Научная статья на тему 'Реализация государственной молодежной политики в Северном регионе'

Реализация государственной молодежной политики в Северном регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Середина А. С.

Происшедшие в последние годы преобразования в России резко обострили проблему молодежи, обозначили многоаспектность неординарность ее решения. Сегодняшнее положение молодежи в государстве и обществе, противоречивость ее вхождения в социальную среду, обострившиеся проблемы подростков и выбор ими путей и способов их решения, усиливающаяся отчужденность подростков и взрослых – явления, которые не могут не отразиться на становлении растущей личности, на завтрашнем дне государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной молодежной политики в Северном регионе»

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ

© Середина А.С.*

Телерадиоинформационное агентство «Новый Уренгой-Импульс», г. Новый Уренгой

Уральский институт - филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Екатеринбург

Происшедшие в последние годы преобразования в России резко обострили проблему молодежи, обозначили многоаспектность неординарность ее решения. Сегодняшнее положение молодежи в государстве и обществе, противоречивость ее вхождения в социальную среду, обострившиеся проблемы подростков и выбор ими путей и способов их решения, усиливающаяся отчужденность подростков и взрослых - явления, которые не могут не отразиться на становлении растущей личности, на завтрашнем дне государства. Реформирование политической системы страны коренным образом изменило характер и структуру молодежного движения, являющегося одним из факторов развития личности, саморазвития общества и его стабилизации.

Проблема исследования заключается в постановке вопроса: Реализация государственной молодежной политики в Северном регионе.

Объектом исследования является процесс организации молодежных общественных движений и организаций.

Предмет исследования - условия формирования молодежных общественных движений и организаций в современном обществе.

Цель исследования - теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная апробация создания молодежных общественных движений и организаций в современном обществе.

Гипотеза исследования - становление и развитие молодежных общественных движений и организаций в современной системе образования будут эффективными и обеспечат их интеграцию в социум, если:

- общая направленность формирования молодежных общественных движений и организаций будет учитывать региональную специфику социокультурного взаимодействия и социума;

- исходные ценностные ориентации, являющиеся категориальным содержанием в молодежных общественных движениях и организациях, будут нормообразующими в их деятельности.

* Главный редактор, магистрант.

Задачи исследования:

1. Определить понятийно-терминологический тезаурус по проблеме становления и развития молодежных общественных организаций и движений.

2. Выявить ценностные характеристики и осуществить типологиза-цию и особенности формирования молодежных общественных организаций и движений в Северном регионе.

Методы, используемые мной в исследовании: теоретические методы -анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия; эмпирические -изучение научно-методической литературы по теме исследования, изучение и обобщение опыта инновационной деятельности в муниципальной системе.

Деятельность общественных организаций и история их становления и развития.

В России молодежное движение возникло в начале ХХ века. Оно было многообразно и открывало детям и подросткам реальную возможность выбора деятельности. Но просуществовало оно очень короткий исторический отрезок. На его месте была создана единая и единственная пионерская организация. Будучи единственной, она отняла у ребенка право выбора на создание каких бы то ни было других объединений - то есть прекратила движение. Тем не менее, семидесятилетний путь единой и единственной детской организации - богатейший материал для размышлений и анализа.

«Определяющим для становления и развития нового витка общественной жизни в России в целом и молодежной общественной жизни в частности можно считать Указ Президента Российской Федерации, который прекратил деятельность коммунистической партии во всех сферах трудовой деятельности (1991 г.). К этому моменту вступил в действие Закон «Об общественных объединениях», создавший правовую основу для рождения и деятельности множества новых общественных формирований, впервые в истории нашего государства признавший молодежные объединения наравне со взрослыми» [1].

«Общий вектор изменений в общественном сознании, в научном и практическом человековедении явно направляется в сторону приоритета личности, самоценности человека, значимости его прав и свобод. Для молодежного движения эти изменения означают поворот от приоритета необходимости обществу и государству к нужности, прежде всего самой молодежи» [2].

В зависимости от путей включения подростков в широкий спектр социальных отношений и удовлетворения их интересов и потребностей можно выделить три группы организаций, объединений и движений подростков и молодежи.

I группа: Объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворение интересов и потребностей подростков, передачу им знаний, умений и навыков и через это включение их в социальную практику. Именно это отличает

такие общественные объединения от кружков, секций и иных подобных образований в учреждениях дополнительного образования по месту жительства.

II группа: Наиболее типичными на сегодня профильными молодежными общественными объединениями являются военно-патриотические и военно-спортивные, туристические и краеведческие, юнкоровские, экономические, миротворческие и волонтерские молодежные объединения. Однако существует опасность превращения профильного объединения в узкоспециализированное, что неминуемо приведет к сокращению количества молодежи в них и замкнутости деятельности. Следует отметить, что большая часть объединений этой группы функционирует на базе каких-либо взрослых объединений или находится в тесной связи с ними.

III группа: Организация и объединения, предлагающие молодежи систему ценностей, на основе которой строится деятельность и которая является основой для формирования определенных отношений между подростками и взрослыми в процессе деятельности и общения. Выработать такую систему ценностей непросто, но это позволяет активно влиять на формирование личности подростка.

Особенности формирования молодежных общественных движений в Северном регионе.

