Научная статья на тему 'Развитие музыкально-эстетической направленности студентов педагогического вуза (отдельные аспекты проблемы)'

Развитие музыкально-эстетической направленности студентов педагогического вуза (отдельные аспекты проблемы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / КУЛЬТУРА / CULTURE / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL AND AESTHETIC CULTURE / МУЗЫКА / MUSIC / ЭСТЕТИКА / AESTHETICS / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC UPBRINGING / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / MUSICAL ART / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / MUSICAL AND AESTHETIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Марина Владимировна

В статье обосновывается необходимость развития музыкально-эстетической культуры студентов по направлению подготовки УГНС 050000 «Образование и педагогика», УГНС 440000 «Образование и педагогические науки». Представлены: теоретическое осмысление исследуемого процесса и составляющие структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF MUSICAL AND AESTHETIC CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES. SOME ASPECTS OF THE PROBLEM

The necessity of the development of musical-aesthetic culture of students of such specialties as 050000 "Education and Pedagogy", 440000 "Education and Pedagogical Sciences" is justified in the present article. Theoretical interpretation of the process under study and the structural components are observed.

Текст научной работы на тему «Развитие музыкально-эстетической направленности студентов педагогического вуза (отдельные аспекты проблемы)»

Международный информационно-аналитический журнал «CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (03). Март 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 378.14 ББК 74р Ф342

М. В. Федотова Иркутск, Россия

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА (ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ)

В статье обосновывается необходимость развития музыкально-эстетической культуры студентов по направлению подготовки УГНС 050000 «Образование и педагогика», УГНС 440000 «Образование и педагогические науки». Представлены: теоретическое осмысление исследуемого процесса и составляющие структурные компоненты.

Ключевые слова: развитие, культура, музыкально-эстетическая культура, музыка, эстетика, эстетическое воспитание, музыкальное искусство, музыкально-эстетическое сознание.

UDC 378.14 BBK 74р

M. V. Fedotova Irkutsk, Russia

THE DEVELOPMENT OF MUSICAL AND AESTHETIC CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES. SOME ASPECTS OF THE PROBLEM

The necessity of the development of musical-aesthetic culture of students of such specialties as 050000 "Education and Pedagogy", 440000 "Education and Pedagogi-

© Федотова М. В., 2015

cal Sciences" is justified in the present article. Theoretical interpretation of the process under study and the structural components are observed.

Keywords: development, culture, musical and aesthetic culture, music, aesthetics, aesthetic upbringing, musical art, musical and aesthetic consciousness.

Изменения парадигмы педагогического образования, новые требования к качеству педагогического образования, выраженные в новых Федеральных государственных образовательных стандартах, в концепции поддержки развития педагогического образования предъявляют все более высокий уровень подготовки специалистов в высшей школе и требуют новых подходов к подготовке педагогических кадров.

Профессиональная подготовка современного специалиста неотъемлемо связана со становлением его как целостной, гуманной, всесторонне развитой личности. Поэтому повышение социального статуса специалиста в определенной профессиональной сфере требует пересмотра всей системы его подготовки, которая должна ориентироваться на принципы саморегуляции, взаимодействия и развития образовательных, научных и педагогических структур при приоритете активной государственной поддержки прогрессивных нововведений и тенденций.

В работах современных исследователей отмечается, что система высшего педагогического образования вступает в новую стадию своего функционирования в связи с усилением тенденции к гуманизации и гуманитаризации образования, что, в свою очередь, требует разработки и реального воплощения на практике новой образовательной парадигмы личностно-ориентированного воспитания и обучения. Ее основные положения были изложены в новых Федеральных государственных образовательных стандартах, в концепции поддержки развития педагогического образования, в профессиональном стандарте педагога. Они активно внедряются в практику.

Для проводимого нами исследования важно, что в качестве концептуального принципа этой парадигмы была выделена идея о приоритете в системе выс-

шего педагогического образования интересов личности, адекватных современным тенденциям общественного развития и ориентации на возможность полноценной реализации внутреннего потенциала каждого студента посредством решения следующих задач:

• гармонизации отношения человека с природой через освоение современной научной картины мира;

• стимулирования интеллектуального развития и обогащения мышления через освоение современных методов научного познания;

успешной социализации человека через его погружение в существующую культурную среду.

