Научная статья на тему 'Актуальность рефлексивного подхода подготовки педагога к профессиональной деятельности'

Актуальность рефлексивного подхода подготовки педагога к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
517
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / ЗАЩИТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гасанова Диана Имиралиевна

В статье обосновывается рефлексивный подход к профессиональной подготовке педагога, раскрывается механизм развития профессионального мышления, анализируются рефлексивные особенности педагогов дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гасанова Диана Имиралиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность рефлексивного подхода подготовки педагога к профессиональной деятельности»

АКТУАЛЬНОСТЬ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 201зГасанова Д.И.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье обосновывается рефлексивный подход к профессиональной подготовке педагога, раскрывается механизм развития профессионального мышления, анализируются рефлексивные особенности педагогов дошкольных учреждений.

This article idea is justified experimentally reflexive approach in the implementation of teacher training, professional development mechanism is thinking, analyses the reflexive characteristics of preschool teachers.

Ключевые слова: рефлексия, психологические защиты, защитная рефлексия.

Keywords: reflection, psychological protection protective reflection.

В настоящее время актуализируется проблема качества образования в соответствии с мировыми тенденциями и требованиями, чему подтверждением Федеральная концепция модернизации российского образования, где обозначены четкие ориентиры, среди которых важное место занимает развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. В этой связи повышение качества образования воспринимается как общегосударственная и общенациональная задача, решение которой требует не только освоения профессиональных и общекультурных компетенций, но и формирования личности педагога в целом как субъекта и ключевой фигуры образовательного процесса. При этом успешная профессиональная деятельность педагога сопряжена со многими процессами, в основе которых лежат механизмы рефлексии, способствующие

формированию профессиональных

навыков и качеств личности.

В работах отечественных ученых (Л. И. Адамян, Д. И.Гасановой, С. Н. Морозюк, Ю. Н. Крайновой, И. Н. Семенова, Т. О. Смолевой, С. Ю. Степанова, И. А. Стеценко, В. И. Слободчикова и др.) освещается

рефлексивная составляющая

деятельности педагогов и ее значение для решения профессиональных задач и личностного роста. При этом предлагаются рефлексивные модели повышения педагогического мастерства (Г. Ф. Похмелкина, Т. Ю. Колошина, Т. В. Фролова, С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов и др.) [7-9].

По мнению Л. М. Митиной, рефлексию следует рассматривать как основу профессионально-

педагогического мышления, оценочное осмысление себя и своей педагогической деятельности, форму творческого самовыражения и взаимодействия с учащимися [5].

Зачастую рефлексия педагога направлена не на осуществление профессиональной деятельности, не на себя как ее субъекта, а на свои переживания, источником которых рассматриваются другие люди, их поведение, которое, как правило, не соответствует ожиданиям и

представлениям о должном. При этом защитой от негативных переживаний (обиды, зависти, вины, стыда и страха неудачи) не редко являются инфантильные психологические защиты и защитная рефлексия.

На наш взгляд, ситуация усугубляется тем, что педагог не в состоянии выйти за пределы обыденного сознания, осознать ограничители своего профессионального роста по причине преобладания

стереотипов поведения и патогенных установок.

В этой связи готовность к личностной рефлексии педагогической деятельности представляется нам важной задачей подготовки педагога к профессиональной деятельности.

По мнению С. Н. Морозюк, у лиц с акцентуированными чертами характера ярче представлены инфантильные

психологические защиты и защитная рефлексия. При этом установлено, что объектом рефлексии лиц с акцентуированными чертами характера являются сами переживания, а не их первопричина [1, 6].

В статье представлены результаты проверки гипотезы о взаимосвязи профессиональной и личностной рефлексии, обратно пропорциональной связи защитной с профессиональной рефлексией.

