118
эстетической природой, единством законов развития мышления, природы, искусства. Каждый вид искусства в силу специфики своего языка отражает в себе мир в целом, т. е. искусство воспроизводит единство мира целостно.
Еще одним общим средством разных видов искусства является интонационность, которая понимается нами не только как богатство тонов или красок, но и как единственный путь познания жизни через искусство. Универсальность интонации в искусстве заключается в общности состояний человека, его чувств. Интонация позволяет воспринимать отношение автора к созданному им образу, она является носителем художественного смысла. Следовательно, интонационность выступает как звено, связывающее автора и его зрителя или слушателя. С ее помощью молодые люди могут проникнуть в мир чувств, переживаний, идей художника. Все это позволяет органично, через произведения искусства, соединять воспитание и обучение, оказывать эстетическое воздействие на молодое поколение, осуществлять
передачу духовного опыта всего человечества.
Таким образом, многообразие специфических средств искусства, его особая образная структура, эмоциональный строй оказывают свое воздействие на человека. Они развивают в нем способность к эстетическому восприятию, переживанию, при которых происходит формирование эстетического чувства, эстетического суждения, эстетического вкуса.
Примечания:
1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. - М.: Новая Москва, 1925.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. - М.: МГУ, 1981.
4. Психология воспитания / под ред. В.А. Петровского. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 1995.
5. Толстой Л.Н. Что такое искусство? - М., 1898.
6. Шуртакова Т.В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства. - Казань: КГУ, 1987.
ACCOMPANIMENT TRAINING OFFUTUREMUSIC TEACHER IN THE CONDITIONS OFMUSIC EDUCATION Nalbandyan Margarita Albertovna, PhDofPedagogical sciences, Associate Professor, Professor RANS,
Sukhitashvili Lyudmila Stefanovna, Excellent Worker ofPublic Education ofRussian Federation, Associate Professor, Kotayeva Tatyana Valentinovna, Senior Professor,
Chair of Theoryand Technique of Music Education; Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
In article are taken up questions of development of the personality by means of art. Developmentofthe emotional sphere of the person is a necessary condition for formation of his personality, assimilation of universal ideals, system of valuable regulations. Keywords: leader; accompaniment preparation; accompaniment class; accompaniment; reading at sight.
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯМУЗЫКИВУСЛОВИЯХМУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье осеещаютсяеопросы развития личности средствами искусства. Развитие эмоциональной сферы человека является необходимым условием для становления еголичности,усвоенияобщечеповеческихидеалов, системы ценностных норм.
Ключевые слова:концертмейстер; концертмейстерскаяподготовка;концертмейстерский класс; аккомпанемент; чтение с листа.
УДК 398.221
© НалбандьянМ.А., 2014 © СухиташвилиЛ.С., 2014 © КотаеваТ.В.,2014
Проблема качества подготовки будущего учителя музыки, обладающего высокой общей культурой, объемными знаниями в области музыкальной литературы, специалиста с хорошими исполнительско-концертмейстерскими навыками сегодня особенно актуальна. Овладение основами концертмейстерского мастерства является важной и неотъемлемой частью подготовки педагога-музыканта, руководителя творческого музыкального коллектива [1].
В силу своей специфичности концертмейстерство в музыкально-педагогической сфере является общим базовым курсом для всех
исполнительских специальностей. Пополнение педагогического и исполнительского багажа в области музыкального искусства предполагает свободное владение фортепиано. Умения исполнять инструментальные и вокальные произведения русской, советской, зарубежной фортепианной литературы, аккомпанировать солисту, хору, ансамблю, инструменталисту, транспонировать, объединять аккомпанемент с партией солиста, подбирать по слуху мелодии и аккомпанемент к ним, бегло читать и аккомпанировать с листа являются обязательными требованиями для учителя музыки, концертмейстера в общеобразовательной школе. Мастерство концертмейстера требует досконального знакомства с различными певческими голосами, знаний особенностей игры других музыкальных инструментов, оперной, хоровой партитур [3]. Хорошо аккомпанировать концертмейстер может лишь тогда, когда его внимание устремлено на солиста (инструменталиста, ансамбль, хор), когда он повторяет "про себя" вместе с ним каждый звук, каждое слово, а ещё лучше -предчувствует заранее, что и как будет исполнять партнёр. Таким образом, главной отличительной чертой концертмейстерской деятельности следует считать двойную концентрацию и активность слухового внимания.