Создавая условия для самоопределения личности, для её самореализации, образование должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, интеграцию личности в систему мировой и национальной культур, воспроизводство и развитие кадрового общества.

Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций - обучения, образования и воспитания - является личная (индивидуальная) педагогическая культура.

Исследователи прошлого века (В. Л. Бенин, Е. В. Бондаревская, К. М. Левитан и др.) рассматривали педагогическую культуру человека как интеграцию, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности педагога [Бенин, 1997; Бондаревская, 1995; Левитан, 1994].

Заметим, что ключевым понятием здесь является термин «культура». «Культура» (от лат. cultura - возделывание, воспитание, развитие, почитание) -исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоци-

онально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д. [Макаренко, 1957, с. 68].

Среди множества определений культуры наиболее удачными в данном контексте представляются те, которые трактуют это системное социальное явление и как фонд ценностей, созданных людьми, и как способ творческого освоения мира, реализации сущностных сил индивида, социальной группы. Таким образом, культура выступает средоточием духовности, энергии созидания, высшим критерием достижений в различных областях жизнедеятельности.

Следует различать культуру социума (совокупный продукт цивилизации) и культуру отдельного человека, которая имеет персонифицированный характер и является достоянием того или иного конкретного члена общества. Социологи полагают (и с этим нельзя не согласиться), что культурный уровень личности определяется, прежде всего, мерой «присвоения» общечеловеческих ценностей через призму собственной индивидуальности, в процессе саморазвития и самосовершенствования.

Именно поэтому общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста.

Обратимся в этой связи к содержанию общей культуры педагога. Как показал анализ литературы, это прежде всего его жизненные установки (то, что А. С. Макаренко называл перспективными линиями) и приоритеты общечеловеческих ценностей - Истина, Любовь, Добро, Красота, Свобода и т. д. Культурным мы называем человека с широким спектром духовных и физических потребностей в труде, познании, искусстве, спорте, общении с природой, обладающего достаточным научным, политическим, художественным кругозором, соблюдающего общепринятые нормы поведения в обществе, производственной, бытовой обстановке [Макаренко, 1957].

Следовательно, ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве.

Особого внимания заслуживает и тот факт, что данное понятие включает в себя и такой аспект, как эстетическая направленность личности [Гончаров, 1960].

Личность - человек, который обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью. Это человек, который способен действовать в соответствии с поставленными целями и принятыми решениями, который характеризуется наличием собственных взглядов и моральных потребностей [Божович, 1968].

В свою очередь, направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека [Психологический словарь / отв. ред. А. В. Петровский, 1990].

Таким образом, направленность личности - это ценностно-ориентационная система, иерархия базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения личности. Основное системообразующее качество личности - система ценностной ориентации, которая является базой многогранных отношений личности к действительности.

Именно поэтому одно из ведущих мест в развитии личности педагога занимает его моральный облик, определяющий избирательность отношений человека с окружающим миром на основе критериев добра и зла. История культуры знает немало попыток в лаконичной форме определить «золотое правило» морали (нравственности). К. А. Гельвеций соотносил его с любовью к людям и истине; Л. Бетховен - с добротой; Л. Н. Толстой - с желанием человека как можно больше давать другим [Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / отв.ред. А. С. Робо-това, 2002, с. 107].

Следовательно, основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Они зависят от типа нервной деятельности, от способностей, от уровня развития духовной культуры.

Удовлетворяя потребность в прекрасном - «человечнейшую из всех человеческих потребностей» (С. Л. Рубинштейн), мы обогащаем себя духовно, постигаем сердцем и разумом высшие ценности. Следует помнить, что для педагога красота - не только предмет эстетического любования, но и верный союзник в его профессиональной работе.

Заметим, что педагогу также необходимо разбираться в различных сферах прекрасного: он должен обладать «музыкальным ухом», чувствующим красоту формы глазом, развитым эстетическим вкусом и т. д.

