Научная статья на тему 'Развитие познавательных ценностей студентов-музыкантов в процессе чтения и транспонирования аккомпанемента с листа'

Развитие познавательных ценностей студентов-музыкантов в процессе чтения и транспонирования аккомпанемента с листа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / COGNITIVE VALUES / МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ КЛАСС / СТУДЕНТЫ-МУЗЫКАНТЫ / MUSIC PERFORMANCE CLASS / ПРИНЦИПЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ / PRINCIPLES OF DEVELOPMENTAL EDUCATION / ЧТЕНИЕ АККОМПАНЕМЕНТА С ЛИСТА / READING ACCOMPANIMENT FROM THE SHEET / ТРАНСПОНИРОВАНИЕ АККОМПАНЕМЕНТА С ЛИСТА / ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ЧТЕНИЮ И ТРАНСПОНИРОВАНИЮ АККОМПАНЕМЕНТА С ЛИСТА / THE PHASES OF PRE-READING AND TRANSPOSING ACCOMPANIMENTS / STUDENTS-MUSICIANS / TRANSPOSING ACCOMPANIMENT FROM THE SHEET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Наталия Александровна, Чегодаева Мария Дмитриевна

Центральной задачей современного образования является создание условий для раскрытия способностей личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном развитии. Творческая природа музыкального искусства открывает большие возможности для профессионально-личностного роста студентов, стимулирования их познавательной активности. Мы считаем необходимым усилить акцент на тех видах работы, в которых прослеживается четкая ориентация на развитие музыкального мышления, формирование познавательных ценностей, и которые как нельзя лучше соответствуют основным принципам концепции развивающего обучения, прочно закрепившейся в музыкальном образовании. Чтение нот с листа и транспонирование виды деятельности, активизирующие сознание студента, у последнего появляется возможность ознакомиться с большим количеством музыкальной литературы, расширить свой кругозор. Перед чтением или транспонированием аккомпанемента вокального (инструментального) произведения, исполнитель должен проделать предварительную работу без инструмента, ориентируясь на внутренне-слуховые представления и двигательно-интроспективные ощущения, используя различные виды музыкального анализа: целостного, дифференцированного, комплексного, стилистического, гармонического, ассоциативного, образного и т.д. Такая работа позволит активизировать познавательную деятельность студентов и сделает последующее исполнение более осмысленным, уверенным, художественно убедительным. В статье подробно рассматриваются этапы предварительной подготовки к чтению и транспонированию аккомпанемента с листа и методы транспонирования. Все этапы процесса подготовки к чтению и транспонированию взаимосвязаны, каждый этап подготавливает следующий, а результатом этой работы является создание на инструменте целостного художественного образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE VALUES OF STUDENTS-MUSICIANS IN THE PROCESS OF READING AND TRANSPOSE ACCOMPANIMENT FROM THE SHEET

The central task of modern education is to create conditions for the disclosure of abilities of the individual, needs of intellectual development. The creative nature of musical art opens up great opportunities for professional and personal growth of students, stimulate their cognitive activity. We believe it is necessary to strengthen the focus on the wrong types of work in which there is a clear focus on the development of musical thinking, the formation of cognitive values, and that is the best fit to the basic principles of the concept of developmental education is firmly entrenched in music education. The reading of the notes from the sheet and transposition operation, activating the consciousness of the student, the other has an opportunity to get acquainted with a lot of music literature, to expand their horizons. Before reading or transposition accompaniments of vocal (instrumental) composition, the performer shall do the preliminary work without the tool, focusing on the internal auditory representation propulsion and introspective feel, using various kinds of musical analysis: a holistic, differentiated, complex, stylistic, harmonic, associative, imaginative, etc. Such activities will enhance informative activity of students and make follow-up more meaningful, confident, artistically convincing. The article describes in detail the phases of pre-reading and transposing accompaniments and methods of transposition. All phases of pre-reading and transposition are interrelated, each step prepares the next one, and the result of this work is the creation and tool of a holistic artistic image.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательных ценностей студентов-музыкантов в процессе чтения и транспонирования аккомпанемента с листа»

педагогические науки

Фролова Наталия Александровна, Чегодаева Мария Дмитриевна РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ ...

