Научная статья на тему 'Воспитание эстетической культуры будущих учителей физической культуры'

Воспитание эстетической культуры будущих учителей физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / AESTHETIC CULTURE OF PERSONALITY / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / AESTHETIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Наталья Александровна, Осипова Ирина Сергеевна

В статье представлена модель эстетической культуры будущего учителя физической культуры, обоснованы педагогические условия воспитания эстетической культуры студентов факультета физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The education of aesthetic culture of the future teachers of physical culture

The article presents a model of aesthetic culture of the future teacher of physical culture, grounded pedagogical conditions of education of aesthetic culture of students of the Faculty of Physical Education.

Текст научной работы на тему «Воспитание эстетической культуры будущих учителей физической культуры»

5. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Высшее образование, 2008. -430 с.

6. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст] : учебник для студентов пед. вузов : в 2 кн. / И.П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 1999.

7. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М. : Академия, 2010. - 327 с.

8. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. - М. : Высш. шк., 2004. - 512 с.

9. Прохоров, А.М. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. Т. 1 [Текст] / гл. ред. А.М. Прохоров. -М. : Сов. энциклопедия, 1991. - 863 с.

10. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1 [Электронный ресурс] / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 2005. - Режим доступа : http://stavcvr.ru/metod-kopilka.

11. Тулькибаева, Н.Н. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М. : Восток, 2003. - 274 с.

12. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь [Электронный ресурс] / Д.Н. Ушаков. - Режим доступа: http://www.slovopedia.eom/3/209/838268.html.

13. Чернов, А.С. Методическое обеспечение социально-культурной деятельности [Текст] : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. А.С. Чернов ; Омск. гос. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2007. - 50 с.

УДК 378

Н.А. Кузнецова, И.С. Осипова г. Шадринск

Воспитание эстетической культуры будущих учителей физической

культуры

В статье представлена модель эстетической культуры будущего учителя физической культуры, обоснованы педагогические условия воспитания эстетической культуры студентов факультета физической культуры.

Эстетическая культура личности, эстетическое сознание.

КА. Kuznetsova, I.S. Osipova Shadrinsk

The education of aesthetic culture of the future teachers of physical

culture

The article presents a model of aesthetic culture of the future teacher of physical culture, grounded pedagogical conditions of education of aesthetic culture of students of the Faculty of Physical Education .

Keywords: aesthetic culture of personality, aesthetic consciousness.

Серьёзные социально-экономические потрясения последних десятилетий привели современное общество к кризису, проявлениями которого являются духовное обнищание, падение уровня культуры граждан, особенно молодёжи. В связи с этим важным направлением политики государства в области образования является его гуманизация, ориентированная на преодоление духовного кризиса, создание условий для устойчивого духовного развития России, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.

Одной из важнейших задач воспитания является формирование у подрастающего поколения духовности и культуры. Духовная культура отражает богатство эстетического сознания личности, являющегося духовной основой её эстетической культуры. Важная роль в воспитании эстетической культуры школьников принадлежит будущим учителям -сегодняшним студентам, в том числе студентам факультета физической культуры.

В Федеральном законе РФ «О вузовском и послевузовском образовании» одной из основных задач высшего учебного заведения является удовлетворение потребностей личности в культурном и нравственном развитии. Однако среди студентов-физкультурников отмечаются очень низкие показатели осведомленности в области художественной литературы, поэзии, изобразительного искусства, музыки, архитектуры и др. Многие спортсмены из-за частых перерывов в планомерной учебе в связи с участием в различных соревнованиях не успевает накопить в ходе учебы необходимый опыт участия в эстетической деятельности и культурный багаж знаний в области литературы, искусства и пр.

Опросы показывают, что студенты в своём большинстве не могут ответить на вопросы о возможностях использования средств физической культуры для развития эстетических вкусов, убеждений и привычек поведения в области эстетики [11, С. 196]. Это связано, на наш взгляд, с тем, что на практике ресурсы физической культуры в отношении эстетического воспитания студентов явно не используются в полной мере, хотя именно физическая культура и спорт обладают значительными возможностями в воспитании эстетической культуры, а преодоление разрыва между физическим и духовным развитием личности спортсмена, будущего учителя физической культуры способствует их гармоничному развитию [9].

