Научная статья на тему 'Необходимость усиления региональной составляющей экономической политики государства'

Необходимость усиления региональной составляющей экономической политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость усиления региональной составляющей экономической политики государства»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Основой выполнения производственной программы по увеличению в 2 раза в течение 5 лет выпуска мяса птицы и куриных яиц является наличие собственной племенной базы. За последние годы на базе Госплемптицепредприятия «Михайловское» создана племенная база для производства инкубационных яиц кур мясных пород, позволяющая обеспечить потребности хозяйств и население республики. Имеется и маточное стадо кур мясо-яичного направления «Адлерская серебристая», пользующаяся повышенным спросом у населения. Имеются маточные стада кур мясных пород на птицефабрике «Северо-Осетинская» и Агрокомбинате «Дон».

Вместе с тем, в республике практически отсутствует племенное стадо кур яичных пород и хозяйства вынуждены завозить молодняк для комплектации промышленного стада кур-несушек из-за пределов республики. Учитывая накопленный положительный опыт ГППП «Михайловское» в совершенствовании маточных стад кур мясных пород, планируется возложить на это предприятие основную работу по развитию и увеличению племенной продукции в тесной связи с птицеводческими хозяйствами, колхозами и совхозами республики, занимающимися птицеводством, для чего оказывать ему необходимую материально-техническую и финансовую помощь. Для приобретения племенной продукции ежегодно требуется не менее 12 млн руб.

Повышение эффективности работы птицеводческих предприятий по производству мяса должно строиться на основе нового понимания экономического роста, в частности, производства крупных цыплят-бройлеров, лучшей организации маркетинга и сбыта. Процесс дальнейшего развития и углубления бройлерного производства зависит от принятия решений по ускорению разработки новой продукции, обеспечивающей конкурентоспособность птицеводческих предприятий. Нами изучены особенности роста и развития цыплят-бройлеров изменение затрат кормов и на основе этого определить два вида продуктов: мясной цыпленок порционного типа с живой массой до 1500 г в возрасте 7-8 недель; цыплёнок среднего типа с живой массой свыше 2000 г в возрасте 9-11 недель. В настоящее время фактически производится порционный мясной цыпленок, а для получения полуфабрикатов и кулинарных изделий нужны крупные мясистые тушки с выходом мяса грудной мышцы до 30%.

Быстрый рост производства мяса в республике в целом обеспечивается в основном за счет отрасли птицеводства, на птицефабриках удалось сохранить основу материально-технической базы, кадры и технологии. При устойчивом развитии кормовой базы и рациональном использовании генетического потенциала высокопродуктивных пород и кроссов птицы в ближайшие пять лет есть возможность удвоить производство мяса птицы и довести его в 2008 году до 7900 тонн, в том числе по предприятиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев В. Научно-техническое обеспечение комбикормового производства // Комбикорма. 2005. № 6.

2. Басаев Б.Б., Басиев К.А., Бесолов Ф.Э. и др. Система ведения агропромышленного производства. Владикавказ: Иристон, 2002.

3. Бутковский В. Первый всероссийский экономический форум предприятий АПК // Комбикорма. 2006. № 1.

4. Шутькова. Проблемы вывода агропромышленного комплекса из кризиса // АПК: Экономика, управление. 2000. № 1.

КРАСНЮК Л.В., НОВОСЁЛОВА Н.Н.

НЕОБХОДИМОСТЬ УСИЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

В наиболее общепринятом значении, совершенствование государственного регулирования развития аграрной сферы агропромышленного комплекса предусматривается по ряду направлений.

Первое направление повышения эффективности механизма государственного регулирования - совершенствование кредитной и налоговой политики.

В целях осуществления текущей и инвестиционной деятельности, финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей необходимо создать систему сельскохозяйственного кредита - системы государственного сельскохозяйственного банка и кооперативных кредитных организаций. С целью стимулирования участия коммерческих банков в кредитовании агропромышленного комплекса необходимо таким банкам уменьшить отчисления в резерв ЦБ РФ. Целесообразно также осуществлять частичное дотирование платежей сельхозтоваропроизводителей на погашение процентов по ссудам банков.

