Научная статья на тему 'Принципы синергетики как основа построения рабочих программ иноязычной профессиональной подготовки в неязыковом вузе'

Принципы синергетики как основа построения рабочих программ иноязычной профессиональной подготовки в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / CURRICULUM / COMPETENCY APPROACH / ПРИНЦИП МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ / ПРИНЦИП ГОМЕОСТАТИЧНОСТИ / ПРИНЦИП ИЕРАРХИЧНОСТИ / ПРИНЦИП НЕЗАМКНУТОСТИ (ОТКРЫТОСТИ) / ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ (КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ) / ПРИНЦИП НЕЛИНЕЙНОСТИ / ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОММУНИКАЦИИ / SYNERGIC APPROACH / INTERDISCIPLINARY PRINCIPLE / HOMEOSTATIC PRINCIPLE / HIERARCHICAL PRINCIPLE / OPEN PRINCIPLE / COMPLIMENTARY PRINCIPLE / NONLINEAR PRINCIPLE / PRINCIPLE OF ACTIVITY AND COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анзина Татьяна Игоревна, Рожина Екатерина Юрьевна, Селиванова Ирина Владимировна

в статье предложена концепция синергетического подхода к составлению рабочих программ дисциплин по иностранному языку. Обоснованием для структурирования программ на принципах междисциплинарности, гомеостатичности, иерархичности, незамкнутости (открытости), дополнительности (комплементарности), нелинейности и принципе единства деятельности и коммуникации явился компетентностный формат Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, ориентирующий систему образования на формирование готовности будущего специалиста к продуктивной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анзина Татьяна Игоревна, Рожина Екатерина Юрьевна, Селиванова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the conception of synergic approach presented in the article concerns building curriculums for foreign language. The competency format of the Federal State Educational Standard is a ground for structuring curriculums on the following principles: interdisciplinary, homeostatic, hierarchical, open, complimentary, nonlinear and activity and communication unity. It enables the education system to prepare a perspective specialist for an efficient professional performance.

Текст научной работы на тему «Принципы синергетики как основа построения рабочих программ иноязычной профессиональной подготовки в неязыковом вузе»

Педагогика

УДК 377.031 РС! 10.21661/Г-119443

Т.И. Анзина, Е.Ю. Рожина, И.В. Селиванова

Принципы синергетики как основа построения рабочих программ иноязычной профессиональной подготовки в неязыковом вузе

Аннотация

В статье предложена концепция синергетического подхода к составлению рабочих программ дисциплин по иностранному языку. Обоснованием для структурирования программ на принципах междисциплинарности, гомеостатичности, иерархичности, незамкнутости (открытости), дополнительности (комплементарности), нелинейности и принципе единства деятельности и коммуникации явился компетентностный формат Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, ориентирующий систему образования на формирование готовности будущего специалиста к продуктивной профессиональной деятельности.

I Ключевые слова: рабочая программа, компетентностный подход, синергетический подход, принцип междисциплинарности, принцип гомеостатичности, принцип иерархичности, принцип незамкнутости (открытости), принцип дополнительности (комплементарности), принцип нелинейности, принцип единства деятельности и коммуникации.

T.I. Anzina, E.Yu. Rozhina, I.V. Selivanova

Synergic principles as a base working out of curriculums for professional formation on foreign language in non-linguistic universities

Abstract

the conception of synergic approach presented in the article concerns building curriculums for foreign language. The competency format of the Federal State Educational Standard is a ground for structuring curriculums on the following principles: interdisciplinary, homeostatic, hierarchical, open, complimentary, nonlinear and activity and communication unity. It enables the education system to prepare a perspective specialist for an efficient professional performance.

I

Keywords: curriculum, competency approach, synergic approach, interdisciplinary principle, homeostatic principle, hierarchical principle, open principle, complimentary principle, nonlinear principle, principle of activity and communication.

В условиях профессиональной направленности российского высшего образования новые Федеральные государственные стандарты высшего образования ориентированы на результаты обучения, которые выражены в терминах общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста [6].

Рассмотрим, какие же компетенции могут и должны развивать дисциплины «Иностранный язык», «Анализ деловых ситуаций на иностранном языке», «Деловая корреспонденция и деловая документация», «Иностранный язык второй» и «Практикум по второму иностранному языку» для укрупненной группы направлений подготовки (У1Н11) «Сервис и туризм». Например, ФГОС ВО

Pedagogy

предусматривает формирование таких компетенций как «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» (ОК-3 для направлений подготовки 43.03.01 «Сервис»,

43.03.02 «Туризм» и ОК-5 для направления подготовки

43.03.03 «Гостиничное дело»); «способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» (ОК-4 для направлений подготовки 43.03.01 «Сервис» и 43.03.02 «Туризм»); «способность работать в коллективе, толе-рантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» (ОК-6 для направления подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело»); «способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту туристского продукта (ОПК-1 для направления 43.03.02 «Туризм») и других социальных, информационных, коммуникативных, гражданственных, здоровьесберегающих компетенций, которые должны быть реализованы в процессе обучения в высшей школе. Причем компетентностный подход предполагает развитие нескольких компетенций как в курсе одной дисциплины, так и формирование одной и той же компетенции многими учебными предметами [9].

