Научная статья на тему 'К вопросу о формировании доступной социальной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья'

К вопросу о формировании доступной социальной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
860
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ДОСТУПНОСТЬ / ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL ENVIRONMENT / AVAILABILITY / SOCIALIZATION INSTITUTES / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова О. М., Билалова Л. М.

В статье рассматриваются вопросы формирования доступной социальной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействия институтов общества в процессе реализации программы инклюзии инвалидов в социокультурный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванова О. М., Билалова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF THE AVAILABLE SOCIAL ENVIRONMENT FOR PERSONS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH

In this article we are considering the issues of formatting an available social environment for disabled people, interaction between different parts of society in realization of a program about inclusive education for invalids in social and cultural.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании доступной социальной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Иванова О.М.

доктор философских наук, профессор, старший научный сотрудник НПЛМТПО, Уфимский государственный университет экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

Билалова Л.М.

кандидат философских наук, доцент, Бирский филиал Башкирского государственного университета, Россия, г. Бирск

УДК 37.014.5

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ДОСТУПНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ возможностями ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматриваются вопросы формирования доступной социальной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействия институтов общества в процессе реализации программы инклюзии инвалидов в социокультурный процесс.

Ключевые слова: социальная среда, доступность, институты социализации, инновационное развитие.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF THE AVAILABLE SOCIAL ENVIRONMENT FOR PERSONS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH

In this article we are considering the issues of formatting an available social environment for disabled people, interaction between different parts of society in realization of a program about inclusive education for invalids in social and cultural.

Key words: social environment, availability, socialization institutes, innovative development.

Формирование адаптивной социальной среды для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, стало сегодня серьезной проблемой для всего мирового сообщества. Эти проблемы стали предметом рефлексии со стороны различных социальных институтов, в том числе и науки. Социальная философия исследует вопросы формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе методологического принципа системности и детерминированности, заставляя искать глубинную обусловленность явления и системный подход к разрешению указанной проблемы.

Современная цивилизация наряду с техническими и технологическими инновациями привнесла в сферу социального здоровья серьезную нестабильность. Всепоглощающее стремление человека поставить природу

и общество на службу своим желаниям, потребностям, прихотям в итоге привело мировое сообщество на грань глобальной экологической и общественной катастрофы. Озоновые дыры, загрязнение воды, земельных недр, воздуха различными химическими соединениями, генно-модифицированные продукты, ядерное излучение и т. п. не способствуют поддержанию высокого качества здоровья людей. Медики привычно отмечают тенденцию увеличения числа смертей от сердечнососудистых заболеваний, рака, диабета.

Ухудшившаяся экологическая среда и низкий социально-экономический уровень развития России сказались отрицательно на состоянии здоровья молодежи и подростков в целом и на состоянии репродуктивного здоровья в частности. Доктор медицинских наук С.М. Семмятов в своем диссертационном

исследовании «Репродуктивное здоровье девушек-подростков московского мегаполиса в современных социально-экономических и экологических условиях» пишет: «С конца XX века в московском мегаполисе, и на всей территории России, сформировалась неблагоприятная медико-демографическая ситуация, обусловленная снижением индекса здоровья населения, в том числе детей и подростков на фоне высокого показателя общей смертности. Состояние РЗ девочек и девушек-подростков можно рассматривать как своеобразный индикатор, чутко реагирующий на изменение факторов внешней и внутренней среды.

Проблемой внутри проблемы следует считать РЗ подростков, подверженных негативному влиянию психоактивных веществ (ПАВ). Статистические данные свидетельствуют о стабильно высоком уровне учтенной распространенности злоупотребления ПАВ среди детей и подростков. В настоящее время наблюдается катастрофическое по своим масштабам повышение уровня алкоголизации и наркотизации детей и подростков в различных регионах России. Наибольшие темпы роста приобщения подростков к алкоголю и наркотикам отмечаются в крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде и др. По данным опроса 2003 года, проведенного в рамках Европейского проекта школьных исследований по алкоголю и наркотикам (ESPAD), 93 % московских учащихся хотя бы раз в жизни пробовали алкоголь, а 39% - употребляют алкоголь регулярно. По данным В.Е. Радзинского и соавторов (2005), в Москве 38% девушек-подростков, будущих матерей, курят. Особую тревогу вызывает зависимость девочек-подростков от ПАВ, под влиянием которых происходят многие необратимые патологические изменения, особенно в репродуктивной системе, которые в дальнейшем могут помешать качественному осуществлению репродуктивной функции» [1].