Под молодежным движением, с философской позиции, понимается совокупность действий и деятельность всех молодежных общественных объединений и организаций, существующих в регионе. Я рассматриваю молодежное общественное движение как совокупность состояний жизнедеятельности общественных формирований, обеспечивающих вхождение, адаптацию и интеграцию личности в социальную среду. «Молодежная общественная организация представляет собой самодеятельное, самоуправляемое молодежное общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство» [3].

При наличии указанных признаков независимо от численности состава (но не менее 10 человек) молодежное общественное объединение признается организацией.

Молодежные сообщества, основанные на близости интересов и добровольном включении ребят в социально-ориентированную деятельность, являются потенциальным гарантом прав молодежи на выживание и развитие, сохранение индивидуальности; на свободу мысли, совести и религии, свободу выражения взглядов по всем интересам, затрагивающим их интересы; свободу ассоциаций, на образование, игру, отдых и др.

«Особенность молодежных общественных объединений заключается в том, что они, прежде всего, создают условия для удовлетворения подростками потребности в общении и совместной социально значимой деятель-

ности, в равноправном положении с взрослыми, для устранения дефицита содержательного разновозрастного общения, развития, социального творчества, самовыражения и утверждения среди других своего «Я», освоения и формирования собственного социального опыта» [4].

На Ямале создан целый спектр молодежных общественных организаций. Самые массовые и активные из них: «Содружество Молодежи Ямала», «Новое поколение», «Молодежный парламент», «Ямальский Союз Активной Молодежи», молодежная организация движение «Наши», школа «Вожатых», школа «Дебатов», Объединение молодежных клубов, школа «Лидера», автоклуб «Норд», школа бизнеса, КВН, СКИФ, «Россия молодая», молодежная субкультура «хип-хоп», молодежная субкультура «Рэп», которые представляют собой воспитательные программы социальной ориентации, особую социальную среду, в которой происходит развитие и формирование отношений молодежи и молодого человека с собой, с людьми, с миром, обеспечивающих ему возможность социальной адаптации и социального творчества в любой сфере человеческого бытия.

Не будучи элитарным, замкнутым, предлагая разнообразный спектр программ и возможностей для их реализации, содружество молодежи Ямала является действенным механизмом реализации интересов и потребностей молодежи и подростков, создает условия для социализации широких слоев молодых ямальцев.

Изучение опыта деятельности детских общественных движений и организаций Северного региона.

Генеральной совокупностью экспериментального исследования, которая территориально, производственно и во времени «локализирована» и на которую распространяются выводы исследования и являются «СКИФ» и «Новое поколение». Определенное число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному правилу, составляет выборочную совокупность, то есть численное количество членов организаций.

Поясню цели моего выбора. В момент исследования выборочная совокупность должна представлять собой, во-первых, взаимообусловленность и взаимосвязь признаков и характеристик социальных объектов, во-вторых, по структуре своей, часть должна являться микромоделью целого. Структура выборочной совокупности максимально должна совпадать со структурой генеральной совокупности по основным изучаемым качественным и контрольным признакам.

В качестве предмета исследования мной были изучены «ценности культурной парадигмы: альтруизм, эмпатия, другодоминантность, терпимость, самореализация, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка». В результате сравнительного анализа хочу отметить, что в организации «СКИФ» и «Новое поколение» основными ценностями являются: эм-патия, интерес, взаимопонимание.

Кроме того, подростки имеют представление и используют в своей жизнедеятельности такие образовательные ценности как альтруизм, дру-

годоминантность, терпимость, самореализация, свобода, сотрудничество.

* * *

В своей работе я определила особенности становления и реализации государственной молодежной политики в сфере общественных движений и организаций северного региона. Особенность общественных объединений заключается в том, что они, прежде всего, создают условия для удовлетворения совместной социально-значимой деятельности, развития творчества, самовыражения, освоения и формирования собственного социального опыта.

Мной была проведена экспериментальная работа. С целью ее реализации выдвинута гипотеза о становлении и развитии общественных движений и организаций в современной системе муниципального образования. В результате моей работы, в результате эксперимента, проведенного с помощью методов математической статистики, я подтвердили выдвинутую гипотезу и ее достоверность.

Проводимые методики позволили выявить исходные ценности и ценностные ориентации современных подростков. Результаты позволили мне подтвердить выдвинутую гипотезу о становлении и развитии общественных движений и организаций в реализации государственной молодежной политики в регионе и современной системе муниципального образования.

Данное исследование не претендует на законченность.

Список литературы:

1. Медведев В.Е. Методические рекомендации по проведению педагогического эксперимента / В.Е. Медведев. - Елец, 2002.

2. Программа «Лидер» / под ред. Г.В. Куприяновой, Л.Е. Сикорской. -М.: НИИ семьи, 2007.

3. Басов Н.Ф. Социальная работа в сфере детского движения // Теория, история, методика детского движения Информационный бюллетень / Н.Ф. Басов, В.М. Басов, А.Г. Кирпичник, Н.М. Рассадин, Т.В. Трухачева. - М., 2005. -№ 3.

4. Воспитание и современность: опыт, проблемы, решения / Под ред. Р.Я. Мезрина. - Ижевск, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.