Таким образом, в неязыковых вузах исчезает понятие «общий иностранный язык», появляется «иностранный язык специальности», т.е. язык, служащий профессиональным целям специалиста. Возникает вопрос: как за ограниченное количество часов, выделенных на непрофильную дисциплину по иностранному языку, тем более по второму иностранному языку, преподаваемому «с нуля», подготовить студента к выше упомянутой эффективной иноязычной коммуникации? С необходимостью пересмотра образовательных программ и усилением роли информационных технологий в подготовке специалистов согласны многие преподаватели-практики [2]. Однако и отказываться от наработанных за многие годы традиционных методов обучения нельзя, их нужно лишь адаптировать для различных направлений и профилей, используя всевозможные дидактические приемы интенсификации и оптимизации учебного процесса [4].

Необходимо заметить, что сегодня, в постоянно меняющихся условиях современного производства, в стремительном потоке информации невозможно обеспечить человека знаниями и умениями на всю жизнь. Цель современного образования - это ввести студента в будущую профессию и научить учиться. Поэтому новые подходы к обучению предполагают целостность, интегративность и преемственность всего учебного процесса, который продолжался бы за пределами вуза в виде самообразования и самосовершенствования. Следовательно, система образования представляется синергетичной структурой, подчиняющейся законам синергетики, науки о сложных саморазвивающихся системах, состоящих из многих

компонентов и взаимодействующих между собой нелинейным способом [5]. Для эффективной реализации поставленных Стандартом задач учебные программы, в частности, по иностранному языку, должны строиться на следующих принципах синергетики [1].

Принцип междисциплинарности является основополагающим в компетентностном подходе. Он соединяет изучение специальности и иностранного языка путем согласования рабочих программ различных дисциплин, что позволяет студенту четко представлять себе место курса в системе общей профессиональной подготовки. В курсе дисциплины «Иностранный язык» лингвистические материалы являются одновременно средством формирования речевых умений и введением в специальность, что способствует приобретению новых профессиональных знаний, опережая иногда содержание курсов профессионального цикла. В связи с этим, рабочие программы по иностранным языкам предполагают постоянное обновление аутентичного языкового материала по специальности, задания по поиску и освоению новой профессиональной информации на иностранном языке. Соответственно содержание иноязычной подготовки не может строиться автономно и быть привязано к каким-либо конкретным учебникам [3].

В синергетике принцип гомеостатичности (целенаправленности) означает функционирование системы в некоторых рамках, позволяющих ей следовать к своей цели. Целенаправленность содержания рабочих программ обеспечивается строгим отбором и систематизацией лингвистического и учебно-методического материала в пределах конкретной дисциплины во избежание хаотичного предъявления аутентичных текстов по специальности и с целью максимально продуктивного использования учебного времени, выделенного на дисциплину. Данный принцип лежит в основе согласования параметров отечественного и зарубежного обучения при выборе основной и дополнительной учебной литературы. Нельзя забывать, что при освоении языка и культуры другой страны необходимо, прежде всего, быть высокообразованным гражданином и патриотом своего государства. Опасность утраты национальных ценностей возрастает ещё больше при вступлении России в общеевропейское образовательное пространство [8]. Принцип гомеостатичности обеспечивает сохранение баланса между приобщением учащихся к иностранным традициям и воспитанием национального самосознания.

Основной смысл принципа иерархичности заключается в том, что вышестоящий уровень не может существовать без системы нижестоящих структур. Иерархич-ная структура программ по иностранному языку выражается в модулях: самостоятельных, но тематически связанных между собой разделах, где каждый последующий модуль проектируется сложнее предыдущего. Это позволяет согласовывать учебный процесс с уровнем подготовленности студента, а также встраивать учебный курс в рамки реального времени [4].

Принцип нелинейности предполагает, что совместные усилия группы дают лучший результат, чем усилия от-

Педагогика

дельных участников какого-либо процесса. Поэтому в сфере услуг и гостеприимства особенно важно превращать коллектив сотрудников в команду, поскольку только командная работа приводит к достижению высоких результатов минимальными силами и средствами. Опытные руководители знают, что повышение производительности труда происходит не за счет увеличения числа работников, а благодаря максимальному использованию внутренних ресурсов команды. Реализуя задачи по формированию компетенции «умение работать в команде», рабочие программы по иностранному языку предусматривают такие виды аудиторной и самостоятельной работы, как деловые игры, имитирующие профессиональную деятельность, групповые проекты и совместные научные исследования. Таким образом, профессиональный опыт, который вырабатывается с годами трудовой деятельности, приобретается за короткий срок за время обучения в вузе. Кроме того, преподавателям-практикам известно, что на определенном этапе овладения иностранным языком появляется «языковое чутьё»: правильное произношение и написание новых слов по аналогии с ранее изученными, понимание смысла незнакомых слов по контексту, эффективное использование всего лексического арсенала в ходе продуктивной речевой деятельности и т. д., что позволяет человеку в дальнейшем самостоятельно прогрессировать в иностранном языке. Одновременно формируется его «способность к самоорганизации и самообразованию» (ОК-5 для направлений подготовки 43.03.01 «Сервис» и 43.03.02 «Туризм», ОК-7 для направления подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело») [9].

