Научная статья на тему 'Музыкально-эстетическая культура личности: сущность и составляющие компоненты'

Музыкально-эстетическая культура личности: сущность и составляющие компоненты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4905
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSICAL AND AESTHETIC CULTURE OF PERSONALITY / ARTISTIC CULTURE / THE COMPONENTS OF MUSIC AND AESTHETIC CONSCIOUSNESS / MUSICAL AND AESTHETIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Л. Н.

В статье рассмотрены сущность и составляющие компоненты музыкально-эстетической культуры личности, включающие музыкально-эстетические потребности, эстетическое восприятие и понимание музыки, художественно-творческие умения и навыки, музыкально-эстетический вкус, музыкально-эстетическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL-AESTHETIC CULTURE PERSONALITY: ESSENCE AND COMPONENTS

The paper considers the nature and the component parts of the musical and aesthetic culture of the individual, including musical and aesthetic needs, aesthetic appreciation and understanding of music, artistic and creative skills, musical and aesthetic taste, musical and aesthetic activity.

Текст научной работы на тему «Музыкально-эстетическая культура личности: сущность и составляющие компоненты»

УДК 02.61.45

Л.Н.Иванова

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ

В статье рассмотрены сущность и составляющие компоненты музыкально-эстетической культуры личности, включающие музыкально-эстетические потребности, эстетическое восприятие и понимание музыки, художественно-творческие умения и навыки, музыкально-эстетический вкус, музыкально-эстетическую деятельность.

Ключевые слова: музыкально-эстетическая культура личности, художественная культура, компоненты, музыкально-эстетическое сознание, музыкально-эстетическая деятельность.

Lilia Ivanova MUSICAL-AESTHETIC CULTURE PERSONALITY: essence and components

The paper considers the nature and the component parts of the musical and aesthetic culture of the individual, including musical and aesthetic needs, aesthetic appreciation and understanding of music, artistic and creative skills, musical and aesthetic taste, musical and aesthetic activity.

Keywords: musical and aesthetic culture of personality, artistic culture, the components of music and aesthetic consciousness, musical and aesthetic activity.

С эстетическим развитием молодежи все в большей степени связывают перспективы духовного развития общества, возрождение национальных традиций, повышение культурного уровня народа, а также решения многих других проблем образования и воспитания. Весомый вклад в эстетическое воспитание молодежи внесли ученые-педагоги Татарстана: Л.А.Волович, К.В.Игнатьева, ГИ.Королева, М.И.Махмутов, ГВ.Мухаметзянова, З.ГНигматов, ГА.Петрова, Л.М.Попов, С.И.Раимова, Д.А.Сладкова, Я.И.Ханбиков, Т.В. Шуртакова и др. В современном научном исследовании [2] утверждается о существовании в республике татарской школы эстетического воспитания.

Методологический и психолого-педагогический анализ процесса эстетического воспитания, его прикладных аспектов дан в работах ГЗ.Апресяна, М.А.Верба, И.Ф.Гончарова, И.А.Джидарьяна, Д.М Каба-левского, Е.В.Квятковского, Н.И.Киященко. А.Н.Леонтьева, Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, Б.М.Неменского, С.А.Рубинштейна, В.А.Разумного, В.В.Селиванова, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого, П.М.Якобсона.

При организации эстетического воспитания следует учитывать, что данный процесс представляет из себя систему, направленную на объединение всех сил, элементов, факторов и компонентов для обогащения личности. Каждый компонент ценен и важен не только сам по себе, но и во взаимодействии и взаимообо-гащении с другими. Определение структурных элементов системы способствует изучению генезиса и динамики эстетического воспитания. В направлении исследования мы выделяем следующие разновидности культуры личности: эстетическая, художественная, музыкальная. РА.Тельчарова утверждает, что ...«следуя диалектическому закону о соотношении единичного, особенного и общего, мы придем к мысли о том, что единичное (музыкальная культура) выражает и несет в себе специфику особенного (художественная куль-тура) и общего (эстетическая культура)» [7]. Соответственно, мы отмечаем такие самостоятельные понятия, как «эстетическая культура», «художественная культура» и «музыкальная культура».

В работе Г.А.Петровой [4] дано следующее определение эстетической культуры личности: «...эстети-ческая культура личности представляет собой целостное единство эстетического сознания и активной эс-тетической деятельности». В другом исследовании [5] предлагается структура эстетической культуры лич-ности, которая состоит из следующих ее компонентов: а) эстетическое сознание; б) художественно-эсте-тическая деятельность. Эстетическое сознание включает в себя: а) эстетическое восприятие; б) эстетический вкус; в) эстетические потребности и интересы; г) эстетическое чувство; д) художественно-творческие спо-собности; е) художественно-образное мышление. ГА.Петрова утверждает, что «.мы различаем термины «эстетическое воспитание» как более широкое понятие, охватывающее область действительности и искус-ства. и «художественное воспитание» как составляющая часть эстетического воспитания, как воспитание средствами искусства» [5].

Рассмотрим особенности музыкальной культуры. Музыкальная культура личности имеет глубокую сущностную определенность, связанную с процессами музыкального развития личности. Реальный процесс музыкального развития происходит на основе музыкального воспитания и образования. В этом должны участвовать также и нравственно-эстетическое восприятие, осмысление и переживание музыки, которые являются частью «культурного бытия» личности. Таким образом, единство образовательного и музыкально-воспитательного воздействий способствуют формированию

музыкальной культуры личности.