Проблема совершенствования финансово-кредитного механизма может быть решена на основе осуществления ряда мероприятий: использование средств специального государственного фонда кредитования АПК путем предоставления их крупным учреждениям на условиях целевого использования, возвратности и платности; освобождение от налогообложения всей или части прибыли, полученной от кредитования предприятий АПК; целевой помощи хозяйствам - получателям средств (частичное дотирование платежей на погашение процентов и основных сумм кредитов); выдача государственных гарантий за счет спецфонда при кредитовании АПК.

Систему поддержки регионального АПК обеспечивают как сам регион, так и федеральный центр. Считается, что распределение поддержки регионального АПК между регионом и центром должно осуществляться пропорционально объему сельскохозяйственной продукции, производимой для удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынка. Такой подход обеспечит региону поддержку собственного АПК со стороны центра по принципу: чем больший вклад регион вносит в формирование федерального продовольственного фонда, тем большую поддержку получает с федерального центра, что представляется нам вполне справедливым.

Главным направлением оживления в целом экономики является снижение ставки банковского процента, а отдельных ее отраслей - льготное кредитование. Для сельского хозяйства это крайне актуально и льготное кредитование - одно из важнейших условий его развития.

В сельском хозяйстве России кредитный механизм задействован очень слабо. Сельскохозяйственные предприятия долгосрочные кредиты практически не используют, а доля краткосрочных кредитов в производственных затратах составляет около 3%. Для сравнения отметим, что в США кредитная база в совокупных затратах сельского хозяйства составляет до 70%, в Англии и Германии до 50%.

Одним из наиболее распространенных инструментов государственного регулирования экономики являются налоги. В связи с этим совершенствование системы налогов должно осуществляться в направлении уменьшения финансового пресса на сельхозтоваропроизводителей. В отдельных отраслях сельского хозяйства целесообразно пересмотреть в сторону снижения даже обязательные платежи во внебюджетные фонды. Необходимо сократить виды налогов и конкретизировать налогооблагаемую базу, другими словами следует упростить систему налогообложения, вплоть до введения для всех сельхозтоваропроизводителей единого налога по принятому в мировой практике нормативу от стоимости сельскохозяйственных угодий. При этом целесообразно дифференцировать взимание налогов по кварталам, переместив основную сумму (более 50%) перечислений на четвертый квартал года с учетом сезонности производства и получения доходов.

Второе направление совершенствования экономического механизма государственного регулирования - финансирование.

Финансирование сельского хозяйства осуществляется из федерального, региональных и местных бюджетов. При этом доля федерального бюджета в последние годы имеет устойчивую тенденцию к снижению. Практически за ним осталось пополнение лизингового фонда и фонда льготного кредитования АПК.

Исследования свидетельствуют о том [1, 2], что финансовая поддержка государством сельхозтоваропроизводителей должна быть направлена на создание благоприятных финансовых условий (доступ к кредитно-финансовым институтам, льготное кредитование, льготные транспортные тарифы и т.д.), ослабление и последующее устранение диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), реализацию федеральных и региональных целевых программ и т.д. Следует формировать федеральные и региональные фонды поддержки доходов сельхозтоваропроизводителей.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Необходимо совершенствовать основные направления государственной поддержки сельского хозяйства, оказывать ее в частности в первую очередь тем предприятиям, которые способны обеспечить быструю и наибольшую отдачу вложенных средств. Предоставление бюджетных кредитов и субвенций целесообразно осуществлять путем заключения с сельскохозяйственными предприятиями соглашений, в которых будут оговариваться обязательные условия их получения. Важно подчеркнуть, что поддержка, оказываемая на региональном уровне, должна быть унифицирована с федеральными условиями и соответствовать российскому законодательству.

Третье направление - стимулирование инвестиционной деятельности и лизинговых операций.

Исследования подтверждают вывод о том, что возможности наращивания объемов и формирования эффективных механизмов инвестирования определяют темпы позитивных преобразований в агропромышленном комплексе. Зарубежный опыт позволяет определить следующие приоритетные направления развития инвестиционной деятельности в аграрной сфере АПК: вложения в базовые сферы агропромышленного производства (племенное дело, селекция, перспективные научные исследования, зерновое хозяйство); техническое переоснащение сельского хозяйства; организация инфраструктуры продовольственного рынка; дорожное строительство, восстановление и развитие сельского здравоохранения и образования на селе, инженерное оборудование и благоустройство сельских поселений.

