Научная статья на тему 'Общественное воспитание - социальный заказ и объект деятельности современного педагога'

Общественное воспитание - социальный заказ и объект деятельности современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
864
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Л.В.

В статье обоснована актуальность темы, роль общественного воспитания как особо востребованного фактора подготовки молодого поколения и педагога-профессионала; дана социально-педагогическая характеристика современного типа педагога «широкого профиля», субъекта системы государственно-общественной системы образования и общественного внешкольного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественное воспитание - социальный заказ и объект деятельности современного педагога»

ВОСПИТАНИЕ СЛОВОМ

Л. В. Алиева

ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ И ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА*

В статье обоснована актуальность темы, роль общественного воспитания как особо востребованного фактора подготовки молодого поколения и педагога-профессионала; дана социально-педагогическая характеристика современного типа педагога «широкого профиля», субъекта системы государственно-общественной системы образования и общественного внешкольного воспитания.

Ключевые слова: воспитание, общественное воспитание, воспитательная деятельность, личностно-профессиональная позиция, система образования.

Актуальность темы обусловлена: социальным государственным заказом на возрастание роли воспитания в совершенствовании нового типа человека и человеческого общества ХХ века; на приоритет воспитания в системе модернизируемого государственно-общественного образования - важнейшего фактора цивилизационного развития государства (культурного, экономического) и его гражданина как активного субъекта.

Новые исторические условия XXI века и конкретные российские социально-экономические, культурологические меняют роль и значение воспитания как объективно-субъективной реальности, влияющей на настоящее и будущее российского общества и государства. Природное объективное назначение воспитания - в сложности и многозначности целей, задач совершенствования человека и общества в процессе их взаимодействия. Новейшие данные о человеке и обществе ставят перед воспитанием комплекс задач (умственного, интеллектуального развития человека, нравственного совершенствования, становления личностью, индивидуальностью, гражданином, семьянином, тружеником), решение которых имеет специфику и требует адекватных субъектов, методов организации их деятельности.

Объективно-субъективные потребности развития государства и общества и роль в их реализации системы образования и воспитания требуют подготовки нового типа педагога-профессионала - субъекта, отвечающего вызовам времени, запросам человеческого общества.

Новый тип современного педагога-воспитателя формируется в обновляемой государственной системе основного и дополнительного профессионального образования на основе научных данных как социальный заказ «сверху».

С другой стороны, реальный портрет современного педагога - результат его формирования «снизу»: в массовой практике государственно-общественного основного и дополнительного образования, внешкольного воспитания, в частности в деятельности детских и молодежных общественных организаций, объединений как

© Алиева Л. В., 2017

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-06-00117.

социальных партнеров образовательных организаций. Именно инновационная педагогическая практика в преемственности с традициями выступает важным критерием определения современного типа педагога-воспитателя, отвечающего потребностям человека, человеческого общества XXI века («снизу») и государственному заказу на образование.

Сегодня речь должна идти не о формировании «единого типа педагога-профессионала», а педагога широкого профиля, обладающего комплексом компетенций и компетентностей (общепрофессиональных, профессиональных, социально-педагогических, культурологических, общественно-коммуникативных), способного самостоятельно переключаться на разные виды педагогической, социально и общественно значимой деятельности с детьми, осуществлять начальную профессиональную ориентацию и подготовку обучающихся (а не только обучать по предмету); осваивать потенциал окружающей среды, современного ребенка. Современный педагог - человек высокой общей и профессиональной культуры; личность - индивидуальность - образец российской гражданственности; организатор детско-молодежной самодеятельности, инициативы, самореализации, социальной активности по улучшению окружающей жизни; воспитатель Человека нового времени. Социально-педагогическая характеристика современного педагогического работника в комплексе специальностей представлена в основных государственных документах об образовании и воспитании ( «Закон об образовании в РФ»), образовательных стандартах всех уровней системы образования как полисубъектная личностно-профессиональная позиция педагога, включающая комплекс функций-компетенций и компетентностей - качественных показателей его индивидуальной приоритетной профессиональной воспитательной деятельности [1].

