Научная статья на тему 'Социально-педагогические основания предупреждения отклоняющегося поведения школьников посредством деятельности детских общественных организаций'

Социально-педагогические основания предупреждения отклоняющегося поведения школьников посредством деятельности детских общественных организаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
396
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кураева Д.А.

В статье рассматривается важная роль, которую могут играть общественные организации детей, подростков, молодежи и основные задачи деятельности детских организаций и общественных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические основания предупреждения отклоняющегося поведения школьников посредством деятельности детских общественных организаций»

Социально-педагогические основания предупреждения отклоняющегося поведения школьников посредством деятельности детских общественных

организаций

Кураева Д.А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Кубанского государственного университета

Краснодар, Россия

Аннотация: В статье рассматривается важная роль, которую могут играть общественные организации детей, подростков, молодежи и основные задачи деятельности детских организаций и общественных объединений.

Ключевые слова: детские общественные организации, детские общественные объединения

Современных детей объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других, они нуждаются в заботе, понимании и внимании общества. В нынешних условиях формирование личности, которая сама может программировать и организовывать свою жизнь, быть полноценной частью российского общества, возможно только в самостоятельной, социально значимой деятельности. Такая деятельность может быть реализована в рамках различных детско-юношеских общественных объединений, которые могут в достаточной мере помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, реализовать свои интересы.

В Институте развития личности РАО разработана и реализуется концепция воспитания и развития личности школьника, которая строится с учетом следующих психологических оснований:

-повышенная восприимчивость к социальным явлениям; -потребность в признании, характерная для всех этапов развития человека; -наличие мотивации на общение и активное взаимодействие в группе; -готовность к изменениям;

-потребность в телесных и духовных достижениях; -потребность человека в самоопределении и развитии.

Воспитание и развитие личности предполагает решить в числе других следующие задачи:

-повышение социальной компетенции детей, подростков, молодежи; -формирование гражданской позиции;

-формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству; -развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.

Решение этих психолого-педагогических проблем возможно по двум основным взаимосвязанным направлениям:

1. Обеспечение получения нормативных знаний (школа и другие образовательные учреждения).

2. Создание нового типа развивающей среды, содействующей росту нормативного поведения, творческого потенциала, формированию готовности к социальным действиям, специально организованных условий в рамках детских, подростковых, молодежных объединений.

Отсюда и вытекает та важная роль, которую могут играть общественные организации детей, подростков, молодежи.

Основная задача деятельности детских организаций - гармонизация общественных потребностей и интересов ребенка. Воспитание нормативной личности. Суть общественных объединений - создание условий для социального творчества детей через многообразие форм деятельности. В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, реализации социальной активности растущих людей требуется совершенствовать формы и содержание разнообразной деятельности в официально созданных детских и подростково-юношеских объединениях.

Эффективность процесса социализации детей в детском объединении может быть обеспечена лишь при педагогически и психологически правильной организации деятельности объединения.

В ходе диссертационного исследования мы пользовались литературными источниками педагогов в области воспитания: Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского и др.; специалистов в области психологии и развития личности: А.Г. Асмолова, А.А. Леонтьева, И.С. Кона, Л.И. Божович, Т.Е. Конниковой, А.Л. Носаль и др.; А.Н. Лутошкина и Л.И. Уманского, изучавших проблемы эмоциональной жизни детей, психологию и педагогику организаторской деятельности; крупных исследователей в области детского общественного движения и ученического самоуправления: Л.Д. Алиевой, В.П Бедерхановой, Волохова, Д.Н. Лебедева, К.Д. Радиной, М.И. Рожкова, Е.В. Титовой, Т.В. Трухачевой, и др.

Исследователь детского движения Л.В. Кузнецова (1992) отмечает, что стремление к объединению - естественная потребность детского возраста. Объединяясь в различные группы, компании, команды, дети тем самым объединяют свои знания, практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретной цели в игровой, учебной, трудовой и другой деятельности. Ребенок видит в объединении с другими детьми средство самозащиты, самоопределения как личности, единственной в своем роде, и как члена сообщества себе подобных людей. Действуя в своих объединениях и организациях, дети приобщаются к общественной жизни.