Таким образом, актуальным направлением работы тренеров и преподавателей, осуществляющих подготовку студентов-физкультурников, должно стать и формирование их эстетической культуры, показ возможностей физической культуры для решения задач эстетического воспитания личности. Данная проблема нашла частичное решение в исследованиях И.Ю. Насыровой (1997), Н.Ф. Трубниковой (2006).

Ж.К. Холодов, указывает, что взаимосвязь физического воспитания с эстетическим заключается в том, что, с одной стороны, физическое воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека, с другой - эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счёт внесения в него положительного эмоционального момента и дополнительных привлекательных стимулов для занятий физическими упражнениями [13, С. 29].

Задачи эстетического воспитания: развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников; формирование эстетических знаний, эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; формирование стремления быть

прекрасным во всём - в мыслях, делах, поступках, внешнем виде и т.д., - можно свести к общей цели - воспитанию эстетической культуры обучающихся.

Эстетическая культура личности - это совокупность её способностей чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самого человека по законам красоты, открывающим путь наиболее полного гармонического раскрытия всех сущностных сил человека [14, С. 18].

Традиционно в эстетической культуре выделяют в качестве её составляющих эстетическое сознание и эстетическую деятельность [4, С. 82].

Эстетическое сознание - одна из форм общественного сознания, отражающая окружающий мир, разностороннюю деятельность человека, продукты его деятельности, произведения искусства в чувственно представимых и оцениваемых в суждениях вкуса образах. Это та форма или часть общественного сознания, которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного [4, С. 154].

Эстетическое сознание и эстетическая деятельность образуют единство, но не тождество. Эстетическое сознание определяет эстетическую культуру, которая проявляется в эстетической деятельности [5].

На основе анализа работ В.А. Разумного, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова, М.А. Верба, В.Н. Липского, А.В. Пирадова, Л.П. Печко и др. мы выделили следующие элементы эстетического сознания и эстетической культуры личности: эстетическое восприятие, эстетическое переживание, эстетические чувства и эмоции, эстетический вкус, эстетическая оценка, эстетический интерес, эстетический идеал, эстетические взгляды и убеждения, эстетическая потребность, эстетическое отношение [2; 5; 14; 15].

Элементы эстетической культуры функционально связаны друг с другом. По мнению А.А. Радугина, эстетическая культура личности выполняет следующие функции: информационно-познавательную, реализуемую в знаниях личности; ценностно-ориентационную, реализуемую в убеждениях, в направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов; коммуникативно-регулятивную, проявляющуюся в эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности; деятельно-волевую, реализуемую в эстетических способностях, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры [13].

Соотношение элементов и функций эстетической культуры позволило нам разработать модель эстетической культуры личности [5], которая для будущего учителя физической культуры может быть представлена следующим образом:

- когнитивный компонент (сформированность эстетических знаний, в том числе в сфере физической культуры);

- мотивационно-потребностный компонент (эстетические мотивы, потребности, интересы, в том числе в физкультурной деятельности);

- ценностно-ориентационный компонент (оценочные суждения, эстетический вкус, идеалы, взгляды, отношения);

- эмоционально-чувственный компонент (эстетические восприятие, эмоции, чувства, переживания, в том числе красоты двигательных действий, эстетики телосложения и др.);

- деятельностный компонент (эстетические творческие способности, умения, навыки и опыт эстетической деятельности, выражающиеся в эстетике внешнего вида, поведения, поступках, характере выполнения двигательных упражнений).

Таким образом, эстетическую культуру личности мы определяем как качество личности, основанное на эстетическом сознании и проявляющееся в эстетической деятельности, компонентами которого являются когнитивный, мотивационно-потребностный, ценностно-ориентационный, эмоционально-чувственный,

деятельностный, позволяющее человеку осваивать существующие эстетические ценности и создавать прекрасное в собственной деятельности, реализуя свои способности и сущностные силы [5].