Современный педагог - новый тип профессионала широкого профиля, формируемый как ответ на демократизацию, гуманизацию системы образования, возрастание роли воспитания в совершенствовании человека и общества, на сложившийся отечественный опыт реализации общественного воспитания в деятельности детских и молодежных общественных организаций и потребность педагогически грамотной организации деятельности новой ДОО «Российское движение школьников» по воспитанию детей и молодежи в сочетании с их самодеятельностью, социальной активностью.

Особым объектом профессиональной деятельности, формирования многопрофильной компетентностной личностно-профессиональной позиции современного педагога становится общественное воспитание.

Изучение и анализ современных теорий, концепций и реальной практики воспитания позволяет сделать вывод о тенденции приоритетного развития общественного воспитания в системе открытого, непрерывного образования, социального полисубъектного воспитания молодого поколения [2].

Общественное воспитание - объективная характеристика воспитания как закономерности развития человека и общества в их взаимодействии в позитивной созидательной деятельности; это максимальное и по возможности позитивное включение каждого человека (гражданина, члена конкретного общества) в процесс самосовершенствования и совершенствования человеческого общества. Основная целевая направленность - позитивная дифференцированная социализация личности-индивидуальности; демократизация и гуманизация гражданского общества. В основе способов ее организации - самоорганизация, саморегулирование, самоуправление; основная позиция субъектов - субъектная позиция ребенка и взрослого (самодеятельность, инициативность, ответственность).

Общественное воспитание - это социальное воспитание личности - субъекта гражданского общества, носителя общечеловеческих и отечественных, социальных ценностей.

Общественное воспитание - это фактор развития, функционирования общества в многообразии его структур: процесс взаимодействия человека и общества; объективно-субъективная реальность социума и педагогически организуемый процесс социального-культурного воспитания человека-гражданина в системе образования и внешкольного воспитания; важнейший объект деятельности педагога-воспитателя.

Сферы функционирования субъектов общественного воспитания -неорганизованная социальная среда, досуговое пространство человека; организованная среда общественного образования, профессиональной деятельности [3].

Современное пространство общественного воспитания представляет собой складывающуюся систему, основные блоки, структуры которой в массовой практике представлены:

- во внеучебной деятельности школ,

- в деятельности учреждений дополнительного образования, создаваемых государственными и общественными органами для организации свободного времени детей,

- в деятельности позитивно ориентированных, педагогически направляемых детских, детско-взрослых общественных структур (объединений, организаций, движений), социальных партнеров образовательных организаций, субъектов системы социального воспитания.

Позитивная тенденция становления государственно-общественной системы воспитания, демократизации, гуманизации образовательной деятельности через осуществление принципов самодеятельности, инициативы, активности обучающихся оказывает влияние на формирование «общественных» функций педагога-учителя-воспитателя. В учебной деятельности эти функции формируются и проявляются, прежде всего, в привлечении к организации педагогического процесса на «общественных» добровольных, инициативных началах самих обучающихся; в использовании коллективных форм учебной работы, временных объединений учащихся. Содержание основной учебной деятельности выносится за пределы урока в открытое социальное пространство в общественных формах его реализации (школьные музеи, экологические объединения, профильные детские самодеятельные клубы и т. д.), что позволяет педагогу максимально реализовать свой профессиональный и гражданский потенциал, обогатиться новым опытом и знаниями, лучше познать своих воспитанников и по-новому оценить их успехи (общественные награды, призы).

Учреждения дополнительного образования сохраняют и развивают отечественные традиции внешкольного общественного воспитания, формируя новый тип педагога-воспитателя дополнительного образования детей [4].

