УДК 78:378(045)
Жданов Игорь Вячеславович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева, jdanowi@yandex.ru, Саранск
ТРАНСПОНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИя
музыкально-исполнительской компетенции
СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА**
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме формирования у студентов-бакалавров педагогического вуза опыта транспонирования музыкальных произведений как средства формирования музыкально-исполнительской компетенции студента педвуза. Автором охарактеризованы ключевые структурные компоненты готовности студентов-бакалавров к реализации опыта транспонирования в учреждениях школьного и дополнительного образования, сформулирована главная цель транспонирования как аспекта музыкально-исполнительской подготовки студентов-бакалавров в педвузе. .Выявлены и очерчены важнейшие условия и факторы, способствующие решению данной проблемы в процессе учебной музыкально-исполнительской деятельности студентов-бакалавров в педвузе.
Ключевые слова: транспонирование, профессиональная компетентность, музыкально-исполнительская компетенция, музыкально-исполнительская подготовка, технология транспонирования.
Jdanow Igor Vyacheslavovich
Candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor of the department of musical education of Mordovia state pedagogical institute, jdanowi@yandex.ru, Saransk
TRANSPOSE AS MEANS OF FORMATION MUSICAL PERFORMANCE COMPETENCE UNDERGRADUATE STUDENTS OF PEDAGOGICAL
HIGH SCHOOL
Abstract. This article deals with the problem of formation at undergraduate students of pedagogical high school experience transpose music as a means of forming musical performance student competence pedagogical institute. Author described the key structural components of readiness undergraduate students to experience the realization of transposition in school institutions and further education, the main objective is formulated as an aspect of transposing musical performance training undergraduate students in Technicalities. Identified and outlined the most important factors and conditions that contribute to solving this problem in the course of educational musical performance undergraduate students in Technicalities.
Keywords: transposition, professional competence, musical performance competence, musical performance training, technology transposition.
На современном этапе развития российского образования, в условиях перехода на новые федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) важнейшей задачей является формирование у каждого индивидуума «способности достижения высокого
уровня компетентности в избранной профессиональной области» [7, с. 91]. Отсюда закономерным является обновление содержания образования и совершенствование технологий профессиональной подготовки педагогов в высших образовательных учреждениях. Так, Н. В. Винокурова, в этой связи,
* * Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России». *
**The work was supported by the Russian Ministry of Education in the framework of the strategic development of the "Educators of Innovative Russia".
отмечает, что «...новый образовательный стандарт формулирует требования к подготовке педагога, способного проектировать образовательную среду ребенка, владеющего способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде, готового к освоению новой роли в педагогическом процессе» [2, с. 46]. В. В. Кадакин, в свою очередь, указывает, что внедрение современных образовательных технологий «выступает необходимым условием совершенствования профессиональной подготовки современного учителя» [4, 12].
В связи с общей тенденцией модернизации российского образования в высшем музыкально-педагогическом образовании весьма актуальным является вопрос формирования профессиональной компетентности у студентов-бакалавров. При этом профессиональная компетентность «выступает обобщенной профессиональной характеристикой личности, определяющей качество деятельности, выражающейся в способности личности самостоятельно и ответственно действовать адекватно в изменяющейся профессиональной среде» [12, с. 94].
В сфере высшего музыкально-педагогического образования формирование профессиональной компетентности у студентов-бакалавров осуществляется на основе овладения ими взаимосвязанной совокупности различных компетенций. К ним, в частности, относится музыкально-исполнительская компетенция, которая направлена на овладение студентами-бакалаврами опытом художественно-интерпретационного анализа музыкального материала и его эмоционально-образного исполнительского воспроизведения, опытом концертмейстерской и ансамблевой работы, а также опытом музыкально-творческой деятельности (чтения с листа, подбора по слуху, транспонирования) [5].
Одним из средств формирования музыкально-исполнительской компетенции у студентов- бакалавров в педвузе является транспонирование. Соответственно, транспонирование является и одним из аспектов музыкально-исполнительской подготовки. Термин транспонирование или транспозиция (от лат. ^ашро8Шо - перестановка) означает «перенесение музыкального произведения или его части из одной тональности в другую» [9].
Следует заметить, что важность владения музыкантом-исполнителем опытом транспонирования подчеркивали многие педагоги-музыканты прошлого и настоящего. Так, в одной из крупнейших методических работ в области клавирного искусства второй половины XVIII века, трактате К. Ф. Э. Баха «Опыт об истинном искусстве игры на клавире» говорится, что исполнитель «должен одинаково легко играть во всех тональностях, моментально и безошибочно транспонировать» [1, с. 41]. Н. Г. Рубинштейн в своей педагогической деятельности уделял транспонированию важную роль и требовал от своих учеников совершенства владения данным опытом [10, с. 30]. Н. А. Римский-Корсаков называл транспонирование в числе «совершенно обязательных технических предметов» подготовки учащихся-музыкантов [11, с. 62]. Й. Гофман рассматривал транспонирование как необходимый аспект практической подготовки музыканта-исполнителя [3, с. 152]. В отечественной музыкально-педагогической литературе последних десятилетий различные вопросы теории и технологии транспонирования поднимали О. В. Рафалович, Г. И. Шахов, М. В. Савельева, Е. М. Шендерович, Е. И. Кубанцева и др.
