Научная статья на тему 'Развитие экономических отношений в АПК'

Развитие экономических отношений в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
687
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наконечникова Л. А.

Экономические отношения — основной компонент любого общественного развития. Совершенствование экономических отношений сельскохозяйственных предприятий рекомендуется осуществлять поэтапно по нескольким направлениям. Это отношения государства, регионов и потребителей как заказчиков и сельскохозяйственных предприятий как поставщиков, взаимоотношения между сельскохозяйственными предприятиями, а также формирование экономических отношений на внутрихозяйственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие экономических отношений в АПК»

7. Гоубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 2003.

8. Дейан А. Изучение рынка / Под ред. С.Г. Божук. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.

9. Кузнецов Н.Г., Федько В.П., Ганус С.М. Инфраструктурный комплекс торговли как элемент целос-

тной общественной системы экономики региона: проблемы формирования // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Ростов н/Д, 2005. Т. 3. № 4.

10. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. СПб.: Питер, 2002.

11. 0'Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. СПб.: Питер, 2001.

12. Панкрухин А.П. Маркетинг. М.: ИКФ 0мега-Л, 2002.

13. Российский маркетинг на пороге третьего тысячелетия / Под ред. А.А. Бравермана. М.: Экономика, 2001.

14. Федько В.П. Функциональная устойчивость промышленности на основе формирования системного инфраструктурного комплекса. Ростов н/Д, 2000.

НАКОНЕЧНИКОВА Л.А.

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В АПК

ш

.0 ь и

Экономические отношения — основной компонент любого общественного развития. Совершен- ш

ствование экономических отношений сельскохозяйственных предприятий рекомендуется осуществлять поэтапно по нескольким направлениям. Это отношения государства, регионов и потребителей как заказчиков и сельскохозяйственных предприятий как поставщиков, взаимоотношения между

сти для всех участников рыночных отношений.

Хозяйственная деятельность бизнес-единиц связана с обязательствами взаимными и односто-

т

Ol

Z

сельскохозяйственными предприятиями, а также формирование экономических отношений на внут- д рихозяйственном уровне. □

Организационную схему внедрения экономических отношений сельскохозяйственных предпри- ^ ятий можно представить следующим образом: -<>

1) выделение структурных элементов бизнес-единиц (при этом определяется вид, структура и сфера их деятельности);

2) формирование производственного потенциала бизнес-единиц;

3) введение системы договорных (контрактных) отношений;

4) создание текущего механизма экономических отношений;

5) определение порядка финансирования в течение года;

с\ 2

6) подведение итогов за год по структурным элементам. о Экономические отношения определяют условия индивидуального взаимодействия между струк- Ёе

турными элементами (бизнес-единицами), включающие поиск и отбор партнеров — участников ры- ее

ночных отношений; заключение соглашений; контроль соблюдения условий соглашений и приме- о.

о

нение санкций. <

о о

>

о

Развитие агропромышленного комплекса возможно только при условии формирования новых экономических отношений, так как на современном этапе важная роль принадлежит системе устойчивых связей, обеспечивающих взаимопроникновение средств, предоставляющих равные возможно- о

о

со

О

I—

О

ронними, которые они берут на себя добровольно или по принуждению. Взаимные добровольные °

обязательства предполагают перед заключением соглашения процедуру проведения переговоров, в ^

процессе которых имеется возможность согласовать свои представления о правах и обязанностях, ^

зафиксировать конкретные рамки, описывающие условия совершения сделок между непосредствен- ® ными участниками рыночных отношений. Обязательство есть суть любого контракта, но не всякое

обязательство можно назвать контрактом. ^

Контракт является координатором экономических отношений, результатом которых чаще все- ®

го выступает обмен какими-либо благами. Контракты призваны придать устойчивость взаимоотно- 2

шениям, однако процесс заключения контракта требует затрат времени и ресурсов. ^

Во взаимоотношениях между контрагентами существует так называемый феномен асимметрии ^

