Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетенции и самостоятельности мышления студентов неязыкового вуза с использованием методов поискового обучения: метод конкретных ситуаций (case study) и презентации'

Формирование коммуникативной компетенции и самостоятельности мышления студентов неязыкового вуза с использованием методов поискового обучения: метод конкретных ситуаций (case study) и презентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ / ПРЕЗЕНТАЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / НАВЫКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Збарская Анна Владимировна

Рассмотрены два метода интерактивного обучения: метод конкретных ситуаций (case study) и презентации. Подчеркивается их важная роль в развитии навыков делового общения на иностранном (английском) языке, в повышении мотивации студентов и активности их мышления. Описывается суть методов, последовательность работы с ними, приводятся примеры. Отмечаются огромные перспективы данных методов в профессиональной подготовке будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AND MENTAL ACTIVITY OF NON-LINGUISTIC STUDENTS WITH USE OF SEARCH TRAINING METHODS: CASE STUDY AND PRESENTATIONS

Two methods of interactive training (case study and presentations) are presented. Their important role in skills development of business communication in foreign language (English) is emphasized. The positive impact on increasing students’ motivation and their mental activity is mentioned. The methods essence, the procedure of work with them is described, examples are given. Huge prospects of these methods in future experts’ vocational training are noted.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетенции и самостоятельности мышления студентов неязыкового вуза с использованием методов поискового обучения: метод конкретных ситуаций (case study) и презентации»

УДК 811.111: 378.147

АВ- Збарская ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПОИСКОВОГО ОБУЧЕНИЯ: МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ (CASE STUDY) И ПРЕЗЕНТАЦИИ

Аннотация. Рассмотрены два метода интерактивного обучения: метод конкретных ситуаций (case study) и презентации. Подчеркивается их важная роль в развитии навыков делового общения на иностранном (английском) языке, в повышении мотивации студентов и активности их мышления. Описывается суть методов, последовательность работы с ними, приводятся примеры. Отмечаются огромные перспективы данных методов в профессиональной подготовке будущих специалистов. Ключевые слова: метод конкретных ситуаций, презентации, коммуникативная компетенция, мыслительная активность, мотивация, навыки делового общения, профессиональная подготовка.

Anna Zbarskaya DEVELOPING OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

AND MENTAL ACTIVITY OF NON-LINGUISTIC STUDENTS WITH USE OF SEARCH TRAINING METHODS: CASE STUDY AND PRESENTATIONS

Annotation. Two methods of interactive training (case study and presentations) are presented. Their important role in skills development of business communication in foreign language (English) is emphasized. The positive impact on increasing students' motivation and their mental activity is mentioned. The methods essence, the procedure of work with them is described, examples are given. Huge prospects of these methods in future experts' vocational training are noted.

Keywords: case study, presentations, communicative competence, mental activity, motivation, skills of business communication in foreign language, vocational training.

Современная тенденция обучения иностранным языкам предполагает строгую профессионально-коммуникативную направленность, т.е. умение общаться на иностранном языке с использованием профессиональной лексики. Одной из составляющих коммуникативной направленности является формирование коммуникативной компетенции, что достигается грамотным сочетанием практических заданий и методов инновационного и поискового обучения, включающих метод конкретных ситуаций (кейсов), деловые игры, проектные работы, презентации, задания на аудирование, работу в малых группах и т.д.

В данной статье мы рассмотрим два из вышеперечисленных методов: case study (кейсы) и презентации, используемые наиболее активно в таких учебных пособиях, как например, Market Leader. Указанные методы наряду с остальными направлены на развитие навыков делового общения на иностранном языке в непринужденной форме, делая процесс обучения более интересным и неформальным. В ходе работы студенты непроизвольно запоминают лексические единицы и грамматические структуры, создаются условия для свободного выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Рассматриваемые методы позволяют активизировать самостоятельную работу студентов, их мышление, повысить интерес к предмету, открыть новые возможности [1].