Следует отметить, что одним из критериев высокого уровня педагогической культуры личности является эстетика профессионального труда. Мы говорим: «эстетика», «прекрасное», «красота». А что означают эти понятия? Эстетика (чувствующий, чувственный) - наука о природе эмоционально-ценностного отношения человека к миру, о прекрасном (красоте) в жизни и в искусстве.

Формирование способности к восприятию прекрасного и пониманию красоты должно происходить через формы и образы, которые идеальны и реальны для данного индивидуума. Эстетическое воспитание должно сделать человека еще более привлекательным, должно развить в нем эстетическую сущность. Изучение искусства - лишь один из основных, мощных, обширных и многоступенчатых факторов, зачастую направляющих идею эстетического воспитания. Эстетическое воспитание невозможно вне искусства.

В этой связи нас интересует ответ на вопрос: что такое эстетическое воспитание, или что подразумевается под ним?

Ответ на этот вопрос мы находим у Н. К. Гончарова, который трактует эстетическое воспитание следующим образом: «Под эстетическим воспитанием разумеется введение учащейся молодежи в мир прекрасного и обеспечение познания ею мира через произведения искусства. Через понимание прекрасного, через искусство лучше познается окружающий мир. В произведениях искусства отражен огромный опыт человеческого общества, поэтому необходимо на лучших образцах воспитывать у детей чувство прекрасного, развивать эстетические вкусы и суждения. Эстетическое воспитание играет очень большую роль в

развитии воображения и творческих способностей детей, приобщая их к созданию прекрасного, обогащая их эмоциональную жизнь... Средства художественного воспитания, действующие не только на ум, но и в сильной степени на чувства воспитанника, влияющие с большой силой на все стороны личности человека... Следовательно, эстетическое воспитание является необходимым и существенным элементом воспитания всесторонне развитого человека - человека большой культуры, способного глубоко проникать в понимание художественных ценностей, созданных великими мастерами искусства, и наслаждаться этими ценностями» [Гончаров, 1960, с. 46].

Близко этому и определение В. Н. Шацкой.

«Под эстетическим воспитанием, - пишет она, - советская педагогическая наука понимает воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в природе, в общественной жизни, в мыслях и поступках человека, в быту, в искусстве, правдиво и многогранно отражающем жизнь в её движении вперед; эстетическое воспитание - это воспитание любви к прекрасному, способности самому создавать прекрасное» [Шацкая, 1954, с. 3].

По мнению ряда авторов (Н. А. Ветлугиной, Н. А. Метлова, О. П. Радыно-вой, К. В. Тарасовой, Б. М. Теплова), составной частью эстетического воспитания является музыкальное.

Одной из основных задач современного музыкального воспитания можно считать формирование музыкальной культуры.

По мнению О. П. Радыновой, в понятие «музыкальная культура» входят различные виды музыкальной деятельности и их результат - музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, вкусы, идеалы, взгляды) [Рады-нова, 1999].

Мы выяснили, что понятие «музыкальная культура» многосоставное и включает различные виды музыкальной практики, сформированность знаний,

умений и навыков, на основе которых возможно формирование музыкально -эстетического сознания, включающего такие компоненты, как эстетическая потребность, интерес к музыке, эмоции, переживания, чувства, эстетическая оценка и вкус. Именно поэтому главным показателем музыкальной культуры является музыкально-эстетическое сознание.

Правомерно поставить вопрос о том, что же такое сознание?

По мнению В. И. Петрушина, «Сознание - это высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу» [Петрушин, 1997]. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

Сознание, являясь идеальным внутренним планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий её по содержанию, но отличный по форме компонент музыкальной культуры личности.

Духовная способность давать предметам и явлениям эстетическую оценку, формировать эстетическое отношение к ним и судить об их эстетических достоинствах носит название эстетического сознания. Оно имеет ценностный характер. Ценностное сознание группирует явления действительности в соответствии с их способностью отвечать тем или иным потребностям (в данном случае - эстетическим потребностям, представлениям и вкусам).

Под музыкально-эстетическим сознанием О. П. Радынова подразумевает эстетическое отношение к музыке и включает в себя эстетические эмоции, переживания, интерес к музыке, оценку, вкус, музыкальное мышление и воображение [Радынова, 1999, с. 41].

