Научная статья на тему 'Рефлексивный портрет педагога с гипертимической акцентуацией характера'

Рефлексивный портрет педагога с гипертимической акцентуацией характера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
478
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА / РЕФЛЕКСИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гасанова Диана Имиралиевна

В статье излагаются результаты оригинального исследования рефлексии педагогов и ее взаимосвязи с акцентуациями характера, для чего на основе комплексного изучения рефлексии (защитной и педагогической) и акцентуаций воспитателей детских садов делается вывод о своеобразии рефлексии педагогов с гипертимической акцентуацией характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефлексивный портрет педагога с гипертимической акцентуацией характера»

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА С ГИПЕРТИМИЧЕСКОЙ АКЦЕНТУАЦИЕЙ ХАРАКТЕРА

© 2012 yасанова Д.И.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье излагаются результаты оригинальною исследования рефлексии педагогов и ее взаимосвязи с акцентуациями характера, для чего на основе комплексною изучения рефлексии (защитной и педагогической) и акцентуаций воспитателей детских садов делается вывод о своеобразии рефлексии педагогов с гипертимической акцентуацией характера

The author ofthe article describes the results ofthe original research of the teachers’ reflexbn and its relationship with the character accentuations. For this on the basis ofa comprehensive study of the reflexbn (protective and pedagogical) and kindergarten educators’ accentuations she concludes of the peculiarities of the reflexbn of the teachers with the hyperthymic character accentuation.

Ключевые слова: акцентуация характера, рефлексия, психологические защиты.

Keywords: character accentuation, reflexion, psychological protections.

Успешная профессиональная деятельность педагога представляет собой сложный процесс, в основе которого лежат механизмы рефлексии, способствующие развитию профессиональных навыков и качеств личности. Рефлексия педагога рассматривается как оценочное осмысление себя и своей педагогической деятельности, как формы самовыражения и взаимодействия с учащимися. При этом рефлексия педагога направлена не на средства осуществления профессиональной деятельности, не на себя как ее субъекта, а на переживания, источником которых он рассматривает других людей, их поведение, которое, как правило, не соответствует ожиданиям и представлениям о должном. При этом защитой от негативных переживаний обиды, зависти, вины, стыда и страха неудачи часто являются инфантильные психологические защиты и защитная рефлексия.

Поведенческие особенности акцентуированных личностей описаны в исследованиях С. Н. Морозюк и ее последователей Н. Ю. Павлюченковой, С. Ф. Марчуковой, А. Л. Рудакова, В. Н. Опариной, Ю. Н. Крайновой, где установлено, что у таких субъектов ярче представлены психологические защиты и защитная рефлексия, направленность и содержание рефлексии по поводу проблемных жизненных ситуаций, показано, что в профиле характера наиболее ярко представлены гипертимическая, аффективно-экзальтированная и демонстративная акцентуации [2-4,5,7,8].

Исходя из понимания сути рефлексии не только как осознания средств и оснований собственной деятельности, но и ее изменения с целью достижения более полного результата, нами исследуются его особенности у воспитателей детского сада с различными акцентуациями характера.

Для эмпирического исследования особенностей рефлексии педагогов с гипертимической акцентуацией характера, применялись методика: изучения

акцентуаций характера (К. Леонгард - Н. Шмишек), определения уровня сформированности педагогической рефлексии (Е. Е. Рукавишников), а также когнитивно-эмотивный тест (Ю. М. Орлов, С. Н. Морозюк).

Эмпирическое исследование проводилось на базе детских дошкольных учреждений г. Махачкалы, выборка составила 140 человек со средним возрастом 42 года и стажем профессиональной деятельности - 23 года.

Следует отметить, что акцентуация характера определяется как крайние проявления нормы, где «гипертимный» тип акцентуации характеризуется общительностью, энергичностью, оптимизмом, инициативностью, легким отношением к жизненным проблемам, эрудированностью.

Кроме того, для данного типа характерны: импульсивность, необдуманность поведения, высказываний, необязательность, раздражительность, склонность к позе и

фразе.

