Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования музыкально-эстетической культуры студентов в контексте профессиональной подготовки специалистов'

Некоторые аспекты формирования музыкально-эстетической культуры студентов в контексте профессиональной подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / МУЗЫКА / КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / AESTHETIC / MUSIC / CULTURE / AESTHETIC CULTURE / MUSICAL CULTURE / STUDENTS / MUSICAL-AESTHETICS CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арштейн Л. И.

В статье освещены вопросы формирования музыкально-эстетической культуры студентов вуза. Подробно анализируются вопросы эстетического воспитания, музыкальной культуры, связи музыки с искусством, отношения молодежи к музыке, а также проблема необходимости формирования музыкально-эстетической культуры у будущих специалистов нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the formation of musical and aesthetic culture of students in the context of vocational training

This article highlights the issues of forming a musical-aesthetic culture of the high-school students. The article analyses the issues of aesthetic education, music culture communication music with art, relationship of young people to music and also the problem of necessity of creation of musical and aesthetic culture of the future specialists of our country.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования музыкально-эстетической культуры студентов в контексте профессиональной подготовки специалистов»

1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. Белгород, 1992.

2. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М., 1997.

3. Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992.

4. Педагогика / Сластенин В.А. [и др.]. М., 1997.

5. Ходусов А.Н. Формирование методологической культуры учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Курск, 1996.

6. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1991.

7. Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. Бийск, 1996.

8. Кузнецова Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. М., 1990.

9. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990.

10. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование как прогностическая модель педагогической культуры 21 века // Инновационная школа. 1998. № 2. С. 10-19.

11. Сериков В.В. Личностный подход в образовании. Концепция и технология. Волгоград, 1994.

Поступила в редакцию 7.09.2009 г.

Potomakhin V.V. Analysis of experience of the experimental research of ways and pedagogical conditions of efficiency of formation of legal culture of students of non-juridical training specialties. The article represents the outcome of self-developed experimental research to one of the most relevant and less elaborated problems of concept and methods of occupational education - the search of ways for effective formation of legal culture of students of non-juridical training specialties.

Key words: legal culture; non-law speciality; diagnostics of initial level of legal culture of a student; criteria and indicators of legal culture development; conditions of legal culture formation effectiveness.

УДК 371+78.01

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

© Л.И. Арштейн

В статье освещены вопросы формирования музыкально-эстетической культуры студентов вуза. Подробно анализируются вопросы эстетического воспитания, музыкальной культуры, связи музыки с искусством, отношения молодежи к музыке, а также проблема необходимости формирования музыкально-эстетической культуры у будущих специалистов нашей страны.

Ключевые слова: эстетика; музыка; культура; эстетическая культура; музыкальная культура; студенты; музыкально-эстетическая культура.

Особая роль образования в современном мире, превращение его в самую важную сферу человеческой деятельности делает проблему подготовки будущих специалистов одной из приоритетных. В настоящее время одной из задач современной высшей школы является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста. И это вовсе не значит только лишь увеличение объема часов, повышение интеллектуальной нагрузки студентов и т. д., речь скорее должна идти о формировании новой системы отношений между преподавателем и студен-

том, новой профессионально-ориентированной среды их взаимодействия, новых стимулирующих условий развития познавательного интереса студентов. И потом, давно стала прописной истина о том, что лишних или неважных предметов в программе профессиональной подготовки нет, есть та сумма совокупного знания, которая позволит будущему специалисту подняться над обыденностью, рутинностью каждодневных дел, увидеть перспективы и оптимальные пути развития как в личном, так и в профессиональном плане.

Обращаясь к наследию великого Я.А. Ко-менского, заметим, что сущность реформирования школы знаменитый педагог видел в побуждении учеников к накоплению личного опыта в процессе активной деятельности; в превращении школы в место, где формируется человеческая личность. Но здесь наиважнейшим фактором, пожалуй, является личность самого обучающегося - студента в нашем случае. Именно личностное отношение к учебе как главному делу своей жизни (на данном этапе), к общественным делам, к росту своего «Я», является безусловным залогом успеха студента на жизненном пути. Активная позиция студента в образовательном процессе может служить критерием оценки эффективности организации образовательного процесса в вузе. Задача же профессорско-преподавательского состава - осуществляя подлинную подготовку профессионалов высшей квалификации - помочь каждому человеку самореализоваться на основе его жизненных предпочтений [1].

