Научная статья на тему 'Особенности эмоционального отношения к религиозной культуре в среде современной молодежи (кросс-культурное исследование)'

Особенности эмоционального отношения к религиозной культуре в среде современной молодежи (кросс-культурное исследование) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
495
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ / EMOTIONAL ATTITUDE / РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / RELIGIOUS CULTURE / ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ / ORTHODOX CHRISTIANS / МУСУЛЬМАНЕ / MUSLIMS / АТЕИСТЫ / ATHEISTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малявина Светлана Сергеевна

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального отношения к религиозной культуре современной молодежи. Метод исследования: фокус-групповая дискуссия и индивидуальное интервью. Исследование осуществлялось в трех целевых группах: представители современной молодежи, идентифицирующие себя как носители религиозной культуры православного христианства, ислама, атеисты. Установлено, что в среде современной молодежи существует довольно разнообразное эмоциональное отношение к религиозной культуре. Обнаружена устойчивая взаимосвязь между эмоциональным отношением личности к религиозной культуре и степенью ее осведомленности о данной социокультурной реальности. Существует согласованность между эмоциональным отношением личности к религиозной культуре, с которой она себя идентифицирует, и эмоциональным отношением ее к религиозным культурам, которые воспринимаются как «чужие». Чем глубже эмоциональная связь со «своей» религиозной культурой, тем выше вероятность эмоционального принятия, понимания «чужой» религиозной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of emotional attitude to religious cultures among modern youth (cross-cultural studies)

The article presents the results of empirical studies of the emotional relationship to the religious culture of today's youth. Method of research: focus group discussion and personal interview. The study was conducted in three target groups: representatives of modern youth identifying themselves as the bearers of the religious culture of Orthodox Christianity, Islam, atheists. The study revealed the existence of culture-specific features of emotional relationship to the religious culture. Emotional attitude to the religious culture of young people positioning themselves as Orthodox Christians, is characterized by distant and indifferent, with deep emotional acceptance of religious culture and the lack of emotional connection with it. At the heart of this emotional relationship the nominative religiosity of these young people (they often do not consider it necessary to fulfill their religious life in social practice) is likely presented. Emotional attitude of Muslims towards religious culture is characterized by versatility, positive and bright emotional displays. In the study respondents demonstrated a deep involvement in the world of religious culture that engenders in them a rich range of emotions regarding this sociocultural system. Emotional attitude to the religious culture of young people who call themselves atheists, characterized by negativity and rejection, feelings of contradictions and demonstrative neglect, which can be explained by the characteristics of their connection with the religious culture (past religious experience) and youthful nihilism and eclecticism of their worldview. They are not so much atheists as they want them to appear. They are more of a social group refused or ceded (temporarily or permanently) from religion. The study revealed the existence of a stable connection between the emotional attitude of the individual to the religious culture and its level of awareness of the social and cultural reality. Greater awareness of the content of religious culture creates the conditions for a positive emotional relationship. Better knowledge of religious culture, with which a person identifies himself, promotes greater emotional acceptance. The study revealed the relationship between emotional attitude to the religious culture of personality with which it identifies itself and religious cultures that are perceived as alienate. The deeper is emotional connection with "own" religious culture the greater is the likelihood of emotional acceptance and understanding "alienate" religious culture. Lack of emotional connection with their "own" culture deprives sociocultural identity and ideological core, prevents adequate understanding of cultures, promotes the formation of contradictory and inconsistent relationships to both their own and other people's religious cultures.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционального отношения к религиозной культуре в среде современной молодежи (кросс-культурное исследование)»

УДК 316.613

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ В СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

С. С. Малявина

Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Волгоградский филиал; Волгоград, Россия)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 10-06-20601 а/В «Конфессиональная компетентность молодежи в современной России».

Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального отношения к религиозной культуре современной молодежи. Метод исследования: фокус-групповая дискуссия и индивидуальное интервью. Исследование осуществлялось в трех целевых группах: представители современной молодежи, идентифицирующие себя как носители религиозной культуры православного христианства, ислама, атеисты.

Установлено, что в среде современной молодежи существует довольно разнообразное эмоциональное отношение к религиозной культуре. Обнаружена устойчивая взаимосвязь между эмоциональным отношением личности к религиозной культуре и степенью ее осведомленности о данной социокультурной реальности. Существует согласованность между эмоциональным отношением личности к религиозной культуре, с которой она себя идентифицирует, и эмоциональным отношением ее к религиозным культурам, которые воспринимаются как «чужие». Чем глубже эмоциональная связь со «своей» религиозной культурой, тем выше вероятность эмоционального принятия, понимания «чужой» религиозной культуры.