Сравнительные данные коэффициентов линейной корреляции Пирсона (табл. 1) скрытой и явной гипертимной акцентуации характера с защитной рефлексией воспитателей детского сада показывают отрицательную корреляцию с защитной рефлексией при переживании чувства обиды (г= -0,241), страха неудачи (г = -0,225), (агрессией против других (г = -0,285), рационализацией обстоятельствами (г = -0,194), проекцией на других (г = -0,181), защитой от чувства стыда (г = -0,197), защитой от обиды (г = -0,265), возбуждением вины в других (г = -0,242), несоответствием поведения других ожиданиям (г = -0,187), саногенным мышлением (г = -0,152) и апеллирующим мышлением (г = -0,185).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что для скрытой гипертимности характера перечисленные психологические защиты не свойственны, поскольку таким лицам не свойственны обидчивость, страх неудачи, чувство вины, вследствие чего не было необходимости вырабатывать психологические защиты от этих неприятных переживаний.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что гипертимический тип характера не сопровождается психологическими защитами, связанными с обесцениванием объекта, агрессией против себя и других, поскольку они не склонны обвинять себя и других, навязывать окружающим чувство вины, их ожидания относительно других реалистичны, они не апеллируют к авторитетам, а берут ответственность на себя.

Таблица 1 Коэффициенты ранговой корреляции по показателям

Показатели КЭТ Г ипертимическая акцентуация характера

скрытая явная

Объем защ. рефлексии от страха неудачи -0,225 р<0,05 -0,112**

Объем защ. рефлексии от чувства вины 0,031* 0,181 р<0,05

Объем защ. рефлексии от чувства стыда -0,121** 0,030*

Объем защ. рефлексии от чувства обиды -0,241 Р<0,01; 0,137 р<0,05

Агрессия против других -0,285 р<0,01; 0,080*

Агрессия против себя 0,110* -0,154 р<0,05

Рационализация обесцен. объекта 0,031* -0,157 р<0,05

Рационализация обстоятельствами -0,194 Р<0,01; 0,117*

Проекция на других -0,181 р<0,01; 0,015*

Защита от чувства вины 0,077* 0,072*

Защита от чувства стыда -0,197 р<0,05 0,256 р<0,05

Защита от страха неудачи -0,106** 0,121*

Защита от зависти 0,015* 0,087*

Защита от обиды -0,265 Р<0,01; 0,227 р<0,05

Уход от ситуации 0,014* 0,021*

Самоуничижение Я 0,054* -0,118**

Возбуждение вины в других СМ ■«з- о <4 сэ О VI ' О- 0,077*

Саногенное мышление -0,152 р<0,05 0,038*

Несоответствие поведения др. ожиданиям -0,187 р<0,05 0,278р<0,01

Апеллирующее мышление -0,185 р<0,05 0,113*

Трудно не согласиться с тем, что эти качества приемлемы для воспитателя детского сада, а не явно выраженная гипертимическая акцентуация характера не является противопоказанием к педагогической деятельности, особенно с маленькими детьми. Общительность, жизнерадостность и энергичность обладателей гипертимического типа характера с перечисленными выше особенностями рефлексии делает их профессионально желательными для педагогической деятельности.

Данные, свидетельствующие о наличии положительных связей явной гипертимической акцентуации характера с защитной рефлексией и психологическими защитами (табл. 1) по поводу переживания вины (г = 0,181), обиды (г = 0,137), защитой от чувства стыда (г =0,256), защитой от чувства обиды (г = 0,227), несоответствие поведения других ожиданиям (г = 0,275). При этом, чем более выражена

гипертимическая акцентуация характера, тем сильнее развиты перечисленные выше показатели защитной рефлексии и психологические защиты.

Наряду с приведенными показателями, обнаруживаются и отрицательные статистически значимые связи явной гипертимической акцентуации с такими психологическими защитами, как агрессия против себя (г = -0,154) и рационализация обесценивания объекта (г = -0,157). При этом чем более выражена гипертимическая акцентуация характера, тем менее агрессивен человек по отношению к самому себе.

Сравнительный анализ данных позволил нам увидеть особенности защитной рефлексии при скрытой и явной гипертимической акцентуации характера, где явная гипертимическая акцентуация характера сопровождается защитной рефлексией от чувства вины, обиды, психологическими защитами от чувства стыда, несоответствием поведения других ожиданиям, при скрытой гипертимной акцентуации характера мы не обнаруживаем статистически значимых положительных корреляций с защитной рефлексией и психологическими защитами. Однако при этом явно обнаруживают себя обратные корреляции данного типа скрытой акцентуации характера с защитной рефлексией (от обиды, стыда) и психологическими защитами (возбуждение вины в других, саногенное мышление, несоответствие поведения других ожиданиям, апеллирующее мышление).