Лизинговые операции получают дальнейшее развитие, в первую очередь, техники и оборудования для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Постепенно, по мере повышения платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, лизинг все более будет становиться одной из форм конкуренции промышленных предприятий для продвижения своей продукции на рынок. Вместе с тем, еще длительное время сохранится государственная поддержка сельскохозяйственного лизинга, обеспечивая ускоренное освоение новой техники и перспективных технологий.

Лизинговые операции должны получить дальней шее развитие, что обеспечит ускорение освоения новой техники и технологий. Для этого должна осуществляться государственная поддержка сельскохозяйственного лизинга.

Четвертое направление - совершенствование организационно-экономического механизма государственного регулирования аграрной сферы.

Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективное функционирование агропромышленного производства невозможно без активного вмешательства государства. При этом роль такого вмешательства существенно возрастает на этапе перехода от одной социально-экономической системы к другой, что имеет место в Российской Федерации, впервые в истории осуществляющей переход от планово-административных методов управления к экономическим.

Состояние производственной базы заготовительных предприятий и организаций существенно ограничивает их деловую активность. Недостаточное развитие производственной и рыночной инфраструктуры также является одним из факторов лимитирующих производство. Эта проблема пока не находит должного решения из-за дефицита инвестиционных ресурсов и неразвитости сельскохозяйственной кооперации. Основными причинами сокращения производства являются трудности со сбытом продукции, высокий уровень затрат на ее реализацию. Среди других причин сокращения производства чаще других (30-60%) является изношенность технических средств, отсутствие средств на их обновление и ремонт, высокая стоимость кредита и жесткая налоговая политика.

Как показывают проведенные нами исследования, объемы и формы реализации сельхозпродукции все в большей степени определяются складывающейся ситуацией на рынке: снижение объемов продукции, продаваемой для федеральных и региональных нужд из-за несвоевременности расчетов за нее заготовительными организациями; расширение переработки собственной продукции, а также сдача ее на давальческих условиях перерабатывающим предприятиям и увеличение доли переработанной продукции в общем объеме реализации; расширение собственной базы хранения продукции в целях ее реализации в перспективе по более высоким ценам.

При формировании институциональной структуры продовольственных рынков были допущены существенные просчеты, негативно сказавшиеся на его функционировании.

Во-первых, следует отметить, что на федеральном уровне пока не удалось выработать и осуществить комплексную систему правовых, экономических и организационно-административных мер, обеспечивающих соблюдение интересов участников продовольственного рынка и государства, надежную и гибкую защиту внутренних рынков при равноправной и добросовестной конкуренции.

Во-вторых, государство не сумело наладить партнерских отношений с другими участниками продовольственных рынков. Продолжая быть крупнейшим оптовым покупателем, оно само длительное время нарушало договорные обязательства и являлось одним из основных центров неплатежей в стране.

В-третьих, оставляя ведущие позиции на продовольственном рынке, государство в свое время не позаботилось о создании рыночной инфраструктуры. Без государственной опеки быстро свернулись товарные биржи. Созданные с запозданием продовольственные оптовые рынки во многих случаях оказались в руках теневых и криминальных структур. Не успели сформироваться сбытовые кооперативы. Отсутствие собственных хранилищ и мощностей по переработке, а также ошибки в методах приватизации перерабатывающих предприятий привели к усилению диспаритета цен и неравноправию уже внутри АПК.

В-четвертых, недальновидная внешнеэкономическая политика, особенно в первые годы реформ, когда продовольственные рынки оказались практически открыты для импорта, привела к реальной угрозе продовольственной безопасности. При этом, конкуренция импортеров вызвала не рост конкуренции и снижение цен, а сворачивание отечественного производства.

В-пятых, непоследовательная региональная продовольственная политика привела к обособлению региональных продовольственных рынков, где созданы собственные рыночные институты, административные ограничения, системы поддержки и т.д. Образовались локальные продовольственные рынки с ценами, разнящимися иногда в несколько раз. Локальные рынки все более информационно замыкаются. Идет сокращение интенсивности межрегионального оборота. Темпы его снижения превышают темпы сокращения производства более чем в 2 раза.

В-шестых, до сих пор не сформирована финансово-кредитная инфраструктура продовольственных рынков, которая должна обеспечивать участников рынка необходимыми оборотными средствами для проведения сделок, страховать риски невыполнения контрактных обязательств, ценовых и валютных колебаний, обеспечивать надежность расчетов при контрактации.

