Научная статья на тему 'Разговорный клуб на английском языке по экономике как эффективный способ формирования и развития коммуникативной компетенции студентов неязыковых экономических вузов'

Разговорный клуб на английском языке по экономике как эффективный способ формирования и развития коммуникативной компетенции студентов неязыковых экономических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗГОВОРНЫЙ КЛУБ / ДИСКУССИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Е.Ю.

В данной статье ставится задача рассмотреть одну из наиболее эффективных интерактивных технологий для формирования и развития коммуникативной компетенции студентов неязыковых экономических вузов проведение дискуссий по экономическим темам на английском языке. Значительное внимание уделяется целям и задачам данной формы работы, а также взаимодействию преподавателей иностранного языка и экономических дисциплин, что позволяет наиболее полно учитывать профессиональную специфику при изучении английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разговорный клуб на английском языке по экономике как эффективный способ формирования и развития коммуникативной компетенции студентов неязыковых экономических вузов»

3. Серврюкова Г А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения // Гигиена и санитария. -2006. - № 1. - С. 72-74.

4. Татарникова Л.Г. Педагогичсекая валеология: Генезис, тенденции развития. - СПб., 1995. - 349 с.

5. Фараджева Н.А. Формирование культуры здоровья студентов в рамках целостного процесса физического воспитания в вузе // Материалы международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в изменяющемся мире». - Улан-Удэ, 2010. - С. 24-26.

РАЗГОВОРНЫЙ КЛУБ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ПО ЭКОНОМИКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВУЗОВ

© Ковалева Е.Ю.*

Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Омск

В данной статье ставится задача рассмотреть одну из наиболее эффективных интерактивных технологий для формирования и развития коммуникативной компетенции студентов неязыковых экономических вузов - проведение дискуссий по экономическим темам на английском языке. Значительное внимание уделяется целям и задачам данной формы работы, а также взаимодействию преподавателей иностранного языка и экономических дисциплин, что позволяет наиболее полно учитывать профессиональную специфику при изучении английского языка.

Ключевые слова: разговорный клуб, дискуссия, коммуникативная компетенция, профессиональная лексика, интерактивные технологии, формирование и развитие речевых навыков и умений, практическая значимость.

В настоящее время одной из основных задач Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования является формирование и развитие у студентов коммуникативных умений, необходимых в дальнейшем для эффективного взаимодействия в профессионально значимых ситуациях общения. Следовательно, необходимо принимать во внимание профессиональную специфику при изучении иностранного языка, его нацеленность на реализацию задач будущей профессиональной деятель-

* Старший преподаватель кафедры «Иностранные языки».

ности выпускников. Именно практическая значимость и перспективы использования полученных знаний, умений и навыков в будущей деятельности способны повысить интерес обучающихся к предмету.

При обучении деловому иностранному языку мы используем профессиональную лексику, которая употребляется профессионалами в беседах на профессиональные темы. Главная трудность для преподавателя иностранного языка состоит в том, что он не является экспертом в областях употребления профессиональной лексики. Поэтому мы считаем целесообразным обращаться за помощью к профессионалам - преподавателям экономических дисциплин. Иначе поле обсуждения будет ограничено экономическим кругозором самого преподавателя, у которого нет экономического образования [1]. Качественное обучение таким дисциплинам не может быть достигнуто посредством использования традиционных видов работы (лекции и семинары). Поэтому наиболее эффективными для развития коммуникативной компетенции обучающихся считаются интерактивные технологии, включающие дискуссии, круглые столы, дебаты, конференции, ролевые игры.

Принимая о внимание все вышеперечисленные аспекты, преподаватели кафедры иностранных языков Омского филиала Финансового Университета при Правительстве РФ организовали дискуссионный клуб совместно с коллегами выпускающей кафедры «Экономика и финансы» для студентов второго и третьего курсов, изучающих дисциплины «Деловой иностранный язык», «Деловой иностранный язык по специальности», «Профессиональный иностранный язык». Данная форма работы, объединившая работу двух кафедр, была выбрана нами не случайно. Целями и задачами данного курса, рассчитанного на 34 часа в семестр (2 часа в неделю), является:

- развитие коммуникативной компетенции учащихся;

- формирование навыков публичного выступления;

- формирование навыков диалогической и монологической речи учащихся в процессе дискуссий на английском языке;

- повышение познавательной активности учащихся и расширение их кругозора;

- усиление мотивации к изучению иностранного языка;

- повышение лексического и грамматического уровня знаний;

- дополнение материала на данном этапе.