Для проверки выдвинутых нами

предположений нами использованы методики: определения индивидуальной меры рефлексивности (А. В. Карпов); исследования рефлексивности мышления по О. С. Анисимову; изучения педагогической рефлексии по Е. Е. Рукавишниковой, когнитивно -эмотивный тест Ю. М. Орлова, С. Н. Морозюк и др.

В качестве респондентов выступили воспитатели детских садов (540 человек), средний возраст которых составлял 40 лет, а стаж педагогической деятельности от 1 года до 35 лет.

Результаты корреляционного анализа данных, полученных путем тестирования респондентов по данным методикам представлены в таблице 1.

Таблица 1 Коэффициенты ранговой корреляции рефлексивности с рефлексивностью мышления и педагогической рефлексией воспитателей детского сада

Показатели Рефлекси

рефлексивн Рефлексия по я

ости по А.С.Анисимову поЕ.Рукав

А.В.Карпов ишникову

у Уровень рефлекси вности мышлени я Уровен ь самокр итичнос ти Урове нь коллек тивнос ти Педагоги ческая рефлекси я

Рефлексивн ость 0,570** 0,421** 0,382** 0, 620**

Абсолютный показатель рефлексивн ости 0,380** 0,361** 0,312** 0,520**

Относительн ый показатель рефлексивн ости 0,324** 0,307** 0,281** 0,580**

Анализ корреляционных связей, по методу Пирсона, показывает

положительные значимые зависимости уровня рефлексивности с уровнями рефлексивности мышления (г = 0,570), самокритичности (г = 0,421),

коллективности (г = 0,382),

педагогической рефлексии (г = 0,620). При этом абсолютный показатель рефлексивности составляет г=0,380,

самокритичности - г = 0,361,

коллективности - г = 0,312,

педагогической рефлексии - г = 0,520;

относительного показателя

рефлексивности с уровнем

рефлексивности мышления - г = 0,324, самокритичности - г = 0,307, с уровнем коллективности - г = 0,281,

педагогической рефлексии - г = 0,580.

Представленные в таблице данные красноречиво свидетельствуют о существовании прямых статистически значимых связей между

рефлексивностью мышления и

педагогической рефлексий.

Для нас представляет интерес

рефлексии субъектов педагогической деятельности (воспитателей детских

садов), для чего нами изучено проявление защитной рефлексии с помощью методики КЭТ, разработанной Ю. М. Орловым и С. Н. Морозюк (табл. 2).

Данные защитной рефлексии представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние значения защитной рефлексии

у педагогов дошкольных учреждений

. Показатели когнитивно-п/п

эмотивного теста

1. объем защ. реф. от неудачи 20

2. объем защ. реф. от чувства вины 52,6

3. объем защ. реф. от чувства стыда 45

4. объем защ. реф. от чувства обиды 58,00

5. агрессия против других 10

6. агрессия против себя 20

7. рационализация обесцен. объекта 45

8. рационализация обстоятельствами 24

9. проекция на других 43

10. защита от чувства вины 25

11. защита от стыда 40

12. защита от страха неудачи 31

13. защита от зависти 22

14. защита от обиды 50

15. уход от ситуации 60,7

16. самоуничижение Я 25

17. возбуждение вины в других 51

18. саногенное мышление 41

19. несоответствие поведения др. ожиданиям 62,5

20. апеллирующее мышление 30

У воспитателей детских садов наиболее выражены психологическая защиты «несоответствие поведения моим ожиданиям» (62,5) и «уход от ситуации» (60,7), в связи с чем значительно выражена защитная рефлексия по поводу переживания обиды (58), вины (52,6). При этом им присуща защита от

отрицательных переживаний

«возбуждение вины в других». Как свидетельствуют данные, у педагогов дошкольных учреждений рефлексия носит в основном защитный характер.

Недостаточная развитость

продуктивной личностной рефлексии, проявляющейся в защитных формах, является, на наш взгляд, основной причиной всевозможных проблем в профессиональной деятельности и межличностных отношениях, что обнаруживается в низкой самооценке, ранимости и обидчивости.

