Научная статья на тему 'Регулирование функционирования системы страхования депозитов с учетом мировых стандартов'

Регулирование функционирования системы страхования депозитов с учетом мировых стандартов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
565
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / СТРАХОВОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА БАНКА / SYSTEM OF INSURANCE OF DEPOSITS / BANKING SYSTEM / INSURANCE COMPENSATION / CONSUMERS OF FINANCIAL SERVICES / FINANCIAL POLICY OF BANK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайванов А. В.

В статье обоснована целесообразность трансформации российской практики страхования депозитов с целью повышения эффективности функционирования существующей системы защиты вкладчиков, выхода на новый качественный уровень регулирования финансового сектора, обеспечивающий клиентоориентированное отношение банков к потребителям фи-нансовых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of the deposit insurance system with world standards

In the article the feasibility of transforming the Russian practice of deposit insurance in order to increase the efficiency of the existing system of depositor protection, and entering a new level of regulation of the financial sector, providing customer-centric attitude of banks to consumers of financial services.

Текст научной работы на тему «Регулирование функционирования системы страхования депозитов с учетом мировых стандартов»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ДЕПОЗИТОВ С УЧЕТОМ МИРОВЫХ СТАНДАРТОВ

КАЙВАНОВ А.В.,

аспирант,

Северо-Кавказский федеральный университет, e-mail: nalogi@ncstu.ru

В статье обоснована целесообразность трансформации российской практики страхования депозитов с целью повышения эффективности функционирования существующей системы защиты вкладчиков, выхода на новый качественный уровень регулирования финансового сектора, обеспечивающий клиентоориентированное отношение банков к потребителям фи-нансовых услуг.

Ключевые слова: система страхования вкладов; банковская система; страховое возмещение; потребители финансовых услуг; финансовая политика банка.

In the article the feasibility of transforming the Russian practice of deposit insurance in order to increase the efficiency of the existing system of depositor protection, and entering a new level of regulation of the financial sector, providing customer-centric attitude of banks to consumers of financial services.

Keywords: system of insurance of deposits; banking system; insurance compensation; consumers of financial services; financial policy of bank.

Коды классификатора JEL: G21, G28.

В настоящее время четко формализованные на законодательном уровне механизмы страхования вкладов действуют в 112 странах. Причем в мировой практике сложилось шесть вариантов участия государства в этих процессах:

1. Полный отказ государства от страхования и защиты вкладов физических лиц (используется в Новой Зеландии, где специальные требования относительно прозрачности банковских операций позволяют потенциальному вкладчику самостоятельно оценить перспективы возврата своих средств).

2. Законодательно регламентированное участие государства. Например, установленное в законодательном порядке преимущество требованиям вкладчиков перед другими обязательствами при ликвидации банка-банкрота (используется в Австралии и Монголии).

3. Неясность и неопределенность государства в отношении покрытия требований вкладчиков.

4. Неявная (подразумеваемая) гарантия государства (модель представляет собой ситуацию, когда нет каких-то специальных законов или фондов, которые обеспечивают гарантию средств вкладчиков).

5. Ограниченные гарантии государства (гарантии распространяются на часть вклада, на отдельные виды вкладов, существует государственный, смешанный или частный страховой фонд).

6. Полные гарантии государства (полное участие государства в выплате возмещений вкладчикам). Применяется в условиях продолжительного системного сберегательного кризиса после нормализации экономической ситуации - может быть заменена системой ограниченных гарантий. Использовалась в Швеции и Финляндии.

В настоящее время идет процесс унификации существующих систем обязательного страхования вкладов. Так, в июне 2009 г. принят документ «Основополагающие принципы для эффективных систем страхования депозитов». Выпустил его Базельский комитет по банковскому надзору совместно с Международной ассоциацией страховщиков депозитов. В декабре 2010 г. была принята методология оценки систем страхования на соответствие этим принципам. С 2011 г. МВФ использует эти принципы при оценке национальных систем страхования депозитов во всем мире.

В тоже время происходит и обратный процесс. Так, в мировом масштабе разброс размера страхового возмещения увеличивается. Например, если раньше в США гарантия составляла 100 тыс. долл., то в настоящее время она увеличена до 250 тыс. долл. Между тем в Индии размер страхового возмещения остался на уровне немногим более 2 тыс. долл. То есть в мире пока сохраняется, а в некоторых областях даже увеличивается, колоссальный разрыв между системами страхования вкладов.

© А.В. Кайванов, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

В России объем страхового возмещения составляет 700 тыс. руб. или примерно 17 350 евро, что ниже среднеевропейского уровня в 5,7 раза. Согласно проведенным расчетам, средний размер возмещения, выплачиваемого владельцам депозитов, в ЕС варьируется около значения 5,2 доли ВВП на душу населения, а в России он составляет всего 1,8, что ниже среднеевропейского почти в 3 раза (табл. 1).

