Научная статья на тему 'Реализация исключительных прав авторов и смежных прав при договорном использовании в странах ЕАЭС'

Реализация исключительных прав авторов и смежных прав при договорном использовании в странах ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
612
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / СМЕЖНОЕ ПРАВО / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ДОГОВОР / ЕВРАЗИЙСКИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Канатов Танат Канатович

Цель: Исследование актуальных проблемных вопросов реализации исключительных прав авторов и смежных прав при договорном использовании. Методология: Использовались системно-структурные, конкретно-социологические, историко-правовые, социально-правовые, сравнительно-правовые, статистические методы. Результаты: Выводы и положения, которые исследуются в работе, в целом базируются на законодательстве стран ЕАЭС, а также международных договорах и конвенциях, которые были ратифицированы в этих странах. Актуальность и значимость работы заключается в анализе реализации исключительных прав авторов и смежных прав при договорном использовании в странах ЕАЭС. Выработанные в статье теоретические положения могут быть применены в целях последующего изучения проблем реализации исключительных прав авторов и смежных прав при договорном использовании в странах ЕАЭС. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть актуальные проблемные вопросы реализации исключительных прав авторов и смежных прав при договорном использовании в странах ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of exclusive rights of authors and related rights in contract use in the EEU

Purpose: Of the Study the current problem issues of the implementation of the exclusive rights of authors and related rights in contract use. Methodology: We used a system-structural, specific sociological, historical, and legal, socio-legal, and comparative legal, statistical methods. Results: The article presents the study conclusions and provisions, which are investigated in the work, in General, are based on the law of the EAEU, international treaties and conventions that have been ratified in the countries of the EEU. The relevance and significance of this work is to analyze the implementation of the exclusive rights of authors and related rights in contract in use in the countries of the EEU. Also the significance of the study is that developed in her theoretical situation in the future can be used to further study the peculiarities of the implementation challenges the exclusive rights of authors and related rights in contract in use in the countries of the EEU. Novelty/originality/value: Article possesses high scientific value as is one of the first attempts to consider current problematic issues of implementation of exclusive rights of authors and related rights in contract in use in the countries of the EEU.

Текст научной работы на тему «Реализация исключительных прав авторов и смежных прав при договорном использовании в странах ЕАЭС»

Канатов Т.К.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ АВТОРОВ И СМЕЖНЫХ ПРАВ ПРИ ДОГОВОРНОМ

использовании в странах еаэс

Цель: Исследование актуальных проблемных вопросов реализации исключительных прав авторов и смежных прав при договорном использовании.

Методология: Использовались системно-структурные, конкретно-социологические, историко-правовые, социально-правовые, сравнительно-правовые, статистические методы.

Результаты: Выводы и положения, которые исследуются в работе, в целом базируются на законодательстве стран ЕАЭС, а также международных договорах и конвенциях, которые были ратифицированы в этих странах. Актуальность и значимость работы заключается в анализе реализации исключительных прав авторов и смежных прав при договорном использовании в странах ЕАЭС. Выработанные в статье теоретические положения могут быть применены в целях последующего изучения проблем реализации исключительных прав авторов и смежных прав при договорном использовании в странах ЕАЭС.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть актуальные проблемные вопросы реализации исключительных прав авторов и смежных прав при договорном использовании в странах ЕАЭС.

Ключевые слова: авторское право, смежное право, исключительное право, договор, евразийский, экономический.

Kanatov T.K.

THE IMPLEMENTATION OF EXCLUSIVE RIGHTS OF AUTHORS AND RELATED RIGHTS IN CONTRACT USE IN THE EEU

Purpose: Of the Study the current problem issues of the implementation of the exclusive rights of authors and related rights in contract use.

Methodology: We used a system-structural, specific sociological, historical, and legal, socio-legal, and comparative legal, statistical methods.

Results: The article presents the study conclusions and provisions, which are investigated in the work, in General, are based on the law of the EAEU, international treaties and conventions that have been ratified in the countries of the EEU. The relevance and significance of this work is to analyze the implementation of the exclusive rights of authors and related rights in contract in use in the countries of the EEU. Also the significance of the study is that developed in her theoretical situation in the future can be used to further study the peculiarities of the implementation challenges the exclusive rights of authors and related rights in contract in use in the countries of the EEU.

