Научная статья на тему 'Пути повышения качества самостоятельной работы студентов'

Пути повышения качества самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал МедиАль
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения качества самостоятельной работы студентов»

Сборник научных трудов «Избранные страницы истории и актуальные вопросы современной хирургии»

цессе мониторинга зарегистрировано прогрессирующее снижение вариабельности сердечного ритма со сдвигом вегетативного равновесия в сторону гиперсимпатикотонии и ростом индекса напряжения регуляторных систем (ИНРС). На 3-, 6-, 9-ом году наблюдения ИНРС, отражающий тонус симпатической нервной системы, прогрессивно возрастал, составив 92,9±88,5 у.е. - 209,0±73,8 у.е. -433,9±196,3 у.е., соответственно. За период мониторинга в группе наблюдения умер 31 пациент, из них в 10 случаях зарегистрированы жизнеугрожающие нарушения сердечного ритма, в 6 случаях - острый инфаркт миокарда. Двенадцать родственников подростков перенесли транзи-торную ишемическую атаку и 10 - острое нарушение мозгового кровообращения.

Наиболее чувствительным и прогностически информативным биохимическим показателем прогноза течения СТД в группе наблюдения явилось повышение коэффициента СОП/ОПСП более 1,5 (р<0,01) и снижение коэффициента БССК/ОССК менее 2,0 (р<0,001).

Заключение

Целенаправленная оценка данных семейного анамнеза, степени коморбидности и состояния автономной нервной системы у родственников лиц с ПМК является важным независимым предиктором прогноза продолжительности,

УДК 37.016:61

качества жизни пациентов, течения СТД и СТДС per se. При выявлении ПМК необходимо настоятельно рекомендовать пациентам и их родственникам проведение Эхо-кардиографии, СМАД, ЭКГ и, желательно, спектрального анализа сердечного ритма. Решающим и неблагоприятным для прогноза может стать для молодых мужчин -служба в армии с тяжелой физической нагрузкой; для женщин - беременность и роды. Тяжелая стрессовая ситуация, тяжелый физический труд может быть причиной остановки сердца и внезапной смерти у молодых людей. Необходимо целенаправленное лечение этой группы больных с включением препаратов магния, наблюдение у кардиолога, невролога, терапевта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верещагина Г.Н. Системная дисплазия соединительной ткани. Клинические синдромы, диагностика, подходы к лечению. Методическое пособие для врачей. Новосибирск. 2008. 37 с.

2. Земцовский Э.В. Диспластические синдромы и фенотипы. Диспластическое сердце. Спб: «Ольга». 2007. 80 с.

3. Земцовский Э.В. Недифференцированные дисплазии соединительной ткани. Состояние и перспективы развития представлений о наследственных расстройствах соединительной ткани. Дисплазия соединительной ткани. 2008. № 1. С. 5-9.

4. Morales A.B., Romanelli B., Boucek R.J. et al. Myxoid heart disease: an assessment of extravalvular cardiac pathology in severe mitrae valve prolapse. Hum. Pathol. 1992. V. 23. № 2. P. 129-137.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Макаров И.В., Галкин Р.А.,

Самарский государственный медицинский университет, кафедра хирургических болезней № 1

Актуальность

Все большее значение в образовательном процессе приобретает самостоятельная работа студентов (СРС). При изучении мировых направлений развития университетского образования отчетливо проявляются следующие тенденции:

а) современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов (и не только) требуется постоянное совершенствование собственных знаний;

б) в условиях информационного общества происходит принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания возрастающей долей самостоятельной работы студентов;

в) перемещение центра тяжести в обучении с «преподавания на учение», на самостоятельную деятельность студентов в образовании.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Материалы и методы

СРС способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачи СРС:

систематизация и закрепление полученны ских знаний, практических умений;

- углубление и расширение знаний;

- формирование умений использовать нормативную, справочную, специальную и др. литературу;

- развитие познавательных способностей и активности студентов;

-формирование самостоятельности мышления, спо> ностей к самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений;

- использование материала, полученного в ходе СРС на практических занятиях, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

В самостоятельной работе студентов можно выделить следующие виды [3]:

---"1. самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ и т. д.);

2. самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

3. внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Структурно СРС можно разделить на две части:

1) организуемая преподавателем (ОргСРС) и

/

№ 3 (8) сентябрь 2013 МЕД! 115

2) самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам, коллоквиумам и т. п.). Управление СРС - это, прежде всего, умение оптимизировать процесс сочетания этих двух частей.