Таблица 1

Дифференциация показателя соотношения лимита возмещения к ВВП на душу населения

в странах ЕС и России в 2011 г.

Страна ВВП на душу населения, € Лимит возмещения / ВВП на душу населения, ед.

Австрия 29270,8 3,4

Бельгия 27711,4 3,6

Болгария 10328,2 9,7

Великобритания 26570,2 3,8

Венгрия 14995,0 6,7

Германия 25889,3 3,9

Греция 23249,9 4,3

Дания 27182,3 3,6

Ирландия 36110,4 2,8

Испания 23227,0 4,3

Италия 22668,5 4,4

Кипр 16295,6 6,1

Латвия 11781,8 8,5

Литва 14306,5 7,0

Люксембург 62122,2 1,6

Мальта 18820,3 5,3

Нидерланды 30663,3 3,3

Польша 14191,7 7,0

Португалия 16777,6 6,0

Румыния 9410,1 10,6

Словакия 16280,3 6,1

Словения 21582,1 4,6

Финляндия 26065,3 3,8

Франция 26248,9 3,8

Чехия 19493,5 5,1

Швеция 27664,3 3,6

Эстония 15454,0 6,5

В среднем по ЕС 22754,1 5,2

Россия 9464,7 1,8

Одним из результатов мирового финансового кризиса стало принятие рядом государств новых законодательных актов, вносящих изменения в регулирование деятельности систем страхования депозитов. Эти изменения призваны повысить эффективность существующих систем защиты вкладчиков и способствовать более справедливому отношению банков и других участников финансового рынка к потребителям финансовых услуг. В последние годы также значительно усилилось внимание мирового сообщества к вопросам повышения устойчивости банковских систем, удаления с рынка ненадежных финансовых институтов без нанесения ущерба финансовой стабильности.

Среди наиболее значимых и представляющих практический интерес событий последнего времени можно выделить реформы, проводимые в США и Европейском Сообществе. Так, в 2010 г. вступил в силу целый комплекс законов США, объединенный общим названием «Закон Додда-Фрэнка о реформе Уолл стрит и защите потребителей» [4]. Ряд норм нового законодательства непосредственно влияет на круг функций и полномочий Федеральной корпорации по страхованию депозитов США (БШС).

Указанный закон предусматривает создание Совета по надзору за финансовой стабильностью. Задачей Совета является своевременное выявление системных рисков и оперативное реагирование на них в целях поддержания финансовой стабильности в стране.

Законодательно запрещается оказание государственной поддержки отдельным действующим финансовым институтам. В отношении системно значимых организаций вводится процедура «упорядоченной» ликвидации, которая должна осуществляться способом, позволяющим минимизировать системный риск, возлагающим убытки на акционеров и кредиторов, обеспечивающим отстранение менеджмента компании и привлечение к ответственности всех лиц, чьи действия повлекли убытки компании.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ДЕПОЗИТОВ... 85

Также, в соответствии с новым законом, создается Бюро по защите потребителей финансовых услуг, обладающее полномочиями выпускать регулятивные акты по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг, проводить проверки и применять меры надзорного воздействия в отношении небанковских финансовых институтов, а также банков, чьи совокупные активы превышают 10 млрд долл. США. Все финансовые регуляторы, включая FDIC, должны исключить любое полагание на кредитные рейтинги, присваиваемые рейтинговыми агентствами, заменив их собственными стандартами оценки кредитоспособности.

Размер страхового возмещения увеличен до 250 тыс. долл. США на одного вкладчика. Установлено, что данная норма распространяется на все страховые случаи, начиная с 1 января 2008 г.

Глобальный финансовый кризис стимулировал осуществление Европейским Сообществом целого ряда мер по совершенствованию систем гарантирования депозитов. Эти меры направлены на повышение уровня предоставляемой вкладчикам защиты, ускорение сроков выплаты возмещения, повышение требований к банкам в плане учета их обязательств перед вкладчиками и информирования населения о параметрах систем гарантирования депозитов.

В марте 2009 г. Директивой 2009/14/ЕС [3] были внесены поправки в Директиву ЕС от 1994 г., в соответствии с которыми закреплено увеличение лимита возмещения до 50 тыс. евро на период до конца 2010 г., а также установлено, что не позднее 31 декабря 2010 г. он должен быть установлен всеми странами-участницами на одном уровне - 100 тыс. евро.

Для поддержания устойчивого развития экономики чрезвычайно важно стабильное и эффективное функционирование банковской системы, финансовых рынков, обеспечение их ликвидности, а также бесперебойности выполнения ими своих функций. В этой связи необходима комплексная система регулирования и надзора, обеспечивающая своевременное выявление и адекватное реагирование на системные риски и угрозы, возникающие из-за появления финансовых инноваций, распространения новых финансовых продуктов, изменения бизнес-процессов и практики деятельности финансовых организаций. Результатом осознания этой необходимости стало создание таких органов во многих зарубежных странах [1].