Одним из средств самореализации студентов мы видим музыкально- эстетическое воспитание и формирование музыкальноэстетической культуры будущего специалиста. Прежде чем мы рассмотрим эти понятия, обратим внимание на некоторые общие аспекты данной проблемы.

На сегодняшний день в развитии теории и практики эстетического воспитания и образования накоплен большой опыт. Но вновь и вновь педагоги и ученые обращаются к наследию прошлого в поисках новых аспектов проблемы формирования эстетической культуры, эстетического воспитания формирующейся личности.

Область эстетического воспитания исследована самыми разными науками, каждая из которых акцентирует внимание на только ей присущих аспектах данного вопроса. Изучение и анализ философской и педагогической мысли показало, что каждая историческая эпоха имела свой исторический эстетический идеал, свою систему воспитания, выдвигала те или иные формы, средства и методы воспитания и образования, которые соответствовали социально -экономическим

условиям развития общества. Современный этап развития образования - не исключение, у него свои приоритеты в области эстетического воспитания, а в контексте нашего ис-

следования - воспитания студентов вуза как будущих специалистов.

Обращая взгляд в прошлое, хочется отметить безоговорочные достижения советской педагогики в рассматриваемой области, а именно - создание системы эстетического воспитания на базе государственной системы образования и воспитания, которая включала дошкольное воспитание, обучение и воспитание в школе, техникуме, вузе, внешкольных учебных заведениях. Так, был обеспечен целенаправленный систематический, основанный на преемственности всех звеньев системы образования и воспитания процесс эстетического воспитания и образования, охватывающий всю жизнь человека. Эстетическое воспитание и образование становится составной частью новой системы воспитания и образования, что свидетельствует о неоценимом вкладе ученых этого периода (А. В. Бакушин-ский, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.М. Шацкая, С.Т. Шацкий и др.). Разрабатывая собственную стратегию эстетического воспитания и образования на современном этапе, мы не можем игнорировать теоретический и практический опыт лучших педагогов и ученых тех лет, поскольку в современных условиях развития общества многие их идеи представляют особую актуальность и ценность.

Так, по мнению А.В. Луначарского, «эстетическое воспитание формирует самый благородный материал - людские души, развивает вкус людей, связывает его с общей культурой человека». Трудно не согласиться с ученым в том, что необходимо научить человека, начиная с детского возраста, понимать и ценить прекрасное в действительности, в искусстве, в природе, совершенствовать чувства и эмоции [2]. Важное место в эстетическом воспитании А.В. Луначарский отводил искусству, особенно литературе, музыке, театру, но вместе с тем указывал, что художественное воспитание не должно замыкаться в сферу того, что называется обычно «искусством». Человек обязательно должен развертывать свое художественное, научное творчество, чтобы у других людей оно развивалось также.

Таким образом, мы приходим к выводу, что под эстетическим воспитанием можно понимать целенаправленный процесс развития эмоций и чувств, передачу эстетических

ценностей, формирование взглядов, интересов, суждений, оценок, потребностей, эстетического вкуса; развитие творческих способностей, эстетического отношения к действительности, активность в познании художественных ценностей и стимулирование к художественно-продуктивной деятельности, формирование эстетической культуры. То есть эстетическое воспитание охватывает предметно-практическую, теоретическую,

духовно-практическую деятельность человека и реализуется в развитии эстетического сознания, эстетического чувства, эстетического вкуса, формировании эстетического идеала.

Безусловно, эстетическое воспитание предполагает эстетику быта, «эстетику жизни». Здесь мало просто декларировать общепризнанные истины, здесь необходимо самому педагогу соответствовать чеховскому «в человеке все должно быть прекрасно...». И здесь большое значение имеет уровень эстетического образования и воспитания педагогического коллектива; умение каждого педагога создать необходимые условия для эстетики среды образовательного учреждения и пр.