Следующее направление совершенствования организационно-экономического механизма, и на наш взгляд важнейшее в современных условиях - регулирование цен.

Ценовая политика - это часть экономической политики. Она может проводиться как государством, так и частными организациями (монополиями, картелями, товариществами и т. д.). Ее задачами в сельском хозяйстве являются: соблюдение паритета цен, обеспечение соответствующего дохода сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечение населения продуктами питания и решение внешнеэкономических задач. Цены должны обеспечивать нормально функционирующим предприятиям возмещение затрат и получение достаточного чистого дохода для ведения эффективного расширенного воспроизводства.

Основными недостатками ценообразования на продукцию АПК в настоящее время являются диспаритет цен на ресурсы для сельского хозяйства, наличие посредников и монополизм перерабатывающих предприятий, выведение денежных средств в теневые наличные обороты.

При разработке ценовой политики, оптимального сочетания государственного регулирования и саморегулирования цен важно ориентироваться на лучшие примеры мирового опыта. Он показывает, что даже в странах с развитой рыночной экономикой под контролем государства находится большая часть цен на продукты питания. При этом применяются классические, проверенные практикой методы: установление фиксированных цен, контроль за ценами монополий и крупных производителей, установление границ изменения цен, создание условий для понижения цен.

Не отрицая необходимости увеличения абсолютных размеров государственной поддержки аграрного сектора экономики на первое место следует выдвинуть обоснование тех инструментов государственного регулирования цен, которые позволят обеспечить эффективность использования выделяемых средств. В качестве основных направлений следует

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

рассматривать: поддержку производства качественных и экологически чистых продуктов; основой государственной поддержки потенциально конкурентоспособных на внешнем рынке российских производителей должно быть политическое лоббирование интересов отечественного АПК; на внутреннем рынке поддержка должна быть обеспечена тем предприятиям АПК, которые производят конкурентоспособную продукцию.

В качестве финансовых источников осуществления мер улучшению ценовых соотношений между сельским хозяйством и другими отраслями экономики могут быть целевые отчисления от средств, получаемых в результате внешнеэкономической деятельности. Кроме того, целесообразно вернуться к формированию федерального и региональных фондов поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет аккумулирования доли налога на добавленную стоимость и акцизов при реализации продовольствия на отечественном рынке.

В каждом конкретном сегменте регионального продовольственного рынка с учетом сложившейся ситуации может быть применена различная стратегия государственной поддержки.

К механизмам государственного регулирования цен общего характера, независящим от типа выбранной стратегии в конкретном сегменте продовольственного рынка, следует отнести систему мер по обеспечению доступности кредита, совершенствованию налоговой системы, формированию эффективного собственника, развитию инфраструктуры.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения удельного веса трансакционных издержек в цене реализации продукции АПК конечному потребителю, особенно экономически вредных, связанных с участием в товарообороте посреднических структур с их примитивным качеством менеджмента, неспособным овладеть современными технологиями формирования спроса и стимулирования сбыта. Нередко через посредников осуществляется реализация корыстных интересов руководства предприятий АПК в ущерб интересам самих предприятий. В связи с этим приобретает особую актуальность минимизация экономически вредных традиционных издержек. Данная задача, прежде всего, должна решаться на местном и региональном уровнях на основе реализации следующих мер: развитие кооперации и интеграции предприятий АПК, способствующих появлению эффективных структур и схем управления товарными потоками; формирование государственных структур, содействующих эффективным маркетингу и управлению товарными потоками.

Реализация указанных мероприятий по своему экономическому содержанию приводит к замене экономически вредных трансакционных издержек необходимыми. Однако без целенаправленной государственной поддержки развития указанных процессов не будет динамичным. Мировой опыт свидетельствует о решающей роли государства в формировании и успешном функционировании такой инфраструктуры. В подавлении центров возникновения экономически вредных и оптимизации экономически необходимых трансакционных издержек роль государства должна возрастать.