В процессе концертмейстерской подготовки слуховое внимание студента-пианиста проходит ряд характерных этапов формирования и развития:
- первый этап непосредственно связан с вслушиванием и осознанием партии солиста и собственной партии, которую студенту необходимо выучить и свободно, уверенно исполнять;
- второй этап - слуховая адаптация - постепенное слияние обеих партий в ансамбль;
- третий этап, заключительный, когда в слуховом сознании студента обе партии (солирующая и сопровождающая) соединяются в единый звуковой поток, в котором уже не воспринимаются две партии, а слышится единый ансамбль.
Особое внимание должно быть уделено воспитанию так называемого ансамблевого чувства у пианиста-концертмейстера. К сожалению, в практике концертмейстерского обучения студент-пианист зачастую ограничивается тем, что учится контролировать солиста только на одной, сильной доле такта. При этом создается впечатление лишь внешней слаженности исполнения, о подлинно гармоничном ансамбле речь, безусловно, идти не может. Задача педагога -сформировать у студента понимание концертмейстерства как взаимодействия с солистом (ансамблем, хором) в едином ритмическом, звуковом и эмоциональном пульсе [2].
В школе учителю музыки приходится много играть по нотам, зачастую без предварительной подготовки. В данном случае уместно так называемое эскизное освоение текста, при котором схватывается общее движение и характер произведения при некоторой приблизительности воспроизведения нотной записи. Важно помнить, что разбор нот, чтение с листа и аккомпанирование с листа - далеко не одно и то же. Разбор произведения включает в себя изучение агогики, фактуры, технических пассажей, словесного текста, структуры и формы произведения в приемлемом для играющего темпе, с остановками, с поисками подходящей аппликатуры. Это кропотливое освоение художественного текста, сочетающее дедуктивный и индуктивный процессы.
Эскизная работа над произведением активизирует внимание концертмейстера, делает его более собранным, при этом проявля-
ет*
О
гч
□
о
■ ом
НАЛБАНДЬЯН Маргарита Альбертовна, кандидат педагогическихнаук, доцент, профессор РАЕ
I--
I
119
СУХИТАШВИЛИ Людмила Стефановна, доцент, Отличник Народного просвещения РФ
КОТАЕВА Татьяна Валентиновна,
ст. преподаватель
Кафедра Теориии методики музыкального образования, Ставропольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь
120
ется умение отделять главное от второстепенного в любом музыкальном материале, возможность упрощать текст, избирая самое необходимое. Главное - не поглощаться разбором и выигрыванием нот, так как всё это приведёт к потере контроля над ансамблем.
При чтении аккомпанемента с листа важно научить студентов следить и, если нужно, сочетать аккомпанирующую и солирующую партии: постоянно слушать солиста, "дышать" вместе с ним, не перекрывать его партию своим звучанием, не останавливаться при неточном исполнении, а собранно и целеустремлённо следовать до конца вместе с солистом. Концертмейстеру необходим быстрый анализ гармонии, фактуры. Знакомясь с произведением, часто аккомпаниатор играет и вокальное, и фортепианное сопровождение. При этом приоритетным является воспроизведение мелодического движения, общих гармонических и ритмических решений, схематичное схватывание формы и динамики произведения.
Самостоятельное прохождение отдельных произведений художественного репертуара является необходимым условием развития творческой инициативы и музыкальной самостоятельности студента. В этой части плана педагог предусматривает различные виды занятий, способствующие закреплению и дальнейшему развитию навыков самостоятельной работы. В зависимости от развития студента, этот раздел индивидуальной программы расширяется. Музыкальная культура педагога складывается из умения анализировать структуру произведения, тонко чувствовать стиль, жанровую специфику, владеть художественной артикуляцией, естественной музыкальной фразировкой, а также умения пробуждать творческую инициативу детей.
При изучении вокального произведения необходимо, прежде всего, осмысленное и эмоциональное прочтение литературного текста. Выразительнаядекламация с выявлением смысловых кульминаций, особенностей фонетики и ритмики стиха поможет более точно интерпретировать фортепианную партию в сочетании с вокальной [4]. Вокальную партию в процессе работы необходимо также интонировать голосом или исполнять на фортепиано с одновременным чтением литературного текста. При этом определяется общий характер мелодии, её динамический диапазон, кульминационные моменты, цезуры, моменты смены дыхания.
Только после того, как все основные концертмейстерские задачи выявлены, можно
приступать к непосредственному изучению партии аккомпанемента. На данном этапе предпочтительна фрагментарная работа, позволяющая устанавливать зависимость фактурных, ладовых, ритмических переключений от движения вокальной партии. Фрагментарная работа также позволяет решить технические и художественные задачи фортепианной партии.