Создаваемые государственными органами образования, они отличаются от общеобразовательных государственных учреждений, прежде всего, демократичностью своей деятельности, самостоятельностью в определении сфер, направлений, видов образовательной деятельности, востребованной социумом, обществом и конкретными детьми; добровольностью, творческим участием детей в работе их структур (клубов, объединений, студий и т. д.). Педагог дополнительного образования - новый тип педагога - работает в таком учреждении не столько по причине имеющегося базового педагогического образования (обязанности),

специального профессионального, а скорее по внутреннему призванию работы с детьми, добровольно стремящийся свой профессиональный, социально-гражданский жизненный опыт, знания, увлечения передать детям. Личностно-профессиональная позиция педагога дополнительного учреждения сочетает в себе общепрофессиональные, специальные профессиональные компетенции, социально-общественные, культурологические; ориентирована на развитие творчества, самодеятельности обучающихся и эффективную реализацию личного потенциала (в частности, гражданско-общественного) [5]. Педагог дополнительного образования, давая начальные основы профессиональной деятельности, включает воспитанников в познание запросов современного ему общества, готовит к активному участию в его совершенствовании.

Педагогические принципы деятельности педагога дополнительного образования отвечают сущности общественного воспитания:

- принцип свободы выбора ребенком образовательной деятельности и добровольности принятия обязанностей воспитанника того или иного объединения;

- принцип выявления и развития индивидуальности ребенка («самости», образа «Я») в деятельности детского объединения дополнительного образования;

- принцип профессиональной ориентации и начальной профессиональной подготовки подростка;

- принцип активной социальной адаптации и самореализации ребенка;

- принцип личного примера педагога дополнительного образования как профессионала - мастера-творца (в определенной области человеческой деятельности), гражданина и человека-личности;

- принцип широких связей учреждения с окружающим социумом;

- принцип приоритетности инициатив, самодеятельности, творчества детей в организации образовательной деятельности.

Грамотное руководство педагогическими принципами позволяет учреждениям дополнительного образования стать по-настоящему инновационными, центрами общественного демократического, гуманистического, социально и личностно ориентированного воспитания детей самых разных «типов», социальных групп; средами формирования нового типа педагога-воспитателя-профессионала-общественника. Например, основная деятельность педагогов дополнительного образования учреждений туристско-краеведческой направленности проходит в социальной среде, природе, эмоционально благоприятных условиях походов, дальних комплексных экскурсий, поисковых экспедициях. Технопарки, Центры творчества, культуры и экономики вводят детей в реальную жизнь и функционирование современных экономических структур: коммерческих предприятий, банков; вооружают знаниями, умениями бизнес-деятельности, маркетинга, менеджмента, владением компьютерной техникой, робототехникой, проектированием. Учреждения дополнительного образования становятся субъектами разработки социально-хозяйственных региональных проектов, программ, а это значит, что педагоги и их воспитанники активно включаются в реальные инновационные процессы, становясь уже в настоящем гражданами-личностями. Качественными показателями общественного воспитания обучающихся, их личного вклада в жизнь общества, человека являются результаты их участия в многочисленных конкурсах, смотрах, фестивалях. Эти результаты -показатели патриотического воспитания современных детей (ценностной основы общественного воспитания); гражданской профессиональной позиции педагогов.

Педагог дополнительного образования открыл новое средство общественного воспитания - государственно-общественное детское объединение как основную

структуру учреждения в многообразии форм, видов, направленностей основной образовательной деятельности и как особую ближайшую социальную среду жизнедеятельности подростка (основу воспитания, самовоспитания), его гражданского становления [6]. Как правило, детские объединения учреждения дополнительного образования приближены к реальностям повседневной жизни. Именно общественно-личностная, добровольная направленность деятельности объединения формирует новые социальные, общественные компетенции и компетентности педагога дополнительного образования, (организационные, коммуникативные; культурные, исследовательские и др.), которые и позволяют сделать объединение субъектом воспитания, «привлекательной», социально и общественно-культурной для подростка средой. В детском сообществе ребенок и приобретает первый социально-общественный жизненный опыт - источник развития личности [7].