УДК 378 (072.8)+78.07 (072.8)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ И ТРАНСПОНИРОВАНИЯ АККОМПАНЕМЕНТА С ЛИСТА

© 2017

Фролова Наталия Александровна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры

«Музыкальное образование» Чегодаева Мария Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Музыкальное образование» Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, ул. М.Горького, 65/67, e-mail: chegodaeva.md@yandex.ru)

Аннотация. Центральной задачей современного образования является создание условий для раскрытия способностей личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном развитии. Творческая природа музыкального искусства открывает большие возможности для профессионально-личностного роста студентов, стимулирования их познавательной активности. Мы считаем необходимым усилить акцент на тех видах работы, в которых прослеживается четкая ориентация на развитие музыкального мышления, формирование познавательных ценностей, и которые как нельзя лучше соответствуют основным принципам концепции развивающего обучения, прочно закрепившейся в музыкальном образовании. Чтение нот с листа и транспонирование - виды деятельности, активизирующие сознание студента, у последнего появляется возможность ознакомиться с большим количеством музыкальной литературы, расширить свой кругозор. Перед чтением или транспонированием аккомпанемента вокального (инструментального) произведения, исполнитель должен проделать предварительную работу без инструмента, ориентируясь на внутренне-слуховые представления и двигательно-интроспективные ощущения, используя различные виды музыкального анализа: целостного, дифференцированного, комплексного, стилистического, гармонического, ассоциативного, образного и т.д. Такая работа позволит активизировать познавательную деятельность студентов и сделает последующее исполнение более осмысленным, уверенным, художественно убедительным. В статье подробно рассматриваются этапы предварительной подготовки к чтению и транспонированию аккомпанемента с листа и методы транспонирования. Все этапы процесса подготовки к чтению и транспонированию взаимосвязаны, каждый этап подготавливает следующий, а результатом этой работы является создание на инструменте целостного художественного образа.

Ключевые слова: познавательные ценности, студенты-музыканты, музыкально-исполнительский класс, принципы развивающего обучения, чтение аккомпанемента с листа, транспонирование аккомпанемента с листа, этапы подготовки к чтению и транспонированию аккомпанемента с листа.

THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE VALUES OF STUDENTS-MUSICIANS IN THE PROCESS OF READING AND TRANSPOSE ACCOMPANIMENT FROM THE SHEET

© 2017

Frolova Natalia Aleksandrovna, PhD in Pedagogics, Professor of the Department "Music education" Chegodaeva Maria Dmitrievna, PhD in Pedagogics, Docent of the Department "Music education" Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, str. M.Gorky, 65/67, e-mail: chegodaeva.md@yandex.ru)

Abstract. The central task of modern education is to create conditions for the disclosure of abilities of the individual, needs of intellectual development. The creative nature of musical art opens up great opportunities for professional and personal growth of students, stimulate their cognitive activity. We believe it is necessary to strengthen the focus on the wrong types of work in which there is a clear focus on the development of musical thinking, the formation of cognitive values, and that is the best fit to the basic principles of the concept of developmental education is firmly entrenched in music education. The reading of the notes from the sheet and transposition operation, activating the consciousness of the student, the other has an opportunity to get acquainted with a lot of music literature, to expand their horizons. Before reading or transposition accompaniments of vocal (instrumental) composition, the performer shall do the preliminary work without the tool, focusing on the internal auditory representation propulsion and introspective feel, using various kinds of musical analysis: a holistic, differentiated, complex, stylistic, harmonic, associative, imaginative, etc. Such activities will enhance informative activity of students and make follow-up more meaningful, confident, artistically convincing. The article describes in detail the phases of pre-reading and transposing accompaniments and methods of transposition. All phases of pre-reading and transposition are interrelated, each step prepares the next one, and the result of this work is the creation and tool of a holistic artistic image.

Keywords: cognitive values, students-musicians, music performance class, principles of developmental education, reading accompaniment from the sheet, transposing accompaniment from the sheet, the phases of pre-reading and transposing accompaniments.