информации, при котором информация о наличии и свойствах благ распределяется неравномерно между участниками рыночных отношений, что вынуждает сторону, обладающую относительно меньшей информацией, нести более высокие издержки. Существующие проблемы функционирования и регулирования экономических отношений между сельскохозяйственными предприятиями предопределяют необходимость наличия информации для принятия управленческих решений, а также механизма управления взаимодействием бизнес-единиц [3, с. 39]. Структура экономических отношений определяется совокупностью издержек, возникающих в рыночном пространстве. Наличие тех или иных издержек обусловлено отраслевой принадлежностью предприятий [1, с. 397]. Чем выше уровень издержек, тем медленнее осуществляется перераспределение ресурсов между участниками экономических отношений, тем более устойчива и консервативна рыночная структура.

В процессе изучения взаимоотношений участников экономических обменов в системе контрактных отношений выделено такое понятие как достоверные обязательства (credible commitments), или обязательства, заслуживающие доверия. Достоверные обязательства можно рассматривать в рамках экономической теории трансакционных издержек (соотношение достоверных обязательств и специфичности ресурсов, достоверные обязательства и возможность проведения повторных переговоров между одними и теми же участниками трансакций и т.д. ) или в контексте построения и исследования контрактных отношений (отличие достоверных обязательств от других видов обязательств, со-ГМ отношение между достоверными обязательствами и достоверной угрозой, формы, в которых могут jfl существовать достоверные обязательства, а также достоверные обязательства как средство обеспе-0 чения устойчивости контракта).

j Существуют множество способов обеспечения достоверности обязательств в зависимости от

характеристик трансакций, посредством которых производится продукт, а также меняется субъект Z права собственности. В экономической литературе достоверные обязательства характеризуются как информация, содержащаяся в условиях контракта или поведении контрагентов и направленная на g формирование ожиданий у контрагентов относительно гарантированного совершения тех или иных □ действий (в том числе бездействий) в будущем, и подчеркивается важность обеспечения достовер-^ ности обязательств, позволяющих решать вопросы, связанные не только с настройкой стимулов уча--<> стников экономических отношений, но и с адаптацией данных участников к изменяющимся услови-D ям их осуществления [1]. Наряду с достоверными обязательствами выделяется понятие «достоверен ная угроза». Под достоверными угрозами мы можем предположить, например, риски, неопределен-g ности, несогласованности, возникающие в рыночных отношениях между их участниками. И досто-ф верные обязательства, и достоверные угрозы формируют соответствующие ожидания участников | рыночных отношений относительно будущих действий их контрагентов, однако между ними есть ^ различия, которые следует учитывать, используя эти понятия. Достоверность обязательств вполне о допускает, что субъект этих обязательств сам создает для себя ожидаемые издержки в случае нару-х шения условий соглашения. В то же время достоверная угроза, невзирая на то, что также связана с ЕЕ созданием издержек для одного из участников обмена, всегда исходит от контрагента данного уча-

о. стника и не требует вообще никакого соглашения. По содержанию обязательства могут предпола-

0

< гать возникновение потока выгод для контрагента, тогда как угроза всегда сопряжена с возникнове-^ нием издержек. Если достоверные обязательства могут и не рассматриваться как инструмент неко-q оперативных игр, то достоверная угроза — это всегда коррелят некооперативных игр. Такой подо ход позволил по-новому взглянуть на распределение риска на предприятии и обозначить проблему ^ «моральной опасности».

2 Вместе с тем различия между обязательствами и угрозами, так же как и между достоверными

£ обязательствами и достоверными угрозами, весьма относительны. Обязательства тоже могут рассматриваться как угроза, однако в этом случае речь идет либо о вынужденных экономических отноше-

1 ниях, либо об отдельных фрагментах добровольных экономических отношений.