Ключевые слова: эмоциональное отношение; религиозная культура; православные христиане; мусульмане; атеисты.

Большинство регионов современного мира - это поликультурное пространство, в котором проживают и взаимодействуют представители разных религиозных культур. Религиозная принадлежность является устойчивым во времени социокультурным маркером, отражающим различия между большими группами людей и отдельными их представителями. В этой связи становится важным изучить особенности влияния религиозной принадлежности на личность ее носителя. Проблема взаимосвязи религиозной культуры и личности нашла свое отражение в работах И.А. Галицкой [1], К. Каариайнен и Д.Е. Фурмана [2], Ю.В. Рыжова [3], С. Хантингтона [4] и др. Нами впервые было проведено исследование ценностного отношения к религиозной культуре, представлений о религиозной культуре, существующих у представите-

115

С. С. Малявина

лей современной молодежи [5, 6]. В рамках данной статьи представлен анализ эмоционального отношения к религиозной культуре представителей современной молодежи.

Изучение данного вопроса своевременно и необходимо в связи с тем, что молодежь представляет собой возрастную группу, которая уже через несколько лет станет определять специфику социальных отношений в обществе, а значит, важно определить, какова роль религиозной культуры в жизни представителей данной социальной группы. Именно в молодости у личности активно развивается социокультурная идентичность, формируя менталитет, мировоззрение. В связи с этим представляется интересным понять, какова роль религиозной культуры в процессе личностного развития каждого представителя молодежи.

Изучение эмоционального отношения к религиозной культуре осуществлялось посредством анализа чувственных ассоциаций, возникающих у респондентов при упоминании ряда религиозных объектов (вера, молитва, Библия, Коран, секта, религиозный культ, религиозное учение, ритуал, пост, храм, паломник, атеизм). Кроме того, проводилось шкалирование отношения участников исследования к культурам христианства, ислама, буддизма, а также к атеизму между полюсами «мое - чужое», «нравится - не нравится». В ходе исследования особую ценность представляли интерпретации участниками собственных представлений и чувств, а также комментарии, диалоги, которые возникали в процессе обсуждения заявленной темы.

Сбор информации осуществлялся с помощью фокус-групповой дискуссии и посредством индивидуального интервью. Данные методы социально-психологического исследования позволяют провести глубинное интервьюирование представителей целевой аудитории, чтобы выявить субъективные мнения респондентов об объекте исследования. В нашем случае полученные в дискуссионной работе материалы позволяют раскрыть тенденции эмоционального отношения к религиозной культуре среди представителей современной молодежи, которые идентифицируют себя как носители религиозной культуры православного христианства, религиозной культуры ислама, атеистического мировоззрения.

В рамках отдельной статьи нет возможности подробно описывать методику двух этапов отбора потенциальных участников исследования и применяемые фильтры. Отметим лишь, что в итоге были проведены три фокус-групповые дискуссии (с представителями культуры православного христианства, ислама, сторонниками атеистического мировоззрения). Каждая из групп состояла из 10 участников (5 юношей и 5 девушек) в возрасте от 19 до 23 лет. Все участники исследования являлись студентами очного отделения одного из вузов Волгоградской области (Волгоградский государственный университет, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоградский госу-

116

Особенности эмоционального отношения к религиозной культуре

дарственный аграрный университет, Волгоградский государственный медицинский университет). Эмпирическая работа проводилась в 2010 г.

Эмоциональное отношение к религиозной культуре молодых людей, позиционирующих себя в качестве православных христиан. Проведенное исследование выявило, что в целом у представителей данной социальной группы эмоциональное отношение к религиозной культуре чаще всего дистантное и достаточно прохладное. В процессе дискуссионной работы участники исследования были преимущественно пассивны, равнодушны к обсуждению проблемы религиозной культуры.

Важной характеристикой эмоционального отношения к религиозной культуре молодых людей из этой группы является непонимание собственных эмоциональных переживаний, а также неумение их выразить вербально. Мы полагаем, что неумение понять и выразить свое эмоциональное отношение к объектам религиозной культуры косвенно свидетельствует о том, что и данные объекты, и религиозная культура в целом не обладают настоящей ценностью для представителей изучаемой социальной группы.

Эмоциональные переживания, которые участники исследования смогли вербализировать, оказались довольно однообразными. Чаще всего свое отношение к объектам религиозной культуры респонденты обозначали как «хорошие» или «плохие», «положительные» или «отрицательные». Мы считаем, что скудность спектра эмоциональных переживаний объясняется особенностями погружения этих молодых людей в религиозную культуру, а именно слабой включенностью их в мир религиозной культуры.