Ценности познания - одни из ведущих ценностей общества, образования, личности. Познание - базовая потребность человека к знанию, постижению явлений, свойств и закономерностей действительности. Определяя человека как Homo sapiens, мы тем самым подчеркиваем важность таких его свойств, как способность к мышлению, познанию, разумному поведению. Молодость, а именно к этому возрасту относится основная часть студенчества, - особый период в жизни человека, когда достигаются оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Как ресурс инициативы, креативности и инноватики воспринимают молодежь многие исследователи [1,2,3]. Именно в молодости человек максимально работоспособен и склонен к творческой деятельности, именно за счет молодых людей в обществе растет приток новых идей и знаний, именно с молодежью во многом связан прогресс современной науки и уровень устойчивого развития страны (К сожалению, в

условиях продолжающегося социально-экономического кризиса, который мы наблюдаем сегодня, уменьшаются возможности для жизненного и профессионального самоопределения молодежи. Талант и знания молодых людей часто оказываются невостребованными, что лишает молодежь возможности максимально реализовать себя, формирует неуверенность в настоящем и будущем, приводит к оттоку ученых за границу, невостребованности специалистов высокой квалификации, риску профессиональной деквалификации).

В период обучения в вузе у студентов складывается система устойчивых взглядов и ценностных ориен-таций, которая выступает основой для формирования системы профессиональных целей и планов и является «важнейшей предпосылкой успешной профессиональной реализации человека на этапе зрелости, достижения им личностного и профессионального акме» [4, с.201]. Т.А.Юзефавичус пишет: «Люди в молодости восприим-

Frolova Natalia Aleksandrovna, Chegodaeva Maria Dmitrievna

THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE VALUES OF STUDENTS-MUSICIANS .

pedagogical sciences

чивы к познанию, причем в его высших формах, каковыми являются овладение наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в различных областях науки и техники; способны к напряженной интеллектуальной самоотдаче» [5, с.44].

Нельзя забывать, что высокий уровень потребности в познании связан «с высоким уровнем как ценности саморазвития, так и ценности креативности» [6, с.165]. Создание условий для раскрытия способностей личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном развитии - центральная задача образования, поскольку лишь путем повышения уровня образованности общества, его интеллектуально-духовного потенциала возможно обеспечить переход от инерционного к инновационному развитию страны. «Потребность в информации входит в широкий спектр потребностей современного человека и выражает общественную необходимость личности в информационном обеспечении всех видов человеческой деятельности, предопределяет включение личности в существующую систему социальной информации», - пишет М.В.Гузева [7, с.41].

Предоставление студентам возможности успешно действовать в образовательной среде поддержит их внутреннюю мотивацию к обучению, вызовет желание образовывать себя, создаст устойчивый положительный эмоциональный фон в обучении. Нельзя не согласиться со словами В.Т.Лисовского: «Опыт развитых стран показывает, что образование - самое выгодное долговременное вложение капитала. И тот, кто думает о будущем России, должен считать образование и науку приоритетными областями. Необходимые вложения не так велики, а результаты огромны и скажутся очень быстро» [8, с. 483-484].

В настоящее время главной целью образовательной политики в России является «формирование конкурентоспособного человеческого потенциала», который способен реализовать себя не только на родине, но и в мировом масштабе. Достижение данной цели становится возможным при постепенном решении задач, позволяющим выпускникам вузов совершенствоваться с точки зрения получения профессиональных навыков» [9, с.39]. Обращаясь к вопросам профессиональной подготовки студентов творческих специальностей, а именно студентов-музыкантов, следует подчеркнуть особую роль музыки, которая является одним из способов познания человеком самого себя, своего внутреннего мира. Творческая природа музыкального искусства открывает большие возможности для профессионально-личностного роста студентов, стимулирования их познавательной активности. Свободно оперировать художественными образами, иметь собственные независимые суждения и оригинальные исполнительские трактовки, использовать ассоциативные связи для более глубокого понимания замысла и исполнительской идеи композитора - необходимые качества творчески действующей личности. «Развитие творческого самосознания обучающихся является одной из важнейших и необходимых задач профессиональной деятельности педагога-музыканта, связанной с актуализацией личностных характеристик обучающихся, заложенного в них потенциала», - пишет Р.Р.Китаева [10, с.57].