Основаниями отбора содержания СРС являются: ГОС по специальности, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация и др.).

Технология конструирования заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.

Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля [1].

Основные характеристики самостоятельной работы студентов:

1. Психологические условия успешности СРС. Это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями.

2. Профессиональная ориентация дисциплин.

3. Ограниченный бюджет времени студента.

4. Индивидуализация СРС: а) увеличение удельного веса интенсивной работы преподавателя с более подготовленными студентами, б) деление занятия на обязательную и творческую части, в) регулярность консультаций с обучаемыми, г) исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании СРС, сроках выполнения.

Самостоятельная работа студентов зависит от взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе; уровня сложности заданий для СРС; включенности студентов в формируемую деятельность будущей профессии.

Основные виды мотивации СРС:

1. Внешняя мотивация - зависимость профессиональной карьеры от результатов учебы в вузе.

2. Внутренняя мотивация - склонности студента, его способности к учебе в вузе.

3. Процессуальная (учебная) мотивация. Проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы. Необходимо показать (доказать), что результаты СРС помогут ему лучше понять материал лекций, практических занятий и т. д.

Контроль в СРС не должен быть самоцелью для преподавателя, а прежде всего - стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента [4].

Следует включать результаты выполнения СРС в показатели текущей успеваемости, в билеты и вопросы на зачете (экзамене), от оценок которых зависит рейтинг студента, окончательная оценка, а следовательно, стипендия или ее размер. Многим студентам важен моральный интерес в форме общественного признания (приятно быть первым в группе, на курсе, на факультете).

Для эффективности СРС необходимо выполнить ряд условий [1, 2]:

1. обеспечение правильного сочетания по объему аудиторной и самостоятельной работы;

2. методически правильная организация работы студента в аудитории и вне её;

3. обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий;

4. контроль организации и хода самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.

Результаты и их обсуждение

Нами было проведено анкетирование среди студентов 3-го и 4-го курсов (150 человек), в ходе которого были предложены вопросы, связанные с СРС. Ниже приводим ответы студентов на предложенные им вопросы:

Мотивирует ли Вас преподаватель на выполнение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы? При работе в аудитории: да - 81%, нет - 10%, не всегда - 9%. При внеаудиторной работе: да - 69%, нет - 15%, не всегда - 16%.

Всегда ли ясны требования к выполнению самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы? При работе в аудитории: да - 62%, нет - 19%, не всегда - 19%. При внеаудиторной работе: да - 61%, нет - 8%, не всегда - 31%.

Всегда ли ясны критерии оценки самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы? При работе в аудитории: да - 70%, нет - 7%, не всегда - 23%. При внеаудиторной работе: да - 60%, нет - 14%, не всегда - 26%.

В ходе выполнения аудиторного самостоятельного задания можно воспользоваться помощью преподавателя? Да - 70%, нет - 2,5%, не всегда - 27,5%.

Всегда ли Вы получаете домашнее задание к практическому занятию? Да - 91%, нет - 1%, не всегда - 8%.

Какие компоненты присутствуют в структуре домашнего задания? Название раздела (темы) - 93%, источники информации - 63%, цель выполнения - 46, задания для самопроверки степени усвоения - 43%.

Совпадает ли по содержанию домашнее задание с вопросами и заданиями при проверке на занятии? Да -69,3%, нет - 0,5%, частично - 30,2%.

Какими средствами выполнения самостоятельной работы Вы обеспечены? Учебники, учебные пособия - 98,6%, муляжи, фантомы - 30,5%, оборудование - 38,8%, доступ в интернет - 60,8%, препараты - 42,4%, образцы -27,4%, методические материалы - 87,7%, обучающие программы - 22,1%, справочники - 54,1%.

Осуществляется ли индивидуальный подход при организации внеаудиторной самостоятельной работы студента? Да - 52%, нет - 19%, не всегда - 29%.

Предлагаем варианты СРС, используемые на кафедрах педиатрического факультета.