Таким образом, мы предлагаем студентам старших курсов, уже изучающих специальные предметы, приходить в определенный день еженедельно и вести разговоры на экономические темы на английском языке, обсуждать новости и события, произошедшие в стране и мире. Темы заседаний и источники получения информации предлагаются студентам заранее. Встречи проходят под руководством преподавателя кафедры иностранных языков. Перед каждой встречей мы встречаемся с коллегами с кафедры «Экономики и финансов» и принимаем совместное решение о выборе темы для заседа-

ния, обсуждаем наиболее важные моменты, которые предложим для рассмотрения студентам, составляем список источников, где можно получить информацию.

Важно отметить, что во время дискуссии преподаватель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Учащийся выступает уже не в роли пассивного слушателя, а становится активным и полноправным участником диалога. Идет коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы, предложений, идей [2]. Задача преподавателя - не просто давать студентам какие-то задания для выполнения, а побуждать их к самостоятельному анализу ситуации, конструированию своих знаний, усвоению новых знаний путем выявления, обсуждения, закрепления их в процессе дискуссии. Активизируется творческая деятельность учащихся, тренируются и развиваются их умение мыслить критически и объективно. Мы ожидаем, что в будущем студенты смогут не только понять собеседника, поддержать разговор, ответить на реплику, но и свободно высказываться в рамках предлагаемых тем и развернуть диалог до хорошего полноценного общения; а также сотрудничать в паре, группе; самостоятельно осуществлять поиск информации. Лексический материал, осваиваемый в процессе работы и участия в разговорном клубе, прочно входит в активный запас речи учащихся.

Изучаемый материал мы стараемся приблизить к проблемам повседневной жизни. На наш взгляд, дискуссию можно провести почти по каждой теме, изучаемой в университете.

Нужно подчеркнуть, что такие встречи не только проходят живо, ведь студенты изначально хорошо знакомы и чувствуют себя комфортно, но и приносят максимальную пользу, поскольку преподаватель английского языка направляет течение разговора, обращает внимание студентов на специальную лексику, конструкции, аутентичные выражения, употребляемые носителями языка.

Таким образом, мы имеем полноценное занятие в формате живого и интересного общения. После подобных встреч студенты легко чувствуют себя в разговоре с незнакомыми людьми на профессиональные и деловые темы, в том числе с носителями, свободно переходят с одной тематики на другую, воспринимают живую речь.

Список литературы:

1. Ковалева Е.Ю. Английский экономический дискуссионный клуб как междисциплинарная и интерактивная форма обучения иностранному языку студентов // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сборник докладов. - Липецк: Издательский центр «Гравис», 2012. - 76 с.

2. Ваторопина Е.В. Дискуссионный клуб на английском языке как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vatoropinaelena.ucoz.ru/publ/-1-0-18 (дата обращения: 31.07.2014).

3. Плотер Н.А. Дискуссионный клуб на английском языке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. myshared.ru/slide/391414 (дата обращения: 02.08.2014).

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ ВИЗУАЛЬНОЙ АЙДЕНТИКИ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

© Неженцев М.М.*

Орловский государственный университет, г. Орёл

Организация проектной деятельности является важным инструментарием в педагогической практике, связанной с освоением различных направлений в дизайне. На примере разработки графического объекта рассматриваются новые подходы к проектированию, а именно - создание стилистически единой, объединенной общей концепцией, визуальной айдентики.

Ключевые слова методика, проектирование, дизайн, айдентика, графика, арт-объект, концепция.

В проектировании графических образов можно выделить основные этапы разработки, которые характерны для смежных направлений в дизайне, таких как графический дизайн, дизайн интерьера, одежды, и т.д. Данная практическая работа ставит целью изучение процесса разработки на примере создания визуальной айденики. Арт-объектом в данном исследовании был взят центр декоративно-прикладного искусства.

При подготовке к практической части мы изучили информацию о центре декоративно-прикладного искусства. Наш центр - альтернативный социокультурный проект. Помимо выставочного пространства, он является также культурно-образовательной платформой посвященной изучению, развитию и консервации декоративно-прикладного и народного искусства. Для того чтобы создать концепцию в графике, на данном этапе была разработана сюжетная основа для данного проекта - «легенда». Согласно ей, уникальность данного объекта заключается в том, что это единственный в своем роде центр по исследованию проблем ДПИ в условиях современной социаль-

* Аспирант кафедры Декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.