® Распределение результатов рыночных отношений между их участниками ex ante имеет боль-

>| шое значение с точки зрения определения механизма, обеспечивающего его реализацию ex post. g На возникновение достоверных обязательств влияют две поведенческие предпосылки участни-

® ков рыночных отношений: мотивационная при соблюдении информационной. Экономические отношения определяют нормы поведения их участников относительно благ, за несоблюдение которых приходится нести ответственность в виде издержек. Именно оппортунизм в условиях ограниченности используемых ресурсов и специфичности активов выявляет проблему достоверных обязательств

о

х

О

как наиболее значимую и рассматриваемую в качестве необходимого условия обеспечения устойчивости контрактов и, соответственно, поддерживаемых ими трансакций. Однако достоверность обязательств одного из участников контракта не может быть достаточным основанием для вывода об устойчивости данного экономического взаимоотношения. Обеспечение достоверных обязательств обычно связано с дополнительными издержками. При этом существенно различаются ожидаемые выгоды и издержки нарушения соглашения для субъекта, принимающего решение, и ожидаемые выгоды и издержки для контрагента.

Таким образом, обязательства — это информация, передаваемая от одного участника экономических отношений к другому и содержащая проекцию действий либо бездействий источника обязательств на будущее в зависимости от поведения участников рыночных отношений. Обязательства, содержащиеся в контрактах, и достоверные обязательства могут лишь частично соответствовать друг другу. Обеспечение достоверности обязательств, требующее целенаправленных действий участников экономических отношений, возникает в связи с возникновением неопределенностей, несогласованности, рисков. Для обеспечения устойчивости контрактных отношений необходимо выполнение условия двусторонней достоверности обязательств, однако данное обстоятельство при наличии неопределенностей, несогласованностей и возникающих рисках не является достаточным основанием считать данное контрактное отношение эффективным.

Радикальные экономические преобразования в АПК должны быть направлены, прежде всего, на ^ формирование широкой сети функциональных экономических систем, обеспечивающих экономическое равновесие и способствующих формированию открытой саморазвивающейся и саморегулирующейся модели развития агропромышленного комплекса.

По нашему мнению, основным вопросом, возникающим при изучении проблем развития АПК, является не столько его отраслевой состав, сколько наличие реально существующих экономических отношений, складывающихся по поводу ограниченных ресурсов и взаимодействия между отрасля- ^ ми, участвующими в производстве, переработке, транспортировке, реализации конечной продукции □ продовольственного комплекса и распределении чистого дохода между ними. Реформирование аг- О ропромышленного комплекса России явилось предпосылкой трансформации экономических отношений и методов управления предприятиями АПК на районном и областном уровнях. ^ Волгоградская область среди субъектов Российской Федерации характеризуется высоким уров- а нем научного, промышленного, сельскохозяйственного, инвестиционного, ресурсного потенциалов, ® которые позволяют при благоприятных внешних и внутренних факторах обеспечить самодостаточ- о ность и устойчивое развитие территории, экономическую, продовольственную, экологическую безо- ®

СО

пасность жизнедеятельности населения. Волгоградская область является одним из крупнейших про- |

изводителей сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации [2, с. 23]. ^

При положительных тенденциях в агропромышленном комплексе продолжают сохраняться о

негативные, обусловленные низкой технической оснащенностью сельских товаропроизводителей, ^

высоким износом техники. В животноводстве сохраняется тенденция снижения поголовья крупного £2

рогатого скота. Значительное число предприятий в сельском хозяйстве являются финансово неус- ^

тойчивыми и убыточными. Остается острой проблема собственности на землю как основу производ- <

ства сельскохозяйственной продукции. Негативным фактором также является диспаритет цен на о

продукцию сельского хозяйства и продукцию промышленности. о

Анализ позитивных и негативных факторов социально-экономического развития агропромыш- ° ленного комплекса Волгоградской области позволил выявить проблемы в развитии агропромышленного комплекса региона, на решение которых должны быть направлены усилия органов власти и хозяйствующих субъектов.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Волгоградской области на ;=

период до 2010 года предусматривается дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, ^

направленное на повышение инвестиционной привлекательности региона, в том числе агропромыш- 2