Несмотря на то, что участники исследования обнаружили неумение выразить собственные эмоциональные переживания, продемонстрировав их скудность и однообразие, они проявили высокую степень согласованности по вопросу эмоционального отношения к религиозной культуре православного христианства: все респонденты отметили, что относятся к православному христианству как к эмоционально близкой религиозной культуре.

Таким образом, можно констатировать существование диссонанса между позиционированием собственного эмоционального отношения к религиозной культуре и действительным эмоциональным отношением к религиозной культуре православного христианства; о содержании указанного диссонанса мы судим на основе описанного выше отношения, которое высказали респонденты к объектам религиозной культуры. На наш взгляд, подобное противоречие может свидетельствовать о поверхностности эмоционального принятия религиозной культуры, об отсутствии глубокой эмоциональной связи с ней.

Данную точку зрения подтверждает и факт отсутствия у участников исследования позитивного эмоционального отношения к одному из значимых культурно-специфических объектов христианства - Библии.

117

С. С. Малявина

Как заявили практически все респонденты, Библия не вызывает у них эмоционального отклика и оставляет их равнодушными. И только некоторые из участников исследования отметили наличие у себя положительных чувств к данному религиозному объекту. Мы полагаем, что отсутствие позитивного эмоционального отношения к Библии может быть объяснено отсутствием опыта чтения текста данного феномена культуры, о чем сообщили все участники исследования.

Эмоциональное отношение молодых людей, позиционирующих себя в качестве православных христиан, к другим религиозным культурам, в первую очередь в отношении ислама и буддизма, характеризуется высокой степенью согласованности, а конкретно - эмоциональным отвержением данных социокультурных систем. Как отметили участники исследования, к данным религиозным культурам они относятся как к эмоционально чужим, неприятным для них. Со слов самих респондентов, в основе их эмоционального отношения к «чужим» религиозным культурам находится их незаинтересованность в содержании данных культур, а точнее, отсутствие какого-либо отношения, равнодушие. Участники исследования так охарактеризовали свое отношение к буддизму и исламу: «Буддизм, в принципе не знаю ничего, поэтому не нравится»; «Я их (религии ислама и буддизма. - С.М.) не знаю вообще, поэтому поставил, что не нравится»; «Что мне в них (религиях буддизма и ислама. - С.М.) нравится, что не нравится, мне все равно. У них своя вера»; «Христианство ближе к точке “нравится”, а все остальные ближе к точке “не нравится”. Потому что мне нравится христианство, я другими не интересуюсь».

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что отсутствие знаний о данных религиозных культурах оказывает значительное влияние на формирование эмоционального отношения к ним, делает буддизм, ислам и другие «чужие» культуры эмоционально непривлекательными в глазах молодых людей, относящих себя к православным христианам.

Более того, в ходе дискуссии участники исследования неоднократно высказывали идеи, свидетельствующие о категоричности неприятия иных культур, о поверхностности эмоционального отношения к культурам ислама и буддизма. Например: «Буддизм мне не нравится, потому что все иконы, божества все нарисованное, все какое-то цветное, просто идут картинки, мне поэтому не нравится». «В исламе женщина должна повиноваться мужчине. Он всегда прав, в любой ситуации. Это плохо. Я считаю, должно быть равноправие». Первый пример иллюстрирует некоторое высокомерие, которое проявляют отдельные респонденты в отношении «чужих» культур. Второй пример демонстрирует неприятие молодыми людьми, относящими себя к православным христианам, некоторых норм поведения и взаимодействия, принятых в «чужих» религиозных культурах. Все это свидетельствует

118

Особенности эмоционального отношения к религиозной культуре

о существовании эмоционального отвержения представителями данной группы «чужих» религиозных культур.

Обобщая изучение эмоционального отношения молодых людей, позиционирующих себя как православных христиан, отметим следующее. Отношение этой группы испытуемых к религиозной культуре православного христианства характеризуется противоречивостью: позиционированием глубокого эмоционального принятия религиозной культуры и отсутствием эмоциональной связи с ней, что проявляется в неумении вербально выразить собственные чувства, в скудности эмоциональных переживаний. Основной причиной этому, скорее всего, является номинативность религиозности этих молодых людей: называя себя верующими (носителями культуры православного христианства), они часто не считают необходимым реализовывать свою религиозность в жизни, в социальной практике.

Среди респондентов, называющих себя православными христианами, только некоторые пробуют учитывать в своей жизни ценности и нормы религиозной культуры. Большинство же в соответствии с номи-нативностью религиозности личности считают вполне достаточным осознание собственной принадлежности к религиозной культуре.

Мы полагаем, что подобные характеристики эмоционального отношения могут быть объяснены отсутствием глубокого личностного понимания ценности религиозной культуры и значимости её в человеческой жизни, отсутствием системных представлений об избранной религиозной культуре.

