Научная статья на тему 'Реализация инклюзии на занятиях по хореографии в общеобразовательной школе'

Реализация инклюзии на занятиях по хореографии в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1896
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХОРЕОГРАФИЯ / ПЕДАГОГ-ХОРЕОГРАФ / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ / INCLUSIVE EDUCATION / CHOREOGRAPHY / TEACHER-CHOREOGRAPHER / CHILDREN HARD OF HEARING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахрушина Н. А.

Данная статья посвящена проблеме реализации инклюзии на занятиях по хореографии в общеобразовательной школе. Статья может представить интерес для ученых и педагогов-практиков, студентов педагогических ссузов и вузов, занимающихся проблемами инклюзии в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INKLYUZIYAS REALIZATION ON CHOREOGRAPHY OCCUPATIONS AT COMPREHENSIVE SCHOOL

This article is devoted to a problem of realization of an inklyuziya on choreography occupations at comprehensive school. Article can present interest for scientists and experts teachers, students pedagogical and the higher education institutions which are taking up the problems of an inklyuziya in an education system.

Текст научной работы на тему «Реализация инклюзии на занятиях по хореографии в общеобразовательной школе»

Основываясь на принципе системности, необходимо реорганизовать институт социального партнерства с определением роли, места, функций медицинских, социальных, культурных учреждений, бизнес-сообществ, общественных организаций с целью инклюзии в социальную среду лиц с особыми потребностями в адаптации.

Построение социального пространства, адаптированного с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями, необходимо обеспечить научно-инновационным сопровождением и гибким коррекционным реагированием в результате системного мониторинга инклюзии.

Одной из существенных проблем, на которую указал Н.Н. Малофеев, является вопрос кадрового обеспечения. Актуальной становится общекультурная, психолого-педагогическая, техническая и профессиональная подготовка лиц, которые будут участвовать в реализации инклюзии. Здесь можно выделить два аспекта проблемы. С одной стороны, необходима профессиональная подготовка лиц, которые будут профессионально работать (обучать) с людьми с ограниченными возможностями здоровья. С другой - важна реализация на государственном уровне социокультурной парадигмы, которая позволила бы сгладить возможные противоречия в процессе обучения, трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья. Как отмечено выше, «не все родители учащихся массовой школы являются сегодня сторонниками интеграции» [8].

В итоге важно подчеркнуть, что вышеизложенная система должна строиться на серьезной экономической базе, ибо для эффективной реализации инклюзии необходимы значительные затраты на материально-техническое и материально-бытовое сопровождение социально значимой государственной программы формирования благоприятной социальной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Слисок литературы:

1. Семятов С.М. Репродуктивное здоровье девушек-подростков московского мегаполиса в современных социально-экономических и экологических условиях. - Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat / http://www.dissercat.com/.

2. Искусственное оплодотворение опасно для здоровья матери и ребенка / Демоскоп Weekly № 395- 396. 26 октября - 8 ноября 2009 г. / http://demoscope.ru/ weekly/2009/0395/gazeta029.php.

3. Алехина С. В. Инклюзивное образование в России // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» / PsyJournals.ru / http://psyjournals. ru/edu_economy_wellbeing/issue/index.shtml.

4.МалофеевН.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - Специальное образование в России и за рубежом: в 2-х частях. - М.: Печатный двор, 1996. С. 9.

5. Из истории развития инклюзивных подходов в странах Западной Европы и СНГ / http://www.f-nashideti.ru/inklusiya/.

6. Исхакова Ф.С. Из истории развития инклюзивного образования. Теория и практика инклюзивного образования в России: проблемы и перспективы: сборник научных статей I Международной научно-практической конференции, 17 мая 2012 года. - Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2012. С. 63.

7. Каширина О. Вузы, недоступные для инвалидов, теряют абитуриентов. О развитии инклюзии в вузах в интервью РИА «Новости» рассказала генеральный секретарь Российского Союза ректоров Ольга Каширина / http://ria.ru/edu_analysis/.

8.МалофеевН.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - Специальное образование в России и за рубежом: в 2-х частях. - М.: Печатный двор, 1996. С. 117-118.

Бахрушина Н.А.

