Научная статья на тему 'Пути совершенствования коммуникаций в системе государственного управления'

Пути совершенствования коммуникаций в системе государственного управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1549
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИИ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПР-СЛУЖБА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Оболёшева А.А.

В статье рассматривается феномен связей с общественностью в системе государственного управления. Приведена общая система связей с общественностью, выявлены принципы общения и функции коммуникаций. Отмечено, что общедемократические тенденции требуют от государственных органов совершенствовать работу своих ПР-служб, определив приоритетом налаживание прямых и обратных связей с гражданами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования коммуникаций в системе государственного управления»

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

УДК 351+354

Оболёшева А.А.

Магистрант, Орловский государственный институт экономики и торговли

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В статье рассматривается феномен связей с общественностью в системе государственного управления. Приведена общая система связей с общественностью, выявлены принципы общения и функции коммуникаций. Отмечено, что общедемократические тенденции требуют от государственных органов совершенствовать работу своих ПР-служб, определив приоритетом налаживание прямых и обратных связей с гражданами.

Ключевые слова: коммуникации, связи с общественностью, государственное управление, ПР-служба, муниципальное управление.

Известно, что, живя в обществе, невозможно быть от него независимым. При этом умение «общаться» («коммуницировать» — от лат. communico: общаюсь, делаю общим) с другими членами общества может существенно помогать или вредить любой деятельности соответствующих лиц, групп, организаций. Поэтому с давних времен в разных группах людей, включая «народы» устанавливались те или иные «внутренние» правила поведения («этикет» — от франц. Etiquette) в соответствующих кругах общества, а также — нормы межгруппового общения, включая «международные отношения».

Умение общаться не теряет актуальности и в современном обществе (мультикультурном и «информационном» — по мнению ряда обществоведов). Особенно важно это для руководителей организаций и в профессиональной деятельности разных «публичных лиц»: от политиков и проповедников — до дилеров и шоумэнов.

Эффективные способы коммуницирования с применением современных средств связи выработали и совершенствуют в сообществах и странах с высокой конкуренцией членов общества, включая англоязычные и другие культуры Запада, опыт которых в постсоветских странах стал наиболее востребован.

Осваивать успешный опыт в сфере общения пытаются дальновидные руководители из бизнес-структур и органов социального управления, включая государственные организации. При этом с 1990-х годов особо популярны стали приемы, заимствуемые из «Паблик рилейшнз» (англ. Public relations — отношения с публикой), более известные по аббревиатуре P.R. (рус. ПР) и производным от нее словам «пиар», «пиар-технологии», «пиарщики»...

Переосмысливая зарубежные методики Public relations и их уместность в отечественных конкретно-исторических условиях, специалисты-гуманитарии развивают ряд адаптированных концепций. В частности, основой эффективности любых организаций, включая госорганы, признаны такие методологические принципы общения как:

- адекватность. В любой организации состав ПР-службы, объект, технологии и приемы ее деятельности должны соответствовать (быть адекватными) назначению и оперативным задачам данной организации;

- мобильность. Готовность быстро корректировать структуру ПР-службы, направления и способы ее работ согласно новым факторам и условиям коммуницирования;

- системность. Функционирование деятелей в сфере ПР должно включать слаженную систему (удачно апробированных) методов, приемов и процедур взаимодействия с соответствующими группами общества — объектами коммуницирования данных пиарщиков.

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

При этом успешная координация взаимодействия между ПР-службой и другими подразделениями организации, как отмечают специалисты, возможна при соблюдении следующих условий, а именно:

- четкое установление и разграничение функциональных обязанностей. При этом важно обеспечить «взаимное дополнение», когда ПР-служба не дублирует действия смежных подразделений, а лишь развивает более качественное выполнение поставленных задач;

- согласование ими процессов планирования и контроля;

- согласование подбора и режимов работы взаимодействующим между ними сотрудников, содействие росту их квалификации путем обучения новым практикам и регулярности переаттестаций профессиональных знаний;

- соблюдение «паритетности» учета мнений и представительства всех задействованных подразделений при рассмотрении внутрикорпоративных споров о выполнении ими функций внешнего общения (ПР) данной организации.

Функции коммуникаций с общественностью необходимо постоянно совершенствовать, адаптируя к меняющимся условиям. Особенно это важно в системе государственного управления. Для успешной переналадки коммуницирования специалисты рекомендуют исходить из следующих принципов: ясность сообщений, поддержание «обратной связи» с объектами общения, целостность действий организации и регулирование ее информационных сообщений, сбор и рассмотрение предложений.

Принцип ясности означает, что коммуникации надо осуществлять на языке и способами максимально понятными тем, кому их адресуют. Помимо использования общей знаковой системы, это требует достаточной степени доверия сторон к передаваемым сообщениям и друг к другу.

Принцип «обратной связи» — важнейший способ совершенствования коммуникаций в системе государственного управления, предполагает восприятие сообщений (инициатив или реакций) от членов общества, к которым обращены поддерживаемые коммуникации. В числе технологичных способов «обратной связи» сейчас практикуются: «прямые (горячие) линии» общения по телефонной связи; аналогичные «линии» в теле- радиопередачах, и в Интернете (на форумах Интернет-порталов, в социальных сетях сайтов «Вконтакте», «Фэйсбук» и т.п.); заседания (конференции) по обмену мнениями в режиме круглых столов; разного рода социологические опросы населения и ряд других, идущих на смену прежде популярному методу почтовой доставки писем граждан и других произведений эпистолярного жанра.