Особенности эмоционального отношения молодых людей, идентифицирующих себя с православными христианами, к «чужим» религиозным культурам (ислам, буддизм) варьируются в диапазоне от безразличного и равнодушного до нетерпимого и агрессивного. Причинами подобного отношения, скорее всего, являются скудные и искаженные представления о данных религиозных культурах, а также личностная неготовность к пониманию и принятию ценности и значимости других религиозных культур.

Вероятнее всего, отношение молодых людей, которые позиционируют себя как православные христиане, к религиозной культуре, с которой они себя идентифицируют, и религиозным культурам, которые воспринимаются как чужие, взаимосвязано. Отсутствие глубокой эмоциональной связи с собственной религиозной культурой не позволяет им достаточно глубоко понять и прочувствовать позицию представителей «другой» культуры.

Эмоциональное отношение к религиозной культуре молодых людей, позиционирующих себя как мусульмане. Исследование показало, что мусульмане испытывают позитивное эмоциональное отношение ко всему, что связано с религиозной культурой. Наиболее яркие, позитивные чувства проявляют мусульмане в отношении универсаль-

119

С. С. Малявина

ных религиозных понятий (молитва, вера, святыня, пост, храм и др.), за каждым из которых молодые люди видят явления ислама.

Мусульмане испытывают яркие, позитивные чувства, без затруднений их выражают. Важно отметить, что гамма этих чувств довольно разнообразна. Например, понятие «святыня» как религиозный символ вызывает у мусульман чувства восхищения, уважения, волнения, восторга, поклонения, миролюбия, теплоты, добра, а также желание подчиниться. В отношении понятия «молитва» мусульмане, ставшие участниками исследования, испытывают чувства волнения, добра, любви, уважения, легкости, умиротворения, спокойствия, внутреннего очищения, защиты, понимания.

Мы полагаем, что доминирующее позитивное отношение мусульман к религиозной культуре в целом и отдельным характеризующим её объектам и понятиям, а также умение понять и выразить свое эмоциональное отношение являются свидетельством их общего позитивного настроя в отношении мира религиозных культур, глубокой включенности в религиозную культуру ислама.

Некоторые участники исследования обнаружили затруднения в выражении эмоционального отношения к понятиям, которые предполагают реализацию религиозной культуры (религиозный культ, паломник и др.). Мы считаем, что затруднения в выражении эмоционального отношения к данным религиозным объектам объясняются спецификой религиозности этих молодых людей, а именно: недостаточной включенностью в религиозную культуру, с которой они себя идентифицируют. Очевидным становится, что для некоторых мусульман принадлежность к религиозной культуре не предполагает активной реализации ее в конкретном действии или поведении, в связи с чем наблюдается отсутствие каких-либо эмоциональных переживаний по отношению к подобным религиозным понятиям.

Однако среди молодых мусульман встречаются и те, кто не испытывает эмоциональной привязанности к исламу. Некоторые из них испытывают большую эмоциональную привязанность к другим религиозным культурам. Часть из них не отвергает ислам, осознает себя носителями данной культуры, но в большей степени ориентируется на ценности других религиозных культур. Другие хотя и осознают себя носителями культуры ислама, испытывают отвержение всех религиозных культур и симпатизируют атеизму как мировоззренческой системе, которая, по их мнению, позволяет человеку быть более самостоятельным и независимым. Один из респондентов сообщил, что испытывает разочарование в отношении ислама и в отношении других религиозных культур, так как в трудных для себя жизненных обстоятельствах не ощутил поддержки со стороны высших сил.

Общим для мусульман, ориентирующихся на другие религиозные культуры, и мусульман, в глубине души отвергающих религии, являет-

120

Особенности эмоционального отношения к религиозной культуре

ся проявление в большей или меньшей степени эмоциональной холодности по отношению к исламу. Их жизненный путь (социальное окружение, авторитетные лица, жизненный опыт) сложился таким образом, что эмоциональное принятие культуры ислама у этой группы молодых людей в большей степени дистантное.

Изучение особенностей эмоционального отношения мусульман к другим религиозным культурам показало в целом толерантное, уважительное отношение к иным социокультурным системам. Эмоциональное принятие они испытывают в первую очередь в отношении культуры православного христианства. Участники исследования отметили, что воспринимают христианство как эмоционально близкую религиозную культуру, так как хорошо ее знают, она является культурой их социокультурного окружения. К буддизму мусульмане относятся более дистантно и эмоционально прохладно. Они подчеркнули, что буддизм им нравится, как и любая другая религиозная система, но воспринимается ими как культура «чужая», в то время как культура христианства и нравится, и воспринимается скорее как «своя», эмоционально близкая. Возможно, меньшее (по сравнению с христианством) эмоциональное принятие мусульманами буддизма объясняется низкой распространенностью буддизма и доминированием христианства в Волгоградской области - регионе, где проводилось исследование, а также меньшей осведомленностью участников исследования о содержании культуры буддизма.