Анализируя виды деятельности в исполнительском классе и признавая за работой над музыкальным произведением с дальнейшим его публичным исполнением ведущую роль, мы считаем необходимым усилить акцент на тех видах работы, в которых прослеживается четкая ориентация на развитие музыкального мышления, формирование познавательных ценностей студентов: чтение и транспонирование музыки с листа. Данные виды деятельности имеют большое значение для профессионального роста студентов-музыкантов и как нельзя лучше соответствуют основным принципам концепции развивающего обучения, прочно закрепившейся в музыкальном образовании: увеличение объема учебного материала, ускорение темпов его прохождения, увеличение теоретической емкости занятий, максимальная

самостоятельность и творческая инициатива учащихся [11, с. 341-343].

Чтение музыки с листа - необходимая составляющая работы музыканта любой специальности, но для пианиста-концертмейстера этот вид деятельность является ведущим, основополагающим, определяющим успешность профессиональной карьеры. Следует отметить, что чтение аккомпанемента с листа - процесс более сложный, чем прочитывание обычного двуручного изложения. Присутствие еще одного (как минимум) исполнителя на эстраде, еще одной (третьей) строчки в нотном тексте, а в вокальном произведении и поэтического текста (четвертой строчки) определяет особенности чтения аккомпанемента с листа и те сложности, с которыми приходится сталкиваться концертмейстеру.

Концертмейстер должен владеть навыком целостного охвата трех строчек как по горизонтали, так и по вертикали, точно прочитывать нотный текст, выработать навык безостановочного исполнения, владеть навыками упрощения фактуры, обладать многоплоскостным вниманием, быть психологически устойчивым к ошибкам на эстраде. Эти высокие требования, предъявляемые к чтению аккомпанемента с листа, безусловно, усиливают значимость познавательной деятельности.

Транспонирование с листа - перенесение музыкального произведения в новую тональность - для музыкантов является одним из наиболее сложных видов деятельности. То есть, концертмейстер, прочитав нотный текст с листа, должен мысленно перенести произведение в новую тональность и исполнить его уже в заданной тональности. Справедливо замечено Е.М.Шендеровичем: «В течение многих лет трудные и сложные проблемы транспонирования я пытался привести к единой стройной системе. Не могу похвастаться тем, что мне это полностью удалось. Однако большой практический опыт - и исполнительский, и педагогический - дает возможность сделать это хотя бы частично» [12, с.63].

Транспонирование - навык не первичный (как чтение нот с листа), а вторичный. Чтобы свободно транспонировать нотный текст с листа, концертмейстер в первую очередь должен уметь хорошо читать с листа и иметь достаточно высокий уровень общемузыкального развития, знание гармонии, чтобы нотный текст вызывал при зрительном восприятии соответствующие внутренне-слуховые представления и исполнитель мог свободно ориентироваться в нотном тексте. По мнению Е.И.Кубанцевой, формирование навыка транспонирования в меньшей степени зависит от врожденных способностей музыканта, больше - от приобретенных умений и навыков [13, с.101].

Чтение нот с листа и транспонирование - познавательные процессы, активизирующие сознание студента, у последнего появляется возможность ознакомиться с большим количеством музыкальной литературы, расширить свой кругозор. В то же время они представляют собой и творческий процесс. Без выявления художественного смысла музыкального произведения, его эмоционального прочувствования невозможно полноценное чтение и транспонирование нот. Кроме этого, «на гребне эмоциональной волны происходит обычно общий подъем музыкально-интеллектуальных действий, они насыщаются большей энергией, протекают с особой четкостью и определенностью» [14, с.153]. Совершенствуя данные навыки, мы, безусловно, улучшаем качество мыслительных процессов студента, способствуем верной направленности в развитии познавательных ценностей будущего музыканта-профессионала.

Прежде чем непосредственно исполнить с листа аккомпанемент вокального (инструментального) произведения, исполнитель должен проделать необходимую предварительную работу без инструмента, ориентируясь на внутренне-слуховые представления и двигательно-ин-троспективные ощущения, используя различные виды музыкального анализа: целостного, дифференцированно-

педагогические науки

Фролова Наталия Александровна, Чегодаева Мария Дмитриевна РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ ...