Таким образом, наблюдается смена полярностей в корреляциях гипертимной акцентуации характера в зависимости от степени ее выраженности, скрытая разновидность которой в основном указывает на отрицательные корреляции с защитной рефлексией и психологическими защитами, а явная - на положительные.

Недостаточная развитость продуктивной личностной рефлексии, проявляющейся в защитных формах, является, на наш взгляд, основной причиной всевозможных проблем в профессиональной деятельности и межличностных отношениях, что обнаруживает себя в низкой самооценке, ранимости, обидчивости, конфликтности и грубости. Активизирующиеся в профессиональных ситуациях и межличностном общении механизмы психологических защит, с одной стороны, повышают уровень сензитивности, а с другой - препятствуют осознанию проблемных зон в профессиональной деятельности.

Вышеприведенные аспекты стали основанием для выдвижения гипотезы о существовании обратно пропорциональной зависимости между объемом развития защитной и профессиональной - педагогической рефлексии, результаты которого представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние показатели защитной рефлексии субъектов педагогической деятельности с низким и высоким уровнем развития их педагогической рефлексии

Педагогическая рефлексия Показатели защитной рефлексии

1 Низкий уровень 39,93 Объем защитной рефлексии при репродукции чувства неудачи

Высокий уровень 20,73

Педагогическая рефлексия Показатели защитной рефлексии

Разность 19,20

(Стьюд. -4,21*

2 Низкий уровень 35,60 Объем защитной рефлексии при репродукции чувства вины

Высокий уровень 33,52

Разница 2,08

(-Стьюд. -4,24*

3 Низкий уровень 43,52 Объем защитной рефлексии при репродукции чувства стыда

Высокий уровень 29,30

Разница 15,22

(-Стьюд. -3,44*

4 Низкий уровень 46,48 Объем защитной рефлексии при репродукции чувства обиды

Высокий уровень 30,56

Разница 15,92

(-Стьюд. -4,902**

5 Низкий уровень 38,20 Агрессия против других

Высокий уровень 21,36

Разница 16,84

(-Стьюд. 0,199**

6 Низкий уровень 32,46 Агрессия против себя

Высокий 16,26

Разница 16,20

(-Стьюд. 0,170*

7 Низкий уровень 34,82 Рационализация обесцениванием объекта

Высокий уровень 21,96

Разница 12,86

(-Стьюд. 0,271**

8 Низкий уровень 38,22 Рационализация обстоятельствами

Высокий уровень 33,06

Разница 4,16

(-Стьюд. 0,126

9 Низкий уровень 39,24 Проекция на других

Высокий уровень 37,60

Разница 11,64

(-Стьюд. -2,53*

10 Низкий уровень 41,60 Защита от чувства вины

Высокий уровень 30,53

Разница 11,07

(-Стьюд. -9,44*

11 Низкий уровень 49,08 Защита от чувства стыда

Высокий уровень 36,83

Разница 12,25

(-Стьюд. -8,59*

12 Низкий уровень 37,97 Защита от страха неудачи

Высокий уровень 29,85

Разница 8,12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(-Стьюд. -12,35*

13 Низкий уровень 46,54 Защита от зависти

Высокий 35,23

Разница 11,31

(-Стьюд. 0,045

14 Низкий уровень 59,07 Защита от обиды

Высокий уровень 42,86

Разница 16,11

(-Стьюд. -12,65*

15 Низкий уровень 44,08 Уход от ситуации

Высокий уровень 30,67

Разница 13,41

(-Стьюд. -9,94*

16 Низкий уровень 26,07 Самоуничижение Я

Высокий уровень 7,16

Педагогическая рефлексия Показатели защитной рефлексии

Разница 18,91

(Стьюд. 10,25**

17 Низкий уровень 47,86 Возбуждение вины в других

Высокий уровень 33,06

Разница 14,80

(-Стьюд. -9,54*

18 Низкий уровень 51,78 Саногенное мышление

Высокий уровень 42,67

Разница 9,11

(-Стьюд. -10,07*

19 Низкий уровень 52,36 Несоответствие поведения др. ожиданиям

Высокий уровень 36,23

Разница 12,13

(-Стьюд. -14,29*

20 Низкий уровень 45,45 Апеллирующее мышление

Высокий 26,29

Разница 19,16

(-Стьюд. -13,56*

* - корреляц ия на уровне р <_0,05; ** - корреляц ия на уровне р <.0,01

Представленные данные (табл. 2) указывают на правомерность гипотезы существования обратно пропорциональной связи между защитной и педагогической рефлексией (чем более выражена защитная рефлексия, тем ниже уровень педагогической рефлексии).