Конвенция «О правах ребенка», принятая ООН в 1989 году, наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования, полноценного развития, получения профессии предусматривает совокупность прав детей на их активное участие в жизни общества. Конвенция утверждает права ребенка на свободу слова, получение информации, выражение собственного мнения, выбор религии, а также свободу ассоциаций и мирных собраний. Согласно принятым международным нормам ребенком признается житель планеты до 18 лет. Поэтому детскими являются объединения, насчитывающие в своем составе не менее 70 процентов граждан такого возраста.

Говоря о различных формах активности детей, используют следующие понятия: «детское движение», «детское общественное движение», «детская организация», «детская общественная организация», «детское объединение», «детское общественное объединение». В нашем диссертационном исследовании мы делаем акцент на работе детской общественной организации.

Достаточно полное определение детской организации дает Л.В. Алиева: «это особая форма детского движения, а также особая структура в социально-политическом устройстве государства, выражающая интересы детей, способствующая к участию в общем деле, помогающая провести в детскую среду политику государства, принципы экономики, культурные ценности. Это многоступенчатая, иерархическая, относительно закрытая, упорядоченная структура, четко обозначающая свои цели, задачи, права, обязанности своих членов, позицию взрослых, роль, место детских объединений, действующая на основе самодеятельности, самоуправления в сочетании с руководством взрослых».

Термин «детская общественная организация» Д.Н. Лебедев считает более однозначным: «такое общественное объединение детей, которое имеет четкую

структуру, общие нормы жизни, свои нормативные документы (устав, кодекс, положение), единую для всех своих «подразделений» систему членства, самоуправления и т.п.».

Конечно, организаций детей общественной направленности, особенно федерального уровня, значительно меньше, нежели детских общественных объединений разных типов и видов, форм и т.п. И это вполне естественно. В детском общественном движении (в широком смысле этого понятия) сегодня участвуют и взрослые. Они оказывают организационную, финансовую поддержку, выступают в качестве шефов и спонсоров, наконец, могут быть членами детских сообществ, их вожатыми, инструкторами, мастерами и т.п. Так что нередко сегодня действуют общественные объединения, которые следует назвать «объединения детей и взрослых».

Известно, что помимо детской организации в школе и вокруг неё существуют и другие детские сообщества: дружеские компании и учебные объединения, созданные как формы внеклассной воспитательной работы, а кроме того, различные группировки. Причем некоторые из них похожи на детские общественные объединения. Но нельзя их приравнивать к таковым, так как детские общественные объединения отличаются рядом конкретных характеристик: -безусловная добровольность членства;

-общественная (направленная на удовлетворение общественных интересов, радость и пользу людям) и личностная (направленная на удовлетворение потребностей личности) ориентация объединения;

-весомый уровень развития реальных самодеятельных начал (члены организации сами определяют, как им жить и чем заниматься; сами организуют свою жизнь от постановки задач до подведения итогов и определения перспектив деятельности); -возможность самостоятельно (без постоянного и нарочитого вмешательства извне и тем более жесткого навязывания кем бы то ни было) определять и реализовывать принципы своей жизнедеятельности, содержание и формы своей деятельности;

-гуманистический (уважительный, внимательный по отношению к человеку) стиль отношений в объединении;

-развитая система традиций, символики, ритуалов, правил и норм жизни, что создает неповторимый облик объединения.

При этом детские общественные объединения непременно должны быть подвержены умному, корректному, заинтересованному педагогическому воздействию.

Таким образом, к детским общественным объединениям могут быть причислены различные детские сообщества, в том числе и клубы, и школьные Советы, и многое другое. Но, лишь в том случае, когда все названные выше характеристики присутствуют и достаточно выражен.