Приведенный отрывок из солидного диссертационного исследования подтверждает опасения, что под угрозой находится и здоровье будущих детей, которые появятся у нынешних юных особ, уже сейчас страдающих нарушением репродуктивного здоровья. В современных условиях модернизации здравоохранения ученые нашли варианты решения проблемы бесплодия в применении ЭКО (IVF, SUZI) (экстракорпорального оплодотворения), ИКСИ (ICSI) (интра-цитоплазматической инъекции сперматозоида) и др. Безусловно, предоставить возможность ощутить счастье родительства - это гуманистический акт по отношению к тем, кто не может этого достичь естественным путем. Однако имеющиеся на сегодняшний день результаты исследования вынашивания, рождения и развития «детей из пробирки» показывают, что среди них есть значительный процент лиц, имеющих существенные отклонения в здоровье.

Так, доктор Мишель Хансен, изучив риск главных врожденных дефектов после ICSI и IVF (данные Западной Австралии о рождаемости и главных врожденных дефектах у детей, появившихся в период с 1993 по 1997 год), обнаружила значительные врожденные аномалии у 8,6% младенцев, появившихся с помощью IC SI, и у 9% младенцев после IVF. Среди детей, рожденных в результате естественного зачатия, таких оказалось 4,2%. Доктор Catherine Patrat в результате исследования патологий в течении беременности, роста и развития детей, рожденных после SUZI, выявила высокий риск врожденных дефектов, особенно затрагивающих центральную нервную систему.

Врожденные аномалии у детей, появившихся из пробирки в Финляндии (где посредством ЭКО рождается больше всего детей в мире), описаны в статье доктора Sari Koivurova. Она обнаружила, что распространенность врожденных пороков сердца (в основном дефекты перегородки) была в четыре раза выше у IVF-детей, чем в контрольной группе детей, появившихся естественным путем.

По данным еще целого ряда международных исследований, проведенных в последние годы, у детей, рожденных путем ЭКО, чаще всего регистрируются врожденные аномалии развития, среди которых преобладают пороки развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, а также наследственные синдромы. Многие авторы отмечают психические расстройства (аутизм, умственная отсталость, нарушения поведения), неврологические нарушения (ДЦП). При применении ВРТ высока частота многоплодной беременности (35,7 %), что сказывается на развитии детей. Дети, зачатые путем ЭКО, требуют многолетнего наблюдения и применения различных видов скрининга для выявления врожденной патологии.

Подобные результаты получены российскими исследователями. Так, исследования доктора

О.В. Бахтияровой, проведенные в начале 1990-х годов, показали, что наиболее часто встречающимися расстройствами у детей, рожденных в результате ЭКО или искусственного осеменения, являются: задержка внутриутробного развития - 29,3 %, асфиксия при рождении - 90,5 %, неврологические изменения - 53,6%. Группа В.О. Атласова (С.-Петербург) сделала вывод, что здоровье таких детей существенно хуже, чем у тех, что зачаты естественным путем. Недоношенность встречается в 24,6% случаев, маловесность (менее 1500 г) - в 6,2 %, асфиксия при рождении - в 4,3 %. Общая заболеваемость, обусловленная в основном задержкой внутриутробного развития, более чем в четыре раза превышает общую заболеваемость детей.

В работе С.В. Кузнецовой и соавторов (Воронеж) приводятся данные по особенностям адаптации новорожденных после ЭКО: они имеют задержки

внутриутробного развития, гипоксии (кислородное голодание), перинатальные поражения нервной системы (87,5 %), тяжело адаптируются в первые дни жизни, что говорит о высоком риске развития серьезной патологии в будущем.

Группа ученых (член-корреспондент РАМН Е.И. Сидоренко, профессор О.В. Парамей и кандидат медицинских наук Е.В. Молчанова) с кафедры глазных болезней педиатрического факультета РГМУ проанализировала данные о состоянии зрения у детей, рожденных с помощью ВРТ. Исследование показало: более чем у трети детей имелись серьезные зрительные нарушения, связанные с недоразвитием оболочек глаз, поражением ЦНС и дисплазией головного мозга. Например, 11 малышей (грудничков и 2,5-3 лет), зачатых ЭКО, сравнивали с 79 московскими сверстниками. Здоровыми по зрению оказались лишь пять ЭКО-детей. Четверо из 11 малышей (36,4 %) были слепыми или слабовидящими. У 27,3 % исследуемых были врожденные изменения век, у 18,2% - вторичное косоглазие, У 13,6 % - катаракта. Упомянутых патологий не было ни у одного (!) ребенка из 79, появившихся на свет с помощью естественного зачатия. Кроме того, на 11 детей пришлось в общей сложности 17 соматических патологий при рождении (от асфиксии и пневмонии до искривления печени и гипоплазии почек) и 12 неврологических патологий (включая энцефалопатию и порок развития ЦНС) [2].