Исследование обнаружило тенденцию прямой взаимосвязи эмоционального отношения мусульман к исламу и отношения к «чужим» религиозным культурам. Интересно, что те участники, которые в ходе дискуссии продемонстрировали глубокую эмоциональную связь с религиозной культурой ислама, обнаружили большее эмоциональное принятие и других религиозных культур. В ходе исследования молодые мусульмане почтительно и эмоционально открыто (хотя и без того восхищения и благоговения, которое они испытывают к исламу) отзывались о христианстве и буддизме. Они чаще готовы принимать и сопереживать чувствам представителя другой культуры, испытывающего аналогичные переживания в адрес собственной культуры. Возможно, сильная эмоциональная связь с исламом делает их более открытыми для других религиозных культур. Очевидно, позитивное отношение к своей культуре создает у мусульман эмоциональный резерв для подобного отношения к другим культурам. Те из мусульман, кто не испытывает глубокой эмоциональной связи с исламом (т.е. испытывают связь с культурой ислама, но не погружены в нее глубоко), чаще проявляют большую эмоциональную холодность, дистантность и в отношении других культур.

Кроме того, эмоциональное отношение к религиозной культуре юношей и девушек у мусульман имеет некоторые различия. Юноши ча-

121

С. С. Малявина

ще, чем девушки, проявляют и демонстрируют эмоциональную открытость, позитивность в отношении религиозных культур. Девушки чаще, чем юноши, проявляют в этом отношении эмоциональную сдержанность.

Мы полагаем, что выявленные гендерные особенности эмоционального отношения мусульман к религиозной культуре могут быть объяснены несколькими причинами. Во-первых, в исламской культуре социальное положение мужчины и женщины существенно различается и строго иерархизировано. С одной стороны, мужчина имеет преимущества перед женщиной (женщина в семье полностью завит от мужа), с другой стороны, он несет ответственность перед обществом за свою жену. Возможно, социальная роль мужчины - ведущего, значимого, главного, ответственного - делает его более ориентированным на данную религиозную культуру, более эмоционально открытым к ней.

Во-вторых, такая гендерная вариативность может быть объяснена личностными особенностями участников исследования. Одним из критериев подбора группы для исследования стало получение респондентами образования в высшем профессиональном образовательном учреждении Волгоградской области. Соответственно есть вероятность того, что учет выделенного нами критерия (получение высшего образования) для создания идентичной выборки привел к тому, что выборка стала неравноценна по другому показателю - «социальное положение». Высока вероятность того, что девушки-мусульманки, которые имеют глубокий религиозный опыт, погружены в религиозную культуру, не получают образование в высших образовательных учреждениях или, обучаясь там, избегают социальных контактов, выходящих за установленные образовательные рамки.

Обобщая анализ эмоционального отношения мусульман к религиозной культуре, можно отметить, что к исламу представители данной социальной группы испытывают устойчивую эмоциональную привязанность. Мусульмане испытывают разнообразные, чаще позитивные эмоциональные переживания, связанные с религиозной культурой. Эмоциональное отношение мусульман к исламу характеризуется многогранностью, позитивностью, яркостью эмоциональных проявлений. Они демонстрируют глубокую включенность в мир религиозной культуры, что рождает у них богатую гамму чувств в отношении данной социокультурной системы. При этом внутри данной социальной группы встречаются и такие, чье отношение к исламу характеризуется эмоциональной холодностью.

Проведенное исследование обнаружило, что чем выше включенность мусульман в религиозную культуру ислама, тем глубже понимание ими ценности и значимости религиозной культуры в своей жизни и жизни общества, тем гармоничнее и естественнее проявляемые ими чувства, эмоциональные переживания в отношении данной социокультурной реальности.

122

Особенности эмоционального отношения к религиозной культуре

Изучение эмоционального отношения мусульман к другим религиозным культурам и их представителям выявило готовность к эмоционально открытому, уважительному и толерантному отношению. Вероятно, глубокая эмоциональная связь с собственной культурой делает личность открытой для понимания, эмоционального принятия и других религиозных культур. В процессе работы была выявлена большая степень эмоциональной открытости и принятия мусульманами культуры христианства, чем культуры буддизма, что, вероятно, объясняется особенностями распространения данных религиозных культур в регионе, где проводилось исследование, а также степенью осведомленности мусульман о содержании культур христианства и буддизма.

