Научная статья на тему 'Реализация принципов уникальности любого человека и открытости образовательно-воспитательных систем в системе высшего образования'

Реализация принципов уникальности любого человека и открытости образовательно-воспитательных систем в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП УНИКАЛЬНОСТИ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА / ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / PRINCIPLE OF UNIQUENESS OF ANY PERSON / PRINCIPLE OF OPENNESS OF EDUCATIONAL SYSTEMS / COMMUNICATION MODEL OF TEACHER AND STUDENTS / INTERACTIVE FORMS OF TRAINING / HEALTH-PRESERVING TRAINING/

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макусев О.Н., Бакеева Л.В.

В статье рассмотрены пути реализации принципов уникальности любого человека и открытости образовательно-воспитательных (педагогических) систем в системе высшего образования. Сделан акцент на организацию процесса обучения с использованием активных и интерактивных форм в условиях перехода на ФГОС ВПО и информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the ways of implementation of the principles of uniqueness of each person and of the openness of educational (pedagogical) systems in the system of higher education. The emphasis on the organization of process of training with the use of active and interactive forms in the conditions of transition to the Federal state educational standards and Informatization of education.

Текст научной работы на тему «Реализация принципов уникальности любого человека и открытости образовательно-воспитательных систем в системе высшего образования»

УДК 378.147:51

О. Н. Макусев, Л. В. Бакеева

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ УНИКАЛЬНОСТИ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА И ОТКРЫТОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: принцип уникальности любого человека, принцип открытости образовательно-воспитательных систем, модель коммуникации преподавателя и студентов, интерактивные формы обучения, здоровьесберегающее обучение.

В статье рассмотрены пути реализации принципов уникальности любого человека и открытости образовательно-воспитательных (педагогических) систем в системе высшего образования. Сделан акцент на организацию процесса обучения с использованием активных и интерактивных форм в условиях перехода на ФГОС ВПО и информатизации образования.

Key words: principle of uniqueness of any person, principle of openness of educational systems, communication model of teacher and

students, interactive forms of training, health-preserving training/

The article considers the ways of implementation of the principles of uniqueness of each person and of the openness of educational (pedagogical) systems in the system of higher education. The emphasis on the organization of process of training with the use of active and interactive forms in the conditions of transition to the Federal state educational standards and Informatization of education.

Образование не может не адаптироваться к изменениям, происходящим в стране и в мире. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к переходу от индустриального общества к обществу, построенному на использовании различной информации и получившего название информационного. Следствием этого перехода явился процесс информатизации образования, который, начиная с 2000-х гг., занимает важное место в модернизации системы образования России. Другим значимым фактором развития отечественного высшего профессионального образования явилось вхождение России в мировое образовательное пространство, ознаменованное подписанием в 2003 г. Болонской декларации. Стремление России присоединиться к процессам Болонских реформ оказало заметное влияние на правовой статус и концептуально-методологические подходы к разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Эти процессы являются важным фактором достижения главных целей модернизации системы образования - повышению уровня образованности и воспитанности выпускников. Общесистемные преобразования высшей школы во многом определяются новыми подходами к трактовке перспективных требований к выпускнику XXI века, сформулированных в форме общекультурных, профессиональных и специальных компетенций в ФГОС ВПО. Формирование компетенций способствует развитию личности, являющейся носителем целостной научно-технической деятельности. Такая деятельность основана на глобальности мышления, энциклопедичности знаний и способна к творческой работе на всех этапах жизненного цикла, к созданию эффективных систем и объектов - от исследований, проектирования и разработки технологий до производства и предпринимательской деятельности.

В ситуации, когда духовно-нравственная составляющая российского общества упала особенно низко, главным приоритетом современного обра-