Другой фактор, о котором следует упомянуть в качестве причины снижения качества общественного здоровья и, в определенной степени, инвали-дизации, - это технотронизация мирового социума. Российской особенностью указанного феномена является низкий уровень технической культуры населения. Примером тому служат, в частности, многочисленные автомобильные катастрофы, в результате которых, помимо смертельных, есть множество случаев травматизации людей с последующей инвалидностью. Таким образом, в условиях тотальной технологизации, которая коснулась в том числе и таинства зарождения человека с помощью различных технологий, общество столкнулось с реальной проблемой значительного ухудшения качества здоровья, роста инвалидизации населения, рождения нездоровых детей.

Нельзя не упомянуть в качестве одной из причин, вызывающих инвалидность, постоянные вооруженные конфликты, локальные войны в различных точках земного шара, в результате которых психика людей получает серьезные повреждения и актуализирует особый социальный подход к таким группам населения.

Описанные выше размышления невольно приводят к выводу о том, что число лиц, страдающих

от серьезных хронических заболеваний, имеющих инвалидность, будет в обществе увеличиваться. Это подтверждается статистикой, согласно которой сегодня в России «насчитывается более двух миллионов детей с ограниченными возможностями (8 % всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. В частности, если в 1995 году в России насчитывалось 453,6 тыс. детей, имеющих инвалидность, то в 2006 году их число приблизилось к 700 тыс. человек.

При этом около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социальнообразовательным ресурсам» [3].

И значит, уже сегодня перед обществом и государством стоит задача реструктуризации всех социальных институтов с учетом создания благоприятной адаптивной среды для лиц, имеющих ограничения здоровья, или, говоря современным языком, формирования инклюзивного социального пространства.

Как отмечает известный исследователь инклюзивного образования H.H. Малофеев, «специальное образование как самостоятельное направление педагогической науки и практики достаточно молодо, ему менее двухсот лет. Отсчет принято вести от момента появления в Европе в конце XVIII в. первых специальных классов для детей с сенсорными нарушениями» [4]. В XX веке в ряде стран Западной Европы были приняты к реализации различные программы, нацеленные на создание условий благоприятной социальной адаптации инвалидов [5].

В нашей стране первые инклюзивные образовательные учреждения появились в восьмидесятых годах двадцатого столетия. В начале девяностых годов началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В одиннадцати регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. Одновременно была начата подготовка педагогов для осуществления этой работы. В учебные планы педагогических вузов были включены курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». В 2008-2009 годах модель инклюзивного образования была внедрена в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Российской Федерации [6].

В современных условиях создание адаптивного социального пространства для лиц с ограничением здоровья становится одним из стратегических векторов развития как мирового сообщества в целом, так

и российского общества в частности. Изучая проблему в социально-философском аспекте, необходимо еще раз подчеркнуть важность принципа системности в реализации концептуальных проекций государственной программы «Доступная среда». Подтверждение нашим мыслям о системном подходе мы находим в комментариях генерального секретаря Российского Союза ректоров Ольги Кашириной, сделанных ею в отношении подписанного В.В. Путиным Указа «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»: «Сегодня большое число вузов успешно реализует собственные программы развития доступной среды. Но пока эти усилия не опираются на единую общероссийскую систему (выделено авторами) соответствующих правовых, финансовых, академических, информационных и инфраструктурных институтов. Ведь для обучения инвалида в вузе пандуса недостаточно. Необходимы внедрение современных стандартов архитектурной доступности, формирование образовательных программ и методик в соответствии с различными видами нозологий, оснащение специальной техникой и программным обеспечением, адаптация спортивной и культурной среды. Чтобы поднять такой огромный пласт, нужны системные разработки, системный подход» (выделено авт.) [7].