Активизирующиеся в

профессиональных ситуациях и межличностном общении механизмы психологических защит, с одной стороны, повышают уровень

сензитивности, а с другой - препятствуют осознанию проблемных зон в профессиональной деятельности, иными словами, препятствуют развитию педагогической рефлексии. Это и стало основанием для выдвижения гипотезы о существовании обратно

пропорциональной зависимости между защитной и профессиональной (педагогической) рефлексией (табл. 3).

Таблица 3

Средние показатели защитной рефлексии педагогов дошкольных учреждений

с низким и высоким уровнем развития их педагогической рефлексии

Педагогическая рефлексия Показатели защитной рефлексии

Низкий уровень 38,64

1 Высокий уровень 20,50 Объем защитной рефлексии при репродукции чувства неудачи

Разность 18,14

1-Стьюд -4,21*

Низкий уровень 41,60

2 Высокий уровень 24,35 Объем защитной рефлексии при репродукции чувства вины

Разница 17,25

1-Стьюд -4,01*

Низкий уровень 40,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Высокий уровень 25,30 Объем защитной рефлексии при репродукции чувства стыда

Разница 14,76

1-Стьюд -3,45*

Низкий уровень 42,60

4 Высокий уровень 26,05 Объем защитной рефлексии при репродукции чувства обиды

Разница 16,55

1-Стьюд -4,80**

Низкий уровень 22,80

5 Высокий уровень 7,50

Разница 15,30 Агрессия против других

1-Стьюд 0,184**

Низкий уровень 32,60

6 Высокий 16,24 Агрессия против себя

Разница 16,36

1-Стьюд 0,188*

7 Низкий уровень 36,70 Рационализация обесцениванием объекта

Высокий уровень 24,25

Разница 12,45

1-Стьюд 0,271**

8 Низкий уровень 38,69 Рационализация обстоятельствами

Высокий уровень 34,09

Разница 4,60

1-Стьюд 0,131

9 Низкий уровень 34,37 Проекция на других

Высокий уровень 41,24

Разница 13,13

1-Стьюд * 0 СО -2,

10 Низкий уровень 42,20 Защита от чувства вины

Высокий уровень 31,53

Разница 10,67

1-Стьюд -8,28*

11 Низкий уровень 47,80 Защита от чувства стыда

Высокий уровень 37,38

Разница 10,42

1-Стьюд -8,15*

12 Низкий уровень 37,24 Защита от страха неудачи

Высокий уровень 29,20

Разница 8,04

1-Стьюд -15,22*

13 Низкий уровень 48,23 Защита от зависти

Высокий 39,21

Разница 9,2

1-Стьюд 0,045

14 Низкий уровень 50,00 Защита от обиды

Высокий уровень 41,80

Разница 8,20

1-Стьюд -11,90*

15 Низкий уровень 42,06 Уход от ситуации

Высокий уровень 31,00

Разница 11,06

1-Стьюд -5,84*

16 Низкий уровень 28,09 Самоуничижение Я

Высокий уровень 10,01

Разница 18,08

1-Стьюд 0,276**

17 Низкий уровень 44,80 Возбуждение вины в других

Высокий уровень 33,06

Разница 11,74

1-Стьюд -7,54*

18 Низкий уровень 32,80 Саногенное мышление

Высокий уровень 42,00

Разница 10,80

1-Стьюд 10,02*

19 Низкий уровень 50,38 Несоответствие поведения др. ожиданиям

Высокий уровень 40,23

Разница 10,15

1-Стьюд -16,32*

20 Низкий уровень 28,00 Апеллирующее мышление

Высокий 12,30

Разница 15,70

1-Стьюд -11,70*

2*- корреляция на уровне p<0,05; ** - корреляция на уровнеp<0,01.

Данные, представленные в таблице, указывают на тенденцию существования обратно пропорциональной связи между защитной и педагогической рефлексией (чем более выражена защитная рефлексия, тем ниже уровень развития педагогической рефлексии).

