувства уважения, интереса. В то же время данный образ вызывает у него чувства непонимания и злости. Другой респондент подчеркнул, что в отношении данного религиозного объекта одновременно испытывает «приятное чувство», интерес и эмоциональный холод.

Другой важной характеристикой эмоционального отношения атеистов к религии является демонстративное пренебрежение, равнодушие. Иллюстрируя свое отношение к религии, они говорили о таких чувствах, как равнодушие, неприятие, скука и т.п. Мы полагаем, что демонстративность негативных эмоциональных переживаний атеистов может быть объяснена некоторыми особенностями личностного развития юношеского возраста, а именно максимализмом и категоричностью. Как мы уже писали выше, некоторые молодые люди, называющие себя атеистами, выбирают данную мировоззренческую систему как средство протеста. И этот протест, возможно, не столько адресован религии, сколько является проявлением их юношеского максимализма.

Среди атеистов есть те, кто свое негативное отношение к религии объясняет тяжелыми эмоциональными переживаниями детства, связанными с насильственной религиозной инкультурацией («Меня с детства родители водили в церковь. До сих пор тошнит: придем, стоим, стоим. И вокруг все одинаковые»; «Я в детстве спрашивал: зачем ставить свечки, зачем надо стоять в церкви. В ответ: так надо»). Таким образом, негативный личный опыт религиозной инкультурации в семье способствовал формированию неприятия религии, отказа от нее.

Есть среди атеистов те, кто свое негативное отношение к религии объясняет отсутствием помощи, поддержки их семей, оказавшихся в трудных жизненных

обстоятельствах, со стороны высших сил («Я никогда не чувствовала помощи Бога, когда это было нужно моей семье»). На наш взгляд, и в этом случае эмоциональное отторжение религии сформировано не столько объективными обстоятельствами, сколько неумением близких родственников дать адекватную интерпретацию существующих условий жизни.

В ходе проведенного исследования мы обнаружили интересный факт. С одной стороны, респонденты демонстрируют индифферентное отношение к религии, с другой стороны, испытывают уважение, симпатию к людям, поведение которых наполнено религиозным смыслом. Они проявляют терпимое отношение к религиозному поведению других людей. Это еще раз утвердило нас в выводе о противоречивости, двойственности отношения атеистов к религии: отказе от нее на уровне понимания и принятия, терпимости к ней — на уровне эмоциональной сферы.

Подавляющее большинство участников исследования продемонстрировали гамму противоречивых (зачастую негативных, демонстративно отвергающих) эмоциональных переживаний в отношении религии.

Изучение эмоционального отношения атеистов к другим религиям (исламу, буддизму) выявило наличие высокой степени эмоционального отвержения и игнорирования данных религий. Ислам чаще вызывает у атеистов чувства тревоги, страха. Участники исследования назвали несколько причин подобного отношения: негативная информация из СМИ и личный опыт. Информация о войнах, конфликтах, терроризме, маркируемых как исламские, вызывает у респондентов чувства беспокойства, тревоги, страха, опасения при упоминании данной религии. Отсутствие системных знаний об исламе приводит к чувствам беспокойства и неуверенности. Личный опыт некоторых атеистов (негативный опыт межличностных отношений с представителями ислама испытуемый распространяет на всю социокультурную группу мусульман и религию в целом) повлиял на то, что их отношение к исламу является отрицательным.

Эмоциональное отношение атеистов к буддизму характеризуется ощущением привлекательности и одновременно отчужденности этой религии. Атеисты чаще всего воспринимают данную религию как эмоционально чужую, далекую, но привлекательную своей мировоззренческой концепцией. В процессе обсуждения их отношений к буддизму не удалось обнаружить ярких, устойчивых эмоциональных переживаний

Таким образом, эмоциональное отношение атеистов к религии характеризуется различными негативными переживаниями, неустойчивостью и противоречивостью, в основе которых лежит категоричность и протестное отношение ко всему, что связано с религией.

Поведение атеистов в отношении религии

В ходе исследования мы выявили, что среди молодых людей, самоопределяющихся в качестве атеистов, есть те, кто имеет религиозный опыт (практически все участники исследования в прошлом идентифицировали себя как православные христиане, и только единицы сказали, что никогда не принадлежали ни к какой из религий).

Описывая свой религиозный опыт, участники исследования упоминали чтение религиозной литературы, соблюдение религиозных обрядов и ритуалов («Я в церковь раньше ходил»; «Молился, свечки ставил, ну все делал, как все православные»). Можно утверждать, что среди идентифицирующих себя как атеистов есть молодые люди, которые раньше в большей или меньшей степени являлись институциализированными, воцерковленными христианами. Данные, полученные о религиозном опыте атеистов, заставляют задуматься о причинно-следственной связи между их религиозным прошлым и современным отвержением религии. Сознательный отказ от религиозного мировоззрения стал фактором отказа от религиозного поведения или прекращение, по тем или иным причинам, религиозного поведения привело к отказу от религиозного мировоззрения? Этот вопрос требует специального изучения. В рамках проведенного исследования данный вопрос не ставился, но мы вернемся к нему в будущем.

Проведенное исследование выявило два типа поведенческой стратегии атеистов в отношении религии. Самым распространенным типом поведения атеистов в отношении религий и их носителей является протест, о котором довольно подробно мы писали выше. Их поведение характеризуется демонстрацией независимости и автономности, при существовании определенной внутриличностной связи с ней. Вообще, приходится констатировать, что среди молодых людей, идентифицирующих себя в качестве атеистов, есть те, кто пережил опыт авторитарной религиозной инкультурации со стороны родителей или других родственников. Вероятно, именно этот опыт повлиял на формирование протестного отношения к религии.