Системный подход предполагает и анализ опыта западноевропейских стран по организации инклюзивной социальной среды. Здесь уместно сослаться на H.H. Малофеева, который, исследовав эволюцию отношения западноевропейского общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, выделил следующие проблемы: «Во-первых, государство должно резко увеличить финансирование образования, поскольку на практике оказалось, что подлинная интеграция дороже дифференцированного специального образования («проблемным детям нужно больше, чтобы быть равными»). Зависимость политики организации специального образования от экономических возможностей государства и общества безусловна.

Во-вторых, учителя массовых школ, не обладая достаточными профессиональными знаниями для оказания адекватной психо лого-педагогической помощи, оказались не готовы к интеграции и попали в ситуацию профессионального и психологического дискомфорта. Формально включенный в обычный класс проблемный ребенок фактически часто не достигает того уровня общего психофизического развития, который мог быть обеспечен при условии организации специального развивающего обучения.

В-третьих, только экономически развитые, финансово могущественные страны могут организовать в каждой общеобразовательной школе оптимальные условия для проблемного ученика, так как

в классе ему необходимо обеспечить двух педагогов (основного и дополнительного для индивидуальной помощи), для решения его бытовых проблем - специальные технические приспособления и обучить персонал; учебное место такого ученика, как правило, требует дооснащения техническими средствами и специальной аппаратурой. Механическое перемещение проблемного ученика из специальной школы, имеющей все необходимое оборудование, а главное - штат квалифицированных специалистов, в неприспособленную общеобразовательную школу ухудшает его положение.

В-четвертых, дополнительное внимание учителя к интегрированному ребенку приводит к снижению качества обучения его одноклассников и (как показывает опыт Англии) рейтинга школы, оттоку наиболее способных учеников. Не все родители учащихся массовой школы являются сегодня сторонниками интеграции» [8].

Отталкиваясь от выводов H.H. Малофеева и учитывая принцип системности, авторы данной статьи считают необходимым выделить следующие направления деятельности государства и общества в аспекте формирования социального пространства, позволяющего естественно адаптироваться в нем людям с ограниченными возможностями здоровья.

Прежде всего, на наш взгляд, необходимо определиться с конкретным содержанием понятия «лица с ограниченными возможностями здоровья». Ведь на сегодняшний день под это определение можно подвести всех лиц, имеющих какие-либо отклонения в здоровье. Инклюзия как форма жизнедеятельности должна быть вариативной. Есть лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья, но психически сохранные, и они могут достаточно полно включиться в социальную деятельность. Люди психически не сохранные (они тоже с ограниченными возможностями здоровья) не способны полностью адаптироваться в социуме, и потому в отношении них должны быть предусмотрены другие формы инклюзии.

Важно качественно проработать нормативную правовую базу отечественной системы права с целью осуществления эффективного регулирования деятельности социальных институтов в аспекте формирования адаптивной среды.

Модернизация образовательного пространства российской школы должна проводиться с учетом инклюзии в него лиц с ограничениями здоровья. Необходимы создание системы доступных образовательных услуг с применением современных, в том числе информационных, педагогических технологий, а также организация доступных информационных потоков об инклюзивной деятельности образовательных учреждений страны, включая профориентационную направленность образования.

Основываясь на принципе системности, необходимо реорганизовать институт социального партнерства с определением роли, места, функций медицинских, социальных, культурных учреждений, бизнес-сообществ, общественных организаций с целью инклюзии в социальную среду лиц с особыми потребностями в адаптации.

Построение социального пространства, адаптированного с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями, необходимо обеспечить научно-инновационным сопровождением и гибким коррекционным реагированием в результате системного мониторинга инклюзии.

Одной из существенных проблем, на которую указал Н.Н. Малофеев, является вопрос кадрового обеспечения. Актуальной становится общекультурная, психолого-педагогическая, техническая и профессиональная подготовка лиц, которые будут участвовать в реализации инклюзии. Здесь можно выделить два аспекта проблемы. С одной стороны, необходима профессиональная подготовка лиц, которые будут профессионально работать (обучать) с людьми с ограниченными возможностями здоровья. С другой - важна реализация на государственном уровне социокультурной парадигмы, которая позволила бы сгладить возможные противоречия в процессе обучения, трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья. Как отмечено выше, «не все родители учащихся массовой школы являются сегодня сторонниками интеграции» [8].