Выделение элементов эстетической культуры необходимо в научно-теоретических, исследовательских, учебных целях. Однако воспитательно-образовательная практика должна основываться на синтезе и быть целостной, подобно целостности самой личности, ведь преподаватели не могут разделить в воспитании студента чувства, отношения, эстетическое поведение. Понятия части, элементы, слагаемые эстетической культуры употребляются в теории с пониманием целостности человека и процессов эстетического развития человеческой природы.

Мы полагаем, что эффективному воспитанию эстетической культуры будущих педагогов по физической культуре будет способствовать реализация в процессе их физического воспитания следующих педагогических условий.

Первое условие. Побуждение студентов к эстетически выразительному выполнению движений, к эстетической оценке техники выполнения упражнений.

При использовании типичных для физического воспитания методов наглядного воздействия (натуральной демонстрации разучиваемых физических упражнений) важно обеспечить высокую выразительность движений. Причём в эстетическом отношении особенно ценна экспрессия, передающая одухотворённость двигательного действия, чувства его исполнителя. Примером может служить и высокая культура движений выдающихся мастеров спорта, демонстрируемая во время посещения соревнований или просмотра видеозаписей. При показе и объяснении выполнения упражнений преподавателю необходимо дать им эстетическую оценку, раскрыть условия, повышающие или снижающие проявления красоты этих движений. Студентам могут быть предложены задания на выявление факторов, способствующих проявлению красоты игровых упражнений, эстетики сыгранных комбинаций, обоснованию критериев оценки двигательных действий, что будет способствовать формированию эстетического восприятия, суждений и вкусов [7].

Второе условие. Эстетизация среды воспитания.

Немаловажное значение на эстетические представления и чувства занимающихся физическими упражнениями оказывают условия среды, в которых проходят занятия. Ценность в этом отношении представляют эстетическое оформление мест занятий, правильный подбор колера спортивного зала, снарядов, оборудования, а также эстетические свойства природной среды, ведь двигательная деятельность человека большей частью связана с использованием естественных сил природы. Солнце, воздух и вода усиливают влияние физических упражнений, позволяя в полной мере ощутить окружающую красоту [7].

Эстетизация среды на занятии предполагает создание атмосферы восприятия, осознания, наслаждения эстетической ценностью, эстетическим содержанием каждого этапа занятия, каждого наглядного пособия, слова и действия преподавателя.

С этой целью при выполнении физических упражнений оправдано использование музыкального сопровождения. Гармоническая связь движений и музыки, являясь источником эстетического удовлетворения, в то же время играет роль в формировании совершенных движений, воспитывает эстетический вкус. Недопустимо увлечение низкопробными, неэстетическими мелодиями, способствующими формированию низменных потребностей.

Проблему эстетического воспитания будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики исследовала Н.Ф. Трубникова (2006 г.), которая доказала, что эстетическая воспитанность обеспечивает готовность будущего учителя физической культуры к творческой работе, выявлению и развитию художественного потенциала учащихся, формированию у них устойчивой потребности духовного и физического совершенства [11].

Воспитанию эстетических знаний и представлений, оценки и интересов помогают произведения изобразительного искусства, посвященные физической культуре, спорту. Они вдохновенно воссоздают физическую красоту человека, показывают гармонию его физического и духовного развития. Нельзя забывать, что приобщение к искусству только тогда даст необходимый воспитательный эффект, когда станет не эпизодом, а системой и приобретёт направленный характер.

Воспитательная среда факультета физической культуры Шадринского государственного педагогического университета содержит значительный эстетический потенциал. Обладающей прекрасной материальной базой, которая бережно поддерживается руководством вуза, качественно оборудованными спортзалами, тиром, тренажёрным залом, стадионом, гордящийся своими выдающимися спортсменами, выпускниками, чьи кубки и медали с выигранных ими соревнований являются гордостью факультета и украшают его, - он является одним из самых востребованных у абитуриентов факультетов нашего вуза.