СРС во время аудиторных занятий под контролем преподавателя (во время курации больных; при решении ситуационных задач и тестов; во время дежурств в клиниках и отделениях; самостоятельных посещений к здоровым и больным детям в условиях детской поликлиники; при написании рефератов и ученических историй болезни; работа в студенческом научном кружке (с архивным мате-

116

МЕДИ-. ' № 3 (8) сентябрь 2013

Сборник научных трудов «Избранные страницы истории и актуальные вопросы современной хирургии»

риалом, дополнительной литературой, историями болезни и т. д.); при проведении консультаций к экзаменам).

Внеаудиторная самостоятельная работа:

- при выполнении студентом домашних заданий учебного и научного характера;

- решение студентами тестов и задач по изучаемым темам (тесты - на сайте кафедр или факультета);

- при работе с отечественной и иностранной литературой, с интернет-порталами, в библиотеке.

При формировании у студентов умений и навыков важным фактором является рационализация внеаудиторной работы студентов (время изучения материала: утро, вечер, другое), составление плана СРС, предоставление алгоритма выполнения домашнего задания, составление тезисов, конспектов, аннотаций, др.

При этом формами запоминая и усвоения материала, могут быть конспект, пересказ, заучивание, повторение, зарисовывание схем, рисунков, ассоциаций и т. д.

Проблемные точки в организации самостоятельной работы студентов:

1. Преподаватели не уделяют должного внимания мотивированию студентов на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.

2. Приступая к выполнению самостоятельной работы, студент не представляет четко требования, предъявляемые к ее выполнению.

3. При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы студенту часто не ясны критерии ее оценки.

4. Информирование студента о плане выполнения самостоятельной работы только преподавателем или только посредством «методички» не покрывает его потребность в информации.

5. В структуре домашнего задания часто отсутствует информация о цели его выполнения и задания для самопроверки степени усвоения материала.

6. Содержание вопросов исходного контроля знаний на занятии не всегда отражает содержание домашнего задания.

7. На младших курсах студенты часто не могут воспользоваться помощью преподавателя во время выполнения задания.

Выводы

Таким образом, СРС является важным элементом образовательного процесса. Для повышения качества СРС предлагаем следующие мероприятия:

1) внедрение интерактивных методов обучения, как на лекциях, так и на практических занятиях;

2) повышение мотивации студентов к самостоятельной работе путем поощрений;

3) воспитание и формирование у студентов умений и навыков самостоятельной работы;

4) создание единой информационной электронной интерактивной системы (интернет-сайты кафедр), электронной системы контроля знаний; на сайте кафедр предлагаем размещать темы, сроки выполнения, форму отчета;

5) предоставление возможности консультирования студентов по интернету, в социальных сетях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтайцев А.М., Науов В.В. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. В кн.: Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1-3 марта 2001 г.) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Мн.: Пропилеи, 2002. С. 229-241.

2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технологии, организация. М.: Издательство МЭСИ, 1999. 196 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента. Высшее образование в России. 2000. № 1. С. 114-115.

4. Попов Ю.В., Подлеснов В.Н., Садовников В.И., Кучеров В.Г. и др. Практические аспекты реализации многоуровневой системы образования в техническом университете: Организация и технологии обучения М.: Издательство МЭСИ, 1999. 52 с.

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ

Шибанов В.Я., Макаров И.В., Галкин Р.А.,

ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский универа

Кафедра хирургических болезней № 1 ГБОУ ВПО СамГМУ была основана в 1970 году для преподавания общей хирургии и хирургических болезней студентам стоматологического и педиатрического факультетов. Программой высшей школы предусмотрено изучение основ анестезиологии и реаниматологии по предмету «общая хирургия» в течение двух занятий и двух лекций на 3-м курсе педиатрического и 2-м курсе стоматологического факультетов. В последние годы изучение этого предмета проводится дополнительно в виде элективных занятий на 6-м курсе педиатрического факультета.

Цель работы: обобщение опыта преподавания анестезиологии и реаниматологии на кафедре хирургических болезней в период с 1977 по 2012 год.

^--'''''Результаты и их обсуждение

С 1977 года на вакантную штатную должность ассистента кафедры хирургических болезней был принят практикующий врач анестезиолог-реаниматолог и это решение было

оправдано всей последующей деятельностью кафедры.

В семидесятые годы прошлого столетия проходило интенсивное совершенствование общего обезболивания в хирургии и наметилось уменьшение доли местной анестезии. Поэтому, учитывая высокую хирургическую активность

ч V /

№ 3 (8) сентябрь 2013 МЕД! 117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.