В итоге важно подчеркнуть, что вышеизложенная система должна строиться на серьезной экономической базе, ибо для эффективной реализации инклюзии необходимы значительные затраты на материально-техническое и материально-бытовое сопровождение социально значимой государственной программы формирования благоприятной социальной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Слисок литературы:

1. Семятов С.М. Репродуктивное здоровье девушек-подростков московского мегаполиса в современных социально-экономических и экологических условиях. - Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat / http://www.dissercat.com/.

2. Искусственное оплодотворение опасно для здоровья матери и ребенка / Демоскоп Weekly № 395- 396. 26 октября - 8 ноября 2009 г. / http://demoscope.ru/ weekly/2009/0395/gazeta029.php.

3. Алехина С. В. Инклюзивное образование в России // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» / PsyJournals.ru / http://psyjournals. ru/edu_economy_wellbeing/issue/index.shtml.

4.МалофеевH.H. Специальное образование в России и за рубежом. - Специальное образование в России и за рубежом: в 2-х частях. - М.: Печатный двор, 1996. С. 9.

5. Из истории развития инклюзивных подходов в странах Западной Европы и СНГ / http://www.f-nashideti.ru/inklusiya/.

6. Исхакова Ф.С. Из истории развития инклюзивного образования. Теория и практика инклюзивного образования в России: проблемы и перспективы: сборник научных статей I Международной научно-практической конференции, 17 мая 2012 года. - Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2012. С. 63.

7. Каширина О. Вузы, недоступные для инвалидов, теряют абитуриентов. О развитии инклюзии в вузах в интервью РИА «Новости» рассказала генеральный секретарь Российского Союза ректоров Ольга Каширина / http://ria.ru/edu_analysis/.

8.МалофеевH.H. Специальное образование в России и за рубежом. - Специальное образование в России и за рубежом: в 2-х частях. - М.: Печатный двор, 1996. С. 117-118.

Бахрушина Н.А.

педагог-хореограф МБОУ СОШ № 45 с углубленным изучением отдельных предметов Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан,

Россия, г. Уфа

УДК 376.1-056.263:792.8

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Данная статья посвящена проблеме реализации инклюзии на занятиях по хореографии в общеобразовательной школе. Статья может представить интерес для ученых и педагогов-практиков, студентов педагогических ссузов и вузов, занимающихся проблемами инклюзии в системе образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, хореография, педагог-хореограф, слабослышащие дети.

INKLYUZIYA'S REALIZATION ON CHOREOGRAPHY OCCUPATIONS AT COMPREHENSIVE SCHOOL

This article is devoted to a problem of realization of an inklyuziya on choreography occupations at comprehensive school. Article can present interest for scientists and experts teachers, students pedagogical ccy30B and the higher education institutions which are taking up the problems of an inklyuziya in an education system.

Key words: inclusive education, choreography, teacher-choreographer, children hard of hearing.

Актуальной и не до конца разработанной проблемой в России является реализация инклюзивного образования, которая, будучи педагогической инновацией, находящейся на этапе внедрения, начинает интенсивно входить в практику современных образовательных учреждений, ставя перед ними сложные задачи. Внедрение данного явления должно обеспечить равное отношение ко всем, создавая при этом все условия для тех, кто имеет особые образовательные потребности, так как совместное обучение детей формирует чувство осознания себя полноценным членом общества, дает возможность получения достойного образования, способствует приобретению навыков и компетенций для дальнейшей жизни в уже знакомом социуме.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется как международноправовыми документами - Конвенцией ООН о правах ребенка (1989) и Протоколом № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1952), так и национальным законодательством - Конституцией РФ 1993 г., Законом РФ «Об образовании» (1992), Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) и др.

Как известно, успешность образовательного процесса зависит от профессиональной деятельности педагогов, от их умения анализировать

предшествующий и собственный опыт, подбирать наиболее эффективные технологии, принимать оптимальные решения в конкретной педагогической ситуации, выстраивать занятие согласно интересам и потребностям обучаемых в рамках дополнительного образования детей и молодежи, способствующего развитию склонностей, способностей, интересов, их социальному и профессиональному самоопределению.

В последнее время в научных исследованиях убедительно показана необходимость в хореографическом образовании обучающихся, так как занятия в творческих коллективах могут значительно повлиять на личностные качества человека - его социальную активность, творческие способности, общую культуру, коллективизм и многое другое. Мы считаем, что данное положение касается не только образования здоровых детей, но и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом занятия хореографией, имея большое значение для физического развития детей, способствуют приобретению ими стройной осанки, они начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т. д.

Детские хореографические коллективы, уроки ритмики и танцев в общеобразовательных школах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.