Novelty/originality/value: Article possesses high scientific value as is one of the first attempts to consider current problematic issues of implementation of exclusive rights of authors and related rights in contract in use in the countries of the EEU.

Keywords: Copyright, related rights, the exclusive right, the Treaty, the Eurasian economic.

В странах ЕАЭС гарантируются авторские и смежные права, закрепленные в законодательстве. Их реализация обеспечивается путем заключения договоров между субъектами авторского и смежных прав и потенциальными правообладателями. Существует много правовых нюансов при заключении того или иного договора. Рассмотрим их в рамках данного исследования.

Права авторов аудиовизуального произведения при заключении лицензионного договора. При прокате видеофильмов авторы на основании лицензионного договора передают права на возмездную сдачу в имущественный наем экземпляров аудиовизуального произведения прокатной компании. По нашему мнению, право на распространение не до конца учитывает специ-

фику проката, поэтому мы предлагаем включать обособленно пункт в договор о праве на прокат в связи с тем, что прокат предполагает временное пользование, носит более коммерческий характер использования с получением дохода.

Следует также отметить, что сдавать произведение в прокат за плату собственник не вправе: для этого требуется иметь письменный договор с владельцем авторских прав на произведение, в котором прямо указано право проката [2, с. 31].

Очень много вопросов возникает при использовании видеоряда, демонстрируемого в кафе, ресторанах, кофейнях и других увеселительных заведениях в виде фона, иногда без звука, чтобы посетителям было на что смотреть; как правило, для это используют телевизоры либо компьютер-

евразийская

> 2 (27) 2017 <

адвокатура

ные мониторы. Следует отметить, что данные заведения очень часто нарушают смежные права, не заключают договоры на демонстрацию аудиовизуального произведения.

Договоры о реализации авторских и смежных прав. Договоры о распоряжении исключительным правом связаны с многочисленными спорами о том, как их именовать. В сфере авторского права и смежных прав главным образом сложились две теории: теория разрешения и теория уступки.

Теория уступки. Термин «Уступка» состоит из следующих признаков:

1) правообладатель целиком и полностью отказывается от возможности действовать в отношении произведения определенным образом;

2) правообладатель отказывается от возможности запрещать третьим лицам осуществлять отчужденные субъективные права;

3) при прекращении у правообладателя вышеуказанных прав тождественные права появляются у лица, которому эти права передаются.

Под уступкой права понимается «переносящее» (транслятивное) правопреемство, при котором правообладатель передает принадлежащее ему право правоприобретателю [7, с. 115].

В юридической литературе существует две трактовки понятия уступки. Уступка в широком смысле означает передачу не только всех исключительных прав на весь срок их действия, но и передачу только некоторых прав на определенный в договоре срок. В свою очередь уступка в узком смысле означает только передачу определенных прав на определенный срок.

Уступка всегда бессрочна, в то время как по авторскому договору автор имеет право разрешить использование своего произведения в течение определенного срока, в том числе более короткого, чем весь срок действия исключительного права.

Теория разрешения. В соответствии с теорией разрешения автор является правообладателем неотчуждаемого авторского права и может только разрешать третьим лицам использовать данное право, но не уступать его. Теория разрешения изначально основывалась на том, что право использования результата интеллектуальной деятельности имеет личный неимущественный характер и, следовательно, не может быть передано другому лицу. Факт же возникновения у пользователя определенных прав в отношении такого результата интеллектуальной деятельности объяснялся тем, что автор реализует свое личное неимущественное право путем выдачи разрешения

пользователю на использование его произведения. Следует отметить, что в Бернской конвенции указаны две вышеизложенные теории - теория уступки (ст. 6) и теория разрешения (ст. 8-9).

С развитием института «теории уступки» и переходом к рыночной экономике произошли значительные изменения в подходах к проблеме баланса интересов между автором и правообладателем. Эта проблема затронула не только Россию и Казахстан, но и все ЕАЭС, более того, является темой широкого освещения в развитых западных странах. По мнению американского исследователя Лоуренса Лессига, «закон расширил сферу влияния, охватив обширную сферу культуры и творчества, которая прежде была для него недоступна. Разрушилась технология, оберегавшая историческое равновесие между свободным и регулируемым доступом к культуре, как следствие, мы получаем все менее свободную и все более регулируемую культуру. Это оправдывают необходимостью защитить коммерческое творчество. Конечно же, мотивация тут в точности протекционистская. Но протекционизм этот... уже не прежний - ограниченный и сбалансированный. Он призван оберегать не художника. Напротив, он защищает определенные виды бизнеса» [5, с. 39].