Крупные системно значимые банки и финансовые группы требуют особого режима пруденциального регулирования и надзора, а также урегулирования несостоятельности. Недостаточная же эффективность консолидированного надзора в условиях непрозрачности структуры собственности и внутригрупповых взаимосвязей может увеличивать системные риски, подвергая угрозе устойчивость финансовой системы в целом.

За видимыми проблемами с ликвидностью, которые обострились в период кризиса и заставили регуляторов оказывать беспрецедентную поддержку большому числу банков, зачастую скрываются внутренние проблемы, в частности, чрезмерно рискованная политика банков. Свидетельством этого может служить ситуация в российском банковском секторе. Центральному банку и Правительству РФ удалось достаточно быстро и эффективно решить проблему с ликвидностью банковского сектора, но глубинные проблемы, связанные с низким качеством активов, во многом остаются не разрешенными. Так, удельный вес просроченной задолженности перед российскими банками составлял на 1 января 2011 г. 5,6% по кредитам нефинансовому сектору и 7,3% по кредитам физическим лицам.

Наконец, эффективное функционирование системы страхования вкладов способно оказывать значительное стабилизирующее влияние на банковскую систему и социальную устойчивость в обществе. Это подтверждает и отечественный опыт, и мировая практика в целом. Не случайно в числе основных документов, которые Форум финансовой стабильности в 2008 г. поручил подготовить Базельскому комитету по банковскому надзору и Международной ассоциации страховщиков, был комплекс международных принципов организации эффективных систем страхования депозитов. Эти принципы, одобренные в июне 2009 г., теперь будут использоваться Международным валютным фондом и Всемирным банком для оценки качества национальных финансовых систем [2]. Для России они должны являться ориентиром в планах развития системы страхования вкладов. Таким образом, изменения в регулировании финансового сектора и систем страхования депозитов, происходящие в мире, могут послужить основой для выработки предложений по совершенствованию соответствующего законодательства в России.

В связи с этим представляется целесообразным обсуждение вопроса о создании в России аналога американского Совета по надзору за финансовой стабильностью, а также специализированного органа, отвечающего за защиту прав и интересов потребителей финансовых услуг. Заслуживают внимания и такие реализуемые в зарубежной практике меры, как установление специального режима регулирования и ликвидации системно значимых банков и банковских холдингов, распространение страховой защиты на предприятия малого бизнеса, отмена встречных требований при определении суммы страховых выплат вкладчикам и осуществление самих выплат без заявлений вкладчиков. Представляет значительный практический интерес опыт стран ЕС, США и других государств по внедрению систем дифференцированных взносов. Это предложение мы считаем необходимым, учитывая российскую специфику проведения рискованной политики банков. Ставку взносов, подлежащих уплате в фонд страхования депозитов, целесообразно применять не к объему страхуемых депозитов, а к средним совокупным активам за минусом среднего материального капитала. Риски же можно отследить по банковской отчетности. Вместе с тем, до тех пор, пока в России не будет обеспечена безусловная достоверность финансовой отчетности, его введение может быть неэффективным. Также целесообразно использовать средства фонда страхования вкладов для реструктуризации и ликвидации проблемных и несостоятельных кредитных организаций.

Важным фактором, способствующим повышению эффективности функционирования российской системы страхования вкладов, могло бы послужить предоставление доступа Агентству по страхованию вкладов к отчетности банков, направляемой ими в Банк России, но при условии гарантии соблюдения режима конфиденциальности. Это

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

позволило бы эффективнее управлять ликвидностью фонда страхования вкладов, поскольку дало бы возможность более точно планировать потребность в средствах на выплату возмещения.

Еще одним направлением, перспективным с точки зрения возможности усовершенствования как законодательства, так и практики, является вопрос о размере возмещения по вкладам. Представляется необходимым продолжить работу, направленную на постепенное увеличение лимита возмещения до уровня, признаваемого в качестве своего рода мирового стандарта.

Главная цель совершенствования системы страхования вкладов, на наш взгляд, состоит в том, чтобы быть действительно востребованным инструментом внутренней политики государства - социально-экономической и финансовой, полезным и пользующимся доверием общества защитником прав и интересов вкладчиков и кредиторов банков, действенным стабилизирующим элементом российской банковской системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Турбанов А.В. Российская банковская система на современном этапе // Деньги и кредит. 2011. № 2. C. 3-7.

2. Basel Committee on Banking Supervision and International Association of Deposit Insurers. Core Principles for Effective Deposit Insurance Systems. Basel: Bank for International Settlements. 2009. June.

3. Directive 94/19/EC of the European Parliament and of the Council of 16 May 1994 on deposit-guarantee schemes//OJ. L. 135, 31.05.1994. P. 5-14.

4. Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act. Public Law 111-203, 111th Congress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.