Научная статья на тему 'Особенности развития саногенной рефлексии как системообразующего фактора эмоциональной компетентности (на примере студентов педагогического университета)'

Особенности развития саногенной рефлексии как системообразующего фактора эмоциональной компетентности (на примере студентов педагогического университета) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крайнова Ю. Н.

Проблема развития эмоциональной компетентности педагога связана не только с профессиональной необходимостью выслушать и понять ученика, создать позитивный эмоциональный фон на уроке, но и с удовлетворенностью от собственной компетентности, с переживанием личностного и профессионального роста. Овладение эмоциональной компетентностью представляется особенно актуальным для повышения психологической культуры педагога. Анализ различных подходов к определению понятия эмоциональной компетентности позволил сформулировать определение исследуемого феномена и определить его функциональную структуру в общей архитектуре психологической системы деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крайнова Ю. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REFLECTION SANOGENNYKH AS A SYSTEM-EMOTIONAL COMPETENCE FACTOR (FOR EXAMPLE STUDENTS PEDAGOGICAL UNIVERSITY)

The problem of the development of pedagogic emotional competence is related not only with the professional necessity, i.e. listening to and comprehending of the pupil, as well as with the creating a positive emotional atmosphere at classes, but also with the satisfaction from self-competence, personal experience and professional growth pedagog’s. The acquisition of emotional competence is most important for the pedagogic psychological culture. The analysis of various approaches to the definition of the notion of emotional competence allowed us to formulate a definition of the phenomenon in question and to determine its functional structure in the architecture of pedagogic system activities.

Текст научной работы на тему «Особенности развития саногенной рефлексии как системообразующего фактора эмоциональной компетентности (на примере студентов педагогического университета)»

Ю.Н.Крайнова

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САНОГЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ КАК

СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕГО ФАКТОРА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Проблема исследования эмоционально-волевой сферы педагога в контексте профессионально значимых качеств личности остается до сих пор недостаточно изученной как в отечественной, так и в зарубежной психологии, педагогике и акмеологии. Между тем мастерство педагога напрямую связано не только со знанием преподаваемого предмета, но и с индивидуальными особенностями личности учителя, отражающими его эмоциональную сферу: с талантом понимания развивающейся личности ребенка, толерантностью, тактичностью и ассертивностью. Это обусловливает необходимость саморазвития личности педагога, овладение практическими умениями рефлексии, развития профессионально важных качеств и знаниями самомониторинга [3]. Качества продуктивного педагога важно развивать со студенческой скамьи, что позволит будущим педагогам быстрее адаптироваться в выбранной профессии. Теоретический анализ исследований по проблеме развития эмоциональной компетентности показал ее актуальность и значимость. Эмоциональная компетентность способствует повышению эффективности личности в профессиональной сфере и в социуме. Однако до сих пор отмечается явная недостаточность теоретических представлений о ее структуре и факторах развития [1].

Цель нашего исследования заключалась в изучении структуры эмоциональной компетентности будущих педагогов. Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО МПГУ г Москва, в эксперименте приняли участие 180 студентов 2-3 курсов.

На основе анализа предложенных отечественными и зарубежными учеными-психологами подходов к пониманию компетентности в целом и эмоциональной компетентности в частности нами сформулировано следующее определение: эмоциональная компетентность - это системное свойство личности, включающее навыки адекватной ситуации рефлексии (саногенной), саморегуляции, оптимального уровня эмпатии и экспрессивности [7].

Системообразующим компонентом эмоциональной компетентности выступает саногенная рефлексия, которая связана с саморегуляцией, эмпатией и экспрессивностью.

Под саногенной рефлексией понимаем «умственные акты различного уровня организации, возникающие в ответ на неопределенность ситуации и ведущие к определению ситуации и выбору оптимального решения» (Орлов Ю.М.) [5]. Функция саногенной рефлексии состоит в объективации неконструктивных умственных автоматизмов и их коррекции. Именно эта функция обуодвливает возможность её влияния на развитие компонентов эмоциональной компетентности. Саногенной рефлексии противопоставляются механизмы психической защиты, которые Орлов Ю.М. также относит к видам рефлексии.