зования и воспитания становится развитие духовно-нравственной сферы личности. В связи с этим в процессе модернизации высшего образования в России принципы уникальности любого человека и открытости образовательно-воспитательных (педагогических) систем должны стать одними из приоритетных и системообразующих, способствовать открытию новых педагогических стратегий. В рассуждениях о целях образования и воспитания молодым россиянам в качестве идеальной навязывается модель человека европейского стандарта [1]. Однако, специально проведенное исследование А.А. Зиновьева о человеке европейской культуры и европейского образования, показывает, что не все характерные качества, такие как «практицизм, деловитость, расчетливость, способность к конкурентной борьбе, изобретательность, способность рисковать, холодность, эмоциональная черствость, склонность к индивидуализму, повышенное чувство собственного достоинства, стремление к независимости и успеху в деле, склонность к добросовестности в деле, склонность к публичности и театральности, чувство собственного превосходства над другими народами, склонность управлять другими более сильная, чем у других народов, способность к самодисциплине и самоорганизации» [2], приемлемы для выстраивания целей высшего образования с учетом специфики российской культуры. Нельзя недооценивать наличие у россиян колоссального духовно-нравственного потенциала, который должен стать опорой новых образовательной и воспитательной систем [1]. Современная российская модель развития личности в процессе образования и воспитания должна вобрать в себя все лучшее, что характерно для европейской и азиатской культур. Таким образом, принцип открытости образовательно-воспитательных (педагогических) систем должен стать тем педагогическим принципом, с помощью которого темпы развития образовательно-воспитательных процессов в России могут и должны набирать силу [1].

В условиях перехода к информационному обществу и внедрения ФГОС ВПО необходима и модернизация педагогической деятельности преподавателя вуза, которая направлена на информатизацию процесса обучения, контроля и измерения его результатов, процессов воспитания, научно-исследовательской и научно-методической, а также организационно -управленческой деятельности. Применение компьютерных средств обучения в педагогической деятельности ведет к преобразованию системы взаимоотношений между студентами и преподавателем - построению новой модели коммуникаций [3]. Задача воспитания и развития личности подталкивает к обозначению проблемного поля современного преподавателя, которое охватывает, в том числе, разработку и внедрение новых методов, педагогических технологий обучения и воспитания, а также педагогическую диагностику и управление качеством образования и воспитания [1]. Модель коммуникаций между преподавателем и студентом становится многосторонней, сущность ее предполагает не просто допуск высказываний обучающихся, а привнесение в образовательный процесс их знаний, т. е. поиск оптимальных моделей, целей, содержания обучения, организационных форм учебно-воспитательной работы, методов управления учебной деятельностью [3].

Преподавание, открытое в коммуникативном плане, характеризуют следующие утверждения: студенты лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт; студенты лучше учатся, если преподаватель активно поддерживает их способ усвоения знаний; студенты лучше воспринимают материал, если преподаватель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения студентов, которые не совпадают с его собственной точкой зрения [3].

Переход на ФГОС ВПО при организации процесса обучения предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой [3], что способствует созданию многофакторной и многокритериальной образовательно-воспитательной (педагогической) системы.

В процессе реформирования системы высшего образования было создано много новых университетских комплексов, включающих в себя средние учебные заведения, институты, профильные предприятия и позволяющих комплексно решать учебные, производственные, социально-экономические и другие проблемы подготовки студентов. Анализируя итоги работы вузов в сложившихся условиях, следует отметить воспитательное воздействие подобных экспериментов на его участников. В частности, повышается интерес студентов к учебному процессу, так как отбор кандидатов для прохождения производственной практики и стажировки на престижных заводах проводится на кон-

курсной основе с учетом среднего балла учебы в институте. Требование соблюдения трудовой и исполнительной дисциплины в период прохождения практики в условиях современного предприятия повышает и образовательную дисциплину, а материальные вознаграждения (зарплата) - создают заинтересованность в быстрейшем повышении квалификации как дипломированному специалисту. Можно говорить о разрешении такой социальной задачи, как трудоустройство выпускников, и восстановлении традиции семейных династий, обладающей огромным воспитательным воздействием на современную молодежь. Несомненно, это результаты организации педагогической деятельности коллективов вузов по управлению процессом обучения: из студентов по кирпичикам «строят» квалифицированных выпускников, способных к постоянному саморазвитию, культурных, предприимчивых, инициативных, самостоятельных в мышлении и поступках, создавая самый ценный ресурс государства -человеческий капитал [4].