Обращаясь к основным документам в области образования - «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», Концепции модернизации образования на период до 2010 г.», «Концепции художественного образования в России» и пр., заметим, что в них отмечается существенный факт необходимости соответствия содержания образования задачам воспитания целостной личности, готовой к творчески созидательной деятельности в пространстве культуры нового времени.

Культура в обществе выполняет функции, определяющие круг ее деятельности: коммуникативная (средство общения) Ю.Л. Лукин; просветительская (распространение знания) М.С. Каган; гедонистическая (эстетическое наслаждение); воспитательная (Л.Н. Столо-вич, Н.И. Киященко). Культура представляет собой вид духовно-практической деятельности, которая обеспечивает преемственность традиций духовной культуры, осознание ценности культуры и искусства. Известно, что человек не только потребляет, но и ак-

тивно созидает культурные ценности. Соответственно, чтобы уметь создавать культурные ценности, современный студент, будущий специалист, должен в процессе профессиональной подготовки расширять культурную среду, которая обеспечит его духовное развитие.

Современное образование все более затрагивает проблему освоения культуры и культурных ценностей в процессе обучения и воспитания, приобщения молодежи к творческой деятельности. И можно с уверенностью сказать, что формирование эстетической культуры ребенка, ученика, студента, или специалиста любой области является актуальной проблемой современного образования, в т. ч. и высшего профессионального, а это возможно при понимании линии образование - культура - искусство как основы эстетической культуры личности. Будучи специфическим способом и результатом преобразования общества и человека, эстетическая культура является и одной из основных составляющих общей культуры социума, и, одновременно, атрибутом каждой из этих составляющих [3].

Специалист с высшим профессиональным образованием в качестве составной части профессиональной подготовки должен иметь художественно-эстетическую подготовку, которая реализуется в вузе в рамках эстетического образования. Основными задачами эстетического образования в вузе являются:

- воспитание на основе приобщения к искусству неотчужденного и бескорыстного отношения к окружающему миру, «родственного внимания» к нему, понимание самоценности различных явлений жизни (людей, природы, произведений культуры), чувство красоты мира;

- воспитание духовно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, культуру и искусство, уважающего традиции и культуру других народов;

- развитие способности к художественному творчеству, к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа в разных видах искусства;

- формирование знаний и навыков практической деятельности в конкретных видах искусства, помощь в овладении спецификой языка разных искусств;

- воспитание как зрителей, слушателей, читателей художественных произведений и развитие потребности в общении с искусством;

- развитие художественного вкуса, умения отличать истинные ценности от суррогатов, от уродливых явлений т. н. «массовой культуры», которая обедняет и искажает духовный мир целых поколений;

- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей, навыков, которые необходимы не только в художественном творчестве, но помогут студентам стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в ряде традиционных и современных профессий, не связанных с искусством непосредственно;

- снятие нервно-психических перегрузок, восстановление положительного эмоционально-энергетического тонуса студентов.

Кроме вышеперечисленного, заметим, что важнейшим направлением в работе по эстетическому воспитанию является формирование эстетического чувства как одной из основных составляющих понятия эстетическая культура. Второй составляющей дефиниции «эстетическая культура» является знание, на основе которого формируются эстетические представления, понятия, взгляды, вкусы, составляющие эстетический кругозор личности. Особое место в эстетической культуре занимает эстетический идеал как цель и образец. Важным компонентом эстетической культуры следует считать эстетический вкус, позволяющий человеку отличать прекрасное от безобразного, настоящую красоту от ложной. Показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, а также эстетические способности. Эстетическая культура - это умение расшифровать и организовать эстетический опыт, предвидеть перспективу развития своего пребывания в мире, определить тенденции общего процесса своего взаимодействия с ним, корректировать промежуточные результаты [4].

Огромную роль в процессе овладения эстетической культурой играет жизненный опыт человека, опыт его культурного общения. Эстетика считает, что эстетическая культура личности формируется и проявляется в живом процессе деятельности людей.