Низкий уровень развития

педагогической рефлексии статистически значимо отрицательно коррелирует с объемом защитной рефлексии по поводу переживания неудачи (- 4,21*), вины (4,01*), стыда (- 3,45*), обиды (-4,80*), с психологическими защитами от чувства вины (-8,28*), стыда (-8,15*), страха неудачи (-15,22*), обиды (-11,90*), уходом из ситуации (-5,84*), возбуждением вины в других (-7,54*), несоответствием поведения других

ожиданиям (-16,32*), апеллирующим

мышлением (-11,70*), проекцией на

других (-2,60*).

Приведенные данные свидетельствуют об отрицательном влиянии защитной рефлексии по поводу негативных

переживаний страха неудачи, обиды, вины и др. на педагогическую

рефлексию. Именно отрицательные

переживания, возникающие в

профессиональной деятельности,

активизируют защитную рефлексию и психологические защиты, которые, в свою очередь, блокируют проявление рефлексии по поводу профессиональных проблемных ситуаций.

Вместе с тем нами обнаружены и положительные статистически значимые корреляции педагогической рефлексии с некоторыми психологическим защитами: ментальной агрессией против других (0,184**), против себя (0,188*), самоуничижением Я (0,280**), рационализацией обесценивания объекта (0,271**) и саногенным мышлением

На наш взгляд, это говорит о том, что педагогическая рефлексия на фоне отрицательных переживаний по поводу результативности профессиональной деятельности, с одной стороны,

активизирует психологические защиты: «самоуничижение Я», ментальную

агрессию против себя и других, а с другой стороны - осознание профессиональной неуспешности, а

иногда и несостоятельности,

активизирует такую психологическую защиту, как рационализация -

обесценивание объекта. Эта

рационализация позволяет пережить профессиональную неудачу с

наименьшим ущербом для личностного «Я».

Таким образом, обнаруживает себя

неоднозначность взаимосвязи

педагогической и защитной рефлексий с психологическими защитами. С одной стороны, эта связь носит обратный

характер (чем более выражены показатели защитной рефлексии и некоторых психологических защит, тем ниже уровень развития педагогической рефлексии), что говорит об отрицательном влиянии защитной рефлексии по поводу негативных переживаний на развитие педагогической рефлексии. С другой стороны связь между педагогической рефлексией и психологическими

защитами носит прямой характер (чем более развита педагогическая рефлексия, тем ярче выражены некоторые

психологические защиты), что позволяет переживать профессиональные неудачи и проблемы с наименьшим ущербом для личностного Я.

Результаты этого исследования могут лечь в основу разработки рефлексивных технологий подготовки педагога к профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(10,02*).

Примечания

1. Адамян Л. И. Саногенная рефлексия как фактор психологической устойчивости личности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2011. 2. Гасанова Д. И. Подготовка студентов к

профессиональной педагогической деятельности: рефлексивный аспект // Среднее

профессиональное образование. 2011. № 4. С 41-45. 3. Крайнова Ю. Н. Саногенная рефлексия в структуре эмоциональной компетентности будущих педагогов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2010. 4. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия, акцентуация характера и

эффективность учебной деятельности. Монография. М. : МГТУ, 2000. 5. Митина Л. М.

Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 58-64. 6. Павлюченкова Н. В. Саногенная рефлексия как фактор развития эмоциональной

компетентности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2008. 163 с. 7. Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31-40. 8. Степанов С. Ю. Место личностной рефлексии в решении творческих задач:

Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1984. 9. Семёнов И. Н. Праксиологическая рефлексика развития творческого мышления и рефлексивность педагогического творчества // Психология рефлексивных процессов. Новосибирск : НГУ, 1992. 10. Смолева Т. О. Рефлексия значимых

взрослых как фактор эмоционального благополучия ребенка: Монография. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003, 160 с.

Статья поступила в редакцию 06.05.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.