В научном исследовании [6] отмечается, что «в системе качеств музыкальной культуры личности» следующие основные показатели: а) участие в создании музыкально-прекрасного, музыкальнотворческая деятельность во всем многообразии ее форм; б) система музыкально-оценочных представлений, форми-рующаяся на основе опыта музыкального восприятия и творчества, проявляющаяся в музыкально-эсте-тических оценках, взглядах, убеждениях; в) объем, качество, системность художественно-эстетических и музыкальных знаний практического и теоретического характера как основа формирования эстетического отношения к явлениям музыкального искусства; г) влияние развитых форм музыкального сознания и музы-кальной деятельности на другие виды материальной и духовной деятельности, степень стимуляции вне-музыкальных сфер жизнедеятельности человека.

Художественная культура представляет собой наиболее мощный пласт духовной культуры индивида, включающий эмоционально-нравственный и интеллектуально-эстетический компоненты. Музыкальная культура как подсистема по отношению к художественной и эстетической культуре, является важнейшим показателем уровня эстетического и художественного развития личности. В музыкальной педагогике музы-кальная культура личности определяется как «...выражение художественной культуры личности на уровне конкретного вида искусства - музыки» [6]. Искусство, воздействуя на личность, активизирует эмоции, воображение, развивает интеллектуальные способности, внимание, мышление, что важно во всех видах де-ятельности. Искусство создает своеобразную «кладовую» идей и понятий, откуда личность может брать все необходимое для познания окружающей его действительности, развития своего творческого начала. Воспи-тательная роль искусства заключается в симбиозе активной творческой деятельности и глубокого усвоения культурных ценностей общества.

«Диалектическая взаимосвязь эстетической и музыкальной культуры личности позволяет обоснован-но ввести категорию музыкально-эстетической культуры.» [7]. В определении составляющих компонен-тов музыкально-эстетической культуры личности мы руководствуемся представленной в научном иссле-довании формулировкой понятия «музыкально-эстетической культуры личности»: «музыкально-эстети-ческая культура личности - это совокупность качеств музыкальноэстетического сознания и музыкально-эстетической деятельности личности, раскрывающих меру освоения ею духовных ценностей общества» [3].

Музыкально-эстетическое сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкально-эстети-чес-кой деятельности, выступает важным компонентом музыкально-эстетической культуры личности. И.Ю. Павлова отмечает, что «музыкально-эстетическое сознание не всегда обнаруживает себя в непосредственно воспринимаемых формах, большое значение имеют скрытые внутренние процессы, такие как, потребности, восприятие, мышление, представление, воображение, которые характеризуют отношение личности к искус-ству и области действительности» [3]. Начало музыкально-эстетического отношения личности определяют ее музыкально-эстетические потребности. В музыкальной педагогике потребность в музыке трактуется как «.положительное, устойчивое отношение к музыкальному искусству» [1]. Эстетическое восприятие и понимание музыки рассматриваются как необходимый компонент в процессе формирования музыкально-эстетической культуры личности.

Музыкально-эстетические оценочные представления проявляются в музыкально-эстетических взгля-дах, убеждениях и выражаются в суждениях личности. В работе музыканта-педагога

Э.Б.Абдуллина [1] оп-ределяется значение развития оценочных представлений личности: «Способность дать эстетическую оценку произведению характеризует достаточно высокий уровень развития восприятия музыки и может служить одним из показателей музыкальной культуры». Мы считаем, что музыкально-эстетические знания - это основа формирования музыкально-эстетической культуры личности. На знания личность опирается в сис-теме логических суждений, которые образуют рациональный уровень музыкально-эстетического сознания. Развитый музыкально-эстетический вкус характеризуется способностью самостоятельно выражать суж-дение о художественных ценностях культуры.

Музыкальная деятельность является началом личностной музыкальной культуры, так как в музыкальной деятельности развиваются природные задатки человека к музыке, его музыкальное чувство, вкус, любовь и понимание музыкального искусства, способность к музыкальному исполнительству. Деятельность по овладению музыкально-эстетическими ценностями эстетизирует все остальные сферы жизнедеятельности личности, что дает основание рассматривать музыкальную деятельность как музыкально-эстетическую деятельность. Музыкально-эстетическая деятельность как проявление личностной активности, состоящей в духовно-практическом овладении музыкальноэстетическими ценностями общества является определяющим компонентом музыкально-эстетической культуры личности [3].

Таким образом, рассмотрение сущности музыкальной и эстетической культуры личности, позволило нам представить обоснование сущности музыкально-эстетической культуры личности. Из этого последо-вало определение составляющих ее компонентов. Исходя из специфики и цели исследования, мы считаем, что составляющими компонентами музыкально-эстетической культуры личности являются: а) музыкально-эстетические потребности; б) эстетическое восприятие и понимание музыки; в) художественно-творческие умения и навыки; г) музыкально-эстетический вкус; д) музыкально-эстетическая деятельность.

Литература

1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдуллин. - М.: Просвещение, 1983. - 112с.

2. Галишникова, Е.М. Становление и развитие теории и практики эстетического воспитания в Татарстане (ХГХ-ХХвв.) / Е.М.Г алишникова: дисс... доктора пед. наук. - Казань, 2004.- 365с.

3. Павлова, И.Ю. Формирование музыкально-эстетической культуры студентов педвуза на основе использования национального музыкального фольклора / И.Ю. Павлова: дисс. канд. пед. наук. - Казань, 2001. - 239с.

4. Петрова, Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя / Г.А.Петрова. - Казань: Издательство Казанск. гос. ун-та, 1976. - 200с.

5. Петрова, Г.А., Королева, Г.И. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях / Г.А.Петрова, Г.И.Королева. - Казань: КГУ, 1984.

6. Тельчарова, Р.А. Музыка и культура. (Личностный подход) / Р.А.Тельчарова. - М.: «Знание», 1986. - 64с.

7. Тельчарова, Р.А. Музыкально-эстетическая культура и марксисткая концепция личности / Р.А.Тельча-рова. Учебное пособие. - М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И. Ленина, 1989. - 131с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.