Принцип целостности означает сплочение участников коммуникации ради достижения общей цели. Подобное наиболее достижимо в обществах, где нет дискриминации представителей разных социальных классов, национальностей, рас, полов и так далее. Принципу целостности наиболее соответствует демократическое государство в форме «Республики».

При этом в системе государственного управления такое сплочение может осуществляться внутри учреждений на основе межличностного общения неформальных групп, через которые информация распространяется зачастую быстрее, чем по формальным каналам, а уровень доверия к таким сообщениям зачастую выше, чем к официальным заявлениям и пресс-релизам.

Регулирование информационных потоков позволяет отсеять сомнительную (не вполне достоверную), ненужную или даже вредную информацию, направляя соответствующим кругам общественности, СМИ либо государственным институтам те сообщения в виде заявлений, коммюнике, пресс-релизов и т.п., которые содержат знания, актуальные в данный момент. И это облегчает их усвоение в отсутствие «информационного мусора». Такое дозирование отправляемых сообщений является основным и необходимым, но не единственным способом регулирования обращения информации в системе государственного управления.

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.Баепсе

Для развития коммуникаций государственные служащие разных уровней могут в пределах своих полномочий и технических возможностей применять иные тактики передачи и обмена информацией. Например, в преддверии важных политических событий практикуются митинги, собрания, съезды соответствующих членов общества и представителей социальных групп. Для обсуждения узкопрофессиональных вопросов удобны селекторные совещания с использованием видеоконференций через Интернет или через специально оборудованные телестудии, а развитие средств радиотелефонной связи позволяет перенести это в более оперативный и удобный формат общения. Подобные практики призваны и позволяют улучшением коммуникаций лучше координировать работу государственных органов.

При этом развитие средств коммуникаций традиционно превалирует в городах, иногда существенно опережая возможности жителей сельских местностей (особенно в глубинке). Анализируя передовой опыт горожан социолог П. Геддс еще в 1915 г. в работе «Города в процессе эволюции» отметил две важные возможности развить в урбанизированной среде «обратную связь» по выработке важных решений:

1) принцип двойного информирования, когда специалисты информируют горожан о целях и критериях разрабатываемых ими планов (по развитию инфраструктуры и т.п.), а жители городов информируют специалистов об условиях своего обитания в городской среде и о своих запросах);

2) принцип взаимодействия в проектировании, когда специалисты, разработав базовые варианты проекта, предоставляют его на ознакомление жителям соответствующего населенного пункта, а те оценивают проект, уже предложенные варианты его доработки и могут выдвигать собственные (альтернативные) предложения.

Тем самым П. Геддс одним из первых указал возможность граждан через развитие коммуникаций участвовать в защите и улучшении среды своего обитания, противостоя произволу властей и владельцев капитала, чьи планы вынуждены осуществлять нанимаемые специалисты. К счастью, теперь такое право на «общественные слушания» общепризнанно в демократических обществах и регламентировано нормами законодательства более 30 государств-членов ООН.

Подобные «отношения с публикой» позволяют повысить эффективность работы и самих управленческих структур, включая государственные органы. То есть такие ПР-связи выступают и как инструмент содействия им со стороны граждан при решении актуальных общественных проблем, включая балансирование между плюрализмом политических мнений и целостностью государства. Поэтому общедемократические тенденции требуют от государственных органов совершенствовать работу своих ПР-служб, определив приоритетом налаживание прямых и обратных связей с гражданами.

Исходя из вышеизложенного, основными функциональными задачами ПР в системе госуправления надо считать:

- налаживание и поддержание контактов с гражданами и организациями;

- информирование этих клиентов о подготавливаемых и принимаемых решениях;

- изучение мнения общественности по значимым проблемам;

- обеспечение своей организации прогнозами общественно-политических процессов и связанными с этим практическими рекомендациями;

- мониторинг и анализ реакции общественности на действия должностных лиц и органа власти в целом;

- формирование в общественном мнении позитивного образа своей организации.

Эффективное выполнение указанных задач является важной предпосылкой успешной

работы сотрудников всех органов государственного и муниципального управления, позволяя выявлять слабые мест», зоны конфликтов, а также стимулировать персонал к глубокому и тщательному изучению ситуаций в курируемых сферах, недостаточность чего остается пока одной их актуальных проблем в работе всех органов социального управления.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Литература

1. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2010. - 175 с.

2. Клягин, С.В., Осипова, Е.Н. Игра в «классики»: методология PR-коммуникации и динамика научных парадигм / Актуальные проблемы теории коммуникации. СПб.: Изд-во СПбГПУ. 2014. - 252 с.

3. Комаровский, В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.С. Комаровского. М., 2011. - 111с.

4. Симонова, Е.В. Механизм взаимодействия бизнеса с региональной властью и хозяйствующими субъектами [Текст] / Е.В. Симонова // Экономика предпринимательства: теория и практика. - 2015. - С. 68-69.

5. Симонова, Е.В. Формы и механизмы социально-экономического партнерства между бизнесом и государством [Текст] / Е.В. Симонова // Теоретические и прикладные вопросы экономки и сферы услуг. - 2014. - №8. - С. 46-50.

6. Система связей с общественностью органов региональной государственной власти: функции и структура [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-svyazey-s-obschestvennostyu-organov-regionalnoy-gosudarstvennoy-vlasti-funktsii-i-struktura (05.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.