го, комплексного, стилистического, гармонического, ассоциативного, образного и т.д. В процессе такой работы «все действия, осуществляемые музыкантом, вступают в тесную взаимосвязь, объединяются в сопряженный динамический процесс, протекающий с высокой интенсивностью» [15, с.7]. Такая предварительная работа позволит активизировать познавательную деятельность студентов и сделает последующее исполнение более осмысленным, уверенным, художественно убедительным.

Процесс подготовки к чтению и транспонированию аккомпанемента с листа включает в себя следующие этапы:

1) знакомство с авторами произведения;

2) предварительный просмотр размера, тонального плана, темпа;

3) ознакомление с поэтическим текстом и развитием вокальной партии;

4) синтаксическая организация нотного текста;

5) определение формы и динамического развития произведения;

6) выявление гармонических функций;

7) определение видов сопровождения;

8) определение формы развития сопровождения;

9) определение места и роли инструментальных фрагментов;

10) анализ фортепианной фактуры с точки зрения удобства исполнения;

11) мысленный перенос музыкального материала в новую тональность (только для транспонирования).

Первый этап - знакомство с авторами произведения. Для расширения общего и музыкального кругозора студента, его слухового опыта необходимо начинать процесс подготовки не с разбора нотного текста (как это часто происходит на практике), а со знакомства с авторами музыки и стихов. Определив для себя, к какому музыкальному направлению принадлежит произведение, каковы стилистические особенности творчества композитора, обучающийся сразу же настроит себя на более осмысленное прочтение музыкального текста. Как вариант, можно предложить знакомство с музыкой различных авторов на один стихотворный текст.

Второй этап - предварительный просмотр размера, тонального плана, темпа. Размер должен анализироваться с точки зрения жанровой природы произведения и настраивать на характер исполняемой музыки. Определение тонального плана помогает создать эмоциональный настрой и позволяет выяснить ключевые и встречные знаки, безошибочность использования которых зависит от двигательно-технического и слухового развития студента. Темп произведения устанавливается при помощи мысленного пропевания вокальной (инструментальной) партии.

Третий этап - ознакомление с поэтическим текстом и развитием вокальной партии. На этом этапе следует внимательно ознакомиться с поэтическим текстом и пропеть про себя вокальную строчку, следуя всем имеющимся обозначениям изменения характера музыки. Именно в мелодии «сконцентрировано образно-смысловое содержание музыки» [16, с.55], а динамические, темповые и агогические обозначения часто присутствуют лишь в вокальной строчке. Также нужно проанализировать соотношение стихов, мелодии и сопровождения, соответствие окончаний стихотворной и музыкальной строк, что необходимо для правильной фразировки.

Четвертый этап - синтаксическая организация нотного текста. Быстро охватить текст музыкального произведения поможет умение разделить нотную запись на синтаксические единицы. Основные средства синтаксической организации музыки: повторные построения (как точные, так и имеющие отдаленное сходство), ритмические остановки, «опорные точки». Нужно помнить о выразительном значении цезур и пауз, которые, во-первых, делают текст осмысленным, во-вторых, обеспечивают вокалисту свободу дыхания._

Пятый этап - определение формы и динамического развития произведения. Следует отметить, что концертмейстерская деятельность близка работе режиссера. Именно пианист-концертмейстер способен услышать все произведение целиком (3-х строчную партитуру), представить форму и выстроить сквозную линию развития. Отвечая за целостность исполнения, пианист должен определить динамическое строение произведения, обозначить кульминационные точки, выявить значение инструментальных фрагментов. Следует подчеркнуть особую роль вступления, которое должно настроить солиста на характер произведения, ввести в ситуацию и помочь в создании художественного образа.

Шестой этап - выявление гармонических функций. Фактура вокального произведения разделена на две составные части: в распоряжении одного исполнителя (солиста) находится мелодия и поэтический текст, другого (пианиста-концертмейстера) - ритмо-гармонический план, а часто и философский подтекст. Именно благодаря гармонии, которая сосредоточена в партии аккомпанемента, обогащается мелодия, выявляются тончайшие оттенки различных душевных состояний, передается художественно-выразительный смысл музыки.