Детская общественная организация поможет включить ребят в общественную жизнь, разнообразную социальную деятельность, а значит, может служить средством становления личности школьника; добиться удовлетворения прав, потребностей и интересов детей (например, в общении, в самоутверждении, в реализации своих способностей); организовать передачу некоторых специфических знаний, которые трудно формируются и передаются в школе, например, организаторских; поможет целенаправленно вводить детей в общественную жизнь и адаптировать их к сегодняшней жизни.

Таким образом, участие в работе общественных организаций - это условие социализации в разных сферах жизнедеятельности: это способ научения правильно жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать свою уникальность.

Возможности в сфере социализации личности в детской организации частично представлены в научных трудах Н. Е. Щурковой.

Таблица 1 - Возможности влияния детской общественной организации на развитие нормативной личности и социализацию школьника

Характеристика общественной организации Влияние на личностное развитие школьника, его социализацию

1.Добровольность вхождения в организацию и выхода из нее Учащиеся осознанно принимают на себя определенные нормы поведения и учится подчиняться им.

2. Добровольность участия в жизнедеятельности организации Формируется способность к самостоятельному выбору и готовность брать ответственность на себя

З.Относительная независимость детских организаций от различных нормативных отношений с государственными структурами Знания и опыт, получаемые в процессе работы в организации, могут быть более разнообразными и зачастую опережающими те, что даются в школе

4. Наличие референтных для ребенка групп сверстников и взрослых Формирование способности к рефлексии, самооценке; создаются условия для поддержки нормативного поведения и компенсации нарушений общения в семье, школе

5. Возможность достаточно быстрой ротации социальных ролей Возможность повышения самоцели. Возможность получения разностороннего социального опыта, формирования готовности к выполнению разнообразных социальных функций.

б.Наличие условий для детского самоуправления Получение опыта лидерства, руководства. Формирование основ для жизненного самоопределения.

Необходимо отметить, что социальный потенциал детских общественных объединений не вполне востребован современным обществом. В последнее время все чаще родители, учителя, депутаты в спорах о будущем детей начинают рассматривать общественные объединения как школу лучших человеческих качеств.

Известно, что для развития личности школьника необходимо способствовать не только росту интеллектуальных сил детей, но и создавать условия для их приложения и дальнейшего совершенствования. Для того, чтобы выявить интересы школьников, чтобы развить их, помочь найти им свое призвание, необходимо, чтобы они попробовали свои силы в самых разнообразных делах, т.к. активная познавательная и созидательная деятельность ребенка по собственному выбору является важнейшим средством его индивидуального развития.

Опыт возникновения и развития различных детских организаций показывает, что для их создания необходимо волеизъявление не столько детей, сколько определенной части взрослого населения страны (конкретного класса, государственного института, политической партии и т.д.).

На основе проведения теоретического анализа представлений о деятельности детских общественных организаций (в рамках школы и вне её), мы выяснили, что степень удовлетворенности учащихся своим пребыванием в организации зависит от того, реализует ли она психолого-педагогические функции, присущие ей как особому институту - функции, которые обеспечивают:

-реализацию естественных потребностей подростков в деятельности, общении, познании, самоутверждении;

-ориентацию детей в системе нравственных, социальных и политических ценностей;

-формирование чувства защищенности, эмоционального комфорта, т.е. психологическую защиту членов организации;

-реализацию интересов в различных видах деятельности, развитие способности взаимодействия в коллективе.

Реализация данных функций предполагает предупреждение отчуждения детей от организации, (эта проблема имела место в практике пионерских коллективов).

На основе изучения опыта детских общественных организаций, существовавших в нашей стране раннее, созданных и функционирующих в настоящее время, рассмотрения предпосылок их создания, условий и проблем эффективности их деятельности в аспекте формирования нормативной личности участников, описана структура деятельности исследуемой нами детской общественной организации «Галактика», раскрыты психолого-педагогические условия, способствующие успешному формированию нормативной личности ребенка - участника деятельности данной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.