Принцип незамкнутости (открытости) в настоящее время приобретает всё большее значение. Он говорит о взаимодействии системы со своим окружением, о том, что система может развиваться и усложняться, только при обмене с внешней информацией. Согласно данному принципу в программах профессионального иноязычного обучения большое количество часов отводится на самостоятельную работу студентов, так как любой групповой проект требует предварительной индивидуальной работы студентов с информационными источниками. Таким образом, реализуется заявленная в стандартах по всем направлениям информационная компетенция. (ОПК-1 для всех направлений УГНП «Сервис и туризм»).

Компетентностный подход в образовании по-новому рассматривает отношение к оценке результатов обучения: формы и критерии контроля достигнутого уровня формируемой компетенции должны быть четко прописаны в программе и доведены до сведения студентов, что, в итоге, повысит личную ответственность обучающихся за результаты труда.

Принцип дополнительности (комплементарно-сти) подразумевает отказ от всякого рода универсалистских оценок, допускает сосуществование полярных мировоззрений, не отрицает роль чувств и подсознания, что необходимо учитывать в вопросах межличностных отношений. Нередко в практике менеджеров возникают ситуации, когда единственно возможным становится компромиссное решение или решение, подсказанное интуицией. Студентам предлагается анализ подобных проблем в виде дискуссий и круглых столов. Таким образом формируется компетенция «владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций», вырабатывается способность различать понятия «толерантность» и «самоуважение», «доверие» и «бдительность», и т. п., умение принять чужую точку зрения, готовность не доказывать свою правоту, а стремление удержать клиента и т. д.

Принцип единства деятельности и коммуникации говорит о диалоге как способе принятия оптимального производственного решения. Современные методики отдают предпочтение диалогической речи. Информативные тексты сопровождаются послетек-стовыми заданиями, провоцирующими обучающихся на дискуссию с целью развития у них умения убеждать грамотно выстроенными аргументами. К диалогической речи относятся также деловая переписка и доклады на студенческих конференциях. Диалог способствует развитию индивидуальных образовательных траекторий, так как позволяет выявить уровень подготовленности обучающихся, конкретные перцептивные возможности каждого студента и адаптировать к ним содержание учебного материала [7].

В таких условиях реализуется социальная коммуникативная компетенция в способности осуществлять деловое общение: выступать с презентациями, проводить переговоры, совещания, вступать в деловую переписку, участвовать в электронных коммуникациях.

Сегодня образование становится действительно синергетичным. «Непрерывное образование», «образование через всю жизнь» - это саморазвивающийся процесс, открытый для любых научно-технических инноваций и любой внешней информации. И согласно нелинейности синергетики, приобретенные в образовательном учреждении компетенции должны помочь студенту превратиться в грамотного, компетентного специалиста.

Литература

1. Анзина Т.И. Синергетика как основа рабочей программы дисциплины «иностранный язык» // Интерактивная наука. - 2016. - №3. - С. 50-53.

2. Анзина Т.И. Дисциплина «Иностранный язык» в неязыковом вузе: проблемы и пути решения / Т.И. Анзина, Е.Ю. Рожина, И.В. Селиванова // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2015. - №11-12 (56-57). - С. 4-7.

Pedagogy

3. Ефремцева Т.Н. Реализация учебных программ по иностранным языкам в рамках ФГОС в туристском вузе: Материалы международной научно-практической конференции «Реализация требований ФГОС в системе непрерывного иноязычного образования. - М.: АПКиППРО, 2012. - С. 125.

4. Крупченко А.К. Введение в профессиональную лингводидактику. - М.: МФТИ, 2005. - 311 с.

5. Курдюмов С.П. Синергетика и новые подходы к процессу обучения / С.П. Курдюмов, Е.Н. Князева // Синергетика и учебный процесс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spkurdyumov.narod.ru

6. Методика преподавания в высшей школе: Учебно-практическое пособие / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. - М.: Юрайт, 2014. - 315 с.

7. Рожина Е.Ю. Об основных отличиях вузовского и школьного обучения и специфике обучения письменной речи в неязыковом вузе с учетом этих особенностей. / Е.Ю. Рожина, И.В. Селиванова // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2015. - №4 (4). - С. 64-68 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25024226

8. Рубцова А.В. Аксиологический подход как методологическая основа продуктивного обучения иностранному языку на переходном этапе российского образования / А.В. Рубцова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-podhod-kak-metodologicheskaya-osnova-produktivnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-na-perehodnom-etape-rossiyskogo

9. Федеральные государственные стандарты ВО // Российское образование. Федеральный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.82/index.php#Par752

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.