педагог-хореограф МБОУ СОШ № 45 с углубленным изучением отдельных предметов Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан,

Россия, г. Уфа

УДК 376.1-056.263:792.8

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Данная статья посвящена проблеме реализации инклюзии на занятиях по хореографии в общеобразовательной школе. Статья может представить интерес для ученых и педагогов-практиков, студентов педагогических ссузов и вузов, занимающихся проблемами инклюзии в системе образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, хореография, педагог-хореограф, слабослышащие дети.

INKLYUZIYA'S REALIZATION ON CHOREOGRAPHY OCCUPATIONS AT COMPREHENSIVE SCHOOL

This article is devoted to a problem of realization of an inklyuziya on choreography occupations at comprehensive school. Article can present interest for scientists and experts teachers, students pedagogical ccy30B and the higher education institutions which are taking up the problems of an inklyuziya in an education system.

Key words: inclusive education, choreography, teacher-choreographer, children hard of hearing.

Актуальной и не до конца разработанной проблемой в России является реализация инклюзивного образования, которая, будучи педагогической инновацией, находящейся на этапе внедрения, начинает интенсивно входить в практику современных образовательных учреждений, ставя перед ними сложные задачи. Внедрение данного явления должно обеспечить равное отношение ко всем, создавая при этом все условия для тех, кто имеет особые образовательные потребности, так как совместное обучение детей формирует чувство осознания себя полноценным членом общества, дает возможность получения достойного образования, способствует приобретению навыков и компетенций для дальнейшей жизни в уже знакомом социуме.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется как международноправовыми документами - Конвенцией ООН о правах ребенка (1989) и Протоколом № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1952), так и национальным законодательством - Конституцией РФ 1993 г., Законом РФ «Об образовании» (1992), Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) и др.

Как известно, успешность образовательного процесса зависит от профессиональной деятельности педагогов, от их умения анализировать

предшествующий и собственный опыт, подбирать наиболее эффективные технологии, принимать оптимальные решения в конкретной педагогической ситуации, выстраивать занятие согласно интересам и потребностям обучаемых в рамках дополнительного образования детей и молодежи, способствующего развитию склонностей, способностей, интересов, их социальному и профессиональному самоопределению.

В последнее время в научных исследованиях убедительно показана необходимость в хореографическом образовании обучающихся, так как занятия в творческих коллективах могут значительно повлиять на личностные качества человека - его социальную активность, творческие способности, общую культуру, коллективизм и многое другое. Мы считаем, что данное положение касается не только образования здоровых детей, но и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом занятия хореографией, имея большое значение для физического развития детей, способствуют приобретению ими стройной осанки, они начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т. д.

Детские хореографические коллективы, уроки ритмики и танцев в общеобразовательных школах

и учреждениях дополнительного образования детей вызывают сегодня наибольший интерес обучаемых и их родителей, так как обладают весьма значительным воспитательным потенциалом (выстраивание коммуникаций в рамках инклюзивного образования детей), определяемым природой искусства танца и спецификой построения педагогического процесса.

Обеспечить качественное хореографическое образование детей на основе идей инклюзии может лишь целенаправленно подготовленный педагог-хореограф. Система профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов находится в сложных условиях реформирования образования, в которых необходимо формирование духовнонравственных ценностей личности, раскрытие эмоционально-эстетического, интеллектуального потенциала, развитие творческих способностей в условиях досуга. Поэтому о профессионализме педагогов-хореографов можно судить по степени соответствия результатов их практической деятельности современным требованиям к ней.

Педагогическая профессия отличается от других тем, что она не только управляющая, но и преобразующая. Это большая ответственность, например, управлять развитием личности школьника средствами хореографического искусства, поэтому правомерен вопрос о профессиональной компетентности педагога.

В настоящее время будущий педагог-хореограф в процессе подготовки в вузе больше ориентирован на достижение высокого уровня исполнительского мастерства и недостаточно - на решение множества педагогических задач разного уровня сложности, которые возникают в его профессиональной деятельности, с чем я столкнулась при введении инклюзии в хореографическое образование школьников в МБОУ СОШ № 45 с углубленным изучением отдельных предметов Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

На сегодняшний день в школе работает команда педагогов-хореографов, которые считают, что получение знаний в условиях общеобразовательной школы способствует получению обучающимися адаптивных навыков и метакомпетенций в той общественной среде, где им предстоит жить в дальнейшем. Приобретение компетенций осуществляется как через систему общего, так и дополнительного образования детей. В школе выстроена целая система работы курса «Ритмика и танцы», которая рассчитана на обучение детей с 1-го по 11-й класс и включает в себя активное участие как детей, так и родителей, по просьбам которых и организован данный курс.