Договорно-правовое регулирование распоряжения исключительным правом согласно части четвертой ГК РФ. В ст. 1233-1240 части четвёртой ГК РФ рассматриваются договорные правоотношения. Согласно ст. 1229 правообладатель имеет право использовать результат интеллектуальной деятельности либо средство индивидуализации любым не противоречащим закону способом.

Также одной из основных новелл части четвертой ГК РФ является понятие отчуждения исключительного права в полном объеме. Как отмечает И.А. Близнец, «к числу важнейших нововведений относится, в частности, распространение на сферу авторского права возможности заключения договора о полном отчуждении всех принадлежащих авторам исключительных прав (ст. 1234 и 1285 ГК РФ). До сих пор законодательство требовало указывать в авторском договоре конкретные виды прав, способы использования, сроки, территорию, возможность дальнейшей передачи прав и т. д.» [1].

В соответствии с п. 1 ст. 1234 ГК РФ договор отчуждения в зависимости от воли сторон может быть реальным или консенсуальным, возмездным или безвозмездным.

В соответствии со ст. 1235 ГК РФ лицензионный договор в зависимости от воли сторон также

eurasian

> 2 (27) 2017 <

advocacy

может быть консенсуальным и возмездным, реальным и безвозмездным.

В соответствии с п. 1, 6 ст. 1235 существенными условиями лицензионного договора являются:

- предмет договора путем указания на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство;

- способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации [6, с. 65].

Свободные лицензии. Суть свободных лицензий состоит в том, что они позволяют осуществлять использование авторского права для снятия ограничений на распространение копий либо переработанных версий произведения третьим лицам и требуют сохранения таких же прав на переработанные версии. Свободные лицензии могут быть использованы на компьютерные программы, документы, музыкальные и художественные произведения (к примеру, программа Linux). Символ свободных лицензий (перевернутая буква «С» в окружности) является, по сути, противовесом символу копирайта. Свободные лицензии получили свое широкое распространение в США, Европе, Китае, Канаде, Малайзии, Южной Корее, Японии и многих других странах. В странах ЕАЭС данный институт пока только зарождается.

Полиотраслевые договоры. Частноправовое соглашение может содержать условия, относящиеся к разным отраслям права. Смешанные договоры некоторые авторы предлагают именовать полиотраслевыми смешанными договорами, то есть разноотраслевыми, многоотраслевыми [11, с. 50-53]. К примеру, это договоры, включающие в себя условия гражданского и трудового договора, в частности соглашения в области права интеллектуальной собственности применительно к ГК. Сюда можно отнести служебные произведения, созданные в рамках трудовых отношений между работником и работодателем. Как известно, все имущественные права принадлежат работодателю, если иное не установлено договором.

Служебные произведения делятся на две группы:

1. Созданные в порядке выполнения служебных обязанностей;

2. Созданные в порядке служебного задания.

При выполнении служебного задания работнику давалось прямое указание о создании определенного произведения, причем такое задание

могло и не вытекать из его служебных обязанностей, а напротив, выходить за пределы таких обязанностей.

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, на основании которого работодатель обязуется предоставить работу по обусловленной трудовой функции, а работник, в свою очередь, обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию.

Однако следует заметить, что в Трудовом кодексе РФ нет никаких указаний на служебные произведения. Отсюда следует, что объектом трудового договора являются сами трудовые отношения между работодателем и работником, а не результат выполнения работником своих обязанностей [12, с. 52]. Работодателю принадлежит только имущественное право использовать служебное произведение способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Следовательно, личные неимущественные права принадлежат автору, то есть работнику.

В случае, если в процессе трудовой деятельности работником созданы произведения, выходящие за рамки его служебных обязанностей, такие произведения не приобретают статус служебных, их использование регулируется гражданско-правовыми договорами.

Договор об отчуждении исключительного авторского права: правовые аспекты международного отчуждения. В соответствии со ст. 1232 Модельного Гражданского кодекса государств -участников СНГ «договоры, имеющие своим предметом права на интеллектуальную собственность, регулируются правом, определяемым положениями о применении права к договорным обязательствам» [9, с. 222]. Соответствующие положения инкорпорированы в законодательство Армении, Белоруссии, Узбекистана, Киргизии [8].