Обращение автора работы к данному аспекту музыкально-исполнительской подготовки студентов-бакалавров в педвузе обусловлено необходимостью решения возникшего противоречия между современными требованиями к музыкально-исполнительской подготовке учителя музыки и несоответствием уровня владения опытом транспонирования студентами-бакалаврами этим требованиям. (Данный факт был выявлен в результате исследования, проведенного на базе Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева) Между тем, в профессиональной деятельности современного учителя музыки транспонирование является важной формой работы над учебным репертуаром и, более того, ему достаточно часто приходится применять данный опыт на практике. Так, учитель музыки в хоровой работе с детьми постоянно сталкивается с необходимостью изменения тональностей музыкальных произведений из-за тесситурных неудобств их исполнения детскими голосами, или в процессе концер-
тмейстерской работы с вокалистом, когда приходится транспонировать с листа аккомпанемент вокального произведения при разучивании певцом своей партии в промежуточных тональностях.
В свете исследуемой проблемы проанализируем ключевые структурные компоненты готовности студентов-бакалавров педвуза к реализации опыта транспонирования в учреждениях школьного и дополнительного образования, которая входит, в свою очередь, в структуру музыкально-исполнительской компетенции.
Мотивационно-ценностный компонент представляется определяющим компонентом готовности будущего учителя музыки к данной форме профессиональной деятельности. В этой связи, Н. И. Мешков, в частности, указывает, что «мотивация детерминирует особенности поведения личности, общения и деятельности - основные сферы жизни человека» [6, с. 87]. Мотивационно-ценностный компонент включает осознание значимости владения опытом транспонирования в профессиональной деятельности учителя музыки; ценностное отношение к транспонированию как виду музыкально-исполнительской деятельности; наличие познавательного интереса и потребности к транспонированию как музыкально-творческому процессу.
Когнитивный компонент включает знание сущности и специфики транспонирования (этапов, способов, приемов, принципов) как музыкально-творческого процесса.
Деятельностный компонент включает владение технологией транспонирования музыкальных произведений; умение демонстрировать высокий уровень музыкально-исполнительского мастерства на основе собственной интерпретации художественного образа музыкального сочинения при транспонировании музыкальных произведений.
Рефлексивный компонент составляет умение оценивать результат своего опыта владения транспонированием, т. е. осуществлять самооценку и самоанализ, а также выбирать альтернативные способы и приемы транспонирования музыкальных произведений при решении учебно-педагогических задач.
На основании вышеизложенных компонентов можно определить главную цель данного аспекта музыкально-исполнитель-
ской подготовки студентов-бакалавров в педвузе. Главную цель можно сформулировать как содействие формированию у студентов-бакалавров опыта транспонирования посредством овладения теорией и технологией транспонирования и их осмысление в контексте современных музыкально-педагогических проблем.
Следует констатировать, что по сравнению с другими видами учебной музыкально-исполнительской деятельности, транспонирование представляет особую трудность для студентов-бакалавров. Здесь уместно привести высказывание Й. Гофмана, который отмечал: «Если вы находите, что транспонирование - дело трудное, то можете утешить себя тем, что это трудно для всякого» [3, с. 152]. Поэтому, на наш взгляд, для решения данной проблемы педагогу необходимо особо учитывать взаимосвязь следующих важнейших условий и факторов.
Во-первых, эффективность данного аспекта музыкально-исполнительской подготовки студентов-бакалавров во многом зависит от уровня их музыкально-теоретических знаний, а также владения ими различными музыкально-исполнительскими умениями и навыками. Прежде всего, это знание курса гармонии, владение аппликатурными формулами, навыками чтения с листа и подбора музыки по слуху. Следовательно, важно учитывать межпредметные и «внутрипредметные» связи.
Во-вторых, сам процесс транспонирования музыкального произведения предполагает наличие у студентов-бакалавров достаточно высокого уровня сформированности музыкальных способностей, и, прежде всего, музыкального слуха, памяти, мышления и внимания. В то же время следует подчеркнуть, что транспонирование как музыкально-творческий процесс заключает в себе большой развивающий потенциал и способствует дальнейшему развитию музыкальных способностей у студентов-бакалавров.