Седьмой этап - определение видов сопровождения. Каждый вид сопровождения является типичным выразителем определенных образов и настроений. Анализ содержательной основы типичных фактур поможет раскрыть сущность аккомпанемента и определить его роль в передаче художественно-образного замысла композитора. Можно выделить такие виды сопровождения, как: гармоническая поддержка или аккордовая опора; чередование баса и аккорда; аккордовая пульсация; гармонические фигурации; мелодизация фактуры в различных вариантах; конфликтное сопровождение.

Восьмой этап - определение формы развития сопровождения. Построение и развитие формы сопровождения основывается на содержательности отдельных видов фактуры и их последовательной связи. Выделяют такие формы развития сопровождения, как: неизменная фактура; сопоставление фактур; мотивно-тематическое развитие.

Девятый этап - определение места и роли инструментальных фрагментов. Инструментальные фрагменты (вступление, интерлюдия, постлюдия) играют значительную роль в общем контексте вокального произведения. Вступление может иметь несколько вариантов: прелюди-рование фактуры, вводящее в тональность, настроение; создание изобразительного фона; законченный по форме и содержанию самостоятельный материал; проведение основной темы, предвосхищающей вокальную фразу. Интерлюдии весьма различны по размеру и смысловой значимости - от заполнения цезур до более сложных построений, связывающих, разделяющих либо переводящих в иное психологическое состояние. Постлюдия является итогом, решающей точкой, обладающей значительной смысловой активностью. Выделяют следующие виды постлюдий: нарастание; успокоение; возвращение к основной теме вступления (иногда с отклонениями).

Десятый этап - анализ фортепианной фактуры с точки зрения удобства исполнения. Данный этап посвящен анализу исполнительских сложностей, адекватной оценки собственных технических возможностей, подбору вариантов упрощения фактуры. Этот этап требует максимальной сосредоточенности на собственных двигательно-ин-троспективных ощущениях, мобильности и творческой свободы. По мере развития навыка чтения аккомпанемента с листа фактурные упрощения сводятся к минимуму.

Одиннадцатый этап (для транспонирования) - мысленный перенос музыкального материала в новую тональность. Исполнитель определяет ключевые знаки в новой тональности, просматривает встречающиеся в тексте встречные знаки. На этом этапе следует определить, какой из нижеперечисленных методов является наиболее целесообразным при транспонировании музыкального материала:_

Frolova Natalia Aleksandrovna, Chegodaeva Maria Dmitrievna

THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE VALUES OF STUDENTS-MUSICIANS .

pedagogical sciences

- метод гармонического анализа, когда анализируется тональный план музыкального произведения и, играя материал в новой тональности, мы ориентируемся исключительно на тональную цифровку. Использование метода гармонического анализа требует от исполнителя хорошего знания гармонии, понимания функций и строения аккордов, интервальных соотношений и т.д.;

- метод замены ключевых знаков, когда переход в другую тональность осуществляется только с помощью замены ключевых знаков (E-dur - Es-dur; f-moll - fis-moll и т.д.). Названия нот сохраняются, а все случайные встречные знаки в нотном тексте повышаются или соответственно понижаются;

- метод интервального перемещения, который основан на выработанном у музыкантов-исполнителей умении переводить зрительные впечатления в мышечные движения, то есть пианист мысленно «сдвигает» аккорд в нужном направлении, и его рука автоматически сохраняет форму аккорда. Данный метод подходит только для опытных музыкантов, так как предполагает наличие у исполнителя достаточно обширного багажа автоматизированных игровых навыков;

- метод ключевой замены, основанный на использовании старинных музыкальных ключей: тенорового, альтового, меццо-сопранового и т.д., в этом случае смена ключа меняет соответственно и написание нот на линейках. Для пианистов данный метод достаточно сложен, так как они работают с нотным текстом преимущественно в двух ключах: скрипичном и басовом. Единственный упрощающий прием, который любят использовать пианисты - при транспонировании на терцию вверх ноты скрипичного ключа читать как в басовом, а при транспонировании на терцию вниз ноты в басовом ключе читать как в скрипичном.

Необходимо сказать, что разделение на данные методы достаточно условное, так как музыкант, как правило, использует в процессе транспонирования несколько методов одновременно, выбирая наиболее целесообразную комбинацию для каждого конкретного произведения.