Особо следует отметить работу над фортепианным вступлением и заключением. Это части ансамблевого произведения, в которых концертмейстер выступает как солист-исполнитель. Во вступлении важно задать тон всему произведению: концертмейстер должен верно "попасть" в нужный темп, характер, пульс, динамику, создать необходимый настрой солисту и публике. Музыка заключения служит либо для концентрации эмоционального напряжения, либо для его ослабления, завершая мысль, заложенную в произведении. Таким образом, фортепианные вступления и завершения, как "первое и последнее слово"ансамбля на сцене, играют важную роль в сфере создания образа, воздействии на публику.
После прохождения эскизного и детального этапов работы следует этап непосредственного сотворчества с солистом. Этот этап сопряжён со слуховой адаптацией: пианист должен находиться в двойной концентрации и активности слухового внимания. Конечной целью в воспитании ансамблевого чувства является умение концертмейстера сочетать в слуховом сознании обе партии (солирующую и сопровождающую), которые соединяются в единый звуковой поток, развиваются в едином ритмическом и эмоциональном пульсе.
В концертмейстерском классе изучаются произведения различной степени сложности, принадлежащие к разным музыкальным стилям и жанрам. Для полноценного освоения концертмейстерского репертуара необходимы знания в области музыкальной литературы, анализа музыкальных форм, гармонии.
Таким образом, владение основами концертмейстерского мастерства является необходимым компонентом подготовки будущего учителя музыки, определяющим качество его образования, и позволяет ввести ребёнка в мир музыки как естественный процесс эмоционального содействия, сопереживания.
Примечание:
1. Исполнительская подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030700 -Музыкальное образование. - М., 1999.
2. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет изучения. - Ш., 1961.
3. Концертмейстерский класс и концертмейстерская практика: Программа для музыкальныхучилищ и училищ искусств по специальности 2101 "фортепиано". - М., 1987.
4. Сахарова С.П. Воспитание концертмейстера. - Ростов-н/Д., 2001.
О
THE DEVELOPMENT OFTHE STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCE AT ANON-LINGUISTIC UNIVERSITY ГЧ
WITH THE USE OF ELECTRONIC COMMUNICATION ENVIRONMENT
Porubleva Lyudmila Alexandrovna, PhD of Psychology, Associate Professor, Chair of Humanitarian and Socio-Economical £|
Disciplines, Belgorod Cooperative University of Economics and Law ,Stavropol Cooperative Institute (branch), Stavropol О
E-mail: lyudm [email protected] ^
The article considers the prospects of introduction in educational practices the means of info-communication technologies, the development of individual foreign language communicative competence in the conditions of anon-linguistic University with the ?—i use of electronic means ofcommunication. ’ 1
Keywords: information and communication technology; professional competence; intercultural communication; media literacy; iQ". e-mail; non-linguistic University; Netiquette.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УДК 378.16
СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА СИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЫКОММУНИКАЦИИ
В статьерассматриеается перспективность введения в образовательную прак- © Порублева Л.А., 2014
тикусредствинфокоммуникационныхтехнологий, развитиеуиндивидаиноязыч-ной коммуникативной компетенции вусловияхнеязыкового вузасприменением электронныхсредств коммуникации.
Ключевые слова: инфокоммуникационные технологии; профессиональная компетентность; межкультурная коммуникация;мультимедийная грамотность; электронная почта; неязыковой вуз; особый вербальный этикет общения в Интернете.
I--
I
121
Как показывает практика, в обучении иностранному языку в неязыковых вузах нашей страны имеется ряд проблем, связанных, прежде всего, с фактической неподготовленностью выпускников таких вузов к ведению эффективной коммуникации с носителями "изученного" языка.
Следует отметить, что успешному овладению иностранным языком не способствуют некоторые особенности организации учебного процесса в неязыковых вузах, среди которых следующие:
- ограниченная сетка часов, отводимых на изучение иностранного языка;
- отсутствие достаточного количества современных учебников и учебных пособий;
- недостаточное и/или неквалифицированное использование аудио-визуальных средств и мультимедийных технологий как в рамках аудиторных занятий, так и в условиях самостоятельной работы студентов;
- низкий уровень мотивации студентов к изучению иностранного языка, обусловленный отсутствием преемственности в системе "школа-вуз", когда вузовская программа, повторяя школьную, не открывает перед студентами новых перспектив и возможностей в изучении иностранного языка как средства приобретения новых знаний [1,24].
И хотя по многим параметрам отдельный преподаватель изменить ситуацию не способен, в сферу его ответственности входит развитие коммуникативной компетенции студентов через использование наиболее перспективных современных методик с учетом специфики приобретаемой студентами профессии.
ПОРУБЛЕВА Людмила Александровна, кандидат психологическихнаук, доцент, кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Белгородский университет кооперации, экономики и права, Ставропольский кооперативный институт (филиал), Ставрополь [email protected]