Успех формирования ее зависит от целенаправленного воспитательного воздействия на личность тех форм жизнедеятельности, с которыми она связана. Речь идет о сознательном и целенаправленном формировании в каждом человеке: 1) эстетического сознания как составной части общественного сознания, которое проявляется не только в потреблении, но и в создании эстетических ценностей; 2) своеобразной культуры чувств, проявляющихся в любой сфере жизнедеятельности; 3) особых способностей и навыков создания, хранения и распространения эстетических ценностей [5].

Таким образом, формирование эстетической культуры личности тесно связано с существующей системой эстетического воспитания и зависит от конкретных форм и методов, которые применяет общество в его целенаправленном развитии. Безусловно, здесь большая роль отведена деятельности специальных учреждений культуры, действующих в рамках воспитательного пространства вуза. Тем не менее на формирование культуры личности оказывают свое влияние и такие сферы, как труд, быт, спорт, само общение с другими людьми и природой. В каждом отдельном случае правомерно говорить об их специфике и необходимости целенаправленного воспитательного процесса, отвечающего общечеловеческим задачам формирования высокой эстетической культуры. То есть социальная среда предоставляет человеку целый спектр различных возможностей, представлений, норм, идеалов, оценок и т. д. Какие из них выберет человек, какие из существующих в обществе ценностей он воспримет как свои собственные? Это зависит от самого человека, его активности, темперамента, характера, степени эмоциональности.

В условиях социокультурной модернизации одним из главных факторов формирования эстетической культуры личности является искусство, активно стимулирующее следующие виды эстетической деятельности: творческую и исполнительскую. Заметим также, что эстетическая культура развивается только тогда, когда личность действует самостоятельно, не по принуждению, свободно. Основываясь на предположении, что молодежь свободна в выборе своей деятельности, на данных опроса наших студентов, мы выяснили, что большинство молодых людей

на досуге отдают предпочтение слушанию музыки. Весьма наглядно, что в современной социокультурной ситуации музыка все больше выдвигается на первый план в структуре художественных предпочтений молодежи. Она опережает другие виды искусства по количеству потребления в силу своих непосредственно-чувственных особенностей

воздействия. Поскольку музыку молодежь слушает разную, и иногда совсем не вникая в суть того, что это за музыка, кто ее автор, к какому музыкальному направлению она принадлежит. Так сложилось, что в молодежной среде стал преобладать односторонний уклон большинства людей к эстрадно-развлекательной музыке, к той небольшой части огромного мира музыкального искусства, который не требует больших интеллектуальных и нравственных усилий для постижения.

К сожалению, сегодня не только молодежь, но и люди более зрелого возраста привыкли к возможности слушать музыку как фон, полноценно не воспринимая. Но никто не задумывается о том, что подобный уровень культуры восприятия формирует лишь поверхностно-потребительский тип музыкальной культуры, когда не происходит полной субъективизации эмоциональных, интеллектуальных, нравственно-гуманистических сторон музыкального произведения. А если отсутствует культура отношений между человеком и музыкой, то естественно, что на первый план выходят поверхностно-потребительские запросы, диктуемые лишь модой и престижностью. Ну а поскольку восприятие музыки, безусловно, зависит от личности, соприкасающейся с этим искусством, мы решили использовать музыку как средство формирования музыкально-эстетической

культуры студентов, учитывая и тот фактор, что музыка также, наряду с другими важными факторами, является достаточно мощным средством социализации молодежи.

Социализирующие функции воздействия музыки на личность разнообразны. Так же как и в обществе, она может для отдельного человека служить средством познания, коммуникации, воспитания определенных эмоций, чувств и т. д. История не знает цивилизаций или отдельных личностей, которые обходились бы без музыки. Мир человека так или иначе наполнен музыкой, и она объективно необходима человеку, т. к. с ее помо-

щью происходит удовлетворение целого ряда социальных потребностей личности. К тому же формирование музыкально-эстетической культуры личности - своеобразного показателя развития самого человека - является одной из важнейших целей эстетического воспитания.