В-третьих, транспонированию как виду учебной музыкально-исполнительской деятельности необходимо регулярно уделять внимание в аудиторной и самостоятельной работе студентов-бакалавров. Здесь следует руководствоваться принципом систематичности. Причем, особенно важно грамотно организовывать самостоятельную работу
студентов, поскольку она должна быть направлена на углубление и закрепление полученных на аудиторных занятиях знаний, умений и навыков. Кроме того, самостоятельная работа должна быть ориентирована на стимулирование самостоятельности и готовности студентов-бакалавров к самореализации.
В-четвертых, учебный репертуар для транспонирования должен составляться с учетом принципа последовательности в усложнении фактуры музыкальных произведений. Здесь представляется целесообразным использовать для транспонирования не только аккомпанементы вокальных и хоровых произведений, но и инструментальные программные произведения (или их отдельные части). Например, целесообразно транспонировать сложные в техническом отношении отдельные фрагменты произведений в разных тональностях с сохранением единой аппликатуры.
В-пятых, овладение студентами-бакалаврами технологией транспонирования должно осуществляться во взаимосвязи с теоретическими сведениями. При этом в основе технологии должны лежать специальные способы (по слуху и по нотам) и приемы транспонирования (с заменой ключевых знаков, интервальный, тональный, ключевой), а также сопутствующие им приемы упрощения нотного текста. Кроме того, весьма эффективным способом в учебной работе является сочетание технологий чтения музыки с листа и транспонирования, подбора музыки по слуху и транспонирования, поскольку данные технологии во многом взаимосвязаны.
В-шестых, процесс транспонирования музыкального произведения должен проходить поэтапно и включать: 1) зрительное ознакомление с нотным текстом и первоначальное проигрывание в исходной тональности для анализа фактурных особенностей и трудностей исполнения; 2) транспонирование в заданную тональность и решение технических музыкально-исполнительских задач; 3) художественную реализацию авторского замысла на основе собственной интерпретации транспонируемого музыкального произведения. При этом художественная исполнительская интерпретация должна предполагать «полноценное пости-
жение музыки, где тесно соотнесены эмоционально-чувственные впечатления, иррационально-интуитивные прозрения и итоги интеллектуально-познавательной деятельности» [8, с. 26].
В-седьмых, в процессе формирования у студентов-бакалавров опыта транспонирования важно выявлять уровни подготовки, достигнутые ими на определенном этапе обучения. Следовательно, необходимо осуществлять текущий (на каждом аудиторном занятии), промежуточный и итоговый контроль (на контрольных уроках, зачетах, экзаменах).
Таким образом, транспонирование является важным средством формирования музыкально-исполнительской компетенции у студентов-бакалавров педвуза. Владение опытом транспонирования необходимо современному учителю музыки в его профессиональной деятельности. Кроме того, транспонирование как вид учебной музыкально-исполнительской деятельности эффективно воздействует на музыкально-исполнительскую подготовку студентов-бакалавров в целом. На наш взгляд, для решения данной проблемы педагогу при организации учебного процесса следует: 1) руководствоваться современными научными критериями определения готовности студентов-бакалавров к реализации опыта транспонирования в учреждениях школьного и дополнительного образования; 2) учитывать взаимосвязь вышеперечисленных условий и факторов.
Библиографический список
1. Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины ХХ века): хрестоматия. - Киев: Му-зична-Украина, 1974. - 166 с.
2. Винокурова Н. В. Инновационная модель практической подготовки будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. - 2012. -№ 2. - С. 46-48.
3. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Классика-XXI, 2007. - 192 с.
4. Кадакин В. В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева) // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2. - С. 9-13.
5. Кисханова Е. Л. Музыкально-исполнительская компетентность в структуре профессиональной культуры учителя музыки. - [Электронный ресурс]. - URL htpp://pedsovet.su/publ/71-1-0-4035 (дата обращения 17.03.2014).
6. Мешков Н. И. Природа мотивации в контексте развития личности // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 1. - С. 87-90.
7.МироноваМ. П. Формирование музыкально-коммуникативной культуры педагога-музыканта на основе компетентностного подхода // Человек и образование. - 2012. - № 3. - С. 91-95.
8. Молоствова И. Е. Структура художественной интерпретации музыки // Сибирский педаго-
гический журнал. - 2013. - № 6. - С. 24-27.
9. Музыкальный энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. - URL htpp://www.music-dic.ru (дата обращения 1.04.2014).
10. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма: учебное пособие. - М.: Музыка, 1980. - 112 с.
11. Римский-Корсаков Н. А. Музыкальные статьи и заметки. - СПб.: тип. М. Стасюлевича, 1911. - 223 с.
12. Степанова И. Ю., Адольф В. А. Проектирование профессиональной подготовки педагога в вузе // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 6. - С. 93-97.