По договору отчуждения исключительного права правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право в полном объеме приобретателю такого права. При этом автор лишается возможности самостоятельного использования своего произведения, распоряжения им, а также права разрешать использование этого произведения другим лицам на весь срок действия исключительного права. Все права переходят к приобретателю исключительного права по договору.

В соответствии с пп. 1, 2 п. 3 ст. 1211 ГК РФ стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания догово-

евразийская

> 2 (27) 2017 <

адвокатура

ра, признается сторона, являющаяся продавцом в договоре купли-продажи. Это правило является универсальным для всех внешнеэкономических сделок по договорам отчуждения исключительных прав, в частности, авторских договоров.

Лицензионные авторские договоры: международные аспекты. В соответствии с пп. 19 п. 3 ст. 1211 ГК РФ при отсутствии соглашения сторон о применимом праве в отношении лицензионных договоров стороной, осуществляющей решающее исполнение, является лицензиар. В отличие от договоров об отчуждении исключительного права договоры о предоставлении правомочий использования произведения на основании специального разрешения (лицензии) являются самостоятельным видом гражданско-правовых договоров [3, с. 71; 13].

В соответствии с частью четвертой ГК РФ лицензионные авторские договоры регулируются положениями ст. 1235-1239, 1286, 1287 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 1286 ГК РФ под лицензионным авторским договором понимается договор, по которому одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) - предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования произведения в установленных договором пределах. Сторона, передающая права, именуется лицензиаром, а сторона, получающая права, - лицензиатом.

Правила части четвертой ГК РФ предусматривают две основные разновидности лицензионного договора: исключительную и неисключительную. В соответствии со статьей 1236 ГК РФ под исключительным лицензионным договором следует понимать договор, по которому автор лишается права на выдачу лицензий другим лицам. Лицензия, сохраняющая за автором такое право, является неисключительной.

В соответствии со ст. 1235 ГК РФ к условиям лицензионного договора необходимо отнести:

1. Предмет договора, который определяется посредством указания на произведение, правомочия по использованию которого предоставляются по договору.

2. Способы использования произведения.

3. Срок, на который передаются указанные правомочия, и, соответственно, территорию, на которой указанное произведение может использоваться.

4. Размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения, порядок и сроки его выплаты.

Существенными условиями лицензионного договора являются предмет договора, способы

использования указанного произведения, размер вознаграждения или то, каким образом он определяется.

Если в лицензионном договоре отсутствует пункт о территории, признается по умолчанию, что произведение может использоваться на всей территории РФ. Если отсутствует срок, то действие договора длится 5 лет.

Следует отметить, что сублицензионный договор не может превышать по срокам и территории лицензионный договор.

П. 3 ст. 1236 ГК РФ позволяет заключать и так называемую «смешанную» лицензию, которая предусматривает возможность заключения такого лицензионного договора, в соответствии с которым одни способы использования произведения оформлены по принципу простой лицензии, а другие - по принципу исключительной.

Авторский договор заказа. В соответствии со статьей 1288 ГК РФ по договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Предметом договора авторского заказа является произведение, которое еще не существует и будет создано в будущем. Договор авторского заказа «должен» (а не может) предусматривать либо отчуждение заказчику исключительного права, либо предоставление заказчику права на использование [4, с. 20].

Договор об отчуждении исключительного права на музыкальные произведения. В настоящее время распоряжение исключительным правом на музыкальные произведения осуществляется на основе следующих договоров:

1) об отчуждении исключительного авторского (или смежного) права;

2) о предоставлении права пользования исключительным авторским правом (лицензионный договор);

3) о залоге исключительного права [10].

«Договор, в котором прямо не указано, что

исключительное право на музыкальное произведение передаётся в полном объеме, считается лицензионным» [14, с. 160].

В музыкальном бизнесе лицензионный договор имеет актуальность в случае аранжировки, оркестровки, музыкального монтажа и семплиро-вания произведения, а также при других способах использования.

В заключение хотелось бы отметить важность договорных отношений в реализации авторских и смежных прав, они являются своего рода гаран-

eurasian

2 (27) 2017

advocacy

том законной реализации прав не только авторов, но и их правообладателей, что обеспечивает баланс равновесия между охраной прав и реализацией прав субъектов, вовлеченных в данные правоотношения.