В настоящее время существует ряд экспериментальных исследований, доказывающих позитивное влияние саногенной рефлексии на личность человека, результативность его деятельности: снижение тревожности, оптимизацию акцентуаций характера, социально-психологическую адаптацию, повышение академической успеваемости (Морозюк С.Н., Рассохин А.В., Лысенко В.В., Марчюкова С.Ф., Иванов В.А., Тотанов Ю.А. и др.).

Роль саногенной рефлексии как фактора развития эмоциональной компетентности обусловлена, во-первых, функцией рефлексии изменять системы, развивать другие способности, в том числе эмоциональные, и, во-вторых, направленностью саногенной рефлексии на уменьшение страдания от негативных эмоций. Саногенная рефлексия, введенная в научный обиход в рамках теории саногенного мышления Ю.М. Орлова, С.Н. Морозюк, помогает сделать видимыми неэффективные и неконструктивные способы реагирования, применение бессознательных психологических защит в сложных эмоциональных ситуациях и осуществить их коррекцию[4;5].

Таким образом, участие саногенной рефлексии в процессе саморегуляции обеспечивает надежно позитивный результат саморегуляции, который, закрепляясь в позитивном эмоциональном опыте, приводит к уверенности в управлении эмоциями, расширению опыта успешного управления эмоциями. Саногенная рефлексия оптимизирует проявление эмпатии, так как правильная когнитивная оценка эмоций других людей в процессе социального взаимодействия помогает выбрать адекватные способы собственного поведения. В связи с этим, благодаря

саногенной рефлексии можно оставаться эмпатийным человеком, сохраняя при этом свою целостность и индивидуальность, не быть уязвимым для чувств вины, стыда, обиды. Экспрессивность в контексте эмоциональной компетентности и связи с саногенной рефлексией -это знания о социально приемлемых способах выражения эмоций (мимики, жестов, интонации, вербальных конструкций) и навык их выбора, адекватного ситуации. Оптимальный уровень экспрессивности достигается только посредством рефлексии. Таким образом, саногенная рефлексия связана со всеми другими компонентами эмоциональной компетентности, что позволяет ей быть одновременно и фактором развития эмоциональной компетентности.

Основными методами исследования компонентов эмоциональной компетентности явились: анализ научных исследований, наблюдение, формирующий эксперимент, применение опросников, математические методы обработки информации.

В качестве основных методик исследования использовалась методика социально-психологических детерминант эмоциональной устойчивости (автор А.Я. Чебыкин) и когнитивно-эмотивный тест (автор Ю.М. Орлов) [6]. В качестве вспомогательных методик использовались методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга-Ю.Л. Ханина.

Проведенное эмпирическое исследование особенностей эмоциональной компетентности будущих педагогов выявило отсутствие знаний об эмоциях, недостаточную сформированность саморегуляции, эмпатии и экспрессивности, а также применение студентами в эмоциогенных ситуациях неадаптивных стратегий: психологических защит и волевой регуляции, что позволяет сделать вывод о низком уровне развития эмоциональной компетентности. С целью развития навыков саногенной рефлексии была разработана программа, рассчитанная на 44 часа. Обучение саногенной рефлексии осуществлялось по технологии Ю.М. Орлова, С.Н. Морозюк.. Основным методом развития саногенной рефлексии является аутопсихоанализ эмоций, который осуществляется в процессе специальных занятий, направленных на самопознание эмоций. Основными формами обучения саногенной рефлексии являлись социально-психологический тренинг и ведение дневниковых записей.

Сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего экспериментов показал эффективность программы развития эмоциональной компетентности посредством рефлексии. Результаты исследования уровней саморегуляции, экспрессивности и эмпатии до и после эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни саморегуляции, экспрессивности и эмпатии студентов педагогического университета до и после эксперимента

№ Качества До После Разни ца ¿-Стьюд. прир < 0,05 Уровень

1. Интроэкспрессивность 3,1 3,8 0,7 *2,04 Средний

Экстроэкспрессивность 4,1 4,3 0,2 0,77 Средний

Экспрессивность 7,2 8,1 0,9 *1,94 Средний

2. Интросаморегуляция 3,3 4,3 1,0 *2,72 Средний

Экстросам орегуляция 5,1 5,3 0,2 0,56 Высокий

Саморегуляция 8,4 9,6 1,2 *2,16 Средний

3. Интроэмпатия 3,8 4,2 0,4 1,17 Средний

Экстроэмпатия 4,2 4,5 0,3 1,16 Средний

Эмпатия 8 8,7 0,7 1,61 Средний

Как видно из таблицы, общий уровень проявления экспрессивности, саморегуляции и эмпатии остался, как и до эксперимента, средним, однако по всем качествам значения увеличились. Иерархия проявления указанных качеств осталась прежней: наибольшие значения по качеству «саморегуляция», наименьшие - по качеству «экспрессивность». Значимо повысились значения интроэкспрессивности, интросаморегуляции и саморегуляции (прир < 0,05).

Повышение показателя интроэкспрессивности (и экспрессивности) может свидетельствовать о том, что студенты перестали бояться переживаний, «разрешили» себе

переживания, осознавая свое право на проявление разных эмоций, принимая себя уникальной личностью, которой свойственны, в том числе и отрицательные эмоции. Кроме того, показатель интроэкспрессивность характеризует психомоторный тонус. Таким образом, можно предположить, что энергия, которая тратилась на неадаптивные психологические защиты, высвободилась и используется на конструктивные переживания и саморегуляцию.

Повышение показателя интросаморегуляции и саморегуляции может свидетельствовать о том, что появилась внутренняя уверенность в своих возможностях эффективного совладания с отрицательными эмоциями.

Рассмотрим уровни сформированности качеств эмоциональной компетентности до и после эксперимента (таблица 2). По всем компонентам эмоциональной компетентности после формирующего эксперимента наблюдается положительная динамика. В экспериментальной группе после эксперимента не осталось студентов с низким уровнем сформированности экспрессивности, саморегуляции и эмпатии. Преобладающее число студентов экспериментальной группы после эксперимента показали средний уровень экспрессивности, высокий уровень саморегуляции и эмпатии.

Таблица 2 .

Уровни саморегуляции, экспрессивности и эмпатии студентов2-3 курсов (%) до и после эксперимента

Низкий (0-4) Средний (5-8) Высокий (9-12)

Экспрессивность

До 17% 67% 16%

После - 67% 33%

Саморегуляция

До - 44 56

После - 22 78

Эмпатия

До 5 56 39

После - 39 61

Поскольку в экспериментальной группе до начала формирующего эксперимента по результатам когнитивно-эмотивного теста наибольшие показатели были по отрицательным эмоциям: страх неудачи, чувство стыда, чувство обиды, то в ходе эксперимента в первую очередь уделялось внимание работе именно с этими эмоциями. Так, после эксперимента значимо (при р < 0,005) повысился уровень реалистического мышления. На фоне этого снизились многие показатели когнитивно-эмотивного теста. Значимо ниже стали показатели объема защитной рефлексии от чувств неудачи (при р < 0,05), стыда (при р < 0,1). Несколько снизился показатель объема защитной рефлексии от чувства обиды, но не достиг значения статистической значимости. Значительно снизилось влияние защитных механизмов, направленных на защиту от чувства стыда (прир < 0,05), страха неудачи (прир < 0,05) и чувства зависти (прир < 0,15).