Другим типом поведения атеистов в отношении религии является такое, которое предполагает существование большой дистанции между личностью и религиозным миром. Мировоззрение и поведение этих молодых людей действительно является атеистическим. Они обладают определенной осведомленностью о религии, эмоциональное отношение характеризуется нейтралитетом и бесстрастностью, эта сфера их не беспокоит. В поведении их отношение к религии никак не отражается, у них нет опыта религиозного поведения. Они не знают, как себя вести в ситуации, требующей определенного религиозного поведения. В личном опыте этих молодых людей нет религиозной инкультурации. В нашем исследовании была выявлена только одна такая участница («У меня нерелигиозная семья, мне никто не рассказывал про религию специально. Но я чувствую себя застрявшей между двух религий: буддизмом и православием. Потому что у меня хотя и нерелигиозная семья, но все-таки буддистская, а страна у нас православная».). С ее слов, она имеет некоторые сведения о религиях, но не испытывает каких-либо эмоциональных переживаний в отношении религии и отдельных ее объектов. В мировоззренческой позиции этой респондентки прослеживается некоторая протестность (претензия) в адрес религии. По ее мнению, одной из детерминант формирования ее мировоззренческой позиции стал факт, что она не ощущала помощи и поддержки со стороны высших сил даже в трудных ситуациях, с которыми сталкивалась ее семья. Это привело ее к пониманию того, что в жизни надо рассчитывать только на себя.

Обобщая проведенный анализ, можно констатировать, что среди современных атеистов есть те, чье поведение и жизнедеятельность находятся в контексте

религии. Наличие религиозного прошлого делает их поведение демонстративно отвергающим все, что связано с религией. Мировоззренческая позиция этих атеистов характеризуется воинственностью. Отсутствие в прошлом у атеистов религиозной инкультурации делает их поведение более свободным и дистантным от религии.

Изучение особенностей поведения атеистов в контексте религии еще раз привело нас к идее существования устойчивой взаимосвязи между особенностями ценностного отношения личности к религии, системой представлений о ней, спецификой эмоционального принятия или отвержения и поведения личности в контексте религии. Чем выше значимость религии в жизни человека, чем более системны представления, глубже ее эмоциональное принятие, тем выше вероятность адекватного и гармоничного поведения личности в контексте ценностей и норм религии.

Обобщая результаты проведенного исследования, мы пришли к выводу, что мировоззренческая позиция атеистов в отношении религии характеризуется парадоксальностью и противоречивостью. С одной стороны, молодые люди, позиционирующие себя атеистами, демонстрируют устойчивый интерес к религии. С другой стороны, отношение атеистов к религии сопровождается бессистемными, поверхностными знаниями (избирательного характера), демонстративным отвержением и пренебрежением. Как показало наше исследование, среди молодых людей, самоопределяющихся в качестве атеистов, существуют те, кто имеет религиозное прошлое. Участники нашего исследования упоминали об опыте авторитарной религиозной инкультурации в семье, который стал одним из факторов отвержения ими религии.

Кроме того, противоречивое отношение атеистов к религии можно объяснить нигилизмом и эклектичностью юношеского возраста. Они не столько атеисты, сколько хотят ими казаться. Они скорее представляют собой социальную группу отказавшихся, отошедших (временно или навсегда) от религии. При этом их протест адресован в первую очередь православному христианству. Мы полагаем, что косвенной причиной этого протеста является особый статус, который занимает православное христианство в современной России, что, в свою очередь, для некоторых молодых людей, нежелающих «быть как все», становится причиной отказа от религии. Возможно, что часть молодых людей, позиционирующих себя атеистами, расставшись с юношеским максимализмом и свойственными ему категоричностью, нетерпимостью юности, рано или поздно вернутся к той религии, которая оказала значительное влияние на их становление. Одним из факторов, позволяющих нам делать подобный вывод, является высказанное участниками исследования мнение, согласно которому несмотря на их атеистическое мировоззрение, религия православного христианства продолжает оказывать влияние на их мировоззрение и поведение через систему идеалов, ценностей, нравственных норм, привитых им ранее.

Ключевые слова: религия, атеисты, ценности, представления, эмоции, поведение.

Religion in the atheistic worldview (according to the materials of a qualitative research)

S. Malyavina

The author presents an analysis of an empirical research concerning religion in the worldview of atheists, representatives of today's youth. She focuses on the results obtained from studying their values and conceptions, emotional attitudes towards religion displayed by atheists and their behavior in religious context. The findings of the research have shown that the values that characterize the representatives of the group under study are subjective and nominative; that their conceptions of religion are characterized by superficiality and lack of system; that their emotional attitude can be defined as self-distancing and equanimity. The behavior of many atheists is predetermined by some kind of religious experience in the past, from which they would like to distance themselves. Among today's young people, there are those who identify themselves as atheists, but their attitude towards religion is spontaneous and fragmentary, based on an experience of superficial religious enculturation.

Keywords: religion, atheists, values, conceptions, emotions, behavior.

Список литературы

1. Виценко В. О. Образ времени у представителей различных религиозных конфессий. Дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.

2. Голованова Т. Н. Формирование целостного понимания и объяснения действительности через религиозное и нерелигиозное отношение к миру (на примере студентов-педагогов). Дис. ... канд. психол. наук. Йошкар-Ола, 2004.

3. Малявина С. С. Религиозная компетентность представителей современной молодежи, идентифицирующих себя в качестве православных христиан // Известия Смоленского государственного университета. 2012. № 1. С. 250—259.

4. Малявина С. С. Особенности эмоционального отношения к религиозной культуре в среде современной молодежи (кросс-культурное исследование) // Сибирский психологический журнал. 2014. Т. 52. С. 115—128.

5. Мчедлов М. П. О религиозности российской молодежи // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 107-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.