Как показало наше исследование, мусульмане (юноши и девушки) по-разному относятся к религиозной культуре. Юноши более открыты, позитивно настроены в отношении религиозных культур, девушки более эмоционально сдержанны. Вероятно, подобные различия объясняются разным ценностным отношением к религиозной культуре, разной степенью включенности в религиозную культуру.

Эмоциональное отношение к религиозной культуре молодых людей, позиционирующих себя как атеисты. Представители данной социальной группы испытывают разнообразную гамму эмоциональных переживаний в отношении религиозной культуры. Наиболее устойчивыми проявлениями эмоционального отношения атеистов можно назвать противоречивость эмоционального отношения и демонстративное пренебрежение к миру религиозных культур.

Противоречивость эмоционального отношения атеистов проявляется в том, что они испытывают антагонистические чувства в отношении религиозной культуры и отдельных ее объектов. Например, один из участников исследования отметил, что в отношении понятия «святыня» испытывает чувства уважения, интереса, а также чувства непонимания и злости. Другой респондент подчеркнул, что данный образ вызывает у него одновременно «приятное чувство», интерес и эмоциональный холод. Таким образом, один и тот же религиозный объект одновременно вызывает у атеистов позитивное чувство и чувство равнодушия.

Демонстративное пренебрежение атеистов в отношении мира религиозных культур проявляется в том, что, поясняя свое отношение, зачастую атеисты отмечали, что всё, каким-то образом связанное с данной сферой человеческой жизни, вызывает у них равнодушие и скуку. При этом они обнаруживают хорошую осведомленность в вопросах религии и интерес к данной сфере жизни, что косвенно свидетельствует о некоторой демонстративности их «равнодушия» к миру религиозных культур.

Мы полагаем, что противоречивость и демонстративность эмоциональных переживаний атеистов может быть объяснена особенностями личностного развития юношеского возраста - максимализмом,

123

С. С. Малявина

нигилизмом и категоричностью. Как показало наше исследование, некоторые молодые люди, называющие себя атеистами, выбирают данную мировоззренческую систему как средство протеста, проявления нигилизма. И этот протест, возможно, адресован не столько религиозной культуре, сколько близкому социальному окружению, в первую очередь - семье. Практически все молодые люди, ставшие участниками исследования, отметили, что их негативное отношение к религии объясняется опытом, который они получили в детстве. Они отметили, что в детстве родители регулярно водили их в церковь, не объясняя детям цели данных походов, значимости религиозных действий, что сформировало у этих молодых людей неприязненное отношение ко всему, что связано с миром религиозных культур.

Некоторые атеисты свое негативное отношение к религиозной культуре объясняют тем, что в ситуации, когда их семьи оказались в трудных жизненных обстоятельствах, они не получили помощи, поддержки со стороны высших сил. Это и отвернуло их от данной сферы человеческой жизни.

Интересно, что среди христиан встречаются молодые люди, которые также ссылаются на тяжелые жизненные испытания, напротив, приведшие их к миру религиозной культуры. В то время как христиане ссылаются на жизненные трудности как на фактор, обративший их к миру религии, атеисты аналогичные обстоятельства рассматривают как отвернувшие их от религии. Вероятнее всего, причина заключается не в самих трудных жизненных обстоятельствах, а в отношении к ним, а точнее - в той мировоззренческой позиции личности, которая позволяет ей преодолевать жизненные трудности или примирять с ними.

Изучение эмоционального отношения атеистов к отдельным религиозным культурам показало, что к христианству представители данной группы испытывают двойственные, противоречивые чувства, а в адрес религиозных культур ислама и буддизма проявляют устойчивую согласованность мнений. В отношении христианской культуры атеисты проявляют демонстративное отвержение, категоричность и нетерпимость и одновременно - внутреннюю глубоко личностную привязанность к данной социокультурной системе. Все вышеописанные характеристики эмоционального отношения адресуются опрошенными именно к православному христианству.

В отношении ислама атеисты проявляют высокую степень эмоционального отвержения. Участники исследования назвали несколько причин подобного эмоционального отношения. Во-первых, негативная информация об исламе из СМИ (войны, конфликты, терроризм, маркируемые как «исламские») вызывает у респондентов беспокойство, тревогу, страх перед данной религиозной культурой. Во-вторых, отсутствие системных знаний о религиозной культуре ислама приводит к беспокойству и неуверенности. Как отметил один из участников ис-

124

Особенности эмоционального отношения к религиозной культуре

следования, все неизвестное пугает. В-третьих, личный опыт некоторых респондентов способствует негативному отношению к исламу. В индивидуальном интервью один из респондентов пояснил, что его отрицательное отношение к исламу объясняется тем, что некоторые представители данной культуры пытались вовлечь его в свою религию, что и вызвало у него эмоциональное отторжение. Напрашивается вывод, что атеистами культура ислама воспринимается как эмоционально чуждая, непривлекательная религиозная культура.