Исторический отечественный опыт внешкольного общественного воспитания в деятельности Всесоюзной пионерской организации, комсомольской, многообразных форм детского движения профильной направленности, (детского туризма, тимуровского, юнкоровского, экологического движений и др.) дал новый тип педагога: вожатого, организатора детской самодеятельности, детского общественного объединения как субъекта образования и воспитания. Этот опыт закрепляется и творчески развивается в новых российских условиях XXI века, в частности в создании по инициативе Президента РФ В. В. Путина общероссийской детской общественно-государственной организации «Российское движение школьников» «в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения на основе присущей российскому обществу системы культурных ценностей» (Указ Президента РФ В. В. Путина «О создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» от 29.10.2015 г.).

Современная система внешкольного воспитания представлена многообразием детских общественных объединений (организаций, движений), которые создаются на базе образовательных учреждений, являются их социальными партнерами и действуют в основном при самом активном участии педагогов (учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов) [8].

Детское общественное объединение, педагогически грамотно организуемое, управляемое, - классический образец комплексной реализации принципов общественного воспитания, приоритетными среди которых являются, прежде всего, принципы детской активности, самодеятельности; опоры на начальный опыт ребенка; самоорганизации и самоуправления; личностно и общественно значимой (практической, преимущественно, наглядно результативной) деятельности; романтики, игры. Особо отметим характерный для деятельности детского объединения принцип сотрудничества и содружества детей и взрослых, взаимозаботы, уважения, доверия и товарищеской требовательности. В обобщенном варианте специфику воспитания в детском общественном объединении можно сформулировать так: принцип воспитания детей детьми. А результативность его реализации - в педагогически грамотной позиции взрослого, ориентированной на максимальное использование возможностей самих детей в позитивном познании социальной реальности, общественной жизни и их влиянии на окружающую действительность, сверстников, взрослых в самовоспитании подростков, что и является показателями общественного воспитания в детском объединении.

Знание и грамотное творческое владение принципами общественного воспитания - теоретико-методологическая основа профессиональной деятельности современного педагога-воспитателя.

Освоение современного пространства общественного воспитания -действенное средство становления позиции юного гражданина (ребенка), профессионального педагогического гражданского самосовершенствования взрослого человека; одна из приоритетных задач системы образования и внешкольного воспитания.

Примечания

1. Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя : сб. науч. трудов / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. СПб., 2005. 236 с.; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М. : Изд-во «Омега» -Л, 2013. 134 с.

2. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности : сб. науч. трудов / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М. : ИТИП РАО, 2009. 304 с.

3. Алиева Л. В. Общественное воспитание - специфический объект методологии // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2009. № 3. С. 51-58; Алиева Л. В. Методологическое осмысление общественного воспитания как объективно-субъективной социально-педагогической реальности // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2011. № 3. С. 6-8.

4. Алиева Л. В. Система дополнительного образования - пространство становления полисубъектной позиции педагога нового типа : сб. науч.-метод. материалов. М. : ФГБОУ ДОД ФЦТТУ, 2013. 28 с.

5. Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя.

6. Алиева Л. В. Детское государственно-общественное объединение - средство реализации социально-педагогических ценностей дополнительного образования // Дети, техника, творчество. 2012. № 4. С. 58-61.

7. Детская общность как объект и субъект воспитания : монография / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М. : Изд. центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. С. 8999, 114-121, 269-279.

8. Алиева Л. В. Детское общественное объединение - субъект внеурочной деятельности школы и база личностно-профессионального роста педагога-воспитателя : науч.-метод. сб. по итогам опытно-экспериментальной работы / под ред. Л В. Алиевой. Вып. 3. М. : ИТИП РАО, 2013. 57 с.; Алиева Л. В. Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества : учеб.-метод. пособие. М. : ДДОО, Департамент образования Москвы, 2007. 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.