Метод кейсов, или метод конкретных ситуаций - метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанного на обучении решения конкретных задач - ситуаций. Непосредственной целью

© Збарская А.В., 2014

кейс-метода является совместное обсуждение и анализ кейса-события, произошедшего в той или иной сфере деятельности, группой студентов, выработка практического решения с последующей оценкой предложенных алгоритмов, а также выбор лучшего способа решения в контексте поставленной проблемы. Кейсы - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами с целью организовать дискуссию в учебной аудитории. Кейс-метод в преподавании английского языка может быть использован с учетом специфики предмета. Для того, чтобы сформировать у студентов необходимые умения и навыки в том или ином виде иноязычной речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная иноязычная практика для каждого участника образовательно процесса. Таким образом, основная идея данного подхода состоит в перенесении акцента на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами [2].

Метод кейсов предполагает:

— подготовленный в письменном виде пример ситуации из практики бизнеса;

— самостоятельное изучение и обсуждение ситуации студентами;

— совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя;

— следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».

Работа с ситуацией по полному циклу представляет собой строгую последовательность деятельности студента и преподавателя:

— индивидуальное изучение студентами текста ситуации;

— постановка преподавателем основных вопросов кейса, вводное слово преподавателя;

— распределение студентов по малым группам (не более 4-6 человек в каждой группе);

— разработка ситуаций в составе малой группы, выбор «спикера» -лидера;

— презентация решения каждой малой группы;

— общая дискуссия, вопросы, выступления с мест;

— выступление преподавателя, его анализ ситуации, подведение итогов работы студентов.

Материал кейса должен предоставлять студентам возможность применения имеющихся профессиональных знаний. В ходе его изучения происходит овладение новой лексикой, идиомами, новыми грамматическими структурами, встречающимися в тексте. Кроме того, необходимость выступления перед членами группы с обоснованием своего мнения на английском языке заставляет студентов готовить и логически излагать свои высказывания. Профессиональные знания и уверенность в способности положительно решить проблему являются дополнительным стимулом для овладения коммуникативными умениями на иностранном языке. Апробирование своих коммуникативных умений и навыков в ходе дискуссии дает возможность каждому участнику обнаружить свои слабые стороны и стимулирует желание работать в направлении совершенствования знаний по иностранному языку и его использованию в речи.

Данный метод считается незаменимым в коммуникативном обучении студентов деловому иностранному языку, поскольку он позволяет осмыслить реальные ситуации профессиональной деятельности и актуализировать комплекс знаний, который необходимо использовать при разрешении данной проблемы. Эффективное решение кейса с погружением в смоделированные условия деловой среды становится возможными при условии предварительного изучения тематической лексики и грамматических структур для ведения дискуссий на английском языке, владения навыками аудирования.

В качестве примера работы с данным методом можно взять case study к теме «Problems», Market Leader (Elementary), где студентам предлагается оценить соответствие информации рекламного проспекта бизнес-отеля (Apartments for business people) отзывам гостей отеля [5]. С этой целью уча-

щиеся, распределенные преподавателем на группы, читают и анализируют текст рекламы относительно расположения, оборудования и преимуществ отеля, оснащенности каждого номера, затем слушают запись с отзывами четырех гостей отеля и проводят в группах анализ - сравнение, выявляют проблемы, несоответствия. По окончании работы в группах лидеры каждой группы представляют выявленные несоответствия. В ходе общей дискуссии разбираются детали, проводятся уточнения, задаются вопросы. Преподаватель оценивает работу групп, подводит итоги. В продолжение работы над данной ситуацией студентам можно предложить распределиться на пары и составить диалоги «Гость отеля - Менеджер отеля». Составление диалогов позволит студентам закрепить необходимую лексику, обратиться к диалоговым разговорным фразам, а также смоделирует возможную реальную ситуацию, что явится заключительным этапом работы над конкретной ситуацией очередного раздела учебника.