Как показывают наблюдения, в процессе практической работы педагоги-хореографы данной школы встречаются со слабослышащими детьми, социализация которых благодаря занятиям танцами проходит

безболезненно. Они легко входят в образовательную среду, выстраивают отношения со сверстниками, чувствуют себя нужными школьному сообществу. После окончания школы эти дети-выпускники легко входят в студенческую среду, находят контакт с любым человеком, не ощущая при этом дискомфорта, так как условия, создающиеся в школе, способствуют раскрепощению и снятию зажатости.

В процессе изучения таких детей мы выделили следующее: отклонения в опорно-двигательном аппарате, ухудшение таких качеств, как точность, равновесие, координация движений, кинестетическая чувствительность, из-за которой они часто бывают неуклюжими, быстрее устают, теряют работоспособность, затрудняют обучение и приводят к длительному разучиванию предлагаемых танцевальных комбинаций.

Вследствие этого в процессе построения хореографических занятий приходится соблюдать следующие условия:

1. Занятия строятся так, чтобы они могли обеспечивать всестороннее развитие ребенка, воздействовать на растущий организм, содействовать укреплению здоровья.

2. Подбираются танцевальные комбинации, которые могли бы стимулировать умственную деятельность обучающихся согласно уровню восприятия и возрастным особенностям детей.

3. Занятия направлены на развитие потребности к самостоятельному повторению и отрабатыванию выученных танцевальных упражнений.

4. Организуются занятия с помощью использования разных методических приемов. Например, таких как:

- метод «от простого к сложному», в котором применяется деление одной танцевальной комбинации на несколько элементов по сложности, доступной детям;

- метод «от известного к неизвестному», то есть постепенное усложнение движений с добавлением элементов;

- метод вербального воздействия - процесс и способ передачи обучаемому определенных знаний в виде вводной беседы, объяснения, описания той или иной техники или движения;

- метод показа особенно важен при пояснении техники исполнения движений. Новые движения на уроках ритмики показываются замедленно, несколько раз, пока обучающиеся не усвоят правила исполнения, и обязательно показ сопровождается подробным устным объяснением. Показ помогает всем ученикам усвоить, прежде всего, единые технические приемы исполнения, поэтому он всегда точный, музыкально правильный. Иногда показ является примером исполнительской манеры, но ни в коем случае не рождает подражателей в лице учеников, а, наоборот, способствует развитию их творческой индивидуальности. Показ часто играет решающую роль в усвоении уча-

щимися особенностей исполнения танца определенной национальности. Простые по координации движения показываются лицом к занимающимся, с левой руки и ноги, сложные - спиной к занимающимся. Огромную помощь в проведении занятий оказывает зеркало: дети контролируют свои движения и соотносят их с действиями педагога-хореографа;

- музыкальное сопровождение как методический прием, который содействует раскрытию проявляющихся в танце эмоций обучающихся и развивает умение согласовывать движения с музыкой, на уроках ритмики используется постоянно;

- метод наглядности, который в основном рассчитан на слабослышащих детей, раскрывается в следующих приемах, используемых на танцевальных занятиях: считывание с губ, жестовая речь;

- игровой метод, состоящий из специально подобранных игр, отвечающих задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. Танцы на занятиях чередуются с играми, так как это позволяет детям расслабиться, почувствовать себя более непринужденно, поднимает настроение, развивает эмоциональность. Также с помощью игры формируются сложные умения и навыки, связанные с развитием нарушенной слуховой функции. Например, при обучении определять начало и окончание музыки на уроке применяется модификация известной игры «Третий лишний»: с началом звучания музыки водящий догоняет третьего лишнего, с ее прекращением третий лишний встает впереди пары детей, и игра продолжается.

Нельзя рассматривать каждый конкретный метод отдельно от других, поэтому на уроках ритмики мы используем совокупность методов, так как их взаимосвязь позволяет достигать наилучшего результата - развивается интерес детей с нарушениями слуха к хореографическому искусству, они получают удовольствие от занятий, что вызывает дальнейшее желание танцевать.