Основываясь на вышеуказанных положениях, в учебный процесс Белгородского государственного университета был включен спецкурс «История мировой музыкальной культуры», рассчитанный на два семестра у студентов II курса (ГУсеместр) и III курса (V семестр), а кроме этого, мы активно используем музыкальное озвучивание внеучеб-ных аудиторий (внеучебного пространства) в университете и Молодежном культурном центре при университете. Мы считаем, что такие музыкальные паузы благоприятно сказываются на общем самочувствии студентов и всех сотрудников университета, ведь давно известно, что музыка способна оказывать и психическое воздействие на человека. В.И. Петрушин в своей книге «Музыкальная психотерапия» заметил: «От Пифагора берет начало традиция сравнивать общественную жизнь с музыкальным ладом и музыкальным инструментом» [6].

Это не случайно: еще с тех давних пор процессы, происходящие в общественной жизни, находили отражение в искусстве, т. е. искусство было мощным фактором воздействия на человека. Мы не знаем точно, когда люди создали свой первый музыкальный инструмент и когда они начали сопоставлять музыкальные произведения с общественной жизнью, возможно, сразу после того, как они осознали себя частью Вселенной, тем не менее можно заключить, что искусство с древнейших времен рассматривалось как средство психологической терапии, но тогда еще не были разработаны механизмы ее осуществления.

Одним из направлений курса «История мировой музыкальной культуры» является особый акцент на значимость эмоциональнообразной сущности музыки, на что в свое время обращали внимание Д.Е. Огороднов, Т. Ригина, Б.В. Астафьев, О.А. Апраксина, Ю.Б. Алиев, М.А. Румер и др. А благодаря методике Д.Б. Кабалевского удается логично выстроить темы для изучения. Учебный процесс предусматривает ознакомление студен-

тов с музыкальными произведениями различных художественных стилей, что, в свою очередь, способствует наиболее всестороннему музыкальному эстетическому развитию студента и его художественного вкуса, т. н. «чувства стиля».

В своей работе мы пытаемся решить своего рода сверхзадачу - соединить музыку и жизнь - и стараемся, чтобы эта проблема решалась с первого и до последнего занятия. Так, мы считаем очень важным, чтобы студенты понимали и осознавали тесную связь между музыкой и изобразительным искусством. Здесь необходимо достичь того, чтобы каждый смог почувствовать, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение (т. е. способность «внутри себя», «мысленно» увидеть то, чего он глазами в данный момент не видит). Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения -основа развития творческого воображения, которое необходимо человеку не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он ни работал. Способность музыкального искусства к изобразительности, красочной передачи света и тени, роднит музыку с живописью. Для того чтобы это родство стало ощутимо, мы привлекаем к проведению занятия художников Белгородчины, экскурсоводов музеев (краеведческого и художественного), и, таким образом, у студентов появляется возможность сравнить «Времена года» в произведениях Чайковского и Левитана, ярким образцом «музыкальной живописи» является «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского (вступление к опере «Хованщина»). А чего стоит «Цветовая симфония» А. Блисса, где первая часть имеет название «Пурпурная», вторая - «Красная», третья - «Голубая», четвертая - «Зеленая», которые являются яркими слушательскими показательными примерами, а фортепианная пьеса «Остров радости» К. Дебюсси, которую композитор написал под впечатлением картины А. Ватто «Отплытие на Цитеру»! Не менее интересным в этом плане представляется и произведение великого композитора Мусоргского «Картинки с выставки». То есть музыка - это, выражаясь словами Л.Н. Толстого, «стенография чувств». Мудро в данном контексте звучат слова Леонардо да Винчи «Музыка и живопись - это как сестры».

Конечно, основой формирования музыкальной и духовной культуры студентов является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается их жизненный и музыкальный опыт, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства, и художественный опыт, связанный с исполнением музыки. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда ее не только слушают, но и размышляют о ней. Все занятия посвящены тому, чтобы у студентов было в итоге сформировано состояние человеческого открытия мира музыки. «Только те образы музыкального искусства, которые заняли определенное место в нравственно-эстетическом мире личности, в ее индивидуальном сознании, осмыслены и пережиты ею, способны выступить частью «культурного события» человека», - замечает Л.С. Сысоева [7]. И с ней нельзя не согласиться.