Теоретический анализ литературы показал, что музыкально-эстетическое сознание является важным показателем музыкальной культуры.

Составными компонентами музыкально-эстетического сознания являются:

- эстетическая потребность;

- интерес к музыке;

- эстетические эмоции и переживания;

- эстетические чувства;

- эстетическая оценка;

- эстетический вкус.

Мы убедились в том, что развитие музыкально-эстетического сознания студентов возможно при накоплении у них определенных знаний и сформирован-ности умений и навыков. Уровень музыкально-эстетического сознания зависит от развития музыкальных способностей, а также от общего развития студентов. С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них.

Проведенный анализ показал, что музыкально-эстетическое сознание, а вместе с тем и музыкально-эстетическую направленность студентов высшей школы, возможно формировать в рамках Федерального государственного образовательного стандарта в читаемых дисциплинах (Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста, Методика музыкального образования, Музыкально-педагогические практикумы, Теория и методика музыкального воспитания и др.), на спецсеминарах по музыкальному образованию и т. д.

Потребность в развитии музыкально-эстетической направленности студентов обусловлена рядом социальных и психолого-педагогических причин, таких, как воспитание молодых специалистов, способных преобразовывать новые знания и духовные ценности, что требует организации системы для развития музыкально-эстетической направленности студентов в процессе педагогического взаимодействия.

Это связано также с тем, что в эстетическом воспитании и, в частности, музыкально-эстетическом, на педагога возлагается ведущая, руководящая роль.

Мы отмечаем, что задача формирования музыкально-эстетического сознания в условиях высшей школы реализуется слабо. Вместе с тем в литературе рассматривают лишь некоторые из аспектов данной темы. Недостаточно полно

разработана методика формирования музыкально-эстетической направленности студентов.

Исходя из вышеизложенного, мы наблюдаем противоречия между потребностью в кадровом насыщении системы современного образования педагогами с высшим профессиональным образованием, с развитой профессионально-педагогической и музыкальной культурой и неразработанностью теории и практики подготовки таких кадров.

Данные противоречия свидетельствуют об актуальности проблемы развития музыкально-эстетической направленности студентов в высшем звене образования в процессе педагогического взаимодействия.

При проведении анкетирования мы отмечаем, что студенты среди известных им музыкальных направлений свои предпочтения отдают поп-музыке, рок-музыке и т. д. Классической музыке предпочтения отдают только 18 % опрошенных.

Таким образом, проведенный нами аналитический обзор литературы позволяет сделать вывод о том, что в основу индивидуальной музыкальной культуры педагога положено музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Музыкально-эстетическое сознание, а вместе с тем и музыкально-эстетическая направленность человека к музыке, включает эстетические потребности, эмоции, чувства, эстетическую оценку и вкус.

Развитие музыкально-эстетической направленности студентов педагогического вуза является одной из составных частей общей педагогической культуры, обогащая ее содержание.

Все это делает названную проблему весьма актуальной. Библиографический список

1. Бенин В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа: Башк. Пед. ин-т, 1997. 144 с.

2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

3. Введение в педагогическую культуру. Учебное пособие / Под ред. Бондаревской Е. В. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. 172 с.

4. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова [и др. ] / отв. ред. А. С. Роботова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.

5. Гончаров Н. К. Вопросы педагогики. М.: Учпедгиз, 1960. 320 с.

6. Джибладзе Г. Н. Принцип эстетического воспитания. Тбилиси: Изд-во Тбилис. гос. унта, 1971. 347 с.

7. Концепция поддержки развития педагогического образования // [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedu.ru/news-koncepciya-podderzhki-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya/ (Дата обращения 20.11.2014 г.).

8. Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994. 190 с.

9. Макаренко А. С. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Изд-во АПН, 1957. -Т. 7, 576 с.

10. Психологический словарь / отв. ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

11. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 384 с.

12. Радынова О. П. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / О. П. Радынова. М., 1999. 52 с.

13. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство: курс лекций. М.: изд-во «Совершенство», 1998. 368 с.

14. Шацкая В. Н. Эстетическое воспитание детей в семье. М.: Учпедгиз, 1954. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.