После обучения саногенной рефлексии значительно снизились показатели большинства психологических защит: рационализация обстоятельствами (при р < 0,08), проекция на других (при р < 0,09), уход из ситуации (при р < 0,1), возбуждение вины в других (при р < 0,02), несоответствие поведения других ожиданиям (прир < 0,04).

В целом можно говорить об оптимизации показателей.

Таким образом, исследование, проведенное после формирующего эксперимента, показало, что у студентов - будущих педагогов повысился уровень саногенной рефлексии, одновременно повысился уровень развития саморегуляции, эмпатии, экспрессивности. Произошло снижение защитной рефлексии. После эксперимента оптимизировался уровень тревожности, что свидетельствует о повышении эмоционального благополучия. Благодаря этому можно

констатировать повышение эмоциональной компетентности через обучение саногенной рефлексии.

Литература

1. Андреева И.Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов // Психология образования сегодня: Теория и практика: материалы международной науч. -прак. конф. / Под ред. С.И. Коптевой, А.П. Лобанова, Н.В. Дроздовой. - Минск, 2003. - С.166-168.

2. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 424с.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996, 308с.

4. Морозюк С.Н., Мирошник Е.В. Саногенный стиль мышления. Управление эмоциями. «Обида». (Модульно-кодовое учебное пособие в мобильной системе обучения КИП-М к циклу курсов по бесконфликтной адаптации и саморазвитию личности - М.: 2006, - 102 с.

5. Орлов Ю.М. Саногенное мышление / Составители А.В. Ребенок, О.Ю. Орлова. Серия: Управление поведением, кн. 1. - М.: Слай-динг, 2003. - 96 с.

6. Орлов Ю.М. Когнитивно-эмотивный тест. М.: Изд-во Принт, 2001. - 21с.

7. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Москва: Логос, 2007. - 189 с.

М.Ю.Колосницына, Г.С.Зайцев, Е.А.Кадацкая, Л.Г.Алифанова ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПРОСНИКА «ТИП ЛИЧНОСТИ»

Теоретические основы опросника «Тип личности»

Опросник «Тип личности» разработан на основе тестов: Методики многостороннего исследования личности («ММИЛ»), Патохарактероло-гического диагностического опросника, Характерологического опросника К.Леонгарда-ГШмишека [2; 13].

В основу опросника «Тип личности» положена теоретическая концепция акцентуированных личностей немецкого психиатра Карла Леонгарда. Согласно этой концепции, присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты характера составляют стержень личности, определяют развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. Чрезмерно выраженные черты характера, которые обладают тенденцией к переходу в патологическое состояние, называются акцентуациями [8].

При воздействии неблагоприятных факторов акцентуации могут трансформироваться в патологические формы, поэтому некоторые авторы обозначают акцентуации как «психопатии характера» [5; 7; 9; 15].

Бехтерев В.М. в своих работах упоминал о «переходных степенях между психопатией и нормальным состоянием», о том, что «психопатическое состояние может быть выражено в столь слабой степени, что при обычных условиях оно не проявляется». В 1894 году бельгийский психиатр Dalemagne выделил, наряду с «desequilibres», т.е. «неуравновешенными» (термин во французской психиатрии того времени, аналогичный «психопатиям»), еще и «desequilibrants», т.е. «легко теряющих равновесие». Подобные случаи E.Kahn (1928) назвал «дискордантно-нормальными», П.Б.Ганнушкин (1933) - «латентными психопатиями» [9, с.3]. Психопатии - это такие аномалии характера, которые, по словам Ганнушкина П.Б., «определяют психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают... приспособляться к окружающей среде» [5, с.5].

Кербиковым О.В. были обозначены три критерия психопатий: тотальность, относительная стабильность и социальная дезадаптация. Этиология психопатии часто бывает смешанной [7]. Кербиков О.В. Фелинская НИ. разделили психопатии по этиологическому признаку на следующие группы: 1) ядерные - конституциональные, истинные; 2) органические, связанные с церебрально-органической патологией; 3) краевые - патохарактерологическое, постреактивное и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.