Вчерашние школьники, становясь студентами - молодыми людьми нового социального статуса, входят в новую среду, не похожую на ту, где они получили первичную социализацию. Период обучения в вузе - следующий важнейший период социализации молодого человека, который заключается в освоении роли студента, подготовке к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», механизме подражания, механизме социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы. И как пройдет этот период во многом зависит от адаптации студентов к новой институтской среде, с одной стороны, и от помощи самого вуза пройти эту адаптацию, с другой стороны. Адаптация в условиях высшей школы - процесс непростой. Для многих студентов именно в этот период встает ряд вопросов психологического характера, поэтому вузы создают кабинеты для психологической помощи студентам. Функции психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса реализуются через психологическое консультирование, проведение профилактических работ со студентами и их родителями в сфере психологической грамотности, мероприятий воспитательного характера психологически направленных на позитивные коммуникации. В качестве педагогической поддержки развития обучающихся используется обучение-сопровождение, подразумевающее специально организованную, планомерную и целенаправленную деятельность преподавателя, которая обеспечивает более эффективное усвоение знаний и умений, способствуете усилению ответственности обучающихся за собственное развитие [9]. Вновь возрожден институт кураторства, который на начальном этапе обучения помогает студентам самоорганизовываться в новых условиях, ориентироваться в новом окружающем его пространстве, учит быть самостоятельным [4, 5]. Воспитательная работа со студентами в высших учебных заведениях ведется в разных направлениях: формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей; духовно-нравственное воспитание; патриотическое

воспитание; профессионально-творческое и трудовое воспитание; физическое воспитание и формирование здорового образа жизни и др.

В основе воспитания и образования лежит принцип уникальности любого человека, каждый из которых имеет предпосылки для развития своей личности. Поэтому при подготовке студентов процесс воспитания, прежде всего, должен отражать определенные изменения качеств личности будущего выпускника, что возможно лишь при соблюдении принципов системности и структурной гибкости в отборе содержания общекультурной подготовки в рамках дисциплин, определенных ФГОС ВПО по направлению подготовки. Блоки дисциплин, достаточно полно представленных в учебных планах, дают возможность получения нравственного, эстетического и научного воспитания. Развитию коммуникабельности и способности интегрироваться, встраиваться в трудные жизненные обстоятельства способствуют интерактивные формы воспитательно-образовательного процесса, которые становятся основным направлением модернизации процесса обучения в вузе. Такой подход направлен на воспитание творческой самостоятельности студентов и способствует накоплению их интеллектуально-творческих ресурсов [4, 6].

Рис. 1 - Увлечения юношей

1

Рис. 2 - Увлечения девушек

Вопрос «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?» является типовым вопросом анкеты студента-первокурсника. Чтобы ответ не приходилось выдумывать, студентам предложили отметить предложенные варианты «досуга»: заниматься общественной работой (1), заниматься спортом (2), читать (3), заниматься музыкой (4), помогать дома по хозяйству (5), гулять по городу (6), ходить в кино (7), ходить на дискотеку (8), ходить в гости к друзьям (9), смотреть телепередачи (10),

свои увлечения (11). Далее проанализировали по 100 анкет юношей и девушек, отобранных случайным образом. Результаты того, чем в часы досуга молодые люди предпочитают заниматься представлены на рисунках 1 и 2.

Отметим, что если юноши поставили занятия спортом на второе место, то девушки - лишь на восьмое. Особо настораживает, что у студентов-первокурсников практически отсутствует интерес к общественной работе. Согласно показателям, у девушек выявляется большая инертность в отношении к физической культуре и спорту. В то же время круг спортивных интересов обучающихся достаточно широк. Юноши назвали 34, а девушки 29 видов спорта, которые им нравятся. Фактически юноши занимаются 27, а девушки 16 видами спорта.

Сохранению и укреплению здоровья студенчества в последние годы уделяется большое внимание. Важное место в воспитательной работе вузов занимает организация деятельности по формированию культуры здоровьесбережения студентов, которая заключается в создании оптимальных условий для сохранения и формирования культуры здоровья (здоровьесберегающее обучение). Это -занятия по физической культуре и физическому воспитанию, организация методической службы по здоровьесбережению, проведение мероприятий по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма (круглые столы, методические семинары, семестры здоровья, анкетирование студентов по проблеме ответственности за личное здоровье), взаимодействие со спортивно-оздоровительными, граждан-ско-патриотическими комитетами совета студентов. Занятия по физической культуре одни из тех, где связь обучения с жизнью используется как стимул самообразования, активизируется физический потенциал, прививается интерес к заботе о своем здоровье и его сбережению. Большую роль здесь может сыграть профессионально-прикладная и восстановительно-профилактическая физическая подготовка -специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности, здоровьесбережению и активной работоспособности [7]. В условии информатизации образования применение информационных технологий на занятиях позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности студентов, существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулируя личную заинтересованность, повышая интерес к собственному здоровью, способностям и демонстрируя возможности для их дальнейшего развития [4, 8].