Завершая разговор о методе кейсов, необходимо подчеркнуть очевидное формирующее воздействие данного метода на личность студента за счет его коммуникативной направленности, возможностей активного включения студента в учебную деятельность и проявления им самостоятельности. Важно, что учащиеся с удовольствием овладевают знаниями, поскольку это происходит в результате творческой работы, способствующей раскрытию и развитию личности через самостоятельный анализ ситуации, принятие решения, работу в команде. Данная интерактивная технология обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций имеет огромные перспективы в профессиональной подготовке будущих специалистов. В обучении иностранному языку в вузе кейс-метод служит созданию языковой среды и условий формирования потребности в использовании иностранного языка как средства межкультурного взаимодействия, интеграции знаний студентов из разных областей вокруг решения одной проблемы, а также развития иноязычной коммуникативной компетенции в рамках активной совместной исследовательской и творческой деятельности [3].

Рассмотрим еще одно современное направление обучения иностранному языку, способствующее повышению активности и самостоятельности студентов, помогающее формированию как профессиональной, так и языковой компетенции будущих специалистов - презентации.

Презентация - первый шаг в знакомстве с людьми, с руководством компании и т.д. Успешная тематическая презентация - это один из тех очевидных случаев, которые способны «выделить» начинающего молодого специалиста из ряда других и заставить отнестись к нему с интересом. Поэтому умение делать презентации - неотъемлемая часть начала карьеры и ее дальнейшего развития [1].

Процесс обучения проведению деловых презентаций на иностранном языке многообразен и интересен. В основе любой успешной презентации лежат два фактора: подготовка и практика.

Подготовка требует от студентов аналитического характера их поисковой работы. Разбирая нужный материал, необходимо представлять структуру будущей презентации, уметь выделять главные темы и иметь дополнительную информацию для ответов на возможные вопросы аудитории. Вместе с тем важно помнить, что презентация - это нечто большее, чем доклад с использованием современных мультимедийных средств. Здесь важно не только то, о чем мы говорим, но и то, как мы это делаем. Основы деловой презентации включают в себя такие важные аспекты, как:

- способы подачи информации;

- преодоление страха при выступлении перед аудиторией;

- знание языка жестов;

- владение голосом.

Практика презентации - это следующий важный этап совместной работы учащегося и преподавателя. Начинать подготовку презентации рекомендуют с отработки ключевых фраз к основным частям презентации, обращая особое внимание на плавные переходы от одной части к другой. При этом важно делать акцент не только на предмете презентации, но и на приемах, которые помогают

выступающим студентам удерживать внимание аудитории, а это и зрительный контакт со слушателями, и улыбка, и умение варьировать высотой голоса, и использование логических пауз [4].

В качестве тренировки можно предлагать студентам подготовить несложные презентации их родного города, их учебного заведения и т.д. В данной работе студент должен четко использовать схему, структуру презентации, следовать плану и помнить о приемах, указанных выше.

Следующий шаг - работа с мультимедийными средствами. Необходимо, чтобы перед выступлением студент продумал заранее все технические моменты работы с компьютером, экраном; попросил помощи сокурсника для управления слайдами и т.д. Во время презентации студент должен работать с аудиторией, а не с компьютером, сопровождая свою речь видеоматериалами. От аудитории, в свою очередь, требуется внимание к выступающему, конспект основных мыслей выступления, подготовка вопросов к выступающему, а также умение оценить презентацию по нескольким параметрам:

— информативность выступления;

— логика ее построения;

— плавность переходов;

— уместность жестов, пауз;

— зрительный контакт с аудиторией;

— «манеризм»;

— грамотность речи.

От преподавателя требуется умение управлять аудиторией, коррекция оценки выступления, подведение итогов.