Структура занятия и подача нового материала заранее продумываются. Перед изучением какого-либо танца детям предлагается послушать музыку, затем воспроизвести ритм хлопками. И только после этого идет показ и разучивание элементов. Педагог-хореограф выполняет упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоциональнодвигательный ответ на музыку. Также за время работы в МБОУ СОШ № 45 нами были выбраны и установлены жесты, которые помогают слабослышащим детям, указывая на время начала и завершения каких-либо движений. Например, перед включением музыки, но после объявления задания обучающимся педагог-хореограф поднимает руку - это является сигналом и готовностью «номер один»; когда детям нужно начинать исполнение танца, рука педагога-хореографа резко опускается вниз, тем самым помогая слабослы-

шащим детям сориентироваться; на протяжении танца помощь осуществляется в виде хлопков.

Немаловажным для развития детей является разучивание и исполнение танцевальных элементов в обе стороны, с обеих ног. Принцип симметричности, который соблюдается при составлении комбинаций, способствует гармоническому развитию и распределению равномерной нагрузки в процессе исполнения на правую и левую стороны. Дети учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения, например, танцевальный шаг, бег, прыжки, несложные композиции народных, бальных, историкобытовых и современных танцев. Они обучаются движениям, передающим повацки животных, характеры героев музыкальных сказок. Также на занятиях большое внимание уделяется развитию у них способности импровизировать танцевальные движения под музыку.

Науке известен тот факт, что если у человека не работает один анализатор (в данном случае слуховой), то его функцию частично компенсирует какой-либо другой анализатор (зрительный, тактильный). Исходя из этого музыкальная аппаратура частично устанавливается на пол (1-2 колонки) - так слабослышащие дети лучше воспринимают ритм, однако иногда музыкальная вибрация, улавливаемая через пол, сливается с движениями ног, что создает значительные трудности при исполнении танца. Выходом из данной ситуации является своевременная подсказка педагогом-хореографом или партнером по танцу слабослышащему ребенку либо заранее установленное место, на которое он должен прийти в конце какого-либо танцевального элемента.

Обучение народным танцам, отличающимся самобытным, ярким национальным колоритом, является эффективным средством раскрытия творческого потенциала учащихся, так как позволяет приобрести силу и свободу движений, дает почувствовать себя частицей коллектива, неся за него определенную ответственность, и в результате получить огромный положительный эмоциональный заряд. Также в процессе исполнения танцев приобретаются навыки взаимодействия с партнером, дети начинают ощущать поддержку друг друга. В этот момент включаются все психические сферы, участвующие в организации поведения человека, такие как воля, эмоции, интеллект.

Таким образом, освоение танцевального искусства позволяет каждому ученику ощутить на занятиях ритмики в МБОУ СОШ № 45 независимость и уверенность в собственных силах, раскрыть в себе талант, несмотря ни на какие трудности, и приносит радость общения с другими людьми.

Список литературы:

1. Алехина С.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности

инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1.

2. Ковалев Е.В., Захарова А.В., СтаровероваМ.С. Инклюзивное образование: Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие.

- М.: ВЛАДОС, 2012. - 167 с.

3. Конвенция о правах инвалидов (Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года) / ЬйрУ/праг.ги^Йз/туаЬсопу.Ыт.

4. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. - 2010. - № 1.

5. Новоселова С.Ю. Современная образовательная политика России: осознание и практика инклюзивного образования / http://www.iuorao.ru/.

6. Республиканская целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы (Постановление Правительства РБ от 28 апреля 2011 г. № 130 (с изменениями от 26 августа, 24 ноября 2011 г.)) / http://www.bashkortostan.ru/republican_ programs.

7. Романов П.В., Ярская-Смнрнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.

8. Саламанкская Декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, ED-94/ WS/18, ЮНЕСКО, 1994 г.

9. Семаго Н.Я, Семаго М.М., Семенович М.Л. и др.; Дмитриева Т.П., Аверина НЕ. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике / http:// gosbook.ru>.. ,2011/10/21/inklyuzivnoe_obrazovanie.

Зиннуров У.Г.

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга Уфимского государственного авиационного технического университета, Россия, г. Уфа

УДК 37.014.5

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья рассматривает современное развитие инновационной деятельности в России, процесс институционализации, понятие системы, методические основы выделения ГЧП.

Ключевые слова: институционализация, государственно-частное партнерство, инновации, система.