Пристатейный библиографический список

1. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав // Закон.

2007. № 10 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Гаврилов Э., Круг П. Интеллектуальная собственность на телевидении и радио. М., 1998. С. 31.

3. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / под ред. А.Л. Маковского. М.: Статут, 2008. С. 334.

4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая / под ред. Э.П. Гаврилова, О.А. Городова, С.П. Гришаева и др. М.: Велби: Проспект, 2007. С. 20.

5. Лессиг Л. Свободная культура: пер. с англ. М.: Прагматика культуры, 2007. С. 39.

6. Лукьянов А.А. Правовое регулирование отношений, связанных с распоряжением исключительным правом на произведение: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 65.

7. Мирошникова М.А. Сингулярное правопреемство в авторских правах: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003. С. 115.

8. Международное частное право: сб. нормативных актов / сост. Г.К. Дмитриева, М.В. Филимонова. М.: Вел-би: Проспект, 2004.

9. Модельный Гражданский кодекс для государств - участников Содружества независимых государств от 17 февраля 1996 года. Часть третья // Ин-форм. бюллютень Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ. 1996. № 10. С. 222.

10. Невская М.А. Сухарев Е.Е., Тарасова Е.Н. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: практич. пособ. М.: Дашков и К, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Огородов Д.В., Челышев М.Ю. Смешанные договоры в частном праве: отдельные вопросы теории и практики // Законодательство и экономика. 2006. № 10. С. 50-53.

12. Ползков И. Служебный роман // ЭЖ-Юрист.

2008. № 45. С. 52.

13. Рузакова О.А. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: Экзамен, 2007. С. 71.

14. Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М.: Городец, 2008. С. 160.

References (transliterated)

1. Bliznec I.A. Izmenenie pravovogo regulirovani-ja voprosov avtorskih i smezhnyh prav // Zakon. 2007. № 10 [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

2. Gavrilov Je., Krug P. Intellektual'naja sobstvennost' na televidenii i radio. M., 1998. S. 31.

3. Kommentarij k chasti chetvertoj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii / pod red. A.L. Makovskogo. M.: Statut, 2008. S. 334.

4. Kommentarij k Grazhdanskomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj). Chast' chetvertaja / pod red. Je.P. Gavrilova, O.A. Gorodova, S.P. Grishaeva i dr. M.: Velbi: Prospekt, 2007. S. 20.

5. Lessig L. Svobodnaja kul'tura: per. s angl. M.: Prag-matika kul'tury, 2007. S. 39.

6. Luk'janov A.A. Pravovoe regulirovanie otnoshenij, svjazannyh s rasporjazheniem iskljuchitel'nym pravom na proizvedenie: dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2011. S. 65.

7. Miroshnikova M.A. Singuljarnoe pravopreemstvo v avtorskih pravah: dis. ... kand. jurid. nauk. SPb., 2003. S. 115.

8. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo: sb. normativnyh aktov / sost. G.K. Dmitrieva, M.V. Filimonova. M.: Velbi: Prospekt, 2004.

9. Model'nyj Grazhdanskij kodeks dlja gosudarstv -uchastnikov Sodruzhestva nezavisimyh gosudarstv ot 17 fevralja 1996 goda. Chast' tret'ja // Inform. bjulljuten' Mezhparlamentskoj assamblei gosudarstv - uchastnikov SNG. 1996. № 10. S. 222.

10. Nevskaja M.A. Suharev E.E., Tarasova E.N. Avtor-skoe pravo v izdatel'skom biznese i SMI: praktich. posob. M.: Dashkov i K, 2008.

11. Ogorodov D.V., Chelyshev M.Ju. Smeshannye do-govory v chastnom prave: otdel'nye voprosy teorii i prak-tiki // Zakonodatel'stvo i jekonomika. 2006. № 10. S. 50-53.

12. Polzkov I. Sluzhebnyj roman // JeZh-Jurist. 2008. № 45. S. 52.

13. Ruzakova O.A. Kommentarij k chasti chetvertoj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii. M.: Jekza-men, 2007. S. 71.

14. Hohlov V.A. Avtorskoe pravo: zakonodatel'stvo, teorija, praktika. M.: Gorodec, 2008. S. 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.