В музыкально-педагогической литературе музыкальная культура выступает как характеристика целостного эстетического отношения человека к миру музыки, которая включает музыкальную деятельность и музыкальное сознание, а также имеет сущностную определенность, связанную с процессами музыкального развития личности.

Объединив два понятия - «эстетическая культура личности» и «музыкальная культура личности», мы приходим к выводу, что, тесно переплетаясь между собой, они образуют новое - «музыкально-эстетическая культура личности», подразумевая под собой участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности (вокальные ансамбли, танцевальные ансамбли, хоровое пение и пр.), развитие нравственноэстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала (умение слушать и видеть музыку), высокий уровень знаний и оценочных представлений в музыке - т. е. все те ведущие признаки, которые определяют качества музыкальноэстетической культуры человека, его уровень культурно-музыкального развития.

Таким образом, правильно поставленное музыкально-эстетическое воспитание стимулирует постоянную духовную работу каждо-

го студента - будущего достойного гражданина своей страны. Без этой духовной работы невозможно формирование и развитие нравственного общества. Еще Л.Н. Толстой нравственные потери считал главными потерями человечества, рекомендовал все силы направлять только на себя, на то, чтобы жить лучше, жить нравственной жизнью: «Люди заняты всегда и всего только приготовлениями к жизни, а жизни нет: заняты едой, сном, отдыхом, учением, продолжением рода, воспитанием. Одного нет - жизни, роста своей жизни». Творческий труд мыслитель рассматривал как средство формирования, развития и благо каждого человека. Смысл жизни человека состоит в развитии духовных потребностей и нравственном самосовершенствовании. Формирование музыкально-эстетической культуры, возможно, и является одним из главнейших средств развития духовных потребностей, нравственного самосовершенствования, личностного роста каждого студента - будущего специалиста обновленной России.

1. Спинжар Н.Ф. Профессиональная подготовка специалиста культуры в условиях рефор-

мирования высшей школы // Юридическое образование и наука. 2005. № 3. С. 15-26.

2. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976.

3. Эстетическая культура / под ред. Н.И. Кия-щенко. М., 1996.

4. Самохвалова В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждении и реализации человека в мире // Эстетическая культура. М., 1996. С. 43-69.

5. Литвиненко Л. Л. К вопросу об эстетической культуре и эстетическом воспитании // Профессиональная культура учителя экономики. Ростов н/Д, 1998. С. 15-24.

6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М., 1999.

7. Сысоева Л.С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание. Томск, 1989. С. 131.

Поступила в редакцию 31.08.2009 г.

Arstein L.I. Some aspects of the formation of musical and aesthetic culture of students in the context of vocational training. This article highlights the issues of forming a musical-aesthetic culture of the high-school students. The article analyses the issues of aesthetic education, music culture communication music with art, relationship of young people to music and also the problem of necessity of creation of musical and aesthetic culture of the future specialists of our country.

Key words: aesthetic; music; culture; aesthetic culture; musical culture; students; musical-aesthetics culture.

УДК 371+681.81

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

© А.А. Скрынников

Статья посвящена исследованию особенностей преподавания в исполнительских классах системы профессионального музыкального образования. В исследовании представлены новые подходы к учебно-воспитательной практике, определены и разработаны механизмы продуктивного изучения музыкального произведения. Автором предложена особая методическая система - метод программирования игровых движений.

Ключевые слова: образование; исполнительство; музыка.

Процесс музыкального воспитания является сложной, органичной, динамической, функционально-подвижной системой.

При исследовании процесса музыкального воспитания учащегося-музыканта в системе высшего музыкального образования представляется целесообразным рассматри-

вать в качестве системообразующего фактора определяющего все связи в названной системе. То есть между содержанием учебного материала, методами его передачи и способами усвоения; между преподавателями и обучающимися; между формированием и воспитанием отдельных качеств личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.