Начинать работу по выработке навыков чтения и транспонирования с листа лучше с несложных музыкальных произведений с простой однотипной фактурой. Процесс должен проходить поэтапно и предусматривать постепенное усложнение музыкального материала (его гармонии, ритма, фактуры, увеличение темпа), ознакомление со всеми эпохами и соответственно их стилистическими особенностями. Работу следует проводить последовательно и систематично, так как «все ощущения и представления ученика проходят некий путь постепенного формирования, становления, уточнения» [17, с. 46].

Усложнение в транспонировании происходит еще в одном направлении: постепенно увеличивается интервал переноса нот: сначала на интервал малой секунды (когда при транспонировании не меняются ноты), затем на интервал большой секунды, терции и т.д. Перенос на терцию мысленно проще и удобнее для глаза, чем на секунду, так как ноты остаются между линейками или на линейке. Если у концертмейстера есть время перед выступлением, то он может прибегнуть к некоторым вспомогательным хитростям: при транспонировании на терцию вверх стирается или закрашивается верхняя пятая линейка и дорисовывается внизу дополнительная. Если транспонируется нотный текст на терцию вниз соответственно закрашивается нижняя линейка и дорисовывается верхняя (Как правило, на практике редко транспонируют на больший интервал, чем терция. Если это необходимо, то перенос нотного текста происходит заблаговременно (на этот случай существуют компьютерные программы, переносящие текст в любую тональность).

В заключении отметим, что все этапы процесса подготовки к чтению и транспонированию аккомпанемента с листа взаимосвязаны, каждый этап подготавливает следующий, а результатом этой работы является создание на инструменте целостного художественного обра-

за. Такая предварительная работа должна проводиться студентами систематически, постепенно повышать критерии и уровни мотивации от более простых к более сложным, что поможет открыть дорогу для обогащения собственного образовательного ресурса, позволит поднять значимость ценностей познания, сделает возможным получать необходимое образование «через всю жизнь».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Васильева Т.В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов // Вестник КемГУ. 2014. № 2-2 (58). С.87-91.

2. Луков В.А., Луков С.В., Погорский Э.К. Инновационный потенциал новых поколений и молодежная политика на современном этапе развития общества / // РоШоок. 2014. №2. С. 6-18.

3. Тагиров Э.Р. Молодежь - фактор социального прогресса // Вестник КГФЭИ. 2009. №4 (17). С. 68-71.

4. Радина Л.В. Роль ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении личности // Развитие и саморазвитие личности (К 100-летнему юбилею А.Н. Леонтьева): Сб. науч. статей / Под общ. ред А.А. Деркача. - М.: РАГС, 2004. 300с.

5. Юзефавичус Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2010. 208с.

6. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Психология ценностей российской молодежи: монография - Самара: СНЦ РАН, 2009. 252с.

7. Гузева М.В. К обоснования проблемы развития критического мышления студентов педагогических вузов в условиях медиаобразования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 41-44.

8. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие - СПб.: СПбГУП, 2000.519с.

9. Гудкова С.А., Осадчикова Е.В. Сравнительный анализ концепций подготовки конкурентноспособного специалиста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 38-42.

10. Китаева Р.Р. Развитие творческого самосознания личности как актуальная проблема музыкального образования // Духовно-нравственное воспитание: Образование. Культура. Искусство: сб. науч. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. С. 53-58.

11. Музыкальная психология и психология музыкального образования: Теория и практика: учебник для студ. муз. фак. учреждений высш. проф. образования / [Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.]; под ред. Г.М. Цыпина. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Академия, 2011. 384с.

12. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога - М.: Музыка, 1996. 206с.

13. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2002. 192с.

14. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: учебник для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2016. 188с.

15. Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. - М.: «Классика XXI», 2007. 68с.

16. Генчева М. Музикалната интерпретация в сол-феджната дейност // Музикалнообразователни стратегии в практика в предучилищна, училищна и извънучилищ-на среда: пета задочна национална научно-практическа конференция (задочна). - София, 2017. С. 55-57.

17. Кременштейн Б.Л. Постскриптум. Записки педагога. - М.: «Классика-ХХ1», 2009. 208 с.

Статья поступила в редакцию 24.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.