Обучение навыкам деловой презентации на иностранном языке неотъемлемо связано с лингвистической составляющей. Перед выступлением аудитория должна быть подготовлена к восприятию материала: обеспечена раздаточным материалом, где были бы представлены трудные для понимания слова и выражения, а также интересные и полезные выражения. Каждый выступающий должен быть нацелен на лингвистический анализ будущей презентации, преподнося аудитории не только информацию и впечатления, но и полезный «урок», запас «хорошего» языка, образец культуры выступления. Для более гладкого прохождения показательной презентации всегда рекомендуется поработать с каждым выступающим студентом за несколько дней до предстоящего события, чтобы скорректировать возможные фонетические и смысловые неточности в речи, дать необходимые рекомендации.

В целом, успешная мультимедийная презентация позволяет студенту увидеть результаты собственной самостоятельной творческой работы, почувствовать собственную зрелость. Эта работа помогает учащимся развивать уверенность и является своеобразным толчком для перспективного профессионального старта.

Для подготовки презентаций на 1-2 курсах экономических специальностей удобно, например, использовать тему «Companies», Market Leader (Pre-intermediate) [6]. Здесь студентам предлагается подготовить выступления о самостоятельно выбранных бизнес компаниях, с соблюдением структуры презентации и правил публичного выступления.

Перед началом самостоятельной работы преподаватель предлагает студентам ряд подготовительных заданий. Начинать логичнее с введения ключевых фраз, определяющих структуру презентации. Полезно рассмотреть фразы к следующим рубрикам:

— introducing yourself;

— stating aims;

— outlining the presentation;

— introducing new information;

— changing to a new section of the talk;

- ending the presentation.

Далее, в качестве примера, можно прослушать аудиозапись презентации какой-либо компании и выполнить следующие задания:

1) Answer the questions:

- What is the main aim of the presentation?

- What kind of audience is it addressing?

2) Complete the information:

1. Name of the company_

2. Head office_

3. Products_

4. Turnover (last year)_

5. Profits (last year)_

6. Number of stores_

7. Workforce_

8. Reasons for success_

9. Mission of the company_

10. Advertising and promotion__

Последние указанные характеристики компании студентам следует использовать в своей собственной работе как план для презентации. В процессе подготовки выступления учащийся должен письменно составить презентацию с использованием ключевых фраз и распределением найденной достоверной информации о компании по указанному выше плану. Завершить данную работу следует составлением компьютерной презентации, подкрепляя каждый пункт плана слайдами и минимально необходимой информацией (текст должен составлять не более 1/3 размера слайда).

Особое внимание, безусловно, стоит уделить грамотности речи на иностранном языке и навыкам произношения (фонетике). Студент должен четко понимать смысл и значение всей информации, не «считывая» текст с заготовки, а именно презентуя - рассказывая, показывая, тем самым, свою уверенность, зрелость на данном этапе работы и получая в итоге удовлетворение от самого процесса. Перед преподавателем стоит задача «выпуска» к аудитории подготовленного студента, владеющего материалом и речью, умеющего работать с аудиторией, обладающего культурой выступления на публике.

Завершая статью о презентациях и методе кейсов, можно добавить, что оба они выводят учащихся на новую ступень их развития за счет высокого творческого потенциала разобранных методик, позволяя студентам почувствовать себя более профессионально подготовленными для своей будущей профессиональной жизни. Данные методы формируют ряд коммуникативных и социальных навыков, так необходимых для современного делового человека.

Библиографический список

1. Технологии формирования профессионально ориентированных компетенций студента неязыкового вуза через обучение иностранному языку: сборник научных трудов преподавателей кафедры профессиональных иностранных языков. Вып. 1. - М.: 2011.

2. Ильина О.К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка // Лингвостранове-дение: методы анализа, технология обучения. Шестой межвузовский семинар по лингвострановедению: сб. науч. ст. в 2 ч. Ч. 1. - М.: МГИМО - Университет, 2009.

3. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.casemethod.ru

4. Perfect presentation. John Collins, Marshall Publishing. London, 1999.

5. Cotton D.,Falvey D., Kent S. Market Leader. Elementary Business English. Longman, 2012.

6. Cotton D.,Falvey D., Kent S. Market Leader. Pre-Intermediate Business English. Longman, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.