Третье условие. Использование эстетического потенциала спортивных праздников, показательных выступлений.

Особой воспитательной ценностью обладают посещения и участия в показательных выступлениях, соревнованиях, спортивных праздниках, которые, становясь массовым зрелищем, по силе эстетического воздействия граничат с искусством, способствуя формированию эстетического восприятия, эмоций, чувств, переживаний и потребностей [6].

В ШГПУ стали традиционными межфакультетские спартакиады, которые охватывают разнообразные виды спорта, и перечень которых с каждым годом становится всё разнообразнее. Большим праздником для всех становятся также ежегодные турниры по самбо, организуемые факультетом физической культуры и имеющие статус межрегиональных, на которых зрители могут получить эстетическое удовольствие от правильно и красиво использованного спортсменами приёма, в целом от обстановки и оформления мероприятия. Также студенты факультета физической культуры сами регулярно выезжают на различного рода соревнования, как в качестве участников, так и в

качестве болельщиков, в том числе мирового уровня (Олимпиада в Сочи, этапы кубка мира по биатлону и т.д.), эстетическая ценность которых ни у кого не вызывает сомнений.

Четвёртое условие. Высокий уровень эстетической воспитанности тренеров и преподавателей, осуществляющих физическое воспитание студентов.

Для решения задач эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом тренер или преподаватель сам должен быть вооружён эстетическими знаниями, должен глубоко разбираться в законах прекрасного, знать особенности эстетического восприятия и чувства, испытываемого человеком в процессе физкультурной и спортивной деятельности [1 ].

Тренер, преподаватель должен обладать высоким уровнем культуры общения, особым стилем речи, отличающимся конкретностью, доброжелательностью, умением выражать свои мысли точно и ясно. Её содержание должны составлять яркие запоминающиеся образы, меткие сравнения, пословицы и поговорки, отражающие традиции родной культуры. Это позволит сформировать ясное представление о двигательном действии и передать различные оттенки чувств [7].

Важно, чтобы тренер сформировал у студентов умения общаться с товарищами по команде, с соперниками, с судьями, умения управлять своим психологическим состоянием, научил достойно проигрывать и красиво побеждать.

Воспитывающее влияние педагог оказывает и невербальными методами: своим внешним видом, эстетическим подбором одежды, культурой жестов, мимикой, красивой походкой.

Мастерство преподавателя - в синтезе духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности, в умении воздействовать на личность и коллектив.

Факультет физической культуры ШГПУ обладает в этом отношении богатым кадровым потенциалом. Заслуженные работники физической культуры РФ (Ю.М. Нестеров, Н.В. Власов, А.И. Леонтьев), отличники физической культуры РФ (А.А. Старцев, Л.Г. Буркова, Н.В. Власов, А.И. Леонтьев, Ю.М. Нестеров) являют собой примеры интеллигентности, культуры, добросовестного отношения к работе, профессионализма, чуткости, внимательного и доброго отношения к студентам.

Таковы, на наш взгляд, педагогические условия воспитания эстетической культуры будущих учителей физической культуры, которые успешно реализуются на факультете физической культуры ШГПУ.

На основании вышесказанного назовём методы эстетического воспитания, которые могут быть использованы в процессе занятий физической культурой и спортом:

- эмоционально-выразительное объяснение физических упражнений, яркое, образное слово;

- технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения, который вызывает чувство восхищения;

- вдохновляющий пример в действиях и поступках;

- практическое приучение к проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями;

- беседы, предметом которых является красота окружающего мира, здорового и спортивного человека, технически точно выполненных движений и др. [12].

В заключении можно сделать выводы, что актуальность воспитания эстетической культуры будущих учителей физической культуры, в первую очередь, обусловлена задачами воспитания духовности и культуры подрастающего поколения, которые ставит наше государство, а также удовлетворением потребностей самих студентов в культурном и нравственном развитии. Цель - воспитание эстетической культуры - может быть достигнута в процессе эстетического воспитания студентов, органично связанного с их физическим воспитанием.