CONCEPTUAL BASES OF THE INSTITUTIONALIZATION OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY

Article considers modern development of innovative activity in Russia, institutionalization process, concept of system, methodical bases of allocation of SPP

Key words: institutionalization, it is state-private partnership, innovations, system.

В современном развитии инновационной дея- Руководствуясь приведенными в работе [1, с. 196]

тельности в России не в полной мере используется понятиями институционализации как процесса фор-такой ресурс, как государственно-частное партнер- мирования, складывания, учреждения каких-либо но -ство. Причиной этому является весьма слабый уро- вых общественных институтов как устойчивых форм вень его институционализации. организации людей в обществе и как процесса опре-

деления и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведения их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности, предпримем попытку выработки теоретико-методологического инструментария построения институциональной системы государственно-частного партнерства в управлении инновационной деятельностью.

При построении такой системы мы вполне очевидно будем опираться на понятия «система», «государственно-частное партнерство» (ГЧП), «управление», «инновационная деятельность».

Говоря о понятии «система», следует отметить, что в специальной литературе нет ее общепринятого определения [2, с. 29-30; 3, с. 366-367]. В то же время есть близкие по содержанию определения.

Так, в Энциклопедическом словаре по управлению организацией под системой понимается «множество упорядоченных некоторым отношением или связанных по определенному признаку элементов; в свою очередь элементы системы могут представлять собой множества или подмножества; для любой искусственно организованной системы характерны: функциональное назначение, определяемое принципом и характером взаимосвязи и взаимоотношения элементов; структура - строение, взаиморасположение ее составных элементов; потоки информации; связи и отношения элементов» [1, с. 598].

Исследователи в лице Г.В. Семенова, М.В. Николаева и М.В. Савеличева приводят следующее определение системы - «это некоторая совокупность элементов произвольного множества, их взаимосвязей, свойств и взаимоотношений, представляющих целостный комплекс и функционирующих в соответствии с определенными тенденциями и логикой развития, присущих данному комплексу» [2, с. 29].

Л.И. Лопатников в Экономико-математическом словаре определяет систему как «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство» [3, с. 366].

В.Н. Попов, B.C. Касьянов, И.П. Савченко в своей работе «Системный анализ в менеджменте», опираясь на 19 определений системы, приведенных в работах [4, 5, 6], дают в глоссарии определение системы, во-первых, как «множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов и т. д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство»; во-вторых, как «порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий; принятый, установившийся распорядок чего-либо»; в-третьих, как «форма, способ организации чего-либо»; в-четвертых, как «совокупность хозяйствен-

ных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно-объединенных в единое целое» [7, с. 281]. При этом общепризнанным считается, что любая система состоит из двух составляющих: а) внешнего окружения, включающего в себя вход, выход системы, связь с внешней средой и обратную связь; б) внутреннюю структуру как совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа системы в ее выход и достижение целей системы [7, с. 21].

Из содержания приведенных определений можно выделить следующие общие признаки, характеризующие систему как таковую:

а) наличие множества элементов;

б) элементы структурированы по определенным принципам и признакам;

в) элементы взаимосвязаны между собой определенными отношениями;

г) элементы представляют собой определенную целостность, единство;

д) объединенные, взаимосвязанные и структурированные элементы отвечают своему функциональному предназначению;

е) между элементами циркулируют потоки информации;

ж) существует внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой и обратную связь.

Поскольку нашей конечной задачей является формирование институциональной системы ГЧП в управлении инновационной деятельностью, то выявим сначала элементы ГЧП вообще и в управлении инновационной деятельностью в частности.

Вполне очевидно, методической основой выделения элементов ГЧП является анализ его определения на предмет наличия системообразующих составляющих, раскрывающих содержание понятия ГЧП. М. Дерябина, ссылаясь на работу [8, с. 14], в термин «государственно-частное партнерство» вкладывает следующее содержание - это «институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий» [9, с. 61]. А.А. Фирсова, ссылаясь на работу [10], понимает под ГЧП «правовой механизм согласования интересов и обеспечение равноправия государства с бизнесом при выполнении экономических проектов, направленных на достижение целей государственного управления» [11, с. 63]. Л.Г. Каранато-ва характеризует ГЧП как «среднесрочный и долгосрочный союз между государственной властью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.