Эмоциональное отношение к буддизму у атеистов тоже довольно согласованно. Атеисты чаще всего воспринимают данную религиозную культуру как эмоционально чуждую (об этом заявили практически все участники исследования). При этом среди атеистов есть такие, кому данная религиозная культура кажется привлекательной («интересная философская концепция»), но эмоционально далекой.

Обобщая результаты исследования особенностей эмоционального отношения атеистов к религиозной культуре, отметим, что упоминание религиозной культуры вызывает у представителей данной социальной группы негативные чувства (раздражение, скуку и т.п.). Кроме того, некоторые молодые атеисты в отношении одного и того же объекта религиозной культуры испытывают чувства противоречия и демонстративного пренебрежения, которые можно объяснить особенностями их связи с религиозной культурой. Можно утверждать, что эмоциональное отношение атеистов к миру религиозных культур характеризуется неустойчивостью, в основе которой - общее противоречивое отношение к религиозной культуре, обусловленное категоричностью и протестным отношением атеистов к данной сфере человеческих отношений.

Возможно, противоречивые эмоциональные переживания атеистов в отношении религиозной культуры объясняются юношеским нигилизмом и эклектичностью их мировоззрения. Они не столько атеисты, сколько хотят ими казаться. Они скорее представляют собой социальную группу отказавшихся, отошедших (временно или навсегда) от религии. Мы предполагаем, что часть молодых людей, позиционирующих себя как атеисты, расставшись с юношеским максимализмом и свойственными ему категоричностью, нетерпимостью юности, рано или поздно вернутся к той религиозной культуре, которая оказала значительное влияние на их становление. Одним из факторов, позволяющих нам делать подобный вывод, является мнение, высказанное участниками исследования о том, что, несмотря на их атеистическое мировоззрение, религиозная культура православного христианства продолжает оказывать влияние на их мировоззрение и поведение через систему идеалов, ценностей, нравственных норм, привитых им ранее.

Проведенное исследование особенностей эмоционального отношения к религиозной культуре среди представителей современной мо-

125

С. С. Малявина

лодежи (православных христиан, мусульман, атеистов) позволило нам прийти к следующим выводам:

1. В среде современной молодежи существуют довольно разнообразные варианты эмоционального отношения к религиозной культуре. Важным фактором, влияющим на мнение личности по данному вопросу, является религиозная принадлежность.

2. Эмоциональное отношение к религиозной культуре в группах, выбранных для исследования, имеет свою специфику.

Эмоциональное отношение к религиозной культуре молодых людей, позиционирующих себя как православные христиане, характеризуется дистантностью и равнодушием. Отношение к религиозной культуре мусульман характеризуется глубиной и позитивностью. А отношение к религиозной культуре атеистов - противоречивостью и демонстративным пренебрежением.

3. Исследование показало существование устойчивой связи между эмоциональным отношением личности к религиозной культуре и степенью ее осведомленности о данной социокультурной реальности. Большая осведомленность о содержании религиозной культуры создает условия для позитивного эмоционального отношения. Лучшее знание религиозной культуры, с которой личность себя идентифицирует, способствует большему ее эмоциональному принятию. Чем меньше знания о религиозной культуре, тем выше вероятность ее эмоционального отвержения.

4. Как показали материалы исследования, существует взаимосвязь между эмоциональным отношением личности к религиозной культуре, с которой она себя идентифицирует, и отношением к религиозным культурам, которые воспринимаются как чужие. Чем глубже эмоциональная связь со «своей» религиозной культурой, тем выше вероятность эмоционального принятия, понимания «чужой» религиозной культуры. Отсутствие эмоциональной связи со «своей» религиозной культурой мешает личности понять и принять другую религиозную культуру, способствует появлению эмоционального отвержения и нетерпимости к ней и ее носителям. Более того, отсутствие эмоциональной связи со «своей» культурой лишает личность социокультурного, мировоззренческого стержня, мешает адекватному пониманию культур, способствует формированию противоречивого, непоследовательного отношения как к своей, так и к чужим культурам.

Литература

1. Галицкая И.А. Ценности религиозной культуры и воспитание учащихся светской школы // Научные труды ГосНИИ семьи и воспитания. М., 2003. Т. 1. С. 67-77.

2. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (Эволюция российской религиозности) // Вопросы философии. 1997. № 6. С. 35-52.

126

Особенности эмоционального отношения к религиозной культуре

3. Рыжов Ю.В. Конфессиональная и этнокультурная идентификация в православии // Материалы научно-практической конференции «Этническая психология и современные реалии». Якутск, 2003. С. 142-146.