Эстетическая культура как качество личности, основанное на эстетическом сознании и проявляющееся в эстетической деятельности, представляет собой сложное структурно-функциональное образование, компоненты которого, однако, выделяются только в научных целях, а процесс воспитания строится с пониманием целостности человека и процессов эстетического развития человеческой природы.

Эффективному воспитанию эстетической культуры будущих учителей физической культуры, способствуют педагогические условия, реализация которых помогает освоить студентам эстетические стороны различных форм занятий физической культурой и спортом; формирует способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры, спорта и в других областях её проявления; способствует эстетически зрелому отношению к физическому совершенству; помогает вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного, непримиримость к безобразному в любых его проявлениях; способствует формированию у них эстетического отношения к совершенствованию своего физического облика, интереса к изучению эстетического своеобразия техники движений и их органическому сочетанию с музыкальным сопровождением, приобретению умений придавать упражнениям соответствующую эмоциональную окраску; формирует эстетику поведения и межчеловеческих отношений в физкультурной (в частности, спортивной) деятельности. Работа, проводимая тренерами и преподавателями физкультурного факультета в этом направлении, готовит студентов к успешному решению задач эстетического воспитания в своей будущей профессионально-педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТРУРА

1. Бакшеева, Т.В. Эстетическое воспитание в подготовке квалифицированных кадров в области физической культуры и спорта [Текст] / Т.В. Бакшева // Проблемы детской антропологии : материалы Всерос. науч. конф. - Ставрополь : Кавказкий край, 2001. - С. 50-51.

2. Киященко, Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре [Текст] / Н.И. Киященко // Эстетическая культура / под ред. И.А. Коникова. - М. : ИФРАН, 1996. - С. 9-31.

3. Королева, Г.И. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях [Текст] / Г.И. Королёва, Г.А. Петрова. - Казань : Изд-во Казанского университета, 1984. - 180 с.

4. Краткий словарь по эстетике [Текст] : кн. для учителя / под ред. М.Ф. Овсянникова. - М. : Просвещение, 1983. - 224 с.

5. Кузнецова, Н.А. Опора на витагенный опыт в процессе воспитания эстетической культуры младших школьников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Кузнецова. - Екатеринбург, 2005. - 22 с.

6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] : учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 523 с.

7. Назаренко, Л.Д. Красота как необходимый компонент формирования личности [Текст] / Л.Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - № 4. - С. 48-49.

8. Насырова, И.Ю. Эстетическое воспитание будущего учителя физической культуры (на примере художественной гимнастики) [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / И.Ю. Насырова. - Липецк, 1997 // Библиотека диссертаций. - Режим доступа: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/jesteticheskoe-vospitanie-buduwego-uchitelja-fizicheskoj-kultury.html.

9. Столяров, В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) [Текст] / В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 11-15.

10. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2007. - 464 с.

11. Трубникова, Н.Ф. Эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н.Ф. Трубникова. -Барнаул, 2006. // Библиотека диссертаций. - Режим доступа: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/jesteticheskoe-vospitanie-buduwih-uchitelej-fizicheskoj-kultury-sredstvami.html.

12. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2004. - 480 с.

13. Эстетика [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. А. А. Радугина. - М. : Центр, 2000. - 240 с.

14. Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Текст] : кн. для учителя / сост. Г.С. Лабковская. -М. : Просвещение, 1983. - 304 с.

14. Эстетическое сознание и процесс его формирования [Текст] / Ин-т философии АН СССР. - М. : Искусство, 1981. - 225 с.

УДК 378

И.Н. Разливинских, г. Шадринск

Формирование математической компетентности у будущих учителей начальных классов посредством целостной динамичной базы знаний

В данной статье рассматривается процесс формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов посредством целостной динамичной базы профессиональных знаний на основе интеграции общепедагогических, методических и специальных (предметных) знаний.

Формирование математической компетентности у будущих учителей начальных классов, целостная динамичная база знаний, интеграция.

I. N. Razlivinskikh, Shadrinsk

Formation of mathematical competence of future primary school teachers through a holistic dynamic knowledge base

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.