ленного комплекса, активизацию малого бизнеса. Предусматривается реализация высокоокупаемых >|

инвестиционных проектов в промышленности, транспорте и связи, агропромышленном комплексе, о

®

малом предпринимательстве. =т

Основными задачами развития агропромышленного комплекса Волгоградской области являются: обеспечение продовольственной безопасности региона, поддержка отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, в части оказания содействия в продвижении на рынок высокока- оо

о

х

О

чественных, экологически чистых продовольственных товаров; создание интегрированных структур производителей сельхозпродукции, перерабатывающих предприятий, торговых организаций, баз хранения и транспорта, предприятий техагросервиса. Кооперация и интеграция создадут возможности более эффективного использования мощностей, уменьшат затраты при переходе от одной технологической стадии к другой, ликвидируют излишние звенья в едином процессе воспроизводства и реализации продукции. Внутренние экономические отношения субъектов интеграции должны осуществляться как с позиций общей эффективности, так и обеспечения условий расширенного воспроизводства каждому структурному элементу интеграции. Продолжится работа по повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, как основного фактора надежного продовольственного обеспечения, формированию развитой рыночной инфраструктуры, повышению уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Ежегодно Администрацией Волгоградской области принимаются Постановления по развитию агропромышленного комплекса региона, всех хозяйствующих субъектов, в том числе агропромышленных объединений, предусматривающие максимальную привлекательность для инвестиций в АПК и дотационную поддержку основных направлений его развития.

ЛИТЕРАТУРА.

ГМ 1. Иншаков О.В., Фролов Д.П. Институционализм в российской экономической мысли (IX-XXI вв.): В £ 2-х т. Т. 2. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.

0 2. Мелихов В.В., Воробьев А.В., Харебава Р.П. Становление рыночных отношений в аграрном секто-х ре. Волгоград: Станица-2, 1999.

3. Черняев А.А. Основные направления совершенствования механизма функционирования АПК По-Z волжья. Саратов: Саратовский государственный аграрный университет им. Вавилова. Типография АВП «Саратовский источник», 2006.

СО □

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01 -

^ ПАВЛЕНКО И.А., ДРОБЫШЕВСКАЯ Л.Н.

° ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ

1 РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

о

а _

СО X

В современную эпоху конкурентоспособность стран все в большей степени зависит от новых о технологий и инноваций. Ключевую роль в инновационных процессах играет фактор «человеческо-х го капитала». Как утверждают Дж. Грейсон — мл. и К.О? Делл, «образование прямо связано с кон™ курентоспособностью. Ни одно общество не может иметь высококачественную продукцию без высо-g- кокачественных исходных материалов. Образование создает «человеческий капитал», который в < соединении с «физическим капиталом» и дает увеличение производительности и качества. Это было о верно всегда, но вдвойне верно для глобальной технически сложной экономики» [3, с. 253]. 0 В современных условиях изменяется подход к сущности, значению и способам приобретения о знаний и отбора информации. Новая парадигма образования заключается в том, чтобы не просто

m передавать обучающимся конкретные знания и служить своего рода «информационной накачкой», а

0

£ научить их умению адаптироваться к качественно иным условиям хозяйствования и жизнедеятельности в целом, встраиваться в быстро изменяющуюся среду. Общеупотребительным стало новое по-

;= нятие — «глобализация образования», обозначающее наступление нового этапа международных

1 отношений в данной сфере. Современному обществу нужны специалисты нового типа, обладающие £ высокими профессиональными знаниями, и определенными личностными качествами и навыками >| поведения (способностью к предпринимательской деятельности, огромным интеллектом и высоким о уровнем культуры, креативностью).

| Правительства многих стран предпринимают энергичные меры по модернизации системы об-

g разования, дополнения ее качественно новыми элементами, тем самым, переходя от политики невме-

о шательства в сферу образования к существенному ее финансированию и подтверждая на практике

Ö тезис о высокодоходности этих инвестиций. Как свидетельствуют результаты международных иссле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.