4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1. С. 33-48.

5. Малявина С. С. Представления молодежи о религиозной культуре (кросскультурное исследование) // Интеграция образования. 2011. № 4. С. 104-108.

6. Малявина С. С. Особенности ценностного отношения к религиозной культуре в среде современной молодежи (кросскультурное исследование) // Известия уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2012. № 2. С. 91-99.

FEATURES OF EMOTIONAL ATTITUDE TO RELIGIOUS CULTURES AMONG MODERN YOUTH (CROSS-CULTURAL STUDIES)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Malyavina Svetlana S. Volgograd branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Volgograd, Russian Federation).

E-mail: s.malyavina@yandex.ru

Keywords: emotional attitude; religious culture; Orthodox Christians; Muslims, atheists

Abstract

The article presents the results of empirical studies of the emotional relationship to the religious culture of today's youth. Method of research: focus group discussion and personal interview. The study was conducted in three target groups: representatives of modern youth identifying themselves as the bearers of the religious culture of Orthodox Christianity, Islam, atheists.

The study revealed the existence of culture-specific features of emotional relationship to the religious culture.

Emotional attitude to the religious culture of young people positioning themselves as Orthodox Christians, is characterized by distant and indifferent, with deep emotional acceptance of religious culture and the lack of emotional connection with it. At the heart of this emotional relationship the nominative religiosity of these young people (they often do not consider it necessary to fulfill their religious life in social practice) is likely presented.

Emotional attitude of Muslims towards religious culture is characterized by versatility, positive and bright emotional displays. In the study respondents demonstrated a deep involvement in the world of religious culture that engenders in them a rich range of emotions regarding this sociocultural system.

Emotional attitude to the religious culture of young people who call themselves atheists, characterized by negativity and rejection, feelings of contradictions and demonstrative neglect, which can be explained by the characteristics of their connection with the religious culture (past religious experience) and youthful nihilism and eclecticism of their worldview . They are not so much atheists as they want them to appear. They are more of a social group refused or ceded (temporarily or permanently) from religion.

The study revealed the existence of a stable connection between the emotional attitude of the individual to the religious culture and its level of awareness of the social and cultural reality. Greater awareness of the content of religious culture creates the conditions for a positive emotional relationship. Better knowledge of religious culture, with which a person identifies himself, promotes greater emotional acceptance.

The study revealed the relationship between emotional attitude to the religious culture of personality with which it identifies itself and religious cultures that are perceived as alienate. The deeper is emotional connection with "own" religious culture the greater is the likelihood of emotional acceptance and understanding "alienate" religious culture. Lack of

127

С. С. Малявина

emotional connection with their "own" culture deprives sociocultural identity and ideological core, prevents adequate understanding of cultures, promotes the formation of contradictory and inconsistent relationships to both their own and other people's religious cultures.

References

1. Galitskaya I.A. [Values of religious culture and secular school education]. Nauchnye trudy GosNII sem'i i vospitaniya [Proc. of the State Research Institute of family and education], 2003, vol. 1, pp. 67-77. (In Russian).

2. Kaariaynen K., Furman D.E. Veruyushchie, ateisty i prochie (evolyutsiya rossiyskoy religioznosti) [Believers, atheists and others (Evolution of Russian religionism)]. Voprosy filosofii, 1997, no.6, pp. 35-52.

3. Ryzhov Yu.V. [Confessional, ethnic and cultural identification in Orthodoxy]. Mate-rialy nauchno-prakticheskoy konferentsii “Etnicheskaya psikhologiya i sovremennye rea-lii” [Proc. of Scientific and Practical Conference “Ethnic psychology and modern realia”]. Yakutsk, 2003, pp. 142-146. (In Russian).

4. Huntington S. Stolknovenie tsivilizatsiy [The clash of civilizations]. Translated from English. Polis, 1994, no. 1, pp. 33-48.

5. Malyavina S.S. Predstavleniya molodezhi o relizioznoy kul'ture (kross-kul'turnoe is-sledovanie) [Youth’s perceptions of religious denominations (in respect to cross-cultural study results)]. Integratsiya obrazovaniya - Integration of Education, 2011, no. 4, pp. 104108.

6. Malyavina S.S. Osobennosti tsennostnogo otnosheniya k religioznoy kul'ture v srede sovremennoy molodezhi (kross-kul'turnoe issledovanie) [Peculiarities of axiological attitude to religious culture among the modern youth (cross-cultural study)]. Izvestiya Ural'skogo Federal’nogo universiteta - Herald of Ural Federal University, 2012, no. 2, pp. 91-99.

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.