В числе мер по совершенствованию ценообразования на продукцию АПК следует выделить поставку товаров внутри технологического цикла с отсрочкой платежа, взаимная заинтересованность в выведении максимальной доходности на производителя сельскохозяйственной продукции, как наиболее «льготного» элемента технологического цикла, создание на основе государственной поддержки и финансирования региональных информационноконсультационных центров, имеющих официальный статус в системе государственного управления АПК в регионе и обеспечивающих недискриминационный доступ к стандартному перечню бесплатных маркетинговых услуг. Кроме того, государство должно осуществлять текущий мониторинг цен и связанных с ними показателей эффективности производства и воспроизводства.

Система управления продовольственным рынком формировалась с учетом региональных условий. На фоне усиления самостоятельности регионов происходило ослабление федеральных органов управления по вопросам влияния на продовольственную ситуацию в стране. Этим обстоятельством воспользовались импортеры продовольствия, вытесняя отечественного производителя с собственного рынка. Регулирование продовольственного рынка - реальный процесс, требующий наличия системы управления. В ситуации разрушенной вертикали управления надо создать новую организационную модель, способную координировать и контролировать формирование и осуществление единой федеральной и региональной политики регулирования продовольственного рынка.

литература

1. Назаренко В.И., Папцов А.Г. Государственная поддержка сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой. М.: ВНИИТЭИагропром, 2001.

2. Усенко Л.Н. Теория и практика продовольственного рынка. Ростов н/Д: Изд-во РГЭА, 1998.

КРОХИЧЕВА В.В.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

Эффективная рыночная экономика ориентирована на постоянное сокращение издержек, которые проявляются в следующих основных направлениях.

Во-первых, на основе всемерного расширения трансакций и связанных с ними агентских отношений, которые можно классифицировать на 4 вида: по сфере взаимодействия - на внешние и внутренние; по времени - на предакционные, на момент совершения сделки, и постконтрактные; по типу - на общие и специфические; однократные и регулярно повторяющиеся; прямо или непосредственно зависимые от будущих событий, автономные или пересекающиеся с другими трансакциями; по виду - на издержки поиска информации, издержки ведения переговоров, издержки измерения, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки постконтрактного поведения [4].

Во-вторых, функционирование в экономике миллиардов трансакций приводит к необходимости управления трансакционными издержками.

Трансакционные издержки - это издержки на организацию заключения контрактов или договоров между заказчиками и поставщиками [8].

Имеются сотни определений трансакционных издержек, которые в целом сводятся к одному глобальному определению, как: издержки по обмену правами собственности [4]; издержки по осуществлению и защите контрактов [7]; издержки измерения перехода прав собственности (Й. Барчель); издержки оппортунистического поведения (О. Уильямс); издержки отношений собственности (О.А. Лыкова); издержки контроля за поведением исполнителя (М. Йенсен, У. Хеклинг); издержки, связанные с реализацией агентских отношений (Д.В. Курсеев).

«Трансакционные издержки, - пишет Л. де Алесси, - являются главной детерминантой выбора контрактных установлений. Поэтому, например, при строгом режиме частных прав собственности, нулевых трансакционных издержках и нейтральности к риску фирм не существовало бы. Собственники ресурсов просто функционировали бы как независимые товаропроизводители, покупающие факторные услуги у собственников других ресурсов, добавляющие свой собственный вклад и передающие продукцию потребителям или следующим в производственно-распределительной цепи независимым товаропроизводителям» [4].

Трансакционные издержки или издержки, связанные с торгово-закупочной деятельностью, рассмотрены Р. Коузом в институциональном контексте возникновения фирм [2].

В-третьих, в любой стране соответствующий комплекс институциональных единиц, выполняя самые разнообразные посреднические функции, в конечном итоге приводит к снижению трансакционных издержек.

За многие годы в США сформировалась обширная сеть институтов - прибыльных и неприбыльных; это они снижают трансакционные издержки почти всех операций обмена, в которых участвуют люди с любой частотой и регулярностью [8].

В-четвертых, в конечном итоге основой трансакций выступают деньги и денежное обращение страны и мировой экономики.

Физические и юридические лица используют деньги как средство обмена; домашним хозяйствам нужны деньги на покупку товаров, а предприятиям - для приобретения сырья и оплаты труда. Необходимость осуществления подобных операций и вызывает трансакционный спрос на деньги [5].

Деньги снижают трансакционные издержки. Деньги - это общепринятое средство обмена. Они проникают на все рынки, законно или незаконно. Преимущества от использова-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.