Низкий уровень педагогической рефлексии статистически значимо отрицательно коррелирует с объемом защитной рефлексии по поводу переживания неудачи (4,21*), вины (4,24*), стыда (3,44*), обиды (4,902*), с психологическими защитами от чувства вины (9,44*), стыда (8,59*), страха неудачи (12,35*), обиды (12,65*), уходом из ситуации (9,94*), возбуждением вины в других (9,54*), несоответствием поведения других ожиданиям (14,29*), апеллирующим мышлением (13,56*), проекцией на других (2,53*) и показателем саногенного мышления (10,07*).

Эти данные свидетельствуют об отрицательном влиянии патогенной рефлексии по поводу негативных переживаний страха неудачи, обиды, вины и др. на развитие педагогической рефлексии. Именно отрицательные переживания, возникающие в процессе профессиональной деятельности, активизируют защитную рефлексию и психологические защиты, те же в свою очередь блокируют проявление рефлексии по поводу профессиональных проблемных ситуаций.

Вместе с тем нами обнаружены и положительные статистически значимые корреляции педагогической рефлексии с некоторыми психологическим защитами: ментальной агрессией против других (0,199**), против себя (0,170*), самоуничижением Я (10,25**), рационализацией обесценивания объекта (0,271**). Это говорит о том, что развитая педагогическая рефлексия на фоне патогенной рефлексии по поводу отрицательных переживаний активизирует психологическую защиту «самоуничижение Я», ментальную агрессию против себя и других. Осознание профессиональной неуспешности, а иногда и несостоятельности активизирует рационализации обесценивания объекта, что позволяет пережить профессиональную неудачу с наименьшим ущербом для личностного «Я».

Таким образом, в ходе исследования:

- выявлена неоднозначность взаимосвязи педагогической рефлексии с защитной рефлексией и психологическими защитами, которая, с одной стороны, носит обратный характер (чем более выражены показатели защитной рефлексии и некоторых психологических защит, тем ниже уровень развития педагогической рефлексии), что говорит об отрицательном влиянии патогенной рефлексии по поводу негативных переживаний на развитие педагогической рефлексии. С другой стороны, между педагогической рефлексией и психологическими защитами обнаруживается связь

прямого характера (чем более развита педагогическая рефлексия, тем ярче выражены некоторые психологические защиты), что позволяет переживать профессиональные неудачи и проблемы с наименьшим ущербом для личностного Я;

- вскрыты механизмы взаимосвязи педагогической рефлексии с защитной рефлексией и психологическими защитами, где с одной стороны отрицательные переживания, возникающие в процессе профессиональной деятельности, активизируют защитную рефлексию и психологические защиты, те же в свою очередь блокируют проявление рефлексии по поводу профессиональных проблемных ситуаций; а с другой - осознание профессиональной неутешности, а иногда и несостоятельности активизирует некоторые психологические защиты, позволяющие пережить профессиональную неудачу с наименьшим ущербом для личностного «Я».

Таким образом, характер как система типизированных программ поведения, проявляющихся с высокой степенью вероятности в сходных условиях, может стать препятствием в освоении личностью более эффективных форм и норм поведения, если его черты выражены чрезмерно, т. е. акцентуированы.

Примечания

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология // Психология: классические труды. М., 1996. 276 с. 2. Крайнова Ю. Н. Саногенная рефлексия в структуре эмоциональной компетентности будущих педагогов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2010. 182 с. 3. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев : Выща школа, 1989. 329 с. 4. Марчукова С. Ф. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации социально-психологической адаптации курсантов образовательных учреждений МВД России: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005. 140 с. 5. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышение эффективности учебной деятельности. М., 2001. 164 с. 6. Орлов Ю. М. Когнитивно-эмотивный тест. М., 1999. 64 с. 7. Павлюченкова Н. В. Саногенная рефлексия как фактор развития эмоциональной компетентности: Автореф. дисс... канд. психол. наук. М., 2008. 163 с. 8. Рудаков А. Л. Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчивости личности (на примере спортсменов по вольной борьбе): Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2009. С. 112. 9. Рукавишникова Е. Е. Формирование профессиональной рефлексии у студентов медицинского колледжа: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2007. С. 4674. 10. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 146. 11. Смолева Т. О. Рефлексия значимых взрослых как фактор эмоционального благополучия ребенка: Монография. Иркутск, 2003. 160 с.

Статья поступила в редакцию 26.08.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.