В социальном и духовном развитии человека огромное значение имеют патриотизм и культура межнациональных отношений. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. В концепции модернизации российского образования в связи с Болонским процессом акцент сделан на подготовке мобильного предприимчивого специали-

ста, умеющего быстро ориентироваться в современном экономически и технологически меняющемся мире, уважающего культурные традиции прошлого и обеспечивающего достойное будущее своей страны в отдельности мира в целом. Большая ответственность по патриотическому воспитанию студенческой молодежи возложена на вузы. Молодежь изначально включена в ту или иную систему связей, сложившихся между народами страны, республики, провинции, и они оказывают определяющее влияние на формирование культуры межнационального общения. При этом возникает задача поставить на научную основу воспитание культуры межнационального общения, те культуры взаимоотношений, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются духовными ценностями, мыслями, чувствами. Основными средствами в решении этих задач являются различные формы внеаудиторной работы. Подготовке мероприятий, посвященных к юбилейным датам нашей родины, предшествует огромная совместная работа студентов и преподавателей: обращение к литературным, историческим и археологическим источникам, встречи с ветеранами и участниками тех событий. Эта деятельность объективно приводит к расширению их кругозора, размышлениям о Родине и о себе, к пониманию сути подвига, к новому взгляду на себя [4]. Это и есть главный результат педагогической деятельности, которая четко ориентирована на воспитательную цель.

Таким образом, реализация принципов уникальности любого человека и открытости образовательно-воспитательных (педагогических) систем в системе высшего образования способствуют разностороннему развитию выпускников, формированию их творческих способностей, созданию условий для самореализации личности; формированию трудовой мотивации, обучению основным принципам по-

строения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.

Литература

1. Борисова, И.И. Интерактивные формы и методы обучения в высшей школе: учебное пособие / И.И. Борисова, Е.Ю.Ливанова. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Национальный исследовательский университет, 2011. - 65 с.

2. Зиновьев, А.А. Запад. Феномен западнизма / А.А. Зиновьев. - М.: Центрполиграф, 1995. - 462 с.

3. Косолапова, М.А. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР / М.А. Косолапова, В.И. Ефанов, В.А. Кормилин, Л.А. Боков. - Томск: ТУСУР, 2012.

4. Бакеева, Л.В., Макусев, О.Н. О воспитательной работе в системе высшего образования, Международный конгресс «VI Славянские педагогические чтения»: Развитие личности в поликультурном славянском образовательном пространстве (Москва, «Педагогика», 2007), С. 914.

5. Юртаева Н.И. Управление карьерными ориентациями в профессиональном развитии студентов инженерного вуза, Вестник КГТУ, 1, 300-306, (2012).

6. Вяткина И.В., Хайруллина Э.Р. Траектория профессионального воспитания будущих специалистов по направлению «Химическая технология», Вестник КГТУ, 17, 301-308, (2013).

7. Макусев, О.Н. Педагогические условия формирования общекультурных компетенций на занятиях физической культурой, Международная научно-практическая конференция: Инновации в современном мире: проблемы и перспективы (Вязьма, 2013), С. 187-190.

8. Наговицын Р.С., Ипатов И.В. Формирование инновационной физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов, Вестник КГТУ, 20, 227-228, (2012).

9. Макусева, Т.Г. Методология, теория и практика индивидуально-ориентированного обучения в вузе: монография / Т.Г. Макусева. - Нижнекамск: Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2013. - C.160.

© О. Н. Макусев - кан. пед. наук, зав. каф. физического воспитания НХТИ КНИТУ, makuseva2008@yandex.ru; Л. В. Бакеева - кан. пед. наук, доцент кафедры высшей математики, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», bakeeva@mail3 33.com.

© O. N. Makusev - associate professor, department of the physical training of NCHTI KNRTU, makuseva2008@yandex.ru; L. V. Bakeeva - associate professor, department of higher mathematics, National mineral-ore university "Mountain", bakeeva@mail3 33.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.